Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Чинопоследования церкви. Молебные пения Чинопоследования при основании и освящении храма Чин на основание церкви Основание и построение храма может совершаться только правящим архиереем церковной области или посланным от него священником. Виновный в сооружении церкви без благословения епископа подвергается определенному наказанию как презирающий епископскую власть. После закладки фундамента для храма совершается «Чин на основание храма» – все вместе называется закладкой церкви. На месте будущего Престола, по указанию Требника, ставится приготовленный заранее деревянный крест. Основание церкви (если она каменная) устраивают следующим образом. 1 . По периметру будущего храма выкапывают рвы. 2 . Готовят строительные материалы: камни, известь, цемент и другие, необходимые для закладки. 3 . Приготавливается специальный камень, имеющий четырехугольную форму. На нем высекают или изображают крест. 4 . Под крестом (по желанию епископа) может находиться место для вложения святых мощей, и в этом случае делается закладная надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основася сия церковь в честь и память (указывается наименование праздника или имя храмового святого), при Патриарсе Московстем и всея Руси (имя его), при святительстве Преосвященнейшаго (имя епископа и града его), и положены суть мощи святаго (имя его). В лето от сотворения мира (такое-то), от Рождества же по плоти Бога Слова (год, месяц и день)». Основание храма может быть совершено и без положения мощей святого и закладной надписи. Если церковь будет деревянной, то вместо рвов выкапывают две ямы: для закладки четырехугольного камня под будущей алтарной абсидой и для установки креста на месте Престола. Должны быть приготовлены и бревна для фундамента. Чин на основание храма может совершаться в двух вариантах. 1 . Сокращенный чин по Большому Требнику. 2 . Чин по Дополнительному Требнику. Перед совершением чина по Дополнительному Требнику архиерей или священник, если чин совершает он, облачается во все священные одежды своего сана. Начинается крестный ход, когда архиерей (или священник) идет к месту закладки храма в сопровождении всего клира. Архиерею (или священнику) предшествуют два диакона с кадилами, священники с крестами, хор поет литийные стихиры празднику или святому, в честь которого будет заложен храм. На месте закладки заранее ставится стол с Евангелием и крестом. Последование чина на основание храма

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Патриарх Кирилл: Забытый и униженный святитель Макарий вернулся к своему народу 1 сентября, 2016. Новостная служба Мощи просветителя алтайцев были доставлены к месту закладки нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса в Горно-Алтайск 1 сентября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса в Горно-Алтайск Кафедральный собор будет построен в центре города в память о разрушенном в 1946 году одноименном храме, бывшем центром православной жизни Горного Алтая. Духовенство и верующие Горно-Алтайска собрались на месте закладки собора, чтобы помолиться и поклониться честным мощам святителя Макария (Невского). Мощи просветителя алтайцев были доставлены из аэропорта к месту закладки и установлены под сенью. После того как верующие приложатся к святыне, мощи будут принесены в храм преподобного Макария Алтайского (Глухарёва), сообщает пресс-служба патриархии. После закладки собора Патриарх Кирилл вознес молитву святителю Макарию у его честных мощей, а также совершил молитву на начало нового учебного года. Предстоятель Русской Церкви также обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Каллистрат! Уважаемый Александр Васильевич! Дорогие отцы, братья и сестры! С совершенно особым чувством я вступил в этот раз на землю Горного Алтая вместе с честными мощами святителя Макария, который всю свою жизнь связал с этим местом и с народом, который здесь живет. Святитель Макарий прибыл сюда сравнительно молодым человеком и поставил своей задачей, в первую очередь, помочь алтайцам обрести собственный литературный язык. Он начал усиленно изучать их речь, с тем чтобы перевести на алтайский Евангелие, богослужебные последования, другие книги, которые дали бы алтайцам возможность познакомиться с Православием. Проповедь о Христе на этой земле не сопровождалась угнетением местного народа, в отличие от того, как это бывало за пределами Руси, где вера нередко насаждалась огнем и мечом, а результат оказывался отрицательным, потому что нельзя проповедовать о любви, при этом действуя без любви. Святитель Макарий, будучи еще совсем молодым человеком, по-настоящему полюбил этот край, этот народ и делал все для того, чтобы помочь людям увидеть лик Христа и понять, что с христианством связано самое важное, что у них есть, — любовь; потому что Бог как Любовь, как Источник любви, через веру укрепляет людей в способности любить друг друга.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-zabyit...

Предстоятель Русской Церкви совершил чин освящения закладного камня в основание нового кафедрального собора в Новороссийске 24 октября 2014 г. 17:46 24 октября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание морского кафедрального собора в честь святителя Николая Чудотворца в городе-герое Новороссийске. За богослужением молились члены Священного Синода Русской Православной Церкви, заседание которого  состоялось  накануне в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви на Юге России. В их числе постоянные члены Синода —  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ,  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ,  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , глава  Митрополичьего округа  в Республике Казахстан  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа   митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Павел , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ; временные —  митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор ,  архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон ,  епископ Единецкий и Бричанский Никодим ,  епископ Петропавловский и Камчатский Артемий ,  епископ Вологодский и Кирилловский Игнатий . Также за богослужением молились глава  Кубанской митрополии   митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий ,  епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност , духовенство и верующие  Новороссийской епархии . В церемонии приняли участие полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе В.В. Устинов, заместитель главы Администрации (губернатора) Краснодарского края Г.Д. Золина, глава муниципального образования город-герой Новороссийск В.И. Синяговский.

http://patriarchia.ru/db/text/3809323.ht...

Сайт СПбПДА: М.В. Шкаровский. Храм святых Двунадесяти апостолов Петроградской Духовной Академии ноября 2013 10 июня 1817 года на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии 10 июня 1817 года на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии с водружением креста в основании " назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов " . 26 августа 1819 года храм во имя святых Двунадесяти апостолов торжественно освятил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Михаил в присутствии приглашенных членов Святейшего Синода, Комиссии Духовных училищ и академической конференции. Сердце столичного храма богословской науки забилось. Ввиду тесноты помещения для расположенных в Александро-Невской Лавре Духовно-учебных заведений, после их преобразования в 1808-1809 гг., митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Амвросий (Подобедов) в 1811 г. возбудил ходатайство о постройке для Духовной Академии на лаврской земле особого здания. В том же году архитектор Александр Егорович Штауберт предложил проект подобного здания, но осуществить его не удалось. 3 марта 1817 г. был высочайше утвержден проект трехэтажного академического здания, составленный архитекторами Луиджи (Алоизия Ивановича) Руска и Джакомо Кваренги, а 6 марта император Александр утвердил строительный комитет, состоявший из членов академического правления и архитектора Л. Руска. 1 10 июня 1817 г. на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии с водружением креста в основании " назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов " . 2 Строительные работы вчерне были завершены осенью 1817 г.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Пашия. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь при Пашийском заводе заложена в июле 1790 г., а к концу 1800 г. была освящена. Здание выролнено в духе раннего классицизма. Церковь кирпичная, двухэтажная, " кораблём " . Фасады прорезаны прямоугольными оконными проёмами, выделенными на первом этаже замковым камнем. Поперечные стены на фасадах отмечены плоскими пилястрами. Междуэтажный ступенчатый карниз проходит по всему объёму здания, венчающий ступенчатый карниз имеет незначительный вынос. На южном и северном фасаде размещены неглубокие арочные ниши. В настоящее время не используется. Историко-архитектурное наследие Пермского края. Каталог-справочник. Пермь, 2011г. " В ноябре 1786 года на заводе, строительство которого велось на речке Пашия, была введена в действие первая доменная " фабрика " . И управитель Пермского имения князя Голицына Иван Воронин докладывал, что " оный завод по воле их сиятельств для всегдашнего в делах употребления именовать Архангело-Пашийским " . При новом заводе появился поселок мастеровых - крепостных князя М.М. Голицына. Князь дает указание своему доверенному - " ...строить церковь, выбрав место пристойное... " На возвышенности, господствующей над поселком, и заложили православный храм. Первый престол в новой церкви Архангело-Пашийского завода освятили 7 (19) января 1791 года во имя Богоявления Господня. Тогда же прошло первое богослужение. В 1929 году история храма оборвалась. Церковь закрыли, с того момента началось ее разрушение. " Считается, - пишет в своей работе известный краевед В.В. Киреев, - что православные церкви своей алтарной стороной ориентированы на восток. Но древние строители не всегда придерживались этого правила и закладывали церкви чаще по восходу солнца, и примером тому является Архангело-Пашийская Свято-Троицкая церковь. Своей продольной осью она отклоняется от линии восток-запад к северу на 32 градуса. У нас нет документов, устанавливающих дату закладки церкви, но этот ориентир дает достаточное основание, хотя бы предположительно, ее определения. Так как в каждом районе солнце восходит в определенном месте, то по таблицам восхода можно определить месяц и число ее закладки. Для наших мест самый ранний восход близкий к азимуту 32 градуса от линии восток-запад происходит в 4 часа 11 минут, что соответствует датам от 16 до 22 июня по новому стилю. Можно предположить, что церковь, освященная в честь Святой Троицы, и была заложена в пятидесятый день после Пасхи, то есть в праздник Троицы. Находим, что ближайшим годом, когда празднование Троицы приходилось близко к указанным датам, а именно 31 мая старого стиля или 13 июня нового стиля, является год 1786. С достаточной вероятностью эту дату и следует считать датой закладки Архангело-Пашийской Свято-Троицкой церкви " .

http://sobory.ru/article/?object=16980

Глава XIV. Освящение больничной Скорбященской церкви; начало скита; П.И. Куманин; закладка скитского храма и освящение; кончина Александровой и погребение; ее рассказ из прошлой жизни; 1 мая 1862 года, сильное наводнение на Угреше, повреждение плотины и прудов; поручение мне от владыки в 1863 перестроить Вознесенский Московский монастырь В 1860 году к июлю церковь во имя иконы Всех скорбящих Радости, что при нашей монастырской больнице, была совершенно готова. Совершить освящение угодно было самому владыке, и для сего он приехал накануне определенного дня, то есть июля 23-го, и в этот раз, как и во все прочие разы, он прибыл в утреннее время, передлитургией. Во время всенощной выходил на литию и величание, а на утрене совершено освящение, и после литургии роздано до тысячи небольших финифтяных икон, заказанных еще при жизни Павла Матвеевича, по его собственному желанию, но которые пришлось раздавать уже после его кончины. При освящении в сослужении с владыкой участвовали благочинный отец Паисий, архимандрит Покровский, я и еще два из монашествующих. В Скорбященской церкви обе местные иконы, храмовая Божией Матери и Спасителева из келейных икон Александровых, храмовая пожертвована Марией Григорьевной, которой она принадлежала и которая считала ее чудотворной, но не могу сказать, по какому именно чуду, от нее совершенному. Икона местная Нерукотворенного Образа весьма древняя, и полагают, что она работы известного Андрея Рублева, жившего в конце XIV и начале XV века. К освящению было сделано вновь: 1) вся церковная утварь золоченая серебряная; 2) хоругви, шитые золотом по серебряному глазету, и 3) девять соборных облачений из алого атласа, затканного золотом. Владыка обошел все больничные палаты, аптеку, келии смотрителя, служителей и кропил их святой водой. В этот же день открыта была и богадельня для престарелых на десять человек, устроенная по воле Александрова. Владыка в этот раз был в особенно веселом расположении духа и, пришедши в настоятельские келии, когда я ему поднес чай, он спросил меня: «А много ли лет, что ты здесь живешь в монастыре?» Я отвечал ему, что 27 лет и на это он опять мне сказал: «А я думал, что гораздо более»; пожелал мне жить еще много лет и говорил мне много лестного и отрадного, чего прежде я никогда от него не слыхивал. Когда подали закуску, владыка спросил: «А где же кулебяка?» Я говорю: «Простите, владыка святый, кулебяки нет». – «Ну, какой же это праздник, когда нет пирога?»

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Потапово, урочище. Церковь Николая Чудотворца (новая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Петра апостола , Зосимы и Савватия Соловецких Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1893 и 1897. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Угличский район, урочище Потапово Координаты: 57.496448, 37.863648 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты " Июня 21-го, в погосте Потапове, находящемся по Кашинскому тракту, в 25 верстах от г.Углича, было совершено при торжественной обстановке освящение великолепного трех-престольного храма во имя св.Николая чудотворца, сооруженного усердием коммерции советника П.А. Смирнова (уроженец этой местности, известный виноторговец). Закладка храма была совершена в 1893 году. Настоятель церкви о.Василий Стратилатов " . Освящение новоустроенной церкви в селе Потапове Мышкинскаго уезда (Июня 21) ... Июня 21-го, в погосте Потапове, находящегося по Кашинскому тракту, в 25 верстах от г.Углича, было совершено при торжественной обстановке освящение великолепнаго трех-престольнаго храма во имя св. Николая чудотворца, сооруженнаго усердием коммерции советника П.А.Смирнова. Здесь до сих пор существовала старинная двух-этажная каменная церковь с двумя престолами. С течением времени она пришла в такую ветхость, что в ней совершать богослужения было далеко не безопасно. Кроме того она была мала по своему объему, так что в праздничные дни богомольцы принуждены были стоять во время богослужения на паперти. Уроженец этой местности известный виноторговец П.А.Смирнов пожелал устроить здесь новый обширный храм, и в настоящее время его желание осуществилось. Закладка храма была совершена в 1893 году, а через два года было приступлено и к его внутренней отделке. Вновь сооруженный храм, по своей красоте и великолепной внутренней отделке, принадлежит к числу выдающихся церквей Ярославской епархии. Он выстроен в Византийском стиле, по проекту архитектора Гейнца. Длина церкви с алтарями 17 саженей, ширина 9, а вышина более двенадцати саженей. Все три алтаря расположены в один ряд. Верх церкви увенчан пятью громадными куполами, с вызолоченными крестами. К западной части храма примыкает трапеза, а над западными дверями помещается о четырех ярусах колокольня с шатрообразною кровлею, увенчанной вызолоченною главою и крестом. На третьем ярусе колокольни помещены восемь колоколов, из которых главный весит триста пудов, а остальные более трехсот пудов.

http://sobory.ru/article/?object=39777

9 января 2000 г. состоялось освящение первого камня и закладка капсулы в основание реконструируемого собора во имя Святого великого воина Руси. Владыка Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский вознес молитву Господу и выразил благодарность всем тем, кто принимал и принимает участие в восстановлении храма. Восстановление храма продолжается по настоящее время. Кафедральный Александро-Невский собор В центре города Симферополя разбит сквер Победы, в нем на постаменте установлен танк Т-34 - памятник воинам, павшим за освобождение Симферополя в апреле 1944 года. До недавнего времени мало кто знал о том, что на месте этого парка еще в начале века возвышался главный собор города во имя святого благоверного князя Александра Невского. История этого храма интересна и трагична. Он стал одной из первых монументальных построек нового губернского города. Екатерина Великая во время посещения Симферополя высказала идею о возведении собора, но его строительство долго не начиналось из-за смерти Г. А. Потемкина (1791 г.), а затем и самой императрицы (1796 г.). В 1804 году протоиерей Никита Петровский и священник Кирилл Забуженко обратились к Таврическому губернатору Мертвого с просьбой начать строительство храма. Губернский архитектор Карасев разработал проект будущего собора, сметная стоимость которого должна была составить 81 тыс. 529 руб. Но этот проект не был принят. Автором нового проекта стал петербургский архитектор Л. И. Руско. Для строительства нового храма выбрали место на берегу Салгира, в Александровском редуте, который соорудил во время военных действий генералиссимус князь Италийский граф Суворов Рымникский (в настоящее время на этом месте находится гостиница «Украина»). В мае 1810 года состоялось освящение места будущего строительства и закладка храма. Губернатор А. М. Бороздин заключил подряд на строительство собора с французами П. Николом, И. Ферри, Б. Латти. Они должны были не только построить храм, но и отремонтировать Суворовский редут. В то же время сделали заказ в Петербургский иконописный цех К. Венедиктова. Всего за 2 месяца было выполнено 30 икон, среди них образ Христа Спасителя, Богоматери, святого апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова, святых Архангелов Гавриила и Михаила. Все иконы были отправлены в Симферополь.

http://sobory.ru/article/?object=50184

В Саранске освящен собор в честь святого праведного воина Феодора Ушакова 6 августа, 2006. Редакция " Правмира " Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Великое освящение собора в честь св. прав. воина Феодора Ушакова в Саранске — столице Мордовии. Строительство собора было начато в 2002 году, 9 сентября 2004 года состоялась церемония закладки капсулы в фундамент строящегося собора. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Великое освящение собора в честь св. прав. воина Феодора Ушакова в Саранске — столице Мордовии. Строительство собора было начато в 2002 году, 9 сентября 2004 года состоялась церемония закладки капсулы в фундамент строящегося собора. Проливной дождь, при котором начался чин освящения, не испугал верующих — при великом событии хотело присутствовать столько людей, что не все даже смогли войти в храм, многие следили за происходящим и молились на улице. Дождю были даже рады — св. праведный Феодор — покровитель всех, по водам плавающих. После чина великого освящение собора и первой Божественной литургии в его стенах, Святейший Патриарх Алексий обратился к присутствующим с Первосвятительским словом, в котором выразил благодарность всем, кто принимал участие в возведении собора. Предстоятель Русской Церкви поздравил жителей Саранска с праздником — освящением нового кафедрального собора и высказал уверенность в том, что этот храм станет духовным центром столицы Мордовии. На молитвенную память о Первосвятительском визите на мордовскую землю Святейший Патриарх приподнес в дар духовенству Саранского кафедрального собора набор евхаристических сосудов. Высота храма составляет около 60 метров. Общая площадь собора составляет около 900 квадратных метров. Внутреннее убранство храма изготавливали мастера из Зубово-Полянского района Мордовии, Саратова и подмосковного Софрино. Житие праведного Феодора Ушакова Адмирал Российского флота Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми благочестивыми и глубоко верующими.

http://pravmir.ru/v-saranske-osvyashhen-...

Верхотурье. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий собор, каменный, двухпрестольный. Заложен в 1703 г. С момента закладки указом Синода присвоен соборный статус. Построен в стиле барокко. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 16 апреля 1709 г. Левый придел во имя священномученика Харалампия. В 1922 г. изъято 2 пуда 31 фунт 92 золотника серебра (45,6 кг). С 1925 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыт в 1932 г. Возвращен в 1991 г. Действующий с 1998 г. В деревянном виде церковь в честь Живоначальной Троицы была заложена в 1598 году, по окончании строительства Бабиновской дороги, связующей Центральную Россию с Сибирью. На месте города Верхотурье первоначально существовала пограничная застава с таможней, а вокруг нее стал образовываться торговый город. Троицкий храм существовал как походно-полевая церковь на пограничной заставе. С ростом и развитием Верхотурья Троицкий храм становится центральным городским собором. Деревянное здание храма, стоявшего на высоком берегу Туры, не сохранилось. В 1703 году практически на этом же месте был заложен каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, а вокруг него выстроили кремль с бойницами для стрелецких пищалей. С момента закладки указом Святейшего Синода Свято-Троицкому храму был присвоен соборный статус. Русские государи Алексей Михайлович, а впоследствии Петр I сознавали важнейшее государственное значение Верхотурского кремля на границе Урала и Сибири: храм и Верхотурский кремль строился полностью за счет государевой казны. Главный придел Свято-Троицкого собора освящен 16 апреля 1709 года. Собор построен в стиле барокко - светлый, воздушный, пятиярусным освещением. В годы советской власти храм был закрыт. С 1932 года богослужения в нем не проводились, собор и кремль постепенно ветшали и разрушались. В 1998 году в Свято-Троицком храме были возобновлены богослужения. Впоследствии Свято-Троицкому собору указом Правящего Архиерея был придан статус Архиерейского подворья. Единственный храм в Верхотурье, где совершаются таинства крещения и венчания, ибо в монастырских храмах их совершать не принято. Памятник истории и архитектуры мирового значения, находится под охраной ЮНЕСКО. Прихожане храма особо почитают икону Пресвятой Богородицы " Неупиваемая Чаша " . Есть в соборе и другие чтимые святыни - икона Пресвятой Богородицы " Казанская " , написанная в XVIII веке, и образ Воскресения Христова невьянского письма. Казанский образ - древний, являющий собой образец письма невьянской иконописной школы. А Крест-распятие с предстоящими святыми сделан местными умельцами, уже в наши дни.

http://sobory.ru/article/?object=00344

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010