Особо остро встал вопрос о спасении молодежи, которой надо было давать образование и надежду на устройство жизни в Европе, поскольку чаемое возвращение на родину явно отодвигалось. В университетах Софии, Белграда, Праги, Берлина возникли специальные группы русских студентов или даже целые факультеты для русской молодежи, где преподавали лучшие кадры русских профессоров, поддерживался русский научный язык, русская ментальность и, кстати, совершались научные открытия. Целая генерация русских ученых, влившись в научную элиту разных стран, чрезвычайно мощно содействовала техническому прогрессу как в Европе, так и в Америке. В начале 1920-х гг. единомысленные священники и профессора, видевшие главную задачу своего пребывания за рубежом в спасении и воспитании православной молодежи, стали объединяться и планировать свои действия под руководством митр. Евлогия (Георгиевского). Рубежом стал первый организационный съезд Русского студенческого христианского движения (РСХД) в местечке Пшеров (Чехия) в сентябре 1923 г. Конференция проходила в старинном замке, где в главном зале устроили временный храм. Были приглашены профессора: прот. С. Булгаков, А. В. Карташев, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, П. И. Новгородцев, Г. В. Флоровский, Л. А. Зандер. Съезд был организован А. И. Никитиным, Л. Н. Липеровским и семьей Зерновых, а душой конференции стал о. Сергий Булгаков. Прот. С. Булгаков родился и вырос в священнической среде г. Ливны Орловской губернии. В юношеские годы, заразившись идеями марксизма, он потерял веру в Бога и ушел из семинарии, в возрасте 23 лет окончил юридический факультет Московского университета и начал там же преподавать. В 1901 г. он защитил магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие» и переехал в Киев на должность профессора Политехнического института и приват-доцента Киевского университета. На это время приходится его возвращение к христианскому мировосприятию и глубокое философское и религиозное осмысление основных вопросов жизни. В 1906 г. Сергей Николаевич вернулся из Киева в Москву на должность приват-доцента Московского университета и профессора Московского коммерческого института, а в 1910 г. произошла его встреча с о. Павлом Флоренским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Закончился Крестный ход у Свято-Георгиевской церкви возле южной части железнодорожного вокзала чтением Акафиста Святому Великомученику Победоносцу Георгию, после которого крестоходцы поздравили друг друга с днем тезоименитства Георгиев-Юрий-Егоров, а также Анатолиев, Софий и Александров. Православные Киева прошли Крестным ходом и в день самого Праздника Великой Победы - 9 мая. Сначала часть из них участвовала в церковном шествии вместе с киевским духовенством, монашествующими и студентами Киевской духовной семинарии к Могиле Неизвестному солдату в парке Славы. Там состоялась торжественная панихида по павшим воинам освободителям Киева, Украины от немецко-фашистских захватчиков, которую возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Затем, вместе с прибывшими из различных храмов Киева представителями православной общественности, состоялся Крестный ход от Киево-Печерской Лавры в парк Славы, где верующие под пение Пасхального тропаря и возгласов «Христос Воскресе!» возложили цветы у могил советских воинов. Этот Крестный ход начался только около 14-00, поскольку до этого времени, по словам представителей МВД, существовала угроза крестоходцам со стороны радикальных националистов. Отдав дань памяти павшим героям в парке Славы, крестоходцы затем вернулись к главному входу Лавры, где и был закончен Крестный ход. Особенностью нынешнего Крестного хода в День Победы 9 мая стало также то, что после пения церковных молитв его участники с большим воодушевлением распевали песни о Великой Отечественной войне. Многие православные активисты вместе с иконами несли портреты своих отцов и дедов – фронтовиков. Выступавшие после завершения Крестного хода верующие говорили, что, несмотря на все вышеперечисленные негативные факторы, память о Победе нашего народа в Великой Отечественной войне всегда будет жить в наших сердцах. И мы должны все сделать так, чтобы наши дети и внуки никогда не забывали о великом беспримерном подвиге советского воина-освободителя нашей Родины и всей Европы от фашистской чумы.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/13/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Антоний (Паканич) о Константине Паустовском 15.07.2021 785 Время на чтение 4 минуты Источник: Православная жизнь Священное Писание направляет мысли каждого из нас на идеалы человечности, ибо мы созданы по образу и подобию Божию. Константин Георгиевич Паустовский был настоящим христианином и человеколюбцем. Фото: pravlife.org Родился мастер прозы в Москве в 1892 году, был крещен в Георгиевской церкви. В метрической книге указано, что отец писателя и мать православного вероисповедания. Через 6 лет семья переехала в Киев, где «москвич по рождению и киевлянин по душе» учился в Первой киевской гимназии, Киевском университете, здесь был написан его первый рассказ. Писатель стал свидетелем революций, в годы Великой Отечественной работал военным корреспондентом. В советское время страну, в которой обрушились устои православия и царствовал воинствующий атеизм, Паустовский был склонен описывать, взывая к самому Творцу: «Боже, до чего Ты довел Россию. Хочется молиться в теплых блещущих матовым золотом полутемных соборах. Молиться и знать, что за папертью идут в голубых огнях и снегу тихие площади Кремля, живет быт, пушистые снежинки падают на бархатную девичью шубку. Молиться… Больше умирают от этой душевной тошноты, тоски и одиночества, чем от голода и сыпняка». В дневниках религиозным подтекстом насыщены строки автора о «глухом чугунном» времени, когда власть «прикармливала интеллигенцию»: «Кто из них потом повесится, как Иуда, на высохшей осине? Кто однажды продал душу? Господи, да минует меня чаша сия». Молитва была услышана. Горькая чаша миновала писателя. Он всю жизнь посвятил описанию «молитвенной, церковной красоты» родной земли и воспеванию души человека, сознаваясь: «Бог прислал меня на землю с даром красок. Поэтому – я художник. Я остро чувствую краски и настроения дней, хотя близорук. И в людях я чувствую краски их души. Пишу, и слова ложатся мазками, как краска на холст, и вся моя мысль – в этих тонах, то блеклых, то густо-алых, но больше всего золотых, золотеющих, насыщенных внутренней теплотой».

http://ruskline.ru/opp/2021/07/15/mitrop...

Наш земляк дважды герой Советского Союза Сидор Ковпак служил срочную, если можно так выразиться, еще при царе. Отбыв военную службу в Александровском пехотном полку в Саратове, он остался работать там же в речном порту. Но вскоре на нашу землю пришла Первая мировая, в которую Ковпак был мобилизован и отличился – дважды стал кавалером Георгиевского креста. Вскоре после революции он вернулся в родную Котельву…      1993 год. Курская область, город Обоянь. Харьковчанин-продавец на рынке: – Раньше мы из Харькова доезжали сюда на своем «запорожце» за два часа. Сейчас едем пять. Таможню выдумали: «А в багажнике что? А в сумках? А в карманах? А круглая печать есть?» Пока этих фантиков им в карман не сунешь, купонов… Зарабатывают, советскую экономику развивают. Ну да, да, теперь не советскую. Ладно мы на «запорожце», а если машина иномарочная, так на той и за пять часов не доедешь. Хотя смотря сколько фантиков сунуть. А ведь «запорожец» теперь тоже для вас иномарка. Знаешь, как у нас его зовут? «Опель-Кравчук»! Да… Оттяпал себе республику и не знает, что с ней делать. Заварили кашу, скорей бы это всё закончилось. Поначалу я думал, что это всё так, очередной завих, и скоро эти глупости прекратятся. Теперь кажется, что всё только начинается. И куда прикатимся… 1998 год. Воронеж. Валерий, переселенец из Вышгорода Киевской области: – Да, жилье у вас тут недешевое, еле наскреб на однушку. Я сам родился в Казахстане, всю жизнь там проработал. Потом, когда русских заставили на казахском разговаривать и с работы увольняться, мы (нас несколько семей) решились в Россию переехать. Помню, еще при Союзе, к брату в Вышгород ездил гостить. Нравилось. Он еще тогда к себе звал, да смысла не было. Я ж не думал, что… Словом, для меня Киевская область и была Россией. Вот сдуру алма-атинскую квартиру за бесценок отдал и переехал к брату. Хотя почему «сдуру»? – выбора не было, гнали. Семью перевез. Все русские тогда утекали, и многие – на Украину… Не заметили, как всё это произошло. Как в Воронеже оказался? Так на Украине то же самое началось, как и у казахов. Нас – врачей – заставили всю документацию переводить на мову. Ну мы и хохотали! Думали: очередная глупость начальства. Мы ж тогда со смеху украинские названия медицинским терминам выдумывали, «из пальца». Сидели в ординаторской, сочиняли и хохотали. Главное, во всем мире в медицине латынь, а у них и тут мова. Лишь бы на русский не было похоже. Дохохотались. Нет, наши сочинения-то там прижились, только… Да просто есть там врачу нечего, вот и вся причина! Тут уж хоть мова, хоть латынь… Теперь вот еще раз в Россию переехал. А только и в этой России врачу не легче. С гражданством теперь вожусь. Пока в карман им не сунешь… Зарабатывают люди. Везде одинаково, проще было в самом начале казахский выучить.

http://pravoslavie.ru/74722.html

В этот же день около двух часов дня я уже получил предписание явиться в распоряжение командира второй роты, а подпоручику П. – явиться в двенадцатую роту. Вторая рота в этом бою не принимала участия в атаке, весь первый батальон был в резерве, а принимали участие второй, третий и четвёртый батальоны. Командира второй роты я ещё не видел до сего времени, несмотря на то, что в полку уже околачивался около недели. Зашёл к нему в землянку, вижу –  спиной ко мне стоит человек, на нём солдатская шинель, накинутая на плечи, погон не видно. Этот человек разговаривает с кем-то. Я обратился к нему: «Могу ли я видеть командира второй роты?». Он повернулся ко мне лицом: «Я командир роты». Не рассматривая, кто там сидит, я ему представился и подал предписание. Он не замедлил меня представить сидящему в углу землянки офицеру, тот быстро встал и отрекомендовался: «Подпоручик Г.». Командир роты добавил: «Герой сегодняшнего боя!..». Подпоручик Г., склонив голову, произнёс: «Не надо преувеличивать»… Мой непосредственный начальник, командир роты, был в чине прапорщика, ускоренного выпуска Киевского военного училища . На фронте уже больше года, ротой командует десять месяцев, не имея ни чинов, ни орденов. В разговоре с ним я заметил, что всякий интерес к военной службе в нём угас, как будто кто-то его обидел или недооценил его заслуги перед Отечеством. Командир роты махнул рукой и устало произнёс: «Вот, хотя бы поручик Г. (подпоручик был не в чине поручика, но принято всегда было называть подполковника – полковник, штабс-капитана – капитан, подпоручика – поручик: так легче, и соблюдалась вежливость, и не умалялось достоинство человека), – да, поручик Г. отличился сегодня в бою со своей ротой, взял в плен целую роту противника вместе с командиром роты и одним младшим офицером. А что, Вы думаете, он за это получит? Кроме благодарности и приказа по полку – больше ничего. А по статусу должен получить Георгиевское оружие!.. Г., может быть, ещё питает надежду получить законную награду, но это потому, что он не знает наших существующих нынче порядков в полку. Он роту принял всего три недели тому назад, а в полку на фронте – всего один месяц. Не знает он и того, что кто ничего не делает – тот и получает награды. У нас был тут “знаменитый” полковой адъютант. Будучи адъютантом, он нахватал себе орденов и чинов до подполковника, а сейчас – уже командир третьего батальона. То есть подразумевается, что все успехи, какие имел полк, зависели от его рекогносцировки. Не командовал он ни одного дня ротой, а из адъютантов сразу принял батальон. И командир полка – у него на поводу… Как видно, ничего самостоятельно не решает».

http://azbyka.ru/fiction/tak-eto-bylo-kn...

“. ...Русская Старина 1890 г., февраль, стр. 396.–Н. П. Барсуков в Х-ой книге Жизни М. П. Погодина приводит не особенно убедительные свидетельства для доказательства несправедливости сей молвы. 11 Погодин писал Шевыреву 10 октября 1848 г.: „Оболенский указывал на места. Бодянский спрашивал Строганова 2 раза и читал ему все главы сполна». Гр. Строганов –Уварову 16 ноября 1848 г.:... Бодянский «два раза обращал внимание мое на содержание Флетчера и несмотря на его представление статья была назначена мною к печати». 12 11 ноября 1848 г. он в следующих выражениях просил дозволения приехать в Спб.: „считая необходимым изъяснить вашему сиятельству (госуд. канцлеру) некоторые обстоятельства по делам Московского главного Архива и состоящей при нем Комиссии печатания государств, грамот и договоров, я желал бы иметь честь лично представить мои объяснения нашему сиятельству». 19 ноября дозволено. Возвратился в Москву 29 марта 1849 г. 13 Историч. Вестник 1887 г., декабрь, стр.517. Дневник О. М. Бодянского под 23 декабря 1852 г. 15 Официальное письмо о сем О. М. Бодянского к М. П. Погодину от 8 октября напечатано Н. П. Барсуковым, т. X, стр. 158. 16 Ответа на второе предложение (как поступить с остальными экземплярами) в деле Канцелярии попечителя Московского учебного округа нет. 17 14 февраля 1854 г. О. М. Бодянский отдал 1 экз. Флетчера помощнику попечителя Киевского учебного округа: „оп выманил у меня один экземпляр Флетчера, которого до сих пор никто еще не в силах был выпросить14. Историч. Вестник, 1887 г., декабрь, стр. 526. 20 Сведения об этом находятся в приводимом ниже представлении Головнина в июне 1864 г. в Комитет министров. В Архиве Министерстве народного просвещения нет этого доклада Головнина (сообщение товарища м. н. пр. Георгиевского от 23 декабря 1908 г., за 15606). 21 Печатный экземпляр его находится в библиотеке Московского главного Архива Министерства иностранных дел 6370 в 8-ку). 23 I пункт – изложение представления Головнина и его записки о Флетчере; II пункт – о количестве экземпляров Чтений рассылаемых лицам и учреждениям. Читать далее Источник: " Дело Флетчера " 1848-1864 гг./С.А. Белокуров. - Москва : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1910. - 39 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Полная новых впечатлений жизнь в сочетании с интересной научной работой раздвигала умственные горизонты. Началась работа мысли над выработкой миросозерцания, инстинктивные поиски его гармонии, его единства. Материалистический позитивизм меня органически отталкивал, но этого было мало, хотелось найти серьезные доводы для его опровержения. На первом курсе я взял темой у профессора В.Д.Кудрявцева: «О самопроизвольном зарождении». Я был ею захвачен. Как этот тезис опровергнуть? Как объяснить многозначительный факт: в закупоренной бутылке самопроизвольно возникает жизнь? Теорий существовало много. Это был 1888 год — период жгучих споров об открытии микроорганизмов Пастером. В научных кружках кипели дебаты за и против его открытия. Сторонником механического происхождения жизни я не был. Из мертвой материи живой клеточки не создать. Это положение я считал истиной. Все мои усилия были направлены к тому, чтобы его философски обосновать, и я усердно занимался у профессора В.Д.Кудрявцева. На 1-м курсе я освоился с Академией и стал настоящим студентом. Однако новое состояние меня до дна еще не захватило. На первые Рождественские каникулы я решил поехать на родину, чтобы повидаться с родителями и показаться впервые среди родных и знакомых в звании студента. Не скрою, что это звание льстило моему самолюбию. В Туле пришлось встретиться со своими прежними товарищами по семинарии, приехавшими из Киевской Духовной Академии, а также и с теми, кто не поехал в высшие учебные заведения, а остался в епархии, поступив на службу псаломщиками или учителями. Это была приятная, радостная встреча; бесконечны были беседы, в которых мы делились впечатлениями своей новой жизни; конечно, оставшиеся на епархиальной службе с некоторою завистью, даже почтением, смотрели на нас, юных студентов высших учебных заведений. После нескольких дней, проведенных в Туле, я уехал в деревню к родителям. И здесь повышенное, горделивое ощущение своего студенчества переживалось еще в большей степени, чем в Туле. Все окружающие священники (не исключая даже и моего отца) с оттенком какой-то почтительности встречали меня; уездные и сельские девицы и их мамаши нашего духовного круга проявляли ко мне особое внимание, быть может, видели во мне завидного жениха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 1912–1914 гг. директор 1-го департамента Министерства, камергер, действительный статский советник, в 1914–1917 гг. чрезвычайный посланник Российской империи в Сербии, исполнял обязанности директора Дипломатической канцелярии Верховного главнокомандующего, работал в архивах Константинопольской Патриархии, публиковал статьи в журнале «Вестник Европы». Возглавлял управление вероисповеданий в правительстве генерала А. И. Деникина на Юге России. В 1919 г. участвовал в ставропольском Юго-Восточном Русском Церковном Соборе. В 1920 г. помощник заведующего иностранными делами в правительстве генерала П. Н. Врангеля в Крыму, эмигрировал в Австрию. В 1924 г. переселился в Париж, участник съездов РСХД, состоял в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920), князь, философ, правовед, общественный деятель. Член Собора по избранию от Московского университета, Товарищ Председателя Собора. Избран членом Высшего Церковного Совета от мирян. В 1885 г. окончил юридический факультет Московского университета. В 1886–1897 гг. приват-доцент Ярославского Демидовского лицея. Доктор философии. В 1897–1905 гг. профессор Киевского университета, в 1905–1917 гг. профессор энциклопедии и истории философии права Московского университета, в последнем возглавлял кафедру философии. Участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ (Психологического общества при Московском университете, Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева и др.). Занимался общественно-политической деятельностью: был одним из видных членов кадетской партии с момента ее основания в октябре 1905 г.; издавал в 1906–1910 гг. журнал «Московский еженедельник» либерально-консервативного направления; член Государственного совета в 1916–1917 гг. После революции занял активную антибольшевистскую позицию, в период Гражданской войны находился при Добровольческой армии. Умер в Новороссийске от тифа. Уткин Павел Иванович (ок. 1874– после 1923), земледелец. Член Собора по избранию как мирянин от Пермской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Образ русского ополченца - одетого в камуфляж и боевую экипировку с повязанной к амуниции (вариант - нашитой на рукаве) Георгиевской лентой, вооруженного автоматом Калашникова сурового мужчины, вчерашнего мирного труженика - стал настоящим олицетворением Донбасса, края рабочих и шахтеров. Некоторые военные лидеры и бойцы ополчения превратились в настоящие медийные символы. Один из них, Александр Можаев, более известный как Бабай. Своей колоритной внешностью этот бородатый ополченец в черной казачьей папахе снискал невероятную популярность, в течение многих месяцев оставаясь одним из наиболее узнаваемых образов сопротивления киевской власти. Он нем пишут песни, снимают мультфильмы, рисуют демотиваторы, плакаты, картинки. Примечательно, что в творчестве сторонников Новороссии Бабай, пожалуй, едва ли не единственный персонаж, который изображается с некоторой долей доброго юмора. Но самой знаковой фигурой, олицетворяющей сопротивление киевскому режиму, является, без сомнения, бывший министр обороны ДНР, полковник Игорь Стрелков. Убежденный монархист, реконструктор, писатель, историк по образованию, участник нескольких войн, Игорь Иванович сразу оказался в центре внимания и вывел творчество противников постмайданного Киева на новый идейный уровень. Так, в Донбассе и за его пределами неожиданно оказалась востребована военная символика дореволюционной и Белой России: Георгиевские кресты, погоны, нарукавные шевроны. Именно через личность Стрелкова многие (пусть и на обывательском уровне) заинтересовались Белым движением. До этого о людях, ориентирующихся на идеалы антибольшевистского сопротивления в годы Гражданской войны в России, было известно лишь узкому кругу. Теперь же фото полковника в форме офицера Добровольческой армии (периода активного увлечения реконструкторством) размещают ресурсы, прежде прохладно относившиеся к «белым». Об Игоре Стрелкове создали комикс «Полковник Стрелков. Герой вне времени», где военный лидер ДНР, на самом деле, является офицером Русской армии, участником Первой мировой войны. Он обладает способностью перемещаться во времени, появляясь всюду, где люди нуждаются в помощи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

На самом же деле об этом братстве было высказано только предположение в случайном и частном разговоре еп. Никона с Грингмутом в присутствии г. Георгиевского и более ничего, – но либеральными набатчиками слово превращено в дело, и либеральные газеты с ужасом и негодованием кричат об опасной для интеллигенции мобилизации патриотической партии ненавистных охранителей существующего строя. Т. обр. по либеральной логике защитников всякой „свободы“, все партии могут ныне организоваться и работать, только защитники и охранители порядка должны бездействовать и молчать. Заботы Саратовской и Киевской думы о приходских делах. Вопрос о приходе с страниц и столбцов печати и из пастырских собраний начинает переходить в собрания общественных самоуправлений, где ставится резко и решительно, в смысле раскрепощения прихода от духовного ведомства, с устранением духовенства и епархиального начальства от управления хозяйственными делами церкви с заведением выборных порядков при назначении духовенства. Так „Приазов. Края“ сообщают из Саратова: Вопросом о преобразовании устройства церковных приходов занялась саратовская дума, так как одна из статей городового положения предоставляет городскому общественному управлению иметь попечение об устройстве церквей и проч. По предложению гл. Селиванова избрана была особая комиссия, которая выяснила положение приходов и изыскала меры к их оживлению. На днях комиссия эта собиралась и пришла, по словам «Приаз. Края», к следующему заключению: 1) вся хозяйственная часть должна быть изъята из ведения духовенства и сосредоточена в заведовании особого избираемого прихожанами лица – ктитора; 2) приходским общинам должно быть предоставлено право самообложения и другие права самоуправляющихся общин: 3) приход в лице ктитора и совета заведует, кроме хозяйственной части, и педагогической частью, на правах существующих попечительных советов учебных заведений; 4) епархиальная власть назначает священнослужителей исключительно из лиц, рекомендуемых приходом. Плата за требы уничтожается, с заменой её исключительно жалованием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010