Резной иконостас Георгиевской церкви, на наш взгляд, датируется именно этим временем. В 1852 году был выполнен новый иконостас придела Благовещения, погибший в 1940-е годы. В 1865 году в Георгиевской церкви проводится капитальный ремонт. В 1884 году сооружается новая грандиозная колокольня храма, выполненная в «русском» стиле, о чем сообщает очевидец этого события М.И.Полянский в «Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» (Новгород, 1885). Колокольня была поставлена на мете старой звонницы, построенной после 1740 года. В войну она была разрушена и впоследствии не восстановлена. Ее снимок есть в книге В.Пылаева «Старая Русса», изданной в Сергиевом Посаде в 1916 году. В.Пылаев пишет о капитальном ремонте Георгиевской и Благовещенской церквей, приуроченном к их пятисотлетию. Он начался в 1905 году устройством в Георгиевской церкви печного отопления. В следующем году был перестроен Благовещенский придел (алтарная часть сохранилась в старых формах), расширенный за счет притвора. Через проем западном прясле северной стены Георгиевская церковь стала сообщаться с церковью Благовещения. С запада и севера к зданию были пристроены небольшие помещения. Мы знаем также, что в период до 1910 года в храмах были настелены мозаичные полы, и впервые появилась настенная живопись, которая была выполнена по образцам знаменитых росписей В.М. Васнецова из киевского собора Князя Владимира (собор был освящен в 1896 году). Трудно сказать, насколько достоверно бытовавшее еще недавно в Старой Руссе предание о том, что Георгиевскую церковь расписывали палехские мастера. В те же годы по образцам киевского храма была исполнена живопись церкви Ильи пророка в Сольцах. Не исключено, что солецкий и старорусский храмы были расписаны одной артелью художников. Источник: сайт " Род Белоликовых " Церковь св. великомученика Георгия. Появление (1410 г.) и история храма. Архитектурные особенности. Голосники. Образа и др. священные предметы. Колокольня. Школа имени Ф.

http://sobory.ru/article/?object=00486

9 июня 2019 г., в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в поселке Рублево г. Москвы (Георгиевское благочиние Западного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Храм возведен в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. Центральный престол храма был освящен в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»; северный - во имя святого равноапостольного великого князя Владимира; южный - во имя святителя Алексия, митрополита Киевского и Московского; нижний - в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Западным и Северо-Восточным викариатствами г. Москвы; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Павлово-Посадский Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа Западного викариатства, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа Западного викариатства, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе г. Москвы; иерей Михаил Григорьев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве (регент М.Л. Забровская). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве г. Москвы иерей Михаил Григорьев был удостоен права ношения палицы. За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Бориса Иванова, клирика храма святого праведного Иоанна Русского в Фили-Давыдково г. Москвы, в сан иерея.

http://sobory.ru/article/?object=23690

Информация: Новгород. Путеводитель. Лениздат, 1972. Сайт http://svetlitsa.spb.ru Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры, неповторимо прекрасный храм отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии, они строили не здание, но образ Церкви в ее вселенском значении. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному. Внутренне убранство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, " палати " по-славянски, здесь же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения Пречистой Богородицы и святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Незадолго до освящения собора, около 1030 года, стены его были расписаны. К сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений оконных откосов в основном объеме собора и роспись маленького храма, находящегося в северо-западной башне. Источник: ...Георгиевский собор Юрьева монастыря является наиболее развитым воплощением типа княжеского храма (хотя и возведенного князем в монастыре). Представляющий собой тот же сплав – киевской традиции и подражания Софии Новгородской, он больше Софийского собора (ширина центральных нефов такая же, боковые – шире) и, что является главным, значительно усложнен и индивидуализирован творческой волей зодчего – мастера Петра. Стремление подчеркнуть структурность и пространственность здания привело к удивительной ясности и выверенности композиции. Внутри храма совершенно нет ощущения затесненности... Все соотношения форм приобрели непререкаемую убедительность. Хоры... не выглядят затиснутыми под своды… (высота стен более 20 м). Западная и восточная части здания уже не равновелики, ибо, увеличивая ширину малых нефов (они в три раза больше толщины стены), восточный неф мастер делает лишь вдвое шире этого же размера. Восточная часть выглядит несколько сокращенной, восточные ячейки этим несколько объединяются и обособляются. В храме как бы начинает улавливаться деление на основное помещение для молящихся и меньшее, алтарное, ощущаемое единым в своей собранности в поперечном направлении с севера на юг и как бы предстоящее перед основным. Но здесь это лишь намек, собор еще внутри продолжает мыслиться как центрическая система, и даже тонкое смещение в боковых нефах, чьи оси как бы расходятся к востоку (от центров арочных проходов из нартекса к окнам апсид, смещенных к восточным углам храма), объединяет пространство в некотором движении вокруг центрального ядра.

http://sobory.ru/article/?object=05348

К числу наиболее важных с духовной точки зрения событий того времени следует отнести и восстановление древней Свято-Георгиевской церкви, осуществленное в 1674 году силами московских ратников, присланных государем для строительства киевской крепости. Главный престол нового церковного здания, возведенного на том месте, где когда-то находился храм, заложенный еще Ярославом Мудрым, также был освящен в память великомученика Георгия, который в русской духовной традиции почитается как один из покровителей военного дела. Осознавая себя преемником великих киевских князей, царь Алексей Михайлович проявил должное внимание к вопросам, связанным с возрождением этого храма, подтверждением чего может служить дошедшее до наших дней описание его внутреннего убранства, подготовленное для государя киевским воеводой Ю. П. Трубецким(1). Можно сказать, что русские государи считали основным богатством бывшего великокняжеского стольного града, смирившегося со своим провинциальным положением в составе польско-литовского государства, его православные святыни, представляющие ценность для всего русского народа. Так, в 1660 году царь Алексей Михайлович, щедро одарив иноков Спасо-Преображенского Межигорского монастыря, повелел им начать строительство новой обители в память князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которые, будучи первыми русскими святыми, канонизированными Православной Церковью, почитаются на всех исторических землях древнерусского государства. Остается жалеть, что эта замечательная идея не была реализована в полной мере. Согласно данным историка Киркевича, на выделенные царем средства межигорские иноки возвели такие объекты как дворец с церковью святых Бориса и Глеба в селе Демянчичи, а также часовню на месте убиения святого князя Бориса(4). Другой не менее знаменитой обителью, укрепившей свое положение благодаря жалованным грамотам и пожертвованиям царя Алексея Михайловича и его преемников, был Киевский Свято-Михайловский Златоверхий монастырь. Особое отношение русских государей к этому монастырю можно объяснять той исключительной ролью, которую он сыграл в судьбе южной Руси, будучи одним из центров противостояния идеям унии и католицизма.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/01/...

11 апреля 2006 года Священным Синодом Русской Православной Церкви на Кавказских Минеральных Водах (на КМВ) был официально открыт Свято-Георгиевский женский монастырь с назначением монахини Варвары (Шурыгиной) настоятельницей монастыря. Особенностью Георгиевского монастыря стало создание при нем приюта для девочек, лишенных родительского попечения. Приют получил свое рождение в декабре 2009 года, когда в обитель прибыли трое детей с трудной судьбой. Роспись храма монастыря начата в 2009 году и все еще продолжается. Обитель уже живет полной жизнью на этой освященной земле – возделывается сад и огород, доятся коровы, делаются сыры, пишутся иконы, воспитываются девочки. Дети нашли здесь ласку и самые лучшие условия для жизни и учебы.Но главное - это молитва. Монахини молятся за весь мир, за Церковь, за страну, за народ, за всех, кто просит их молиться, и исполняют это послушание тщательно, с любовью к Богу и людям. Немало святынь находится под сенью монастыря. Это чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всецарица», икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская», частицы святых мощей Великомученика Георгия Победоносца, Преподобного Серафима Саровского, Преподобного Ионы Киевского, Святого Луки (Симферопольского), всех Преподобных жен Дивеевских. Сотни верующих смогли уже поклониться этим святыням и получить благодатную помощь и утешение. С 22 марта 2011 года Свято-Георгиевский женский монастырь принадлежит к Кисловодскому благочинию Пятигорской и Черкесской епархии. Правит епархией - епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В монастырском богослужения совершаются регулярно. Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения. На сегодняшний день в монастыре посажен фруктовый сад, разбиты небольшие плантации малины и клубники, обработаны участки для посадки свеклы, картофеля, моркови, лука, фасоли, капусты, зелени. Сестры содержат несколько коров, кур, небольшую пасеку, обеспечивая обитель молочными продуктами, яйцами и медом.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Георгиев...

За годы советской власти большая часть территории Георгиевского монастыря пришла в запустение, на месте монастырского некрополя была установлена автозаправочная станция. Некогда прекрасная обитель представляла собой развалины. Современное состояние [ править править код ] Весной 2001 г. было положено начало возрождению монастыря. В настоящее время построен и освящен деревянный храм в честь Святого Преподобноисповедника Георгия (Лаврова), восстановлен пятиглавый Собор Петра и Павла, отстроен братский корпус и трапезная, ведется восстановление храма Георгия Победоносца, сформирована монашеская община. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Иконы Божией Матери : Частицы мощей : А также: Престольные праздники [ править править код ] Георгий Победоносец, великомученик - 6 мая Собор в честь апостолов Петра и Павла - 12 июля Храм в честь Святого Преподобноиспоедника Георгия - 4 июля Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес : Россия, Калужская область, Мещовский район, село Искра, улица Монастырская, д. 1 Железнодорожной станции в Мещовске нет, добираться до него придется на автобусе или на автомобиле. Из Калуги рейсовые автобусы отправляются на Мещовск в 12:40, 18:20 и 20:05, из Москвы — в 9:05, 14:25, 16:50. Из Мещовска в Калугу можно уехать в 8:00,10:30,16:30. В Москву автобусы с Мещовского автовокзала уходят в то же время. От автостанции до монастыря идти еще примерно 1,5 километра. Много времени такая прогулка не займет, однако можно и взять такси. На личном автотранспорте из Москвы следует выезжать по Киевской трассе. На 228 км — поворот на Мещовск. От поворота до города — 14 км. Монастырь находится на окраине, поэтому город придется проехать насквозь. Паломнику [ править править код ] Мещовский Георгиевский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

http://azbyka.ru/palomnik/Мещовский_Геор...

На Украине 2,5 млн инвалидов по слуху и зрению, многие из которых остаются вне церковного окормления. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата одна из первых обратила внимание на этих людей. Пока только в пяти городах страны осуществляется служение с помощью сурдопереводчиков: в киевском Свято-Троицком Ионинском монастыре, в Черновцах, во львовском Георгиевском храме, в Симферополе и Донецке. Священнослужители не только служат на языке жестов, но и активно сотрудничают с обществами слепых и глухих, порой помогая им выжить в наше непростое время .   Молодежный отдел Воронежской епархии взял шефство над детьми с синдромом Дауна Встречи священнослужителей и активистов епархиального молодежного отдела с больными детьми и их родителями проходят два раза в месяц при воскресной школе Воскресенского храма, расположенном в самом центре Воронежа. В соответствии с опробованными за рубежом методиками работы с данной категорией больных, одной из главных форм занятий являются уроки художественного творчества. Дети постигают азы лепки, рисунка, ремесла (занимаются изготовлением подсвечников). На масленицу силами детей воронежских священнослужителей для маленьких подопечных молодежного отдела была устроена встреча с угощением и православными песнопениями .   Греческий православный храм открылся в Тунисе после десятилетий забвения Освящение храма во Трех святителей в тунисском городе Сфакс и первую литургию в нем совершил митрополит Карфагенский и Северной Африки Алексий (Александрийский Патриархат). Владыка с сожалением отметил, что православная община Сфакса крайне мала. Церковь здесь была построена в 1906 году на средства многочисленной и богатой в то время греческой общины и освящен в память вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. После обретения Тунисом независимости в 1956 году число иностранных граждан в стране резко сократилось. Церковь была закрыта. В повторном освящении Трехсвятительского храма приняли участие священник Русской Православной Церкви, настоятель церкви Воскресения Христова в Тунисе отец Димитрий Нецветаев, присутствовали также представители греческого посольства и общины. Храм Трех святителей является одной из пяти православных церквей в Тунисской Республике .

http://pravoslavie.ru/5004.html

Пречестности вашей, желающий всего доброго и готовый служить Его царского величества войска, запорожского полковник киевский Антон Танский». Козелец авг. 8 1715. О. Иосиф Исаевич пользовался благорасположением знаменитого Миниха, который быв близок к Петру I, а еще больше быв в силе после него, мог много благодеяний сделать для георгиевской пустыни. Отец Исаевич, в первые годы своего пребывания в Козелецкой обители, как видно, надеялся возвратиться в Почаевскую обятель. В 1714 году купил он деревню Лихолетовку в звании игумена почаевского и козе-лецкого. Потом в генеральном глуховском суде объявил, что деревня куплена не на деньги Козелецкого монастыря, а на деньги Почаевского монастыря. Генеральный суд выдал ему такое решение, что Лихолетовки не имеет права присвоять себе Козелецкий монастырь. В последствие времени, кажется, оставил он желание перейти опять в Почаевский монастырь, узнав точнее о состоянии дел того края. По крайней мере, известно, что он в глубокой старости скончался в Козелецком монастыре в 1731 году. После о. Исифа игуменом был Феофан Степанский. Это был искренний инок и искренний начальник иноков. От того, что о. Исаевич в первые годы думал еще возвратиться в Почаев и много тратил времени на знакомства с великими панами, а под старость ослабел по немощам старости, в георгиевском и в троицком моиастырьках здания обветшали и иные совсем упали. 0. Феофан, полный живой ревности о житии иноческом принялся строить и новый храм и новые келлии в георгиевском монастыре. К 1735 году то и другое было готово, и храм св. Георгия был освящен к радости ревнителей пустынной жизни. 9 – Он даже собирался строить каменный храм в честь великомученика Георгия: но смерть прекратила его деятельность для земли, в 1740 году. О. Гавриил Великошапка был определен в игумена георгиевского монастыря окт. 14 1740 г. 10 В следующем году начал он приводить в исполнение предначертания своего предшественника. Еще цель в обители контракт, заключенный с каменщиками в полковой канцелярии 4 апр. 1741 г. на построение каменного храма св. Георгия. Контракт этот любопытен в том отношении, что плата за труды большею частью назначается съестными припасами разного рода, плата же деньгами – 830 р.; – храм положено выстроить по плану и фасаду храма киевского Флоровского монастыря. По просьбе игумена Гавриила, была выдана ему архипастырская грамота на его имя для собирания пожертвований на строящийся храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Месяцеслов М. Е. представляет собой образец сочетания праздников византийской, латинской и отечественной традиций и восходит к различным лит. источникам, отражая культурные связи еще сохраняющего единство слав. мира, а также правосл. Востока и христ. Запада. Наличие зап. праздников в месяцеслове М. Е. можно объяснить прежде всего родственными связями и активными политическими контактами. Среди них оказались святые, память к-рых содержится в мартирологах: напр., память мч. Виктора в Эбредуне (ныне Амбрён) в Галлии (22 янв.) - в Мартирологах Римском или Узуарда, что свидетельствует о знакомстве составителей текста месяцеслова М. Е. с фундаментальными трудами по зап. агиологии; память прп. Венедикта Нурсийского празднуется дважды: под 14 (согласно визант. традиции) и 21 марта, днем преставления основателя аббатства Монте-Кассино и составителя монашеского устава (Там же. С. 67). М. Е. также содержит праздники из числа к-польских: 11 мая - основание К-поля (Царьград), 5 июня - избавление от нападения аваров на К-поль в 617 г. ( Лосева. 2009. С. 160). В его месяцеслове присутствует празднование святым князьям Борису и Глебу под 24 июля. К числу уникальных рус. праздников относится также освящение храма Св. Софии в Киеве, Сказание о к-ром помещено под 4 нояб. (с упоминанием митр. Ефрема); в Прологах встречается лишь со 2-й пол. XIII в. Лосева считает, что на помещение подобного праздника повлияли празднование освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде 3 нояб. и почитание вмч. Георгия Победоносца как патронального святого вел. кн. Ярослава (Георгия) Мудрого, предка вел. кн. Мстислава (Феодора) Великого. Время освящения киевского собора Св. Софии исследовательница соотносит с возможным повышенным интересом и к Георгиевскому храму в Лидде, который был восстановлен визант. имп. Константином IX Мономахом после разрушения в 1009 г. ( Лосева. 2001. С. 98-100; Она же. 2009. С. 179). Не исключено, что внимание к вмч. Георгию и почитание храмов с посвящением ему обусловлены не только памятью имени пращура заказчика рукописи, но и отношением к нему как к личному патрону: Уханова полагает, что кн. Мстислав Владимирович имел еще одно крестильное имя - в честь вмч. Георгия Победоносца, так же как и его прадед ( Уханова. 2006. С. 10).

http://pravenc.ru/text/Мстиславова ...

Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма , совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом " осенний Георгий " . Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович († 1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович († 1325) - сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец - всадник, поражающий змия - стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией - страной Георгия). Святая царица Александра, о мнимой кончине которой было записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины, сподобилась, однако, мученического венца несколькими годами позже, в 314 году. За эти годы произошло много событий. Император Диоклитиан в 305 году отрекся от престола и власть перешла к его соправителю Максимиану Галерию (305-311), фанатику язычества, грубому и жестокому воину. Его женой была дочь святой царицы Александры - святая мученица Валерия , которую Диоклитиан выдал замуж против ее воли еще в годы своего правления. Святая Александра воспитала дочь в христианском благочестии. Когда умер Галерий, император Максимин стал домогаться ее руки. Получив отказ, он сослал святую Валерию в Сирию, где она жила вместе с матерью. После смерти Максимина в 313 году мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость императора Ликиния (313-324). Вместе со святым равноапостольным царем Константином он подписал Миланский эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания, однако втайне оставался врагом христианства. Ликиний приказал казнить святую царицу Александру и дочь ее Валерию. Они были обезглавлены, и тела их бросили в море.

http://patriarchia.ru/db/text/907893.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010