За притеснительство, обирание ближних, алчность к наживе, пресыщение и пьянство, безумное веселье и страстную негу, при совершенном забвении о Боге-мздовоздаятеле, народ непредвиденно и потому совершенно беззащитным и беспомощным пойдет в плен, так что и вельможи его будут страдать и ужасно умирать от голода и жажды. Жертв этой лютейшей смерти будет чрезвычайно много: как прежде их многочисленные и обширные дома с раскрытыми дверьми с утра до вечера переполнялись веселыми гостями, так потом их собственными трупами переполнится преисподняя и двери их погребальных пещер постоянно будут открыты для новых и новых мертвецов... Таков будет приют гордым, богатым и беспечным в преисподней! Голод, меч и плен, вот орудия будущих деяний Божиих! 15–16. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святой явит святость Свою в правде. (И смирится человек, и обезчестится муж, и очи высокоглядающии смирятся. И вознесется Господь Саваоф в суде, и Бог святый прославится в правде). Голод и рабство ужасны для гордых богачей; беспомощность гибельна для самонадеянных. И эта ужасная погибель сразит непокорных воле Божией. Тогда они вспомнят Бога, но не дерзнут молить Его о помиловании, глубоко сознав, как несправедливо они пренебрегали Его благодетельным законом, как презрительно оскорбляли достойнейших слуг Его – пророков. Тогда-то и для их ума понятно будет все величие власти, правды и святости Господа сил: Он справедлив, когда долго терпит; Он свят, когда наказывает. 17. И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. (И упасутся расхищеннии яко юнцы, и пустыни плененных агнцы поядят). Если пастырь оставляет стадо, то оно расходится по разным местам и заходит в пустыни, на чужие пастбища (ср. Исх.3:1 ). Господь погубит пастырей своего народа: тогда тучная пажить его – Ханаан, с его зеленеющими холмами и цветущими долинами, будет занят другими овцами других пастырей: на землю некогда благословенную придут жить и невозмутимо наслаждаться её богатствами люди кроткие, смиренные, преданные Богу, прежде голодавшие, – теперь они будут насыщаться, избирая себе место и пищу, какие угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И излился на них гнев Божий, и постигла их ярость гнева Его, так что жилище их стало пустым и скинии их остались без обитателей, когда исполнилось [пророчество]: вот наступают дни, говорит Господь, и пошлю на землю голод, не голод хлеба и не жажду воды, но голод слышания слова Господня ( Ам8:11 ), о чем мы впоследствии должны будем сказать более подробно, если доведем дело до конца. Поэтому мы, видя, что Бог не пощадил естественных ветвей, должны опасаться подвергнуться той же участи, избегать сетей птицелова и говорить к Господу: «не умолкай, не удерживайся, Боже, и не будь безмолвным для меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу» ( Пс27:1 ). Во всем мире замечается глубокое молчание иудеев, и где бы они ни были, они более шепчут, чем говорят, и между тем как хулы их против Господа Спасителя доходят до неба, все толкование Писаний остается немым и безмолвным и не проникает в уши слушателей. Ам.8:4–6 . Выслушайте это, сокрушающие бедного и доводящие до изнеможения неимущего на земле, говорящие: когда пройдет месяц, чтобы нам продавать товары, и суббота, чтобы открыть житницы (frumentum), уменьшить меру, увеличить [цену] сикля и обманывать неверными весами, чтобы приобретать неимущих за серебро и бедных за обувь, а отбросы из хлеба продавать. LXX: Выслушайте это, с утра сокрушающие бедного, и угнетающие неимущих на земле, говорящие: когда пройдет месяц, чтобы нам торговать, и суббота, чтобы открыть житницу, уменьшить меру, увеличить вес и делать весы неверными, чтобы приобретать бедных за серебро и неимущего за обувь и из всякой продажи производить оборот. Чтобы не казалось напрасным видение крюка для плодов и орудия птицелова, указывающих на угрожающее в скором времени наступление плена, вкратце излагаются причины гнева Божия. Ты, Иуда, и ты, Израиль, выслушайте, какие преступления совершались вами: вставая ночью, вы, вместо молитвы к Богу и хвалений Ему, занимаетесь угнетением или сокрушением бедных, чтобы, удручая их голодом и нищетой, удалять их с земли. Вы ожидаете новолуний (kalendas), чтобы торговать и увеличивать проценты процентами, и суббот, чтобы открывать житницы и давать хлеб с целью более получить, и ради постыдной корысти обращаете праздники Божии в свою пользу; вы уменьшаете меру при продаже товара и увеличиваете вес при получении, делаете весы неверными, чтобы приобретать деньги бедных, и считаете людей столь малоценными, что исполняете выше сказанное Мною о вас: они продавали правого за серебро и бедного за обувь ( Ам2:6 ); вас охватила такая страсть к наживе, что не хлеб, служащий пищей и подкреплением для тела человеческого, а сор и отбросы из хлеба продаете бедным, смешивая пшеницу с пылью и мякиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И когда закончено греховное действие, оно приносит с собою смерть, т. е. внутреннюю и внешнюю бедственность, во свидетельство обольстительности греха ( Евр.3:13 ; ср. Рим.1:21 ; Еф.4:22 ), который обольстил человека, обещая счастье от того, что привело к столь печальному исходу. IV. Навык ко греху. Через повторение человек приобретает навык ко греху, и грех тогда становится привычкой, вследствие которой органы души, как и органы тела, изменяются «в члены и орудия греха» ( Рим.6:13–19 ). Но то, что одушевляет привычку, есть страсть, которая теперь уже имеет не острый, а хронический характер, приобретая характер постоянного, правильного течения, так что может быть названа также пожеланием (пожеланием почести, власти, прибыли и пр.). Отношение между страстью и привычкой соответствует отношению между душой и телом. Посредством привычки страсть образует себе свое тело и пользуется как духовными, так и телесными органами для служения греху; и наоборот, когда органы приобретают большой навык в совершении греха, они со своей стороны опять приводят страсть в движение своим естественным возбуждением. Наступает полное взаимодействие между ними. «Из сердца, – говорит И. Христос, – исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» ( Мф.15:19–20 ). Затем и ап. Павел говорит такие слова: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» ( Рим.6:19 ), чем он указывает на значение членов, как орудий для совершения как добрых, так и злых дел. V. Порок. Единение привычки и страсти есть порок, в котором человек становится рабом известного отдельного греха. На языке обыденной жизни обыкновенно пороками называют только те грехи, которые бесчестят человека в глазах мира, вроде пьянства, воровства, прелюбодеяния, и т. п.; равно как и под безукоризненной непорочной жизнью вообще понимают только такую жизнь, которая не обнаруживает никакого пятна на плаще гражданской праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«...И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» ( Ис. 2:4 ). Как ясно видит пророк Христа Миротворца! Он указывает одно за другим достоинства Спасителя. Прежде всего отмечает Его как Законодателя, давшего Новый Закон, закон для всех устремлений на земле. Затем отмечает Его возвышение над всеми высотами земными и историческими. А сейчас подчеркивает Его как Миротворца, Чьей силою и любовию будут перекованы мечи на орала и копья на серпы. Исполнилось ли это великое пророчество о мире? Да, несмотря на то, что еще происходят войны. Однако войны между христианскими народами и войны между язычниками не одно и то же. Язычники воевали с гордостью, а христиане воюют со стыдом. Языческие верования населили свое небо только воинами, христианская же вера обещает небо святым. Но, повторяя, по слабости, также некоторые иные грехи языческие, христиане повторяют и грех войны. Однако Бог испытывает сердца и знает, с каким настроем грешат язычники, а с каким – христиане. Христа отрицали фарисеи, отрекся от Него и Петр. Но фарисеи отрицали Его со злобой нераскаянной, а Петр отрекся со стыдом и опять признал Его с покаянием. А что мы, братья, скажем о мечах и копьях страстей, которыми убиваем души свои и души своих ближних? О, если бы перековать эти мечи на орала, чтобы глубоко вспахивать души и сеять благородные семена мира Христова в себе! И если бы перековать те копья на серпы, чтобы сжинать сорняки в душах и сжигать! Тогда бы мир Христов установился в душах всех нас, как установился он в душах святых. Кто бы тогда и думал о войне против соседей и народов соседних? О, сколь дивно видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия! О Господи, огнем Слова Твоего перекуй оружие войны в нас на орудия мира. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Поучение о новом Законе от Сиона «Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» ( Ис. 2:3 ). О новом Законе и о новом Слове говорит пророк. Ветхий Закон дан на Синае, Новый – выйдет от Сиона. Ветхий закон дан через Моисея, а Новый принесет Сам Господь Христос. Тот был предназначен изначально лишь для иудеев, этот будет предназначен для всех народов, для всего рода человеческого. И хотя все слова пророка ясны, иудеи их все же не могли понять, да и по сей день не понимают. Для них закрыт смысл этих слов из-за окаменелости сердца их. К кому они относят эти слова? Ни к кому. Как они толкуют эти слова? Никак. Они проходят мимо них, как слепец проходит мимо открытых ворот. Если бы они могли понять эти слова, то разве бы поступили так и с пророком, и с Прореченным? Разве бы Исаию пилой разрезали, а Христа на Кресте распяли?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И прежде, будучи вполне праведным, а теперь совсем отрешившись от всего греховного, Иаков призвал сыновей своих выслушать его предсмертные слова не только как отеческие, но и как человека богоизбранного, удостоившегося не только богоявлений, но и самого ближайшего соприкосновения с Божией силою. Ст. 3–7. «Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода; не будешь преимуществовать; ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, (на которую) взошел. Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя; ибо они во гневе своем убили мужа, и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею в Израиле». Ст. 3–7. Самое высшее благословение Иакова должно было перейти на старшего сына его Рувима, но он не удостоился чести быть носителем тех высоких духовных обетований, которые были чаянием Израиля. Он оказался слишком плотским и столь невоздержным, что в нем страсти бушевали, как бушует вода, возмущаемая бурею. На следующих Симеоне и Левии, также не успокоилась возмущенная их пороками душа благочестивого старца. Их жестокая мстительность за обиженную сестру так возмутила кроткого Иакова, что он не только не желал, чтобы святая слава его простерлась на них, но даже определил им потом, как положительное наказание, не иметь отдельного цельного удела среди поколений прочих сынов. И это сбылось. Колену Симеона дана была доля в колене Иудовом, но такая малая, что многим должно было искать пропитания среди других колен, а потомкам Левия дано было несколько городов, разбросанных в прочих коленах. Некоторые потомки Рувима, напр., Дафан, Авирон, вздумали было приобрести некоторое первенство среди Израиля, которого еще лишен был их праотец, но они живыми были поглощены разверзшейся землею. Так непреложно исполнились предсказания Иакова. В библейском рассказе о преступлениях Симеона и Левия ( Быт. 34 гл.) не упомянуто об огорчении Иакова потому, что Библия рассказывает обо всем с одной уже везде одинаковой точки зрения, с которой говорится о преступлении, чтобы только возбудить людское отвращение к пороками. Но когда дело касается оценки этих поступков, то в примере Иакова можно видеть с каким порицанием, и с какою строгостью говорили ветхозаветные праведники о преступлениях, нарушавших особенно законы самые естественные, положенные в глубине сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Из евангельского рассказа о Страстях Господа мы знаем, что крестная казнь была приготовлена распинателями ради предельного унижения и позора Христа. И ныне враги Креста Христова по-прежнему не желают видеть в нем ничего иного, кроме как максимальное проявление всевластия смерти и абсолютного людского бесславия. Они утверждают, что только безумец может увидеть в Кресте знак победы и славы Божией! Священномученик Борис (Разумов) говорит об этом так: «Ничто иное в мире не смущало так сильно человеческий ум и не раскрывало так ясно его бессилие, как это сделал Крест. Еще много веков назад, когда он впервые встал над Голгофой, Крест стал для мира сильнейшим соблазном и самым страшным безумием. Когда богоозаренный апостол Павел попытался проникнуть в тайну Креста и открыть ее человеку, мир назвал его безумцем. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых , – сила Божия ( 1Кор.1:18 )». Однако святые отцы решительно и настойчиво говорят именно о величайшей славе Креста. В этом они следуют святому апостолу Павлу, некогда с восхищением провозгласившему: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ). С ним согласен святитель Кирилл Иерусалимский, который в «Тринадцатом огласительном слове» утверждает: «Всякое действие Христово составляет славу Вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу. Зная это, Павел говорит: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 )… Крест есть слава для Иисуса». Святые отцы не перестают удивляться и поражаться парадоксу Креста, который из орудия позора и уничижения вдруг обратился в явление Господней славы и благоволения для всего человеческого рода. Изначально по людскому замыслу Крест был предназначен стать лишь орудием вражды падшего грехом мира против Бога, ставшего Человеком. Крест был призван явить максимальную меру ненависти грешников к Сыну Божию, стать надежным и предельно жестоким способом изгнать из мира Бога Слово, вступившего, воплотившись, во вселенную и добровольно – по плоти – ставшего ее частью.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Из множества малых монет составляются великие суммы. И так, несите в храм с усердием малое, чтобы собралось в нем великое. Усердие изобретательно. Оно недостающие денежные средства заменяет личным трудом как мужским, так и женским. Прекрасную картину в нравственном отношении представляют нам наши крестьяне, когда при построении своего сельского храма они, – и старый, и малый, несут и везут, и лес, и песок, и кирпичи, и все, что нужно, и что могут, к месту церковного здания. Как пчелы малыми каплями сносят в улей и скопляют в нем в большом количестве душистый мед, так и они своими убогими, но многочисленными приношениями созидают и украшают свой храм, радуясь на него, как на свое сокровище. Мы видели опыты усердия и иного рода: богатые мужчины и женщины, желая личным трудом хотя мало послужить сооружению храма, приходили в сумерки к новостроящемуся зданию, носили на плечах своих кирпичи на подмостки, и перекрестясь уходили домой с теплым чувством сердца, дышащего любовью к Богу. Особенное внимание прихожане, созидающие храм, должны обращать на сохранение дружелюбия, согласия и мира между собою. Бог наш есть Бог любви и мира. Господь Иисус Христос в последней беседе Своей пред крестною смертью сказал ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам ( Иоан. 14, 27 ). Этот мир преподает всем устами священнослужителя св. Церковь при каждом богослужении, давая нам понять, что только в мире и тишине духовной, освобождающей нас от волнений и страстей, зреет всякий плод духовный. В распоряжении мудрого храмоздателя царя Соломона мы видим указание на то, в какой благоговейной тишине должно происходить сооружение храма. Все работы, соединенные с шумом и стуком, он повелел производить вдали от строящегося здания, а в стены храма класть уже обтесанные камни; „ни молота, говорит бытописатель, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при построении его“ ( 3Цар. 6, 7 ). Так да будут удалены от вас, братия, всякое превозношение, всякое соперничество, все разногласия и споры.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Итак, дорогие братия и сестры! Мы воскреснем, но не для всех будет воскресение одинаково. Одни воскреснут в воскрешение живота, другие — в воскрешение суда; одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление; одни просветятся, как солнце, другие омрачатся, как сама тьма. У тех, которые веровали в Бога, в будущую блаженную жизнь, в воскресение мертвых и потому жили целомудренно и праведно в нынешнем веке, образ Божий, по которому они созданы, просветится, и они нарекутся сынами Божиими. «И разумные, — говорит святой пророк Даниил, — будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда». «Тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их», — говорит Спаситель. Те же, которые творили волю диавола, примут образ сатаны, явятся темными, мрачными, злобными. Первые услышат: «Приидите, благословенным Отца Моего», вторые: «Идите от Мене, проклятии». Праведники, одевшись светом, яко ризою, пойдут в Царство Небесное и будут неизреченно блаженствовать, а грешники, связанные узами мрака, будут ввержены в ад на вечные мучения. Аминь. В Великий Понедельник Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Последняя седмица перед Пасхой посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения и называется седмицей «Страстной» и «Великой». «Великою же называем эту седмицу, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — не потому, что дни ее длиннее или число их больше, но потому, что в продолжение ее совершены Господом нашим великие и неизреченные благодеяния. В эту седмицу окончена долговременная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть диавола, расхищены его орудия, Бог примирился с человеком, небо сделалось для них доступным; люди соединились с ангелами… удалена преграда, и Бог мира примирил небесное и земное». Кроме того, каждый день Великой седмицы с древнейших времен посвящен Церковью особым воспоминаниям. Созерцая уничижение и славу Сына Божия в ветхозаветных прообразах, в Великий Понедельник Церковь вспоминает целомудренного Иосифа. «Иосиф, — говорится в Синаксаре, — есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплемеников — иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров — гроб и, восстав из него собственной силой, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествуя над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом — Своей живоносной плотью».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Как ни низко пал человек Валаам, но велико видение его, потому что он несомненно знал и чтил Бога Всевышняго, и до последних событий жизни своей вел по всей вероятности чистую жизнь мудреца, погруженного в благоговейное поклонение Творцу и в искреннее искание истины. Но раз увлеченный в поток страстей человеческих, он осмеливается до конца противиться Богу и даже после произнесения своих пророчеств, дает совет Мадианитянам как склонять к язычеству сынов Израилевых посредством женщин. Вследствие этого он погибает 57 . Мы прервали нить сказания о пророческой деятельности Моисея и значении его среди пророков, чтобы очертить и объяснить деятельность другого, особенного орудия Божия, родившегося и жившего среди племен, пребывавших в язычестве. Мы возвращаемся снова к Моисею, чтобы сказать несколько слов о кончине этого великого избранника Божия. Весьма таинственна смерть Моисея. «Взойди на вершину Фасги, – сказал ему Господь, – и взгляни глазами твоими к морю и к северу и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь Иордан сей (Второз. III, 27). «И взошел Моисей с равнин Моавитских, на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона; и показал ему Господь всю землю " … «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню. И погребен на долине, в земле Моавитской, против Веефегора; и никто не знает (места) погребения его даже до сего дня». (Второз. XXXIV, 1–6) 58 . Моисей восходит один на ту вершину, на которой он со смирением и покорностью предает дух свой Богу. Погребают его не Израильтяне, а таинственные служители Божии; место же его погребения никому из смертных не было известно никогда. Несомненно, что Господу Богу не угодно было, чтобы могила Моисея сделалась предметом культа 59 , отвращая народ от мысли о Едином Творце вселенной, Которому одному повелено было служить. Последние речи Моисея к народу записаны в последних главах Второзакония. Ему же приписываешь Еврейский канон начертание псалма 89-го, надписанного: «Молитва Моисея человека Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Люди по нерадению, или по сластолюбию, или по самолюбию вдают себя в орудия неправды и зла, то есть вверяют, отдают себя в рабы нечистоте и беззаконию, и последние употребляют их как собственное оружие против Бога и Владыки Христа, Который пришел в наш мир именно для того, чтобы спасти нас от греха, смерти и диавола (см. Рим.6:13, 19 ). Ведь духи злобы поднебесные ведут войну против нашей вечной жизни, которую получаем мы верой во Владыку Христа, воплощенного Бога и Господа, и навязывают нам смерть через нашу привязанность ко греху, сластолюбие и самолюбие; а Владыка Христос Своей верой предлагает нам вечную жизнь; от нас же требуется представить себя в рабы праведности через веру в Господа Иисуса Христа, и тогда мы войдем в вечную жизнь, ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (ср. Рим.6:21–23 ). Кто начальства мира сего? Кто власти сего мира? Кто мироправители тьмы века сего? – Никто иной, как духи злобы поднебесные. Всякая тьма в нашем земном, человеческом мире проистекает от них; от них и вообще вся тьма. Только через нас, людей, преломляется она бесчисленными различными способами. А при ее посредстве и ширится власть сатаны в человеческом роде. Поэтому вера в Господа Иисуса Христа и заключается в обращении от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу (ср. Деян.26:18 ). По самой своей сущности и природе грех есть тьма: Господь, избавив нас от греха, – избавил нас от власти тьмы ( Кол.1:13 ). Своим Богочеловеческим домостроительством спасения Владыка Христос призвал нас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет.2:9 ). Посредством грехов духи злобы нагнетают свою тьму в людских душах, и человек, творя грехи, – находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( 1Ин.2:11 ). Грехами и страстями духи злобы властвуют над людьми в мире сем, который есть Божие творение, но они – не управители самого мира, который весь от Бога, кроме греха и зла, привнесенного в мир этими духами. Потому как имеем мы таких врагов и ведем столь жуткую брань, то нам и подобает взять всеоружие Божие, дабы могли мы противостать в день злый и, все преодолев, устоять ( Еф.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010