Древнерусский Ирмологий. Кон. XII в. (ГИМ. Воскр. 28. Л. 35 об.– 36) Древнерусский Ирмологий. Кон. XII в. (ГИМ. Воскр. 28. Л. 35 об.– 36) С XVI в. рукописный И., как правило, предваряется названием, часто пространным, написанным вязью, и сопровождается красочной заставкой: «Книга глаголемая Ирмологий. Творение преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина». Иногда название содержит указание на «образцовость» списка и дополнено дидактическими наставлениями: «Книга глаголемая Ирмолой сиречь Диячее Око. Кто без сея божественныя книги ищет пение аки корабль в мори волнами колеблет. О Боже се поем. Творение Иоанна Дамаскина на 8 гласов О Бозе починаем...» (РНБ. Кир.-Бел. 681/938. Л. 55, 1598-1603 гг.). Гласы в И. отделены самостоятельными заголовками, выписанными киноварью и более крупным шрифтом. Киноварью также выделяются надписания песней внутри гласа и инициалы ирмосов. Сформировавшийся в XII в. состав текстов древнерусского И. сохранялся достаточно стабильным до XVII в., когда количество ирмосов в песнях вместо обычных 10-12 достигло 20 и более. В этих случаях общее количество ирмосов в И. превышает 1 тыс. (см., напр., РНБ. Погод. 395, кон. XVII в.), в то время как в большинстве списков содержится не более 700. В отдельных списках указывается число ирмосов в гласах (РНБ. Солов. 277/287, сер. XVII в.). Различие в количестве ирмосов определяет принадлежность каждого списка к полной (более 1 тыс. ирмосов) или краткой (менее 1 тыс. ирмосов) редакции. По наблюдениям Н. П. Парфентьева , после 70-х гг. XVII в. полная редакция (тип) И. насчитывает ок. 1020, неполная - ок. 690 ирмосов. В XVIII в. чаще копировалась краткая редакция И. (см.: Захарьина. 2003. С. 68). В списках И., относящихся к разному времени, словесный текст ирмосов может различаться: из-за копирования разных текстовых редакций или даже разных переводов греч. текста; в связи с использованием древней, дореформенной раздельноречной или пореформенной истинноречной редакций. Порядок ирмосов в песнях И. изменчив. Большинство сохранившихся рукописных И. нотировано. Нотация раннего знаменного И.- византийского происхождения, она воспроизводит словарь знаков ранневизант. куаленской нотации. Древнейшими сохранившимися списками нотированного И. являются 2 рукописи кон. XII в. новгородского происхождения, весьма схожие по мелодико-графической редакции (РГАДА. Син. тип. 150, 149 (опубл.: Koschmieder. 1952); ГИМ. Воскр. 28 (частично опубл.: Смоленский. Снимки; Smolenskij. 1976)), а также фрагменты южнорусской (по мнению Якобсона) рукописи нач. XIII в. (РГБ. Григор. 37 (см.: Velimirovi . 1978); Ath. Chil. 308 (частично опубл.: Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica. 1957. Vol. 5B); РНБ. Q.n.I.75), родственной по нотации спискам кон. XII в., но имеющей ряд особенностей. Сохранившиеся ненотированные древнерус. И. (напр.: РГБ. Троиц. 19, рубеж XIV и XV вв.) повторяли репертуар и последовательность ирмосов нотированных И.

http://pravenc.ru/text/674073.html

РГИА, ф. 1686, оп. 1, д. 11, л. 69–81. Там же, л. 36–68, 82–173. Шамин С. М. «Доношения» воронежского священника Саввы Ивановича Дугина… (опубл.: «Книга известительной доклад» и материалы дела); Шамин С. М. Видения священника С. И. Дугина… (опубл.: покаянные речи Дугина и материалы допросов). [Статья Н. В. Голицына о Савве Дугине]   В начале июня 1731-го г. привезен был в Тайную канцелярию, находившуюся в то время в Москве по случаю пребывания там Императрицы, задержанный в Воронежской провинции арестант, священник Савва Иванов сын Дугин. Дугин был настоятелем церкви во имя Покрова Богородицы в селе Кузьминках Сокольского уезда (Воронежской губ[ернии]). Отец его, Ив[ан] Федотов Дугин был там же диаконом и умер около 1715 г., оставив сына, к[ото]рый вскоре после его смерти посвящен был в диаконы на место отца. Священником Покровской церкви в то время был дед Саввы Дугина по матери Иван Ануфриев; в 1718 г. он постригся в монахи в Романовской Красногорской пустыни с именем Иакова. Савва Дугин «по прошению Покровской церкви приходских людей» 9 апреля 1718 г. рукоположен был в священники митрополитом Иоанникием Ставропольским «по благословению» митрополита Рязанского Стефана (Яворского). Ему тогда было не более 23 лет. Всю жизнь свою он провел на своей родине в Кузьминках, отлучаясь лишь по делам в Рязань, местопребывание епархиального архиерея или в Москву. Это постоянное проживание в одном месте дало ему средство близко ознакомиться с нуждами жителей всего околота, с характером местной администрации, духовной и светской, и доставило ему случай как на личном опыте, так и из сведений, почерпаемых им от близко знакомого ему населения округи, убедиться в неприглядности тех условий, при к[ото]рых приходилось жить русскому провинциальному обывателю в первую половину XVIII-ro века. Дугин был натурой боевою, и мириться с бесправием перед властью, с злоупотреблениями администрации, с вопиющей несправедливостью в её отношениях ко всем униженным и слабым, он не мог. В нем постепенно накоплялось чувство озлобления против ненормальности условий, в которых протекала вся жизнь как его собственная, так и всех окружающих, и это чувство наконец прорвалось наружу, но в такой форме, к[ото]рая заставляет обратить на личность попа Саввы Дугина особое внимание.

http://sedmitza.ru/lib/text/10133691/

3 См.: Kallistos (Ware), Bish. Man, Woman and the Priesthood of Christ//Man, Woman and Priesthood. L., 1978. P. 68–90; Behr-Sigel É, Kallistos (Ware), Mgr. L’ordination de femmes dans l’Église orthodoxe. P., 1998 (на рус. яз.: Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Мужчина, женщина и священство Христово//Бер-Сижель Э., Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Рукоположение женщин в Православной Церкви. М., 2000. С. 45–81). В первом варианте статьи епископ Каллист выступил противником женского священства, а во втором уже начал серьезно сомневаться в невозможности такового, что и объединило его с Э.Бер-Сижель. Положительная рецензия на этот сборник: Сахаров П. Вопрос о священстве женщин обсуждается в Православной Церкви//Русская мысль. — 08.04.2002. 4 См. предисловие митрополита Антония к книге: Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви… С. 8. 5 О встрече в Агапии и других совещаниях после нее см.: Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви… С. 9–31. 6 Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Указ. соч. С. 47. 7 О совещании на Родосе см. подробнее: Бер-Сижель Э. Рукоположение женщин обсуждается и в Православной Церкви//Бер-Сижель Э., Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Рукоположение женщин… С. 30–32. 8 Пронин А. Проблемы прав человека. Курс лекций. Ч. 3: Статус женщины в современных обществах. Гл. 2: Женское священнослужение (опубл. 18.05.2004)// http://www.hro.org/editions/pronin_6/index_3.php . Здесь же краткий экскурс в историю женского священства в протестантских деноминациях. Последние данные о женском священстве в Великобритании и неоднозначном к нему отношении см.: Великобритания. Эпоха реформ/Под ред. А.А.Громыко. М., 2007. С. 223–226, 228. 9 См., например: Сперанская Е. О женских служениях в раннем христианстве//Материалы международной богословской конференции «Миряне в Церкви» (Москва, август 1995 г.). М., 1999. С. 125–136, дискуссия: С. 136–140; Она же. На пороге перемен? Православные женщины обсуждают проблему женского священства//Церковно–общественный вестник. — 1997. — 21 (Приложение к газете «Русская Мысль». — 4185. — 31.07–06.08.1997); Лилиенфельд Ф. фон. Жизнь. Церковь. Наука и вера. М., 2004. С. 275–289. Аргументация Э. Бер-Сижель в пользу женского священства в интерпретации Ф. фон Лилиенфельд: С. 280. Ср.: Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Указ. соч. С. 47; Балашов Н., прот. Актуальные вопросы этики пола в свете «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»//Богословская конференция Русской Православной Церкви «Учение Церкви о человеке». Москва, 5–8 ноября 2001 г. Материалы. М., 2002. С. 321–332, особенно: С. 324–326; см. также переизданный сборник статей: Women and the Priesthood/ed. by Th.Hopko. NY, 1999; Чан Р. Первоочередные задачи ВСЦ//Вестник ВСЦ. — 1997. — 2. — С.12 (о том, что вопрос о женском священстве является одним из наиболее актуальных для ВСЦ).

http://pravmir.ru/vopros-o-zhenskom-svya...

Уникальной по иконографической программе является картина 1847 г., посвященная основанию Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. в 1821-1822 гг. ( Федосеева Е. А. «Беседа митрополита Платона с клиром» - редкая иконография 1-й пол. XIX в. К истории создания//Сб. студенческих науч. работ, 2013/ПСТГУ. М., 2013. С. 62-70; некоторые духовные лица в статье идентифицированы ошибочно). В центре композиции представлен свт. Филарет (Амфитеатров), к-рому во время пребывания его епископом на Калужской кафедре принадлежала идея основания скита (детали изображения соответствуют иконографии его портретов сер. XIX в.). Справа - благотворитель скита калужский купец Д. В. Брюзгин и оптинский схим. Вассиан (Гаврилов). Слева, по правую руку от иерарха - настоятель Оптиной пуст. игум. Даниил (Александров), в руке которого книга «Устав обители», и М. в профиль, с четками и рисованным планом скита на свитке. На картине собраны все лица, непосредственно связанные с историей основания скита, хотя композиция имеет в большей степени не исторический, а духовно-символический характер. На это событие указывают и детали обстановки: вид скита с церковью за окном, пейзаж со скитом в раме на стене (напоминает хромолитографию сер. XIX в., один из экземпляров - ГИМ; см. также: Преподобный Моисей/Св.-Введенская Оптина пуст. [Козельск], 2004. С. 68. (Жития Оптинских старцев)), иконы великих рус. скитоначальников - преподобных Нила Сорского и Елеазара Анзерского. Своеобразием этого произведения является то, что персонажи показаны в том сане и с теми наградами, которые они имели на момент создания композиции (напр., свт. Филарет изображен в сане митрополита, а не епископа, М.- с золотым наперсным крестом). Особенности живописи сближают полотно с работами иеросхим. Гавриила (Спасского). Прп. Моисей Оптинский. Литография. 1862 г. Мастерская А. И. Прокофьева (РГБ) Прп. Моисей Оптинский. Литография. 1862 г. Мастерская А. И. Прокофьева (РГБ) Наиболее ранняя из известных литографий - прижизненный групповой портрет оптинских старцев кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в., отпечатанный в мастерской П. Ж. Поль-Пети по рис. П. Ф. Бореля (опубл. в 1862 на фронтисписе кн.: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622). М. представлен вместе с преподобными Антонием (Путиловым) и Макарием (Ивановым). Он сидит в центре, голова покрыта клобуком, правой рукой держит посох, левой перебирает четки. На груди - 3 наперсных креста: золотой, украшенный драгоценными камнями и наградной для духовенства в память Крымской войны 1853-1856 гг. Проницательный взгляд подвижника устремлен на зрителя. Эстамп из собрания Оптиной пуст., вероятно сер. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 114. Ед. хр. 8), по иконографии, за исключением наперсных крестов, совпадает с живописным портретом 60-70-х гг. XIX в. (ЦАК МДА): М. показан фронтально, в левой руке длинные четки, локтем этой руки опирается на лежащую на столике книгу. На груди старца - те же 3 креста, что и на групповой литографии.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

1999. Σ. 68). Уже в 1743 г. он называет себя протопсалтом в колофоне Анфологии (S. Stephan. 52. Fol. 486: «Завершена настоящая песненномедоточивозвучная (σματομελιυτφθογγος) книга, которая в прежние времена называлась Пападики, моей рукой, Иоанна протопсалта, в лето 1743, в марте»). Аналогичное свидетельство присутствует и в автографе И. Т. 1745 г.- Икиматарии Иоанна Клады (Hieros. Patr. 572: «Настоящая книга завершена мной, Иоанном, протопсалтом Великой церкви Христа, в лето 1745, в мае»). О выдающейся кодикографической деятельности И. Т. свидетельствуют и др. певч. рукописи, выполненные им в период служения лампадарием (Анфология Laur. Μ. 93. Fol. 422v: «Была завершена настоящая песненномедоточивозвучная книга, которая в прежние времена называлась Пападики, мной, лампадарием Иоанном… в лето 1728, 16 октября»; Анфология Hieros. Patr. 323: «Настоящая книга была написана мной, Иоанном лампадарием, в лето 1734, в январе»; Икиматарий Иоанна Клады Ath. Doch. 342. Fol. 89: «Настоящая книга была написана мной, Иоанном, лампадарием Великой церкви, в лето 1734, в апреле») и протопсалтом (Анфология Athen. Bibl. K. Psachou. 72/222: «Настоящее написано мной, протопсалтом Иоанном Великой церкви, в лето 1766, в месяце сентябре»; Анфология Ath. Iver. 1157: «Написано Иоанном, протопсалтом Великой церкви, в лето 1769, в месяце июне»). Последний кодекс был написан И. Т. за неск. месяцев до смерти: это Стихирарь Германа, митр. Новых Патр (1771 г.), в к-ром сохранилась ремарка, что Иоанн протопсалт «упокоился в 1770 году» (Thessal. Univ. 1. Fol. 440). Автограф Иоанна Трапезундского. Акафист Иоанна Клады. 1734 г. (Ath. Doch. 342. Fol. 1) Автограф Иоанна Трапезундского. Акафист Иоанна Клады. 1734 г. (Ath. Doch. 342. Fol. 1) Певч. наследие И. Т. весьма значительно. Он является автором 5 версий полиелея: «Раби Господа» на 1-й глас (Lesb. Leim. 341. Fol. 31-36v, 1790-1793 гг.; Athen. O. et M. Merlier. 6. Fol. 251v - 258, 1790-1800 гг.; опубл.: Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο.

http://pravenc.ru/text/471515.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ ФУРНОАГРАФИОТ [из Фурны; греч. ιονσιος του εκ Θουρν] (1670, Фурна, совр. ном Эвритания, Греция - после 1744, ?), иером., иконописец, известен гл. обр. как составитель «Ерминии» (1730-1733). Сведения, касающиеся биографии Д. Ф., записаны его учеником Феофаном из Аграфы (опубл.: ημαρς Κ. Θ. Θεοφνους του εξ Αϒρφων βος ιονυσου του εκ Θουρν//Ελληνικ. 1937/1938. Τ. 10. Σ. 273-279). Д. Ф. род. в семье священника, владевшего ремеслом медника. В 12-летнем возрасте пришел в К-поль, где прожил 4 года. В 1686 г. удалился на Афон. В сане иеромонаха жил и работал как иконописец в скиту Мелетия в Карее до 1734 г., имел учеников-иконописцев. К работам одного из них относят роспись храма св. Димитрия в мон-ре Ватопед (1721). По возвращении (1734) в Фурну в 1740-1741 гг. основал иконописную школу под покровительством К-польской Патриархии. В работах Д. Ф. часто ошибочно видят влияние манеры письма Мануила Панселина (XIV в.). Из монументальных произведений Д. Ф. известны: 2 сохранившихся фрагмента росписи - с неизвестным святым и святым в венце (царь Давид?) (1711, отреставрированы Д. Ф. в 1731; с 1915 в С.-Петербурге, в 1930 переданы в ГЭ), росписи маленькой часовни св. Иоанна Крестителя в скиту Мелетия, Карея (1711, отреставрированы Д. Ф. в 1731), зап. стены кафоликона монастыря Дохиар (1721) и ц. свт. Василия в Рендине в Фессалии (1721). Росписи церквей в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и в честь Преображения Господня в Фурне погибли. Иконописное наследие Д. Ф. составляют иконы Иисуса Христа, Божией Матери, св. Иоанна Крестителя (все 1711, часовня во имя св. Иоанна Крестителя в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Аграфе); св. Иоанна Крестителя (1711, часовня во имя св. Иоанна Крестителя в скиту Мелетия, Карея); «Успение Богородицы» (1711, Эвритания); «Двенадцать апостолов» (1722, иконостас кафоликона монастыря Каракал на Афоне); 6 икон, в т. ч. «Христос Великий Архиерей», «Богородица Живоносный Источник», «Св. Иоанн Креститель», «Апостолы Петр и Павел» (все в ц. в честь Преображения Господня в Фурне). Д. Ф.- автор 4 писем, 18 эпиграмм и 2 текстов литургического содержания. Соч.: Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, сост. иером. и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1733/Пер.: еп. Порфирий [Успенский]//ТКДА. 1867. 7; 1868. 2, 3, 6, 12. Отд. отт.: К., 1868. М., 1993р. Лит.: Афонские древности: Кат. выст. из фондов ГЭ. СПб., 1992. С. 56. Кат. 77-78; Bentchev I. Dionysios ek Phurna//Saur allgemeines Künstlerlexikon. Münch.; Lpz., 2000. Bd. 27. S. 516-518; idem. Griechische und bulgarische Malerbücher: Technologie. Recklinghausen, 2004. S. 66-68. И. Бенчев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178486.html

Если светские чиновники еще сетовали на остатки власти в руках духовных администраторов, то царская власть начинала открыто действовать, совершенно не считаясь с самим архипастырем. Так, 23 мая 1698 г. патриарх Адриан грамотой епископу Игнатию приписал город Петровск к Тамбовской епархии. Однако митрополит Астраханский Сампсоний заручился поддержкой видного вельможи Б. А. Голицына — и указом Петра I от 20 октября (без уведомления патриарха) Петровск перешел к Астраханской епархии. В дальнейшем Адриан вынужден был подтверждать самовольный передел епархий царем. Не в силах противиться указам светской власти, Адриан не мог умереть, не противопоставив беззаконным разорителям хотя бы слово истины. «Суд святительский», напоминающий в условиях террора, «мздоимства великого и кражи государственной» (по выражению сподвижника Петра князя Б. И. Куракина) глас вопиющего в пустыне, стал духовным завещанием патриарха. Оригинал «из патриаршей спальни» в ГИМ. Синодальное собр. 578/468. Л. 68—238. Опубл.: Статьи о святительских судах, собранные по повелению патриарха Адриана//ЧОИДР. 1847. Год 3. 4; О святых судах//Калачев Н. В. О значении Кормчей в системе русского права. М., 1850. Приложение. С. 11—80. Копии с ханских ярлыков, использованные впоследствии многими учеными, см. там же, л. 238 об. — 260, и в том же собрании 962/272. 518 л. NCЗ-I. Т. 4. 1765. Об этом говорится в Регламенте или Уставе Духовной коллегии среди «важных вин», заставляющих государя считать Синод лучше единоличного пастырства. СГГиД. Т. IV. 128—131; АИ. Т. V. 75. Подробнее см.: Горчаков М. О земельных владениях митрополитов, патриархов и св. Синода. Спб., 1871; и др. NCЗ-I. Т. 3. 1613; ср. 1664. ААЭ. Т. IV. 315 (грамота от декабря 1696 г.). Горчаков М. О земельных владениях... С. 554—555; Забелин И. Е. История города Москвы. Ч. I. М., 1902. С. 513—519 и др. По опыту строительства морского флота на Воронеже в русско-турецкую войну 1672—1681 гг. об этом прекрасно знали на высшем государственном уровне. См.: Востоков А. X. Посольство Шакловитого к Мазепе в 1688 г.//Киевская старина. 1890. Т. XXIX. Апрель—июль. С. 199—226.

http://sedmitza.ru/lib/text/439388/

«Беседы на Послание к Евреям» (Ερμηνεα ες τν πρς Εβραους πιστολν; In epistulam ad Hebraeos argumentum et homiliae 1-34; CPG, N 4440; PG. 63. Col. 9-236; Field. 1845-1862. T. 7; рус. пер.: Творения. Т. 12. Кн. 1. С. 5-281), произнесены, вероятно, в Антиохии в 396-397 гг. ( Opelt. 1970. S. 68-69; Mayer. 2005. P. 252), но опубл. после смерти святителя по стенографическим записям, собранным антиохийским пресв. Константином (о к-ром И. З. упоминает в одном из писем, см.: Ioan. Chrysost. Ep. 114//PG. 52. Col. 670), как это следует из сохранившегося в рукописях названия (см.: PG. 63. Col. 9). В связи с этим долгое время считалось, что беседы относятся к последним годам к-польского служения И. З.: к 402-403 или к 403-404 гг. (см.: Bonsdorff. 1922. P. 112-116; Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 450). Помимо пространных толкований И. З., легших в основу большинства последующих визант. новозаветных комментариев, ему принадлежит множество бесед на отдельные места из НЗ: Гомилия «На притчу о должнике десяти тысяч талантов» (Мф 18. 23-35) (De decem millium talentorum debitore; CPG, N 4368; PG. 51. Col. 17-30; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 1-16), предположительно произнесена в Антиохии в 387 г. ( Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 235). Гомилия «На слова: «Жатвы много» (Мф 9. 37)» (In illud: Messis quidem multa; CPG, N 4441.11; PG. 63. Col. 515-524), вероятно произнесена в К-поле в июле 399 г. ( Bonsdorff. 1922. P. 74-75). И. З. рассуждает о том, что понимает евангелист под словом «жатва», и для объяснения рассматривает историю эфиоп. евнуха (Деян 8). 7 Слов «О Лазаре» (Ες τν Λζαρον; De Lazaro conciones; CPG, N 4329; PG. 48. Col. 963-1054; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 778-877), произнесены скорее всего в янв.-февр. 388 г. ( Bonsdorff. 1922. P. 5; Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 235) или в 393 г. ( Lietzmann. 1916. Col. 1816; Grillet B., Guinot J.-N. Introduction//SC. 362. P. 280). Посвящены толкованию притчи о богатом и Лазаре (Лк 16. 19-31). Слово «О расслабленном» (Ες τν παραλυτικν; In paralyticum demissum per tectum; CPG, N 4370; PG. 51. Col. 47-64; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 34-50), произнесено, вероятно, во время Великого поста 398 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 512). Посвящено сравнению рассказа евангелиста Иоанна об исцелении расслабленного у Овчей купели (Ин 5) с рассказом евангелиста Матфея об исцелении расслабленного, положенного на постели (Мф 9. 1-7).

http://pravenc.ru/text/540881.html

Опубл.: К пребыванию Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона в Чикаго (25–30-го октября 1900 г.)//АПВ. 1901. 1. С. 4–8; 2. С. 30–32; Торжество закладки первого русского храма в Чикаго.//АПВ. 1902. 8. С. 170–173. См.: Хотовицкий А., прот. Торжество освящения русского православного храма в Чикаго.//Американский Православный Вестник. 1903. 8. С. 115–121; Отъезд о протоиерея Иоанна Кочурова.//АПВ. 1907. 14. С. 219–227; Протоиерей Иоанн Кочуров, протопресвитер Александр Хотовицкий. Житие новомучеников. СПб. 1995; СПб Епархиальные Ведомости. 1995. 14. С. 37–42; 1994. 13. С. 33–34. 68, 187 Красиков Петр Ананьевич; (4 октября 1870 – 20 августа 1938) – советский государственный и партийный деятель. 179 Красильников Н. Д. – инженер, читал общедоступные лекции в Петроградском Богословском институте. 263 Красин Леонид Борисович; (15 июля 1870 – 24 ноября 1926) – советский государственный деятель. В 1920–1923 годах полпред и торгпред в Великобритании. 273, 276 488 Крастин Иван Андреевич (настоящее имя и фамилия – Янис Крастиньш); (1886? – 1936) – советский юрист. С 1922 года – прокурор Петроградской губернии, заместитель Генерального прокурора СССР (1936). 273, 276 Красницкий Владимир Димитриевич; (10 декабря 1881 – ноябрь 1936). Окончил Екатеринославскую ДС (1903) и С.-Петербургскую ДА (1907), к. б. 19 августа 1907 рукоположен во священника к Солецкой церкви Новоладожского уезда. С 24 сентября 1908 – священник церкви Елизаветинского института, с 19 мая 1912 служил в Князь-Владимирском соборе. В 1918–1920 – одновременно лектор в частях Красной Армии, уполномоченный ряда районных советов Петрограда. В мае 1922 уклонился в обновленческий раскол, один из главных его организаторов и руководителей. Участник обновленческого Собора 1923. С 1923 – протопресвитер. В августе 1923 с группой «Живая Церковь » отделился от обновленческой Церкви. В мае 1924 принес покаяние перед Патриархом Тихоном, вел переговоры об объединении, в дальнейшем прощение было аннулировано. С июня 1922 по 14 июня 1927 – настоятель Князь-Владимирского собора, одновременно в ноябре 1923 до 17 января 1925 – настоятель Казанского собора, в декабре 1926 до 19 октября 1929 – настоятель церкви св. Иоанна Милостивого и с 1927 – настоятель Серафимовской кладбищенской церкви в Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В кон. XIX в., во время археологических раскопок, на городище Княжая Гора в Ср. Поднепровье (город был уничтожен при монг. нашествии, ныне близ г. Канева) были обнаружены 2 печати К. На их лицевой стороне помещено изображение Божией Матери «Знамение» в рост, а на другой - греч. надпись: «Кирилл, монах, Божией милостью архиепископ митрополии России» ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 49; см. также о новых находках булл К.: Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X - XV вв. М., 1997. Т. 3. С. 28, 119; Лысенко П. Ф. Булла Киевского митр. Кирилла из раскопок в Турове//Рос. арх. 1999. 4. С. 209). Фрагмент печати К. был обнаружен во время археологических исследований в Херсонесской бухте: возможно, в 1224-1225 гг., в начальный период святительства К., из Корсуня (Херсонеса) на Русь был принесен чудотворный образ свт. Николая Чудотворца, о чем мог ходатайствовать К. ( Алексеенко Н. А. Печать Киевского митр. Кирилла из Херсонеса//Там же. 1. С. 186-190). Сохранилось адресованное К. послание Никейского патриарха Германа II и Синода 1228 г., в котором содержалось предостережение от того, чтобы на Руси не рукополагали в священный сан рабов, если предварительно не будет предоставлена кандидату вольная грамота, говорится о неприкосновенности церковного суда и имений (опубл.: Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1892. С. 303-304; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 597-598; ПДРКП. 1908. Стб. 79-84. 5). Послание было включено в Кормчие и благодаря этому дошло до наших дней. По-видимому, оно стало ответом на обращение в Никею Киевского митрополита, стремившегося «с помощью авторитета патриарха искоренить злоупотребления в Русской Церкви» ( Поппе. 1989. С. 202). Архиеп. Филарет (Гумилевский) допускал авторство К. в отношении «Поучения крестьянам», сохранившегося в рукописных сборниках начиная с XIV в. ( Филарет. 1859. С. 68-69). Совр. исследователи это мнение не разделяют (см.: Творогов. 1987. С. 223; Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания. Аннот. Кат.-справ. СПб., 2003. С. 168-169).

http://pravenc.ru/text/1840357.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010