Мы слышим предельное слово веры, которое говорит нам, что значит быть верующими людьми, быть чадами Авраама, принадлежать его роду. Что значит быть причастниками Креста Христова, что значит носить на себе Крест Христов. Апостол Павел пишет в Послании к Евреям: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11, 17—19). Вот значение этих слов  «Бог усмотрит». И он получил его в предзнаменование, говорит апостол. То есть это было прообразом согласно святоотеческому учению Православной Церкви. Спасение Исаака прообразовало Крестные Страдания и Воскресение Христово. «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Мы не знаем, о чем в подробностях беседовал со Своими учениками Воскресший Христос, когда шел с ними по дороге в Эммаус. Но совершенно ясно, что Он упоминал и о жертве Исаака, потому что она относится непосредственно к нашему Господу. И когда апостол Петр говорит о Страданиях и Славе Христовой как о наших страданиях и славе, мы понимаем, что в случае с Исааком речь идет и о нашей жизни. И когда апостол Павел пишет в Послании к Римлянам, что вера Авраама вменилась ему в праведность, он добавляет: «А, впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам». Вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего. Вот долгота, широта, высота и глубина Креста Христова, и наше участие в жертве Авраама верою. Господь наш Иисус Христос был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Но все в этих страшных, исполненных ужаса и мрака событиях начинается и кончается радостью. Сам Господь говорит об этом: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой. И увидел, и возрадовался». Святые отцы сравнивают это его «возрадовался» с радостью Пресвятой Девы Марии, когда Она встречает святую праведную Елисавету, с ее радостью от присутствия Божия: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем». И радостью апостола Петра, оттого что, как говорит он, обращаясь к нам: «Не видя Господа, вы любите Его».

http://moral.ru/abraham/

Мы слышим предельное слово веры, которое говорит нам, что значит быть верующими людьми, быть чадами Авраама, принадлежать его роду. Что значит быть причастниками Креста Христова, что значит носить на себе Крест Христов. Апостол Павел пишет в Послании к Евреям: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11, 17—19). Вот значение этих слов «Бог усмотрит». И он получил его в предзнаменование, говорит апостол. То есть это было прообразом согласно святоотеческому учению Православной Церкви. Спасение Исаака прообразовало Крестные Страдания и Воскресение Христово. «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Мы не знаем, о чем в подробностях беседовал со Своими учениками Воскресший Христос, когда шел с ними по дороге в Эммаус. Но совершенно ясно, что Он упоминал и о жертве Исаака, потому что она относится непосредственно к нашему Господу. И когда апостол Петр говорит о Страданиях и славе Христовой как о наших страданиях и славе, мы понимаем, что в случае с Исааком речь идет и о нашей жизни. И когда апостол Павел пишет в Послании к Римлянам, что вера Авраама вменилась ему в праведность, он добавляет: «А, впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам». Вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего. Вот долгота, широта, высота и глубина Креста Христова, и наше участие в жертве Авраама верою. Господь наш Иисус Христос был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Но все в этих страшных, исполненных ужаса и мрака событиях начинается и кончается радостью. Сам Господь говорит об этом: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой. И увидел, и возрадовался». Святые отцы сравнивают это его «возрадовался» с радостью Пресвятой Девы Марии, когда Она встречает святую праведную Елисавету, с ее радостью от присутствия Божия: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем». И радостью апостола Петра, оттого что, как говорит он, обращаясь к нам: «Не видя Господа, вы любите Его».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/16/bo...

не знают пути мира; нет страха Божия пред очами их ( Пс.35 )». – Но мы знаем, что закон все, что говорит, говорит к сущим под законом, так что заграждаются всякие уста и весь мир повинен будет пред Богом; от дел закона не оправдается пред Ним никакая плоть: ибо законом то грех познается. Ныне же, помимо закона, явилась правда Божия, о коей свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру во Иисуса Христа, во всех и на всех, кто верует (в Него); нет различия, так как все согрешили и лишены славы Божией, но получают оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе; Егоже поставил Бог в жертву очищения Кровию Его чрез веру, да явит правду Свою, в отпущение, долготерпением Божиим, грехов прежде соделанных. Так и в настоящее время является в сем пред всеми правда Божия: и праведным поставляется человек сущий в вере Иисусовой. Итак где же похвала наша? Уничтожена. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что верою оправдывается человек, без дел закона. Нежели же Бог – только Иудеев Бог, или Он Бог и язычников? Так, Он Бог и язычников: един Бог, Он оправдает и обрезанных, по вере, и необрезанных, чрез веру же. Что же, не разоряем ли мы закон верою? Боже избави! не разоряем закон, но утверждаем. Глава 4. Вера была в оправдание и до пришествия закона Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам делами оправдался, то имеет похвалу, но не от Бога. Что говорит Писание? «Веровал Авраам Богу, и вменилось ему в правду» ( Быт.15 ). Делающему воздаяние вменяется не по милости, но по долгу, а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, коему Бог вменяет праведность не от дел. «Блажени, ихже отпустишася беззакония и ихже прикрышася греси; блажен муж, емуже не вменит Господь греха» ( Пс.31 ). Что же, блаженство это обрезанию ли приписано, или необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда же вменилась? По обрезании, или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Но живет во мне Христос, то есть в нас ничего нет, что не угодно Христу, но Он все совершает в нас, управляя и господствуя. И наша воля умерла, а живет Его и управляет нашей жизнью. Итак, если я живу для Бога жизнью, отличной от жизни в законе, и умер для закона, то я не могу ничего соблюдать из закона. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия. То, что я сказал, сказал о духовной жизни, но и чувственную жизнь ты найдешь во мне, сущую от Христа. Ибо и закон нарушаемый всех подверг греху и наказанию, и ничто не препятствовало, как во времена потопа, всем погибнуть как преступникам; но явившийся Христос избавил нас от осуждения, оправдав Своею смертью. Так что и это самое — жизнь чувственную и плотскую — мы имеем чрез веру во Христа, — веру, оправдывающую нас и избавляющую от осуждения. Возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Хотя Он за всех предал себя и всех возлюбил, но Павел, размыслив, от чего освободил нас Христос и что даровал, и возгоревшись любовью, общее приписывает себе, как и пророки говорят: «Боже, Боже мой». А вместе с тем и показывает, что каждому должно оказывать Христу такую благодарность, как если бы Он умер ради него одного. Но воспользовались этими благодеяниями только те, которые уверовали в Него. Так что держащийся закона показывает, что Христос не умер для него. Как же ты не страшишься сего, но опять возвращаешься к закону, являя бесполезной для тебя смерть Господа. И заметь выражение предавшего Себя — ради ариан. Не отвергаю благодати Божией. Не отвергаю благодати Божией. После этих рассуждений, он, наконец, заявляет: я не отвергаю дара Христова, которым Он меня сподобил, оправдав меня без дел смертью Своею, и не прибегаю к закону. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер. Ибо, если, говорит он, закон в состоянии спасать и оправдывать, то Христос совершенно напрасно умер.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Объясн. «Иисус, видя веру их» – принесших расслабленного, а не его одного личную. Движимые верой, принесшие раскрыли кровлю дома: Мрк. 2, 4 ; раскрывай и ты христианин, покровы и затворы греха и не думай, что без подвига спасешься: Иак. 1, 22–24 . Марк. 9, 23–24 . «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию». Обьясн. Крепкой вере «одного из народа» предшествовала настойчивая просьба сначала к апостолам (ст. 18), затем к Самому Христу. Стало быть, одной веры – бездеятельной недостаточно: Иак. 2, 24–25 ; при вере должна быть еще и любовь; 1Кор. 13, 3–4 . Рим. 4, 3–5 . «Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Быт. 15, 6 ). Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу, а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Обьясн. Вера Авраама выразилась в самоотверженном деле возложения на жертвенник Исаака сына своего. Иак. 2, 21 ; конечно, блажен человек, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (ст. 6–7) но это не значит, что добрые дела в деле спасения не нужны были; напротив, делами вера достигает совершенства: Иак. 2, 22 . Кто на основании 4–5 ст. отвергает важность добрых дел для оправдания, тот смешивает оправдание в крещении с оправданием на суде Христовом: первое получается по вере: Мрк. 16, 16 , а второе получают только те, которые, будучи первоначально оправданы по вере, стали потом рабами праведности и тело свое подчинили святости, а не беззаконию: Рим. 12, 1–2 ; Ефес. 5, 19–11 . Рим. 5, 1–2 . «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией. Об оправдании Рим. 3, 24 . «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе»... Объясн. Этим учением св. апостол не отвергает добрых дел ко спасению, а только выясняет порядок спасения. Исполнение добрых дел ублажает Сам Господь в нагорной проповеди : Мф. 5, 6. 7 ; и на Страшном суде будет потребован отчет в исполнении добрых дел: Мф. 25, 34–35 . Если сказано, что верующие созданы на добрые дела: Ефес. 2, 10 , то они обязаны совершать христианские добродетели, чтобы тем благодарить Бога за дарованную им благодать спасения: 2Тим. 4, 7–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Основными моментами ветхозаветного договора являются вера и оправдание, грех и наказание. Поскольку завет начинается со стороны Бога, Который обращается к человеку с требованием и обетованием, постольку со стороны человека первым актом вступления в договор является послушание и вера, с которою он исполняет требование Божие и которая увенчивается исполнением обетования. Так Авраам, руководимый идеей своего Бога, оставил землю свою и дом отца своего в надежде получить новую землю. «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» 129 . Так и для народа еврейского исшествие из Египта не было только исходом из страны рабства, но было также оставлением страны, текущей молоком и медом, ради обетованной земли. «Разве мало того, говорили Моисею некоторые из евреев в пустыне, – что ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом? А ни в землю, текущую молоком и медом, ты не привел нас, ни владения полями и виноградниками не дал нам» 130 . В частности Моисей «верою отказался называться сыном дочери фараоновой и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное наслаждение» 131 . При Синае Бог обратился к народу еврейскому с требованием исполнять Его уставы и обетованием сделать евреев народом могущественным. Исполнение обетования есть оправдание человека от Бога. Так уже Авраам поверил Иегове, и Он вменил это ему в праведность 132 . Все благоденствие патриархов, все могущество народа еврейского и его слава были оправданием их веры в Бога. Но вместе с тем завет делает возможным неверность договору со стороны людей, которая является их грехом пред Иеговой 133 . Грех наказывается и требует своего искупления. Посему наряду с обетованиями в Ветхом Завете слышатся угрозы, перечисляющие все ужасы и несчастья природной и общественной жизни и международных отношений 134 и т.д. Самым характеристичным наказанием с еврейской точки зрения было рабство другому народу 135 . Но грех может быть искуплен и завет может быть восстановлен 136 : искуплением служит само страдание в соединении с раскаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Первая, догматическая часть Послания доказывает положение об оправдании верой. Павел отправляется от факта всеобщности греха. Он, прежде всего, показывает, что ответственность за грех несут и язычники. В естественном откровении им было дано познание Бога, которым они пренебрегли. Те страшные грехи (в том числе и в первую очередь грехи против естества), в которые они впали, были попущены Богом в наказание. Но сила греха господствует и над иудеями, и Павел признает непреложные преимущества иудеев, покоящиеся на нерушимом слове Божием. Из факта всеобщности греха Апостол делает вывод, что и путь оправдания должен быть общий для всех. Этот общий путь есть путь веры. Мысли ап. Павла могут быть сведены к следующим основным положениям. Первое: в основании спасения лежит объективный момент – явление благодати Божией в искупительном подвиге Христовом. Второе: но к этому объективному факту человек приобщается верою. Бог по благодати дает, человек по вере принимает. И наконец, третье: спасение как усвоение благодати верою есть явление правды Божией. Оправдание как уничтожение греха предполагает восстановление утраченной славы. Вера как начало оправдания противополагается закону. Оправдание дается даром, по благодати, без закона. Закон дает объективную норму, которая позволяет судить о наличности греха. Оправдать может вера, как оправдала она Авраама. Обетования, данные Аврааму и семени его, основаны на праведности веры, а не на законе. Но остается долгий путь возрастания в праведности. На этот путь Павел и зовет верующих и в первую очередь самого себя. Павел противополагает двух Адамов: первого, которым вошел грех, а с дарованием закона грех стал преступлением, но единому началу греха в лице Адама противостоит преизобильный источник благодати в лице Иисуса Христа. Апостол пишет о психологии греха как влечения к запретному, о двух законах. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:19-24 ). «В Духе Святом преодолевается власть плоти, и верующий усыновляется Богу. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» ( Рим.8:16 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Святой Кирилл Александрийский учил: «Царство Небесное – это оправдание верою и освящение Духом» По учению Евангелия, стать подданными Небесного Царствия могут люди, еще живя на земле. Святой Кирилл Александрийский учил: «Царство Небесное – это оправдание верою и освящение Духом. Поэтому и в другом месте (сказано): Царство Небесное “внутри вас есть”». Согласно со святителем Кириллом блаженный Феофилакт так истолковал данный стих: «Под Царством Небесным он разумеет первое и второе пришествие Христа и добродетельную жизнь. Ибо если мы, странствуя по земле, жительствуем как бы на небе, чуждые страстей, то имеем Царствие Небесное». То есть, живя на земле, мы уже должны почитать себя причастными Небесного Отечества. Апостол Павел писал, обращаясь к уверовавшим: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19). И далее мы читаем в Евангелии об Иоанне Крестителе: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3: 3). Апостол Матфей приводит это пророчество из пророка Исаии, чтобы подтвердить миссию святого Иоанна Крестителя текстом из Ветхого Завета, ведь свое Евангелие апостол и евангелист Матфей писал для иудеев, посему при всякой возможности подтверждал сказанное из Закона (Торы), Пророков (Набиим) и Писания (Кетубим). Так в общении с иудеями поступал и Сам Христос (см.: Мф. 22: 40), и Его апостолы (см.: Деян. 28: 23). Блаженный Феофилакт под «путем Господним» понимает проповедь Евангелия, а под «стезями», которые необходимо выпрямить, – Закон Божий. То есть Благая Весть (Евангелие) не упраздняет Закона (Пятикнижие Моисея), но, напротив, усиливает его влияние на людей и делает его исполнение более эффективным, что и означает призыв: «прямыми сделайте стези Ему». Стезею называется путь Закона, потому что он древний и многие уже прошли по нему. И далее апостол Матфей предлагает нам описание внешнего вида святого пророка Иоанна Крестителя: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3: 4).

http://pravoslavie.ru/93462.html

Так, апостол Павел, бывший иудей Савл, свидетельствует: однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками ( Гал. 2: 16–17 ). Как Павел, по правде законной – непорочный ( Флп. 3: 6 ), говорит: ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками! Он (Павел) исполнял внешнюю сторону Закона, не обращая внимания на внутреннюю сторону, открытую для него только во Христе. Ведь в христианстве даже бездействие в добре – грех. Сказано: Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех ( Иак. 4: 17 ). «[В Новом Завете] богач порицается не за то, что украл чужое, но за то, что не отдал своего» Святитель Григорий Великий писал: «Некоторые думают, что заповеди Ветхого Завета суровее, чем заповеди Нового, но на самом деле они заблуждаются в таком недальновидном суждении. Ибо в том карается не скупость, но хищение. Там (то есть в ветхозаветные времена. – прот. О.С. ) вещь, неправедно изъятая, возмещается вчетверо. А здесь (то есть в новозаветные времена. – прот. О.С. ) богач порицается не за то, что украл чужое, но за то, что не отдал своего. И не говорится, что он кого-то притеснял силой, но что превозносился из-за вещей приобретенных» 2 . Святитель Василий Великий писал: «Всякое бездействие гораздо легче какого бы то ни было дела. Например, не убивай, не прелюбодействуй, не кради ( Исх. 20: 13–15 ): каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности. Люби ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 19: 19 ); продай имение твое и раздай нищим ( Мф. 19: 21 ); кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два ( Мф. 5: 41 ), – вот уже действия, приличные подвижникам, и для совершения их нужна уже душа мужественная. Посему подивись мудрости Того, Кто через более легкое и удобоприступное ведет нас к совершенству» 3 . Слова «каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности» могут быть отнесены только к талмудическому восприятию Закона Божия, сам Ветхий Завет все же не знает такой нравственно-этической заторможенности. Святитель Василий Великий в данной цитате выступает именно против постветхозаветного иудаизма, когда действительно бездействие было возведено в ранг добродетели. Классическим примером может быть интерпретация Христом известного высказывания Гиллеля – великого законоучителя эпохи царя Ирода, основателя фарисейской школы, называвшейся по его имени «Бейт Гиллель». Однажды к раву Гиллелю пришел язычник и задал вопрос:

http://pravoslavie.ru/97626.html

Так обосновано в Евангелии, так раскрыто в Посланиях ап. Павла. Закон как императивная норма, регулирующая внешние деяния, как заповедь «плотская» и человеческая – противополагается свободному преображению сердца, пребыванию в Духе и в любви, творчеству, вытекающему из веры, из непосредственной интуиции Божества и полученной благодати. Между этими двумя системами ценностей существует как будто антиномическое отношение взаимного исключения: если Закон достаточен для спасения – Христос-Спаситель не нужен. Если только Христос спасает и есть абсолютная «полнота» (τιλρομα) – закон не нужен. «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал.2:21 ). 59 Но Законом спастись нельзя, «делами закона не оправдается никакая плоть». 60 Закон убивает, осуждает, ставит под проклятие: «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» ( Гал.3:10 ). Проклятие Закона снимает только Христос; мы спасаемся верою во Христа, а не делами Закона, «человек оправдывается верою независимо от дел Закона», получает оправдание «независимо от Закона», «даром, по благодати». Вера уничтожает и упраздняет все то, чем хвалится и чем надеется спастись исполнитель закона ( Рим.3:20–28 ). Деяния стоят на той же точке зрения: «законом Моисеевым оправдаться нельзя, а Христом оправдывается всякий верующий, ибо прощается» ( Деян.13:39 ). Итак, существуют два пути, противоположных и взаимно исключающих друг друга: путь закона, как путь проклятия и осуждения, – и путь веры во Христа и обновления Святым Духом, как путь, снимающий «клятву» и дающий спасение; «служение осуждения» противополагается «служению оправдания», «служение смертоносным буквам» противополагается «служению духа», ибо «буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор.3:6–9 ). Противопоставление закона и благодати все более обостряется у ап. Павла и достигает антиномического, контрадикторного отношения между ними, 61 с особой силою выраженного в Послании к Галатам: закон и благодать Христова несовместимы, как несовместимо проклятие и спасение, рабство и свобода, надежда на плоть («закон заповеди плотской») – и надежда «не на плоть», а на дух; 62 как несовместимо, наконец, «покрывало на сердце» 63 и сердце, открытое Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010