(3, 27) Итак, где же похвала? Исключена 37 (V, B) Ведь кто вообще и о чём будет хвалиться, если все стали негодными и совратились с правого пути и совсем нет никого, кто делал бы добро? (ср. Рим.3, 12 ). Поэтому похвала,говорит он, исключена,то есть отвергнута и упразднена, не имея у нас никакого места. Каким же образом она исключена?Мы обогатились прощением бывших прежде грехов, по милости и благодати получая оправдание даром( Рим.3, 24 ) во Христе. (3, 31) Итак, мы уничтожаем закон верою? (V, B) Бог всех сказал божественному Моисею: «Я воздвигну им Пророка из братьев их, такого, как ты, и дам слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им так, как Я повелю Ему; и человек, который не послушает слов Его 38 , которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу»( Втор.18, 18–19 ). Так разве мы не утверждаем закон верою, принимая слово от Него? И Пророком, по причине человеческого, наименован Еммануил, Который, как бы в чине Моисея, является посредником междуБогом и человеками( 1Тим.2, 5 ) 39 . И ещё, хотя закон был в тенях, однако видно, что он мучительно рождает изображение истины 40 и истина не упраздняет прообразы, но делает их яснее. (4, 2) Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом (V, B) «Я предполагаю, – сказал некто, – что тщательно исследующие это рассуждение о праотце Аврааме должны заметить следующее. Изречено было негде одним из святых учеников, что без дел вера мертва (ср. Иак.2, 17 ), и он прибавил к этому: »Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» ( Иак.2, 20–21 ). Так неужели эти духоносные мужи утверждают проти- воположное друг другу?» Итак, что нам ответить на это? Тому, кто достиг старости, Бог всех против всякого ожидания обещал сына и утверждал, что семя, которое произойдёт от него, будет соперничать по числу с неизмеримым множеством звёзд. Он же, поскольку чтил Обещавшего, Который способен совершить всё, свидетельствуя об этом Богу, был Им оправдан и приобрёл в качестве равноценной награды за столь боголюбивый образ мысли забвение древних грехов. Однако спустя какое-то время Бог дал этому праведнику в качестве испытания прорицание об Исааке. Но он даже при этом был верным и боголюбивым, поскольку ничего не ставил выше любви к Богу. Впрочем, как пишет ученик Спасителя, вера содействовала делам его, и делами вера была подтверждена ( Иак.2, 22 ) 41 . Но и сам чудный Павел сказал негде о праотце Аврааме, что он верою, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано: «В Исааке наречётся тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мёртвых воскресить ( Евр.11, 17–19 ). Поэтому если даже скажут, что он оправдался делами благодаря тому, что, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака, однако это было у него ясным доказательством прочнейшей веры 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

IV. Неосновательно почитают чувство смирения необходимым спутником только убеждения в спасении одною верою, как делом самого Бога, утверждая, что мысль о спасении верою, поспешествуемою любовию, ведет к гордости. Если не одна только вера, но всякое вообще доброе дело христианина есть дело в нем самого Бога 709 ; то явно, что отнюдь не гордость, но именно смирение должно быть необходимым спутником и мысли о спасении верою, споспешествуемой любовию. Так действительно и бывало на самом деле. В этом удостоверяют нас сами веровавшие. Св. пр. напр. Давид говорил о себе: и воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни, и не нечествовах от Бога моего. Яко вся судьбы его предо мною и оправдания его не отступиша от Мене. И буду непорочен с ним и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, пред очима Его ( Пс. 17:21–25 ). Благоч. царь Езекия молился Богу: Помяни, Господи, како ходих пред тобою со истиною, и сердцем истинным, и угодная пред тобою сотворих ( Ис. 38:3 ). Праведная Есфирь так же молилась Господу: Ты вся веси, ты знаеши, Господи, яко не в укоризне, ни в гордости, ниже во тщеславии сотворих сие, еже не покланятися прегордому Аману. Ты веси нужду мою, яко гнушаюся знамения гордости моея, еже есть на главе моей во днех видения моего, гнушаюся его, яко рубищ оскверненных, и не ношу его в день молчания моего, и не яде раба твоя от трапезы Амановы, и не прославлях пира царева, ниже пиях вино требищ (идольских): и не возвеселися раба твоя от дне пременения моего даже до ныне, точию о тебе, Господи Боже Авраамов. Боже могий над всеми, услыши глас безнадежных, и избави нас от руки лукавнующих и изми мя от страха моего ( Есф. 4:17 ). Св. ап Павел исповедал: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его ( 2Тим. 4:7,8 ). Кратко сказать, все истинно верующие, подвизающиеся на земле о Господе, в Господе и с Господом, уповали на подвиги и труды свои в соделывании спасения своего, однако не были горды, но проникнуты были чувством глубокого смирения. Иначе и быть не могло; ибо они имели истинную любовь о Христе, которая отличается и тем, что не превозносится, не гордится ( 1Кор. 13:4 ). § 284. Основания из творений св. отцев и писателей Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   Между тем нужно было бы сказать: для чего ты иудеев принуждаешь иудействовать, — потому что увлекавшиеся были не из язычников, а иудеи. Но если бы он это сказал, то его слово показа­лось бы жестким и нисколько для него неприличным, так как он был учитель язычников; а теперь, под видом попечения о своих собственных учениках, он делает упрек неответст­венный и свободный. Чтобы вы убедились, что сказанное им было не упреком Петру, а увещанием и наставлением иудеям в виде упрека Петру, выслушайте дальнейшее. «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники» (Гал.2:15). Эти слова наконец — учителя, и уже не обращает все к Петру, а обобщает слово. Если бы он с самого начала предложил это как учитель, то иудеи не вынесли бы слов его; а теперь, начав с упрека и по-видимому сде­лав справедливый упрек Петру, как бы увлекавшему веру­ющих из язычников к соблюдению обрядов закона, он без­боязненно приступает, наконец, к увещанию и совету, так как последовательность речи довела его до этого. Чтобы кто-нибудь, услышав: «для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?», не поду­мал, будто только тем невозможно иудействовать, а иудеям предоставлено, он обращает слово к самим учителям. Что говорю я, продолжает он, о язычниках или остальных иудеях? Напротив мы — учители, мы — апостолы. И не это только право он называет, что они — учители и апостолы, но и то, что они, бу­дучи иудеями, от предков, совершенно отстали от закона. Ка­кое же мы будем иметь оправдание, привлекая к этому других? Видишь ли, как незаметным образом он касается иудеев и предлагает приличное наставление? Сказав: «мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники», он приводит и разумную причину, по которой они отступили от иудейства: «однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16).    19. Видишь ли, как часто упоминает он и о немощи за­кона и об оправдании верою? И постоянно он употребляет эти названия, что свойственно не укоряющему, а учащему и советую­щему. Но, как я сказал, если бы он говорил это обращаясь к иудеям, то все исчезло бы и погибло, так как не приняли бы его наставления; когда же он обратил слово к Петру, то те незаметным образом имели плодом для себя пользу, после того как Петр укорен и молчал, и весь образ его мыслей открылся, не от него самого, но от соапостола, и прежнее его поведете стало известным. Потом, чтобы они не говорили между собою: а что, если и Петр и Павел худо сделали — он приводит справедливые и бесспорные причины, почему не должно держаться иудейских обычаев. Эти причины, состоят в том, что закон не может оправдывать, а только вера. Здесь он пользуется более кротким словом, но, идя далее, делает его более жестким и сильным. «Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак» (Гал.2:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3311...

     В апостольском зачале 21-й Недели по Пятидесятнице мы читаем: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Как можно видеть, в данном предложении три раза повторяется глагол «оправдываться». Это слово связано с важным богословским термином апостола Павла: «оправдание». Поговорим об этом понятии. Греческое слово «дикэосини», которое использует апостол, в синодальной Библии переводится как «оправдание», «праведность», «правда». Действительно, в разных контекстах «дикэосини» имеет неодинаковый смысловой оттенок, но в богословской системе Павла все эти значения собираются, как части мозаики, в единую картину. «Дело спасения неотложно состоит в том и другом; то и другое, потому, можно и должно совмещать в сем едином слове», – пишет об этом святитель Феофан Затворник . Итак, что же значит «оправдаться верою в Иисуса Христа»? Сегодня мы привыкли к юридическому значению слова «оправдание». Мы можем думать, к примеру, что оправдание состоит в том, что наша вина перед Господом снята благодаря жертве Сына Божьего, подобно тому, как подсудимого оправдывают на суде. Но такое внешнее понимание не является верным. Ведь на суде никого не интересует, виноват человек или нет. Главное, какой приговор вынесет судья: оправдан или осужден? Нетрудно понять, что в отношениях Бога и человека подобное осмысление оправдания невозможно. Ведь проблема человечества не только в его вине перед Творцом, а во внутреннем повреждении, которое мы несем как некую наследственную болезнь человеческого рода, начиная от грехопадения Адама и Евы. В христианстве оправдание не может пониматься как правовой акт, ибо прощение само по себе не исправляет грешника. Да, допустим, оправдание «засчитывается», но ведь человек испорчен изнутри. И такое оправдание не исцелит его и будет нелепостью в очах Божиих, ибо преступник прощался бы только для того, чтобы он творил новые преступления, ведь он остается злым и грех продолжает управлять им.

http://pravoslavie.ru/107607.html

В своем выступлении Иаков прежде всего ссылается на авторитет Петра, не упоминая при этом ни Павла, ни Варнаву, ни других выступавших. Главным ветхозаветным текстом, который Иаков избирает для подтверждения своей позиции, являются слова из Книги пророка Амоса ( Ам. 9:11–12 ), истолкованные в смысле указания на обращение в веру язычников . . 162 Подразумевается, что это пророчество исполнилось благодаря Христу и Его общине (хотя прямо Иаков об этом не говорит). Иаков затем переходит к конкретным рекомендациям, присоединяясь к позиции Петра и предлагая не затруднять (μ παοενοχλεν) язычников предписаниями закона Моисеева, ограничив требования к ним лишь пятью пунктами. Идет ли речь о решении дисциплинарного или мировоззренческого характера? Иными словами, в своем предложении Иаков исходит лишь из соображений удобства (не следует затруднять язычникам вход в Церковь ) или из понимания того, что закон Моисеев с пришествием Христа утратил силу? Похоже, для Иакова предлагаемое решение – лишь дисциплинарная мера. Он не готов полностью списать со счетов закон Моисеев, но считает, что для язычников достаточно лишь сделать выжимку из него в виде пяти озвученных пунктов. О значимости закона Моисеева для Иакова свидетельствует и тот факт, что он завершает свою речь упоминанием о чтении закона в синагогах по субботам. Это говорит о том, что христиане продолжают участвовать в синагогальных собраниях наряду с иудеями и, несмотря на испытываемые христианами гонения от иудеев, разрыв с синагогой на повестке дня пока не стоит. Интересной параллелью к рассматриваемой речи может служить Послание Иакова, входящее в корпус Нового Завета. Относительно его авторства высказывались самые разные мнения, однако в последнее время традиционная атрибуция послания Иакову, брату Господню, находит все больше сторонников. 163 Мы придерживаемся этой же точки зрения, в том числе no причине тематического сходства между этим посланием и речью Иакова, как она приведена в Деяниях. В послании, в частности, доказывается, что «вера без дел мертва». Эту истину Иаков иллюстрирует примерами Авраама, Исаака и Раав-блудницы – ветхозаветных героев, прославившихся своими делами. Иаков приходит к следующему заключению: «Видите ли, что человек оправдывается делами, a не верою только?.. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2:2426 ), Послание Иакова резко контрастирует с посланиями Павла, в которых, как мы помним, последовательно доказывалось противоположное: что человек «оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа.., ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал, 2:15–16). И если для Иакова Авраам, приносящий в жертву Исаака, является примером оправдания делами ( Иак. 2:21 : «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?»), то для Павла тот же самый образ является примером веры ( Евр. 11:17 : «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака...»),

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Гал.2:18 .  Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. «Аще бо яже разорих, сия паки созидаю, преступника себе представляю». Апостол сказал это не о себе только, но и о всех апостолах, потому что и ими признано за благо, чтобы уверовавшие из язычников не хранили закона. Но явно, говорит Апостол, нарушаем признанное нами за благо, разоряя, что сами наздали. Наздали же мы язычников не на основании закона, но на основании Христовом. Весьма премудро опроверг обвинение. Ибо, когда другие нехранение закона называли преступлением, он преступлением назвал хранение закона. Потом показывает сие в большей ясности. Гал.2:19 .  Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. «Аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду». Убежденный самим законом, говорит Апостол, соделал я себя, мертвым для закона, потому что закон предуказывал мне Христа; убежденный законом, пришел я ко Христу, и для закона я мертв, потому что не им уже управляюсь в жизни, но последую постановлениям Христовым. «Христови сраспяхся». Ибо Ему спогребся я крещением Гал.2:20 .  И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос». Отложил я прежнюю жизнь, перешел в жизнь иную, живу Тому, Кто облек меня жизнию. «А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне». И в этой смертной жизни преднаписую жизнь бессмертную и усматриваю оную верою. Для того приял за меня смерть Владыка Христос, чтобы мне уготовать бессмертную жизнь. Гал.2:21 .  Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. «Не отметаю благодати Божия». Ибо жительствующий по закону бесчестит благодать, как недостаточную для спасения. «Аще бо законом правда, убо Христос туне умре». Ибо излишня Владычняя смерть, если закона достаточно к приобретению оправдания. Так пересказав им беседу свою с треблаженным Петром, обращается уже к ним и выражает сильное негодование.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И все-таки, что движет в глубине души еврейским народом? Веками рассеянные среди разных народов, в пасхальную ночь евреи всегда пили и пьют вино со словами: «В следующий год в Иерусалиме!» Напряженная вера в единого Бога и Мессию Его – внутренний нерв народа. Народ мо­жет следовать своему призванию, а может не соответствовать ему и даже отвергать, но жить он может только верою. Без веры мертв. Атеизм и его земная проекция – деньги – вот плата за неприятие Иисуса Христа, Мессии и Сына Божия. Можно быть мертвым в атеизме и деньгах, но жить можно только верою! Великий апостол и учитель веры Павел трижды обращался в своих По­сланиях к словам пророка Аввакума о вере, перенося их таким образом в Новый Завет . Слова ветхозаветного пророка становятся выражением самой сути Нового Завета. Вера есть у всех людей, но чем живет человек? Что жи­вотворит его? Закон есть тоже у всех людей, но возможно ли им жить? Смо­жешь ли ты законом победить грех?... Поддержит ли тебя закон, если вокруг себя ты видишь неправду, беззаконие и несправедливость, а Бог молчит и не вмешивается, попускает все это?... Не понудит ли тебя в этом случае закон едва ли не отречься от Бога? А когда Бог Сам, например, через стихийные бедствия, совершает такое, что никакими мерками справедливости объясне­но быть не может, чем поможет тебе тогда закон? Не в окончательный ли тупик и ступор вгонит тогда закон твои мысли и твое сердце? Нет иного вы­хода бунтующей нашей мысли, нет иного выхода смятению и смущению на­шему, как в вере и доверии. Жить можно только верой, а верить животворно может только праведный, а праведным может быть не примерный умница, а только человек, Христом оправданный, Кровию Его очищенный, Духом Его освященный. Вот три ступени восхождения по лестнице Богооправдания апостола Пав­ла, по которым он ступает словами пророка Аввакума. Ступень первая – уверование. Апостол Павел: Ибо я не стыжусь благовествования Христова; потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и эллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ибо казнь греху есть изъятие его " ...» . 2. Из толкования апологетического характера можно привести комментарий на Гал. 2:16  « человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть »:   «Во всей речи этой мысль одна: закон не приводит нас к праведности; почему, уверившись, что ее может подать только Иисус Христос, мы, оставя закон, прилепились к Нему верою. Но святой Павел разнообразно выражает ее, чтоб сильнее напечатлеть ее в памяти. Три раза напоминает о бессилии закона доставить праведность и три раза указывает истинный источник праведности, святости, спасения в Господе Иисусе Христе через веру в Него...   Что разумеется здесь под законом ? Внешний чин, которым определялся строй нравственно-религиозной жизни иудейского народа — обрезание, субботствование, праздники, жертвы, омовения, окропления и подобное. Этот чин отособлял иудеев от всех других народов и составлял их исключительную собственность. Расположения, входящие в состав благочестия и добронравия, каковы: страх Божий, упование на Бога, сострадание, благотворительность, терпение, воздержание, трудолюбие и подобное, — были общие всему роду человеческому, а не одним иудеям принадлежали... Таким образом, не следует здесь разуметь под законом нравственный закон, правила благочестия, добронравия и все добрые дела... Когда Апостолы Собора писали антиохийцам, что они решили ничего не возлагать на верующих из язычников, кроме известных ограничений; то, конечно, не то разумели, что дают им полную свободу от всех правил благочестия и добронравия, но что не обязывают их к исполнению каких-либо законов иудейской внешней жизни, начиная с обрезания (см.: Деян. 15, 24)... Что значит здесь оправдание ? По общему смыслу оправдаться — значит представить уважительные причины, по которым законно с кого-либо снимается взводимая на него вина, и он объявляется правым. В этом смысле оправдание пред Богом не может иметь места... Долги наши неоплатны. Но за всех нас уплатил их правде Божией Господь наш Иисус Христос крестною Своею смертию... (Далее свт. Феофан приводит сравнительный образ). Пусть в каком-либо городе много должников и какой-нибудь богач объявит заимодавцам, разным или одному, что какой должник представит расписку или свидетельство от меня, того долг считать оплаченным из моей кассы, а его свободным от долга. Вот эту расписку или свидетельство от лица Господа и должен каждый грешник представить правде Божией, чтобы стать пред нею свободным от долга грехов своих. Какая же это расписка или свидетельство? Вера в Господа нашего Иисуса Христа. Уверовавший в Господа прав ( оправдан ) пред лицем Бога правды.

http://bogoslov.ru/article/561751

Итак верующие благословляются с верным Авраамом. Итак верующие благословляются с верным Авраамом. Так как они страшились, как бы им за несоблюдение закона не подвергнуться проклятию (так как написано: проклят тот, который не соблюдает написанного в законе), то он показывает совершенно противоположное, именно, что благословенны оставляющие закон и приходящие к вере, подобно тому, как и верный Авраам получил благословение. А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. Чтобы кто-нибудь не возразил, говоря: Авраам вполне естественно был благословен и оправдан верой, так как еще не было закона, а ты покажи мне, что после того как дан закон, вера оправдывает и делает благословенными, — апостол показывает теперь не только то, что вера оправдывает и сообщает благословение, но и то, что закон есть виновник греха и проклятия, потому что никто не может исполнить написанного в законе, а не исполняющий — проклят. Таким образом, вере принадлежит благословение, и напрасно вы страшитесь проклятия за отступление от закона. Ведь, держась его, вы скорее подпадаете проклятию, будучи не в силах его исполнить. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Показав, что закон подвергает проклятию, а вера сообщает благословение, теперь говорит, что и оправдывает только вера, а не закон, и приводит слова Аввакума: праведный верою жив будет (Авв.2:4), а не законом. Ибо закон требует не только веры, но и дел. Хорошо также сказал: пред Богом, потому что у людей могут казаться праведными те, которые держатся закона, каковы фарисеи, выставляющие себя праведными пред людьми. Так как закон по причине своей невыполнимости не оправдывал, а подвергал проклятию, то явилась благодать, показывающая легкий путь — веру, посредством которой оправдываясь, мы получаем благословение. Итак, доказано, что вера сообщала благословение и оправдание не только до закона, но еще более и после него.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Итак, слово Божие заставляет полностью отказаться от всякой надежды оправдаться перед Богом своим хорошим поведением. " Законом познается грех " : он ставит диагноз, а не исцеляет; объясняет, почему мы осуждены, а не избавляет от осуждения. Закон " заграждает уста " нелепой человеческой самоуверенности, которая думает явиться пред лицо всесвятого Бога в запачканной одежде своей собственной праведности (Ис. 64:6). Оправданию через веру есть только одна альтернатива — проклятие. Если я пытаюсь оправдаться личными усилиями, то " пребываю под клятвою " ; если я просто сдаюсь на милость Божию, явленную во Христе Иисусе, то уже оправдан Богом: Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3:23-24). Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3:28). Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2:16). Златоуст, комментируя Рим. 3:28, говорит: Здесь Апостол доказывает могущество Бога, потому что Он не только спас, но и оправдал, и привел в похвалу, не имея для того нужды в наших делах, но требуя одной лишь веры ( " Беседы на послание к Римлянам " , стр. 555). Когда Бог оправдывает человека? Златоуст отвечает: Всякий, кто уверовал, тот вместе с тем и оправдался ( " Беседы на послание к Римлянам " , стр. 557). Святой Климент Римский (Епископ Рима в 92-101 гг.) подтверждает, что оправдание верой — исконное учение Апостольской Церкви: И все (ветхозаветные святые) прославились и возвеличились не сами собою, и не делами своими, и не правотою действий, совершенных ими, но волею Божиею. Так и мы, будучи призваны по воле Его во Христе Иисусе, оправдываемся не сами собою, и не своею мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которою Вседержитель Бог от века всех оправдывал. Ему да будет слава во веки веков. Аминь (св. Климент Римский, 1 Послание к Коринфянам, гл. 32).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010