Митрополит Павел привез с собою в Сибирь указ о назначении духовенству на Камчатке сверх жалованья еще по 20 пудов ржаной муки на каждую семью в год. Он обращал строгое внимание на соблюдение монастырями духовных уставов. Для смягчения нравов духовенства особенно ревностно проводил в жизнь исходатайствованный им указ 1761 г. «о воздержании духовных лиц от непристойных поступков при следствиях по делам веры и об употреблении ими для обращения заблудшихся меча духовного, а не гражданского (П. С. З. т. XV, 11277)». При нем основан в 1764 году Енисейский Иверский женский монастырь, в котором почивает чтимый старец Давид. Владыка Павел открыл в тобольской семинарии кафедру по преподаванию богословия и выпросил для семинарии жалованье по 400 руб. в год. От него получил подвизавшийся на Камчатке иеромонах Пахомий значительное пожертвование деньгами, церковною утварью и книгами для 13-ти камчатских школ, при чем эти свои дары Камчатке отправил с протоиереем – начальником камчатских духовных дел, назначенным по указу 25 ноября 1760 г. Его же стараниями было организовано в Тобольске и Красноярске постоянное проповедничество для просвещения обращенных в Православие и для научения всего духовенства живыми образцами проповеди . Также с особенным воодушевлением он распространил по Сибири указ 16 августа 1760 года, осуждавший «внутренних врагов, предпочитавших беззаконную прибыль присяге, долгу и чести». По его приказу духовенство гремело проповедями, основанными на словах этого указа, что «несытая алчба корысти превратила места правосудия в торжища лихоимства». Распоряжением о церковном обличении «служилого люда» владыка Павел приобрел себе множество врагов. Наконец, кроткого владыку Павла постигла взведенная преподавателем семинарии Савватием Исаиевичем клевета за расточительное пожертвование средств епархии, вследствие чего владыка, был отозван и определен в Киево-Печерскую лавру, где скончался 4-го ноябри 1770 г. и почивает в нетлении и чудесах. Владыка Павел Конюскевич был одиннадцатым и последним митрополитом Сибирским. После него сохранилось для святителей Тобольских право ношения креста на митре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

201. Блудныя мысли—от недостатка смирения 20 Января 1885 г. Что воюет на тебя бес блуда—это не диво—он и Антония великаго не оставлял без внимания, а нас-то с тобою и подавно. А вот что побеждаешься и поддаешься ему мысленно—это означает оставление тебя Богом за что-нибудь. Своя волька туть сподручнее для диавола всего. Да и откровенность-то твоя сомнительнаго характера… Прежде всего и больше всего старайся приобрести смирение, тогда и помощь Божия не будеть далека! Мир тебе и благословение Божие! 202. Пожелания в день Пасхи 16 Марта 1885 г. Поздравляю тебя радостным приветствием — Христос Воскресе! Если еще не запели, то запоют скоро наше радостное—Христос Воскресе! Дай Бог тебе встретить в радости духа и утешение сердца, сей «воскресения день», проследить в чувстве сердца весь пасхальный канон, исполненный высоких и утешительных истин, которыя вы будете каждодневно воспевать, а заканчивать веселым уповательным стихом: «О мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дне царствия Твоего!» 203. Радуйся безвинному осуждению 5 Июля 1885 г. Мир тебе и благословение от Господа! Получил письмо твое и очень поскорбел за тебя и за себя. Но верую, и ты веруй, что все, что не от нас, а от Бога, то зело добро. Ты не сама накликала клевету, а Бог попустил. И будеть ти благо и отпущение грехов, которым мы все повинны… Знай и твердо веруй, что безчестие—есть монаха истинная честь и слава. Я радуюсь, что тебя винять, в чем ты неповинна, за то Господь избавит тебя от других опасностей. Когда я поступил в монастырь, моим родным сказали, что я спился скругу, а я пил в год по два стакана пива в трапезе на Рождество и Пасху. Мужайся, и да крепится сердце твое. Потерпи Господа и мужайся. Читай этот весь псалом: Господь просвещение мое… каждый день, по крайней мере, по два раза, и в туге повторяй. А злоречие развеется, как пыль. Господь защититель неповинных. Будь же благонадежна! 204. Не бойся волнений жизни 1 Декабря 1885 г. С любовию исполняю желание твое, скорбная N!.. Что тебе тяжело стало жить, не печалуйся, не унывай и не смущайся! Нельзя юному переплыть бурное море страстей без волнений и страха ежечасно угрожающей погибели. Но это все временное; стихнет и буря, и заблещет красное солнышко, и достигнем уютнаго, тихаго, вечно зеленеющаго островка. Только потерпеть надо!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Во время Отечественной войны 1812 года, когда армия Наполеона находилась в Кобрине, Спасский монастырь стал невольным участником боевых действий. О состоявшемся сражении свидетельствует мемориальная доска, расположенная на монастырском здании. Она гласит: 15 июля 1812 года после девятичасового упорного боя, здесь капитулировал и сложил оружие саксонский отряд под командованием генерала Клингеля, входивший в состав 7-го коруса армии Наполеона. В бою русскими войсками под командованием генерала Тормасова были захвачены 4 знамени и 8 пушек. В плен сдались 2382 солдата, 76 офицеров и 2 генерала. Так произошла первая полная победа русских войск со времени начала военных действий 1812 года, после которой командующий 3-й Западной армией генерал А. П. Тормасов в Кобрине прнимал парад русских войск и колонну пленных, а в Санкт-Петербурге в честь этого события прогремел первый победный салют. Указом императора Николая I от 28 04 1828 года в Санкт-Петербурге была учреждена особая греко-униатская коллегия под председательством униатского митрополита Иоасафа Булгака. Решением коллегии были направлены на очищение униатского богослужения от латинских обрядов и возвращение к постановлениям Брестского собора 1596 года. Униатской коллегии было поручено провести ревизию всех базилианских монастырей и ненужные из них закрыть. В результате было упразднено свыше 60-ти таких монастырей, а их имения поступали на содержание училищ и православного духовенства. Среди этого числа значился и Кобринский Спасский монастырь. 1 сентября 1830 года в обители было открыто уездное духовное училище. С 25 марта 1839 года, после Полоцкого собора, упразднившего церковную унию 1596 года и провозгласившего воссоединение с православием всей Российской империи, училище перешло в ведение Православной Церкви. Синодальным указом от 8 сентября 1872 года училище было переведено из Кобрина в местечко Жировичи (Гродненская область). Пожар 1895 года, а также Первая мировая война полностью уничтожили монастырские строения, оставив лишь полуразрушенный келейный корпус. Жилой корпус пострадавшей обители стоял в запустении до 20-х гг. ХХ века, когда здание было отремонтировано по приказу польских властей для последующего размещения в нём поветового суда. В ходе реконструкции были полностью уничтожены остатки внутреннего православного храма. По словам бывшего директора Кобринского музея А. М. Мартынова, в ходе работ были найдены остатки захоронений кобринских князей, а также замурованные в стенах склепы в оковах. В отремонтированном здании разместился суд Кобринского повета, просуществовавший здесь с 1923 по 1939 годы. После войны монастырское здание было передано под Горкомхоз, а с 1962 года здесь расположилось районное отделение внутренних дел (РОВД), находившееся тут до 2010 года.

http://sobory.ru/article/?object=47873

20 января 1885 г. Что воюет на тебя бес блуда – это не диво – он и Антония Великого не оставлял без внимания, а нас-то с тобою и подавно. А вот что побеждаешься и поддаешься ему мыс­ленно – это означает оставление тебя Богом за что-нибудь. Своя волька тут сподручнее для диавола всего. Да и откро­венность-то твоя сомнительного характера... Прежде всего и больше всего старайся приобрести смирение, тогда и помощь Божия не будет далека! Мир тебе и благословение Божие! 202. Пожелания в день Пасхи 16 марта 1885 г. Поздравляю тебя радостным приветствием – Христос Воскресе! Если еще не запели, то запоют скоро наше радостное – Христос Воскресе! Дай Бог тебе встретить в радости духа и утешение сердца, сей «воскресения день», проследить в чувстве сердца весь пасхальный канон, исполненный высоких и утешительных истин, которые вы будете каждодневно воспевать, а заканчивать веселым уповательным стихом: «О мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дне царствия Твоего!» 203. Радуйся безвинному осуждению 5 июля 1885 г. Мир тебе и благословение от Господа! Получил письмо твое и очень поскорбел за тебя и за себя. Но верую, и ты веруй, что все, что не от нас, а от Бога, то зело добро. Ты не сама накликала клевету, а Бог попустил. И будет ти благо и отпущение грехов, которым мы все повинны... Знай и твердо веруй, что бесчестие – есть монаха истинная честь и слава. Я радуюсь, что тебя винят, в чем ты неповинна, за то Господь избавит тебя от других опасностей. Когда я поступил в монастырь, моим родным сказали, что я спился скругу, а я пил в год по два стакана пива в трапезе на Рождество и Пасху. Мужайся, и да крепится сердце твое. Потерпи Господа и мужайся. Читай этот весь псалом: Господь просвещение мое... каждый день, по крайней мере, по два раза, и в туге повторяй. А злоречие развеется, как пыль. Господь защититель неповинных. Будь же благо­надежна! 204. Не бойся волнений жизни 1 декабря 1885 г. С любовию исполняю желание твое, скорбная N!.. Что тебе тяжело стало жить, не печалуйся, не унывай и не смущайся! Нельзя юному переплыть бурное море страстей без волнений и страха ежечасно угрожающей погибели. Но это все временное; стихнет и буря, и заблещет красное солнышко, и достигнем уютного, тихого, вечно зеленеющего островка. Только потерпеть надо! 205. Пожелание в день пострига

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

79 . В 15-ти поприщах от Фаранского монастыря, к Востоку, есть селение, называемое Фаран, от которого, как я думаю, получила название и лавра. В этом селении жил один муж, по имени Кирик, имевший стадо, пасшееся в пустыне. Он взял у одного бедного из того же селения десять овец, пастись вместе со своими, причем никто не знал, что произошло между ними. По прошествии некоторого времени, бедный захотел продать своих овец, так как ему пришла к тому необходимость, и Кирик, вместо десяти, возвращал только восемь. И когда тот говорил, что он дал ему десять овец, то Кирик стал отпираться. После долгих пререканий и споров, так как у них не было свидетелей, бедный предложил Кирику поклясться и разойтись, и притом поклясться у раки святого Евфимия. В назначенный день они пошли в монастырь и дошли до пути, ведущего из Иерусалима в Иерихон; когда показался монастырь, то бедный – как он сам рассказывал нам – видя, что тот готов клясться, раскаялся и сказал ему: «Возвратимся, брат; ты уже поклялся, прежде чем дошел до этого места». Но Кирик не хотел воротиться, и когда вошли в монастырь, он, окаянный, клялся перед ракой святого Евфимия и вышел из монастыря, ни почувствовав ничего дурного и думая, что он утаился от Бога: во истину он поступил, как безумец, который «рече в сердце своем: несть Бог» ( Пс.13:1 ). По прошествии дня, на вторую ночь, в седьмом часу Кирик лежал один у себя дома и не спал, будучи смущаем суетными мыслями, и внезапно увидел, что двери сами отворились и вошел честный старец, сияя светом, и имея в руках жезл; с ним были пять юношей. Он сказал Кирику грозным голосом, гневно смотря на него: «Скажи, отчаянный человек, что шел ты сделать в Евфимиеве монастыре?» И когда тот не знал, что сказать, святой сказал юношам: «Возьмите его». И тотчас четверо растянули его, а пятому он дал жезл, говоря: «Бей его, чтобы он не говорил неправды, не клялся, не брал чужого и радел о Божии долготерпении.» Когда они его долго били, святой сказал бьющим: «Уже довольно», и взяв его за волосы, сказал: «Понял ли ты, нечестивец, что Бог воздает каждому по делам его? И вот в эту ночь Он возьмет душу твою, и кому достанется то, что ты отнял? Не заботясь о долготерпении Божии, ты навлек на себя гнев Божий для того, чтобы через тебя все узнали, что не должно никого обижать, ни клясться ложно, но говорить правду».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Пришли к Филарету вместе с другими и две внучки его, девицы, и сказали ему: — Благослови и нас, отче! — И вас благословит Господь, — сказал им Филарет. — Вы проведете жизнь вашу в девстве, отчужденные от сего грехолюбивого мира и не осквернившись плотскими его страстями, и недолго, но богоугодно послуживши Господу, удостоитесь принять от Него великие блага! И сбылись все эти предсмертные слова праведника; ибо обе эти благочестивые девицы поступили в монастырь девический Пресвятой Богородицы, бывший в Царьграде, и после 12-ти летнего подвижничества в девственной чистоте, посте, молитвенном бдении и других иноческих трудах обе, в одно время, с миром почили о Господе. Помолившись о своей супруге, о детях, о всех родных своих, и о всем мире, блаженный Филарет просиял лицом как солнце, и стал радостно воспевать псалом Давидов: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь» (Пс.100:1). По окончании им псалма, вся комната наполнилась чудным благоуханием (как бы от пролитых благовонных ароматов). После псалма того блаженный стал произносить молитву: «Отче наш, Сущий на небесах», — когда произнес: «да будет воля Твоя!» то, подняв руки к небу и вытянувшись на одре, предал душу свою Господу; ему тогда было от роду 90 лет. Однако, и при таких преклонных летах, лицо его не изменилось, но светилось неизъяснимой красотой, как созревшее яблоко. Услышав о преставлении святого, в монастырь поспешил прибыть царь с царицею и с вельможами своими, и целовали святое лице Филарета и руки. И плакали все о кончине его и подавали щедрую милостыню бедным в память его Когда же понесли гроб Филарета к месту погребения, то глазам всех представилось поразительное и трогательное зрелище: к погребению его собралось из разных городов и селений бесчисленное множество нищих и убогих, и все они с воплями и рыданиями, как муравьи, теснились вокруг гроба его, иные — хромая, иные — ползая и взывая: — О, Господи Боже! Зачем Ты лишил нас такого отца и кормильца нашего? Кто без него напитает и оденет нас нагих и голодных? Кто приютит в доме своем странников? Кто умерших, брошенных на улице, приберет и предаст честному погребению? Лучше бы всем нам умереть прежде него, чем лишиться нам благодетеля нашего! Видя слёзы и слыша вопли этих убогих, умилялись и плакали и сам царь и царица, и вельможи их, шедшие вместе с ними за гробом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Кондак 1 Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, скоропослушливо внемлющей молитвам смиренным, и токи целебныя изливающей верным от иконы Своея святыя, благодарственное приносим пение; Ты же, всемилостивая Заступнице, преклонися благоутробно к гласом нашим хвалебным, и от всяких бед свободи ны, зовущия Ти: Радуйся, всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая. Комментарии Всего комментариев: 5560 2014/04/11, 13:03:43 Пресвятая Богородица ! Молюсь пред иконой твоей Скоропослушница, услыши меня грешную и недостойную, помоги мне стать на правильный путь, чтоб быть угодной Сыну Твоему и Богу моему и тебе Милая ! Слёзно прошу прости мне мои прегрешения! И прости и помоги встать на путь истинный р.б. Александру, болящему Евгению, Георгию, Маргарите, Ксении . Прошу дать здоровья и научи жить в любви к Богу доченьке моей отр. Вевеюшке, деткам моим крёстным отр. Роману, отр. Димитрию, отр. Артемию, мл. Дарье. Прошу здоровья родителям моим любимым р. б. Георгию и р.б. Нине. Пребыстрая Заступница, Госпоже Богородице Марие, спаси нас! Спасибо за Всё Преблагословенная Богородица ! Слава Господу и Богу нашему Иисусу Христу!!! р.б. Татьяна 2014/04/11, 12:21:31 Пресвятая Владычице Матерь Божия Скоропослушнице,услышь мое грешное моление,приклони ухо твое в моление наше,пошли моим родным душевное спокойствие . Помоги Марии и Дарии в это трудное время для них,Пусть будет как ты решишь,а не как мы просим.Прости Господи грехи наши тяжкие,воздаждь нам по вере нашей,а не по убогим прошениям нашим.Аминь. tamara 2014/04/11, 10:42:25 Пресвятая Богородица, Божия Матерь Скоропослушница, молю тебя о дочери своей Ольге, пошли ей здоровье физическое и душевное, усмири ее гордыню, помоги ей быть со всеми родными в любви, мире и согласии, помоги ей во всех ее делах, в воспитании и лечении детей своих, не оставь ее без своей милости. Помоги сыночку ее успешно закончить школу и сдать экзамены, чтобы поступить в институт, много трудится он, но по болезни не всегда может раскрыть свои знания, теряется, помоги ему в учении, Божия Матерь Скоропослушница !

http://isihazm.ru/?id=364&c_pid=74

А в подтверждение этого, правило сослалось на сказанное о диаконисах на 4м соборе , говоря, что между тем как божественный Павел постановил 60-ти летних вдовиц причислять к чину диаконис, отцы определили поставлять в диаконисы деву 40-летнюю. А отсюда следует, что отцы нисколько не неуместно определили, понизив возраст пострижения несовершеннолетних и перенесши его с 18-ти лет на 10-ть; напротив, они достойны великой благодарности за то, что не дозволили без дальнейшей заботы постригать каждого 10-летнего, но все касающееся его возложили на рассмотрение епископа. Ибо, может быть, это испытание одного, достигшего 10-летнего возраста допустить до пострижения, а другого не допустить. В этом и состоит сущность правила. А ты прочти 6ю новеллу императора господина Льва Философа , которая определяет, что достигший 16-ти, или 17-ти лет может беспрепятственно постригаться по Василию Великому и делать завещание; а по настоящему правилу желающий вступить в монашество по достижении 10-ти летнего возраста может это делать; но завещания о своей собственности делать не может, а должен ждать когда исполниться ему 15 лет. Если же он умрет в этот промежуток; то рабы его должны быть освобождены, а прочее его имение делиться на двое, и 2 части должен получить монастырь, а 3я часть должна быть отдана его родственникам; если же у умершего нет родственников, то и 3я часть должна поступить в монастырь. Заметь из настоящего правила и сказанного в нем, что без ведома местного епископа не должны совершаться пострижения монахов, а тем более несовершеннолетних и сомнительных; ибо епископ, а не игумен, есть предстоятель, как говорят некоторые. Еще заметь, что монахом никто не бывает до исполнения 10-ти летнего возраста. Ищи и 18е правило святого Василия. Славянская кормчая . ( Никон . Слово 4). Иночествовати хотящего не меньше 10-ти лет постригати. Иночествуяй да иночествует 10-ти лет. Божественый бо Василий постригатися прежде 17и лет отрицает: но понеже Апостолу ( 1Тим.285 ), 60-ти лет сущую вдовицу церкви поручающу, и отцы диаконису повелеша 40-ка лет поставляти.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Каждый из 9-ти монастырей преп. Пахомия состоял из 30-ти или 40-а отдельных домов, в каждом имелось по 12-ть или 13-ть келлий, где жило по три брата. Три или четыре дома составляли поколение. В монастырях имелись храм, трапезная, кухня, пекарня, больница, гостиница, продуктовые и хозяйственные склады. При монастырях возделывались сады, огороды и пашни. Иноки всех монастырей составляли одно братство, связанное единством духа, с единым управлением и хозяйством. Всеми заведовал один главный авва; но каждый монастырь имел своего настоятеля, который, завися во всем от главного аввы, все в обители держал в своих руках. При нем состояли смотрители домов с помощниками, экономы с расходчиками и другие лица, исправлявшие какие-либо службы по монастырю. Прием в обитель происходил следующим образом. Когда являлся желающий вступить в монастырь, то настоятель поручал его опытному старцу для испытания его расположения к монашеской жизни. Поступающий в монастырь в продолжение 10-ти и более дней перед воротами монастыря должен был повергаться перед братиями на колени и терпеть поношения. От него не принималось ни денег, ни чего-либо другого для монастыря, чтобы потом он не гордился и не требовал своего назад. Ему давалась монастырская одежда, а светская бралась на хранение. Если новоначальный был непослушен и ропотлив, то ему возвращали одежду и отсылали в мир. Принятый в монастырь допускался к братии не ранее, чем через год. Сначала его знакомили с «Уставом», потом назначали читать 12-ть псалмов и два чтения из Апостола; если он был неграмотен, то в 1-й, 6-й и 9-й час он ходил к старцу слушать правило. Новоначальный обычно занимался служением странникам и братии. Если он безропотно и смиренно служил, то его принимали в общество братии. Братия три раза собиралась на общую молитву: днем, вечером и ночью. Три раза в неделю – в среду, пяток и воскресение начальник говорил братии поучение. Трапеза для братии была один раз, в полдень. В среду и пятницу трапезы не было. Трапеза была для всех общая; никто не имел права питаться вне трапезы. Во время трапезы иноки хранили молчание, и сидели с опущенным куколем на главе, чтобы не видеть соседа.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

На хвалитех стихиры преподобныя Матроны, глас 2. Подобен:Егда от Древа: Приидите, братия,/приточно из духоноснаго источника вкусим,/се бо поставляет нам Матрона яве,/с высоким проповеданием зовущи, вопиет./Возрадуимся и возвеселимся светло сию согласно славяще,/честна смерть воистину благоугождшим Ти, Человеколюбче. Егда Безплотных ти лицы зряху,/свыше преподобныя мужествующе,/устрашахуся и коварствию твоему непреложному,/и подвигом дивляхуся,/и житию странному,/кротости и безмолвию./Тем тайно ти вопияху:/гряди, невесто, и вниди,/идеже радость Жениха Христа. Слава, глас и подобен тойже: Егда Жених твой Христос/венчаваше тя венцем нетленным,/главу твою честную,/радовахуся чини Ангельстии, пророк состав,/преподобных множество, младенцы веселяхуся./Един диавол плакашеся:/ныне низвержен вижуся,/жене побеждающи силы моя. Святые мученики Онисифор и Порфирий пострадали во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284–305). Их били, жгли огнем. После этого святых привязали к диким коням, которые волочили их по камням, вследствие чего мученики Онисифор и Порфирий скончались. Верующие собрали растерзанные останки святых и с честью погребли. Преподобная Матрона родилась в городе Пергии Памфилийской (Малая Азия) в V веке. Ее выдали замуж за состоятельного человека по имени Дометиан. Когда у супругов родилась дочь Феодотия, они переселились в Константинополь. Двадцатипятилетняя Матрона любила ходить в храм Божий. Целые дни проводила она там, горячо молясь Господу и плача о своих грехах. В храме святая познакомилась с двумя благочестивыми старицами Евгенией и Сусанной, которые с юности подвизались при нем в трудах и молитве. Преподобная Матрона стала подражать Богоугодной жизни подвижниц, смиряя свою плоть воздержанием и постом, за что ей приходилось претерпевать нападки со стороны мужа. Душа ее стремилась к полному отречению от мира. Господь услышал молитвы рабы Своей. Однажды в тонком сне ей было видение, что она убегает от мужа, который догоняет ее. Святая спряталась в толпе иноков, шедших навстречу, и муж ее не заметил. Этот сон преподобная Матрона приняла как Божие указание поступить в мужской монастырь, чтобы муж не нашел ее. Свою дочь она отдала на воспитание старице Сусанне, а сама остригла волосы, и, переодевшись в мужское платье, пришла в монастырь преподобного Вассиана (память 10 октября). Там преподобная Матрона выдала себя за евнуха Вавилу и была принята в число братии. Святая пребывала в постоянном молчании и многих трудах. Братия удивлялась великим добродетелям Вавилы. Однажды святая с другими монахами трудилась в монастырском винограднике. Новоначальный инок Варнава заметил, что у нее проколоты мочки ушей и спросил об этом. «Надо, брат, землю возделывать, а не на чужие лица смотреть, это не подобает иноку»,– ответила святая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010