Наконец, из Кириллова монастыря вышел и Корнилий Комельский († 1537), ученики которого в конце XV и начале XVI в. основали много обителей на севере Руси — в основном это были расположенные недалеко друг от друга скиты, названные современниками «лаврой святого Корнилия». Св. Корнилий, как и св. Кирилл, происходил из боярской служилой семьи, 20-ти лет, около середины XV в., он поступил в Кирилло-Белозерский монастырь и выполнял здесь самую тяжелую работу, находясь на послушании у старца по имени Геннадий. Такая жизнь продолжалась 10–15 лет. Потом Корнилий несколько лет провел в странствиях, переходя из монастыря в монастырь. Недовольный жизнью в городских монастырях, в поисках совершенного уединения Корнилий пришел в Вологодскую землю, в так называемые комельские леса, дремучие, непроходимые и болотистые, куда еще не ступала нога колониста. Здесь в тиши лесов провел он несколько лет. Но его жизнь, как повествует житие, была полна лишений и искушений, которые выпадают на долю всякого Божьего ратника и приносят суровому пустынножителю земную славу. Так случилось и с преподобным Корнилием, ибо, предаваясь строгой аскезе в чаще елового леса, он не остался сокрытым от мира, и постепенно вокруг него собрались новые подвижники, искавшие спасения. После 20 лет жизни в лесу Корнилий, которому было уже за 50, решил организовать из монашеской общины правильный монастырь. Но из-за суровости его требований возникали некоторые сложности, так что на короткое время он даже вынужден был покинуть свою обитель. Св. Корнилий особенно известен тем, что собственноручно написал для братии устав. Устав Корнилия не самостоятельный труд. В нем заметно влияние, с одной стороны, Поучения о скитском житии св. Нила Сорского, с другой — «Духовной» св. Иосифа Волоцкого, которые описывают две разные системы монастырского воспитания. Столь странное сочетание объясняется тем, что Корнилий должен был управлять общежительным монастырем, не желая при этом забывать духовный опыт, вынесенный им из своего отшельнического жития. К тому же не исключено, что Корнилий лично знал старца Нила, который, возможно, жил вместе с ним в Кирилловом монастыре. Из Поучения Нила Корнилий заимствовал то, что важно было в деле духовного окормления отдельного инока («умную молитву»). «Духовную» Иосифа он использовал для введения основ общежития и как руководство для богослужений. Устав Корнилия направлен против монастырских земельных владений, что опять-таки говорит о влиянии Нила. Корнилий Комельский скончался 19 мая 1537 г. Его житие — жемчужина древнерусской агиографии — написано монахом Нафанаилом; в 1600 г. Корнилий, после освидетельствования его посмертных чудес, был причтен к лику святых . Из монастыря Корнилия Комельского вышел ряд основателей новых обителей, рассеянных по огромной территории от Вологды до Белого моря. Самые знаменитые из них — Кирилл Новоезерский (или Белый, † 1532), основатель монастыря на Красном острове на Новом озере, Геннадий Костромской († 1565) и Филипп Ирапский († 1527) .

http://sedmitza.ru/lib/text/436456/

Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) родился в 1884 году в посаде Тарноград Люблинского воеводства Холмской губернии в благочестивой крестьянской семье, в крещении был наречен Львом. Окончив двухклассное училище и четырехклассную прогимназию в селе Замостье, поступил работать писарем в Тарноградский суд. Но выбрал для себя церковное служение. В 1910 году окончил Холмскую духовную семинарию и поступил в Яблочинский Онуфриевский монастырь. В 1912 году пострижен в монашество с именем Леонтий, через год рукоположен во иеромонаха. С началом первой мировой войны монастырь был эвакуирован в глубь России. Иеромонах Леонтий был определен в Московский Богоявленский монастырь. В 1922 году патриарх Тихон назначил его настоятелем Спасо-Ефимиевского монастыря в Суздале и в 1924 году возвел в сан архимандрита. 3 февраля 1930 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Владимире за то, что звонил в церковные колокола. Приговорен к трем годам заключения в концлагерь. В концлагере в пасхальную ночь охранники, издеваясь, потребовали, чтобы он отрекся от Христа. Получив отказ, несколько раз на веревке опускали в выгребную яму, а, когда поднимали, вновь слышали: «Христос воскресе!». По возвращении из заключения был направлен служить в храм в село Бородино (Ивановская область). 5 ноября 1935 года вновь арестован и помещен в тюрьму в городе Иваново, затем приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлен в Караганду. Все тюремные скорби отец Леонтий сносил со смирением и кротостью. В 1938 году, когда срок заключения истек, вернулся в Суздаль. К тому времени все храмы здесь были закрыты. Жил в небольших городках у своих духовных детей, совершая в их домах богослужения. В июне 1947 года епископ Ивановский и Кинешемский Михаил назначил архимандрита Леонтия настоятелем храма Живоначальной Троицы в селе Воронцово Пучежского района, а вскоре и благочинным всех храмов района. 2 мая 1950 года – новый арест и приговор к десяти годам заключения. В марте 1955 года срок снизили до 5-ти лет. Отца Леонтия освободили из-под стражи. 20 июля 1955 года архиепископ Ивановский и Кинешемский Венедикт назначил его настоятелем храма Михаила Архангела в село Михайловское Середского района. До последних дней жизни служил храме. 7 февраля 1972 года отслужил свою последнюю Литургию, через два дня, сильно ослабший, причастился Святых Христовых Таин дома, слушал церковные песнопения. Вскоре душа его отошла ко Господу.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-118-...

А мама была художественной натурой, приобщала нас к искусству. Она серьезно занималась нашим досугом: все время стремилась отдать нас в какие-то кружки, секции, чтобы мы занимались делом. – Я знаю, что ваш прадедушка-священник причислен к лику святых новомучеников российских. – Когда я заинтересовался судьбой прадеда, была еще жива его младшая дочь. Ей тогда перевалило за 80 лет, но у нее сохранился здравый ум. Я ездил ее причащать, расспрашивал о нем. И потом мой двоюродный дедушка тоже много всего помнил. Он дожил до 93 лет. Я в последние годы был его духовником, часто ездил к нему, имел возможность узнать о прадеде и не только о нем, а обо всей церковной ситуации 20 х – 40 х годов. Брат моей бабушки находился в курсе всех церковных событий. Он ездил и в Саровский монастырь – до его закрытия, и к отцу Алексию Мечеву, бывал у старца Алексия Зосимовой пустыни. Среди его знакомых были такие известные люди как философ Алексей Федорович Лосев, много творческой церковной интеллигенции. Прадед 40 лет служил Церкви. Закончив семинарию, работал законоучителем в школе, был псаломщиком в храме, потом диаконом, священником и наконец настоятелем. Когда его храм закрыли, он перешел в другой, под Москвой, где прослужил очень недолго. Скоро прадеда арестовали и через две недели расстреляли. Ему было 68 лет. – Как вы решили стать священником? – С 15-ти лет я постоянно ходил в церковь и, естественно, как любой верующий молодой человек, хотел стать священником. В семинарию было очень не просто поступить, но я рискнул – и меня приняли. – Как отнеслить к вашему выбору родители? – Совершенно спокойно. Мама одобрила, папа сказал, что я возвращаюсь к семейным корням, почувствовал зов «предков». – А жена? – Мне тогда уже исполнилось 28 лет, и у нас с женой росла дочка. Моя жена тоже тянулась к вере, постепенно стала воцерковляться. Чем-то я старался   ей помочь, но во многом мы обязаны одному знакомому, впоследствии иеромонаху, который проводил с ней беседы. У него был просто миссионерский талант – благодаря ему очень многие люди пришли к Богу, к Церкви.

http://pravmir.ru/protoierej-dimitrij-sm...

10. Схимонах Феоктист. Отставной квартирмейстер. Великую схиму принял в 1853 г. По принятии схимы, подвизался около восьми лет в скиту Всех Святых и около трёх лет в пустыне на Предтеченском острове. Скончался на 77 г. жизни в 1863 г. 11. Монах Антоний. Из вольноотпущенных. Лет тридцать жил в пустыне, вдали от монастыря, среди глухого леса. Скончался 82 л. в 1848 г. 12. Монах Авраамий. Из мещан. Много лет трудился в кузнечном послушании, не пропуская притом ни одной церковной службы. Куском мрамора, при взрыве, старцу пробило бок, отчего и умер. 13. Монах Вениамин. Из Петербургских купцов. Пятнадцать лет, страдая ранами, не имел возможности сойти с места. Но переносил свои страдания необыкновенно терпеливо. Ежедневно сам вычитывал все церковные службы. Скончался в 1842 г. 14. Монах Герман. Из купцов гор. Серпухова. В монашество поступил 16 лет. Ради проповеди слова Божия, был на Алеутских островах, где много тысяч душ привёл ко Христу. Скончался на 81 г. в 1837 г. 15. Монах Афанасий. Из тульских казённых оружейников. В монашество поступил прямо на Валааме в 1821 г. Около 20-ти лет подвизался в пустыне, в строгом безмолвии. Скончался 80 лет в 1852 г. 16. Рясофорный монах Феодор. (Косенков). Был секретарём при одном губернаторе и имел крестьян. За какое-то слово, сказанное в простоте сердца, был арестован и посажен в заточение, в котором едва не был съеден крысами. Тогда он дал обещание поступить в монастырь. По освобождении, он прибыл на Валаам в 1827 г. Сначала жил в скиту, строго исполняя скитские послушания, потом усердно выполнял должность письмоводителя. Скончался в 1838 г., имея 70 лет от рождения. 17. Иеромонах Виталий. Из крестьян. В обитель поступил отроком. В 1854 г. пострижен в монашество. Строгая иноческая жизнь и молитвенные подвиги настолько возвысили его дух, что он сподобился получить дар прозорливости. Предсказал час в час свою смерть. Скончался 32 лет в 1856 г., 9-го июня. 18. Иеромонах Антипа. Родом молдаванин. Отец его был диаконом, мать скончалась в схиме. На Валаам прибыл с Афона в 1865 г. и до самой кончины прожил в скиту. Проходя высокие подвиги уединенной жизни, он сподобился получить от Бога дар прозорливости, и скончался в 1882 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

I. Св. Димитрий, митрополит ростовский, день блаженного преставления коего ныне празднуется, родился в 1651 г., в местечке Макарове, близ Киева, и был назван Даниилом. Отец его Савва, по прозванию Туптало, был полковым сотником. Даниил с юных лет проявил в себе и способности, и усердие к науке. Окончив учение в киевском училище, он, 17-ти лет, поступил в монахи в Кирилловский киевский монастырь и назван Димитрием. Отличаясь даром слова и ревностию к пастырскому служению, Димитрий проходил должность проповедника в разных городах и был игуменом в разных монастырях. Ему выпал жребий совершить великое дело на просвещение русского народа – составить жития святых. Собирать жития святых, известные под именем Четиих-Миней, начал еще Макарий, митрополит московский, живший в шестнадцатом веке. Потом киевский митрополит Петр Могила захотел издать жития святых на более понятном языке, но умер, не исполнив своего намерения. По смерти его это дело поручено было св. Димитрию, бывшему тогда игуменом Батуринского монастыря. Этим делом он занимался 20 лет, в сане архимандрита в Чернигове и Новгороде северском и митрополита Ростовского. Собранные им жития святых, в 12-ти больших томах, представляют в великой степени назидательное чтение для православного русского народа. Петр Великий назначил Димитрия митрополитом ростовским и ярославским. В сане митрополита Димитрий явил великую ревность архипастыря. Он завел в Ростове училище, содержал его на собственные доходы, ревностно проповедывал слово Божие, подавал пример святой жизни и помогал нуждающимся. Так как в его епархии было много раскольников, то в обличение их св. Димитрий написал «Розыск о раскольнической брынской вере». Святитель скончался 58 дет от роду. Пред смертию он призвал к себе певчих и выслушал пение составленных им песнопений. Потом, отпустив певчих, он оставил у себя одного, бывшего переписчиком его сочинений, долго беседовал с ним, и, отпуская, смиренно поклонился ему до земли. Певчий, тронутый смирением святителя, сказал: «мне ли, последнему служителю, ты так низко кланяешься, владыко святый?» Митрополит опять поклонился и потом, став на колени, начал молиться. На другой день нашли его, уже умершаго, в молитвенном положении. Это было в Ростове, в 1709 году. Чрез 43 года после смерти Димитрия, честные мощи его обретены нетленными и в 1763 г. императрицею Екатериною II переложеныв новую раку.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Иеросхимонах Владимир (Колесников) Иеросхимонах Владимир (Колесников)     Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей всего в три месяца. Семилетний Василий, четырехлетняя сестра Екатерина (впоследствии ставшая монахиней Новгородского Зверина-Покровского монастыря) и двух лет брат Виктор остались на попечении бабушки его Матроны и тетки — сестры отца. Дедушка Тимофей умер еще до смерти родителей Василия, но он успел сыграть большую роль в формировании истинно христианского мировоззрения мальчика. Вот как отец Владимир вспоминал впоследствии своего первого наставника: «Дед был весьма религиозен, любил меня и еще четырех лет от роду носил в церковь с собой на клирос, где любил петь». Позже, вследствие этого, у уже повзрослевшего мальчика появилась внутренняя потребность исполнять молитвенное правило. А первоначальной грамоте Василия научила тетка. Затем с течением времени у юного Василия проявилась большая любовь к книгам, и он зачитывался сутки подряд. «Однажды, — пишет он в своем дневнике, — рассматривая книгу с картиной Страшного Суда, размышлял я о бесконечной вечности и мучениях с желанием избавиться от них и себе, и всем, особенно близким. И вот, кажется, тогда же, молясь Богу, я дал обещание не жениться, не пить водки и не курить. Но о монашестве и понятия не имел, да и до 20-ти лет ничуть не думал, что буду монахом. Одно только было намерение — жить благочестиво и спастись». До двадцатилетнего возраста Василий жил с братом своего дедушки в Санкт-Петербурге, где тот занимался мелкой торговлей. Юноша учился в начальной школе, а впоследствии сначала помогал в его торговом деле знакомому деда купцу Ивану Максимову, а перед самым поступлением в монастырь работал в конторе ткацкой фабрики некоего Константина Ильича, который и сыграл решающую роль в принятии Василием решения стать монахом. Этот человек был очень благочестивым и церковным. Он быстро понял духовные устремления своего нового подопечного и, находясь с паломнической миссией на Афоне, написал письмо Василию с предложением приехать на Афон.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=247...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней В Русском на Афоне монастыре почил монах Лазарь (Петушков)   В Русском на Афоне монастыре почил монах Лазарь (Петушков)   22 декабря 2015 г. на праздник зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы и иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почил о Господе многолетний насельник и соборный старец обители монах Лазарь (Петушков), сообщает портал «Русский Афон». Монах Лазарь (в миру Петушков Вячеслав Яковлевич) родился в Ленинграде 20 сентября 1947 года. По благословению своего первого духовника преп. старца Парфирия Капсокаливита поступил в Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь 11 мая 1990 года. По рассказу самого о. Лазаря, старец Парфирий напутствовал его в Пантелеимонову обитель такими словами: «Там игуменствует добрый старец Иеремия. Слушайся его во всем и спасешься». В Пантелеимоновом монастыре на Афоне был пострижен в рясофор 8 апреля 1998 года, в мантию – 24 апреля 2005 года. Родной брат о. Лазаря, монах Софроний (Петушков, 1949-1999), также был насельником Пантелеймонова монастыря, где подвизался с июля 1990 г. Отец Лазарь в монастыре многие годы нес послушание ответственного за чтение неусыпаемой Псалтири, которое совершается в храме преп. Саввы Освященного. Последние 8 лет это послушание он совмещал с должностью благочинного и соборного старца. Также по благословению игумена монастыря о. Иеремии замещал его во время расширенных заседаний Протата, на которых кроме антипросопов 20-ти монастырей должны присутствовать также и игумены всех Афонских обителей. По словам насельников Пантелеимоновой обители, о. Лазарь был простым, открытым, светлым человеком. Страдая многими болезнями, он всегда благодушествовал. Всегда бодрый и радостный, безропотно нес свое послушание по чтению Псалтири, благодаря которому знал все псалмы наизусть. Его часто можно было услышать поющим псалмы или пасхальные песнопения. Соборный старец Пантелеимонова монастыря на Афоне о. Лазарь (Петушков)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=222...

Митрополия Румынской Церкви предложила канонизировать нескольких подвижников благочестия Петрошани (жудец Горж, Румыния), 11 августа 2022 г. Архимандрит Герасим (Иску). Фото: Basilica.ro      На последнем заседании в Лайничском монастыре в минувшую субботу Синод митрополии Олтении Румынской Православной Церкви обсудил предложения о канонизации нескольких подвижников благочестия. В ходе заседания иерархи утвердили тексты служб архимандриту Герасиму (Иску), архимандриту Виссариону (Тоя) и архимандриту Иоанну Хорезскому, которых, возможно, Церковь прославит в лике святых, сообщает агентство «Basilica News Agency». Впервые епископ Плоештский Варлаам сообщил в марте 2021 года, что Священный Синод Румынской Церкви намерен канонизировать старца Герасима (Иску) в 2025 году вместе с другими святыми исповедниками и мучениками. Агентство предоставило краткие биографические справки о подвижниках. Архимандрит Герасим (Иску) Отец Герасим родился в коммуне Подури 21 января 1912 года. В возрасте 12-ти лет он поступил послушником в Богдановский монастырь. Также проходил обучение в семинариях при Нямецком и Черницком монастырях и получил высшее образование на теологическом факультете Бухарестского университета. Владел семью иностранными языками. Принял монашество в монастыре Тисмана и стал настоятелем монастыря Арнота в возрасте 25-ти лет. Позже он был отправлен с миссией в Приднестровье, а по возвращении в очень смутное время стал игуменом монастыря Тисмана после того, как он использовался как место заключения членов «Движения легионеров» и сильно пострадал от пожара в 1942 году. Арестован 26 сентября 1948 года, отсидел в нескольких лагерях. После тяжелых страданий отец Герасим заболел и преставился ко Господу 25 декабря 1951 года. Архимандрит Виссарион (Тоя) Отец Виссарион (Тоя). Фото: Basilica.ro      Отец Виссарион родился 28 мая 1884 года в коммуне Секуень в простой благочестивой семье. В 1910 году пострижен в монашество во Фрасинейском монастыре, а в 1922 году рукоположен во иеромонаха. Летом 1929 года назначен настоятелем многострадального Лайничского монастыря. Помимо управления имуществом обители, ему удалось увеличить братию (более 20-ти монахов) за 10 лет.

http://pravoslavie.ru/147701.html

Новоспасский архимандрит Никон. – Начало его дружбы с царем. – Назначение Никона «печаловником». – Женитьба царя на Марье Ильинишне Милославской. – Подарки новобрачным. – Народное волнение. – Убийства и пожары. – Переговоры с бунтовщиками. – Привязанность царя к боярину Морозову. – Уложение. – Первое ученое общество на Руси Огорченный таким неожиданным расстройством свадьбы, царь Алексей искал утешения в беседах с Никоном, архимандритом Новоспасским 74) , одной из самых видных исторических личностей. Родясь в 1605 году от крестьянина села Вельдеманова, Княгининского уезда, Нижегородской губернии, Никон, в мире Никита, в юности выучился грамоте, 12-ти лет ушел тайком в Нижегородский Печерский монастырь, 17-ти лет вытребован оттуда своим отцом, 18-ти лет похоронил отца 64 и, по убеждению родственников, женился 19-ти лет, поступил чтецом в церковь соседнего села, 20-ти лет рукоположен там во священники, 22-х лет, по приглашению купцов, перешел в Москву, еще через 10 лет, оставаясь бездетным 75 ) , уговорил жену поселиться в Московском Алексеевском монастыре, а сам удалился в пустынный Анзерский скит на Белом море, где, по смерти своей жены, постригся в 1636 году; оттуда, по неудовольствию с настоятелем, перешел в монастырь Кожеозерский; тут, по убеждению всей братии, поставлен игуменом в 1643 г.; ради нужд монастырских прибыл в Москву в 1646 г., представлен царю, как муж жития подвижнического и произвел такое впечатление на юного царя, что набожный Алексей, велев патриарху Иосифу посвятить Никона в архимандриты монастыря Новоспасского, указал новому архимандриту являться еженедельно, по пятницам, к заутрени во дворец, чтоб потом беседовать с ним. «Никон – замечает один из наших историков – не мог ограничиться одними душеспасительными разговорами: он тотчас же стал печаловаться (просить) за утесненых, вдов, сирот, и царь поручил ему это печалование, как должность; челобитчики шли к Никону в монастырь, другие встречали его на дороге во дворец и подавали просьбы 65 . 9 марта 1648 года, Новоспасский архимандрит Никон, уже друг царя Алексея, посвящен в митрополита Новгороду.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

именно поступила в монастырь девочкою 14-ти лет от роду, подобно тому, как и он сам стремился к монастырскому житию в этом же возрасте. Об этой досточтимой Матери-Игумении читаем в Историческом описании Казанского «Девича» Монастыря следующие, хотя самые краткие сведения. «Игумения Евпраксия, которая поступила 14-ти лет от роду в Арзамасский, Нижегородской Епархии, Алексеевский монастырь, затем впоследствии бывши в разных монастырях на разных должностях, переведена была из Игумений Симбирской Епархии в Игумении в Казанский Богородицкий «Девич» Монастырь в 1827 году. Монастырь этот тогда после пожара только еще оправился и ей предстояли громадные труды. Существующего теперь громадного корпуса при теплой церкви был тогда еще один только фундамент. Она весь этот корпус построила, а равно и другой корпус заложила и докончила весь и обновила весь Монастырь. В её трудах при обновлении и украшении Монастыря много оказывал ей содействия своими советами Граф Апраксин, питавший особенную веру в Чудотворную силу Казанской Иконы Божией Матери. Кроме того, будучи обучена с ранних лет золотошвейному, жемчужному и др. рукоделиям в Арзамасской обители, она и в Казанском Монастыре научила сестер этим художествам. В монашеской жизни была самых строгих правил. Игуменствовала она 20-ть лет с 1827 г. по 1847 г.» Высокопр. Филарет глубоко уважал и почитал Игумению Евпраксию, называя её иногда вместо мать Игумения – сестра Игуменья за её истинно монашескую жизнь и за великие её труды по управлению Монастырем и, в частности, за труды по устройству корпуса и за самое заведение рукодельной для вышивания золотом, жемчугом с камнями и шелками. Он не находил слов восхвалять эти занятия для юных девиц и вообще для иночествующих лиц женского пола. Посещая иногда сам рукодельную, и находя осматриваемые работы прекрасными, а между тем производимые ученицами – молоденькими девицами, он однажды говорил: «а знаете ли, детушки, кто это вас так научает и умудряет в этой истинно прекрасной и мало сказать – благородной, а прямо назвать – священной работе?!» И отвечал сам же: «эту науку и художество дарует вам Сама Пречистая Богородица: Она, Богоизбранная Отроковица, еще с самых детских лет, пребывая при Храме Иерусалимском, тоже занималась таким же священным рукоделием; да и после Вознесения Сына Её, Бога и Господа нашего Иисуса Христа на небо, пребывая на жительстве у усыновлённого Ей Господом Спасителем возлюбленного ученика Его, Иоанна Богослова, пребывшего навсегда непорочным Девственником и в лице своём показавшего нам первый образ и пример святомонашеского жития, – Она, говорю, Преблагословенная Богородица, занималась этим же священным рукоделием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010