И книга русских пословиц и поговорок, собранных Владимиром Далем, есть лучшее доказательство истинно народной речи. Истинно русская народная речь – христианская, богословская, духовная. А не грубая и лженародная, как на сегодняшнем телевидении и та, неграмотная, особенно мерзкая и матерщинная, что в интернете. Какой же язык русский – истинно народный язык? Фольклорный, то есть, грубоватый простонародный язык? Нет! Язык глупых сказок и всяких романических вымыслов? Нет! И христианин Михаил Ломоносов был также против сказок и романов, особенно переводных! (Указ. соч. т.7 стр. 222.) Или истинно народный есть изысканно литературный, утонченный русский язык, как у некоторых изощренных поэтов 20 века? Нет! Или напротив – истинно русский язык есть тот прозаический, на котором, иногда с грехом пополам, бегло сообщают новости по радио или на телевидении? Нет! И истинно русский язык не тот, на котором аристократы провозглашали далекие и как будто прекрасные, но перевранные древние, языческие красоты и мнимые истины. И не тот язык есть истинно народный, на котором глаголали или горланили те. кто вышли из народа, и не вернулись в народ, борцы против неведомых святош и всего божественного и древнего. Истинно русский язык есть духовный язык, есть тот чистый язык, который подобен святой воде, на котором говорят и размышляют о Боге и о всем Божием, и с благоговением проповедуют священники, церковные служители, и все боящиеся Бога и избегающие праздных слов. Ибо за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36). И Александр Пушкин называл язык московских просвирен, то есть, наших просфорниц, церковных служительниц, выпекающих просфоры для богослужения, настоящим русским языком, образцовым, удивлялся чистоте их русского языка, он писал: «Не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком». Чистота и правильность русского языка – от языка церковно-славянского и от благодати Божией. И самыми народными искусствами в нашем русском народе являются не песни застольные, и не лубочные картины, и не игры на балалайках или баянах, или на гуслях и скрипках и свирелях, или, сегодня, на органах и гитарах и барабанах, нет, истинно народными искусствами являются исконные, древние искусства – иконописание с храмовою росписью и пение церковное.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/31/...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Видавництва та В.Р. Легойда: Наша робота в тому, щоб робити слово Церкви максимально доступним для друку 21 2011 р. 08:30 В интервью «Российской газете» (федеральный выпуск 5461 от 21 апреля 2011 г.) председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда рассказал об информационной политике Церкви. Эффекты веры и недоверия От работы Вашего отдела во многом зависит имидж Церкви ее образ в глазах современного общества. Каким Вы его хотите видеть? Несколько лет назад я спросил главного редактора одного из ведущих аналитических журналов: «Какое место духовно-нравственные и религиозные вопросы занимают в большой общественной дискуссии?» Он ответил: «Никакого». К сожалению, во многом он был прав. О религии у нас говорится вроде бы очень много, но нередко либо в «фольклорном» аспекте (рецепт кулича на Пасху и т.д.), либо в скандальном религиозные новости могут стоять в одном ряду с разводами светских персонажей, летающими тарелками и т.п. А это не то чтобы понижение, но очевидное искажение «предмета». Поскольку мы хотим, чтобы голос Церкви звучал в медийном пространстве, мы должны участвовать в формировании большой «повестки дня». Не оправдываться, когда нас втаскивают в скандал, а предлагать свои темы. А образ Церкви лучше искать в Евангелии. Христос сказал апостолу Петру: «...созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее». И два тысячелетия Церковь является несокрушимым местом спасения, соединения с Богом. Церковь открыта для каждого, но никому не навязывается, хранит традицию, но проповедь ее ежедневно актуальна... Наша же работа в том, чтобы делать слово Церкви максимально доступным, в том числе с учетом новейших технологических инноваций, стремительного информационного темпа современного мира.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1457485...

Патриарх Кирилл: Воцерковление казачества – единственный путь его возрождения Москва, 5 декабря 2012 года Фото: Патриархия.Ru Возрождение казачества — не дань моде или фольклорным обычаям, а реальное свидетельство того, что именно опора на православную веру и любовь к Отечеству помогла этому сословию выжить, несмотря на тяжелейшие годы гонений, — об этом заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с атаманами реестровых казачьих войск России, Украины и Белоруссии, которая прошла вчера в Донском монастыре. «Основой казачества всегда были православная вера и любовь к Отечеству. Никаких искусственных философий, никаких искусственных идеологий! Этих двух основополагающих ценностей хватило для того, чтобы объединить тысячи и тысячи людей вокруг самого главного дела, какое только может быть, — защиты веры и Отечества» — сказал Патриарх Кирилл, обращаясь к участникам встречи. Председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества Александр Беглов в свою очередь рассказал о репрессиях против казачества в послереволюционный период, о роли казачества и Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, о возрождении казачества в современной России и участии государства и Церкви в этом процессе. Полномочный представитель Президента РФ в ЦФО подчеркнул значение указов главы государства и законов, касающихся казачьих войск. «Возрождение казачества — это, конечно, некое Божие чудо, потому что казачество было практически уничтожено. Но уничтожение физическое не уничтожает дух, не уничтожает идею. Можно извести людей, но невозможно уничтожить идеал, который уходит своими корнями в народную жизнь, — для этого нужно уничтожить сам народ», — отметил также Патриарх Кирилл в своем выступлении. По словам Предстоятели, казачество сегодня — это «действительно опора государства, это опора народной жизни, это сила, которая содействует сохранению веры православной». «Много было скептиков в 90-е годы — тех, кто не верил в возрождение казачества , кто отмахивался, когда мы ставили вопрос о необходимости упорядочить жизнь казаков, законодательно обеспечить их существование. Но мы видим, что казачья жизнь, некогда загнанная под тяжелую бетонную плиту гонений и притеснений, проросла новой живой порослью и сегодня набирает силу», — напомнил Патриарх Кирилл.

http://pravoslavie.ru/57905.html

Молох или Ваал. Фото: www.globallookpress.com      Если бы это был арт-объект, то ему предпочтительнее было бы стоять в музее или на площади города, а не на островном берегу, куда затруднён доступ людям. В этом смысле художник должен был быть только рад пожеланию установить его скульптуру где-то в людном месте. Так или иначе, мы знаем, что такие предложения были, но скульптор от них категорически отказался. – Как правило, установка таких объектов преследует определенные цели. Привлечь внимание туристов, например. Придать туристической зоне какой-то фольклорный колорит. Что известно об этой скульптуре? – Видимо, существует совершенно определённый план последующего использования этого сооружения, неизвестно, в каких целях. Нам об этом не говорится. То есть главное установить его, причём установить именно в этом месте и как можно быстрее. Видимо, чтобы общественное сопротивление не успело нарасти. А потом бы уже зашла речь о защите: когда он установлен. Тогда, безусловно, любые попытки его не то что снести, а даже подвинуть будут приравниваться к вандализму и заговору против культуры. Но культурный ли это объект? Он имеет все статусы культового. Представим себе что, допустим, Русская Православная Церковь поставит крест на Ольхоне. Какое будет к этому отношение? Тут же разразиться скандал, посыпятся обвинения в «клерикализации» и тому подобное. А вот арт-объекты такого сомнительного вида и вызывающие странные ассоциации, оказывается, можно возводить под видом искусства. Безусловно, Намдаков, известен как крупный художественный деятель. Впрочем, также известен и Церетели. Кому-то подобная мысль покажется кощунственной, но у людей - разные вкусы. Для меня, например, манеры обоих художников в равной степени антикультурны. Тем не менее часть иркутской интеллигенции защищают данную статую априори, даже не глядя на проект, просто зная, что «Намдаков ничего плохого не сделает». Они могли бы разобраться в ситуации и посмотреть на этот вопрос иначе. Когда речь идёт о памятнике какому-то человеку или символическому образу, или когда речь идёт о явно духовном сооружении. Тут даже автор не в силах этого скрыть, называя своё творение «хранителем Байкала», но никак при этом не конкретизируя, а какой, собственно, культовой традиции принадлежит этот символ? Какая это традиция? Или, может быть, речь идёт о новом религиозном движении?

http://pravoslavie.ru/107013.html

Другая не менее важная для РПЦ часть культурного наследия России –это фольклор, традиционная крестьянская культура. Почти для любой воскресной школы или православного праздника обязательный элемент – фольклорные танцы и песни (вовсе не обязательно имеющие какое-либо отношение к религии). Дети, а то и часть взрослых прихожан на всякого рода торжествах бывают одеты в традиционные крестьянские наряды. Симптоматическим явлением стало появление при православных приходах клубов " славяно-горицкой " борьбы. Славяно-горицкая борьба возникла в 80-е годы в кругах российских славянских язычников и по сию пору остаётся важным элементом языческого движения. Лёгкая адаптация православной церковью этого вида спорта, наполненного для язычников большим идеологическим смыслом, отражает культурные интересы, выходящие за рамки строго христианской идентификации " русской цивилизации " . Романтизация традиционной крестьянской культуры становится существенной частью обращения РПЦ к обществу. Тема противостояния Западу получает в отношении к культуре наиболее яркие, бросающиеся в глаза проявления. С одной стороны, церковное сознание враждебно любому культурному влиянию Запада, как религиозному, так и чисто светскому. Эту враждебность наиболее убедительно выразил митрополит Климент. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин) в интервью " Православной народной газете " (15. " Православная народная газете " , 2003, декабрь), издаваемой самарским приходом преп. Сергия Радонежского, заявил, что " российские телеканалы прививают подрастающему поколению симпатии к католичеству и протестантизму " . Высокопоставленный иерарх Русской Православной Церкви выразил озабоченность тем обстоятельством, что накануне Рождества Христова в рекламных роликах очень часто начинают звучать американские рождественские мелодии (как, например, " Jingle bells... " ).. По его мнению, так создается широкая прослойка молодежи, готовая обратится к западным культам, в том числе и сектам.

http://religare.ru/2_33930.html

Три повествования из «Лимонария» входят в состав сир. Apophthegmata Patrum ( Chadwick . 1974. P. 46). Краткое содержание и основные темы Сборник историй, входящих в «Луг духовный», дает представление о жизни христиан в Восточной Римской империи в VI-VII вв. (см.: Baynes . 1947. P. 402-414), о христ. нравственности, подвижничестве, ведущем к деятельному общению с Богом. В повествованиях затрагиваются разнообразные темы, актуальные в церковной среде того времени - литургические, обрядовые, догматические,- и вместе с тем приводится фольклорный материал (напр., главы 157, 158, 185). Мн. рассказы посвящены плотской и духовной брани (главы 105, 136, 152, 154, 159, 161, 179, 204, 209 и др.), ее необходимости и действенности в деле спасения. Отказ от брани лишает христианина благодатных даров Божиих. Пресвитер мон-ря Конон при крещении женщины был обуреваем блудным помыслом; он покинул мон-рь и воззвал к Иоанну Предтече, чтобы тот освободил его от брани с похотью. Я желал, чтобы ты получил награду за эту брань, сказал ему Иоанн Предтеча, но так как ты не захотел, я избавлю тебя от брани, но ты лишаешься и награды за подвиг (гл. 3). О любви к ближнему, доходящей до самопожертвования, рассказывается в гл. 112. Гл. 108 посвящена особому виду аскетического подвижничества мирян - воздержанию в браке: этот подвиг существовал уже с первых веков христианства (см.: Rufin. Hist. mon. 30). Пример подвига послушания представлен в гл. 56: ученик, посланный старцем на работу, не притронулся к данному ему хлебу, ибо не получил от старца повеления принимать пищу. В «Луге духовном» многочисленны сказания о жизни святых, к-рым Господь открывает истину (главы 127, 128, 130, 131, 137, 139, 146 и др.) и к-рых Он наделяет способностью творить чудеса (главы 70, 133, 173). О силе таинства Крещения говорится в гл. 198: «...носящие печать крещения, хотя бы и получили его в расчете на какое-либо благо, считаются крещенными». В гл. 176 приводится случай с иудеем, к-рый находился при смерти в пустыне, но, желая предстать перед Господом христианином, умолил спутников крестить его; вместо воды они трижды посыпали голову юноши песком, произнося: «Крещается раб Божий...» Он воспрянул и смог продолжать путь. Когда же путники пришли в город и рассказали епископу о случившемся, тот после долгих совещаний с клиром, колебавшимся признать (ввиду знамения - выздоровления) или не признать действительность крещения юноши (ср. гл. 197 об игре детей), послал его креститься в водах Иордана. Здесь же И. М. приводит «исчисление всех образов крещения» свт. Григорием Богословом: «Моисеево - в воде, а раньше - в облаке и в море, затем крещение Иоанново, которое, впрочем, уже не было иудейским, потому что состояло не в одном погружении в воду, но сопровождалось покаянием, далее - крещение Иисуса - Духом Святым, и это совершенный образ крещения»; о 4-м образе крещения говорится как о крещении «исповедничеством и кровью», о 5-м - слезами.

http://pravenc.ru/text/471388.html

Христос не нуждается в имидже. Есть ли у Церкви информационная политика? Какую картину дня церковной жизни она хотела бы представлять и какую видит на самом деле? Глава синодального информационного отдела РПЦ, главный редактор журнала " Фома " , профессор МГИМО Владимир Легойда рассказал в интервью " Российской газете " о попытках выстроить информационную политику церкви. Эффекты веры и недоверия Российская газета: От работы вашего отдела во многом зависит имидж Церкви - ее образ в глазах современного общества. Каким вы его хотите видеть? Владимир Легойда: Несколько лет назад я спросил главного редактора одного из ведущих аналитических журналов: " Какое место духовно-нравственные и религиозные вопросы занимают в большой общественной дискуссии? " Он ответил: " Никакого " . К сожалению, во многом он был прав. О религии у нас говорится вроде бы очень много, но нередко либо в " фольклорном " аспекте (рецепт кулича на Пасху и т.д.), либо в скандальном - религиозные новости могут стоять в одном ряду с разводами светских персонажей, летающими тарелками и т.п. А это не то чтобы понижение, но очевидное искажение " предмета " . Поскольку мы хотим, чтобы голос Церкви звучал в медийном пространстве, мы должны участвовать в формировании большой " повестки дня " . Не оправдываться, когда нас втаскивают в скандал, а предлагать свои темы. А образ Церкви лучше искать в Евангелии. Христос сказал апостолу Петру: " ...созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее " . И два тысячелетия Церковь является несокрушимым местом спасения, соединения с Богом. Церковь открыта для каждого, но никому не навязывается, хранит традицию, но проповедь ее ежедневно актуальна... Наша же работа - в том, чтобы делать слово Церкви максимально доступным, в том числе с учетом новейших технологических инноваций, стремительного информационного темпа современного мира. Патриарх недавно на заседании Высшего церковного совета сказал о цели развития системы церковного " менеджмента " - сделать миссию Церкви в современном мире более эффективной. Эта же цель движет и сотрудниками нашего отдела.

http://zavet.ru/a/rss_1305990312.html

" Желаю вам неиссякаемой пасхальной радости, любви родителей, педагогов и всех окружающих, исполнения самых сокровенных желаний, чтобы по молитве Господь совершал над вами Свои чудеса и исцеления, - сказал отец Гавриил детям. - А вы, дорогие родители, будьте неиссякаемыми источниками любви для своих чад. Педагогам и воспитателям также желаю бездонного океана любви и терпения, которые нужны в общении с детьми, вверенными вам промыслом Божиим " . После поздравления казачата малой сотни святого цесаревича Алексия вручили сверстникам подарки. Праздник организовали воскресная школа храма и региональный фонд " Берега " . Во вторник Светлой седмицы, 30 апреля, школьники Красносельского района посетили храм праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади. Священнослужители провели экскурсии для учащихся с рассказом об устройстве православного храма, объяснили смысл празднования Пасхи рассказали о святом Иоанне Кронштадтском - небесном покровителе города. Некоторые ребята приняли участие в крестном ходе - несли иконы и хоругви. Для многих он оказался первым в жизни. У каждого была возможность позвонить в колокола и сделать праздничные открытки для родных. Дети охотно водили хороводы, участвовали в играх, организованных фольклорным ансамблем " Новоселье " . Каждый получил в подарок кулич. +++ В Светлый вторник, 30 апреля, более двухсот учащихся начальных классов школ Красносельского района организованно посетили храм святых Константина и Елены на улице Доблести . Настоятель протоиерей Михаил Браверман и клирик протоиерей Алексий Володин рассказали им о событиях Пасхи и о том, какое значение имеет победа Христа Спасителя над смертью. Школьники познакомились с храмовым устройством и его символикой. По традиции каждый под руководством звонаря смог позвонить в колокола, затем дети приняли участие в мастер-классе по изготовлению подарков. +++ Акцию " Пасха для бездомных " по традиции провели волонтеры Спасо-Парголовского храма . В Светлый понедельник, 29 апреля, они поздравили людей без определенного места жительства с праздником.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

О. А. Николаева: - Мне, конечно, трудно так глобально отвечать на этот вопрос. Н. В. Бульчук: - На ваш взгляд, ваши ощущения. О. А. Николаева: - Знаете, что меня больше печалит. Вот когда в церковь не было такого массового паломничества, между верующими людьми царила  нелицемерная сокровенная любовь и братство. Чувство братства. Чувство помощи. Да я и сама помню,  у меня была машина старая, ржавая, но я на этой машине без конца кого-то подвозила: священников на требы,  монахов куда-то на куличики в аэропорт Быково, из Быково в Лавру и т.д. И считала это себе за счастье, за честь! И я тоже получала от собратьев помощь в трудную минуту. Н. В. Бульчук: - Мы были родными. О. А. Николаева: - И это была радость – помочь священнику, помочь монаху. Что-то подарить. Бескорыстная любовь, готовность подставить свое плечо дружеское. А мы были тогда, действительно, как овцы среди волков. А сейчас в храм ходить не опасно, никому за это ничего не будет, а, может быть, даже кому-то достанется от окружающих некий бонус за то, что он в церковь пошел, со свечкой постоял. Какое-то, может, будет поощрение. Но, мне кажется, что вот этой любви верующих друг к другу нельзя не в коем случае угашать.  Если она существует, все остальное к ней прикладывается. В ней, если угодно, ключ к Царству Небесному. И то, что она из нашей жизни уходит, меня тревожит. И мой новый роман отчасти и об этом тоже. Он и о том, как хлынуло огромное количество новоначальных людей, которые в духе демократическом решили, что они лучше знают, как в церкви все устроить, внося в нее этот либеральный («права человека»), демократический («равноправие»), по сути, раскольничий дух. Н. В. Бульчук: - Сектантский. О. А. Николаева: - А мой герой, наместник монастыря, называет это «всепроникающим фольклорным элементом». Ну, «бабьи басни» - это ведь о том же. Н. В. Бульчук: - Завершая нашу сегодняшнюю, может быть, такую вступительную беседу, потому что вопросов очень много, и я думаю, что с писателем современным, да еще и с Олесей Николаевой, можно говорить на любые темы. Вот одних воспоминаний хотя бы, если коснуться, я думаю, здесь не хватит времени в этой студии.

http://radonezh.ru/2023/05/24/ya-polucha...

16 По плодам их вы распознаете их. Разве собирают с терновника — виноград, или с репейника — смоквы? 17 Так всякое дерево благородное приносит добрые плоды, но дерево худое приносит дурные плоды. 18 Не может дерево благородное приносить дурных плодов, а дерево худое — приносить добрых плодов. 19 Всякое дерево, которое не приносит доброго плода, срубают и бросают в огонь. 20 Итак, по плодам их вы распознаете их. 21 Не всякий, кто говорит Мне: «Господи! Господи!» — войдет в Царствие Небесное, но тот, кто творит волю Отца Моего, Пребывающего на небесах./ 22 Многие станут говорить Мне в оный День: «Господи! Господи! Разве не во имя Твое мы пророчествовали, не во имя Твое изгоняли бесов, не во имя Твое совершили множество чудес?» 23 И тогда объявлю Я им: «Я никогда не знал вас; прочь от Меня, содетели беззакония!» 24 Поэтому всякий, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, подобен будет человеку разумному, который построил дом свой на скале; 25 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, — а он не рухнул, ибо основание его было на скале. 26 Но всякий, кто слушает эти Мои слова и не исполняет их, подобен будет глупцу, который построил дом свой на песке; 27 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, — и он рухнул, и разрушение его было велико.» Примечания по стихам Нагорной проповеди Проповедь Иисуса Христа по внешним чертам своего оформления примыкает к весьма древней библейской традиции пророческой речи. Речь эта была ритмической и пользовалась множеством созвучий; и ритмы, и созвучия (особенно заметные при попытках обратного перевода речений Христа на арамейский язык) имели, между прочими, утилитарную мнемотехническую функцию, помогая ритмико-синтаксическому отрезку задержаться в памяти слушателя. У древней проповеди — особая интонация, решительно непохожая, например, на ту интонацию чуть ли не митингового ораторствования, которая так характерна для известного фильма Пазолини «Евангелие от Матфея». Нашему воображению лучше ориентироваться на чуть-чуть речитативное произнесение, столь неизбежное для сферы учительства в восточном роде; этот легкий распев нисколько не мешает ни взрывам экспрессии (как учат нас мелодии фольклорных причитаний), ни предельной простоте, однако задает тому и другому особый контекст.

http://pravmir.ru/nagornaya-propoved-mf-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010