Братия мои возлюбленные! Прошу вас, как друзей, старайтесь благоугождать пред Богом, пока есть время; плачьте пред Ним день и ночь на молитве своей и славословии, чтобы Он освободил нас от бесконечного будущего плача, скрежета зубов, огня геенского и червя неумирающего, чтобы даровал нам радость во Царствии Своем и в жизни вечной, где нет ни скорби, ни печали, ни воздыхания, где не нужны ни слезы, ни покаяние, где нет ни страха, ни трепета, где нет смерти, где нет ни противника, ни врага; где нет ни вспыльчивости, ни гнева, где нет ни ненависти, ни вражды, но везде радость, удовольствие и веселие, и трапеза исполнена духовными яствами, которые приготовил Бог для любящих Его. Блажен, кто будет призван к этой трапезе. Напротив, несчастен, кто лишится ее! Прошу вас, возлюбленные, окажите мне свою любовь, ходатайствуйте за меня в молитвах своих пред Всеблагим, Человеколюбивым Единородным Сыном Божиим, чтобы Он излил на меня милость Свою, избавил меня от множества беззаконий моих и дал мне обитель возле ваших обителей, чтобы мне быть соседом вашим. Поскольку вы – чада Его возлюбленные, а я подобен псу презренному, то вы будете бросать мне крупицы от стола своего, и на мне исполнится слово Писания, что и псы едят от стола падающие крошки (Так говорит о себе великий угодник Божий, подвижник пустыни, любобезмолвный Ефрем, воздвигающий всех своими писаниями к покаянию. А что сказать о себе нам грешным, в суете мира сего живущим и в нерадении пребывающим?.. Если он называет себя псом презренным, как назвать себя нам, грехами смердящим?.. Подумаем, друзья мои, о своей греховности!..). Прошу же вас, возлюбленные, принесите за меня молитвы свои, и будем все заботиться о жизни нашей, ибо все проходит, как тень! Возненавидим мир, и то, что в нем, то есть чувственные попечения, и не будем иметь другой заботы, кроме только о своем спасении, как Господь наш сказал: какая польза человеку, если он и целый мир приобретет, душе же своей повредит? Или: какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф. 16:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вероятно, она взяла их взамен принадлежащей себе части наследства, так как они были из драгоценного металла. На третий день сказали Лавану, что Иаков ушел. Он пригласил с собою родственников своих, гнался по следам его семь дней и догнал его уже за Евфратом на одной горе, которая названа Галаадом. Накануне встречи с Иаковом, Бог явился в сновидении Лавану и сказал: «берегись, не употребляй ни угроз, ни ласкательства, чтобы отвратить Иакова от предпринятого пути». Несмотря на это предостережение, Лаван, увидавши Иакова, не мог удержать своей вспыльчивости; он сказал Иакову: «что ты сделал? для чего украдкой увел дочерей моих, точно пленниц? зачем ты убежал тайно и не сказал мне? Я отпустил бы тебя после веселого пира с песнями, с тимпанами и с гуслями. Ты не дал мне даже поцеловать внуков и дочерей моих. Худо ты поступил. Мог бы я сделать тебе зло: но Бог отца вашего вчера предостерег меня. Но пусть ты ушел потому, что нетерпеливо захотел быть в доме отца своего; зачем ты украл богов моих?» Иаков, в оправдание свое, сказал: «я ушел потому, что боялся, дабы ты не отнял у меня дочерей своих. А у кого найдешь богов своих, тот не будет жив. При родственниках наших ищи, что у меня твое, и бери себе». Иаков не подозревал, что Рахиль похитила идольские изображения. Лаван начал обыскивать шатры Иакова и жен его. В это время Рахиль сидела на верблюде, у которого под седлом были скрыты идолы; и извинилась пред отцом, что она не может встать перед ним по причине женской своей немощи. Таким образом Лаван нигде не нашел идолов. Тогда Иаков рассердился и начал горько упрекать его, что он безо всякой вины так преследует его, что он не вспомнит двадцатилетних трудов его, как он часто, не зная сна, терпел и зной, и стужу, чтобы сберечь стада его, что он, в обиду ему, так часто менял условленную награду, и что даже теперь он готов бы был отпустить его ни с чем, если бы Сам Бог не вступился за него. Лаван смягчился и предложил мир. Он хотел, чтобы Иаков обещался ему не делать обид дочерям его, и, сверх их, не брать себе других жен, также не возвращаться к нему с чувством мести.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.     Даже с благотворительной информацией нужно быть осторожными. Прежде чем перепостить призыв сдать кровь или помочь разобрать щенков из закрывающегося приюта (или любой другой призыв) — не поленитесь, позвоните по указанным телефонам. И тогда может оказаться, что за звонок по поводу крови с телефона снимаются все деньги (то есть действуют мошенники), приют закрылся пять лет назад, а фотография все гуляет по интернету. Проверяйте информацию, которой делитесь с другими, чтобы не оказаться лжесвидетелем.     Говорится в отрывке и о ранах, которые может нанести лживый язык нечестивца, и о том, что языком можно и врачевать ( 18. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых —— врачует ). Не случайно и появление в этом контексте миротворцев, которые противопоставлены коварным и поставлены в один ряд с праведниками. Той же теме посвящена и первая часть раздела, здесь тоже налицо противопоставление праведника и нечестивца, который оказывается лжецом ( 12. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. 13. Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды ). Благодаря параллелизму показано, что хотя нечестивый ложью, клеветой и оскорблениями желает уловить других в сеть зла, уловляется только сам. Праведник же за счет твердого корня, что пустило в нем Слово Божие (см. Притчу о сеятеле ), не поддается искушению посплетничать или ответить оскорблением и выходит из беды. Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Вспыльчивость и самонадеянность     С противопоставлением праведного и нечестивого связано также противопоставление самонадеянного глупца, уверенного в правильности собственного пути, и того, кто готов прислушаться к совету ближнего ( 15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр ), а также вспыльчивости глупца, противопоставленной сдержанности благоразумного ( 16. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление ). Здесь праведность соотносится с мудростью и тем «благоразумием» ( арема ), которое иногда называется также хитростью, а нечестие, помимо лжи, ассоциируется с глупостью, вспыльчивостью и самоуверенностью.

http://bible.predanie.ru/vypusk-semnadts...

Глава вторая Тит.2:1 .  Ты же говори то, что сообразно с здравым учением. Хотя бы они были неверующими и бесчестными людьми, ты все же делай свое дело: не молчи, хотя бы они и не принимали учения. Тит.2:2 . чтобы старцы были бдительны, Так как недостаток старости – леность, медлительность и неудобоподвижность, поэтому говорит, чтобы «были бдительны», то есть бодрствовали бы и были бы готовы на все должное. степенны, целомудренны, Целомудренными называет здесь рассудительных, имеющих здравое состояние ума. Ибо и между старцами бывают люди неистовые, беснующиеся и безумные, – одни от вина, другие от малодушия. здравы в вере, в любви, в терпении; Заповедь о «терпении» особенно прилична старцам, по причине их вспыльчивости и раздражительности. Тит.2:3 .  чтобы старицы также одевались прилично святым, Говорит о старицах, которые и по внешнему виду, и по одежде должны казаться приличными. Некоторые, впрочем, думают, что здесь речь о диакониссах, от которых апостол требует, чтобы они и по самому одеянию казались благоприличными, то есть отвечающими их священному служению. не были клеветницы, не порабощались пьянству, Так как к старости человек охлаждается, то является расположение к вину, а затем, не будучи в состоянии удерживаться, как слабый, побеждается не от умеренного, а от большого употребления вина, а отсюда является склонность к клеветам. учили добру; Как же в другом месте говорит: «а учить жене не позволяю» ( 1Тим.2:12 )? Там он говорит о публичном учении в церкви, которое женам не дозволяется, а здесь об учении домашнем, притом только жен младших. Что это говорит апостол, слушай далее. Тит.2:4 .  чтобы вразумляли молодых любить мужей, Не своих только дочерей, а и вообще всех юных по возрасту. Каждая старшая пусть «вразумляет» младшую, и прежде всего важнейшему домашнему благу – «любить мужа». Когда это налицо, и остальное последует, порядок в доме и изобилие в имуществе; когда же этого нет, то хотя бы и все было, все утечет. Любить детей, Кто любит корень, то есть отца, тем более полюбит и плоды, то есть «детей».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

достигает наивысшей интенсивности, после чего следует реакция: ослабление, упадок душевной энергии, выражающийся в печали, унынии. В таком случае более последовательно ставить печаль после Г., что и делают мн. св. отцы. Г., полагают нек-рые отцы Церкви, приводит к любостяжательности, сребролюбию ( Greg. Nyss. De virgin. 4//PG. 46. Col. 344). Сохранение страсти Г. в человеке, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), отнимает у него возможность к духовному преуспеянию (Т. 1. С. 510). Бог не внимает молитве гневливого (Т. 5. С. 92). Святитель повторяет слова прп. Исаака Сирина о том, что «молитва злопамятного - сеяние на камне» ( Isaac. Syr. Sermo 89). И свт. Иоанн Златоуст отмечал, что «станет ли кто молиться, он молится напрасно, если делает это во гневе и раздражении» ( Ioan. Chrysost. In Act. 17. 3). Страсть Г. удаляет из сердца важнейшие христ. добродетели: любовь к Богу и ближним, терпение, кротость, милосердие и проч. «Дух Святой не обитает там, где гнев» (Ibidem; ср.: Ioan. Climacus. 8. 14). По выражению прп. Ефрема Сирина , кто не легко принимает в себя духа вспыльчивости, делается обителью Духа Святого ( Ephraem Syr. Sermo de virtut. et vit. 9). «...Чистый, но приведенный в смятение гневом, ум не в силах предаться созерцанию, поскольку вещи как бы затемняются некими облаками, окутывающими их» ( Evagr. Capita cognoscitiva. 28). Истинное ведение дается только кроткому, гневливому - лживое (ср.: Idem. Cap. cogn. (=Skemmata). 57; ср.: Macar. Aeg. I 3. 4). «Гнев губит и разумных» (Притч 15. 1). Христианин не должен иметь Г., проявляющийся не только в действии, но и в помышлении. Это запрещает ветхий Закон: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» (Лев 19. 17); «перестань гневаться и оставь ярость... ибо делающие зло истребятся...» (Пс 36. 8-9); «гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его» (Притч 19. 19). Тем более запрещают Г. евангельские заповеди: «...всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5.

http://pravenc.ru/text/165179.html

И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Милосердия двери открой нам, благословенная Богородица, надеясь на Тебя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, ибо Ты — спасение рода христианского. Господи, помилуй. (12 раз) Молитва 1, святого Макария Великого, к Богу Отцу Боже вечный и Царь всякого создания, сподобивший меня дожить до этого часа, прости мне грехи, которые я совершил в этот день делом, словом и помышлением; и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякой нечистоты плотской и духовной. И дай мне, Господи, эту ночь провести в мире, чтобы, восстав от сна, я во все дни жизни моей делал угодное пресвятому имени Твоему и побеждал нападающих на меня врагов плотских и бесплотных. И избавь меня, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих меня, и вожделений лукавых. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва 2, святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу Вседержитель, Слово Отчее, Иисус Христос! Ты Сам совершен, и по великому милосердию Твоему никогда не покидай меня, раба Твоего, но всегда пребывай во мне. Иисус, добрый Пастырь Твоих овец, не предай меня нападению змия и не оставь меня на волю сатаны, ибо есть во мне семя погибели. Ты, Господи Боже покланяемый, Царь Святой, Иисус Христос, сохрани меня во время сна немеркнущим Светом, Святым Твоим Духом, Которым Ты освятил Твоих учеников. Даруй, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложе моем: просвети ум мой светом разума святого Евангелия Твоего, душу — любовью Креста Твоего, сердце — чистотою слова Твоего, тело мое — Твоим страданием бесстрастным, мысль мою Твоим смирением сохрани. И воздвигни меня в надлежащее время на славословие Тебе. Ибо Ты препрославлен со Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Духом во веки. Аминь. Молитва 3, преподобного Ефрема Сирина ко Пресвятому Духу Господи, Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, умилосердись и помилуй меня, грешного раба Твоего, и отпусти мне, недостойному, и прости все грехи, которыми я согрешил сегодня перед Тобою как человек и даже не как человек, но и хуже скота: вольные и невольные, ведомые и неведомые: соделанные по юности и по злому навыку, по вспыльчивости и беспечности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2432...

Молитва святого Макария Великого к Богу Отцу Боже вечный и Царь всего сотворенного, сподобивший меня дожить до этого часа! Прости мне грехи, которые я совершил в этот день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякой скверны плоти и духа. И дай мне, Господи, эту ночь провести в мирном сне, чтобы, встав со смиренного моего ложа, благоугождал я пресвятому имени Твоему во все дни жизни моей и побеждал нападающих на меня врагов  плотских и бесплотных.  И избавь меня, Господи, от помыслов суетных, оскверняющих меня, и пожеланий порочных. Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу Вседержитель, Слово Отчее, Иисусе Христе! Будучи Сам совершенным, по великому милосердию Твоему никогда не покидай меня, раба Твоего, но всегда во мне пребывай. Иисусе, добрый Пастырь Твоих овец, не предай меня мятежу змия и на волю сатаны не оставь меня, ибо семя погибели есть во мне. Но Ты, Господи Боже, от всех принимающий поклонение, Царь Святой Иисусе Христе, сохрани меня во время сна немеркнущим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты освятил Твоих учеников.  Дай, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твоё на ложе моем: просвети ум мой светом разумения святого Евангелия Твоего, душу  любовью ко Кресту Твоему, сердце  чистотою слова Твоего, тело моё  Твоим страданием, чуждым страсти, мысль мою Твоим смирением сохрани. И подними меня в надлежащее время на прославление Тебя. Ибо прославлен Ты со безначальным Отцом Твоим и с Пресвятым Духом вовеки. Аминь. Молитва к Святому Духу Господи, Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, умилосердись и помилуй меня, грешного раба Твоего, и отпусти мне недостойному, и прости всё, в чём я согрешил сегодня пред Тобою как человек, более же того, не только как человек, но и хуже скота: вольные мои грехи и невольные, известные и неизвестные; те, что от юности и от навыка злого, и те, что от вспыльчивости и беспечности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Мф.16:21 .  С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (Ср. Мк.8:31 ; Лк.9:22 ). Галилейское служение Христа простому народу теперь окончилось. Слово «старейшины» или «пресвитеры» первоначально прилагалось к таким старым людям, которые могли быть в совете пригодными представителями остального народонаселения, но задолго до времени Христа это название перестало означать возраст и сделалось названием должности. Оно означало лиц, которые считались пригодными по своему высокому или влиятельному положению в обществе войти в состав сената. Старейшины Синедриона были, без сомнения, главными лицами в государстве. Они были как бы шейхами народа. Слово «шейх» значит «старик». Мф.16:22 .  И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Марк ( Мк.8:32 ) только один прибавляет слова «и говорил о сем открыто». Слов, которые произнес Петр, Марк не помещает, и они встречаются только у Матфея. Возражение Петра основывалось на том, что его исповедание было совершенно противоположно настоящей речи Христа о Его страданиях. Мф.16:23 .  Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Ср. Мк.8:33 ). Возражение Петра свидетельствует о том, что ни он, ни другие ученики не понимали достаточно речь Христа о Его истинном мессианском величии. «Петр, заключая о деле по человеческому и плотскому рассуждению, думал, что страдание Христа позорно и Ему несвойственно» (свт. Иоанн Златоуст ). Согласно Златоусту, Христос, отвечая Петру, сказал, что препятствовать Ему и сокрушаться о Его страдании не только вредно и пагубно для Петра, но что он и сам не может спастись, если не будет всегда готов умереть. Некоторые толкователи думали, что не Петр был теперь порицаем, а злой дух, который внушил апостолу такие речи. Здесь употреблено такое же выражение, какое Спаситель употребил в Мф.4:10 , и, без сомнения, Он высказал его относительно того же самого искусителя. Он взглянул на мгновение через Петра и увидел за ним прежнего Своего врага, искусно воспользовавшегося предрассудками, вспыльчивостью и честностью простодушного апостола. В действительности же это было прежнее искушение, которое теперь было сделано через Петра, – избежать страданий, гонения, злобной ненависти, презрения и смерти и вместо этого воздвигнуть земное владычество с полной властью над земными престолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

немного, сложа руки, полежать — И придет, как путник, бедность твоя, и нужда твоя, как муж с оружием. (6:6-12) Возделывающий свою землю насыщается хлебом, а кто идет по следам празднолюбцев, у того нет ума. (12:11) Богатство, приобретенное суетой, уменьшается, а собирающий рукою (трудом) умножит его. (13:11) С прославлением труда тесно связан мотив необходимости честного ведения как торговли, так и других дел: Лживые весы — мерзость пред Господом, верный же камень (вес) — благоволение Его. (11:1) Сами бедность и богатство человека объявляются в «Притчах» исключительно прерогативой Творца, но Он сознательно вносит в мир несправедливость в распределении благ, чтобы путем благотворительности люди сами восстанавливали справедливость и совершенствовались нравственно: Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда есть в руках твоих сила сделать это. Не говори ближнему твоему: «Поди и приди опять, а завтра я дам, если имеешь при себе». (3:27–28) Угнетающий бедного хулит Творца его, чтет же Его милующий нуждающегося. (14:31) Кто смеется над бедным, тот хулит Творца его, злорадный не избегнет кары. (17:5) Лучше неимущий, ходящий в своей непорочности, нежели богатый коварный устами и притом глупый. (19:1) Значительную часть книги «Притчей» составляют максимы, адресованные только вступающему в жизнь молодому человеку, призванные, с одной стороны, уберечь его от необдуманных шагов (например, взятия на себя роли поручителя), а с другой — дать ему предельно четко сформулированные нормы разумного и нравственного поведения. Таковы максимы о недопустимости высокомерия, вспыльчивости и потери самообладания в гневе, запрете на разглашение чужой тайны и т. д. Вот шесть, что ненавидит Господь, и семь, что мерзость душе Его. Глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную. Сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие ко злу, Лжесвидетель, произносящий ложь и сеющий раздоры между братьями. (6:16–19) Многие максимы и афоризмы «Притчей» на протяжении столетий являются неотъемлемой частью еврейской и христианской этики; мы часто употребляем их, даже не задумываясь о том, откуда они взяты:

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/4/

Он побывал в девяти монастырях, но уходил из каждого, считая, что пребывание тем не помогает ему стать святым. Но каждый раз, покидая очередную обитель, он выходил оттуда беднее, чем был при вступлении в нее. Сначала он утратил терпение, затем бдение, затем воздержание, дальше послушание, самообладание, кротость и так далее; тщеславие его все росло, гордыня все более охватывала его, а с ней - вспыльчивость, гневливость, расслабление, своеволие и самонадеянность, ожесточение сердца. И когда он обошел девять монастырей, от его первоначальных добродетелей ничего не осталось: незначительная сперва примесь тщеславия и гордости совершенно вытеснила все добродетели.       Тщеславие разрушительно еще тем, что ему свойственно обольщаться обманчивой видимостью. Христос испытывает сердце человека, Он отметает подчас вполне убедительную очевидность, проникает вглубь видимого. Понять это помогут два примера. Когда после своего воскресения Христос встретил Петра на берегу Тивериадского озера, Он не стал укорять его за отступничество и не потребовал подробной исповеди. Он задал Петру прямой вопрос: Любишь ли ты Меня больше, нежели они?.. Будь Петр внимательнее, его бы озадачили три последние слова: больше, нежели они. Возможно, он вспомнил бы слова Христа: У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а - другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?.. Ведь он сам ответил: Думаю, тот, которому более простил... Если бы он немного подумал, он, наверное, как блудный сын, пришел бы в себя; но Петр нетерпелив, горяч и непосредственен и действует прежде, чем дать себе время подумать. Он отвечает от всего сердца: Ты знаешь, что я люблю Тебя... Любишь ли ты Меня? - вновь спрашивает Христос. Так, Господи, - отвечает Петр. Любишь ли ты Меня? - в третий раз вопрошает Господь. И внезапно Петр понимает! Он уже слышал подобный троекратный вопрос во дворе первосвященника, в ночь, когда Христос был предан; трижды его спрашивали, и трижды он отрекся от Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1279...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010