Сохранились документы, рассказывающие о сельскохозяйственных премудростях. Пахали бороной, которую тянула пара волов ( 1Цар.11:7 ; 3Цар.19:19 ) или ослов ( Суд.19:10 ; 1Цар.8:16 ), причем разных животных вместе не запрягали ( Втор.22:10 ). Вероятно, тогда не использовали лошадей и мулов для полевых работ, предпочитая их для перевозки поклажи и военных нужд ( Ис.30:24 ; 3Цар.7:16 ; Ис.21:7 ). После пахоты крестьянин рыхлил землю специальным инструментом, полол сорняки. Мотыгу постепенно заменил лемех, который, впрочем, нельзя было использовать в горах. После последних дождей женщины, старики и дети шли в поля на более легкие работы. Особенно важно было их участие при предвоенной мобилизации мужского населения ( 2Цар.11:1 ). Самые тяжелые работы приходились на весну: жали, мололи, веяли, пересыпали зерно, вязали снопы, давили виноград, делали вино, оливковое масло. В качестве инструмента использовали кремень или дерево, позднее железо. Выращенное перевозили на ослах или быках. Скотоводство Крестьянин-еврей выращивает крупный и мелкий скот, разводит пчел, промышляет охотой и рыбалкой. Словарный запас языка в этой области очень богат. Археологам удалось открыть относящиеся к ранней эпохе скелеты и изображения быков с короткими рогами. В романскую и византийскую эпохи появляются также быки с длинными рогами и зебры. Их широко используют для полевых работ, пахоты, валяния, перевозок, мясо употребляют в пищу и приносят в жертву во время богослужений. Производство молока и молочных продуктов оставило мало письменных свидетельств: во всей Библии лишь один раз упоминается сыр – в книге Иова ( Иов.20:17 ). Тем не менее в Иерусалиме существовал целый рынок сыров, а на севере открыли остатки сыроварни. Чтобы удержать быков в стойлах, использовалось ярмо. Однако преобладающее большинство стад паслись в полях, например, Сарона, Васана и других долинах страны. Царь Давид назначал специальных чиновников, уполномоченных исключительно следить за стадами ( 1Пар.27:29 ). Говядина или телятина – это деликатес, достойный королевского стола: его подают уважаемым гостям ( Быт.18:7 ; 3Цар.5:3 ). Бык является символом силы и плодородия: Иезекииль выбирает быка, человека, льва и грифона, чтобы изобразить Его явление ( Иез.1:10 ). Библейский текст содержит много выражений для описания этого животного, столь тесно связанного с жизнью людей Книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В свое время Давид приготовил большие запасы строительного материала для будущего храма, но их было недостаточно, и Соломон обратился к Хираму, царю Тирскому, с просьбой о помощи. Вскоре между ними был заключен договор и Финикия начала снабжать Израиль кедровым и кипарисовым деревом. Дерево с Ливанских гор доставляли плотами по морю в Яффу, а оттуда израильские носильщики перетаскивали его в Иерусалим. На этой работе было занято тридцать тысяч человек. За доставку строительных материалов Соломон обязался финикийцам платить ежегодно большим количеством хлеба, вина и оливкового масла. В свою очередь царь Хирам прислал в Иерусалим лучших мастеров во главе с замечательным художником-умельцем Хирамом, мастером по литью и обработке золота, серебра и бронзы. Одновременно в Израиле была создана сто пятидесятитысячная армия на стройке. Восемьдесят тысяч работали каменотесами в заиорданских горах, а семьдесят тысяч переносили обтесанные камни на строительную площадку в Иерусалиме. Их работой руководили три тысячи триста надзирателей. Место для постройки храма выбрал еще Давид. Царь планировал воздвигнуть храм на горе Офел; по преданию это была гора Мориа, на которой Авраам принес в жертву Исаака. Вершину холма срезали и сровняли. Для расширения полученной площадки ее окружили вертикальной стеной из обтесанных каменных глыб, скрепленных оловом. Строительство храма продолжалось более семи лет, сам храм был небольшим: всего лишь тридцать один метр длиною, десять с половиной шириною и пятнадцать высотою. К его трем стенам — задней и двум боковым примыкали три строения с комнатами для священнослужителей и службы. Стены храма были сооружены из огромных тесаных камней. Снаружи они были обложены белым мрамором, а внутри — кедровыми досками, на которых были вырезаны изображения херувимов, пальм, распускающихся цветов. Все это было покрыто золотом. В общем, план храма, за исключением некоторых деталей, во всем был похож на план Скинии Моисея. Внутри храм делился на три части: Святая Святых, Святилище и Притвор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Тут тоже маленькая таверна, и так как ее держит Еврей, а не Англичанин, то наш Немец предпочел ее Латруну, чтобы дать немножко передохнуть и нам, и утомленным лошадкам своим. Наши три Итальянца обогнали нас и уже хозяйничали в трактире. Но кроме яиц всмятку и самого невозможного залежавшегося сыра, не нашлось ничего в нечистоплотных шкафах нечистоплотного Еврея, несомненного потомка по прямой линии одного из распинателей Христа. Выручил нас ничем незаменимый русский самовар, в котором жена приготовила нам свой русский чай совсем по-русски, да столь же неизбежный турецкий кофе, которого не успел в конец испортить даже Еврей. Мы весело проболтали часа полтора в этой неожиданной молодой компании и ободренные ярким солнышком еще более, чем русским чаем, вместе двинулись далее на приступ Иудейских гор. Утро было восхитительное, подъемы и спуски ужасные. Бесконечная каменоломня, которую здесь величают большою дорогою, выбивала из сил и лошадей и пассажиров, и нужно было изумляться, как десять раз не рассыпались колеса немецкого фургона и сам он не перевернулся вверх дном. Все мы то и дело вылезали и шли целые версты пешком. Самый тряский осел на подобной дороге был бы гораздо покойнее невыносимого экипажа, и нельзя было сомневаться, что человек, привыкший, подобно мне, много ходить – дошел бы до Иерусалима пешком гораздо скорее, чем дотащат нас до него по этим нескончаемым горам и по этим безобразным обвалам камней истощенные лошаденки... Тем не менее на душе было беззаботно и радостно; цветущая и зеленеющая долина, облитая жарким утренним солнцем, – словно расстилала свои ярые ковры и в моем упоенном сердце. Густая зелень рожковых деревьев, держи-дерева и одичавших олив провожала нас везде. Следы обширных террас, засаженных оливковыми садами и виноградом, попадались на каждом шагу. Несомненно, что эта долина, соседняя со столицею Иудеи, была в древности густо населена деятельными садоводами и виноделами. Нельзя не залюбоваться здешними многовековыми маслинами, которые целыми рощами еще покрывают склоны холмов... Стволы их кажутся свитыми из бесчисленного множества серых железных канатов, между которыми просвечивают черные гнезда пустого дупла. Листва их тоже какая-то сине-серая, будто пылью пропитанная, и дает самую скудную тень. Это дерево каменистых пустынь и солнечного зноя приготовляет в своих сухих недрах вместо кислой или сладкой влаги плода, утоляющего жажду, густую струю горячего масла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Не названы, — пишет далее Мутье-Руссэ, — в Евангелиях и самые обычные для Палестины, а также для всего Средиземноморья деревья, как: оливковые, апельсиновое, лимонное, гранатовое, миндальное... Но вот, что совершенно немыслимо, так это то, что под пламенным небом Палестины можно было изготовлять вино» 107 . Конечно, в Новом Завете не перечислен каждый представитель флоры Израиля. Но разве Евангелие — это географический очерк природы Ближнего Востока? Что же касается виноградников и вина, то, пожалуй, редко в какой книге Ветхого Завета нет о них упоминания. Говорит о виноградниках и Флавий, а археологи открыли в Палестине немало древних приспособлений для виноделия 108 . Постоянным объектом нападок стала притча о «горчичном зерне». Критики считают ее несообразной, забывая о том, что мы не знаем, какое слово Христос употребил на арамейском языке. Ведь согласовать названия растений у разных народов мы можем теперь только при помощи общей латинской номенклатуры, введенной в XVIII веке Линнеем. Что же удивительного, если греческий переводчик употребил (быть может, и по ошибке) слово «синапс» вместо какого-то другого? Есть мнение, что Христос имел в виду дерево, семена которого употреблялись, как и горчица, в качестве приправы. Другие авторы считают, что в данном случае речь шла о черной дикорастущей горчице. Иногда она достигает более трех метров высоты 109 . В любом случае не следует удивляться словам Христа, назвавшего зерно «горчицы» самым малым из семян. Его речи нередко были свойственны гиперболические обороты (например, фраза о верблюде и игольном ушке или выражение: «отцеживающие комара и проглатывающие верблюда»). Эта манера говорить усваивалась иногда и апостолами. Так, Иоанн замечает, что если бы о делах Христовых было написано все, то мир не вместил бы книг о Нем. Перейдем теперь к «историческим ошибкам». Критики в один голос отрицали существование в I веке города Назарета, поскольку ни в Ветхом Завете, ни у Флавия, ни в Талмуде он не упомянут 110 . Однако, во-первых, Назарет был одним из незначительных населенных пунктов Галилеи (Флавий насчитывает их свыше 200), а, во-вторых, недавно найденная иудейская надпись называет Назарет в числе городов, где жили священники после разрушения Храма в 70 году. Благодаря раскопкам П.Багатти в Назарете было установлено, что городок этот существовал не только во дни Иисуса, но и раньше 111 .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Человек первозданный как бы зерно; человек искупленный и привитый ко Христу есть древо, приносящее плоды. – Каково взаимное влияние молитвы Иисусовой и Священного Писания? – Я стараюсь давать ответы короткие, и поэтому они все, конечно, страшно примитивны. Но можно сказать так: Священное Писание – это Бог, Который говорит к нам; молитва Иисусова – наше предстояние Богу. Когда мы поняли, кто мы, Кто – Он, нам остается только одно: раскрыться, открыть руки, открыть сердце, открыть ум и сказать: «Господи, помилуй! » И это «Господи, помилуй! » покрывает все наше положение по отношению к Богу. На русском языке «милость», «милый» – одного корня. По-гречески слово, которое соответствует русскому «помилуй», того же корня, который дал «оливковое дерево», «оливковое масло». об этом еще Отцы Церкви писали, хотя филологи воспринимают это с некоторой сдержанностью. Но пусть оно будет так: достаточно нам свидетельства Отцов. Вот вам еще несколько быстрых штрихов. Первый раз речь об оливковом дереве идет в конце рассказа о потопе:ной посылает из ковчега голубя, который приносит ему веточку оливкового дерева. Это значит: гнев Божий прекратился, прощение Божие дается свободно, даром, и впереди лежит все – время и пространство. Поэтому когда мы из глубины греха говорим: «Кирие, элей сон! Господи, помилуй! » – то мы взываем: «Господи! Да престанет Твой гнев! Господи, аще и согреших яко человек, прости мя, яко Бог щедр, видя немощь души моея... Господи, дай мне время! » – вспомните в службе повечерия молитву Манасии. Дальше вторая картина: добрый самарянин возливает масло и вино, жгущее вино и исцеляющее масло. «Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, исцели! Твой гнев престал, Твое прощение дано, все возможно – а я ничего не могу: душой, телом, всем я изнемог... Исцели, чтобы я мог идти обратно в Небесный Иерусалим». Третья картина: помазание священников и царей в Израиле. Там, где стоит священник, там, где стоит царь, может стоять только Христос, Царь твари, Первосвященник всей твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Но это же верное слово объявило, что «большая производительная способность земли сирийской должна оставаться не навсегда в состоянии усыпления и бездействия, «ибо вся поверхность земли, – говоря словами Бауринга, – но заимствуя их не из той книги, которая была им представлена земным законодателям, должна еще измениться, хотя другими людьми и через другие средства, этому надлежит совершиться «скоро», когда наступит время и когда самое дело согласно слову исполниться с поспешностью. Израилю предопределено процветать и наполнять поверхность страны плодами». Хотя все могущество и все пожертвования одного из величайших новейших деспотов – свирепого владыки, захватившего в свои руки Египет, побивавшего своим изломанным теперь жезлом всю Палестину – были употреблены напрасно; но везде, где турецкий ага или арабский шейк основали свое пребывание и захватили землю в свою собственность, где они установили безопасность, где они пользуются землей для удовлетворения своих нужд или роскоши, там богатая производительность и красота земли ханаанской вскоре появляется во всем своем блеске. Но такие места, по словам одного очевидца, только «лишь точки» 410 посреди обширных опустошений. И возможно ли было предвидеть, что одна и та же причина, т. е. пребывание деспотических грабителей, долженствовала иметь такие странные последствия, далеко распространять разорительное опустошение над всей поверхностью страны и сделаться в то же время настоящим орудием сохранения скромных остатков её древней славы? или что немного ягод на самой высокой ветви будет спасено той же рукой, которая потрясет оливковое дерево? Даже бедуинами возделанные места превращаются в поля, засеянные ячменем, посреди равнин, заросших тернием или волчцами. На этих страницах мы еще не решались вступить на почти уже к нам близкое поле не исполнившихся предсказаний, так как они не входят в нашу задачу, но здесь не была бы оказана справедливость очевидности, представляемой исполнением пророчеств, если б мы вовсе не обратили внимания на предсказанные события, соединённые, в отношении времени, с предсказанной степенью обеднения земли израильской, которых действительное осуществление подтверждается такими ясными доказательствами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Эти предсказания означают, что небольшой остаток будет сохранен, и что Господь не сделает «совершенного конца»; что, хотя земля израильская и долженствовала сделаться бедной как поле, с которого жатва снята, как оливковое дерево, которое было протрясено, и как виноградный сад, когда уборка окончена; но что в ней еще останутся несколько колосьев, или кое-где снопы, несколько оливок, еще висящих на потрясенных сучьях, несколько виноградин или кистей, которые будучи однажды оставлены, не долженствовали быть собираемы. А есть ли здесь еще какой-либо остаток от славы Израиля? Без сомнения есть. Набулис или Неаполис тоже, что древний Сихем или Сихарем. Здесь Авраам был в первый раз остановлен в своем странствовании, здесь он в первый, раз получил обетование о назначавшейся его племени земле; здесь Иисус Христос на пути своем из Иудеи в Галилею провел два дня, по просьбе самарянских обитателей, из коих многие уверовали в Него, хотя Он и не творил между ними чудес, и здесь то же самое божественное слово, которое изрекло проклятие на страну и которое остановило опустошение в своем ходе прежде, нежели оно достигло полного конца, ибо здесь можно видеть, как и прежде видели, целый сноп никем не увезенный с поля, с которого жатва была снята, ягоду, оставленную на потрясенном оливковом дереве, и кисть винограда, не тронутую после собирания в виноградном саду. «Он роскошно окружен, как справедливо описано Кларком, самыми восхитительными и благовонными беседками вполовину сокрытыми от глаз богатыми садами и великолепными деревьями, собранными в рощах вокруг всей горделивой и прекрасной долины, в которой он стоит» 381 . «Здесь, – говорит Робинзон,–вид роскошной и почти несравненной зелени поразил наши глаза. Целая долина была наполнена садами с растениями и фруктовыми деревьями всех возможных родов, орошенными многими источниками, которые прорываются в различных частях и текут к западу освежительными струями» 382 . «Мы часто читали о красоте этой сцены, но она далеко превзошла наши ожидания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Буркгардт говорит, что Панеада имела в 1810 году около ста пятидесяти домов, обитаемых турками, греками, друзами и проч. В 1844 г. из них осталось приблизительно около двадцати домов, которые не что иное, как бедные хижины, наскоро сложенные из камней развалин. Однако нет видимой причины, почему бы городу, которого имя делало честь императору и тетрарху, не быть столь же населенным и столь благоденствующим, каким он был прежде. Кесария Филиппа, разоренная и совершенно разрушенная, еще украшается множеством оливковых, фиговых и гранатовых деревьев и виноградными лозами, густо перевитыми; всё это даёт особую прелесть оврагу, с которого спадает река. Вокруг лежащие долины, в которых растут роскошные мирты, козья жимолость, остролистник, олеандр, мята, тимьян и страстоцвет, представляют соединение благоухания с красотой. Водопады слышны в некоторых местах, а между тем, их нельзя видеть за тесно растущими деревьями и за густой листвой. Красоты природы цветут среди развалин искусства, и великолепное терпентинное дерево, ствол которого имеет четырнадцать футов и восемь вершков в окружности, ещё сохранились в смиреной деревне. Главная часть древнего города, кажется, находилась, как Буркгардт утверждает, на противоположной стороне реки, теперь не имеющей домов, и стоящих, хотя бы и разоренных стен, но покрыта на обширное пространство древними фундаментами и грудами тесаного камня, на которых растут терновник и другие деревья. Филипп, тетрарх и Ирод не созидали своих столиц для того, чтобы в последующие столетия их гордые и веселые города прославляли чужое могущество. Но разделяя общую судьбу городов земли, они доказывают, насколько справедливо всё то, что было предсказано для грядущих поколений: «крепкий город – какими такие города и были – должен быть пуст, как селение разогнанное, и как пустыня будет заброшен. Там будет пастись телец, и там он будет покоиться и объедать ветви его» 212 . На востоке от реки, где начались завоевания израильтян и где иудеи удержали немалую часть своей территории, пока они не были окончательно рассеяны римлянами, по разрушении Иерусалима, земля, равно как на западной стороне, преисполнена пояснениями библейской истории и пророчеств; как там, где израильтяне издревле обитали, так и там, где их неприятели поселились словно «терновая колючка в их боку».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Указывают на то, что евангелисты не знают палестинской фауны 544 . Но все животные, перечисленные в Евангелиях: овцы, козы, ослы, волы, верблюды, волки, голуби, воробьи, змеи – были как раз исконными обитателями Палестины и многократно упоминались в Ветхом Завете 545 . Имея в виду лисиц, о которых говорится в Евангелии, Мутье-Руссэ с сомнением замечает: “Я не знаю, водится ли лисица, столь часто встречающаяся в Италии, также и в Палестине” 546 . Но ему достаточно было заглянуть в любой зоогеографический учебник, чтобы убедиться в этом. Лисица-фенек распространена по всему Ближнему Востоку и до сих пор обитает в Израиле. “Не названы, – пишет далее Мутье-Руссэ, – в Евангелиях и самые обычные для Палестины, а также для всего Средиземноморья деревья, как: оливковые, апельсиновое, лимонное, гранатовое, миндальное… Но вот, что совершенно немыслимо, так это то, что под пламенным небом Палестины можно было изготовлять вино” 547 . Конечно, в Новом Завете не перечислен каждый представитель флоры Израиля. Но разве Евангелие – это географический очерк природы Ближнего Востока? Что же касается виноградников и вина, то, пожалуй, редко в какой книге Ветхого Завета нет о них упоминания. Говорит о виноградниках и Флавий, а археологи открыли в Палестине немало древних приспособлений для виноделия 548 . Постоянным объектом нападок стала притча о “горчичном зерне”. Критики считают ее несообразной, забывая о том, что мы не знаем , какое слово Христос употребил на арамейском языке. Ведь согласовать названия растений у разных народов мы можем теперь только при помощи общей латинской номенклатуры, введенной в XVIII веке Линнеем. Что же удивительного, если греческий переводчик употребил (быть может, и по ошибке) слово “синапс” вместо какого-то другого? Есть мнение, что Христос имел в виду дерево, семена которого употреблялись, как и горчица, в качестве приправы. Другие авторы считают, что в данном случае речь шла о черной дикорастущей горчице. Иногда она достигает более трех метров высоты 549 . В любом случае не следует удивляться словам Христа, назвавшего зерно “горчицы” самым малым из семян. Его речи нередко были свойственны гиперболические обороты (например, фраза о верблюде и игольном ушке или выражение: “отцеживающие комара и проглатывающие верблюда”). Эта манера говорить усваивалась иногда и апостолами. Так, Иоанн замечает, что если бы о делах Христовых было написано все, то мир не вместил бы книг о Нем.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

Веселье сопровождалось танцами и торжественными процессиями народа со связками зеленых ветвей. Таким способом израильтяне выражали признательность Богу за дарованное изобилие и радовались зримому исполнению обетовании завета. 23:42. Живите в кущах. Повеление, предписывающее израильтянам строить шалаши и жить в них в течение семи дней, призвано напомнить об их пребывании в пустыне. С практической точки зрения, эти временные жилища служили укрытием для работников, охранявшим урожай до окончания праздника. 24:1–9 Содержание святилища 24:2–4. Светильник. Для лампадок, освещающих священные пределы скинии, использовалось оливковое масло высшего качества. Лампадки размещались на золотом светильнике (см.: Исх. 25:31–39 ), который стоял за завесой свидетельства в скинии собрания (см.: Исх. 27:20,21 ). Они должны были гореть с вечера до утра, и Аарону и его потомкам была оказана великая честь поддерживать их горение во все времена. Как и многие другие предметы культового обихода, светильник символизировал присутствие и покровительство Яхве, а также непрекращающееся служение священников. 24:4. Значение меноры. Известный всем семисвечник с шестью ветвями и центральным стволом ведет свое происхождение из описания в Исх. 25:31–40 и, возможно, символизирует дерево жизни из райского сада. Однако в 24( в оригинале) упоминается только тот факт, что светильник сделан из золота. Точное число лампадок не приводится и здесь. 24:5–9 Хлебы предложения и ливан. Двенадцать хлебов предложения ( Исх. 25:23–30 ) символизировали двенадцать колен Израилевых. Эти хлебы каждую субботу съедались священниками, а на их место полагались свежие. Курение ладана, наполнявшее скинию «жертвенным благоуханием», заменяло сожжение муки на жертвеннике. Ввиду того что хлебы считались святыней, они предназначались для священников (хотя см.: 1Цар. 21:4–6 ). 24:10–23 Инцидент с богохульником 24:10–16. Богохульство. Имя Бога свято. Поскольку заповедь запрещает произносить имя Бога напрасно ( Исх. 20:7 ), произнесение проклятий с использованием имени Бога или именем Бога ( Исх. 22:28 ) считалось богохульством.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010