Лев VI подает кинжал имп. Василию I. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 105) [Греч. Λων ο Σοφς; Философ] (19.09.866, К-поль - 11.05.912, там же), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии Л. М.- старший сын Василия I Македонянина , патрикия и придворного паракимомена (император в 867-886), и его 2-й жены Евдокии Ингерины. Л. М. был крещен свт. Фотием I , патриархом К-польским. Поскольку Евдокия состояла в незаконной связи с имп. Михаилом III, Василий подозревал, что Л. М. мог быть сыном Михаила, и относился к ребенку холодно. Слухи о незаконном происхождении Л. М. сопровождали его всю жизнь и отразились в нек-рых визант. исторических сочинениях, а также существенно повлияли на политику в период его правления. Спустя неск. лет после того, как 23 сент. 867 г. Василий I был провозглашен императором, его соправителями стали оба его старших сына: Константин (род. от 1-го брака с Марией ок. 859) был коронован ок. 868 г., Л. М.- 6 янв. 870 г. Кроме них у имп. Василия и Евдокии Ингерины родились также Стефан I (в 867; патриарх К-польский в 886-893) и Александр (ок. 870; император в 912-913). После смерти царевича Константина 3 сент. 879 г. Л. М. стал единственным офиц. наследником престола. Тем не менее отношения Л. М. с имп. Василием оставались натянутыми. При дворе сформировались партии сторонников Л. М. и Василия, к-рые стремились оказать услуги и тому и другому и участвовали в заговорах. Так, в 885 г. был раскрыт заговор доместика Иоанна Куркуаса и 66 др. знатных лиц, намеревавшихся свергнуть Василия и передать власть Л. М. Последовали казни. Вероятно, в нач. 886 г. придворный Феодор Сантаварин донес имп. Василию, что Л. М. якобы собирается убить отца и для этого прячет нож за голенищем сапога. На охоте имп. Василий попросил у Л. М. нож, и Л. М. действительно достал нож из сапога. Разгневанный император посчитал это доказательством вины Л. М., взял сына под стражу, заточил во дворец и собирался ослепить его, но придворные отговорили Василия от этого. 20 июля 886 г. Л. М. был освобожден, а 29 авг. имп. Василий получил травму на охоте и умер; вся полнота власти василевса перешла к 20-летнему Л. М. При этом на протяжении всего правления он разделял титул василевса со своим братом Александром, к-рый официально считался его соправителем, хотя влияния на ход дел не имел.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

(ок. 834, Селевкия Исаврийская - 4/5.08.917, Агафов мон-рь, близ К-поля), свт. (пам. 5 авг.), патриарх К-польский (февр. 907 - 15 мая 912), родственник св. Григория Декаполита . В ранней юности принял монашеский постриг на Олимпе Вифинском, затем подвизался в одном из мон-рей близ К-поля. Во время конфликта имп. Василия I Македонянина с его старшим сыном Львом (буд. имп. Лев VI Мудрый ) оказал поддержку последнему, предсказав ему благополучное наследование престола (не исключено тождество Е. с одноименным монахом, порицаемым за дерзость в одном из писем патриарха Фотия - PG. 102. Col. 885-888). Вскоре после воцарения (886) Лев VI сделал своего духовного наставника Е., в то время игумена одного из пригородных монастырей, членом синклита и патриаршим синкеллом ; для него был построен мон-рь в Псамафии (район К-поля близ Золотых ворот) с соборным храмом во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (освящен 6 мая 890). В качестве советника императора Е. противостоял всесильным временщикам, таким как василеопатор (отец императора, высший титул) Стилиан Зауца или паракимомен (главный спальничий) Самона. Зная о желании не имевшего наследников Льва вступить в новый брак с Зоей, дочерью Стилиана, Е. воспрепятствовал добровольному уходу в монастырь 1-й супруги Льва, св. Феофано , а после ее кончины отказался благословить 2-й брак императора, за что был сослан в монастырь Диомида (ок. 897/8). Через 2 года после смерти Стилиана Зауцы и Зои Лев VI примирился с Е., вновь сделав его своим ближайшим советником. На Пасху 901 г. Е. удалился в подаренный ему Агафов монастырь (τ Αϒαθο) на Босфоре, он был недоволен тем, что в праздничные дни устроили торжественные похороны скончавшейся во время родов 3-й жены Льва VI Евдокии. Примирение Е. с императором произошло после неудачного покушения на Льва в храме св. Мокия (903). В 906 г. синкелл стал восприемником при крещении долгожданного наследника престола Константина VII Багрянородного. Через год в обстановке церковно-политического кризиса, вызванного 4-м браком Льва VI, заключенным c Зоей Карвонопсиной, патриарх Николай I Мистик, обвиненный в сговоре с мятежником Андроником Дукой, был вынужден отречься от престола. Уступая просьбам императора, Е. согласился занять Патриарший престол, но лишь после того, как Собор с участием посланцев папы и вост. патриархов разрешил возобновить церковное общение Льва VI после его покаяния и после того, как принял отречение Николая Мистика.

http://pravenc.ru/text/187723.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАКАТАРСИС [греч. Ανακθαρσις τν παλαιν νμων - очищение древних законов], наименование деятельности визант. императоров Македонской династии Василия I (867-886) и Льва VI (886-912) по переработке юстиниановского права и составлению новых законодательных сборников; результатом этой деятельности стали юридические памятники: Исагога , Василики , новеллы имп. Льва VI, Прохирон . Иногда встречается более узкое толкование - как описательное обозначение Василик в их различных редакциях (К. Э. Цахариэ фон Лингенталь , Д. Азаревич, А. Шминк). Целью программы А. была замена Эклоги императоров-иконоборцев Льва III (717-741) и Константина V (741-775) др. сборниками, но главная задача состояла в ревизии и классификации правового наследия имп. Юстиниана I (527-565): освобождении его от противоречивых и устаревших норм, устранении терминов лат. происхождения и переводе классического законодательства в греч. языковую систему. В XIX и до 80-х гг. XX в. считалось, что в ряду законотворческих инициатив, объединенных общим названием «А.», первоначально, в 879 г., был составлен т. н. Прохирон (греч. Πρχειρος νμος, в слав. и рус. традиции - «Закон градский»), затем, между 879 и 886 гг., возникла Исагога (Εσαγωγ; традиц. название «Эпанагога» основано на неправильном прочтении рукописной надписи), причем последняя не получила юридической санкции и осталась лишь в проекте. Высказывалось также предположение (Цахариэ фон Лингенталь), что оба текста составлялись на конкурсной основе одновременно 2 комиссиями, после чего в качестве кодекса законов был принят только Прохирон. Новейшие исследования (А. Шминк), однако, доказывают, что Исагога все же имела статус офиц. юридического сборника, была составлена ок. 886 г. (при активном участии К-польского Патриарха Фотия ) и предшествовала Прохирону. Содержание ее 40 глав (титулов) составляют вопросы брачного, наследственного и уголовного права; в титулах II и III, написанных Патриархом Фотием, содержатся принципы соотношения власти императора и Патриарха.

http://pravenc.ru/text/114678.html

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР Послы болгарского царя Симеона перед имп. Александром. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Мадрид. Национальная б-ка) Послы болгарского царя Симеона перед имп. Александром. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Мадрид. Национальная б-ка) (ок. 870-6.06.913), имп. Византии (с 11 мая 912). Младший сын имп. Василия I Македонянина (867-886) и Евдокии Ингерины, коронован отцом в качестве соправителя (879), во время опалы его брата Льва оставался единственным наследником престола (883-886). В царствование Льва VI (886-912) А., формально бывший его соправителем, не имел реальной власти и подозревался в интригах против брата и даже в организации покушения на его жизнь. По воцарении А. отстранил от власти ближайших сподвижников Льва, включая, по всей видимости, Патриарха Евфимия (907-912), вместо к-рого на кафедру был возвращен Николай Мистик (901-907; 912-925). Враждебная позиция императора по отношению к евфимианам предопределила негативное отношение к нему в большинстве сохранившихся совр. источников (Житие Патриарха Евфимия, сочинения Арефы Кесарийского и др.). А. также удалил из дворца 4-ю жену Льва VI Зою Карвонопсину, чем объясняется тенденциозное изображение А. в историографических сочинениях, создававшихся при дворе имп. Константина VII Багрянородного (945-959), сына Зои: в них А. характеризуется как ленивый, развратный и вероломный человек. Правление А. было омрачено вторжениями арабов и болгар, к-рым он не смог противостоять - возможно, потому, что вступил на престол уже тяжело больным человеком. Иконография Иконография. В сев. галерее собора Св. Софии в К-поле сохранился самый известный мозаичный портрет А., относящийся ко времени его правления. Мозаика была скрыта под слоем штукатурки и расчищена лишь в 1958 г., что явилось крупным реставрационным открытием XX в. А. представлен человеком средних лет со светло-карими глазами, темными длинными волосами и короткой круглой бородой, в рост.

http://pravenc.ru/text/64240.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕФА (ок. 850, Патры - после 932), архиеп. Кесарии Каппадокийской (занял кафедру ранее 902). Происходил, по-видимому, из знатной и богатой семьи. До 886 г. переехал из Греции в К-поль. Возможно, был учеником Патриарха свт. Фотия (858-867; 877-886), хотя точных указаний на этот счет нет. В 80-х гг. IX в. А. начал собирать коллекцию рукописей. До 895 г. рукоположен во диакона. В нач. 901 г. А. предстал перед судом по обвинению в безбожии, хотя о подлинных причинах его преследования источники не говорят прямо: возможно, он был замешан в заговоре против имп. Льва VI Мудрого . Оправданный за отсутствием улик, А. вскоре стал придворным ритором при дворе имп. Льва VI, составлял похвальные слова, обращенные к императору, и слова на церковные праздники. До 902 г. А. стал архиеп. Кесарии Каппадокийской, заняв одну из самых значимых кафедр в церковной иерархии К-польского Патриархата (архиепископ Кесарии традиционно носил титул первопрестольного - первого среди митрополитов). В 905-906 гг. А. была поручена миссия освящения храмов в Греции, пострадавших от набегов арабов в 904 г. Когда в 906 г. в среде визант. клира начались разногласия по поводу 4-го брака имп. Льва VI, А. последовательно выступал против запрещенного канонами брака императора и критиковал действия Патриарха Николая I Мистика , к-рый пытался, руководствуясь принципом икономии , не допустить раскола в Церкви. Этим событиям посвящены мн. полемические произведения А. После того как Николай Мистик, в конце концов отказавшийся признать 4-й брак императора, был смещен с Патриаршего престола (1 февр. 907) и сослан, А. также был отправлен на нек-рое время в ссылку во Фракию. Однако вскоре он был возвращен в К-поль, согласился признать 4-й брак Льва VI и примкнул к новому Патриарху Евфимию I . После смерти Льва VI императором стал его брат Александр (11 мая 912 - 6 июня 913). Патриарх Евфимий был смещен с престола, к-рый занял возвращенный из ссылки Патриарх Николай (912). А. продолжал относиться к нему резко враждебно, и их примирение состоялось лишь после 921 г. В «Надгробном слове Патриарху Евфимию» А. превозносит Патриарха Евфимия и позволяет себе резкие выпады против имп. Александра. Между 920 и 922 гг. А. по поручению правившего в то время империей Романа I Лакапина составил послание эмиру Дамаска с изложением нек-рых догматов христ. веры. Последним дошедшим до наст. времени сочинением А. является его письмо с одобрением избрания на Патриарший престол 16-летнего Феофилакта , младшего сына имп. Романа Лакапина (932). Вероятно, вскоре после этого А. скончался.

http://pravenc.ru/text/75908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ КВЕСТОР [греч. Κυστωρ, Κοαστωρ], по прозвищу Заика [ Τραυλς], визант. писатель, гимнограф и мелод. В правление имп. Льва VI Мудрого (886-912) занимал в К-поле должность квестора (придворного юриста), что известно из письма, к-рое он написал в 907 г. своему другу, магистру и богослову Льву Хиросфакту . А. К.- автор энкомия на мученичество св. Агафоника († ок. 305) и эпиграммы (небольшого стихотворения) на Распятие; др. эпиграмма А. К. была начертана на памятнике, украшавшем столичный ипподром. В греч. рукописях сохранились надписанные именем А. К. богослужебные каноны свт. Иоанну Постнику , Патриарху К-польскому (2 сент.), прор. Моисею (4 сент.), св. папе Клименту Римскому (25 нояб.), сщмч. Петру Александрийскому (25 нояб.), мученикам Никомидийским (28 дек.), прп. Феодосию Киновиарху (11 янв.) (Ταμεον), а также на праздник Благовещения 4-го гласа с акростихом (Минея РНБ. Греч. 553. Л. 21-33, XI в.). Его именем, с прибавлением прозвища Кампсакис ( Καμψκης), надписаны еще 2 канона - прп. Патапию (8 дек.) и святым Еввиоту и Филетеру (14 дек.). А. К. распел ирмосы канонов: покаянного, на Благовещение, на Сретение Господне, на Рождество Иоанна Предтечи, в Неделю ваий, на Пасху и мч. Агафонику (см., напр., нотированный Ирмологий X в. (Ath. Laur. Β. 32)). Нек-рые исследователи отождествляли А. К. с автором заупокойного кондака (см. Анастасий , визант. гимнограф). Соч.: Δελτον τς στορικς κα θνολογικς ταιρεας τς Ελλδος. Αθναι, 1883-1884. Τ. 1. Σ. 407 [письмо, изд. И. Саккелионом]; Epigrammatum Anthologia Palatina/Ed. A. F. Didot. Parisiis, 1864-1890. T. 2. P. 512 [эпиграмма на Распятие] (Рус. пер. Ф. Петровского//Эпиграммы греческой Антологии. М., 1999. С. 517); AnBoll. 1886. T. 5. 396-415 [энкомий, изд. Г. ван Хооффом]; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Θεοτοκριον. Chennevières-sur-Marne, 1931. P. 81, 126, 165, 182, 218; AHG. 1976. Vol. 4. P. 230 (XVIII), 310 (XXIV), 471 (XXXVII); Ταμεον. N 3, 8, 271, 276, 336, 349, 392, 441.

http://pravenc.ru/text/114890.html

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии» 15 марта 2016 г. 18:25 40-й том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «Л». Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии. Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины.

http://patriarchia.ru/db/text/4400858.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР II ФОКА Иисус Христос. Визант. императоры Никифор II Фока и Василий II Гистаменон. Аверс. Реверс. 963–969 гг. Иисус Христос. Визант. императоры Никифор II Фока и Василий II Гистаменон. Аверс. Реверс. 963–969 гг. (Фока) [греч. Νικηφρος Β Θωκς] (ок. 912 - 11.12.969), визант. император (c 16 авг. 963, совместно с Василием II Болгаробойцей и Константином VIII ). Популярность Н. Ф. как военачальника, положившего начало перелому в военном противостоянии византийцев арабам, позволила ему занять имп. престол. Среди его наиболее значительных военных успехов - освобождение Кипра и Крита, присоединение Киликии и взятие Антиохии. В результате походов Н. Ф. К-поль обогатился мн. чтимыми святынями. Друг и духовный сын прп. Афанасия Афонского , Н. внес решающий вклад в превращение Св. Горы Афон в крупнейший центр правосл. монашества. В то же время правление Н. Ф. отмечено жесткими мерами по ограничению церковного землевладения и ужесточению гос. контроля над Церковью. Принадлежал к семейству Фок, крупных землевладельцев из Каппадокии, к-рые представляли собой одну из аристократических фамилий, выдвинувшихся на рубеже IX и X вв., в период формирования в Византии родовой военной элиты. Его дед, Никифор Фока Старший, занимал высшие посты в армии во время правления императоров Василия I Македонянина (867-886) и Льва VI Мудрого (886-912); его сыновья, в т. ч. отец Н. Ф.- Варда Фока Старший, входили в число наиболее влиятельных визант. полководцев при Константине VII Багрянородном (913-959). В конце правления последнего (954) Н. Ф., служивший до этого под началом своего отца, сменил его на посту доместика схол (главнокомандующего армией) и успешно защищал вост. границу империи от эмиров Алеппо и Мосула. После вступления на престол сына Константина VII Романа II (959-963) Н. Ф. был удостоен высшего сана магистра и стал 1-м лицом в военной администрации империи, а его брат, Лев Фока, получил должность второго доместика схол (959); еще один брат, Константин, занимал должность стратига приграничной фемы Селевкия. Братья Фоки активно действовали против арабов в Киликии, Сирии и Месопотамии. Самым крупным успехом Н. Ф. стало освобождение о-ва Крит от араб. пиратов, владевших им более века (март 961). Эта победа, пышно отпразднованная в К-поле, принесла Н. Ф. огромную популярность, к-рая еще более возросла после взятия Алеппо (Халеба), который был столицей Хамданидского эмирата, главного в то время соперника Византии (дек. 962).

http://pravenc.ru/text/2565520.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010