58) Житие св. Хремеса, игумена Сицилийского († 1116). 220 59) Житие св. Иоанна Териста († ок. 1127), монаха калабрийского. 221 60) Житие св. Николая, сицилийского пустынника († 1167). 222 61) Житие св. Сильвестра, монаха сицилийского († 1175). 223 62) Житие св. Петра Spina Калабрийского (XII в.). 224 63) Житие св. Саввы, архиепископа Сербского († 1235). 225 К третьей группе источников относятся письма, слова, речи, похвалы в честь тех или других лиц и т. п. В состав ее входят: 1) Письма Константинопольского патриарха Фотия (857–867, 877–886). 226 2) Письма Константинопольского патриарха Николая Мистика (895–906, 912–925). 227 3) Письма Михаила Пселла. 228 4) Письма Феофилакта, архиепископа Болгарского. 229 5) Письма Михаила Акомината, митрополита Афинского. 230 6) Краткое похвальное слово Михаила Пселла Константину Мономаху. 231 7) Похвала св. Варфоломею Криптоферратскому 232 8) Похвала св. Христодулу, составленная Афанасием, патриархом Антиохийским. 233 9) Похвала ему же, написанная монахом Феодосием Византийцем. 234 10) Надгробное слово Михаила Пселла Константину Лихуду. 235 11) Михаила Акомината, митрополита Афинского, надгробное слово архимандриту афинских монастырей Неофиту. 236 12) Слова Симеона Нового Богослова , игумена монастыря св. Маманта. 237 13) Речь Иоанна, патриарха Антиохийского (1092–1103), о монашеской дисциплине и о получающих монастыри в дар и извлекающих из них прибыль. 238 Четвертую группу источников составляют произведения юридического характера, т. е. хрисовулы, 239 сигиллионы, 240 питтакионы, 241 практиконы, 242 соборные правила и постановления, грамоты патриархов и т. п. Сюда следует отнести и монастырские уставы как тоже официальные документы, нормировавшие внешнюю и внутреннюю жизнь византийских монастырей, а также завещания некоторых монахов. 1) Zachariae A. Lingenthal. Jus graeco-romanum. Pars III. Novellae constitutiones imperatorum post Justinianum, quae supersunt collatae et ordine chronologico digestae. Lipsiae, 1857. 243 2) Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων τν τε γ ων κα πανευφμων ποστλων κα τν ερν ο κουμενικν κα τοπικν συνδων κα τν κατ μρος γ ων πατρων, εκδοθν... π λλη κα Πτλη, τμος δετερος. θν σιν. 1852. Τμος πμπτος. θην σιν, 1855. 244

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛАМАНСКИЕ СВЯТЫЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аламанские святые Кипра (греч. Αλαμνοι γιοι τς Κπρου; VII в.?) - 300 святых, переселившихся на Кипр после завоевания Палестины арабами. Впервые упоминаются в " Хронике " Леонтия Махераса (первая половина XV века) и в рукописи XVI века (протограф XIII века) Британского музея . Оба текста восходят к источнику, составленному между 1222 и 1264 годами. Среди этих святых были архиереи, священники и миряне. Они разошлись по острову, поселились в уединенных местах и пещерах по одному или по несколько человек и вели отшельническую жизнь. В тексте не уточняется, о каком именно завоевании Св. земли арабами идет речь: в 638 , 1187 или 1291 году. К. Сафас датирует переселение 300 святых на Кипр 690-ми годами , С. Папагафангелу - временем II крестового похода - 1147-1149 . В " Хронике " Леонтия Махераса перечислены имена 42 подвижников ( , в рукописи из Британского музея из-за утраты последнего листа названо 35 святых): К числу 300 святых Леонтий Махерас также относит Явленных святых (Αγιοι Θανντες), мощи которых находились в Казафани близ Киринии. О почитании этих подвижников известно из Жития прп. Константина из иудеев (между 886 и 912), который во время пребывания на Кипре узнал, что в пещере в одном труднодоступном и обрывистом месте находятся мощи Явленных святых. Из этой пещеры часто раздавались песнопения. Местные жители с епископом пробирались туда, чтобы почтить память святых, но не осмеливались спуститься в пещеру . Дополнительно Леонтий Махерас приводит имена О некоторых из 300 святых сохранились свидетельства их почитания в византийский период (например, два канона в честь святых Илиофотов в служебной Минее (XI в. ); 5-главая 3-нефная базилика во имя преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне (ок. 1100); фрески с изображением мч. Константина Ормидийского в ц. прп. Антония Великого в Келье и в церкви Преображения Господня в Сотире (XII и XIII вв.)), однако о большинстве из них ничего не известно. Хотя предание утверждает, что 300 святых прибыли на Кипр вместе, из посвященных им агиографических произведений следует, что они жили в разное время: напр., преподобные Варнава и Иларион - при визант. имп. Феодосии II Младшем (408-450), прп. Анастасий - при императорах Алексее I и Иоанне II Комнинах (1081-1143).

http://drevo-info.ru/articles/13679991.h...

Классическая схема может быть представлена по мозаике в люнете перед входом в храм св. Софии в Константинополе, датируемая 886–912 годами. На ней изображен в строго фронтальной позе Христос, восседающий на троне с высокой спинкой. Черты лика соответствуют сиро-палестинской традиции изображения Христа в зрелом возрасте. Вокруг головы – крестчатый нимб. Пальцы правой руки сложены для благословления, левой рукой Иисус поддерживает раскрытое Евангелие, которое стоит у него на колене. Он одет в хитон с клавом и гиматий, у ног его – коленопреклоненный император Лев VI. В подобных изображениях обычно ноги Христа поставлены на подножку, а на листах раскрытого Евангелия начертаны слова: «Аз есм свет всему миру» – из евангелия от Иоанна, где сказано: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин.8:12 ). В некоторых изображениях Евангелие может быть закрыто (мраморный рельеф в Сан-Марко, XIII в., Венеция). В восточнохристианских памятниках встречается вариант с изображением Христа на престоле с крестом в левой руке вместо Евангелия, как на миниатюре Эчмиадзинского евангелия из Армении (989), где Христос представлен в архаичном для этого времени типе Еммануила. В византийском искусстве изображение Христа на престоле получило название «Пантократора», т. е. Вседержителя. Близок ему по значению образ Христа-Оратора, который изображается стоящим в рост с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке; он получил в русской иконографии название Спаса Смоленского. 103. Христос Пантократор. Мозаика. Ок. 1180–1194 гг. Монреале, собор Изображение Вседержителя предполагает два варианта: в рост и полуфигуру, т. е. поясное. Образ Пантократора занимает главное место в храме: его помещают в центральном куполе, на алтарной стене или в центре деисусной композиции. Стремление подчеркнуть идею царственности Христа привело к возникновению в сербском искусстве XIV столетия новой иконографической схемы, в которой, несомненно, сказалось влияние придворного византийского церемониала, – композиции, называемой «Предста Царица» или «Царь Царем».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Само название «Живоносный Источник» еще в IX в. было использовано прп. Иосифом Песнопевцем применительно к Божией Матери, а затем, когда оно закрепилось за мон-рем (не позже XIV в.), появилась и одноименная Богородичная икона (см. статью «Живоносный Источник» ). В поствизант. греч. мире этот образ стал очень популярен, и множество мон-рей и храмов были освящены в его честь. С эпохи Юстиниана местность, где располагался «Ж. И.» м., рассматривалась как предместье К-поля. Храм неоднократно реставрировался. По сообщению Псевдо-Кодина, имп. Ирина отремонтировала его после землетрясения ок. 790 г. ( Preger T. Ibid. P. 260). Страдая кровотечением, Ирина получила исцеление от недуга, выпив воды из источника, после чего сделала щедрые пожертвования мон-рю, включая мозаику с изображением себя и своего сына, имп. Константина VI. При имп. Василии I Македонянине (867-886) церковь также была перестроена и украшена мозаиками (вероятно, после землетрясения 869 г.) ( Theoph. Contin. P. 323). 7 сент. 924 г. храм был подожжен воинами болг. царя Симеона, осаждавшими К-поль, но затем быстро отреставрирован, т. к. в 927 г. там проходило венчание болг. царя Петра с внучкой имп. Романа I Лакапина Марией ( Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 304, 310, 371; Theoph. Contin. P. 406, 414). Визант. писателю Михаилу Пселлу (XI в.) были пожалованы в личное распоряжение доходы «Ж. И.» м.; там же для него была сооружена гробница ( Michael Psellus. Scripta minora: Magnam partem adhuc inedita/Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1941. Vol. 2. P. 221, 229). Сохранились сведения о том, что в 966 г. имп. Никифор II Фока присутствовал в храме Живоносного Источника на службе в день Вознесения Господня ( Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 371). По-видимому, это было обычной практикой придворного церемониала того времени. В кн. имп. Константина VII Багрянородного (912-959) «О Церемониях византийского двора» описана такая служба ( Const. Porphyr. De cerem. P. 101-104). Император прибывал по морю к Золотым воротам К-поля, садился на коня и продолжал путь по суше до баптистерия, где спешивался и переоблачался в отведенных ему покоях. Затем при входе в нартекс он ожидал приезда духовенства. Облобызавшись с патриархом, император входил вместе с ним в храм, и оба направлялись к алтарю. Помолившись перед престолом, василевс поднимался по правой лестнице на свою галерею и находился там во время литургии. Патриарх приносил императору причастие. По окончании службы император приглашал патриарха на обед в свою резиденцию.

http://pravenc.ru/text/182279.html

Значительную роль в политике Л. М. играла история его семейных отношений. В первый раз Л. М. женился в 882 г. на Феофано , дочери патрикия Константина Мартинака, с к-рым состояла в родстве имп. Евдокия Ингерина. В браке у них родилась дочь Евдокия, но заключенный в значительной мере по выбору матери Л. М. союз оказался непрочным. Уже при жизни имп. Василия у Л. М. появилась фаворитка Зоя, дочь протоспафария и этериарха Стилиана Зауцы († 899), выходца из Армении, отец к-рого был стратигом Македонии. Отношения с Зоей Л. М. поддерживал несмотря на то, что Зоя официально была замужем за неким Феодором Гуниацицем († ок. 895) и имела от него дочь Анну. Узнавший о связи Л. М. с Зоей имп. Василий жестоко избил Л. М., требуя разорвать незаконные отношения (Псамафийская хроника. С. 41). С восшествием на престол Л. М. поселил Зою во дворце и жил с ней почти открыто. По версии Жития свт. Евфимия (Псамафийской хроники), к-рая, видимо, отражает слухи, имевшие место в К-поле, Зоя сама отравила и своего мужа, и имп. Феофано. Стилиан Зауца с начала правления Л. М. стал наиболее влиятельным чиновником в империи. В 886 г. он получил сан магистра и пост логофета дрома (глава правительства). Большинство новелл Л. М. 1-го десятилетия правления были адресованы Зауце как главному исполнителю имп. воли. Зауца также носил титул василеопатора (βασιλεοπτωρ - «отец василевса»), придуманный специально для него Л. М. Фактически брошенная Л. М. Феофано умерла 10 нояб. 894 г. (или 895). У ее гроба вскоре начали происходить чудеса исцеления, и спустя некоторое время императрица была причислена к лику святых. Рядом с собором св. Апостолов в К-поле Л. М. построил храм-мавзолей Феофано. В 898 г. Л. М. официально женился на Зое. Венчал императора священник дворцового клира Синап, но патриарх Антоний выступил против венчания и объявил о лишении Синапа сана (RegPatr, N 595). В числе противников нового брака Л. М. был также патриарший синкелл св. Евфимий (патриарх К-польский в 907-912), которого Л. М. сослал в к-польский мон-рь Диомида. Однако Зоя умерла в кон. 899 или нач. 900 г. В 900 г. Л. М. провозгласил августой свою падчерицу Анну, дочь Зои Зауцаны от 1-го брака, объявив, что это необходимо для исполнения придворного церемониала. Вскоре Анна была выдана за Людовика III Прованского, члена династии Каролингов. После смерти Стилиана Зауцы и Зои их семья постепенно потеряла положение при дворе. Спустя неск. лет Зауцы составили заговор против Л. М., но их интриги были раскрыты, и семья окончательно потеряла влияние. Партия прежних противников Зауцы, наоборот, частично вернула свое влияние. Синкелл Евфимий был возвращен из ссылки и вновь стал одним из советников Л. М.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

Впрочем, участие императора в деятельности Церкви регулировалось не только правовым обычаем, но и конкретными нормами права. В 1380 или 1382 годах император Иоанн V Палеолог (1341–1391) потребовал от столичного архиерея и Синода сформулировать свои церковные полномочия. Как следствие, был принят акт, которым за царем закрепили право выбора лица на митрополичью кафедру из трех кандидатов, представленных Синодом. Более того, за императором признали право фактически самостоятельно определять состав Синода, устанавливая, кто из провинциальных архиереев может находиться в Константинополе, а кому – запрещено. За императором сохранилось старое полномочие перемещать епископов с кафедры на кафедру, изменять границы епископий и митрополий, а также назначать 15 высших чинов Константинопольской Патриархии . Впрочем, для правоспособности императора не имеет никакого значения, законом или правовым обычаем урегулированы его полномочия, так как они имеют обычно одинаковую силу. Все без исключения Вселенские Соборы созывали императоры, они же и утверждали их акты. «Из столь многих бывших Соборов, на которых сходились все архиерейски председательствующие в Церквах, ни один Собор не произошел по повелению кого-нибудь из таковых архиереев: ни блаженнейшего папы старейшего Рима, ни патриарха Константинопольского, ни папы Александрийского, ни Иерусалимского, ни иного кого, но все Соборы собирались по царским повелениям. Ибо царь был имеющим власть их созыва, и без царского приказа ничего такого не совершалось. Так что и вновь, если необходимо созвать Собор для исследования истины, должно быть так, и царскими указами сойтись в том месте, где он прикажет. И царь воссядет посреди, чтобы по старому тому обыкновению рассуживать говорящих», – писал в 1256 году Римскому папе Александру IV (1254–1261) император Феодор II Ласкарис (1254–1258). И это было для всех бесспорной истиной – даже папа не осмелился вступать с императором в диспут по данному вопросу. Константин Багрянородный. Фрагмент резьбы по слоновой кости, ок. 945. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Не только догматические вопросы оказывались в сфере ведения императорской власти, не менее активно она осуществляла каноническое законотворчество. Каноны, принятые непосредственно св. Юстинианом Великим, св. Никифором I Фокой (963–969), Константином VII Порфирородным (913–959), Львом VI Мудрым (886–912), Алексеем I Комнином (1081–1118), Мануилом I Комнином (1143–1180), Исааком II Ангелом (1185–1195, 1203–1204) и другими императорами навсегда вошли в корпус канонического права Кафолической Церкви. Им же принадлежало право помимо Соборов епископов канонизировать святых, которым, правда, они пользовались чрезвычайно редко. В частности, Лев VI Мудрый своим законодательным актом канонизировал покойную супругу св. Феофанию.

http://pravoslavie.ru/58936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ КВЕСТОР [греч. Κυστωρ, Κοαστωρ], по прозвищу Заика [ Τραυλς], визант. писатель, гимнограф и мелод. В правление имп. Льва VI Мудрого (886-912) занимал в К-поле должность квестора (придворного юриста), что известно из письма, к-рое он написал в 907 г. своему другу, магистру и богослову Льву Хиросфакту . А. К.- автор энкомия на мученичество св. Агафоника († ок. 305) и эпиграммы (небольшого стихотворения) на Распятие; др. эпиграмма А. К. была начертана на памятнике, украшавшем столичный ипподром. В греч. рукописях сохранились надписанные именем А. К. богослужебные каноны свт. Иоанну Постнику , Патриарху К-польскому (2 сент.), прор. Моисею (4 сент.), св. папе Клименту Римскому (25 нояб.), сщмч. Петру Александрийскому (25 нояб.), мученикам Никомидийским (28 дек.), прп. Феодосию Киновиарху (11 янв.) (Ταμεον), а также на праздник Благовещения 4-го гласа с акростихом (Минея РНБ. Греч. 553. Л. 21-33, XI в.). Его именем, с прибавлением прозвища Кампсакис ( Καμψκης), надписаны еще 2 канона - прп. Патапию (8 дек.) и святым Еввиоту и Филетеру (14 дек.). А. К. распел ирмосы канонов: покаянного, на Благовещение, на Сретение Господне, на Рождество Иоанна Предтечи, в Неделю ваий, на Пасху и мч. Агафонику (см., напр., нотированный Ирмологий X в. (Ath. Laur. Β. 32)). Нек-рые исследователи отождествляли А. К. с автором заупокойного кондака (см. Анастасий , визант. гимнограф). Соч.: Δελτον τς στορικς κα θνολογικς ταιρεας τς Ελλδος. Αθναι, 1883-1884. Τ. 1. Σ. 407 [письмо, изд. И. Саккелионом]; Epigrammatum Anthologia Palatina/Ed. A. F. Didot. Parisiis, 1864-1890. T. 2. P. 512 [эпиграмма на Распятие] (Рус. пер. Ф. Петровского//Эпиграммы греческой Антологии. М., 1999. С. 517); AnBoll. 1886. T. 5. 396-415 [энкомий, изд. Г. ван Хооффом]; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Θεοτοκριον. Chennevières-sur-Marne, 1931. P. 81, 126, 165, 182, 218; AHG. 1976. Vol. 4. P. 230 (XVIII), 310 (XXIV), 471 (XXXVII); Ταμεον. N 3, 8, 271, 276, 336, 349, 392, 441.

http://pravenc.ru/text/114890.html

Из бывших в Алании епархий сохранилось известие только о двух, и то уже в позднейших исторических памятниках. Одна из них не только в церковной росписи императора Андроника Палеолога (ок. 1298 г.), но и в росписи Льва Мудрого (886–912) называется митрополиею Алании, и неизвестно, где именно находилась , другая в той же росписи Палеолога и некоторых соборных актах XIII в. титулуется митрополиею Битзины, или Вичины — города, который на древних картах географических полагается на Кубани, неподалеку от Каспийского моря . Но эти уже самые названия обеих аланских епархий митрополиями дают повод заключать о давности сих епархий, особенно первой из них, которая даже в девятом веке стояла на такой почетной степени в иерархии Церковной, тогда как другие, несомненно древние епархии, находившиеся в наших пределах, каковы Херсонская, Готская, Боспорская, считались еще на степени архиепископий. Писатели средних веков Иоанн Зонара (XII в.) и Феодор Вальсамон (XIII в.), вероятно, не без основания полагали, что в Алании были епархии еще во дни Халкидонского Собора (451 г.) и что 28 правилом сего Собора причислены были они к диоцезии Понтийской . Существование же какой-либо аланской, или хазарской, епархии в VIII в. выше всякого сомнения, когда, по словам месяцеслова императора Василия, там был уже около половины сего века свой епископ. А мысль, что еще во дни равноапостольного Константина проникло в Сарматию христианство, упоминовение об епископах и переводе Священного Писания у сарматов в те времена, еще более располагают нас верить в древность аланских епархий . Не станем разбирать всех многочисленных свидетельств древности о наших аланах, о их родстве с царскими скифами Геродота, о их тождестве с массагетами, сарматами и проч. и проч. Для нашей цели довольно только заметить, что в древней Алании постоянно обитали, между прочим, и племена славянские, и что аланы тождественны с более известными у нас хазарами, в составе которых неоспоримо находились весьма многие славяне. Для убеждения себя в первой мысли вспомним, прежде всего, слова Прокопия, что, начиная от самого устья Дона, по левую его сторону простираются к северу бесчисленные народы антов ; это значит, что славяне обитали в верхней половине Алании, лежавшей от устья Дона по направлению к Волге.

http://sedmitza.ru/lib/text/435765/

Варнава из с. Васа (пам. кипр. 11 июня), прп. Кассиан (пам. кипр. 16 сент.), прп. Кассиан (пам. кипр. 4 дек., 28(29) февр.), преподобные Епифаний с Александром и Харетом (Харитоном) (без дня памяти), преподобные Пигон (Эпигон) и Христофор (без дня памяти), преподобные Варлаам, Калантий и Агапий (пам. кипр. 26 апр.), святители Димитриан Тамасский (пам. кипр. 27 янв., 25 июня) и еп. Василий, живший в окрестностях сел. Пера близ Тамаса (без дня памяти), прп. (или мч.) Фотий , подвизавшийся близ совр. сел. Атьену (пам. кипр. 18 июля), мч. Георгий Махеромен (без дня памяти), св. диак. Афанасий Пентасхинитис (без дня памяти), прп. Ольвиан (без дня памяти). К числу 300 святых Леонтий Махерас также относит Явленных святых (Αγιοι Θανντες), мощи которых находились в Казафани близ Киринии. О почитании этих подвижников известно из Жития прп. Константина из иудеев (между 886 и 912), к-рый во время пребывания на Кипре узнал, что в пещере в одном труднодоступном и обрывистом месте находятся мощи Явленных святых. Из этой пещеры часто раздавались песнопения. Местные жители с епископом пробирались туда, чтобы почтить память святых, но не осмеливались спуститься в пещеру (ActaSS. Nov. T. 4. P. 636; Житие преподобного отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского. М., 2001. С. 32). Дополнительно Леонтий Махерас приводит имена франц. военачальника Иоанна де Монфора , умершего на Кипре в 1248/49 г., мч. Маманта, св. Фотинии Карпасийской (пам. кипр. 2 авг.), мч. (или прп.) Диомида Нового (пам. греч. 28 окт.) и прп. Иоанна Лампадиста . О нек-рых из 300 святых сохранились свидетельства их почитания в визант. период (напр., 2 канона в честь святых Илиофотов в служебной Минее Sinait. gr. 627 (XI в.); 5-главая 3-нефная базилика во имя преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне (ок. 1100); фрески с изображением мч. Константина Ормидийского в ц. прп. Антония Великого в Келье и в ц. Преображения Господня в Сотире (XII и XIII вв.)), однако о большинстве из них ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/1840115.html

Приводится по изданию: С.Б.Дашков. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Нектарий (381 – 397) Иоанн I Златоуст (398 – 404) Арсакий (404 – 405) Аттик (406 – 425) Сисиний (426 – 427) Несторий (428 – 434) Прокл (434 – 446) Флавиан (446 – 449) Анатолий (449 – 458) Геннадий I (458 – 471) Акакий (472 – 489) Фравита (489 – 490) Евфимий I (490 – 496) Македоний II (496 – 511) Тимофей I (511 – 518) Иоанн II Каппадокийский (518 – 520) Епифаний (520 – 535) Анфимий I (Анфим) III (535 – 536) Мина (Мена) (536 – 552) Евтихий (552 – 565) Иоанн III Антиохийский (Схоластик) (565 – 577) Евтихий (повторно) (577 – 582) Иоанн IV Ниститис (Постник) (582 – 595) Кириак (595/6 – 606) Фома I (607 – 610) Сергий I (610 – 638) Пирр (638 – 641) Павел II (641 – 653) Пирр (повторно) (654) Петр (654 – 666) Фома II (667 – 669) Иоанн V (669 – 675) Константин I (675 – 677) Феодор I (677 – 679) Георгий 1(679 – 686) Феодор I (повторно) (686 – 687) Павел III (688 – 694) Каллиник I (694 – 706) Кир (705 или 706 – 712) Иоанн VI (712 – 715) Герман I (715 – 730) Анастасий (730 – 754) Константин II (754 – 766) Никита I (766 – 780) Павел IV (780 – 784) Тарасий (784 – 806) Никифор (806 – 815) Феодот Мелиссин Касситерра (815 – 821) Антоний I Кассимата (821 – 837) Иоанн VII Морохарзаний (Грамматик) (837 – 843) Мефодий I (843 – 847) Игнатий (847 – 858) Фотий (858 – 867) Игнатий (повторно) (867 – 877) Фотий (повторно) (877 – 886) Стефан I (886 – 893) Антоний II Кавлеа (893 – 901) Николай I Мистик (901 – 907) Евфимий (907 – 912) Николай I (повторно) (912 – 925) Стефан II (925 – 927) Трифон (927 – 931) Феофилакт (933 – 956) Полиевкт (956 – 970) Василий I Скамандрин (970 – 974) Антоний III Студит (974 – 979) Николай II Хрисоверг (979 – 991) 991 – 996 – вакантен Сисинний II (996 – 998) 999 – ок.1001 – вакантен Сергий II Мануилит (1001 – 1019) Евстафий (1019 – 1025) Алексей Студит (1025 – 1043) Михаил I Кирулларий (1043 – 1058) Константин III Лихуд (1059 – 1063) Иоанн VIII Ксифиллин (1064 – 1075)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010