В 1204 г. собор был осквернен и разграблен крестоносцами. В 1453 г. Константинополь – главный центр православия – был захвачен турками под предводительством султана Мехмеда II. Софийский собор был разграблен. Вскоре он был превращен в мечеть Айя-София. В XV-XVI в.в. к ней были пристроены четыре минарета. В XVI веке к Айе-Софии были добавлены контрфорсы, еще более изменившие ее первоначальный облик. Тогда же появился мраморный минбар (кафедра для имама). В XVIII веке алтарь в восточной части здания был заменен михрабом в юго-восточном углу (он указывал направление на Мекку). Многие мозаики и фрески были замазаны штукатуркой. Вокруг собора были построены мавзолеи султанов (6-гранный Мурада III, 1594; 8-гранный Мехмеда III, 1608; и др.), медресе, имарет (кухни для бедных; оба 1739) и фонтан (1740). В середине XIX в. по поручению султана Абдул-Меджида I были произведены ставшие необходимыми реконструкционные работы. Для реставрации были приглашены итальянские братья-архитекторы Фоссати. Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 г. основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем. Тогда же мозаики и фрески Софийского собора, очищенные от штукатурки, вновь увидели свет. В 1985 г. Музей Айя-София был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Стамбуле давно ведутся дискуссии на тему будущего собора Святой Софии. В очередной раз к этой теме вернулись после того, как 29 мая 2020 г., в годовщину падения Константинополя, в этом храме состоялось чтение Корана. Спустя неделю президент Турции Реджеп Эрдоган поручил изучить возможность превращения собора в мечеть. По словам главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, его страна вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнений других государств. 2 июля Высший административный суд Турции – Госсовет рассмотрел вопрос об изменении статуса собора Святой Софии и превращении его в мечеть. Госсовет считает, что для изменения статуса собора достаточно указа президента. Решение будет оглашено в течение 15 дней.

http://sobory.ru/article/?object=12096

Предание это вкоренилось, однако, так сильно в сердце народа, что никто из работников греческих не решился выломать заветной двери, ожидая с ужасом явления четырехсотлетнего пресвитера. Архитектор принужден был заставить Турка коснуться двери, но и тот не без страха выполнил его приказание. Так много жизни бывает в одном сказании, безотчетно брошенном в сумрак веков! – Нашли малую комнату с углублением к востоку, где можно предполагать место алтаря (а 2 ); архитектор едва не провалился сам в глубокую яму давно сломанного помоста: тут было найдено много турецких записей и счетов, но ни одной рукописи греческой, хотя Патриарх Константий предполагал, что здесь должна была храниться библиотека Софийская. Фоссати положительно сказал мне, что не нашел желанных книг, и ему можно поверить, потому что он все осматривал с большим тщанием, и даже рылся под основаниями собора, чтобы найти клады и тайные ходы к морю, о которых ему много говорили. Все оказалось сказкой народной, облеченной в поэзию минувшего! Но недалеко от Св. Софии, там, где он строил для Турков университет, нашлось несколько порфировых саркофагов, без сомнения царских, по их величине и красоте, хотя и без имени. Они теперь около церкви св. Ирины. В западной части хоров, на южной их оконечности, там, где народная молва говорила о чудном светящемся кресте, существовал довольно пространный придел, и действительно, на его дверях светился крест из золотых мозаик, который щадили и Турки; теперь уже его нет после обновления храма. Придел сей давно обращен был в складочное место для всякого хлама; но на его сводах еще сохранились, хотя и слабо, некоторые фрески и Деисус над входом и лики святых на сводах, хорошей живописи, судя по искаженным остаткам. Алтарь был у самого входа с левой стороны, ради восточного направления, и тут же в его углублении видно место жертвенника. Вероятно, это был единственный придел в целом обширном храме, если только не существовал еще один малый, в гинекионе для царственных жен; потому что в древности не имели обычая умножать без нужды число приделов, и наипаче не обращали в боковые алтари отдельных жертвенника и диаконикона, столь необходимых для порядка богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С левой же руки: Игнатий новый (Патриарх Царьградский), предместник его Мефодий, Игнатий Богоносец , Григорий Чудотворец , Иоанн Златоуст , Кирилл и Афанасий – Александрийские. Замечательно, с какой исторической верностью изображены оба новейшие Святители Царьграда. Игнатий, сын царский, оскопленный жестоким тираном, который лишил жизни его родителя, представлен без бороды. Подле него св. Мефодий, пострадавший от иконоборцев и утративший челюсти, написан с ланитами, обвязанными клобуком иноческим. Бывший Патриарх Константин говорил мне, что с тех пор произошел обычай иметь воскрилия на клобуках, вместо обыкновенной формы покрывала, в память страдания св. Мефодия. Судя по времени Игнатия, мозаики не должны восходить дальше X века. Быть может, я слишком утомляю Вас подробностями; но, мне кажется, нельзя достаточно сказать о таком занимательном предмете, каков храм Св. Софии. Она послужила образцом для первых храмов нашей родины, хотя и не совершенно по зодчеству, но по крайней мере по имени, и вот теперь, чрез столько веков, внезапно явилась опять на свет со всеми тайными своими сокровищами, которых утрачена была самая память. Если теперь не воспользоваться такой благоприятной минутой и не записать все виденное, которое как молния блеснуло, и опять отчасти скрылось, и все слышанное от того зодчего, кто обновлял родное нам святилище, то, быть может, навсегда утратится предание минувшего. Правда, Фоссати хочет издать подробное описание Св. Софии с рисунками, но еще это не скоро исполнится; к тому же, как человек западный, хотя и любознательный, не может он смотреть на Св.Софию нашим православным глазом. Он устроил в ней новую, весьма изящную кафедру для Султана, во вкус той кафедры проповедников, которую похитили Венециане для своих Дожей; колонны же собрал под нее на улицах Царьграда, где они брошены были, как остовы, выглядывавшие из-под земли. Говоря о тех предметах, какие похитили Венециане из Св. Софии, я не могу согласиться с преданием народным, будто корабль, нагруженный её сокровищами, потонул около острова Мармары, и доселе кипит на этом месте море, и благовоние из него исходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем, у южной оконечности сего портика, отколе обыкновенно входили в храм, находилось несколько рядов столбов под легким навесом; они теперь вделаны в новую стену; архитектор не мог понять их назначения, и полагал, что утверждавшийся на них навес служил для прикрытия народа от непогоды при выходе из храма. Я объяснил Фоссати, что это было действительно прикрытие для обуреваемых, но только не одной внешней непогодой, а внутренними бурями страстей, которые здесь каялись у входа во святилище, и просили себе молитв у проходящих в заключенный для них храм. Он остался очень доволен таким объяснением. Но вот чем мы должны быть ему еще чрезвычайно обязаны: – напротив сих столбов, у самого входа с правой стороны, открыл он древнее осмиугольное здание самой крещальни, по подобию Лютеранского в Риме; доселе почитали оное новым строением, потому что оно обращено в тюрбе, или надгробную палату Султана Мурада IV. Крещальня сия имела внутреннее сообщение с храмом, вероятно для одних священнослужителей. Собственно-же есть и было только четыре входа в Св. Софию снаружи, и они все на её оконечностях: два с двух краев западного портика, и два с восточной стороны по обеим сторонам главного алтаря: из них северный, как ближайший к дворцу, доселе служит для торжественного вшествия Султана, и там устроена для него роскошная палата. С южной и северной стороны храма, во всю его длину, не было наружных выходов, как в наших соборах; все здание обнесено было низкой оградой, внутри коей заключались отдельные малые палаты, как, напр.. крещалъня, ризница и прочие подобные отделения, имевшие сообщение с храмом. Великолепные двери, так называемого коринфского металла, лучшей резьбы века Периклова, которые, вероятно, принадлежали какому-либо капищу, досель отверзают главный вход Св. Софии, с южной оконечности портика. К ним были прибавлены позднейшие бронзовые ваяния для того, чтоб их расширить по объему входа, и на них было изображено в кругах имя Феодоры, Десноты, Августы, восстановившей чествование святых икон, потому что она их пожертвовала Св. Софии после бури иконоборства. Есть и летосчисление – ςτμ, т. е. 6349 год от сотворения мира, что означает 841 от Р. X.; индикта я не мог разобрать. «Христе помоги! Господи помоги»! начертано также внутри сих кругов, краегранием коих служит всегда имя Феодоры; прочие буквы не так ясны, но есть имя и сына её Михаила. Любопытно, как могли уцелетъ такие двери от жадности Венециан, которые увезли с собой для Св. Марка другие драгоценные двери собора, и кафедру проповедников, и амвон диаконский, и великолепную доску престола. Итак, 1000 лет уже вращаются чудные врата сии на своих вековых петлях, отверзая и заключая священный вход Св. Софии, и сколько тысяч входивших и исходивших ими уже перешли в вечность!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начну с внешнего портика или преддверия (νϑηξ), в который входили императоры с южной его оконечности, а не из средины с запада; чтобы изъяснить странность бокового входа, должно предупредить, что иначе не позволяла местность. (То же самое и в Иерусалимском храме Св. гроба). Хотя пред главным портиком Св. Софии и находится обширный двор, обставленный колоннами, как это свойственно было всем древним базиликам, но крайняя западная стена сего двора примыкала к крутому обрыву, потому что церковь была построена на самой вершине одного из седьми каменистых холмов нового Рима, так что и на сам двор нельзя было входить иначе, как с обоих боков. Под всей западной частью храма находится обширная цистерна на столбах, теперь уже без воды, каких есть много в Царьграде. (Так и в Венеции под базиликой Св. Марка, но только с восточной стороны). Только середина Св. Софии сооружена на самой скале, а под алтарем её частью накладены были огромные камни для уровня земли по крутизне спускавшегося к морю холма. Посреди двора стояла конная статуя Императора Иустиниана, напоминавшая Капитолианскую Марка Аврелия в Риме, и на четырех пиластрах, которые и теперь выдаются с наружной стороны портика, действительно поставлены были медные кони Ипподрома Римского, взятые некогда из Коринеа, и которыми теперь красуется Венеция. Такое украшение весьма странно для храма; Фоссати тщательно вымерил в Венеции пьедесталы коней Св. Марка, и они совершенно одного размера с пиластрами византийскими пред Св. Софией. Впрочем, так как главный и обычный вход в саму церковь не пролегал чрез этот двор, то можно было почитать его совершенно отдельной частью здания, и конные его украшения не поражали взоры входящих, как у Св. Марка. – Еще достойно внимания, что само преддверие храма с запада было двойное для оглашенных. В первую часть его входили со двора Иустинианова четырьмя вратами; из неё во вторую – пятью, а оттоль, наконец, в сам храм – девятью: таким образом постепенно умножались входы в святилище, по мере приближения к святыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

независимость от венг. епископов. В 1217-1218 гг. Урош вместе с кор. Эндре (Андрашем) II (1205-1235) участвовал в 5-м крестовом походе. Ок. 1238 г. кор. Бела IV (1235-1270) по просьбе аббата Уроша поручил магистру Альбею, архидиакону собора г. Нитра, осуществить опись монастырских владений. Ок. 1240 г. в П. был составлен древнейший венг. картулярий (Liber ruber), содержащий копии ок. 60 грамот. В февр. 1242 г. монастырь успешно выдержал осаду монголов. В 1256 г. папа Римский Александр IV поручил аббату П. руководить реформированием всех бенедиктинских мон-рей в Венгрии. В период политической нестабильности, последовавшей за пресечением династии Арпадов (1301), мон-рь П. захватили магнаты из знатного рода Кёсеги. К 1317 г. кор. Карл I Роберт Анжуйский (1310-1342) вернул аббатство под контроль короны. С посл. четв. XIV по кон. XV в. аббатство П. большую часть времени находилось в комменде , что отрицательно сказалось на его имущественном положении и монашеской дисциплине. В 70-80-х гг. XV в. в П. был перестроен клуатр . Аббат Мате Тольнаи (1500-1535) провел реформу мон-ря, направленную на более строгое соблюдение монашеской дисциплины; в 1514 г. он был назначен главой конгрегации бенедиктинских мон-рей Венгрии. После разгрома венг. армии турками в битве при Мохаче (1526) аббатство П. оказалось в приграничной зоне, монастырские здания использовались как укрепления. В 1586 г. из-за тур. оккупации монахи были вынуждены покинуть П. В 1594-1597 гг. мон-рь был захвачен турками. Возрождение монашеской жизни началось при аббате Матьяше Палффи (1638-1646). В 1683 г. турки вновь захватили и разграбили мон-рь. По итогам Карловицкого мира (1699) П. перешла во владение Габсбургов. При аббате Бенедеке Шайго (1722-1768) монастырский комплекс был перестроен в стиле барокко (среди прочего возведено новое здание трапезной с росписями Д. А. Фоссати). 23 окт. 1783 г. в рамках проводимой имп. Иосифом II политики секуляризации мон-рей (см. в ст. Иозефинизм ) аббатство было упразднено. Мон-рь был восстановлен имп.

http://pravenc.ru/text/2578825.html

19 Какие образа содержал в себе иконостас древний, не знаем. В Софийском Цареградском храме иконостас покрыт был серебром и украшен 12-ю колоннами, также покрытыми серебром, на которых были, в кругах, изображении Спасителя, Богоматери, Ангелов, Апостолов и Пророков. 20 На стороне Богоматери надпись мозаичная чёрная по-Гречески: Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему. На стороне Архангела надпись белая, также Греческая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах. Это древнее изображение Благовещения сообразно с преданием древним, которое говорит, что Пресв. Дева занималась составлением порфиры для завесы храма. См. кн. Маргарит древнего издания (М. 1698 г.). 21 В Цареградском Соф. храме, на восточной арке, видели в прежние времена изображение Богоматери в верху арки, а ниже по 2 святых (неизвестных) к югу и северу. На местах, где у нас Евангелисты, там шестикрылые Серафимы огромного размера (так пишет Grelot) На изображениях Фоссати видны, одни Серафимы с забелёнными известью лицами. 22 О сосудах и облачениях Ярославова времени можно несколько судить по тем, какие изображены мозаикой в алтаре нашего Собора. Дискос с подножием, чаша невысокая, копие в виде ножа и отдельно от ручки, фелони святителей не сходны по цвету, омофоры белые с чёрными крестами, Евангелия украшены подобно, как украшаются ныне, орари диаконов очень узкие, стихари их белые и с узкими рукавами. О кресте Святой Ольги в старинном Прологе, под числом 11 июля, сказано так: а тый крест и до ныне стоит в Св. Софии в Олтаре на десной стороне, имея письмена сице: обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная Княгиня. См. Рукоп. Пролог в К.-Соф. библиотеке под 132. 23 Свидетельство на это в летописях (Новгородской, Никоновской), в древних Прологах под числом 4 Ноября, и в подписи на арке К.-Соф. Собора (где, впрочем, поставлен уже 1038 г.). 24 В Киевском Синопсисе, гл. 52, сказано: Российские летописцы пишут, яко умре Ярослав, в Вышгороде Февр. 20 (19?) в суб. 1-ю В. поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

T. 3. P. 417-435); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τν ψηλοττην τν ρετν (Высочайшую из добродетелей) (AHG. T. 3. P. 436-444); канон Германа 3-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ υσαμν τν Ισραλ κ δουλεας (        ), нач.: Ακαταγνστως, σιε, τ το Χριστο μυστριον (Безукоризненно, преподобне, Христово таинство); канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Θεοφεγγ σε στρα νοητς λιος (Богосветную тя звезду духовное солнце) (Ταμεον. Σ. 96); 2-й цикл стихир-подобнов ( Ягич. Служебные Минеи. С. 394). А. А. Лукашевич Иконография Г. Ч. как епископа - в фелони, с омофором, с Евангелием в руках - получила распространение в средневизант. период; известны его единичные изображения как преподобного в монашеском облачении, со свитком (ц. свт. Иоанна Златоуста близ с. Куцовендис, Греция (XI в.)). Одно из ранних изображений Г. Ч. в составе святителей было представлено на мозаике в тимпане наоса собора Св. Софии К-польской (ок. 878; не сохр., известно по рис. Г. Фоссати). С конца средневизант. периода его образ помещается, как правило, в зоне вимы в ряду образов др. святителей (напр., роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) - изображения 4 святителей Григориев (Г. Ч., Акрагантский, Богослов, Нисский) в алтарной нише под образом Богоматери Оранты, между окнами апсиды; мозаика в малой полусферической сев.-зап. нише в наосе кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) - погрудно, в фелони, с Евангелием в покровенной руке; мозаика в апсиде собора Св. Софии в Киеве (1037-1045); мозаика в диаконнике кафоликона Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни (ок. 1100) - вместе со святителями Николаем и Григорием Акрагантским; роспись ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (кон. XII в.); роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164) и др. Один из редких памятников иконописи с единоличным образом Г. Ч.- визант. икона комниновского периода, предназначавшаяся для темплона (М.

http://pravenc.ru/text/168083.html

По греч. рукописям известны еще 4 канона без акростихов, отсутствующие в печатных богослужебных книгах: Мануила ритора, Иоанна Мавропода (Ταμεον. Ν 592, 593. Σ. 196) и 2 анонимных, в к-рых соединены тропари А. В. и свт. Кириллу (AHG. T. 5. P. 309, 326). Позднее канон Иоанна Мавропода был включен в последование А. В., изданное в 1780 г.; существует еще ряд последований А. В., не вошедших в печатные богослужебные книги ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 16, 17). В гимнографии описаны факты из жития А. В.: желание последовать Христу от юности («            …            » - тропарь 1-й песни канона утрени), святость жизни («                    » - тропарь 1-й песни). А. В. явился образцом архипастырского служения («            » - тропарь 3-й песни), и именовался 13-м апостолом («                » - тропарь 4-й песни). Неотступно обличая ереси («                                                      » - тропарь 4-й песни) и отстаивая правосл. учение о единосущии («                            » - стихира на «Господи, воззвах» ), А. В. подвергся гонениям и преследованиям от еретиков («                » - тропарь 8-й песни). Он прославляется как церковный писатель, богослов и агиограф («                » - тропарь 8-й песни). Заслуги святителя перед Церковью стали основой его почитания после смерти («              » - тропарь 9-й песни). О. В. Венцель Иконография А. В. изображается седовласым старцем, обычно с большими залысинами на лбу, седая широкая, средней длины борода разделена на неск. витых прядей. Как святитель, облачен в фелонь (обычно в крещатую), омофор, на поясе палица, в руках Евангелие или развернутый свиток. Один из редких примеров изображения святого в некрещатой фелони - в рукописи Паноплиа Догматика (Vat. gr. 666. fol. 1, XII в.). Иногда изображается в митре: икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VII в.; мозаика в Св. Софии К-польской, сер. IX в. (утрачена, известна по рис. А. В. Фоссати); на миниатюрах гомилий свт. Григория Богослова (Ambros.

http://pravenc.ru/text/76946.html

   001    002    003    004    005    006   007