Итак, свидетельства о крестном знамении, относящиеся к первым векам христианства, говорят не о двуперстном сложении, и о двуперстии столь древних свидетельств не обретается. Теперь покажем свидетельства об употреблении издревле в греческой церкви и именословного перстосложения на благословение. Ещё в половине шестого века Константинопольский Софийский Собор, вновь построенный благочестивым царём Иустинианом (см. Барония лето 535), украшен был великолепными мозаическими и фресковыми иконными изображениями 22 . В половине настоящего столетия архитектор Фоссати, занимавшийся по поручению турецкого правительства реставрацией Софийского собора, открыл под штукатуркою эти современные постройке храма мозаические и фресковые изображения. Они тогда же были тщательно срисованы и изданы немцем Зальценбергом 23 . Рассматривая эти снимки, мы находим, что здесь у изображённых мозаикою священномученика Анфима, Дионисия Ареопагита , Григория Арменского, Николая Чудотворца и ещё трёх святителей, на которых не уцелела надпись, благословляющие десницы изображены с явственным именословным перстосложением. У Спасителя же, у пророка Ионы и у пророка Иеремии десницы изображены с перстосложением не явственно определённым, и только в изображении св. Григория Богослова перстосложение имеет сходство с двуперстным сложением 24 . Если бы в шестом столетии не было обычаем в Константинопольской церкви употреблять для благословения именословное сложение перстов, то и в созданном тогда Софийском храме не были бы изображения с оным именословным перстосложением. А шестого века обычай свидетельствует уже сам собою, что употребление именословного перстосложения и ранее того существовало в греческой церкви, от первых веков христианства. Затем мы имеем свидетельства, что этот обычай употреблять для благословения именословное перстосложение содержался в Константинопольской церкви и до князя Владимира, просветившего русскую землю св. крещением в конце 10-го века. Приведём некоторые из этих свидетельств, сохранённых иконописными памятниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

История обретения свт. Мефодием свитка с «заглаженным от Бога» именем имп. Феофила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 926) В искусстве визант. времени типичная для изображений святителей иконография М. (в подризнике, фелони, с омофором, с палицей, в руках - Евангелие) отражена в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - имя М. включено в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания»: «…старец с окладистой бородою» (Ерминия ДФ. С. 161). Там же в разд. «Святые Вселенские Соборы» о М. сказано в описании изображения торжества «Восстановления святых икон»: «У храма стоят святой Мефодий, патриарх, в архиерейском облачении, с жезлом в руке, и другие архиереи с иконами; впереди них два диакона держат икону Христа, а другие два - икону Богоматери, называемую Одигитрия. От этих икон ниспускаются златотканые пелены. Немного сзади, по одну сторону патриарха,- царица Феодора и сын ее, царь Михаил, отроки держат иконы, а по другую сторону стоят иереи с кадильницами и свечами и святые подвижники…» (Там же. С. 180-181). Одним из ранних примеров включения образа М. в состав изображений святителей является несохранившаяся мозаика в сев. тимпане собора Св. Софии К-польской (ок. 878; известна по акварели Г. Фоссати, см.: Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Wash., 1962. P. 52. Pl. 61, 74. (DOS; 8); LCI. Bd. 8. Sp. 14). М. представлен в рост, на нем фелонь, У-образно лежащий омофор, в покровенной фелонью левой руке он держит кодекс, правая в жесте благословения - перед грудью. В этом раннем памятнике иконографии святого запечатлена характерная черта его облика - головной убор в виде шапочки-куколя с завязками, стянутыми плотным узлом под подбородком; своеобразие этого более ни у кого не встречающегося элемента одежды, видимо, связано с особенностью приобретенного М. в заключении увечья, в результате к-рого он был вынужден поддерживать (подвязывать) нижнюю челюсть. Эта деталь, известная по др. достаточно ранним памятникам (напр., на фреске в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония, 1294/95, мастера Михаил Астрапа и Евтихий; на плате по центру небольшой равноконечный крест), не нашла отражения в поздней иконографии святого и соответственно не зафиксирована в иконописных подлинниках. В программе росписи визант. храмов образ М. обычно занимает место в зоне вимы среди др. св. отцов Церкви. Напр., в афонских стенописях фигура святого представлена: в сев.-вост. компартименте кафоликона Протата (1290, мастер Мануил Панселин); в алтаре кафоликонов мон-рей Ватопед (1311/12) и Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Критский). Вместе с 4 др. патриархами К-польскими образ М. помещен на вост. подпружной арке в парекклисионе Панагии Парамифии мон-ря Ватопед (1677/78).

http://pravenc.ru/text/2563128.html

Согласно его иконографии, сложившейся к концу иконоборческого периода, он обычно изображается с темными волосами с проседью и заостренной бородой средней длины. Одно из ранних единоличных изображений Д. А. было представлено на несохранившейся мозаике в тимпане наоса собора Св. Софии К-польской (ок. 878; известно по рис. Г. Фоссати). Изображение Д. А. сохранилось в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.); в сев. апсиде каппадокийской ц. Ала-килисе в Белисырме (XI в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06); в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия (1148); в Палатинской капелле в Палермо, Сицилия (50-60-е гг. XII в.); в трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (ок. 1200); в ц. св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (1384-1385). Икон с единоличным образом Д. А. немного, наиболее значимая из них по художественным качествам - икона XVI в. из мон-ря Пантократор на Афоне (ГЭ). На Руси образ Д. А. включен в декорацию жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199); алтаря собора Спасо-Евфросиниева мон-ря в Полоцке (3-я четв. XII в.; в руках держит свою голову); ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Д. А. изображается в композиции «Успение Пресв. Богородицы» среди святителей - очевидцев события Иакова Иерусалимского, Тимофея Эфесского, Иерофея Афинского. Вероятно, к ранним примерам изображения можно отнести миниатюру в Минологии из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне (Laur. D 54. Fol. 134v, кон. X-XI в.). Святители, среди к-рых, очевидно, представлен и Д. А., изображены в сцене «Успение Пресв. Богородицы» в росписи ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.), в ц. Асину и др.; на иконах из Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ), из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479, ГММК), из Троицкого собора Павлова Обнорского мон-ря (Дионисий (?), ок. 1500, ВГИАХМЗ), из Успенского собора Иосифова Волоколамского монастыря (1591-1599, ЦмиАР) и на мн. др. Образ Д. А. устойчиво включается как в краткую редакцию «Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/178443.html

10 В Московской Софийской Церкви, построенной Патр. Никоном (при бывшем Пушечном дворе), есть особенная служба св. Софии, и в икосе сей службы говорится так: «Заступницу мирови, пренепорочную Невесту Деву воспети дерзаю, ея же девственную душу Церковь свою божественную нарекл еси, и воплошен ради Слова твоего Софию, Премудрость Божию именовал еси... Зрак ея огневиден вообразил еси от нея же изыде огнь Божества Твоего, сиречь Единородный Сын Твой» и пр. Список этого икоса находится при списке Московской Софийской иконы в упомянутом собрании пр. Евгения. Описание Софийской храмовой иконы Киевской будет ниже. 11 У нас в переводе слово его, потому что в псалме в буквальном значении, относится это ко граду. На греческом её, потому, что греческое слово πολις (град) женского рода. 12 Пользуемся планом Софии Цареградской, какой помещён у Грелота (см. сноску 8: «По древним описаниям, вся эта картина...»), также при описании К.-Соф. Собора у пр. Евгения, и у новейшего описателя Софии Цареградской Фоссати, в его Ava Sophia 1852. Экземпляр этого описания, по Высочайшему соизволению, прислан В. Пр. Филарету, м. Киевскому, а им отдан для хранения в К.-Софийскую Ризницу. 13 План и расположение 13-ти куполов можно означить кругами следующим образом, как видно далее, А – есть наибольший главный купол, ВВВВ – купола средней величины сторонние, видимые ныне поверх крыши, с главами, но без крестов (вместо крестов – звёзды), СС … С – купола меньшие, 6-сторонние, ныне скрытые под крышей. 6 куполов по сторонам, означенные здесь в тени, – новой пристройки времён П. Могилы или ещё позднейших. Сии купола с крестами и они-то, с главным куполом, венчают Собор нынешний. План куполов можно видеть только под крышей. Здесь же видно, что прежде кровли была ниже нынешней, – она возвышалась от свода в среднего роста, человека. На шеях под главами видны знаки старой крыши ниже нынешней на 1½ аршина. 14 О крещальне Du Cange. Deseriptio S. Sophiae, comment. in P. Silentiarium § 82. См. также у Бингама L. VIII, с. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

М.В. Шкаровский Подворья русских афонских обителей и другие русские храмы в Константинополе Нынешняя территория Турции когда-то принадлежала Византийской империи (откуда Православие пришло в Киевскую Русь), а затем мусульманской Османской империи, где тем не менее сохранялся православный Вселенский Константинопольский Патриархат с резиденцией Патриарха в Константинополе (Царьграде, переименованном турками в Стамбул). Деятельность Русской Православной Церкви на этой земле имеет почти трехвековую историю. Только в Константинополе (Стамбуле) и окрестностях к началу XX в. существовало семь русских храмов, в том числе три – при подворьях русских обителей Святой Горы Афон. В пригородном районе столицы Буюк-Дер в начале XVIII в. было открыто первое российское дипломатическое представительство в Османской империи. В 1720-е гг. при посольстве была освящена церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских , которая затем переносилась из одного наемного здания в другое. В 1742 г. – во время русско-турецкой войны был казнен посольский иеромонах Константин (Неаполитанский), причисленный позднее Константинопольской Патриархией к лику святых 157 . В 1818 г. на втором этаже деревянного флигеля посольской канцелярии при посланнике графе Строгонове был устроен небольшой храм свв. равноапп. царя Константина и царицы Елены. В 1867 г. при после графе Н.П. Игнатьеве этот дом, ставший к тому времени загородной резиденцией посольства, перестроили и весной того же года храм освятили вновь. Вскоре после освящения за алтарем церкви появилось небольшое русское кладбище 158 . Следующая церковь – свт. Николая Чудотворца была устроена при посланнике В.П. Титове и освящена 1 апреля 1845 г. на верхнем (третьем) этаже нового здания российского посольства в Пере, построенного в 1838–1844 гг. по проекту архитектора Г. Фоссати 159 . В 1858–1860 гг. настоятелем посольской церкви являлся архимандрит Петр (Троицкий), будущий епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. С 1860 г. настоятелем храма служил архимандрит Антонин (Капустин) , ставший впоследствии известным благодаря трудам в Русской Духовной Миссии в Палестине. Еще в 1859 г., в связи с возникшим болгарским национальным движением, митрополит Московский Филарет, ценивший ум и знания о. Антонина, рекомендовал Святейшему Синоду перевести его из Афин в Константинополь на настоятельское место, что и было сделано в короткие сроки 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1732 году наблюдение за работами было поручено отставному капитану, с двумя помощниками из обер-офицеров. Это были, присланные графом Минихом, подполковник Аничков, капитан Ивин Сурмин и поручик Алексей Федотов. А когда было замечено, что Шверд-Фегер строит слишком медленно, то строение было поручено архитектору Михаилу Земцову. Впоследствии членами строительной конторы были: подполковник Любим Пустошкин, заменивший Аничкова, за Пустошкилым Феодор Королев, комиссар князь Александр Мышецкий, полковник Петр Михаилов Еропкин, (казненный вместе с Волынским в 1740 г.) и итальянец Фоссати. При конторе находилась канцелярия, караульные и мастеровые, числом до 100 человек. В 1741 году контора была подчинена «канцелярии строений», которая обязана была наблюдать за прочностью постройки. Но постройка шла медленно до 1774 года, между прочим, от того, что рабочие руки отвлекались к построению Смольного монастыря и Аничковского дворца. В течении этих 30 лет построена, на юго-восточном углу, двухэтажная церковь во имя св. Иоанна Златоустог о и св. Феодора Ярославича, брата Александра Невского, окончен Феодоровский корпус, устроены боковые флигеля – училищный, на юге, и братский – на севере, на концах западной стены устроены башни для библиотеки и ризницы; наконец, за собором, построена каменная ограда. Над возведением всех этих зданий наблюдал архитектор Николай Жирард, с учениками Спиридоном Давыдовым и Михаилом Мелентьевым. Постройка монастыря ускорилась, когда Екатерина 2 захотела устроить здесь храм, достойный ее царствования и соответствующий великолепию новой столицы. Утвердив составленный архитектором Старовым план собора, Императрица поручила наблюдение за постройкой архиепископу Гавриилу. По расчистке места для нового храма, храм был заложен 30 августа 1774 г. в присутствии Императрицы. Под алтарем положена была серебряная доска, с обозначением имени Государыни и времени основания храма. С доской положена была часть мощей св. Андрея Первозванного. Храм строился 12 лет и в тоже время устроены были, от Невского проспекта, каменные ворота с церковию во имя Богородицы «всех скорбящих радости» и каменная ограда вокруг площади и по берегу Черной речки, на старом и новом кладбище. Соборный храм Св. Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В левой руке он держит шар, а правую протягивает на Восток, повелевая варварам не выходить из своих границ». Лабарт «Императорский Дворец» стр. 35–36. 8 Почему Зосима сказал о столпе Юстиниановом во множественном числе, поясняет его же описание этого памятника, то есть, что перед главным столпом стояло несколько медных статуй, которые он называет «Срацынскими Царями», вероятно, на столпообразных подставах. Под малыми же столпами (три), вероятно, он подразумевает три памятника на Ипподроме, называя их малыми, по отношению к колоссальному столпу Юстиниана. 10 Софийский храм первоначально был основан Императором Константином. Архитекторы Анфимий Трульский и Исидор Милетский строили его с 535 до 538 годов. В 559 году, во время сильного землетрясения, упал купол, и был выстроен другим Архитектором, Исидором. Император Феодосий Старший основал этот храм в большом размере. Юстиниан выстроил его в том колоссальном объёме, в котором он до сих пор сохраняется. На сооружение его были привезены из Ефеского храма Дианы колонны зелёной яшмы; от храма солнца, построенного в Риме Аврелианом, 8 порфировых колонн; другие были вывезены из Александровой Трои, Афин, Циклад, Мемфиса, Александрии; Юстиниан употребил серебряную конную статую Феодосия для балдахина, поддерживаемого в алтаре 4 золотыми колоннами. Софийский Собор представляет огромную массу зданий, теперь изуродованную переделками. Купол, предмет удивления и непостижимости архитектурной, более всего перестраивался. Ещё Андроник Старший на северной стороне, грозивший падением, пристроил контрфорсы. Кантакузин и Иоанн Палеолог возобновляли обветшалые части храма. Магомет, после взятия Константинополя, обратил Софийский храм в мечеть, пристроив к нему 4 минарета. В последнее время (1847–1848) он возобновлён, по воле Султана, Абдул Меджида, архитектором Фоссати. 11 Какая святыня разумелась под названием «Страсти Господни», см. ниже при описании монастыря Георгия Мангана, в котором она сохранялась постоянно. 12 Исидор Бухирас, Патриарх Цареградский, муж просвещённый, был возведён на Патриаршеский престол Иоанном Кантакузиным , который от него по второй раз принял венчание на Царство, дабы тем более оправдать и утвердить своё восшествие на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Часто должен был он пробираться тайно по лесам сквозь окна мечети, чтобы поспешить списать открывавшиеся постепенно мозаики, под отбитой штукатуркой, пока их опять не закрыли. Благодарение Богу: всё списано и всё сохранено, и только лёгкий слой золотой краски покрывает драгоценные мозаики, которых, впрочем, не весьма много: я разумею о фигурах, а не о золотом грунте. Достойно особого внимания глубокое слово султана Абдул Меджида, сказанное им зодчему, конечно, без какой-либо особой мысли, и совершенно безотчётно вырвавшееся из уст его, как обыкновенно бывает с таким знаменательным изречениями: «Закрасьте, как можно легче, мозаики, чтобы всегда можно было стереть краску. Кто знает, может быть, мой преемник захочет совершенно открыть их». Действительно, по воле султана, мозаики закрашены только слегка, и можно даже различать очерки некоторых фигур из-под краски, равно и кресты, над коими написаны арабески. Они бы могли своею четвероконечною формою, от VI века и доныне, служить обличением нашим упорным почитателям мнимой своей древности. Впрочем, Фоссати просил нас не обращать много внимания на остатки крестов, потому что имамы с трудом согласились сохранить их, и если заметят, что слишком сквозят из-под краски, они готовы совершенно их истребить. Начну с внешнего портика или преддверия (νρϑηξ), в который входили императоры с южной его оконечности, а не из средины с запада; чтобы изъяснить странность бокового входа, должно предупредить, что иначе не позволяла местность. (То же самое и в Иерусалимском храме, Св. гроба). Хотя пред главным портиком Св. Софии и находится обширный двор, обставленный колоннами, как это свойственно было всем древним базиликам, но крайняя западная стена сего двора примыкала к крутому обрыву, потому что церковь была построена на самой вершине одного из семи каменистых холмов нового Рима, так что и на самый двор нельзя было входить иначе, как с обоих боков. Под всею западною частью храма находится обширная цистерна на столбах, теперь уже без воды, каких есть много в Царьграде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предание это вкоренилось однако так сильно в сердце народа, что никто из работников греческих не решился выломать заветной двери, ожидая с ужасом явления четырёхсотлетнего пресвитера. Архитектор принуждён был заставить турка коснуться двери, но и тот не без страха выполнил его приказание. Так много жизни бывает в одном сказании, безотчётно брошенном в сумрак веков! Нашли малую комнату с углублением к востоку, где можно предполагать место алтаря 415 ; архитектор едва не провалился сам в глубокую яму давно сломанного помоста: тут было найдено много турецких записей и счетов, но ни одной рукописи греческой, хотя Патриарх Константин предполагал, что здесь должна была храниться библиотека Софийская. Фоссати положительно сказал мне, что не нашёл желанных книг, и ему можно поверить, потому что он всё осматривал с большим тщанием, и даже рылся под основаниями собора, чтобы найти клады и тайные ходы к морю, о которых ему много говорили. Всё оказалось сказкой народной, облечённою в поэзию минувшего! Но недалеко от Св. Софии, там, где он строил для турок университет, нашлось несколько порфировых саркофагов, без сомнения царских, по их величине и красоте, хотя и без имени. Они теперь около церкви св. Ирины. В западной части хор, на южной их оконечности, там, где народная молва говорила о чудном светящемся кресте, существовал довольно пространный придел, и действительно на его дверях светился крест из золотых мозаиков, который щадили и турки; теперь уже его нет после обновления храма. Придел сей давно обращён был в складочное место для всякого хлама; но на его сводах ещё сохранились, хотя и слабо, некоторые фрески и Деисус над входом и лики святых на сводах, хорошей живописи, судя по искажённым остаткам. Алтарь был у самого входа с левой стороны, ради восточного направления, и тут же в его углублении видно место жертвенника. Вероятно, это был единственный придел в целом обширном храме, если только не существовал ещё один малый в гинекионе для царственных жён; потому что в древности не имели обычая умножать без нужды число приделов, и наипаче не обращали в боковые алтари отдельных жертвенника и диаконикона, столь необходимых для порядка богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти части, как и прочие элементы скульптурной декорации, первоначально были раскрашены и позолочены. Поверхности над ними были покрыты мозаикой. Мозаики с орнаментом на золотом фоне покрывали все верхние части интерьера Св. Софии 121 . Большая часть мозаик VI в. была утрачена и впоследствии заменена живописью, особенно в сводах галерей (в основном во время реставрации братьев Фоссати 1847–1849 гг.); во внутреннем нартексе и боковых нефах значительная часть мозаик сохранилась. Среди них не было никаких сюжетных изображений 122 . Единственным узнаваемым символом был крест, занимавший скуфью купола. Еще несколько крестов удлиненной формы, украшенных растительными мотивами, сохранились в сводах угловых ячеек боковых нефов и в нартексе. Остальные мотивы – чисто декоративные: разнообразные цветы и плоды, завитки аканфа, кресты, звезды, плетенки и разноцветные геометрические фигуры в разных сочетаниях занимают софиты окон апсиды и арок второго яруса, своды боковых нефов, внутреннего нартекса и галерей. Во многих местах в нижнем ярусе сохранились мозаичные орнаментальные рамы, окаймляющие основания сводов по периметру того или иного пространственного компартимента. Все сюжетные мозаики, сохранившиеся в Св. Софии, были созданы в послеиконоборческий период 123 . Наиболее ранние из них датированы 867г.: это изображения Богоматери с Младенцем в конхе апсиды и архангела Гавриила в виме 124 . В последние два десятилетия IX века были сделаны мозаики в тимпанах подпружных арок, от которых сохранились три фигуры святителей Иоанна Златоуста , Игнатия Богоносца и Игнатия Нового в нишах нижнего яруса 125 . От второй половины IX в. сохранились мозаики в помещениях патриаршего дворца над юго-западным вестибюлем 126 и в храмике во втором ярусе внутри юго-западного контрфорса 127 , недоступных для посетителей. К рубежу вв. относится мозаика в тимпане внутреннего нартекса с изображением Христа на престоле, коленопреклоненного императора (предположительно Льва VI) и Богородицы с архангелом в медальонах 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007