(853Ь) Тогда блаженный ответил: «Знай же о нашем городе: вплоть до кончины ни один народ не пленит и не возьмёт его ни в коем случае, ибо он отдан под покровительство Богородицы, и никто не похитит его из её рук. Ведь многие народы будут приступать к стенам его и сломают свои рога, отступая с позором, унося из него, однако, дары и большое богатство 828 . Выслушай также о начале болезней и о кончине мира, и об остальном. Поднимет Господь Бог в последние дни царство из бедности 829 , и будет он (царь) ходить в великой праведности, и прекратит всякую войну, и сделает бедных богатыми. (853с) И будут все как во времена Ноя – уподобляй, конечно, одних людей другим, имея в виду не испорченность живших тогда, а их избавление от бед, – ведь будут люди во все дни его (царя) очень богаты, будут в непрекращающемся мире есть и пить, жениться и выходить замуж и, не боясь войны, в беззаботности будут предаваться земным делам. И когда не будет больше войны, перекуют они мечи свои на серпы, а копья и дротики – на орудия 830 , которыми будут обрабатывать землю. (856а) После этого он (царь) обратит лицо своё на восток и усмирит сынов Агари 831 , ибо разгневается на них Господь из-за злословия их. Посему Он подвигнет и поднимет царя Римского 832 против них, и тот полностью уничтожит их и испепелит в огне детей их; и сами они, отданные в его руки, будут преданы жесточайшему огню. И будет восстановлена вся Иллирия в Римском царстве. И Египет принесёт дань свою. И наложит он десницу свою на море, и укротит светлые роды 833 , и смирит врагов под рукою своею, и будет держать свой скипетр тридцать два года 834 . (856Ь) А на двенадцатый год своего царствования не будет собирать подати и дары, но восстановит святые храмы и воссоздаст разрушенные алтари. И не будет больше суда, ни притесняющих, ни притесняемых, потому что он с помощью страха заставит сынов человеческих быть благоразумными, а преступников из знати смирит и предаст смерти. Ведь в те времена всё золото, где бы оно ни было укрыто, по указанию Божьему будет обнаружено пред властью его, и веялкой он развеет его среди людей своих, и станут богатыми великие его, и будут как цари, а бедные станут как правители. И будет у него великое рвение в преследовании Иудеев, и в городе этом не останется ни одного Измаильтянина. (856с) И он крепко свяжет этот город 835 , и не будет ни одного играющего на лире или кифаре или совершающего постыдное дело, ибо всех таких людей он возненавидит и сметет из града Господнего. И будет тогда великая радость и ликование, блага придут из земли, а из моря – богатства. И будет как при Ное, когда веселились в мире, пока не пришел потоп 836 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

забыл (человек) данную ему заповедь и был побежден горьким вкушением, тогда по причине порока изгоняется он и от древа жизни, и из рая, и от Бога, облекается в кожаные одежды – может быть, в эту грубейшую, смертную и противоборствующую плоть – впервые познает собственный стыд и скрывается от Бога. 828 Интерпретация, по которой «кожаные одежды», сделанные Богом для Адама и Евы после грехопадения (Ср. Быт. 3:21 ), являются человеческой плотью, была распространена в александрийской традиции. 829 Мы встречаем ее и в поэзии Григория: «(человек) облекся в кожаные ризы – тяжелую плоть – и стал трупоносцем (nekrophoros)». 830 Мы видим, что Григорий делает различие между первозданным телом (sma) человека и той «тяжелой плотью» (sarx), в которую тело превратилось в результате грехопадения. Если тело, созданное Богом, было прекрасным и находилось в гармоничном сосуществовании с душой, то грубая плоть падшего человека находится в постоянном противоборстве с душой и умом. 831 В результате грехопадения был нарушен баланс между духовным и телесным началами в человеке: хотя тело и остается «родственником и сослужителем» души, оно, тем не менее, нередко объявляет войну душе. 832 После грехопадения в жизнь человека вошли болезни (Ср. Быт. 3:16 ), ставшие одним из следствий нарушения баланса между духом и плотью в человеке. В поздних стихотворениях Григория эта тема возникает неоднократно: Григорий часто болел и волей-неволей размышлял о причинах болезней. 833 В такие минуты Григорий обращался и к собственной плоти с укоризненными словами: Пагубная плоть – черная волна зломудрого Велиара! Пагубная плоть – корень многообразных страстей! Пагубная плоть – наложница дольнего скоротечного мира! Пагубная плоть – противница небесной жизни! Плоть – мой враг и друг, сладкая борьба, неверное благо, Непрестанно вкушает она плод человекоубийственного древа... Ты – гроб (séma) и узы царя твоего – Небесного образа, полученного мной от Бога! 834 Мы видели, что Григорий решительно отвергал манихейский дуализм и гнушение плотью как якобы созданной злым демиургом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

(Перевод: Глазырина 1996. С. 156, 158) Х.5.4б (Редакция В) Теперь приплыли они в Бьярмаланд и остановились в заливе, расположенном недалеко от храма. Сошел Стурлауг на берег со своими людьми и [шли они, пока не] пришли к храму. Великанши, узнав Стурлауга, сказали, что он пришел ограбить их, как в прошлый раз. Как тогда, набросились они на него со всей яростью, присущей великанам, парализуя и убивая людей железными кольями. Стурлауг был одет в плащ Вефреянаут 827 . Завязалась тогда тяжелейшая битва. [Великанши атаковали Стурлауга, но он мечом поразил их всех.] Вошли [люди Стурлауга] тогда в храм и нашли там огромное количество золота и драгоценностей. Дал Стурлауг своим людям богатые дары, а ярлу Фрамару дал четвертую часть золота, которое было в храме. Он велел загрузить корабли и приготовиться к отплытию из Бьярмаланда. [...] (Перевод: Глазырина 1996. С. 198) Х.5.5 Следующей зимой Стюрлауг давал большой пир во время йоля и пригласил к себе много важных людей. И когда в первый вечер йоля люди расселись по местам, встал Стюрлауг и сказал: «У всех людей принято находить разные новые забавы для развлечения тех, кто пришел. Я дам сейчас торжественный обет. Вот он каков: до третьего йоля 828 я узнаю, откуда произошел Урархорн, или я умру». Тогда встает Франмар, и провозгласил обет, что он окажется в постели Ингибьёрг 829 , дочери конунга Ингвара 830 на востоке в Гардах 831 , и один раз поцелует ее или умрет. Сигхват Высокий 832 дал обет следовать за побратимами повсюду, куда бы они ни отправились. Неизвестно, чтобы кто-то еще из присутствовавших дал обет. Прошел йоль, и ничего не произошло. А после вейцлы отправился каждый [из гостей] с хорошими дарами. (Перевод: Глазырина 1996. С. 158) Х.5.6 [Чтобы узнать, откуда происходит Урархорн, Стюрлауг делает вид, что собирается жениться на Мьёлль, дочери конунга Финнмарка. Мъёлль рассказывает ему историю рога.] Сначала нужно рассказать о том, что конунг Харальд 833 грабил во многих странах и всегда побеждал повсюду, куда бы ни пришел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 1978; Подосинов А. В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. Тексты, перевод, комментарий. М., 1985. Литература: Вулих 1974. С. 64–80; Вулих 1996; Гандева 1968; Гаспаров 1978. С. 189–224; Подосинов 1984; Назон 1960; Barsby 1978; Besslich 1972. S. 177–191; Bouynot 1956; Dickinson 1973. P. 154–190; Evans 1973; Lozovan 1959. P. 355–370; Nagle 1980; Némethy 1913; Thibault 1964; Wilkinson 1955. Печальные песни II, 185–200 820 Если ты (Август), как я прошу, сошлешь меня в менее суровое и более близкое место, то наказание мое станет гораздо легче. Я испытываю крайние [страдания], брошенный среди врагов, и никто не сослан так далеко от родины. Один я, усланный к устьям семиструйного Истра 821 , страдаю под ледяным полюсом паррасийской девы 822 . Кизигов, колхов, матерейские толпы 823 и гетов 824 с трудом удерживают протекающие между нами воды Данувия... Дальше него нет уже ничего, кроме холода, врагов и морской волны, скованной морозом. До этого места часть Левого 825 Эвксина принадлежит римлянам 826 , ближайшими же землями владеют бастерны и савроматы 827 . Эта земля самой последней стала управляться авзонийскими 828 законами и едва держится на краю твоей державы... III, 10, 1–78 829 (целиком) Если кто-нибудь у вас еще помнит отнятого [у вас] Назона и мое имя еще живет без меня в Городе, – пусть тот знает, что я живу под созвездиями, никогда не касающимися моря 830 , посреди варварства. [Меня] окружают дикое племя савроматов, бессы 831 и геты, о, сколь недостойные моего дарования имена! Все-таки, пока стоит тепло, мы защищены водами Истра: он отвращает войны течением своих вод. Когда же печальная зима покажет [свое] задубелое лицо и земля станет белой от мраморного льда, когда Борей 832 и снег не позволяют жить под Арктом 833 , тогда становится очевидным, что эти племена угнетены озябшим полюсом. [Везде] лежит снег, и, чтобы солнце и дожди не растопили его, Борей укрепляет его и делает вечным. Таким образом, не успевает еще растаять прежний, как выпадает другой, и во многих местах он обыкновенно остается два года подряд 834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, слово неясыть могло обозначать пять видов птиц: 1) пеликан, 2) журавль, 3) аист, 4) коршун, 5) собственно неясыть, т.е. один из видов сов, в современном значении. Основанием для определенной таким образом омонимии являлся признак прожорливости птиц: действительно, все они крупного размера, кроме того, пеликан обладает еще и горловым мешком, в котором накапливается пища. В отношении пеликана также показательно немецкое название его: Vielfrass (также «росомаха») – букв, «многожорец» 828 . Омонимия и явилась причиной введения Максимом Греком в текст легенды о пеликане описания журавля или аиста. Собственно слово пелекан в русских текстах встречается лишь с XVII в. 829 , причем исключительно в переводных памятниках. В переводах с греческого и латыни (зачастую дополняющих старые славянские тексты) – это обозначение птицы 830 . Из немецкого пелекан было заимствовано параллельно, как название рода пушки и собственного имени военного корабля 831 . Лексема неясыть «пеликан» теряет актуальность лишь к концу XVIII в., вытесняясь заимствованием, однако значение это сохраняется в народных говорах 832 . Таким образом, Максим Грек в употреблении слова неясыть для обозначения пеликана придерживается устоявшейся славянской традиции. «Сказание о птице неясыти» – единственный русский непереводной памятник, содержащий как данную лексему, так и саму притчу о пеликане. Очевидно, это явилось основанием для включения лексемы неясыть «пеликан» в древнерусские азбуковники, со ссылкой на сочинение Максима Грека 833 , а также – для создания самостоятельных статей, вошедших в рукописные сборники 834 . И. А. Летова (Россия, Екатеринбург). Статус текста и переводческие концепции В основе настоящей статьи – многолетние заметки и наблюдения автора в области русскоязычных и церковнославянских переводов новозаветного текста. Мне представляется, что целый ряд вопросов, связанных с этой проблематикой, продолжает сохранять свою актуальность. Занимаясь изучением современных переводов и их сопоставлением с церковнославянской и синодальной версиями, мы пытались осмыслить те языковые принципы интерпретации текста, которые реализует соответствующий перевод, а также уяснить ту концептуальную реальность, которую он (перевод) описывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(IV, 2) «Гунерих, царь вандалов и аланов, всем народам, нам подвластным. Общепризнанно, что направлять дурные советы против самих злоумышленников – в этом достоинство торжествующей и державной власти: ведь кто бы ни задумал что-либо дурное, против себя оборачивает свое же зло. В этом наше милосердие следует указанию божественной воли и, невзирая на лица, судит людей в соответствии с их поступками – добрыми или дурными – одних при этом заставляет поплатиться, а других не оставляет без вознаграждения. Итак, отвечая на вызов решивших презреть повеление светлой памяти нашего отца и нашу кротость, прибегнем к строгому суду. Ведь мы довели до сведения всего населения распоряжения о том, чтобы в пределах владений вандалов 830 католические священники не устраивали никаких собраний и не смели притязать на исполнение таинств, которые и так уже сильно осквернили. Однако мы видели, что это осталось в пренебрежении, и многие, будучи застигнутыми, утверждали, что сохранили основу веры неприкосновенной; далее известно, что всем напомнили заранее о необходимости прийти без какого бы то ни было страха к Февральским Календам восьмого года нашего царствования, и было дано предварительно девять месяцев на согласование: могут ли какие-либо из их предложений быть приняты. Известно также, что пока они стекались сюда, в город Карфаген, им была предоставлена вторая отсрочка на несколько дней после того, как окончился срок первой. И когда они собрали своих сторонников, готовых к обсуждению, как известно, нашими достопочтенными епископами в первый же день было сделано заявление, что émoÀsion 831 , выводимый католиками из самого Божественного Писания, отвергнут множеством священников, что он единодушно обойден молчанием понтификами на Ариминском соборе 832 и отброшен в Селевкии 833 , поэтому их увещевали от него отказаться. Однако они никоим образом не пожелали сделать это и призвали бывший с ними возбужденный народ к мятежу. Так что даже и на второй день, когда мы предложили им, как было заранее установлено, дать ответ о вере, было ясно, что они, поведя себя опрометчиво, возбудили всех и побудили к немедленному столкновению».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пусть каждый остерегается учения папы, как отравленного языка и дьявольского навета 819 . Дьявол – основатель папства, и потому папы учат и действуют согласно с волей дьявола 820 . Суеверием и идолопоклонством папа признал и доказал, что он исполняет волю своего создателя – дьявола и презирает Бога и людей. Это доставляет удовольствие, радость и приятность дьяволу 821 . Дьявол вливает свой яд в декреты папы, и каноническое право папы есть право дьявола 822 . Учение пап о главенства их – помёт дьявола 823 . Папы и большая часть Римской церкви находятся во власти дьявола 824 . Папа учит и действует вопреки слову и учреждениям Божиим, следовательно, идёт против Бога и Святого Духа, а такое учение и действование, несомненно, происходит от дьявола. Или кто-нибудь сомневается в этом? Как может Бог идти против Самого Себя 825 ? Дьявол при посредстве Турок и папы производит убийства и распространяет ложь 826 . Отпадение от Христа в папстве производится дьяволом 827 . Многие знают, что папство – дело дьявола 828 . Папа – может быть сам дьяволом 829 . Что папы не только изобрели учение о своём духовном и светском главенстве, но и навязали его всему христианству в качестве члена веры, чтобы во всём мире похищать имения, честь и власть, а не признающих этого учения умерщвлять, сожигать и в адскую бездну осуждать, это делал сам дьявол 830 . В других местах Лютер прямо называет папу дьяволом 831 . В одном месте называет его воплотившимся дьяволом 832 . Лютер написал даже целое сочинение под заглавием: Wider das Papsttum zu Rom vom Teufel gestiftet (Против папства в Риме, основанного дьяволом) 833 . Всё содержание этого сочинения, равно как и самое заглавие его показывают, что Лютер находил самую тесную связь между папами и дьяволом. Вот некоторые места из этого сочинения. Папство – лживое привидение дьявола 834 . Папа и папство – дьявольское привидение 835 . Кто желает быть христианином, тот должен считать папу привидением, учреждением и собственностью дьявола и ради этого должен убегать от него, молиться об избавлении от него и со всей ровностью жить вопреки ему и действовать против него, как против самого дьявола 836 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Послежде любовь к рождшым 828 изменил есть. в жилища ина оны удалил есть И пита скудно, сам же пироваше, еже досадно родителем бяше. В неко же время усмотрела мати, яко сын гуся дал есть готовати Рече мужеви сына посетити, да может тем ся брашном насытите. Сын. отца узрев, гуся сохранил есть. Что пришел еси? отца вопросил есть. Родитель, видя неохотность быти, потщася слезен в дом ся возвратити. А сын до гуся онаго вратися, и се страшная жаба прилепися Гусеви тому, юже он отгнати хотя, начал есть ону отревати Жаба на лице его возскочила и неотторжно тому ся слепила. Оле чюдесе! Премнози дерзаху отторгнути ю, но не успеваху. Скаредно бяше на лице смотрети, а ему болезнь нужда бе терпети, Ибо и жабу аще ударяху, телеси его болезнь задаяху. Тако Господь Бог изволи казнити, да знают чада родители чтити. Надолзе бедник с жабою хождаше, вся человеки дивом ужасаше, Та же ко Богу с плачем обратися, покаянием от грех очистися Пред епископом, иже ему дал есть епитимию, а он ту приял есть: В окрестных странах яве путствовати 829 , преступление свое извещати. То ему творшу. Господь щедр явися, скверная жаба с лица низвалися, И бысть, яко же прежде красен бяше, оттоле рождших во чести имяше. Сию казнь чтуще, сынове и дщери, умейте чтити отцы и матери. Да не горшее вам что прилучится, или дух во ад да не осудится. Родителие вас малых питаху, немощи ваша 830 многия терпяху. Вы я в старости 831 любезно питайте, немощи, яже в них суть, покрывайте. Должни до конца вы оным служити, благословен, кто тщится то творити. Родителей благословение и проклятие Иже от родителя сын благословится, дом яко на камени его утвердится. А еже чадо мати свое проклинает, основание дому того извращает. Родителем не смеятися Иже родитель своих осмевают, очеса 832 враны 833 онех да терзают. 2 Хам посмеяся 834 родителю Ною. клятву на семя си внесе собою. Рождество Христово Виде мир жезл Моисиев древле измененный и во страшнаго змия Богом преложенный. Днесь зрит Самаго Бога во плоть облеченна и человеком грешным весма подобленна.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Предположение, что св. Василий Великий был составителем краткого толкования на литургию, Н. Ф. Красносельцев доказывает, между прочим, тем, что в славянских рукописях XV–XVI вв. весьма часто встречается статья: »Святаго Василия толк священническаго чиноу, что есть иерей, и почему глаголется священник и что острижение главы его есть« (стр. 44–45). Но вот что пишет он об этой же статье в названной сейчас работе «толковая служба»: «рядом с толковою службою, говорит он, во многих древних рукописях помещается как дополнение её небольшая статья под заглавием: «толк священнического чину» и проч. Статья эта во многих рукописях встречается также и отдельно и везде надписывается именем св. Василия Великого , но на самом деле не принадлежит ему. В ней заключаются краткие толкования священных лиц и их принадлежностей, но все эти толкования почти буквально, только с сокращениями и перестановками, взяты из сочинения Германа или Софрония» (стр. 33). Стр. 180. (см. Глава 4, ч. 1 Проскомидия в IX–XI вв. § 1)– В некоторых греческих памятниках проскомидийные священнодействия положено совершать и в начале литургии Преждеосвященных даров. Так в списке Barberin. III, 48 указывается священнику приготовлять дары так: «λσσει 830 ερες κα προτθησι μερδα, ετε δο, ν τ γ δσκ βεβραχυμνην μας ανδος κ το γον ποτηρου τς κυριακς, κα βλλων ες τν κρατρα αμα (νμα) κα δωρ λγει, ες τν στρατιωτν λγχ τν πλευρν ατο νοιξε, κα εθως ξλθεν αμα κα δωρ κα ωρακς μεμαρτρυκε, κα ληθιν ατο στιν μαρτυρα. Κα θυμι λγων τν εχν θυμαμα προσφρομεν. Κα εθ οτως ρχεται δικονος. Ελγησον δσποτα». 831 – В Криптоферратском списке Basilii Falacae(Γ. β.III), φυλ.98: " λαμβανει ερες τν γαν δωρεν κα τθησιν ν τ δσκω μηδν λγων, κα ταν τθ τ νμα λγων 832 Αμα κα θωρ τ 833 πηγεσαν τν μν σωτηραν πντοτε 834 δικονος λγει. π τ προθσει τν τιμων 835 δρων. Το Κυρου δεηθμεν. ερες τν εχν: Κριε Θες μν ξαπστειλον γιον σου 836 κα νσχυσον μς το προσφρειν σοι θυσαν ναμακτην, θυσαν προηγιασμνην, ες δξαν κα ανον το Χριοτο σου· πντοτε, νν κα ε. Ετα δικονος λγει· Το Κυρου δεηθμεν. Κα θυμιν τ για ερες λγει τν εχν. θυμαμα προσφρομεν σοι, Κριε... Κα θυμιν τ θυσιαστριον κατν λαν, πληρουμνης τς ντελς 837 εθ οτως λγει δικονος. Ελγησον δσποτα. ερες κφωνε. Ελογημνη βασιλεα. λας. Πτερ μν. ερες. τι σου στν βασιλεα...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

439 633 439 193 439 166 452 817 423 582 452 817 14 808 715 15 395 784 17 932 283 15 678 321 18 830 308 19 845 763 271 710 271 490 277 956 309 176 298 176 305 827 3 330 653 3 299 404 7 434 087 7 433 713 7 432 572 7 519 855 14 435 723 11 976 219 13 097 486 11 994 483 12 249 507 18 087 361 2 511 000 8 257 000 9 157 000 9 157 000 9 903 259 15 104 225 771 500 995 403 995 403 608 903 585 000 1 150 000 220 828 221 328 221 323 222 523 222 523 222 532 372 686 372 833 372 833 372 833 372 833 372 833 Итого: 40 129 979 44 219 759 52 914 725 49 189 350 53 965 767 66 791 837 Под номерами от 1 до 14 значатся параграфы перечня главных подразделений сметы расходов Святейшего Синода на 1912–1917 гг.: 1 . Содержание центральных учреждений 2 . Содержание местных учреждений 3 . Разные расходы администрации 4 . Разные расходы по управлению 5 . Архиерейские дома и кафедральные соборы 6 . Монастыри 7 . Городское и сельское духовенство, миссии и миссионеры 8 . Православные духовные учреждения за границей; Духовно-учебные заведения 10 . Церковные школы 11 . На увеличение содержания учащих в церковных школах/вошедших в школьные сети 12 . Сооружение и ремонт зданий 13 . Пособия по разным случаям 14 . Вознаграждения за отошедшие в казну имущества, доходы и др. Максимальные суммы в смете расходов Св. Синода отводились на содержание городского и сельского духовенства, церковных школ и духовно-учебных заведений. При этом из года в год государственные отчисления на данные нужды неизменно увеличивались. К примеру, расходы на содержание городского и сельского духовенства с 1907 по 1917 гг. выросли на 7 521 027 р. (с 12 324 736 р. до 19 845 763 р.), а поддержка церковных (преимущественно, церковно-приходских) школ составила на 1917 г. 18 087 361р., что в сравнении с 9 433 145 р., отпущенными на 1907 г., выглядит впечатляюще. Как проявление заботы государства о явно неблагополучном материальном положении учителей церковных школ, можно считать появление в перечне главных подразделений сметы расходов Св. Синода на 1912 г. нового параграфа (11-го, из-за появления которого перечень вырос на один пункт) – «на увеличение содержания учащих в церковных школах, вошедших в школьные сети». Ранее выделяемые учителям средства включались непосредственно в 10 параграф («церковные школы»), а не выделялись отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010