(10) См.: Алексеев И. «Господу Богу угодно было прославить многие из списков с Казанской иконы, даже непервоначальных...» (Дискуссии о местонахождении явленной Казанской иконы Божией Матери в XIX - начале XX вв. ...) [Электронный ресурс]//Русская народная линия: сайт. (дата обращения: 08.07.2018) (11) См.: Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Декабрь. - С. 633, 635. (12) Костомаров Н.И. Указ. соч. - С. 773. (13) Там же. - С. 775. (14) См.: 18. - 1614 между 3 и 17 Июня. Отписка Терского воеводы Головина Астраханским воеводам князю Одоевскому и Головину, о действиях отправленного с Терка под Астрахань, против Заруцкого, стрелецкого головы Василья Хохлова с ратью, о недостатке на Терке в ратных людях, деньгах и хлебных запасах, и о присылке последних из Астрахани//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. - Том третий. - Санкт-Петербург («Санктпетербург»): «В Типографии II-ro Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии», 1841. - С. 17. (15) Там же. (16) См.: Покровский И. Указ. соч. - С. 633. (17) См.: [Соловьёв С.М.] Указ. соч. - Стб. 1060. (18) Там же. - Стб. 1061. (19) См.: Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. - Том третий. - Санкт-Петербург («Санктпетербург»): «В Типографии II-ro Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии», 1841. - III, 501, 3, 16 с. (20) 18. - 1614 между 3 и 17 Июня. Отписка Терского воеводы Головина Астраханским воеводам князю Одоевскому и Головину, о действиях отправленного с Терка под Астрахань, против Заруцкого, стрелецкого головы Василья Хохлова с ратью, о недостатке на Терке в ратных людях, деньгах и хлебных запасах, и о присылке последних из Астрахани//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. - Том третий. - С. 18.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/20/...

8. Миссионерство, секты и раскол. (Хроника). Миссионерская борьба с сектантством в херсонской епархии за истекший год и характеристика религиозно-нравств. его состояния. Два слова по поводу сообщения о херсонской штунде. Чигиринские штундо-анархисты. Разоблачение раскольничьей лжи и штундовые соглядатаи у раки св. Феодосия Черниговского. Новое чудо исцеления больного и обращения сектантов–паломников. Симпатичный способ руководственных сношений миссионера с приходским духовенством. Раскольничий Самарский логофет в роли ленивого наемника. Стр. 631–649. 9. Библиографич. отзывы о книгах: а) Г. П. Добротина «Закон и свобода совести в отношении ко джеучению и расколу». И. Козицкий. Стр. 650–654. б) А. Надеждина «Спиритизм пред судом христианства». И. Козицкий. Стр. 654–656. в) Пр. М. Разногорского «Сборник статей в обличение штундизма и в утверждение неопытных в истинах православной веры». Н. В. Стр. 656–659. 10. Известия и заметки. а) Знаменательный документ. Стр. 659. б) Обследование закавказского сектантства. Стр. 660. АВГУСТ, КНИГА 1 Третий Всероссийский Миссионерский Съезд в Казани 22 июля – 6 августа 1897 года. Указ Св. Синода об открытии 3-го Мисс. Съезда. Высочайшие телеграммы и архипастырское приветствие Всероссийскому Миссионерскому Съезду. Поминки о почивших, совет и благожелания нынешним деятелям миссии Церкви. Речь Сенатора В. К. Саблера при открытии 3-го Мисс. Съезда. Стр. 604–614. Общие задачи и характер деятельности Миссионерского Съезда. (Речь при открытии 1-го заседания Съезда). Проф. Каз. Акад. Н. И. Ивановск ого . Стр. 614–623. О церковно-общественном и государственном значении миссионерства.(Речь перед началом совещаний 3-го Мисс. Съезда) В. М. Скворцова, стр. 633–639. Из пережитого. (Речь, сказанная 2-го августа в собран. Миссионерского Съезда) Епископа Мелетия, стр. 633–639. Слово пред благодарственным молебствием по окончании 3-го Всеросс. Мисс. Съезда. Ректора Каз. Дух. Акад. Архимандрита Антония. Стр. 639–642. Из предложений 3-му Миссионерскому Съезду представителя его Архимандрита Антония. Стр. 642–648.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

611-613 614-616 616-619 619-625 ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. 625-626 626-631 631-632 ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ (2-я четв. XVI), прп., (пам. 6 нояб., в Соборе Карельских святых, в Соборе Кольских святых) 632-633 ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) 633-634 634-635 ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 635-640 640-641 641-646 ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Росич Петар) (1880 - 1937), архиеп. Печский, митр. Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский 648-649 649-650 ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский 650-651 651-652 652-653 653-655 656-657 657-658 658-662 662-663 663-664 ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) 664-666 666-668 668-669 ВАРСОН, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ действующий, принадлежит Мантинейской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви 669-670 ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) 670-672 ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) 672-673 ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/vi.html

Богородичен: Облак Тя легок, Дево, Исаия зряше:/на Тя бо Господь нашед, низложи вся рукотворенная/и Свое разумение Тя поющим явил есть. Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский родился в Дамаске около 580 года от благочестивых родителей, которых звали Плинт и Мира. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам. Получив блестящее образование, он особенно преуспел в изучении философии, за что его стали называть «Премудрым». Стремясь к духовной мудрости, будущий святитель стал посещать различные монастыри и беседовать с пустынножителями. Так, он прибыл в Иерусалим, в обитель святого Феодосия, и там сблизился с иеромонахом Иоанном Мосхом , став его духовным сыном и другом. Оба праведника вместе странствовали по разным обителям, записывая жития и поучения, которые составили их знаменитую книгу «Лимонарий» («Цветник», или «Луг духовный»), высоко оцененную Седьмым Вселенским Собором (787). Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину, удалившись в Антиохию, а оттуда – Египет. В Египте святой Софроний тяжко занемог. В это время он принял монашеский постриг от Иоанна Мосха . После выздоровления святого Софрония оба праведника решили остаться в Александрии и были с любовью приняты Патриархом Иоанном Милостивым († 620), которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов. Святой Софроний написал несколько житий, из которых особенно известны жития святых целителей-бессребреников Кира и Иоанна и житие преподобной Марии Египетской. Шло время, и варвары стали угрожать Александрии. Патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна Мосха направился в Константинополь, но по дороге святитель Иоанн умер (на острове Кипр). Тогда святые Иоанн Мосх и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. В Риме преподобный Иоанн Мосх скончался. Тело его было перевезено святым Софронием в Иерусалим и похоронено в обители святого Феодосия Великого. После заключения мира между греками и персами в 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский Патриарх Захария (609–633). По смерти Патриарха Захарии в течение двух лет патриарший престол занимал святой Модест (633–634). После кончины святителя Модеста Патриархом был избран святой Софроний. Святитель Софроний более десяти лет неустанно трудился на благо Иерусалимской Церкви (634–644). Он много боролся с ересями монофелитов и монофизитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С о. Крита Максим направился в Александрию , где и застаем мы его в 633 году обращающимся, как выше было замечено, с Софронием. Из того письма Максима к Петру, в котором находится упоминание о протесте Софрония против обнародования униатских глав Кира, не видно, как держал себя Максим на первых порах пребывания в Александрии в отношении к унии Кира. Но другое его письмо к Петру проливает некоторый свет на положение, какое занял Максим относительно унии. На основании этого другого письма можно судить о том, что на первых же порах Максим заявил себя явным сторонником Софрония, которого он называет отцом и учителем , разумеется — прежде всего, своим. После того, как протест Софрония не был уважен Киром, Максим, подобно Софронию, думал найти поддержку ортодоксальной партии в Константинополе. С этой целью Максим писал в Константинополь к сенатору Петру, прося его оказать содействие Софронию, который тогда нарочно за этим явился в Константинополь. Прибыл Максим в Александрию в начале 633 года или, по крайней мере, не позже конца 632 года, а удалился в 639 году, и все это время, около шести лет, он провел, нужно полагать, в Александрии или в окрестностях ее, вообще в Египте. Не подлежит сомнению, что в Африку Максим явился из Александрии: об этом достаточно говорит указанное выше обстоятельство, заставившее его переселиться в Африку. Оно же говорит и о том, что событие это случилось не раньше 639 года, и, вероятно — в этом именно году. С другой стороны, нет решительно никакого основания предполагать, что после более или менее продолжительного пребывания в Александрии Максим возвратился в Хрисопольский монастырь, как обыкновенно представляют дело , а затем вторично явился в Александрию: было бы более чем непонятно, по каким побуждениям и зачем Максим вторично прибыл в Александрию. Напротив, есть некоторые данные, косвенно указывающие на то, что Максим не возвращался в Хрисополис после путешествия в Александрию. Сюда должны быть отнесены, во–первых, вышеприведенные слова Пирра: «мы, — говорит Пирр про себя и Сергия, — не знали тебя в лицо»; едва ли бы подобное явление было возможно, если бы Максим вернулся из Александрии и жил в монастыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Как указывалось, в 633 году св. Софроний оказался в Александрии и начал открытую борьбу с новой ересью, а затем прибыл в Палестину, где был избран Иерусалимским патриархом. События жизни преп. Максима в этот период жизни почти неизвестны 1102 . Несомненно только то, что африканский период его жизни был чрезвычайно плодотворным для преподобного как церковного писателя, ибо в это время создаются его лучшие творения. Что же касается монофелитства, то в открытую оппозицию к этой ереси преп. Максим встал не сразу, но постепенно. Знаменательным в этом плане представляется послание XIX, датирующееся концом 633 года и адресованное Пирру, тогда еще игумену (настоятелю Хрисопольского монастыря, где раньше подвизался преподобный) 1103 . Судя по этому посланию, оно является ответом на письмо самого Пирра, которому патриарх Сергий, друживший с Пирром, поручил деликатную задачу: изъяснить преп. Максиму как бы «православный» смысл «Псефоса». Как показывает ответ преподобного, Пирр достаточно успешно справился с такой задачей. Ибо послание Максима 1104 начинается с обильных похвал Пирру, как обладающему «богомудрым умом τòν θεσοφον vo v), сиянию чистых лучей Духа». Говоря далее о «Псефосе», преп. Максим на первый взгляд вполне одобраяет этот документ, высказываясь в том плане, что он целиком сохраняет смысл τν ννοιαν) веры, переданный богоносными отцами святым церквям. Но как видно из контекста, подобная оценка «Псефоса» у преп. Максима вызвана только тем, что это «авторитетное мнение» Константинопольского патриарха, запрещая споры об одном или двух «действиях» Господа, упраздняло, по мнению преподобного, то «новшество относительно веры» ( περì τν πστιν καινοτομαν), которое было учреждено в Александрии, то есть унию Кира. В данном отношении позиция преп. Максима не отличалась от первоначальной точки зрения на «Псефос» его учителя свт. Софрония 1105 . Свое видение богословской сути проблемы преп. Максим излагает, исходя из святоотеческого Предания, средоточием которого является для него христология, нераздельно связанная с сотериологией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Прежде чем в 649 г. Латеранский собор осудил не только бескомпромиссный Экфесис (638) 3 , но и примирительный Типос (647), изданный императором Константом по инициативе Константинопольского патриарха Павла, борьба за утверждение двух энергий (действий) 4 и воль во Христе прошла уже несколько этапов. Мы не будем описывать их в подробностях; отметим лишь моменты, важные для понимания позиции прп. Максима. Полемика, как известно, была начата св. Софронием (впоследствии патриархом Иерусалимским), выступившим против моноэнергистской унии (633), заключенной в Египте и Ливии между Киром, папой Александрии, и монофозитами-феодосианами. Столкнувшись с сопротивлением Софрония, Константинопольский патриарх Сергий предпринял ряд шагов, призванных сохранить то, что было достигнуто его с Киром унионистской политикой, избежав при этом разрастания полемики; он издал патриарший указ – Псифос (633), воспрещающий употребление выражений «одна» или «две энергии». Узнав о том, что Софроний 5 был избран патриархом Иерусалима, Сергий направил в Рим папе Гонорию упреждающее послание, ища у него поддержки своей позиции. Красочно расписав, как монофизиты присоединились в Египте к Церкви и даже признали Халкидонский собор, он сообщил папе о споре, начатом монахом Софронием против соглашения, заключенного Киром: «Софроний стал возражать против главы об одном действии, и утверждал, что нужно признавать два действия во Христе Боге нашем, не иначе» 6 . Как сообщает дальше Сергий, Софроний не соглашался с доводами Кира, что в данном случае нужно применить икономию, которую применяли святые отцы «ради спасения множества душ... [когда] действовали в духе умеренности и снисхождения». То есть Кир считал, что поскольку выражение «одно действие», как писал и Сергий, «употребляли и некоторые из священных отцов» 7 , то Софроний мог бы не возбуждать полемики по этому вопросу ради привлечения монофизитов к православию. Тем не менее, как далее пишет Сергий папе, Софроний не был удовлетворен ответом Кира, и Кир предоставил разрешить этот спор Сергию, к которому с посланием от Кира и прибыл Софроний. Как мы видим, на этом этапе все стороны действовали еще весьма осторожно, и уж конечно спор не перетекал в личную вражду главных действующих лиц – в противном случае, нельзя было бы представить, что Кир пошлет свое послание Сергию с Софронием, и что сам Сергий будет выслушивать последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Иларион, игумен, 93. Иларион, инок заточенный, 297. Илии, архиеп. новгородского, правило, 15, 205, 206, 812. Илия, келарь Серг. монастыря, 669. Илия, презвитер, автор, 522; другой (?), 628. Илия, игумен Богоявленский, справщик книг, 197. Имена монахов, 235. Имен толкования, 201, 765. Индикт. Новолетия чин, 225, 284, 739, 740, 741, 779. Слова на праздник, 116, 466, 633, 747. Изображение его, 411. Инитовииной братии Ефрема Сир. главы, 7, 126–128, 162, 794, 804. Иннокентий Охлябинин, ученик Нила Сорского , 188. Иннокентий, инок, автор, 563, 624 и др. Ипполита, папы римского, слово, 83, 84, 119, 751, 759, 781. О Апостолах, 729, 793. Толкование кн. Песни Песней, 730; кн. пр. Даниила, 782. Ираклия, царя, Громник, 762. Иринарх, биограф Дионисия глушицкого, 603, 692, 693, 791. Иринарх, игум. Соловецкого мон., 299. Ирмолог, книга, 19, под крюками см. в Стихирарях, под нотами, 454–459. Ирод и младенцев избиение, 785. Иродион, игумен, биограф, 629, 632, 633, 681, 692, 803, 805. Исаака Сирина книга, 172–175, 185. Выписки из оной, 13, 121, 157, 160, 164, 171, 179, 181, 184, 408, 771, 784. Исаака жидовина Максим грек обличает, 200, 201. Исаак диакон, владелец, 274. Исаия пророк. Слово, 39, 91, 142, 143, 144, 202, 203, 676, 791, 805. Книга, 63, 89, 90. Исаия инок, упом. в Апостолах, 71, 150. Исаия святогорец, переводчик Дионисия Ареопагита , 123, 812. Исаия иеродиакон, 62. Исаии старца сказание о Афоне, 793. Исаия коломненин, канонарх и переплетчик Троиц. Серг. монастыря, 244. Исидор Пилусиот, 12, 91, 188, 202, 203, 425. Исидора, патр. константинопольского, акафисты, 263, 268, 284, 285, 308, 768, 797. Исидор, митр. московский, 765, 811. Исидор, келарь Троиц. Серг. мон., 104. Исихия, пресвитера иерусалимского , слова и отрывки, 12, 13, 181, 183, 189, 190, 646, 677, 704, 753, 756, 770, 784. Истома с. Иванов, владелец, 488, 550. Ихнилат, книга, 765. Иакинф боярин, сын инока Ослебы, 252. Иакова, брата Господня, слова, 91, 142–144, 202–204, 663, 672, 804, 805. О нем сказания, 205, 206. Иаков жидовин, книга, 91, 772.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Маврикий (582-602) отказался даже от формальных переговоров с монофизитами. Имеется сообщение об их преследовании близ Мелитины (М. Армения) во время его правления ( Mich. Syr. Chron. X 25). Имп. Маврикий был халкидонитом, но все его внимание до 591 г. занимали внешние войны. Вскоре после вступления в должность Петра Каллиникского в монофизитских кругах возник еще один спор. Его возбудили Проб и Иоанн Барбур, к-рые применили ко Христу философскую терминологию Стефана Софиста (Александрия) и убедились в том, что «различие в природном качестве» (διαφορ ν ποιτητι φυσικ) невозможно без разделения и множественности природ. После того как Проб и Барбур были изгнаны из Александрии, а затем осуждены монофизитским Собором в Губба-Баррае (Сирия) в 585 г., они и их приверженцы во мн. мон-рях переходили на сторону халкидонитов и были приняты Антиохийским патриархом свт. Анастасием I Синаитом ( Roey. 1982). Новый раскол в монофизитстве произошел ок. 586 г., когда Дамиан Александрийский и Петр Каллиникский разошлись в вопросе об опровержении тритеизма; раскол продолжался до нач. VII в. ( Peter of Callinicum. 1981. P. 34-43). Петр ознакомился с аргументацией Дамиана и увидел у него противоположную тритеизму еретическую крайность. После 3 лет переговоров в 588 г. стороны официально обвинили друг друга в ереси и разорвали общение. Памятником этого спора является большой трактат «Против Дамиана» Петра Каллиникского. Лишь в 616 г. на Соборе в Александрии раскол был прекращен. При этом не высказывалось никакой триадологической позиции, но только отменялись взаимные анафемы Петра и Дамиана. Последние попытки привлечь монофизитов империи к единству относятся к правлению имп. Ираклия (610-641). Ему удалось в 633 г. провести объединительный Собор греч. и арм. епископов. Особенно крупный успех был достигнут в Александрии, где в 633 г. произошло объединение с монофизитами (феодосианами). Однако далеко не все монофизиты Александрии присоединились к этой унии, а допущенный в ней вероучительный компромисс положил начало ереси монофелитства , вызвав многолетний кризис халкидонского православия.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

Сирийских яковитов удовлетворяла эта формулировка, и поэтому Кир, уже как патриарх (630–643) прибыв в Александрию, благодаря императорской поддержке добился того, что александрийское духовенство приняло монофелитство (633), запечатлев союз феодосиан-севи­риан с Церковью причащением Святых Таин из общей Чаши. Однако за пределами Александрии монофелитство не было принято: оно было чуждо верным последователям обеих сторон, и копты рассматривали его как очередной акт соглашательства. Коптский патриарх Вениамин удалился в обитель, в пустыню Фиваидскую. Нужно сказать, что Верхний Египет, Фиваида и пустыня с многочисленными монашескими общинами 22 были монофизитскими. Вытесненные из Александрии коптские патриархи в основном жили в монастырях Верхнего Египта. В борьбе с монофелитством огромная заслуга принадлежит монаху Софронию, старому другу Иоанна Мосха, впоследствии патриарху Иерусалимскому. Осуждение на VI Вселенском соборе монофелитства убедило коптов, что пути Византии и Египта расходятся окончательно. Их недовольство, собственно, облегчило арабам захват Сирии и Египта. 5. Коптская Церковь под властью арабов Спустя три года после возникновения арабского государства (630) арабы уже вторглись в Иран (633), затем в течение пяти лет (634–640) завоевывали Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию, а в декабре 639 года они во главе с Амр ибн аль-Асом вторглись в Египет. Разбив в трех сражениях подряд византийское войско, они захватили Вавилон 23 на восточном берегу Нила, а в 641 г. стали хозяевами в Александрии. Из своей ссылки 24 коптский патриарх Вениамин призывал коптов добровольно отдаться Амру. Здесь следует отметить, что император Ираклий (умер 11 февраля 641 г.) в последние годы своей жизни выступил в защиту православной веры, и поэтому арабы, убедившись во враждебном отношении народа к императору, стали действовать смелее. 14 сентября 641 г. было совершено последнее богослужение в византийской Александрии 25 . Макризи 26 , который является главнейшим источником данного периода, свидетельствует, что число сторонников ромейского императора доходило до 300 000, в то время как остальных, то есть коптов, абиссинцев, нубийцев — до 6 000 000 27 . Копты быстро приспособились к новым хозяевам. К византийскому отсутствию они относились безразлично. Двухсотлетняя борьба закончилась, и при тех политических обстоятельствах раскол в церкви стал уже совершившимся фактом.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010