7 . За этим, братья, идет следующее: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» 689 . Немалый почет достается тем, кто радеет о мире, ведь они получают имя «сыновей Божиих». Конечно, хорошо и то, когда пытаются примирить братьев, ссорящихся из-за имущества века сего, или из-за пустой славы, или из-за соперничества; однако этот товар не очень-то ценен, ведь Господь говорил, подавая нам пример: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» 690 И ранее того Он говорил: «От взявшего твое не требуй назад» 691 . И в другом месте: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу?» 692 . Так что то место нужно понимать в смысле большего и высшего миротворчества, такого, когда люди-язычники, которые суть враги Божии, через настойчивость учения принуждаются к миру; когда грешники исправляются и примиряются с Богом через покаяние; когда усмиряются бунтовщики-еретики; когда несогласные друг с другом церкви приводятся к единству и к миру. Поистине, такие миротворцы не только блаженны, но по всей справедливости они будут наречены достойными «сынами Божиими». Ибо, подражая Самому Сыну Божию Христу, Которого апостол именует «миром нашим» 693 и «примирением» 694 , они получают и общее с Ним имя. 8. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное» 695 . Нет сомнения, братья, в том, что доброму делу всегда сопутствует зависть. Ведь гонители со всей своей неутомимой жестокостью, – как только начнешь строго держаться праведности, отгонять самомнение, призывать неверных к миру Господню, как только, наконец, начнешь отличаться от мирских и прельщенных людей, – тотчас начнут преследования; непременно к тебе возникнут и ненависть, и зависть. И вот так Христос подводит Своих слушателей к высшей ступени, к самой главе и к вершине: чтобы они не только терпели в страданиях, но чтобы радовались вместе с Ним и в самой смерти! 9. «Блаженны вы, – говорит Он, – когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за правду. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» 696 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

9. Мы вкратце разобрали смысл апостольских слов, теперь же поразмыслим, кто имеет начаток Духа ( Рим. 8. 23 ), и ради этого попросим закон: что называется словом «начаток» или «первины». Начатки от гумна твоего и от точила твоего ( Исх. 28. 29 ) не отнимай у Меня, – и ниже: начатки первых плодов твоих принеси в дом Господа Бога твоего ( Исх. 34. 26 ). Одно дело первые плоды, другое – десятые, первые несут в себе большую благодать, благоговейнейшее освящение. Потому угодил Авель, 685 который не медлил со своим даром, который принес от первородных стада ( Быт. 4. 4 ). И пусть некоторые видят разницу между плодами первыми и первородными, то есть теми, которые первыми рождаются, чтобы по сборе урожая начатки приносились с каждого гумна, однако во время жатвы что первым срезается, то и приносится Господу, но об этом в другом месте. И хоть кажется, что приношением первых плодов освящается вся жатва поля, однако сами первые плоды более святы. 10. Точно так же святые первины Господни, прежде всего апостолы. Ибо сначала Бог поставил в Церкви апостолов, 686 которые больше всех пророчествовали и благовествовали Господа Иисуса, ибо первыми приняли Его . Принял Его пророк Симеон 687 , пророк Захария, 688 Иоанн, сын его, 689 Нафанаил, в котором не было лукавства ( Ин. 1. 47 ) и который поэтому покоился под смоковницей, Иосиф, которого называли правдивым, который и совершил Его погребение. 690 Это первины нашей веры. Но и у других семян та же природа, что у первых, хотя в ком-то и меньше благодати. 691 Ибо может Бог из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ( Мф. 3. 10 ). 11. Вот тебе пример Самого Господа Иисуса: в воскресении мертвых Он именуется первенцем из мертвых ( Кол. 1. 18 ), и сам апостол назвал его первенцем, говоря: во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1Кор. 15. 22–23 ) уверовали. И Тело его такое же настоящее, как и у нас, однако Он называется и первенцем из мертвых, ибо первым воскрес, и первинами, ибо это плод, святейший из всех, кто также освятил плоды своей сопричастности. Он также и начаток ( Кол. 1.18 ) тех, кто по образу, как образ Бога невидимого ( Кол. 1. 15 ), в Котором по Божеству нет ничего телесного, ничего временного, ибо это сияние славы Отчей и образ ипостаси Его ( Евр. 1. 3 ). Мы затянули этот разговор в письмах, желая прояснить, что такое «первины».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В подсознании живут, следовательно, все времена в вечном настоящем: в каждом аффекте к матери и отцу живут тысячи эмоций, когда-либо связывавших детей и родителей; так же как и в соревновании и вражде братьев живут эмоции Каина и Авеля. Но главное – в подсознании живет предчувствие и предвосхищение будущего, интуиция возможностей, заключенных в настоящем. Здесь лежит ключ к тайне предсказаний. Главное, на что указывает научный оккультизм. парапсихика, – это таинственная и неисследованная мощь подсознания. Об этих настоящих и подлинных открытиях «оккультизм» Блаватской и Штейнера не имеют ни малейшего понятия. 7. Сознание и кронос Так является нам бессмертие на всех ступенях бытия: на ступени физико-химического бытия – как вечность энергии, на ступени биологического бытия, – как бессмертие клетки в ее трансформациях; на ступени психического бытия – как всевременность подсознания, которое сразу живет прошлым, настоящим и будущим, в сущности, не делая между ними строгого различия. Вот почему всякий «транс» в подсознание, который мы наблюдаем во сне, в грезах, в медиумизме, в эросе, – есть прежде всего потеря чувства времени: здесь «часов не наблюдают». Строгое противопоставление настоящего, прошедшего и будущего составляет, напротив, сущность сознания. Это оно сознает ритм дня и ночи, рождения и смерти, это оно считает моменты, «наблюдает часы», ведет летосчисление и сознает необратимость числового ряда времени. Необратимость времени существует только для сознания. Отсюда грусть и трагизм сознания. Оно есть вообще сфера трагизма, ибо оно рождается из конфликта, из столкновения противоположностей (ре-флексия есть активность, отброшенная назад). И первое противопоставление сознания есть противопоставление прошлого и будущего, соприкасающихся в хрупком и эфемерном моменте настоящего. Первый трагизм сознания есть трагизм Кроноса, пожирающего своих детей. Вот почему Екклезиаст, эта книга всеобъемлющей грусти, есть прежде всего осознание трагизма временности: «Род проходит и род приходит... Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают... и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем...» а потому: «что пользы человеку от всех трудов его?» 690

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

В числе восьми дней евангелист Иоанн считает первый день, когда Господь явился вечером всем ученикам, кроме Фомы ( Ин.20:19 ), шесть целых следующих дней и первый день второй недели, в который также вечером Иисус явился всем ученикам с Фомою. 15) Пасха в год смерти Иисуса Христа была в субботу, и если считать от субботы пятьдесят дней, то праздник Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой на апостолов, будет тоже в субботу. Евреи праздновали Пасху ежегодно 14-го Нисана и в этот день должны были вкушать пасхального агнца вечером ( Исх.12:6–14 ). 15-го Нисана был первый день пасхальный, называемый праздником опресноков. 16-го Нисана был другой день пасхальный, называемый днем возношения снопа. «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером – Пасха Господня, и в пятнадцатый день того же месяца – праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание... на другой день праздника вознесет его (сноп) священник» ( Лев.23:4–12 ; Чис.28:16–18 ). В год смерти Иисуса Христа 14-е Нисана, когда евреи праздновали Пасху, приходилось на пятницу ( Ин.18:28 , ср. Ин.19:14 ), 689 15-е Нисана или праздник опресноков совпал тогда с субботою, почему та суббота была день великий ( Ин.19:31 ): 690 второй день праздника, т.е. день возношения снопа ( Лев.23:11–12 ) или 16-е Нисана было в первый день недели, когда Иисус Христос воскрес. Для определения дня Пятидесятницы отсчитывалось по закону ( Лев.23:15–16 ) семь полных недель от первого дня после праздника (не Пасхи, а праздника опресноков, празднуемого 15-го Нисана), от того дня, в который приносите сноп потрясения (т.е. с 16-го Нисана), и первый день после седьмой недели был днем праздника Пятидесятницы, а так как 16-е Нисана было в первый день недели, то и еврейская Пятидесятница, когда сошел на апостолов Дух Святой, приходилась тоже в первый день недели. 691 В этот праздник закон повелевал созывать священное собрание ( Лев.23:21 ; Чис.28:26 ) и приносить многочисленные жертвы ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:27–31 ), но мы видим апостолов в тот день собравшимися в своей сионской горнице, чтобы праздновать, очевидно, совершившееся в этот день воскресение Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В этом отделе дан, таким образом, глубокий анализ психологии греха и художественное изображение его внутренних сокровенных процессов с драматической борьбой различных побуждений, результаты которой неизбежно отражаются и на внешнем виде человека 690 . Но Каин остался глух к голосу предостерегающей и вразумляющей его божественной любви и попустил греху восторжествовать над собой. «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле, а когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» ( Быт.4:8 ). Слов «пойдем в поле» нет ни в одном из существующих Еврейских кодексов, хотя в большинстве их и имеется здесь указание на пропуск, который, на основании последующего контекста, вполне удачно и восстанавливается почти всеми переводными текстами 691 . Очевидно Каин для того, чтобы удобнее осуществить и вернее скрыть свой преступный замысел, коварно вызвал брата в пустынное уединение. При изображении самого братоубийства, иерусалимский таргум (таргум – общее название переводов Ветхого Завета на арамейский язык) добавляет, что ближайшим предлогом к злодеянию Каин избрал затеянный им спор со своим братом о вечной жизни, последнем суде и Божественном Провидении. Мнение это удержано христианской древностью и принято отцами Церкви, которые говорят об Авеле, как о первом праведнике, запечатлевшим исповедание веры в Бога Творца и Его Сына Искупителя своей мученической кончиной 692 . ’ Итак, поступок Каина был сознательным и рассчитанным убийством, как это ясно из всего хода повествования. Он был первым взрывом предвозвещенной Богом вражды между семенем жены и семенем змия, проходящей всю историю человеческого рода. Каин был первым порождением, семенем диавола в человеческом роде и потому не мог жить в мире с благословенным и святым семенем жены, представителем которого в данном случае был Авель. На такое значение Каинова преступления указывает и ап. Иоанн, говоря: «Каин был от лукавого и убил брата своего. А за что он убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» ( 1Ин.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Второй вид наказаний связан со свойством правосудия Божия, Который воздает каждому по делам его ( Рим.2:6 ). В Писании обычно это выражается образами гнева и ярости Божией. Действие Божественного правосудия мы видим в истории грехопадения прародителей, которые были осуждены на временные бедствия и смерть (см. Пространный христианский катехизис. О вере, о третьем члене Символа веры). Апостол сообщает, что Бог и «ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет.2:4 ). Наказание Содома и Гоморры, всемирный потоп, поражение смертью нечестивых – это примеры проявления Божественного правосудия. Крестная смерть Господа Иисуса Христа явилась исполнением Божественного правосудия, без чего было невозможным прощение наших грехов (см. Пространный христианский катехизис. О вере, о четвертом члене Символа веры). «Наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 ), – говорит Пророк. Наконец, Второе пришествие Спасителя, «в пламенеющем огне совершающего отмщение (διδν­τος κδκησιν) не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Фес.1:8 ), явит окончательное действие правосудия Божия, Которое предаст нераскаянных грешников нескончаемым мучениям (см. Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 63). Как поясняет свт. Иннокентий Херсонский , Бог совершает Свои суды путем естественных (заложенных в самой природе вещей) и положительных наград и наказаний. То и другое устроено Богом, Который сделал так, «что добродетель сопровождается благом, а зло – злом.. Мы противополагаем их (положительные наказания и награды — прим. Админ.) естественным, между тем как они не противоположны им, ибо они должны быть в распорядке мира, хотя нам они неприметны, потому что глубоко в нем сокрыты. Например, будущее небо ново и земля нова – блага положительные, произойдут из сей натуры, следовательно, основание их положено в сотворении мира; равным образом и для наказаний основание лежит в природе; тот вечный огнь и теперь должен быть в природе, хотя мы его и не видим. Таким образом положительного – произвольного нет ничего, а все естественно. Положительное существует только для нас, не могущих обнять всего устройства мирового здания» (О Боге вообще – как Учредителе Царства Небесного//Сочинения. Т. 6. СПб., 1908. С. 690–691).

http://azbyka.ru/vopros/nakazyvaet-li-bo...

глава 34 Как узнать, что кто–нибудь находится под благодатью . Кто старается достичь совершенства евангельского учения, тот, состоя под благодатью, не угнетается господством греха. Ибо быть под благодатью значит исполнять то, что благодать повелевает. А кто не хочет подчиниться требованию евангельского совершенства, тот не знает, хотя и крещен и кажется монахом, что он не состоит под благодатью, но спутан еще узами закона и обременен тяжестью греха. Ибо намерение Того, Кто всем принявшим Его несет благодать усыновления, состоит не в том, чтобы разрушать, но создать, не упразднить, а исполнить Моисеевы постановления. Некоторые, совершенно не зная этого и пренебрегая величием советов и увещеваний Христовых, вдаются в распущенность мнимой свободы, так что не только до заповедей Христовых, как трудных, не дотрагиваются, но и теми самыми, которые законом Моисеевым предписаны начинающим и детям, пренебрегают, как упраздненными, за что апостол укоряет по испорченной свободе говорящих: станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? (Рим 6, 15). Следовательно, кто не состоит ни под благодатью, потому что не восходит к совершенству учения Господня, ни под законом, потому что и самых малых заповедей закона не исполняет, тот, будучи угнетен двойной властью грехов, думает, что только для того получил благодать Христа, чтобы по превратной свободе быть чуждым его, впадая в то, во что апостол Петр убеждает не впадать, говоря: поступайте, как свободные, а не как употребляющие свободу для прикрытия зла (1 Пет 2, 16). Также блаженный апостол Павел говорит: к свободе призваны вы, братия, т. е. чтобы свободны были от господства греха; только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, т. е. упразднение заповедей закона (Моисеева) не считайте позволением пороков (Гал 5, 13). Эта свобода 690//находится только там, где пребывает Господь, как учит апостол Павел: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3, 17). Поэтому не знаю, могу ли я выразить и объяснить этот смысл блаженного апостола, как понимают опытные; одно знаю, что он даже и без объяснения чьего–либо ясно открывается всем тем, которые в совершенстве усвоили деятельную науку. Они не будут трудиться над тем, чтобы посредством рассуждения уяснить то, что уже делом изучили. глава 35 Вопрос: отчего иногда, постясь, мы сильнее испытываем плотское возбуждение?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Демонстрационно-воспитательный аспект также обнаруживает Божественную заботу о людях. Тогда, когда Божественное наказание грешника бывает очевидным для прочих/для широкого круга людей, это может побудить задуматься и их, настроить их на правильный лад. Скажем, наказание Содома и Гоморры до сих пор оказывает воздействие на огромное количество людей, побуждая их помнить о пагубности содомского греха. Рассматривая наказания как кару (рассматривая этот аспект), их связывают со свойством правосудия Божия, Который воздает каждому по делам его ( Рим.2:6 ). В Писании такое действие Божие обычно выражается при помощи образов гнева и ярости Божией. Проявление Божественного правосудия мы видим в истории грехопадения прародителей, которые были осуждены на временные бедствия и смерть (см. Простр. христ. катехизис. О вере, о третьем члене Символа веры ). Апостол сообщает, что Бог и «ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет.2:4 ). Наказание Содома и Гоморры, всемирный потоп, поражение смертью нечестивых – это примеры проявления Божественного правосудия. Второе пришествие Спасителя, «в пламенеющем огне совершающего отмщение (διδντος κδκησιν) не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Фес.1:8 ), явит окончательное действие правосудия Божия, Которое предаст нераскаянных грешников нескончаемым мучениям (см. Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 63). Как поясняет свт. Иннокентий Херсонский , Бог совершает Свои суды путем естественных и положительных наград и наказаний. То и другое устроено Богом, Который сделал так, «что добродетель сопровождается благом, а зло – злом.. Мы противополагаем их (положительные наказания и награды — прим. Админ.) естественным, между тем как они не противоположны им, ибо они должны быть в распорядке мира, хотя нам они неприметны, потому что глубоко в нем сокрыты. Например, будущее небо ново и земля нова – блага положительные, произойдут из сей натуры, следовательно, основание их положено в сотворении мира; равным образом и для наказаний основание лежит в природе; тот вечный огнь и теперь должен быть в природе, хотя мы его и не видим. Таким образом положительного – произвольного нет ничего, а все естественно. Положительное существует только для нас, не могущих обнять всего устройства мирового здания» (О Боге вообще – как Учредителе Царства Небесного//Сочинения. Т. 6. СПб., 1908. С. 690–691).

http://azbyka.ru/nakazanie

Еще более ценно, что в греческом оригинале Сын назван термином λγος, который, как мы видели, может означать не только «слово», но и «понятие», «смысл», «разум», и который уже был использован Филоном Александрийским для объяснения механизма творения мира и отношения Бога с сотворенным миром. Не менее важными являются такие новозаветные имена Сына, которые использует апостол Павел: «Сила Божия» ( Θεο δναμις), «Премудрость Божия» ( Θεο σοφα) 682 , «Образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» ( εκ ν το θεο το ορτου, πρωτ τοκος πσης κτσεως) 683 , «Сияние славы и начертание ипостаси Его» (т.е. Отца) ( παγασμα τς δ ξης κα χαρακτρ τς ποστσεως ατο) 684 . Все эти имена, впоследствии ставшие предметом особых толкований отцов Церкви, указывают на вечное бытие Сына и Его особое отношение с Богом Отцом. В самом деле, в Новом Завете Сын предстает во всем «единым» с Богом Отцом 685 и «равным» Ему 686 ; в Сыне «обитает вся полнота Божества телесно» ( π ν τ πλ ρωμα τς θε τητος σωματικς) 687 ; Ему прямо усваиваются Божественные творческие и промыслительные функции в отношении всего творения, поскольку, по словам апостола Павла: «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» 688 . Не менее отчетливо в Новом Завете говорится и о Божестве (т.е. Божественной природе и достоинстве) третьего Лица Троицы – Святого Духа ( πνεμα γιον), или Духа Божиего ( τ πνεμα το θεο). Помимо приведенных выше свидетельств можно указать еще ряд мест, где говорится о том, что Св. Дух отличается от Отца и Сына, но теснейшим образом связан с Ними в своем бытии и деятельности. Так, в Евангелии от Иоанна Св. Дух называется «Духом истины» ( τ πνεμα τς ληθεας), Который может наставить людей в познании Бога и вообще во всякой истине 689 , а также «Утешителем» ( παρκλητος) 690 , т.е. Ходатаем за людей пред Богом. Дух «исходит» от Отца ( παρ το πατρς κπορεεται) 691 и посылается в мир с особой миссией как Отцом, так и Сыном 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Заметим, что следующие стихи Исаии утверждают, что язычники поняли, что Божия веления совершаются. 5 . Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись; 6 . каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: „крепись!“ 7 . Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом – кующего на наковальне, говоря о спайке: „хороша“; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо. Ужас, овладевающий языками или островами, относится не только к предыдущим стихам, но и к пророчеству XIII главы, которой настоящее пророчество служит дополнением. В совокупности главы XIII и XLI с последующими главами рисуют грядущее нашествие Иранской ветви Арийцев, которых ведет некий посланный Богом муж, и весть о том поражает ужасам народы Месопотамии 1360 . Стихи 6 и 7 наст. главы повидимому рисуют состояние умов язычников, которые ободряют друг друга, полагаясь на свое вооружение и силу (стр. 690–691 комм. Спб. Дух. Акад.). Некоторые же думают, что работы, о которых речь, суть сооружение идолов, на которых уповают тупые язычники. (Толк. Еп. Петра и Speaker’s Comm.). Конечно в этом описании работы скорее можно видеть приготовление доспехов и военных машин, чем идолов; но эти стихи остаются довольно темными. Следующее воззвание обращено ко всему Израилю, но со стиха 27-го особенно выделяется колено Иуды, владеющее Иерусалимом, которому даруется благовестник. 8 . А ты Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, – 9 . ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: „ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя“: 10 . не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Стих 8 в обращении к народу завета вспоминает все его прошедшее, с исключительной точки зрения, как носителя завета и обетований Божиих, и той цели, для которой он избран. Ему вспоминается, что он потомок Авраама, отца верующих, который за веру свою удостоился быть названным „другом Божиим“ 1361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010