И сошел Господь в облаке, и остановился там близ Моисея, и провозгласил имя Иеговы… Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный... (Ст. 5–6). Что значит, что Бог говорит как бы о другом Боге в третьем лице? В разделении Бога возвещающего, – рассуждает преосвящ. Филарет, – и Бога возвещаемого – открывается различие ипостасей 619 . Сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях, и в детях детей до третьего и четвертого рода. (Ст. 7). Во-первых – что значит в словах Божиих, что Он хотя и прощает вину и преступление, но в то же время не оставляет без наказания? Сие значит то, что Господь прощает по милосердию, когда к нему прибегают; а наказывает по правосудию, когда не хотят от него укрыться под защиту милосердия, т. е. не приносят раскаяния и не просят помилования. Во-вторых – какая мысль заключается в том, что Господь сохраняет милость в тысячи родов, а наказывает до третьего и четвертого только рода? Определенные числа – тысяча и третий и четвертый род – берутся здесь в неопределенном значении, как это весьма часто употребляется в Писании 620 , лишь для выражения той мысли, что милосердию Божию нет границ – по отношению к людям, а в правосудии своем Господь себя ограничивает, т. е. Он хочет более миловать, чем наказывать людей. Сии слова Господни были как бы ответом на сокровенные и внутренние думы Моисея, пришедшего ходатайствовать о восстановлении завета с преступным, но раскаявшимся народом еврейским. Наконец, что касается того, αο· чему Господь вину отцов наказывает в детях; то конечно сие наказание бывает тогда, когда дети оказываются наследниками отцовских беззаконий. В других местах Писания это поясняется 621 . Что и как говорил Господь Моисею, при восстановлении завета с народом своим?... Так как Моисей явился пред Господа в качестве представителя и как бы уполномоченного от целого народа израильского; то Господь и обращается к нему, как бы к целому народу израильскому: «сохрани то, что повелеваю тебе ныне» 622 ; или: «смотри не вступай в союз с жителями ханаанскими» 623 и т. д... Затем Господь, возвращая свою милость к преступному народу, по ходатайству Моисея 624 , торжественно повторяет нарушенные Израильтянами законы и предписания своп, и только под условием строгого их исполнения обещает на будущее время свое покровительство. Законы сии, во-первых, касаются идолопоклонства; во-вторых – даней или приношений народных, и в-третьих – некоторых частных правил богопочтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Иез. 23 :28. Ибо так говорит Господь Бог: вот Я предаю тебя в руки тех, кого ты ненавидишь, от кого отвратилась душа твоя. Иез. 23 :29. И поступят с тобою жестоко 611 , и возьмут у тебя все, (нажитое чрез) изнурительные труды твои 612 , и будешь нага и посрамлена, и откроется срам блуда твоего и нечестие твое. Иез. 23 :30. Блужение твое сделало тебе это, когда ты блудила в след язычников и осквернялась идолами их. Иез. 23 :31. По пути сестры твоей ты ходила, и дам чашу ея в руки твои. Иез. 23 :32. Так говорит Господь Бог: чашу сестры твоей выпьешь,-глубокую и широкую, чрезмерно великую,-чтобы совершенно опьянеть 613 , на смех и укоризну. Иез. 23 :33. И сделаешься разслабленною. А чаша сестры твоей Самарии есть чаша истребления и уничтожения. Иез. 23 :34. И выпьешь ее всю до дна 614 , и черепки ея оближешь, и груди твои растерзаешь 615 . И праздники твои и новомесячия твои Я отниму, ибо Я сказал, говорит Господь Бог. Иез. 23 :35. Посему так говорит Господь Бог: так как ты забыла Меня и отвратилась от Меня 616 , то и терпи 617 сама (за) нечестие свое и блуд свой. Иез. 23 :36. И сказал Господь мне: сын человеческий! не будешь-ли судить Оолу и Ооливу и возвещать им беззакония их? Иез. 23 :37. Ибо оне любодействовали и кровь на руках их, и прелюбодействовали с идолами своими, и детей своих, которых родили Мне, проводили для них чрез огонь. Иез. 23 :38. Даже и это делали оне Мне 618 : оскверняли святыни Мои в тот день и субботы Мои оскверняли, Иез. 23 :39. Ибо когда закалали детей своих для идолов своих, то входили тогда же и во святилище Мое, чтобы осквернять его. И так оне поступали в доме Моем! Иез. 23 :40. И посылали к людям, приходившим издалека, к ним послов посылали, а когда они приходили, ты тотчас же умывалась, и красила 619 глаза свои и убиралась нарядами. Иез. 23 :41. И садилась на убранном ложе, и убранный стол пред лицем ея, и фимиам Мой и елей Мой ты ставила пред ними 620 и услаждались ими. Иез. 23 :42. И восклицали громким голосом (обращаясь) к людям из большой нарядной толпы, приходившим 621 из пустыни, и (те) давали перстни на руки их и красивый венец на головы их 622 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 25 :21. И Идумею, и Моавитскую землю, и сынов Аммона, Иер. 25 :22. И всех царей Тира, и царей Сидона, и царей, которые по ту сторону моря 610 , Иер. 25 :23. И Дедана, и Фемана, и Роса 611 и всякого стригущого волосы на лице своем 612 , Иер. 25 :24. И всех царей Аравии, и все разноплеменные народы, обитающие в пустыни 613 , Иер. 25 :25. И всех царей Замврийских 614 , и всех царей Еламских, и всех царей Персидских, Иер. 25 :26. И всех царей восточных, дальних и близких друг к другу, и все царства на лице земли, а царь Сесах 615 выпьет после них. Иер. 25 :27. И скажи им: так говорит Господь сил, Бог Израилев: пейте и опьянейте, и изрыгните, и падите, и не вставайте от меча, который Я пошлю на вас. Иер. 25 :28. И если они не захотят принять чашу от руки твоей, чтобы пить, скажи им: так говорит Господь: непременно пейте. Иер. 25 :29. Ибо в городе, на котором наречено имя Мое, Я начну наводить бедствия, и вы никак не избавитесь 616 , так как Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь сил. Иер. 25 :30. А ты прореки на них все слова сии и скажи 617 : Господь с высоты совершит суд 618 , из святилища Своего издаст глас Свой, приговор 619 произнесет на место Свое, а они 620 , подобно топчущим виноград, ответят 621 . И на всех жителей земли придет погибель: Иер. 25 :31. На (отдаленную) часть 622 земли, ибо у Господа суд с народами, Он будет судиться со всякою плотию, и нечестивые преданы мечу, говорит Господь. Иер. 25 :32. Так говорит Господь: вот бедствия идут от народа к народу, и большой вихрь поднимается с края земли. Иер. 25 :33. И будут пораженные Господом в день Господень от конца земли до конца земли: не будут ни оплаканы, ни собраны, ни погребены, навозом будут на лице земли. Иер. 25 :34. Воскликните, пастухи, и возопийте и восплачьте, овны овчие 623 , ибо наступили дни вашего заклания, и падете, как лучшие овны. Иер. 25 :35. И не будет убежища пастухам и спасения овнам овечьим 624 . Иер. 25 :36. (Слышен) голос вопля пастухов и блеяния овец и овнов, ибо Господь истребил пастбища их.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Лучше несколько передать на строгость, нежели на поблажку, ибо она день ото дня больше и больше оставляет неискорененного зла и дает расти опасности, а та отсекает однажды навсегда или, по крайней мере, надолго» 618 . Вот что говорит о пользе наказания Климент Александрийский : «Метод строгий для правильности в воспитании полезен; он имеет значение необходимого при воспитании вспомогательного средства. Многие из страстей искоренимы лишь при посредстве наказаний... Так, напр., порицание для страстей душевных есть некоторого рода хирургическая операция. Страсти суть гнойные наросты (на теле): чрез порицание как бы чрез взрезание они бывают вскрываемы» 619 . И в самом слове Божием Нового Завета не исключается строгость воспитания. Тот же апостол, который предостерегает родителей от сурового обращения с детьми, в другом месте пишет: «Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного» ( Гал.4:1–2 ). Здесь апостол говорит уже о строгом воспитании, и не считает его предосудительным. Это тем более замечательно, что он почитает наказания, к которым прибегают родители в нужных случаях, самым естественным признаком родительской заботливости о них, представляя вместе с тем такое воспитание образом того, как Бог воспитывает человечество: Сам «Господь» – говорит он, – «кого любит, того наказывает... если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр.12:6–8 ). «Поэтому, – замечает св. Иоанн Златоуст , – если не быть наказанными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию, как знаку истинного родства» 620 . И Сам Дух Св. говорит в Откровении: «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» ( Откр.3:19 ). Потому-то совершенно справедливо изречение св. Златоуста, что «наказания, посылаемые от Бога, суть скорее действия Его человеколюбия, чем наказания» 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Мест сих пять, и сим указывается тайна пятого века, под которым прилично разумеется время пришествия Господа нашего подобно тому, как, по сказанному в притче, исходил Он нанимать делателей в вертоград Свой утром, – в третий, шестой, девятый и единонадесятый час (Матф., ХХ, 1–6)» 618 . В то время, как Евреи шли по пустыне Фаран, «пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом?» 619 . И сказал им Бог через Моисея: «Не один день будете есть (мясо)..., но целый месяц, пока не пойдёт оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным – (в наказание за ваш ропот)... И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем..., а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц?» 620 . «Пророк усумнился» в том, что у народа будет мясо, «потому что был он не пророк только, но и человек» 621 . Между тем Господь воздвиг сильный ветер, который принёс от моря перепелов. Народ с жадностью набросился на них и ел их до пресыщения. Но ещё не прошла прихоть их, ещё мясо было во рту у них, как Бог поразил их страшною язвою. Много могил оставили Израильтяне на этом месте, которое было прозвано «Гробами похотения» 622 . «В таинственном смысле означается сим в народе Еврейском то похотение, остающееся доныне, с каким вожделевают Евреи совершать свою пасху, после того, как видели они истинную жертву, принесённую на Голгофе, и отринули её, как отцы их отринули манну с небесе» 623 , пожелав, вместо неё, мяс египетских. – Испытав на себе наказание Божие за свои «прихоти», Евреи не переставали, однако же, впоследствии, по различным поводам, снова возмущаться против своего Богоизбранного вождя. «Хотя и были у них пред глазами чудеса постоянные: облако, столп, манна, крастели; однако же, поскольку чудеса сии продолжались много времени, то Евреи не почитали уже их и чудесами; и потому чудесами новыми хотели искусить: «аще есть в них Господь, или ни»» 624 . В следующем за «Гробами похотения» стане Моисей испытал неприятность от своих родных – Мариами и Аарона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Мф.26:29 .  Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. От плотского Он переходит к духовному, потому что виноградник, пересаженный из Египта, есть народ израильский, которому Господь через пророка Иеремию говорит: «Я насадил тебя как благородную лозу; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?» ( Иер. 2,21 ). И пророк Исайя в песне, которую он поет возлюбленному, и все св. Писание в различных местах свидетельствуют об этом. Итак, Господь говорит, что Он не будет уже пить от этой лозы [теперь], а только в Царстве Отца Своего. Царство Отца, по моему мнению, есть вера верующих, – это же самое утверждает также и апостол [евангелист?]: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17,21 ). Итак, когда иудеи снова получат Царство Отца (обрати внимание на то, что Он говорит: «Отца», а не «Божие)», [но] всякий Отец есть имя Сына (omnis Pater nomen est Filli), – когда, говорю, они уверуют в Отца, и Отец приведет их к Сыну, тогда от вина их будет пить Господь и, подобно Иосифу в Египте, будет пить в изобилии (inebriabirur) с братьями Своими ( Быт. 43, 34 ). Мф.26:30 . И возгласив хвалебную песнь, они отошли на Масличную гору. 619 Это то же, что мы читаем в некотором псалме: «Будут есть и поклоняться все тучные земли» ( Пс. 21, 30 ). По этому примеру Спасителя насытившийся Его Хлебом и вкусивший в изобилии Его Чаши может восхвалить Господа и вступить на Масличную 620 гору, на которой обретается 621 успокоение от трудов, утешение в скорби и познание истинного света. Мф.26:31 .  Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь. Он предсказал, что все они претерпят, чтобы, когда они подвергнутся искушению, не отчаивались в спасении, но, принеся покаяние, спаслись. Многозначительно прибавление: «Соблазнитесь в эту ночь», потому что как упивающиеся упиваются ночью, так и подвергающиеся соблазну, претерпевают искушение в ночной тьме ( 1Фес. 5, 7 ). А мы будем восклицать: «Ночь прошла, а день приблизился» ( Рим. 13, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Однажды преподобный Дорофей находился в тяжкой, невыносимой скорби душевной, но в то же время не переставал с крепким упованием на милость Божию умолять Господа о помощи – милость Божия посетила его. В один день, когда Дорофей находился на монастырском дворе и заглянул нечаянно в храм, увидел там человека в святительской одежде, который нес сосуд со Святыми Дарами и входил в алтарь. Влекомый внутренним чувством, Дорофей вошел в храм и последовал за этим человеком в алтарь. Таинственный муж, воздев руки к небу, стал молиться, и Дорофей стоял позади него в благоговейном страхе. По окончании молитвы таинственный муж обратился к Дорофею, и по мере приближения его к подвижнику умолкали в сердце скорбящего печаль и уныние; потом коснулся рукою его груди и произнес слова псалма: Твердо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему ( Пс. 39:2–4 ). Трижды он произнес эти стихи тихо, ударяя в грудь Дорофея, и неизъяснимою радостию исполнилось сердце подвижника; он хотел последовать за небесным пришельцем, но тот уже скрылся от его взора. С этой поры никогда никакое уныние не овладевало сердцем преподобного Дорофея. По кончине преподобного Серида и Иоанна Прозорливого, когда Варсонофий совершенно заключился в своей келье, Дорофей оставил Серидову киновию, удалился в близлежащую пустыню между Газой и Маюмом и там основал свою собственную обитель, в которой был настоятелем и истинным руководителем других в жизни духовной. Блаженная кончина его последовала около 620 года по Р. Х. 490 Преподобный Дорофей оставил после себя в назидание христиан несколько подвижнических творений 491 . Творения его драгоценны и важны не только для инока, но и для христианина, живущего в мире. Преподобный Дорофей был опытен в духовной жизни. Поучения и наставления его дышат особенною простотою чистой души, свойственной помазанным от Святого Духа, и исполнены необыкновенной сладости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он передал монастырь доминиканцам, целиком перестроил его (работы были поручены знаменитому архитектору Микелоццо Микелоцци, который завершил их в 1443 г.) и снабдил богатой библиотекой. В послании о францисканцах и доминиканцах Максим Грек пишет: «Честнйших и смирнейши норовомъ и чистйши житиемъ сут, иже от правила отца ихъ и началника Доминика, иже и предикатори наричются...» 609 ...нкый священый инокъ Иеронимъ званиемъ... – Иероним Савонарола (1452–1498), знаменитый флорентийский церковный проповедник, пытался бороться со злоупотреблениями духовенства; был казнен как еретик. 611 ...подражающимъ Закхя, началника мытаремъ, иже въ Евангелии... – Согласно Евангелию начальник мытарей и богач Закхей, когда к нему в дом вошел Иисус, сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк. 19, 2–8 ). 612 ...паче хвалимыя въ Евангелии двух ради лптъ, их же връгла въ даръ Божий! – В Евангелии рассказывается, что Иисус смотрел, как народ собирал деньги в сокровищницу храма. «Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» ( Мр. 12, 42–44 . Ср. Лк. 21, 2–4 ). Лепта – мелкая греческая монета. 615 ...яко и съборную ихъ заповдь послати ему... -– Бреве (папское послание), приглашающее Савонаролу в Рим, помечено 21 июля 1495 г. Бреве, запрешающее Савонароле проповедь, послано 8 сентября 1495 г., бреве с отлучением Савонаролы – 13 мая 1497 г. 620 ...избравше нкоего зенерала именемъ Иакымъ... – Джиоакимо Турриано, генерал ордена доминиканцев. Наряду с ним в процессе Савонаролы принимали участие Франческо Ромолино, позднее кардинал. 622 Им же повинувшеся, неправеднии онии судии сугубою казнию осудишя его и ины два священныя мужа... – Приговор Савонароле вместе с фра Доменико и фра Сильвестро был вынесен 22 мая 1498 г.; на следующий день они были казнены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он сказал также, что признаком этого [последнего] времени будут служить непрерывные и невыразимые бедствия и что должен прийти Илия 620 . Итак, Фессалоникийцы недоумевали тогда относительно этого предмета, между тем их недоумение доставило нам пользу. Не только им, но и нам это полезно, чтобы отстать от детских сказок и болтовни старух. Разве вы не слыхали часто ещё в детстве, как некоторые много рассказывали об имени Антихриста и о том, что он преклонит колена 621 ? Диавол старался посеять эти вымыслы в наши ещё незрелые умы для того, чтобы это лжеучение росло вместе с нами и чтобы потом ему легче было обольстить нас. Не забыл бы сказать об этом Павел, говоря об Антихристе, если бы это было полезно. Поэтому не будем заниматься исследованиями этого. Он (Антихрист) придёт не так, не преклоняя колена, но превозносясь выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Фес. 2:4 ). Подобно тому, как диавол пал от гордости, так и тот, кто будет орудием его, будет напитан гордостью. III (2) Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему: не спешите колебаться умом ( 2Фес. 2:1–2 ). Не сказал, когда будет воскресение, но сказал, что оно совершится не теперь. И нашем, говорит, собрании к Нему. И это тоже немаловажно. Видишь, как опять наставление [соединяется] с похвалой и ободрением, что непременно вместе с нами явится и Господь, и все святые? Здесь он говорит о пришествии Христовом и о нашем собрании; то и другое последует одновременно. [Апостол] привлекает их внимание, говоря, чтобы они не спешили колебаться [умом]. Не смущайтесь ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы от нас [посланного], будто уже наступает день Господень (2:2). Мне кажется, что здесь он указывает на то, что среди них были люди, которые составили подложное послание будто бы от Павла и, показывая его, утверждали, что уже наступает день Господень, чтобы таким образом обольстить многих. Поэтому, дабы они не впали в заблуждение, Павел предостерегает их, когда говорит и пишет: не смущайтесь ни от духа, ни от слова. Смысл этих слов такой: хотя бы кто-нибудь, имея дух пророчества, сказал вам это, не верьте. Когда я был у вас, я объяснил вам все [это]; посему вам не следует переменять своего убеждения касательно того, чему вы были научены. Ни от духа. Он так называет лжепророков, говоривших по внушению нечистого духа то, что они говорили. Желая внушить себе больше доверия, они старались вводить других в заблуждение не только путём убеждения – на это именно указывает [апостол], говоря: ни от слова, – но показывали ещё подложное послание, будто бы от Павла, где говорилось о том же. Посему-то, указывая на это, [апостол] и прибавил: ни от послания, как бы от нас.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

По мысли святителя Иоанна Златоуста , Иов здесь как бы говорит: ««Что говорить о людях, когда я ненавистен даже [собственным] одеждам». Он хочет сказать следующее: «даже самый близкий мне и тот возненавидел меня; он отвернулся от меня не из-за наказания, но полагая, будто я проклятый и скверный»» 618 . Далее Иов говорит о Боге: Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас ( Иов. 9:32–33 ). Поясняя значение речения Иова: Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! ( Иов. 9:32 ), – Златоуст пишет: «Эти слова имеют такой смысл: если бы карающий был человеком, он, разумеется, не приговорил бы к наказанию находящегося в несчастье, но я мог бы судиться с ним и доказать, что он несправедлив; но, поскольку Ты – Бог, это невозможно...» Мне остается лишь «терпеть кару и сносить конечный приговор» 619 . Очень значимыми для святоотеческой экзегезы книги Иова являются слова страдальца о том, что между ним и Богом нет... посредника, который положил бы руку свою на обоих нас ( Иов. 9:33 ). По святителю Григорию Великому , этим Посредником между Богом и человеком будет Христос – Бог и человек одновременно. Именно в этом смысле, обладая двумя совершенными природами – Божественной и человеческой – Спаситель и окажется, по выражению Иова, способен положить руку свою на обоих нас ( Иов. 9:33 ), соединяя в Себе, казалось бы, несоединимое – небесный и земной образ существования. Однако Христа еще очень долго ждать, и потому Иов жалуется, что Его нет. Данные слова Иова понимаются святителем Григорием как ясное пророчество об Искупителе рода человеческого, Который станет Посредником между Богом и человеком – через плоть 620 . Вместе с тем из этих слов Иова явственно следует, что он еще не познал Христа и что ему пока не открыта истина о роли Сына Божия в деле Искупления человеческого рода. Иов мечтает о Посреднике, но еще Его не видит, он уповает на освобождение от власти греха, но не обладает Богооткровенным ведением о том, как все это случится.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010