С. 427. Профершпилился — проиграл (нем. verspielen — проигрывать). 241 С. 427. …аббат Сийес в своем знаменитом памфлете, что буржуа — это всё. — Речь идет о Эммануэле Жозефе Сийесе (1748–1836), деятеле французской буржуазной революции. В январе 1789 г. вышла его брошюра под названием «Что такое третье сословие?», в которой содержался этот ставший крылатой фразой афоризм. До революции Сийес был аббатом. 242 С. 427. …провозгласили вскоре после него: Liberté, égalité, fraternité. — Речь идет о лозунгах французской буржуазной революции XVIII b. 243 С. 430. Любите друг друга, и всё сие вам приложится. — Источником этого афоризма послужили библейские тексты. Ср.: «Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как я возлюбил вас» (Евангелие от Иоанна, гл. 15, ст. 12); «Ищите же прежде царства божия и правды его, и это всё приложится вам» (Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 33). 244 С. 430. …«Каждый для всех и все для каждого» — из одной всем известной книжки. — На титульном листе книги французского утописта Этьена Кабе (1788–1856) «Путешествие в Икарию» (1840) среди других лозунгов-эпиграфов значилось: «Tous pour chacun. Chacun pour tous» (Все для каждого. Каждый для всех). См.: Voyage en Icarie/Par M. Cabet. Paris, 1848. 245 C. 430. …потянули основателя братства Кабета к суду. — В 1847 г. Кабе купил в Америке землю и, переселив туда несколько сот французских рабочих, основал братство. В результате возникших раздоров Кабе был обвинен некоторыми членами братства, вернувшимися во Францию, в мошенничестве. Будучи заочно осужденным, Кабе приехал в Париж и добился пересмотра дела, закончившегося в 1851 г. полным его оправданием. 246 С. 430. Фурьеристы, говорят, взяли свои последние девятьсот тысяч франков из своего капитала… — Речь идет о фаланстерианской колонии «La Réunion» («Объединение»), основанной главой французских фурьеристов Виктором Консидераном (1808–1893) в Америке в штате Техас. Колония прекратила свое существование из-за разрушений, которым она подверглась во время гражданской войны 1861–1865 гг. 247

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Историческая ситуация. Причиной созыва Собора было учение Нестория (с 428 занимавшего кафедру К-поля), тесно связанное с антиохийской христологией (см. ст. Несторианство). Отказ Нестория называть Приснодеву Марию Богородицей (Θεοτκος) стал причиной споров поначалу в К-поле, а затем и на всем востоке империи. Особенную остроту ситуация приобрела после вмешательства свт. Кирилла Александрийского, неоднократно отмечавшего как в своих письмах к Несторию, так и в др. работах еретический образ его высказываний и обратившего внимание папы св. Келестина на новую ересь. Догматический спор осложнялся церковно-политическим соперничеством между К-польской и Александрийской кафедрами. Римская Церковь, следуя традиц. линии на поддержку Александрии в борьбе против ереси, на своем Соборе (авг. 430) осудила учение Нестория и поручила свт. Кириллу довести до его сведения решение: в 10-дневный срок после получения соборного определения Несторий должен был отречься от ереси, в противном случае он будет низложен (ACO. T. 1. Vol. 2. P. 12; ДВС. Т. 1. С. 172). В дополнение к этому Собор в Александрии (нояб. 430) утвердил особое послание к Несторию (Το Σωτρος) (ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 33-42; ДВС. Т. 1. С. 191-199), составленное свт. Кириллом, в к-ром в форме 12 анафематизмов высказывалось правосл. учение о воплощении Бога Слова. Этот документ у мн. представителей антиохийской школы (см. ст. Богословские школы древней Церкви) по причине нек-рой терминологической неопределенности богословского языка возбудил подозрения в принадлежности его автора к ереси аполлинарианства. Упреждая своих догматических противников, Несторий потребовал от императора созыва Вселенского Собора для разрешения возникшего спора. Имп. Феодосий II указом (сакрой от 19 нояб. 430, текст: ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 114-116; ДВС. Т. 1. С. 210-211) назначил Собор в г. Эфесе на Пятидесятницу (7 июня 431). Император предписывал, чтобы из каждой провинции империи на Собор прибыл митрополит «с немногими епископами». Особые приглашения были направлены выдающимся церковным деятелям на Востоке и Западе: Акакию, еп. Веррийскому, прп. Симеону Столпнику и блж. Августину (уже скончавшемуся в авг. 430) (CPG, N 8653; ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 112). За порядком на Соборе император поручил следить комиту Кандидиану с условием, чтобы он «не вмешивался в исследование о догматах»; в его обязанности входило не допускать беспорядков в городе и не отпускать участников до окончания Собора (ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 120; ДВС. Т. 1. С. 213).

http://sedmitza.ru/text/758843.html

Вследствие этого Кирилл около начала ноября 430 г. 3324 составил в Александрии собор и от его имени написал epistola synodica к Несторию 3325 . Это послание гласило, что учение Нестория – ересь и затем сообщало ему двенадцать анафематизм, которые Несторий в течение определенного времени должен был подписать, если не желал быть отлученным от церкви. С особым посольством грамоты Кирилла и Целестина были отправлены в Константинополь и вручены Несторию в воскресенье 3326 , 6 декабря 430 г. 3327 Одновременно с этим Кирилл с препроводительной запиской 3328 переслал послания Целестина Иоанну антиохийскому и Ювеналию иерусалимскому. Возложенная на Кирилла Римом миссия чрезвычайно увеличила его самосознание. Он возложил на свою голову митру, подобную римским епископам, и велел титуловать себя «вселенским судьей», каковой титул перешел и к его преемникам 3329 . При таких обстоятельствах Кирилл мог бы сказать, что он достиг своей цели, если бы ему удалось обвинением Нестория в ереси отпарировать при дворе возведенные на него самого жалобы. Это ему однако не удалось. Ход вещей мы проследить не в состоянии, но наверное можно сказать, что поучительное послание Кирилла при дворе нашло неблагоприятный прием 3330 и что поступившие против Кирилла жалобы в Константинополе не были сочтены клеветой. Желая восторжествовать над своим врагом, бывший в милости у двора, Несторий летом 430 г., возбудил вопрос о созвании вселенского собора 3331 . Дату, когда впервые возникла мысль о соборе, нельзя точно установить. Если верить Несторию 3332 , на предстоящем соборе рядом с возбужденными против Кирилла жалобами и догматическим спорным вопросом между ним и Несторием имелось в виду обсуждение еще aliae res ecclesiasticae» 3333 . Будучи твердо уверен в своей ортодоксии, Несторий в расчете на помощь благоволившего к нему императора открыто выступил против своего смертного врага. По-видимому, он опасался, что во всех отношениях дискретированный Кирилл не явится на собор 3334 . Отсюда, когда император Феодосий сакрой от 19 ноября 430 г. назначил на Троицу 431 г. вселенский собор в Ефесе 3335 , то в высоко немилостивом послании к Кириллу 3336 , ни сколько не скрывая своего неудовольствия на его поведение в догматическом споре, он особенно напирал на то, что это его, Кирилла, обязанность не уклоняться от суда собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

(Petav. de doctr. tempor. lib. 9. с. 11.). В подтверждение 430-летнего пребывания евреев в Египте можно указать на родословную Ефрема до Иисуса Навина ( 1Пар. 7:23–37 .). Здесь исчисляется десять родов. Если Ефрем, как вероятно, был лет 80 при рождении Варии, а Иисус Навин при исходе 30 лет, то (полагая в роде 40 лет) выдет от переселения евреев в Египет до исхода 430 лет. Возращение семейства Иакова в целый народ го­раздо удобнее объясняется, когда мы допустим 430 л. пре­бывания евреев в Египте; ибо еще до рождения Моисея, то есть почти за 100 лет до исхода, многочисленность евреев страшила египтян. Слова апостола Павла в послании к Галатам ( Гал. 3:17 .):я говорю то, что прежде утвержденного Богом о Христе завета, закон, данный спустя че­тыреста тридцать лет, не отменяет,– не заставляют необходимо считать время от первого обетования о Христе, данного Аврааму, так как апостол говорит вообще об обетах и притом о тех, которые содержали предсказание о семени Авраама, и в первом обетовании не упоминалось о сем. По сему можно считать время и от повторения сего обетования, данного Иакову перед его переселением в Еги­пет. Таким образом, и слова апостола Павла будут новым подтверждением 430-летнего пребывания евреев в Египте. 15 Еще Шампольон разобрал надписи гипогеев Бени-Гиссана. Прусская экспедиция в Египте сделала снимок с кар­тины изображающей приход семитического семейства. Изображение ее приложено и к египетской истории Бругша, стр. 62. 19 Переселение евреев в Египет при гиксах признают из новейших Герен, Винер, Берто, Ленгерке, Кнобель, Евальд, Бругш, Курц и Бунзен. Только Бунзен прибытие Иосифа в Египет относит за 1000 лет ранее (2775 л.), ко времени Сезостриса, которого он признает за одно лицо с Сезоргезеном I (Узертезеном Бругша):так как Геродот ему приписывает введение подати за землю. Иные думают, что гиксы были изгнаны из Египта прежде переселения евреев в Египет, и даже прежде путешествия туда Авраама (Скалигер, Морегам, Перизоний и др.), или что они вторг­лись уже после исхода евреев (Биньоль, Розенмиллер, Летрон и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Свят. Кирилл хотел было созвать Собор, чтобы осудить ересь Нестория и разорвать общение с Константинопольской Церковью, но вместо этого он написал Несторию увещательное послание, отличавшееся кротостью. Тот ответил грозным посланием и затем обратился за поддержкой к папе римскому. В 430 году свят. Кирилл написал, второе послание к Несторию, в котором изложил православное учение о воплощении и о двух естествах в едином Лице Иисуса Христа. Не находя поддержки со стороны светской власти, свят. Кирилл обратился за помощью к папе Целестину . Тот уполномочил александрийского архиепископа действовать от его имени в качестве папского «местоблюстителя». Здесь, конечно, нельзя не заметить враждебности Рима к Константинополю и сочувствие Александрийской кафедре св. апостола Марка, ученика св. апостола Петра. И все же о Нестории в Риме судили не только со слов свят. Кирилла. Сборник проповедей Нестория был передан для разбора преп. Иоанну Кассиану Римлянину . Его заключение оказалось резко антинесторианским. В результате, в августе 430 года папа созвал в Риме Собор, осудивший учение Нестория. По отношению же к самому Несторию было решено испробовать увещание. Для этой цели Собором было поручено свят. Кириллу в третий раз обратиться к Несторию. В октябре 430 года в Александрии был созван Поместный Собор, на котором постановили послать Несторию последнее предупреждение. Собором была принята предложенная свят. Кириллом форма отречения от ереси для Нестория, в виде 12-ти анафематизмов (глав). В ноябре 430 года решения Собора и анафематизмы были переданы Несторию. Несторий переслал анафематизмы свят. Кирилла архиеп. Иоанну Антиохийскому. Тот поручил их разобрать Андрею Самосатскому и блаж. Феодориту Кирскому , которые отнеслись к ним отрицательно, заподозрив свят. Кирилла в аполлинаризме. На сочинение блаж. Феодорита по поводу 12-ти глав, свят. Кирилл дал впоследствии ответ под названием «Защита 12-ти анафематизмов». Так как Церковь волновалась распрями, то император Феодосий в 431 году согласился на созыв Вселенского Собора в Ефесе. Собор открылся без архиеп. Иоанна Антиохийского, предупредившего, чтобы в случае задержки его не ждали. Председательствовал на Соборе свят. Кирилл. Несторий отказался прийти на Собор со своими семью-восемью сторонниками-епископами. Тогда Собор приступил к заочному разбору дела Нестория. Было одобрено второе послание свят. Кирилла к Несторию, и анафематствован ответ Нестория свят. Кириллу. Собор низложил и самого Нестория. Акт Собора был подписан 197-ю участниками. Императору донесли о якобы незаконных действиях Собора, и Собор был приостановлен. Через пять дней в Ефес прибыл архиеп. Иоанн Антиохийский со своими епископами. Он поддержал Нестория и составил с ним лжесобор, низложивший святителей Кирилла и Мемнона Ефесского.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

[ Стих 17. Бывый по летех четыреста и тридесятих Закон. Здесь находят хронологическую неточность в показании числа лет, прошедших от установления Завета при Аврааме до вручении Закона Моисею. Но эта неточность относится к тексту еврейскому и латинскому, а не к греческому переводу 70-ти. Известно, что в книге Исход ( Исх.12:40 ) время пребывания израильтян в Египте, по тексту еврейскому, определяется в 430 лет. Если сюда присоединить 130 лет жизни Иакова до прихода его в Египет ( Быт.47:9 ), 60 лет жизни Исаака до рождения Иакова ( Быт.25:26 ),и один год от установления Завета ( Быт.17:1 ) до рождения Исаака ( Быт.21:5 ) то время, протекшее от установления Завета до вручения Моисею Закона, будет 621-й год – цифра, не оправдываемая никакими данными. И потому правильным будет, согласно с показанием апостола, следовать в этом счислении греческому переводу 70-ти и нашему славянскому. В этом переводе читается: обитания сынов Израилевых, еже обиташа в земли египетстей, и в земли Ханаани, сии и отцы их, лет четыреста тридесять ( Исх.12:40 ), то есть период 430 обнимает собой не одно время пребывания евреев в Египте, а заключает ещё и время странствования патриархов Авраама, Исаака и Иакова в земле Ханаанской, со времени переселения Авраама из Халдеи ( Быт.12:4 ); так что за вычетом из 430-ти лет того времени, которое прошло от этого переселения из Халдеи до переселения в Египет, получится для пребывания евреев в Египте только 215 лет. В пользу этого числа лет говорит то обстоятельство, что между Левием, перешедшим в Египет с Иаковом и Моисеем, выведшим евреев из Египта, было только два лица, Кааф и Амрам ( Исх.6:16–20 ), и последний был женат на дочери Левия Иаоведе, то есть на своей тётке ( Чис.26:59 ). Самаританский текст, таргум бен-Ионафана и Иосиф Флавий (Древн., 2:15.2), считают согласно с переводом 70-ти и, таким образом, подтверждают счисление апостола Павла. И после этого можно только задаваться вопросом: считал ли апостол Павел 430 лет от прихода Авраама в землю Ханаанскую, или от утверждения Завета; в последнем случае хронологическая неточность будет в 24-х годах; в первом же случае – никакой].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Кроме того, существует множество подтвержденных наукой географических и археологических подробностей, которые были бы необъяснимы, если бы эти места Библии были сочинением более позднего времени. Особое впечатление производит очевидная связь пребывания в Египте Иосифа, а затем и Израиля с нашествием гиксосов. По всей видимости, другой царь Египта, который не знал Иосифа ( Исх. 1, 8 ) и угнетал израильтян, был одним из фараонов эпохи Нового царства, наступившей после изгнания из Египта ненавистных азиатов (то есть гиксосов)». 137   Примечания   1. Относительно количества лет пребывания Израиля в Египте существует устойчивая святоотеческая традиция, что этот период насчитывал около 215 лет. В еврейском тексте книги Исход, действительно, сказано, что израильтяне обитали в Египте 430 лет, но в переводе LXX добавлено: «и в земле Ханаанской» ( Исх. 12, 40 ). Это дополнение снимает противоречие, которое возникло бы ввиду утверждения апостола Павла, что со времени обетования Божия Аврааму до дарования закона прошло 430 лет ( Быт. 15, 13 ; Гал. 3, 17 ). Кроме того, Священное Писание свидетельствует, что от переселения Израиля в Египет до Исхода сменилось только четыре поколения ( Исх. 6, 16 20). Чтобы столько поколений сменилось за 430 лет, нужно было бы, чтобы тогдашние люди рождали детей по достижении возраста свыше ста лет, но они умирали как раз примерно в этом возрасте (см. вышеуказанное место книги Исход). Это, как и подсчет лет жизни патриархов, тоже говорит в пользу древнего святоотеческого толкования. Стало быть, число 430 необходимо поделить пополам и первую половину отнести к годам странствования патриархов в Ханаане, а вторую – ко времени пребывания Израиля в Египте (так, например, поясняет это место преподобный Ефрем Сирин в толковании 13 главы книги Исход). Этого толкования придерживался и Иосиф Флавий (см.: «Иудейские древности». II, 15, 2). 2. В русском синодальном переводе в данном месте сказано: «он остригся», в славянском переводе – «остригоша его». Как в еврейском, так и в греческом текстах здесь употреблены глаголы, которые на русский язык можно перевести как стричь(ся) или брить(ся).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

[отцом их] , вошли каждый со [всем] домом своим» (Исх 1:1).   В первой главе книги Исход (второй стих) перечисляются имена, которые желательно знать наизусть, это родоначальники колен Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, отцом их: «Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир» (Исх 1:2). Израиль, к сожалению, стал народом рабов. Прошло время, и те египетские вожди, которые помнили еще Иосифа, скончались, на смену им пришли другие люди, и постепенно Израиль стал занимать униженное положение. Наряду с рабским политическим положением он, к сожалению, впадал и в рабство духовное, так как все больше и больше удалялся от истинного богопочитания. Исход для Израиля из Египта означает начало новой эры в его духовном сознании, которую мы называем эрой теократии. Эта та государственная форма, в которой единственным властителем народа является Бог. Теократический строй не всегда и не во всей полноте осуществлялся в Израиле, но официально он держался до того момента, когда Израиль попросил поставить себе царя. Он начинается с момента Исхода и заканчивается книгой Царств, когда от пророка Самуила израильтяне требуют поставить царя над ними, «чтобы он судил нас как у прочих народов» (1 Цар 8:5). И когда Самуил сокрушается о том, что они требуют царя поставить над ними, Господь говорит ему такие слова: «Ибо не тебя, они отвергли (т. к. он правил тогда народом, был судьей Израиля — авт.), но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (1 Цар 8:7).     В 12 главе Исхода говорится, что Израиль пробыл в Египте 430 лет. В то же время, если мы откроем Деяния апостолов, то в речи апостола Стефана перед тем, как его побивают камнями, он говорит о том, что 400 лет было пленение. Где же правда? Какая цифра реальнее:400 или 430? Ни та ни другая цифра не отвечают подлинной действительности, это опять условное число, чтобы легче было считать. Откуда взялась цифра 430 лет? Прежде всего, от прибытия Иакова в Египет до смерти Иосифа — 71 год. От смерти Иосифа до рождения Моисея — 278 лет (условно). С рождения Моисея начинается период, который отсчитывается таким образом: вся жизнь Моисея делится на три периода по 40 лет: от рождения до бегства в землю Мадиамскую, от пребывания в земле Мадиамской у священника Иофора до возвращения в Египет — еще 40 лет; 40 лет странствования по пустыне. Итого получается 120 лет Моисея. Но мы берем не годы Моисея, а время до выхода из Египта. Таким образом получается 430 лет. Составителем книги является Моисей, об этом говорится в главах 17, 34 и ряде других мест, т. е. все исследователи Св. Писания приходят к мысли, что автором книги Исход является сам Моисей, по крайней мере, основной ее части.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

388 Нам думается, что Шафарик, Древн. II, 2, 3 и 37, говорит о месте иллиро-паннонских хорватов неправильно. 390 Главною причиной возвращения хорватов при Седеславе под верховную власть греков Щафарик полагает введение славянского богослужения между паннонскими славянами и в Моравии (Древн II, 2, 17). Но это совершенно ни на чем не основано. За славянскими книгами хорваты должны были обращаться не в Константинополь, где после отбытия Константинова о них еще менее заботились, чем в Риме, а в более близкую к ним Моравию, где жил и действовал тогда Мефодий первоучитель и где введено было славянское богослужение с дозволения самого папы. Что хорваты возвратились вовсе не по сейчас указанной причине, а именно ища покровительства императоров, о котором говорит Константин Порфирогенит, это совершенно ясно из того, что тогда отложился от папы к грекам и салонский итальянский митрополит с своей общиной, который искал, конечно, уже не славянского богослужения. 391 По именам известны – из епископов нонских (или скардонских): Феодосий, посвященный папою в 880 г., первый после возвращения хорватов от греков к папе (у Бammuaha ibid. 11, 42 и в Патрол Миня t. 126, р. 918), Григорий, упоминаемый под 928 г. (у Бammuaha ibid. 342, 430), Формин, упомин. под 1075–76 г. ibid. I, 430 и 433), – хорватских: Райнер, упомин. под 1059–66 гг. (ibid. 1, 409, II, 77, Анастасий, упо мин. под 1069 г. (ibid.. II, 80), Григорий, упомин. под 1075–78 гг. (ibid. I, 430, II, 81). Чедеда епископ не названной, но вероятно хорватской кафедры, упомин. под 1063 г. (ibid. I, 408), – белградских: Дабро, упомин. под 1066–72 гг. (ibid. I, 409–10), Феодосий, упомин. под 1075–76 гг. (ibid. I, 430 и 433), Престанций (ibid. II, 216), Бон, упомин. под 1103– 1109 гг. (ibid. II. 215 и 223). Что касается до независимой от хорватов общины итальянских городов и островов, то здесь в митрополии спалаттской под 928 годом упоминаются четыре епархии: 1) зарская (Jadertina), 2) арбская (Arbensis),  3) вегльская или керкская (Veglensis) и 4) осерская (Absarensis, у Бammuaha ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Израиль, к сожалению, стал народом рабов. Прошло время, и те египетские вожди, которые помнили еще Иосифа, скончались, на смену им пришли другие люди, и постепенно Израиль стал занимать униженное положение. Наряду с рабством политическим положением он, к сожалению, впадал и в рабство духовное, так как все больше и больше удалялся от истинного богопочитания. Исход для Израиля из Египта означает начало новой эры в его духовном сознании, которую мы называем эрой теократии. Эта та государственная форма, в которой единственным властителем народа является Бог. Теократический строй не всегда и не во всей полноте осуществлялся во все времена, но официально он держался до того момента, когда Израиль попросил поставить себе царя. Он начинается с момента Исхода и заканчивается книгой Царств, когда от пророка Самуила израильтяне требуют поставить царя над ними, «чтобы мы были, как прочие народы». И когда Самуил сокрушается о том, что они требуют царя поставить над ними, Господь говорит ему такие слова: «Ибо не тебя, Самуила они отвергли (т.к. он правил тогда народом, был судьей Израиля), они отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними». Во главе 12 Исхода говорится, что Израиль пробыл в Египте 430 лет. В то же время, если мы откроем Деяния апостолов, то в речи апостола Стефана перед тем, как его побивают камнями, он говорит о том, что 400 лет было пленение. Где же правда? Какая цифра реальнее: 400 или 430? Ни та ни другая цифра не отвечают подлинной действительности, это опять-таки условное число, чтобы легче было считать. Откуда взялась цифра 430 лет? Прежде всего, от прибытия Иакова в Египет до смерти Иосифа — 71 год. От смерти Иосифа до рождения Моисея — 278 лет (условно). С рождения Моисея начинается период, который отсчитывается таким образом: вся жизнь Моисея делится на три периода по 40 лет: от рождения до бегства в землю Мадиамскую, от пребывания в земле Мадиамской у священника Иафора до возвращения в Египет — еще 40 лет; 40 лет — странствования по пустыне. Итого получается 120 лет Моисея. Но мы берем не годы Моисея, а время до выхода из Египта. Таким образом получается 430 лет. Составителем книги является Моисей, об этом говорится в главах 17, 34 и ряде других мест, т.е. все исследователи Св.Писания приходят к мысли, что автором книги Исход является сам Моисей, по крайней мере — основной ее части.

http://sedmitza.ru/lib/text/432096/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010