Разделы портала «Азбука веры» 30 Ноя 2023 Фото:  izdatsovet.ru В ноябрьский номер «ПКО» вошли материалы, посвященные лауреатам конкурса «Просвещение через книгу». ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА Главной темой ноябрьского номера нашего журнала традиционно стал открытый конкурс изданий «Просвещение через книгу». Победителем конкурса в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» в этом году было признано сочинение одного из отцов Церкви блаженного Феодорита Кирского (ок. 393–458/466) «Лечение эллинских недугов», впервые переведенное на русский язык. Это последняя раннехристианская апология, относящаяся уже к тому времени, когда христианство победило в Римской империи, повсюду воздвигались храмы, которые были переполнены молящимися, тысячи людей становились монахами и уходили служить Богу в пустыни, делая их цветущими духовными садами, в истинную веру обращались даже дикие варвары, переходя тем самым к мирной и культурной жизни. Меж тем языческие капища пустели и стояли заброшенными, жертвоприношения и прорицания в них уже давно прекратились. Но язычники еще оставались и находили некоторые аргументы в защиту своей религии. К ним и обращается блаженный Феодорит. Его слова вовсе не похожи на насмешки надменного победителя. Святитель сам получил прекрасное образование и хорошо знал высокую античную культуру: в своем труде он цитирует и философов, и историков, и поэтов. Святой доказывает, что все хорошее, что было у древнегреческих писателей и мыслителей, наиболее ясно выражено в христианском учении, более того, Бог открыл в нем и такие высоты и глубины познания, которые ранее были недоступны человеческому разуму. Вместе с тем, блаженный Феодорит не закрывает глаза и на темные стороны античности, о которых сейчас принято умалчивать. Христианский мир смог создать свою высокую культуру, приняв в нее и ветхозаветное наследие, и очищенный от «эллинских недугов» культурный мир Древней Греции и Рима. К этой высокой культуре принадлежали и лучшие представители духовенства, описанные в произведениях протоиерея Михаила Бурцева, собрание сочинений которого получило Главный приз конкурса. Воспринять ее призывает своих детей в последнем письме из заключения и священномученик Василий Надеждин, книга о котором также стала лауреатом конкурса. Служить этой высокой христианской культуре стремится и наш журнал. Максим Большаков, ответственный редактор журнала «Православное книжное обозрение» Источник: Издательский совет Русской Православной Церкви   Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-noja...

327-328 328-329 330-331 331-334 334-335 335-336 «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания) 336-337 337-338 338-340 340-358 358-361 БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики 361-363 БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать 363-365 БУЛЛИНГЕР Генрих (1504-1575), швейцар. теолог, преемник У. Цвингли в руководстве церковной общиной Цюриха 365-366 366-368 368-369 370-371 369-370 371-372 372-376 БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж 376-377 377-378 378-379 379-380 380-381 381-383 383-384 382-383 384-385 385-388 388-390 БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства 390-391 391-392 392-393 393-396 396-397 397-398 398-401 401-404 406-407 407-408 408-409 409-410 410-411 411-412 412-428 428-450 БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры 450-451 451-454 БЫШКОВСКИЙ Степан Иванович (1720-е - после 1784), рус. муз. деятель, один из основателей нотопечатания в России 454-455 БЭКОН Роджер (1214 или ок. 1220 - после 1290), англ. философ, богослов, ученый, монах-францисканец 455-458 458-460 460-461 461-462 462-463 464-466 466-467 467-469 469-470 470-471 ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. 471-479 479-481 ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре 481-486 486-487 ВАВРИК Василий Романович (1889-1970), писатель, поэт, публицист, историк, правосл. общественный деятель

http://pravenc.ru/vol/vi.html

Борман A., автор воспоминаний «На Соловках в Страстную седмицу» (1956) 156–157 Бострем Глеб Иванович (1898 – 9 декабря), морской офицер, участник скаутского движения. В августе 1926 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После досрочного освобождения из лагеря в августе 1928 г. сослан в Сибирь. Расстрелян 346, 412 Бострем Иван Федорович (1857 – 2 января 1934), вице-адмирал, отец Г.И. Бострема 412 Брюсов Валерий Яковлевич (1873 – 9 октября 1924), писатель 24 Букреева Ольга, заключенная участница скаутского движения, героиня романа Б.Л. Солоневича 453–455,458–459,473477, 480, 483–484, 492–504, 508–509, 519–524, 528–538, 541–543, 550–577, 579–589 Булавин Кондратий Афанасьевич (ок. 1660–1708), предводитель крестьянского восстания 525 Буяич Вера Сергеевна (1898 – 21 июля) поэтесса 28 Булыгин Александр Дмитриевич (1902– 1986), арестован в мае 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Автор воспоминаний «Быль Соловецкая» (рукопись) 84 Бунин Иван Алексеевич (1870 – 8 ноября 1953), поэт 21 Быстров-Гаррах, см. Корнев В., ссыльный доктор 242 Вадбольский Авенир Авенирович (1898 – 18 ноября 1930), князь. Арестован в 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 152 Валя, литературный персонаж 25 Ванька-Пугач, заключенный уголовник 361–362 Варсонофий, почивший соловецкий монах, герой романа Б.Л. Солоневича 448–453, 455, 462, 470, 480–481, 484, 500–501, 516, 518, 585 Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870 – 7 февраля 1930), священномученик, епископ Прилукский. Арестован в сентябре 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После досрочного освобождения из лагеря в октябре 1929 г. сослан в Иркутскую область. Расстрелян 261, 263 Василий, заключенный участник скаутского движения, санитар 375, 383, 393 Васильев, заключенный полковник 327 Василько, охранник 495 Васьков Родион Иванович (1891–1961), в сентябре 1923 г. по собственному желанию откомандирован на Соловки, где до 1926 г. занимал должность начальника I Кремлевского лагерного отделения. Заместитель начальника УСЛОНа по административной части, затем, до 1930 г. – секретарь УСЛОНа. Арестован в июле 1952 г., приговорен к пяти годам лишения свободы 33, 35, 119, 121, 128, 135–136, 267–268, 328

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

летописи. Экономика Г. османской эпохи, как и в предыдущие периоды, определялась ее пограничным положением между Сирией и Египтом, жители обслуживали движение караванов, поставляли изделия из керамики, вывозили финики и мыло. По состоянию на 1838 г. в епархии Г. было 150 правосл. семейств при общей численности населения Г. ок. 15 тыс. чел. Данные 1906 г. отмечают в городе 40 тыс. жителей, в т. ч. 750 христиан и 160 иудеев. В ходе первой мировой войны в 1917 г. Г. была оккупирована англичанами, а после падения Османской империи в 1920 г. вместе со всей Палестиной перешла под англ. мандатное управление. По плану раздела Палестины, принятому ООН в 1947 г., Г. входила в состав Палестинского араб. гос-ва, после арабо-израильской войны 1948-1949 гг. район Г. остался одной из немногих территорий, удержанных арабами. До 1967 г. сектор находился под егип. управлением. В округе Г. осели массы палестинских беженцев, ныне плотность населения здесь одна из самых высоких в мире, а условия жизни крайне тяжелые, что способствует росту экстремистских настроений и подогревает многолетний межнациональный конфликт. В ходе арабо-израильских войн израильская армия занимала Г. в 1955, 1956 и 1967 гг. В наст. время сектор Г. входит в состав Палестинской национальной автономии. Христ. община Г. в кон. XX в. насчитывала ок. 3 тыс. чел. Епископы Г. Филимон (ап. от 70-ти), св. Сильван (между 307 и 310), Асклепий (между 325 и 346), Квинтиан (между 326 и 343, арианин), Синека (348), Ириней (363-393), Эней (394/95), св. Порфирий (395-420), Натирас (431, между 451 и 458), Мариниан (449), Иоанн, Евсевий (VI в.), Тимофей (ок. 512), Кирилл (518), Маркиан (536), Аврелиан (540), Петр (ок. 680, монофизит), Сулейман аль-Газзи (XI в.), Самона (ок. 1056), Мелетий (1173), неизвестный (ок. 1238), Матус (1343/44), Михаил (1465), неизвестный (1579, 1582, 1596), Афанасий (1634), Паисий Лигарид (1652-1671), Самона (?), Христодул (1671-1702), Парфений (1709-1723), неизвестный (1727), Макарий Прусинос (1750), Симеон (1754), Паисий (1761), Иаков (1775), Иоаким (1790), Феодор (1815-1818), Феодосий (1834), Филимон (1838-1848), Прокопий (1864-1872), Иоасаф (1877-1882), Софроний (1908-1925), Стефан (с 1955).

http://pravenc.ru/text/161415.html

Л. А. Беляев Известные епископы К. Агриппин (20-е гг. III в.), Донат († 248), сщмч. Киприан (249-258), Фортунат (251; новацианин), Максим (251/2; новацианин), Фелициссим (251/2; новацианин), Карпофор, Лукиан, Кир, Мензурий (до 303-311), Цецилиан (311 - после 325), свт. Грат (до 343 - после 349), свт. Реститут (упом. в 359), свт. Генефлий (391/2), свт. Аврелий (391/2 - между 427 и 430), Майорин (311-312; донатист), Донат (312-355, изгнан из К. в 348), Пармениан (355-391; донатист), Примиан (391-393, 394 - ок. 400; донатист), Максимиан (393-394; донатист), свт. Капреол (427/30-437), свт. Кводвультдеус (437-439), кафедра вакантна (439-454), свт. Деограций (454-458), кафедра вакантна (458-481), свт. Евгений (481-496, изгнан, † 505), кафедра вакантна (496-523), Бонифаций (523-535), Репарат (535-551/2, низложен, † 561), Примасий (Примос; с 551/2), Публиан (565-589), Доминик (ок. 594-601), Виктор (с 635), Стефан (VII в.), Иаков (с 990), Фома (упом. в 1053), Кириак (до 1073 - после 1076). Лит.: Morcelli S. A. Africa christiana. Brixiae, 1816-1817. 3 vol.; Falbe C. T. Recherches sur l " emplacement de Carthage. P., 1833; Кутепов Н. П., прот. Раскол донатистов. Каз., 1884; Toulotte A. Géographie de l " Afrique chrétienne. Rennes, 1892-1894. 4 vol.; Diehl Ch. L " Afrique byzantine: Histoire de la domination byzantine en Afrique (533-709). P., 1896; Audollent A. Carthage Romaine: 146 avant Jésus Christ - 698 après Jésus Christ. P., 1901; Monceaux P. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne depuis les origines jusqu " à l " invasion arabe. P., 1905. T. 3; idem. S. Cyprien, évêque de Carthage (210-258). P., 1914; Duchesne L. Histoire ancienne de l " église. P., 1906-1925. 4 vol.; Friebel O. Fulgentius, der Mythograph und Bischof. Padeborn, 1911; Mesnage P. L " Afrique chrétienne: Évêchés et ruines antiques. P., 1912; idem. La romanisation de l " Afrique, Tunisie, Algérie, Maroc. P., 1913; idem. Le Christianisme en l " Afrique. Alger; P., 1914. [Vol. 1]: Origines, développments, extension; 1915.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Кирилл Александрийский (конец 370-х – 444) 1338 , блаж. Феодорит Кирский (393–457) 1339 , Св. Юстиниан Великий (483–565) 1340 , преп. Максим Исповедник (580–662) 1341 , преп. Анастасий Синаит (VII в.), Леонтий Византийский (VI в.) 1342 , Леонтий Иерусалимский (VI в.) 1343 , Василий Селевкийский († ок. 458–460) 1344 , в основном занимались христологическими проблемами, которые однако невозможно разрешить без понимания устроения человека, но специальный труд, посвященный антропологии оставил только преп. Анастасий Синаит («Три Слова об устроении человека по образу и подобию Божию») 1345 . Следует отметить и диалог «Феофраст или о бессмертии души и воскресении тела» Энея Газского († после 518) 1346 . Некоторые из писателей этого времени, например преп. Максим Исповедник , Дионисий Ареопагит (конец V-VI в.) 1347 , преп. Нил Синайский (конец IV – середина V вв.) 1348 , преп. Варсонофий Великий и преп. Иоанн Пророк (конец V-VI вв.) 1349 , преп. Авва Дорофей (конец VI – начало VII вв.) 1350 , преп. Иоанн Синайский (Лествичник) (ок. 557 – середина VII в.) 1351 , преп. Исаак Сирин 1352 (VII – начало VIII вв.) 1353 , Блаж. Диадох еп. Фотики древнего Эпира (V в.) 1354 , Исихий Иерусалимский (V в.) 1355 внесли свой вклад и в аскетическую письменность, тоже связанную с необходимостью антропологического знания. «На Ефесском, Халкидонском и двух Константинопольских Соборах (553 и 681 гг.) византийскому богословию удалось осуществить христологический синтез александрийской и антиохийской традиций» 1356 . «Напряжение богословской мысли в эпоху Ефеса и Халкидона было поглощено, главным образом, христологической проблемой. …Не дав законченной антропологии, писатели этого периода осветили особенным образом проблему о человеке, а в лице Леонтия Византийского обогатили литературу ценным терминологическим вкладом» 1357 . Намеченные Преп. Максимом Исповедником контуры целостной системы, в которой все значительные традиции обрели свое законное место, помогли сохранить для восточного христианства идеи Оригена , Евагрия, каппадокийцев, Кирилла и Псевдо-Дионисия 1358 , «фактически преп.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Колокольная бронза представляет собой сплав из меди (4/5) и олова (1/5). 163 См.: Канон Пасхальный ко Пресвятей Богородице, поемый в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в пяток вечера от седмицы Фоминой до седмицы 5-й по Пасхе, в память посещения Богоматерию преподобного Сергия//Минея. Апрель. М., 1985. Ч. 2. С. 333–338. Кроме этого канона, в Минее помещена замечательная Служба в честь явления Божией Матери преподобному Сергию: Минея. Август, 24. М., 1989. Ч. 2. С. 48–58. В календарях издательства Московской Патриархии этот праздник как местночтимый, не упоминается, но в более подробных календарях он присутствует. 167 См.: Беседа старца Серафима с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни: Извлечение из книги С. Нилуса «Великое в малом». М., 1991. (Репр. воспр. изд.: Сергиев Посад, 1911). 32 с.: ил. 169 Феодорит Кирский (ок. 393ок. 458), блаженный, экзегет. Христианский богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологической школы. Апологетический трактат «Эранист» (против монофизитов), «Церковная история» (от 324 до 429), «Компендий еретических басен» (против ариан, несториан и евтихиан), «Десять слов о Промысле», «История боголюбцев» и др. 170 Алексий II (Ридигер; р. в 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 года. Родился в г. Таллине, в семье священника. По окончании школы служил псаломщиком, иподиаконом. Окончил ЛДС и Академию (кандидат богословия). В 1950 посвящен в сан диакона, священника. С 1958 протоиерей. В 1961 принял монашеский постриг. С 1961 архимандрит, в том же году состоялась его архиерейская хиротония. С 1964 архиепископ Таллинский и Эстонский, управляющий делами МП, постоянный член Священного Синода. С 1968 митрополит Таллинский и Эстонский. С 1986 митрополит Ленинградский и Новгородский. 7 июня 1990 на Поместном соборе в Москве тайным голосованием (166 голосов из 317) избран Патриархом Московским и всея Руси. Академик РАН (1993). 171 Одигитрия – Путеводительница. Икона Божией Матери, на которой Пречистая указывает рукою на Богомладенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

До кон. 458 г. М. находился в Равенне; к этому периоду относятся почти все его известные новеллы. М. видел свою миссию в восстановлении пошатнувшегося рим. мира и устранении как внутренних неурядиц, так и внешних опасностей, о чем он заявил в своей 1-й новелле. Во 2-й новелле от 10 марта 458 г. М. предписывал снять все недоимки, накопившиеся на нач. 11 индикта (1 сент. 457). В 3-й новелле он восстановил прежние права дефенсоров городов, которые теперь могли доносить лично императору обо всех злоупотреблениях гражданских и фискальных чиновников. Обязанностям и правам чиновников фиска посвящена 5-я новелла от 4 сент. 458 г. 4-я новелла (от 11 июля 458) касалась необходимости содержать в должном порядке общественные здания и древние храмы в Риме; 7-я новелла от 6 нояб. того же года посвящена вопросам о куриалах. Три новеллы не сохранились до наст. времени и известны только по титулам: 8-я - о праве применения оружия; 10-я - о жителях городов (запрещалось конфисковывать к.-л. имущество, переданное по завещанию рим. сенаторам или храмам); 12-я - о возницах и распрях - является редким свидетельством существования на Западе цирковых партий, к-рые хорошо известны в эту эпоху на Востоке. Кроме 10-й новеллы, предусматривавшей право наследования церквами, христ. Церкви прямо или косвенно касаются также еще 3 новеллы М.: 11-я новелла от 28 марта 460 г. запрещает кого-либо против воли посвящать в церковный сан, а также закрепляет статус папы Римского как высшего апелляционного судьи для епископов; 6-я (от 26 окт. 458) и 9-я (от 17 апр. 459) посвящены вопросам семейного права: запрещается уходить в монахини молодым женщинам и вдовам моложе 40 лет. Молодым вдовам также предписывалось в течение 5 лет вторично выйти замуж. Т. о., законодательство М. представляло собой регресс по отношению к той тенденции, к-рая господствовала в рим. праве со времен имп. Константина I Великого. Фактически М. стремился ограничить те формы христ. благочестия, которые теоретически могли нанести вред демографии.

http://pravenc.ru/text/2561248.html

Кирюшка, офеня-иконщик 204 Кларк К., историк искусства 334, 464 Климент Х. папа (1670–1676) 390 Климов Нестер Климович (упом. 1862), иконописец-старинщик из Москвы 409, 414 Клыков Егор. мсгерский крестьянин 198 Ключевский Василий Осипович (1841–1911), историк 28, 45, 464 Князева Л. 379, 458 Кобеко Дмитрий Фомич 159, 464 Ковтун Е.Ф. 445, 464 Ковылин Илья Алексеевич (1731–1809), основатель Преображенской старообрядческой общины 408 Ковылин Семен Кузьмич (1768–1859), настоятель Преображенской старообрядческой общины 107, 217 Кокьяра Дж., итальянский этнограф, коллекционер 458 Коллинз Самуэл (ум. до 1671), врач царя Алексея Михаиловича, англичанин, автор записок о России 39, 464 Кологривов (Иоанн) 51, 464 Комаров (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Кондаков Никодим Павлович (1844–1925), историк искусства, византинист, управляющий Комитета попечительства о русской иконописи 21, 30, 152, 153, 175, 176, 179, 192, 203, 210, 214, 244–246, 249, 253, 256, 258, 260, 261, 263, 269– 271, 277, 289, 299, 304, 305, 392, 394, 417, 425, 464 Константин Константинович, великий князь 236 Корин Илларион (рубеж XVIII-XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Корин Н.И. (вторая половина XIX в.), владелец иконописной мастерской в Палехе 168 Корин Петр (середина XVIII), иконописец из Палеха 168 Корнилий, инок, старовер 368 Коробко О. А. 17 Коровайкова мастерская, в Палехе 168 Королюк В.Д. 426, 464 Корт К., художник 305 Косма (ум. 284), св. мученик, бессребреник 75 Коссен Н. 356 Косцова А.с. 372, 458 Кошмал В. 439, 464 Кранах Лукас Старший (1472–1553), немецкий художник 295, 296 Красилин М.М. 304, 464 Красницкий И.Я., издатель петербургского журнала «Изограф» 248 Крестьянинов В. С., владелец ризоштамповальной фабрики в Мстере 179 Кривелли Карло, итальянский художник 305 Крючкова Т. А. 458 Ксения, святая 407 Кузьмин Е., историк искусства 363 Кузьмин Семен. см.: Ковылин Семен Кузьмич Куликов Афанасий Ефремович (1884–1949), художник 453 Культепин Максим Иванович (упом. 1844), иконописец из Твери 303, 304

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Франция — 204, 290, 315 Фридрих Вильгельм III — 324 Фролов-Багреев, Александр Алексеевич — 222, 445 Фусс — 37 Харьков — 368 Хвостов, Дмитрий Иванович — 260, 460 Хиджеу, А. Ф. — 321 („земляка нашего“), 480 Хилков, Иван Михайлович — 114, 413 Хилкова, Надежда Дмитриевна — 411-413 Хилкова, Прасковья Ивановна — 107 („княжна“), 411 Хмельницкий, Богдан (Зиновий) Михайлович — 299, 407, 474 Ходаревская, Катерина Ивановна — 168, 171, 181, 231, 244, 251, 258, 262, 265, 266, 268, 272 273, 275, 276, 286, 314, 316, 334, 363, 372–374, 426, 453, 462, 497 „Ходить гарбуз по городу“ — 356, 492 Хозрев-Мирза — 199 Художники — 179, 249 Царское село — 200–202, 206, 214, 338, 434, 435, 437 Цензурный комитет — 206 Цертелев, Николай Андреевич — 320, 480 Цых, Владимир Францевич — 307, 319, 322, 325, 476 Цюревский, Петр Федорович — 196 („Цуревский“), 432 Цявловский, Мстислав Александрович — 482 Чаговец, Всеволод Андреевич — 388, 414, 483 Чекиев, Федор Иванович — 33, 389 Человеколюбивое общество — 364 Чернигов — 137, 400 Черныш, Василий Иванович — 104, 105, 118, 199, 213, 217, 262 („папеньке“), 265, 268, 270, 295, 330, 334, 352, 373, 410, 442, 460 Черныш, Татьяна Ивановна — 199, 262 („маминьке“), 295, 334, 372, 373, 497 Чернышевский, Николай Гаврилович — 435 Чихмарев — 108 Шамшевы — 184, 427, 428 Шан-Гирей, Аркадий Павлович — 472 Шапалинский, Казимир Варфоломеевич — 63 („профессор“), 65, 66, 77, 79, 81, 100, 400, 401, 403, 409 Шаржинский, Семен Данилович — 332 („прелюбезнейший человек“), 338, 482 Шафонский, Афанасий — 299, 474 Швейцария — 315 Шверин, Густав Адольфович — 364, 393 Швеция — 161, 315 Шевляков, Михаил Викторович — 393, 408 Шевырев, Борис Степанович — 490 Шевырев, Степан Петрович — 353–355, 444, 449, 458, 489, 490–491 Шенрок, Владимир Иванович — 387, 388, 391–393, 396, 398, 399, 402, 406, 407, 409–411, 413, 415–418, 420, 422, 428, 430, 432–435, 437, 443, 445, 447, 451, 453, 454, 456, 457, 460, 462, 465, 476, 479, 481, 487–489, 491, 493 Шереметев (Шереметьев), Дмитрий Николаевич — 198 Шибуев, Василий Козмич — 428

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010