Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВРОСИЙ Аврелий [лат. Aurelius Ambrosius] (ок. 339, Августа Треверов, совр. Трир - 4.04.397, Медиолан, совр. Милан), свт. (пам. 7 дек.), еп. Медиоланский (с 7.12. 373), один из великих зап. отцов Церкви. Житие Источником сведений о жизни А. являются прежде всего его творения, среди к-рых наибольшее значение имеют письма, датируемые периодом с 379 по 396 г. Житие А., написанное в 412-413 гг. его последним секретарем св. Павлином Медиоланским по просьбе блж. Августина , вполне заслуживает доверия, поскольку автор пользовался сведениями, полученными от близких к А. лиц (его сестры Марцеллины и др. «достойнейших доверия людей»). Большое значение имеют также «Церковные истории» Руфина , Сократа , Созомена и особенно блж. Феодорита Кирского . Созданные на основе последней греч. жития, одно из к-рых приписывается св. Симеону Метафрасту (X в.), имеют с исторической т. зр. второстепенное значение, равно как и анонимное лат. житие IX в. Дата рождения А. устанавливается по его собственному свидетельству о том, что он достиг 53-летнего возраста ко времени неких бурных событий в империи (Ep. 59. 4). Относя эти слова к гос. перевороту, устроенному Арбогастом (392), рождение А. обычно датируют 339 г. ( Dassmann. S. 362 - называются также 330, 334 и 337 гг.). Родители А. происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям с давними христ. традициями: среди его родни наряду с консулами была св. дева Сотирия, принявшая мученичество в гонение при имп. Диоклетиане (Exhort. virg. 12. 82). Отец его, Аврелий Амвросий, занимал высокий пост префекта Галлий и ведал гражданским управлением зап. провинций империи с резиденцией в Августе Треверов. После его гибели во время похода имп. Константина II в Италию (340) мать А. с малолетними детьми переехала в Рим. Старшая сестра А., Марцеллина, в 353 г. приняла монашество. Его брат Ураний Сатир, также не вступивший в брак, стал чиновником и впосл. помогал Медиоланскому епископу; он скончался в 375 г. после изнурительной поездки в Африку по церковным делам. А., самый младший в семье, изучал грамматику, риторику и юриспруденцию, получив образование, обычное для людей его круга, готовившихся к карьере на гос. поприще. Его образованность и начитанность были весьма велики: он свободно владел ораторским искусством на лат. и греч. языках, увлекался философией и лит-рой, особенно Платоном , в его творениях весьма часты реминисценции из Цицерона , Вергилия , Светония и др.

http://pravenc.ru/text/114346.html

Возвышая душу над телом и устремляясь к вечному Из творений святителя Амвросия Медиоланского Святитель Амвросий Медиоланский 7/20 декабря Церковь чтит память святителя Амвросия , епископа Медиоланского (ок. 339–397), – ревностного защитника чистоты веры, вдохновенного проповедника и гимнографа.      О бедности и богатстве Пусть не желает слишком многого, ибо и малого ему слишком много; ведь бедность и богатство – названия нужды и довольства. Небогат тот, кто в чем-то нуждается, и небеден тот, кто не нуждается. Бог считает богатым только того, кто богат для вечности, кто пожинает плоды не земных благ, но добродетелей И истинно богат, кто видится богатым в очах Бога, для Которого земля ничтожна и сам мир тесен. Но Бог считает богатым только того, кто богат для вечности, кто пожинает плоды не земных благ, но добродетелей. Кто же богат пред Богом, если не кроткий и скромный дух, никогда не повреждаемый? Разве тебе не кажется богатым тот, кто обладает миром души, невозмутимостью спокойствия, кто ничего страстно не желает, кого не волнуют бури страстей, кто не презирает старого и не ищет нового, даже при наибольших богатствах оставаясь неимущим о вечной неудовлетворенности? О милосердии Ныне настало то время, о котором пишет блаженный апостол: в последние дни умножится беззаконие и охладеет любовь (см.: Мф. 24: 12). Ибо теперь умножился грех скупости, который прежде исчезал от щедрости, и охладела любовь братская, которая некогда была распаляема любовию Христовою. Во времена апостолов царствовала любовь братская, так что в обществе верующих не было бедности, а ныне такая холодность в христианах, что между ними едва найдешь одного богатого. Я разумею здесь богатого не столько имением, сколько делами. Ибо апостол сказал: да будут богаты добрыми делами (ср.: 1 Тим. 6: 18). Когда кто помогает бедным не столько, сколько может, то и приносимое бывает неприятно (Богу), и сберегаемое не насыщает его. Ты, христианин, неправедно разделяешь, когда из великого богатства более сохраняешь для чрева, нежели даешь Господу.

http://pravoslavie.ru/99576.html

Святитель Амвросий Медиоланский и его вклад в становление церковного учения о приснодевстве Божией Матери 1 октября 2021 г. 11:07 30 сентября 2021 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на VII Международной патристической конференции «Святитель Амвросий Медиоланский и его богословское наследие» . Вступление Настоящая VII Международная патристическая конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия посвящена богословскому наследию святителя Амвросия, епископа Медиоланского (ок. 339-397). С полным правом он может быть назван одним из великих отцов и учителей Вселенской Церкви. Его имя наряду с именами блаж. Иеронима, Августина и св. папы Григория Двоеслова впоследствии вошло в число четырех великих учителей Западной Церкви (magni doctores но и на христианском Востоке оно почиталось наряду с тремя «великими учителями и святителями» — свв. Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. В самом деле, заслуги святителя Амвросия в деле укрепления христианской Церкви в эпоху перехода империи от язычества к христианству весьма велики, а его вклад в развитие православного богословия не менее значителен. Он был не только мудрым христианским пастырем, учившим свою паству как вдохновенным словом проповедника, так и личным примером; и не только влиятельным церковно-политическим деятелем своего времени, не боявшимся отстаивать православную веру перед лицом многочисленных еретиков и представителей государственной власти, но и блестящим богословом, экзегетом и учителем христианской нравственности. Богатое литературно-богословское наследие святителя Амвросия включает не менее 40 сочинений догматического, экзегетического и нравственно-аскетического характера, а также множество писем, богослужебных гимнов и эпиграмм. В своем богословии Миланский святитель мудро сочетает, с одной стороны, лучшие достижения как западной, так и восточной христианской мысли, а, с другой стороны — догматико-теоретические элементы с нравственно-практическими. Прекрасное знание святителем Амвросием греческого языка и античной культуры обеспечило ему прямой доступ к богатейшему богословскому наследию греческих отцов и учителей Церкви, а также важных для христианской традиции иудейских авторов — Иосифа Флавия и Филона Александрийского.

http://patriarchia.ru/db/text/5848986.ht...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Амвросий Медиоланский, святитель (ок. 339397 гг.) – епископ Милана, один из самых почитаемых Отцов Запада. Проповеди Амвросия вернули Августина к вере. Будущий медиоланский епископ вырос в аристократической семье, с давними христианскими традициями, выдающийся государственный служащий. Согласно преданию он был выбран епископом ещё некрещеным: в разгар споров православных и ариан о новом епископе, детский голос прокричал: «Амвросий – епископ», и собравшиеся выбрали Амвросия. Заставил покаяться императора Феодосия Великого за фессалоконийскую резню, где погибли ок. 7 тыс. жителей. Вообще, проявлял стойкость и принципиальность в отношениях с властью. Творения Амвросия Медиоланского посвящены догматическим, экзегетическим и нравственно-аскетическим вопросам. Ввел на Западе аллегорический метод экзегезы. Аверинцев так характеризовал Амвросия Медиоланского: «энергично боролся как против язычества (спор об алтаре Победы в сенате) и арианства, так и против складывавшейся со времен Константина и проявившейся, напр., у Евсевия Кесарийского идеологии сакральной «христианской» государственности как подобия Царства Бога на земле. Амвросий сформулировал принцип: «император может быть внутри Церкви, но не над Церковью», — и осуществил его на практике, отлучив на некоторое время от церковного общения императора Феодосия I за устроенное им избиение жителей Фессалоники. Утверж­дение независимости Церкви от светской власти не мешало Амвросию деятельно сотрудничать с последней в целях спасения римского порядка перед лицом глубокого кризиса.» Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/amv...

Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. S. 384; Sauget J.-M. Pelagia//BiblSS. Vol. 10. Col. 430-432; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 342. П. А. Пашков Почитание в Грузии На груз. языке в переводе прп. Ефрема Мцире (XI в.) в коллекции Национального центра рукописей Грузии сохранилось Похвальное слово свт. Иоанна Златоуста (НЦРГ. S. 384, XI-XII вв. Л. 329-339). В XI в. прп. Георгий Святогорец перевел на груз. язык синаксарное сказание о П. и включил его в сб. Великий Синаксарь (НЦРГ. А. 97, НЦРГ. А 193, НЦРГ. Н 2211, Hieros. Patr. iver. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30, все XI в.) ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 311-312). Н. Н. К. Иконография Мученицы Пелагия Антиохийская и Пелагия Тарсийская(?). Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia Мученицы Пелагия Антиохийская и Пелагия Тарсийская(?). Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia Наиболее раннее изображение мученицы, при образе к-рой сохранилось имя Пелагия, представлено в нартексе октагона Сант-Акуилино, примыкающем к ц. Сан-Лоренцо в Милане (374-397, ок. 400). Однако образы 2 мучениц - П. и Пелагии Тарсийской - можно четко различить лишь при указании житийных сведений. Так, в Минологии Василия II (Vat. gr. 1163, 1-я четв. XI в.) краткие Жития обеих мучениц сопровождают миниатюры с их изображением: казнь мц. Пелагии Тарсийской, к-рая показана молящейся, стоя в раскаленном изваянии быка (P. 96); моление П. перед смертью и 2 воина, приближающиеся к ней (P. 97). Мученица Пелагия Тарсийская(?). Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia Мученица Пелагия Тарсийская(?). Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia В минологиях, созданных на стенах храмов, нередко присутствуют рядом 2 святые Пелагии - преподобная (Пелагия Антиохийская) и мученица. Схожесть иконографии и близость дней памяти мучениц с именем Пелагия (7 и 8 окт.) не позволяют идентифицировать изображения в минеях. Однако можно отметить, что в минейных циклах обе соименные Антиохийские святые, преподобная и мученица, размещались обычно рядом (пам. в окт.), а мц. Пелагия Тарсийская (пам. в мае) - отдельно. Две Пелагии с крестами в руках представлены в росписях ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (на юж. стене) (1317-1318), ц. Благовещения Успения в мон-ре Грачаница (ок. 1320). В ц. Рождества Христова в Арбанаси, Болгария (XVII в.), П. изображена в красном мафории, с крестом, но также неизвестно, какая именно мученица здесь представлена.

http://pravenc.ru/text/2579918.html

АМАБИЛИЙ (397 - ок. 475), регент собора г. Арвернора, затем приходск. свящ., св. (пам. зап. 1 нояб., 11 июня) АМАЛАР СИМФОЗИЙ Мецский (ок. 775 или 780 - ок. 850), литургист, автор первого в Европе аллегорического толкования богослужения АМАЛЬРИК АУГЕРИЙ августинец-еремит, церковный историк XIV в., приор мон-ря Санта-Мария де Аспирано (диоцез Эльн) 99-100 100-101 АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата АМАСТРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Арматийская, Амартийская]; происхождение иконы, получившей название по месту явления или чудотворения, связывают с Амастрийской обителью на Чёрном м. 101-102 102-103 103-104 104-108 108-110 110-111 111-117 117-118 118-119 АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.) 119-135 АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) 135-137 АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) 137-138 АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) 138-139 АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 139-140 140-141 АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель 141-142 142-143 АМВРОСИЙ (Микадзе Захарий; ок. 1728 - ок.1812), еп. Некресский, груз. церк. деят, проповедник и поэт 144-145 145-146 АМВРОСИЙ (Паппа-Георгополи Амирей; 1791-1863), старообрядческий митр., основатель Белокриницкой иерархии 146-149 АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель

http://pravenc.ru/vol/ii.html

В 1614 г., незадолго до смерти, Г. составил «Духовную память», являющуюся первым историческим описанием Ниловой Столобенской пуст. Дата кончины святого указана в монастырском синодике 1638 г. Преемником Г. по управлению пустынью стал его ученик, избранный святым на игуменство, св. Нектарий (Теляшин) , впосл. архиеп. Тобольский и Сибирский. Г. был похоронен у колокольни монастырской Богоявленской ц., могила святого почиталась в обители. После того как в 1821-1825 гг. был построен каменный Богоявленский собор (сохр.), гробница святого оказалась в подвале собора. Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. по благословению Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор установлен ок. 1831). 5 июля 2005 г. в дер. Соснице Осташковского р-на архиеп. Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) и архиеп. Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) освятили строившуюся с 2003 г. 2-этажную деревянную церковь, в к-рой верхний храм посвящен Г., нижний - прп. Нилу Столобенскому. В 2005 г. было создано правосл. братство во имя Г. Арх.: РГБ. Ф. 304. 672. Л. 85-108 [Житие прп. Нила Столобенского в декабрьской Четьей-Минее/Сост. Г. Тулупов, 1630 г. История создания Жития - л. 85-86]. Ист.: Герман Столобенский. Духовная память// Успенский В. П. Историческое описание Ниловой Столобенской пуст. Тверской епархии Осташковского у. Тверь, 18762. С. 17, 135, 138; Рукописные собрания ГБЛ. М., 1986. Вып. 1. Ч. 2. С. 338, 339, 341. Лит.: Пустынь прп. Нила//Журн. МВД. 1843. Июнь. С. 397-398; Филарет (Гумилевский). РСв. 1865. Кн. 3. С. 527-528; Ключевский. Древнерусские жития. С. 313-314; Рачинский А. В. Нилова пустынь в первые полтораста лет ее существования. М., 1876. С. 2, 10; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 6. Февр. С. 192-195; ЖСв. Кн. доп. 1. С. 498-499; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 349, 352-353; Лихачёв Д. С. Филофей Пирогов//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 473-474; Нило-Столобенская пустынь/Сост.: иером. Митрофан (Заридзе). Тверь, 2000. С. 29-32; Барсегян Т. В. Земля истока... Очерки культуры Верхневолжья. М., 2001. С. 110-112, 122-305.

http://pravenc.ru/text/164713.html

В Септуагинте греческий глагол θω соответствует еврейскому глаголу завáх и употребляется как в повседневном, так и в культовом смысле, в том числе в отношении пасхального агнца (Втор. 16:2, 5, 6). 1.5. Выводы В притче о блудном сыне трижды используется выражение «заколоть откормленного теленка» (Лк. 15: 23, 27, 30). Все три слова из этого словосочетания, в большей или меньшей степени, имеют коннотации с жертвоприношением как в новозаветном, так и в ветхозаветном контексте. Причем в сознании грекоязычного читателя Священного Писания словосочетание «откормленный теленок» («телец упитáнный»; μσχος σιτευτς) связано как с животным, при заклании которого проливается кровь, так и с хлебом ( στος), которым он выкормлен, причем с очевидной жертвенной коннотацией термина «телец» ( μσχος ) как в Ветхом, так и в Новом завете. Это следует принять во внимание, чтобы понять появление соответствующих ассоциаций уже у ранних толкователей этой притчи. В греческом тексте заклание «тельца упитáнного» более явно, чем в русском или славянском, ассоциируется с жертвоприношением в силу специфически культового происхождения и употребления глагола θω. 2. «Телец упитáнный» в экзегетической и гомилетической традиции Аллегорию крестной жертвы Сына Божия в заклании тельца упитанного и Евхаристии в радостном пире по случаю возвращения блудного сына видели уже отцы ранней Церкви как на Западе, так и на Востоке. Им следовали и более поздние толкователи вплоть до нашего времени. Среди них Тертуллиан (ок. 165–220), Амвросий Медиоланский (ок. 339–397), блаж. Иероним Стридонский (342–420), Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 215), Кирилл Александрийский, Иоанн Златоуст (ок. 347–407), блаж. Феофилакт Болгарский, свт. Григорий Палама (XIV в.), свт. Филарет (Дроздов), свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Николай Сербский (Велимирович) и др. 2.1. Западная традиция Один из самых ранних комментариев на притчу у латинских авторов принадлежит Тертуллиану (ок. 165–220). В своем труде «О скромности» Тертуллиан дает аллегорическое толкование.

http://bogoslov.ru/article/6177711

Отец – это Бог, дом – Церковь, члены которой «заняты божественной работой, имея изобилие небесного хлеба». Младший сын олицетворяет язычников или христиан, а старший – иудеев (но с большими оговорками, поскольку «иудей в наши дни, не меньше чем младший сын, растратив имение Божие, является нищим в чужой стране, до сих пор служа своим князьям, то есть князьям мира сего»). Когда блудный сын («отступник») вернется в дом отца, ему вернут прежнюю «одежду» – «одеяние Святого Духа», «кольцо» – «знамение и печать крещения» и «Христос снова будет “заклан” ( et rursus illi mactabitur Christus )» (ср.: Лк. 15:23). В доме сын «питается “тучностью” тела Господа – Евхаристией ( opimitate Dominici corpus vescitur, Eucharistia) ». Зависть старшего сына объясняется не тем, что «иудеи были невинны и послушны Богу, а тем, что они завидовали спасению народа, будучи явно теми, кто должен был быть «всегда с отцом». Поэтому иудеи были недовольны еще первым призванием христиан, а не их покаянием и повторным восстановлением . Амвросий Медиоланский (ок. 339–397) обращается к притче дважды. Так, во второй книге «О покаянии» он пишет: блудный сын – это кающийся грешник, по его возвращении к Отцу «заклан был для него телец, чье заклание изображает страсти Господни, через которые дается нам небесное таинство». Отец «приказывает заклать тельца; ибо Пасха наша, Христос, заклан за вас (1 Кор. 5:7). Ибо когда приемлем кровь Господню, тогда возвещаем смерть Его. И поскольку Он однажды за всех пострадал, то прощаются нам грехи, когда приемлем таинство тела Его» . Более подробно святитель толкует притчу в «Изъяснении Евангелия от Луки» (Liber 7, nn. 213–243) . В целом придерживаясь традиционного понимания под «отцом» из притчи Бога Отца, святитель иногда отступает от этого правила. Так, он пишет, что объятия отца означают, что Христос освобождает кающегося от ига рабства и заменяет его Своим «легким игом» (Мф. 11:30) (n. 230, p. 264). Заколение откормленного теленка (“occiditur et vitulus saginatus”) означает, что «нам великодушно дано принять участие в Общении священных таинств, питая себя плотью Господа (carnem Domini) и становясь сильными в духовной добродетели».

http://bogoslov.ru/article/6177711

Завершением апологетического времени можно считать деятельность Оригена (182 или 185 – ок. 251), пресвитера и выдающегося учителя Александрийского училища, которого Дидим назвал «вторым после Павла». Он – отец церковной науки в широком смысле и вместе с тем основатель богословия, развивавшегося в 4–5 вв. Ориген создал церковную догматику, заложил основание научного знания об иудейской и христианской религии, освободил христианское богословие от апологетических и полемических задач, сообщив ему самостоятельное значение. Он провозгласил примирение науки с христианской верой 663 . Большим авторитетом пользовался возглавивший Александрийское училище ок. 232 г. после Оригена Дионисий Великий, позднее – епископ Александрийский (ум. 265), известный полемист с монархианами, писавший против Савеллия, Павла Самосатского, автор целого ряда догматических, канонических, экзегетических трудов. Мефодий, епископ Олимпийский (позднейшие писатели называют по недоразумению местом его епископства Патры, отчего он также известен как Мефодий Патарский ум. ок. 310), написал несколько книг против Порфирия, от которых дошли лишь отдельные фрагменты у Иоанна Дамаскина ; Евсевий Кесарийский – 25 книг против Порфирия и небольшое сочинение против Иерокла. § 2. Святоотеческая письменность (патристика). В данном разделе, исходя из педагогических целей, широкий термин «святоотеческая письменность» мы применяем узко, только в отношении трудов собственно богословских. Эта категория нарративных источников, несмотря на узкую специализированность предмета, может содержать ценную информацию относительно историко–церковных реалий своего времени. «Золотой век» в истории христианской богословской письменности пришелся на 4 столетие, когда христианство из религии гонимой превратилось в религию равноправную, а затем – и господствующую в Империи. Среди крупнейших богословов 4 в. должны быть упомянуты: «отец Православия» Афанасий Александрийский (ок. 295–373); три великих каппадокийца – Василий Великий (ок. 330–379), его брат Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394) и близкий друг Григорий Назианзин (или Богослов) (ок. 330 – ок. 390); читель и проповедник, архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (ок. 347–407). Важны для развития христианской мысли труды Кирилла Иерусалимского (315–386), Дидима Слепца Александрийского (ок. 313 – ок. 398), главы Александрийского огласительного училища (ок. 282) и, позже, епископа Тмуитского (ок. 339) Серапиона (2–я пол. 3 – сер. 4 в.), Амфилохия Иконийского (ок. 340 – ок. 396). Не менее известны экзегет и переводчик Библии Иероним Стридонский (ок. 342–420); экзегет и проповедник Ефрем Сирин (ок. 306–373); историк и знаток Писания Евсевий Кесарийский (ок. 260–339); ересеолог Епифаний Кипрский (367–403). На Западе трудятся богословы Иларий, епископ Пиктавийский (ок. 315–367), и Амвросий Медиоланский (ок. 340–397) 664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010