Прп. Дорофей Газский. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1547 г. Прп. Дорофей Газский. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1547 г. Родился Д. Г., вероятнее всего, в Антиохии в нач. VI в. (Vita Barsanuphii. 9). Отроческие и юношеские годы он провел в окрестностях Газы вместе с семьей, обладавшей немалым достатком. В Житии прп. Досифея говорится о том, что брат Д. Г., «добрый христианин и большой друг монахов», построил в мон-ре аввы Серида лечебницу на свои средства. Благодаря заботе родителей Д. Г. получил «внешнее образование» (ες τν ξω παιδεαν) под руководством некоего философа, к-рым мог быть Прокопий Газский , известный христ. ритор и апологет, в течение краткого времени возглавлявший Газскую школу. По словам Д. Г., он учился с раннего утра до позднего вечера, забыв о пище и сне и держа перед глазами книгу. Его друзья по школе ни разу не смогли уговорить его уделить часть времени, посвященного учебе, юношеским развлечениям (Поуч. 10. С. 130/Doct. 10. 105). Помимо философских познаний Д. Г. мог приобрести также и медицинские, к-рые пригодились ему в мон-ре - как в служении другим, так и в поддержании своего слабого здоровья (ср.: Поуч. 11. С. 138-139/Doct. 11. 113). На духовное становление Д. Г. оказали влияние св. места Палестины. Можно предположить, что он посещал гробницу прп. Илариона (ок. 291-371), располагавшуюся вблизи Газы и с нач. VI в. ставшую местом паломничества, и Иерусалим (см.: Поуч. 10. С. 133/Doct. 10. 107, где монашеская жизнь сравнивается с паломничеством во Св. град). Занятия науками послужили своеобразной пропедевтикой к монашеской жизни. В «Душеполезных поучениях» сохранились размышления юного подвижника: «Если при обучении внешнему любомудрию родилось во мне такое желание и такая горячность оттого, что я упражнялся в чтении, и оно обратилось мне в навык, то тем более будет так при обучении добродетели» (Поуч. 10. С. 130/Doct. 10. 105). В мон-ре аввы Серида Д. Г., руководствуясь примером апостолов, оставивших все ради Христа, с тем же рвением, с каким он некогда занимался изучением мирской мудрости, посвятил себя добродетельной жизни по Богу (Отв. 249. С. 188/Ep. 252).

http://pravenc.ru/text/180299.html

В решении вопроса: был ли Иларион пресвитером, склоняются к тому, что он не был пресвитером. Хронология и топография жития Иларионова: родился он в 291 г. в Тавафе в 5 милях на юг от Газы; отроком отправился в Александрию, где крещен св. епископом Петром († 311 г.), здесь был свидетелем многих мучений христиан, 15 лет в 306 г. пришел к Антонию В. и делается одним из первых учеников его и по времени и до духу, хотя пробыл у него только около двух месяцев; в том же 306 году возвратился с несколькими монахами в Газу и, раздавши наследство, удалился в пустыню маиюмскую (Маиюма портовой город – на 20 стадий севернее Газы). Через 22 года в 328 году начинает творить чудеса и собирать учеников, отправляется в Иерусалим, за тем идет в Елузу (ныне Ель-Куласа на севере пустыни Кадис), здесь многих обращает в христианству, основывает около нее монастырь в многие другие в Палестине. По смерти пр. Антония 17 янв. 356 г., он отправляется на его гроб в 357 или 358 г. идет чрез Ветулию, где прежде имел учеников и многих обратил ко Христу (на юг от Газы), посещает монахов близь Пелусия из Лихнона, также исповедника Драконтия, бывшего епископа ермопольского в заточении в Фавасте, и Филона, еп. Киринеи в Вавилоне, и чрез Афродитополь приходит к месту жительства Антониа, здесь проводит более года и возвращается в монастырь между Афродитополем и Анкирополем, где в 359 г. молитвою избавляет окрестную страну от засухи, в 362 году удаляется в Александрию и поселяется в Брухии предместии ее и потом удаляется во внутренний оазис, отселе осенью 363 года идет в Паретон и в Сицялию и поселяется на мысе Пихоне на самой южной части острова; в 365 году отправляется в Епидавр далматский, откуда, вследствие чуда, обратившего на него внимание города, бежит в Кипр ок. сентября 366 года, где принятый епископом Епифанием, который после с ним много беседовал, поселился близ Пафа. Здесь скончался 371 или 372 года 21 октября. Пр. Иларион меглинский . См. об нем у Филарета: Святые южных славян. Ученые расходятся в определении местоположения Меглина или Мглина (от славянского: мгла).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(«Житие св. Илариона», CPL. 618; PL. 23. Col. 29–54; Bastiaensen. 1975. P. 72–142; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 4. С. 12–44). В этом житии, написанном в 386 г., в самом начале вифлеемского периода жизни Иеронима 530 , или в 390–391 гг. 531 , рассказывается о прп. Иларионе (ок. 291/292–371 гг.) – ученике прп. Антония Великого и родоначальнике палестинского монашества, который после 22 лет отшельничества стал игуменом основанного им монастыря, располагавшегося недалеко от Газы, и прославился не только своими аскетическими подвигами, но и многочисленными чудесами, совершенными им среди простых людей. Прп. Иларион был духовным наставником свт. Епифания Кипрского , от которого автор мог получить необходимые сведения для составления жития 532 . На Vita S. Hilarionis во многом опирался Созомен в своей «Церковной истории» при описании деталей биографии прп. Илариона 533 . 5.3. Vita Malchi monachi captivi («Житие пленного монаха Малха», CPL. 619; PL. 23. Col. 53–60; Mierow. 1946. P. 31–60; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 4. С. 44–53). В этом кратком житии, написанном в 390–391 гг. 534 на основании сведений, полученных блаж. Иеронимом в бытность его в Антиохии в 373–381 гг., повествуется о судьбе одного благочестивого старца – Малха, сирийца по происхождению, жившего в духовном браке со своей женой в деревне Марония, близ Антиохии, в имении друга блаж. Иеронима – пресвитера Евагрия, впоследствии ставшего преемником еп. Павлина на Антиохийской кафедре. Малх рассказывает об обстоятельствах своего поступления в монастырь в Халкидской пустыне, о своем последующем выходе из монастыря, пленении бедуинами, насильственной женитьбе, бегстве из плена вместе с женой и возвращении в Сирию. Рассказ содержит много личных подробностей, подкупающих своей жизненной правдивостью, которые, несомненно, были почерпнуты автором из беседы с самим Малхом 535 . Главной целью повествования является побуждение к хранению целомудрия. Высказанная некоторыми исследователями гипотеза о том, что Vita Malchi представляет собой переработку греческого подлинника, оказалась несостоятельной; наоборот, греческая и сирийская редакции жития являются переводами труда блаж. Иеронима 536 . 5.4. Перевод «Пахомиевского корпуса» (Pachomiana Latina).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

367 О богомильстве имеется специальная библиография К. Гечевой (София, 1997). См. также: ИАБ VI, 546–553; ПЭ V, 471–473 (к списку богомильских источников следует добавить комментированные издания «Книги о двух нача­лах» и «Катарского требника» в SC 198 и 236). – Ред. 368 СККДР. Вып. 1. С. 285–288; Вып. 3. Ч. 4. С. 822; Подскальски. Христианство и богословская литература. С. 108–109 (примеч. 324). – Ред. 369 Кусков. История древнерусской литературы. С. 32. [Об изображении Китовраса, героя апокрифа «Сказание о Соломоне и Китоврасе», на каменных рельефах Георгиевского собора Юрьева-Польского (нач. XIII в.) и на «Золотых» Васильевских вратах, сделанных в 1336 г. для Софии Новгородской.] 370 О роли апокрифов в древнеболгарской литературе см. также на русском языке: Полывянный. Культурное своеобразие. С. 116–129. – Ред. 371 СККДР. Вып. 1. С. 337–343; Вып. 3. Ч. 4. С. 824–825; Подскальски. Христианство и богословская литература. С. 330–351. – Ред. 373 СККДР. Вып. 1. С. 198–204; Вып. 3. Ч. 4. С. 815–817; Подскальски. Христиан­ство и богословская литература. С. 148–152. – Ред. 377 «Яко не презре до конца твари своеа идольскыим мраком одержиме быти» (гл. 1)//Там же. С. 122. – Ред. 378 Кусков. История древнерусской литературы. С. 60. [ " Евангельский же источникъ наводнився. и всю землю покрыв. и до нас разлиася» (гл. 27)//Акентьев. «Слово о законе и благодати». С. 136.] 379 Литературу см.: Podskalsky. Theologische Literatur in Bulgarien und Serbien. S. 198, Anm. 851; ИАБ (по именному указателю). Годы жизни: ок. 1320/1330-ок. 1402. – Ред. 380 Кусков. История древнерусской литературы. С. 126. [ПЭ XII, 583–592. Литературу см. также в: Podskalsky. Theologische Literatur in Bulgarien und Serbien. S. 198– 205 (и по именному указателю на Camblak); ИАБ (по именному указателю). Годы жизни: ок. 1365–1419/1420.) 393 Об апокрифах богомильского характера см.: Podskalsky. Theologische Literatur in Bulgarien und Serbien. S. 136–137 (Anm. 580). – Ред. 394 СККДР. Вып. 2. Ч. 1 (Апокрифы о Крестном Древе, с. 60–66). Древнерусские переводные сказания о Древе Крестном изданы в кн.: Порфирьев. Апокрифиче­ские сказания. С. 96–103, 216–220; см. также: БЛДР III, 284–291. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

идет гораздо дальше покорности судьбе и мировому закону, указывая дорогу к личному блаженному бессмертию. 10. «О благотворении и милостыне» (De opere et eleemosynis; CPL, N 47; PL. 4. Col. 601-622; CSEL. Vol. 3/1. P. 371-394; CCSL. Vol. 3A. P. 55-72; SC. 440), написан либо одновременно с предыдущим ( Quasten. Patrology. Vol. 2. P. 358; Nuovo dizionario patristico. 2006-2008. Vol. 1. P. 1029), либо несколько позже (ок. 253-256, см.: Poirier. 1999. P. 21). В трактате говорится о необходимости оказывать помощь нуждающимся, больным и умирающим. Добрые дела необходимы для спасения; они вновь привлекают к нам милость (indulgentia) Божию (гл. 2), являются средством к умилостивлению и удовлетворению Бога и служат очищению от грехов, совершенных после крещения (гл. 5). Содержащиеся в начале и заключении трактата обращения к «дражайшим братьям» (главы 1, 26) могут указывать на изначальную форму гомилии, к-рую К. впосл. отредактировал и опубликовал в виде письменного текста (Ibid. P. 23). Трактат пользовался в древности большой популярностью; неск. цитат из него были включены в деяния Вселенского III Собора ( Quasten. Patrology. Vol. 2. P. 358-359). 11. «О благе терпения» (De bono patientiae; CPL, N 48; PL. 4. Col. 621-638; CSEL. Vol. 3/1. P. 395-415; CCSL. Vol. 3A. P. 118-133; SC. 291. P. 180-246), возможно, также изначально представлял собой гомилию, произнесенную в 1-й пол. 256 г., на что указывает обращение к «возлюбленным братьям», содержащееся во вступлении и в заключении; впосл. гомилия была переделана в небольшой трактат (libellus), к-рый К. отправил своему корреспонденту еп. Юбаяну вместе с посланием о крещении еретиков ( Cypr. Carth. Ep. 73. 26), датируемым летом того же года ( Molager. 1982. P. 132, 135; Nuovo dizionario patristico. 2006-2008. Vol. 1. P. 1029). Здесь ощущается сильное влияние трактата Тертуллиана «De patientia». К. рассматривает терпение в качестве важнейшей христианской добродетели, к-рая происходит от Бога; она отличается от стоического бесстрастия (главы 1-3).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Каково бы ни было историческое содержание биографии, но Иероним бесспорно дал ему такую оправу, которая ставит его вряд с пикантными романами, которыми зачитывалась тогдашняя публика и против которых так вооружался Юлиан Отступник. Это предрешает уже отчасти вопрос и о том, насколько Иероним заслуживает доверия как исторический писатель, как единственный посредствующий свидетель о факте. Приходится сказать, что fides historica Иеронима была не высокой пробы, что он способен не только ошибаться. В одном из писем (ad Heliodorum) он с глубоким чувством описывает опыты монашеской жизни. И что же оказывается? Через несколько лет он сам же объявляет, что это была – чуть не проба пера. «По молодости мы пошалили (Sed in illo opere pro aetate tunc lusimus), мы еще так недавно покончили свои занятия риторикой, и не сделали опыт картинного изложения». Однако же в этом опыте ничто не обнаруживало, чтобы это была простая «шутка». Эта общая слабость Иеронима как исторического свидетеля, составляет сильную сторону и в критике Израэля. Иларион родом из Табаты близ Газы (ок. 291–292 г.), с 15 лет отшельник, с 329 г. уже славный подвижник, давший импульс к быстрому развитию монашества в Палестине, затем бывший в Сицилии, Далмации и Кипре († 371), не упоминается ни в Vita Antonii, ни у Руфина, ни Сульпиция Севера (был повод – в 400 г.), ни у Василия Великого , для которого в 375 г. существование монашества в Палестине еще только вероятность, а не бесспорный факт. Это во всяком случае говорит, что развитие палестинского монашества было не так колоссально и известность Илариона у Иеронима изображена, по ораторской манере того времени, слишком яркими красками. Но все выставленное у Израэля дальше против этой биографии, есть уже гиперкритика. Сам Иероним различие между Павлом Фивейским и Иларионом представляет в том смысле, что скептики уверяют, что Павла не было, так как он никому неизвестен, то теперь жизнь Илариона найдут не интересной (vilis), так как он всем был доступен. А, самое главное, данные биографии Иеронима повторяются в истории Созомена.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Посему самое лучшее – сразу преградить путь этому отсечением причин к получениям почестей. Заменить всё одним исканием приближения к Богу; этим путем душа наша скорей достигнет желанного покоя» (290). Отказавшись принять сан, схимонах Евфимий избрал подвиг меньшего слуги в алтаре Господнем – стал «прислуживать всем священнослужителям». Многие его ученики поднялись по служебной лестнице, а он продолжал со смирением подавать им кадило, целовать их руки, «не обращая внимания на то, что эти ученики, почтенные иеромонахи, обращались к нему с глубоким уважением и благоговением и принимали от него уроки жизни» (290–291). Но следует здесь же отметить, что, отклонив от себя священный сан, схимонах Евфимий впоследствии не советовал некоторым братьям без уважительной причины «уклоняться от предлагаемого священства» (290). Явил глубочайшее смирение схимонах Лука (†1898) – себя считал хуже всех, всем низко кланялся и у всех просил прощения. «Впрочем, – читаем в Патерике, – смирение отца Луки не препятствовало ему делать необходимые внушения» (512). А схиархимандрит Андроник (†1974) даже походкой своей обнаруживал царившее в его душе смирение – «ходил всегда смиренно согнувшись» (868). Отличались смирением также схиигумен Кириак (†1961) (645) и иеромонах Варсонофий (XVIII-XIX вв.). О последнем Патерик свидетельствует: «Отец Варсонофий отличался глубоким смирением. Он часто напоминал братии, что истинное внимание заключается в том, чтобы чем-либо не превознестись, но всё покрывать самоукорением и смирением» (109). Особенно поучительно явил смирение схимонах Архипп (†1896). Это один из величайших глинских подвижников (его при жизни считали святым), который жил в XIX веке, но по своей высоте может равняться с аскетами Востока IV–VI веков – периода расцвета монашества: преподобными Антонием Великим (†356), Пахомием Великим (†348), Иларионом Великим († ок. 371), Евфимием Великим (†473), Саввой Освященным (†532) и др. Смирение для отца Архиппа стало как бы его природой. При малейшем недовольстве брата, старец тут же просил у него прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Гебхард, еп. регенсбургский (1089–1105) 159 Геддон, руководитель соборной школы в Магдебурге (втор. пол. X в.) 69, 69 Гедеон (Гедко), еп. краковский (1166–1186) 310, 310, 317, 317 Геза, о. венгерского кор. Иштвана I, кн. венгерский (ок. 971–997) IV, V, 88, 88,117, 351, 366 Геза I, кор. венгерский (1074–1077) V, 240, 302, 355, 355–357, 357–359, 359, 361 Геза II, кор. венгерский (1141–1162) V, IXb, 241, 247–248, 247, 252, 369–371, 369–371 Геза, с. венгерского кор. Гезы II (ум. до 1210 г.) V, 371, 371 «Генеалогия Вельфов» (1125/6 г.) 188–190 Генрих I, кор. германский (911–936) II, 41, 186, 197, 374 Генрих II, кор. германский (1002–1024, имп. с 1014 г.) II, IXa, 53, 55–58, 60, 62, 63, 67, 68, 69–71, 70–71, 74, 83, 85, 85, 87–88, 97, 135, 158, 165, 165, 191, 228, 278, 279, 298, 340, 350 Генрих III, кор. германский (1039–1056, имп. с 1046 г.) II, IV, V, VII, 96, 98, 98–99, 107, 107, 110, 115, 118, 118–119, 137–153, 223–224, 230, 230, 232, 234, 288, 329, 338, 338, 350, 355 Генрих IV, кор. германский (1056–1106, имп. с 1084 г.) II, IXb, 111, 115, 119–121, 120, 137, 152–155, 153, 157, 157, 159, 161–162, 176, 176, 186–187, 186–187, 190, 197 (?), 197, 219, 219–220, 231, 232–233, 237–238, 253, 264, 279, 285–286, 328, 328–329, 336, 336–337, 340–341, 341, 359 Генрих V, кор. германский (1106–1125, имп. с 1111 г.) II, 179, 179, 189, 197 (?), 197, 208–209, 208–209, 219, 239, 251, 253, 285, 285, 287, 287, 330, 363 Генрих VI, кор. германский (1190–1197, имп. с 1191 г.) II, 291, 291, 295, 295, 309, 316, 316 Генрих, с. германского имп. Фридриха II (ум. в 1242 г.) 11, 343, 343 Генрих I, кор. французский (1031–1060) I,IXa, 101, 101–102, 137, 137–138, 153 Генрих I, кор. английский (1100–1135) VII, 239, 239 Генрих II, кор. английский (1154–1189) VII, 239 Генрих, кн. сандомирский (ум. в 1166 г.) IV, 200, 250, 265, 270, 280, 311, 311 Генрих I, герц, баварский (948–955) II Генрих II Сварливый, герц, баварский (955–995, с перерывом) II, V, 106, 106, 118, 118, 190 Генрих IX Черный, герц, баварский (1120–1126) III

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. 352 Экуменический институт в Боссэ 36. Программные единицы комиссии, отделы, департаменты]. 36 Программная единица 1 " Вера и свидетельство " ] 9. 361 Комиссия «Вера и церковное устройство» 9. 362 Комиссия «Всемирная миссия и евангелизация» 9. 363 Рабочая группа « Церковь и общество» 9. 363 Рабочая группа «Диалог с людьми живых вероучений и идеологии» 37 Программная единица 2 " Справедливость и служение " ] 9. 371 Комиссия Церквей по международным делам (КЦМД) 9. 371–1 Борьба с милитаризмом и гонкой вооружений, проблемы разоружения… 9. 371–2 Проблемы прав человека 9. 371–3 Преодоление очагов военных и политических кризисов 9. 371–4 Экономические угрозы миру 9. 371–5 Экологический кризис и сохранение естественных ресурсов 9. 371–6 Другие проблемы 9. 372 Комиссия по участию Церквей в развитии (КУЦР) 9. 373 Комиссия «Программа борьбы с расизмом» 9. 374 Комиссия межцерковной помощи, помощи беженцам и служение миру 9. 374–1 Венгерское агентство межцерковной помощи (ВМП) 9. 375 Христианская медицинская комиссия 38 Программная единица 3 " Образование и обновление " ] 9. 381 Рабочая группа по образованию. 9. 382 Рабочая группа «Женщина в Церкви и обществе, женщины в экуменизме 9. 383 Рабочая группа «Обновление и общинно-приходская жизнь» 9. 384 Рабочая группа «Молодежь» 9. 385 Рабочая группа «Богословское образование» 9. 386 Миряне в Церкви и обществе 9. 387 Местный экуменизм 9. 39 Представительство Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве. 9. 4 Вопросы Православия во Всемирном Совете Церквей 9. 5 ВСЦ и РКЦ (Совместная рабочая группа РКЦ и ВСЦ: «СОДЕПАКС» – комитет по обществу, развитию и миру) 9. 6 ВСЦ и Всемирные конфессиональные семейства 9. 7 Церкви – члены ВСЦ из социалистических стран во Всемирном Совете Церквей 9. 8 Другие всемирные, региональные и национальные экуменические организации 81 Всемирные организации] 9. 811 Всемирная студенческая христианская федерация (ВСХФ) 9. 812 Христианская ассоциация молодых мужчин (ИМКА). 9. 813 Христианская ассоциация молодых женщин (ИВКА

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

398. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 399. В предыдущем письме. 400. 2 Тим. 2. 5. 401. Супруга Семена Александровича Брянчанинова. 402.  А. А. Сухарев — сын Агафоклеи Марковны Сухаревой, о ней см. Настоящее издание, т. 3, с. 571. 403.  …нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3. 11). 404. См.: Мф. 16. 25; Мк. 8. 35; Лк. 9. 24. 405. Ср.: Ин. 15. 19. 406. Публикация и комментарии В. В. Кашириной. 407. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370; Опт-371. 408. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 159–172. 409. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 151–159. 410. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи/Сост. Лев Кавелин. Спб., 1847. Ч. 2. С. 51. 411. РГБ OP. Ф. 214. Опт-370. Л. 31 об. 412. РГБ OP. Ф. 214. Опт-371. Л. 366. 413. РГБ OP. Ф. 214. Опт-370. Л. 217 об. — 226 об. 414. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 218–218 об. 415. РГБ OP. Ф. 214. Опт-371. Л. 366. 416. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 369 об. 417. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 368. 418. См.: РГБ ОР. Ф. 214. Опт-361. Л. 166–179.  419. Настоящее издание. Т. 4. С. 430–443. 420. См. с. 633–650. 421. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 217 об. — 226 об. 422. На полях рукописи помета: зри. 423. В ркп.: Т. е. самоукорением. — В. К. 424. На полях рукописи помета: зри. 425. Феодор (Перехватов), схимонах. Постриженник знаменитой Нямецкой обители и духовный наставник преп. оптинского старца Льва (Наголкина). 426. В ркп.: Это слово «открыл» теперь ясно подтверждает слова многих знавших покойного старца о дарованном ему свыше даре прозрения. — В. К. На полях рукописи помета: зри. 427. На полях рукописи помета: зри. 428. В ркп.: т. е. преграды. — В. К. 429. В ркп. примеч.: Вне обыкновенного порядка. 430. В ркп. примеч.: С час или сколько бы то ни было. 431. В ркп. примеч.: члены. 432. В ркп. примеч.: членами. 433. В ркп. примеч.: в тебе. 434. В ркп. примеч.: искренно. 435. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 368–369. 436. Преп. оптинского старца Льва (Наголкина).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010