Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Анастасия Узорешительница, вмц. Описания иконы Анастасия Узорешительница, вмц. - житие Святая великомученица Анастасия Узорешительница (память 22 декабря по старому стилю) Святая великомученица Анастасия Узорешительница (U ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста — тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону (U ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту. В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Анастасия Узорешительница, вмц. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3843.jpg:   Размер: 306x1200, 0.37 MPix, 98 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (282) , (16) . Описание: [Афон. XV.] Вмц. Анастасия. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3845.jpg:   Размер: 749x967, 0.72 MPix, 84 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (198) , (11) . Описание: [Москва ] Семейная икона «Храни Господи»со святыми покровитялями семьи (21Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Святая Анастасия,святая Людмила, святая Любовь, святой Сергий Радонежский, святой Ангел Хранитель и благословляющий Господь Вседержитель. На полях иконы: святой Николай Чудотворец, святой вел. князь Владимир, святой князь страстотерпец Борис, святая Параскева Пятница, святая Алевтина, святая Анна Кашинская, святая Лидия, святая Мария, святой Симеон, святой Виктор, свят[...] Файл 18936.jpg:   Размер: 1200x1640, 1.97 MPix, 383 Kb. Дата: 2012-08-11, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 5 (410) , (35) .

http://pravicon.com/icon-1162

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМНИКА Мученичество св. Домники. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 111) Мученичество св. Домники. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 111) [Домнина] († ок. 286), мц. Аназарвская (пам. 12 окт.). Во время правления имп. Диоклетиана (284-305) Д. была схвачена за исповедание христ. веры и предстала перед Лисием, правителем Аназарв в Киликии (область в М. Азии). Ее подвергли мучениям: били воловьими бичами, жгли ноги раскаленным железом, ломали суставы. Затем Д. бросили в темницу, где она скончалась. В Минологии имп. Василия II (кон. X в.) сообщается, что останки мученицы были с честью похоронены, без уточнения места нахождения могилы. В Минее Paris. gr. 243, XII в., и нек-рых визант. синаксарях название города, в к-ром Д. претерпела мученическую кончину, передается как Анабарз. В греч. Минее Д. названа славной победительницей. Это говорит о том, что мученица весьма почиталась на Востоке, откуда ее культ впосл. перешел к слав. народам и на Запад. В Римском Мартирологе память Д. находится под 12 окт. Здесь отмечается, что Д. пострадала в Ликии (область в М. Азии). Возможно, эта ошибка была допущена из-за неправильного прочтения имени префекта Лисия. Ист.: BHG, N 2108; ActaSS. Oct. T. 6. P. 19-20; MartRom. P. 449-450; PG. 117. Col. 105-108; SynCP. Col. 134; AnBoll. 1972. Vol. 90. P. 251-259 [мученичество]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 334; ЖСв. Окт. С. 301-302. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 316; Т. 3. С. 592; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 162; Bertocchi P. Domnina//BiblSS. Vol. 4. Col. 762-763; Van Doren R. Domnina//DHGE. T. 14. Col. 639; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 119. Иконография Редкость изображений святой, встречающихся, как правило, в минейных циклах, связана с тем, что под 12 окт. предпочтительным для мн. минологиев является изображение мучеников Прова, Тараха и Андроника, память к-рых приходится на тот же день. Тем не менее образ святой представлен на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 111, 976-1025 гг.) -Д. изображена в мучении: ей клещами вырывают ногти и перебивают кости рук. Под 12 окт. в настенном минологии ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), под полуфигурными изображениями мучеников Прова, Тараха и Андроника показана сцена мучения Д.- святая склонилась, руки в молении, воин заносит над ее головой меч. Возможно, Д. (или мц. Домна Никомидийская) изображена в числе 12 св. жен в росписи диаконника ц. Спаса на Нередице (1199) - полуфигура в медальоне в нижнем ярусе росписи, в правой руке Д. держит крест, левая - перед грудью ладонью вовне.

http://pravenc.ru/text/178879.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Анастасия Узорешительница, вмц. - житие Святая великомученица Анастасия Узорешительница (память 22 декабря по старому стилю) Святая великомученица Анастасия Узорешительница (U ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста — тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону (U ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту. В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий, чтобы завладеть богатым наследством, постоянно истязал жену. Святая писала своему учителю: «Муж мой... томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.

http://pravicon.com/info-1748

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ НИКОМИДИЙСКИЙ [греч. Ελευθριος; лат. Eleutherius; сир.  ] († 303), мч. (пам. зап. 2 окт.), первым пострадавший в Никомидии после издания имп. Диоклетианом (284-305) указа о гонении на христиан. Церковное предание отождествляет Е. Н. с христианином, о котором рассказывает Евсевий Кесарийский (IV в.): в Никомидии был некий муж самого высокого звания, «движимый горячей ревностью по Боге», он сорвал со стены указ императора о гонении на христиан и порвал его. За это он был подвергнут различным пыткам, к-рые перенес с величайшим мужеством ( Euseb. Hist. eccl. VIII 5). Лактанций (ок. 250-330), так же как и Евсевий, сообщает об этом событии, не называя имени мученика и добавляет, что тот человек высмеивал мнимые победы имп. Диоклетиана над готами и сарматами, за что был схвачен, подвергнут пыткам огнем и принял смерть на костре ( Lact. De mort. persecut. 13). Имя Е. Н. появляется в лат. переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, сделанном Руфином Аквилейским (ок. 345-410) в нач. V в., на основании которого Адон Вьеннский (IX в.) составил жизнеописание этого святого. Древность почитания Е. Н. зафиксирована в Сирийском Мартирологе 411 г. и в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V), где говорится о существовании его Мученических актов. Возможно, редактор имел в виду главы «Церковной истории» Евсевия-Руфина, поскольку сами акты неизвестны. По крайней мере их не было уже в IX в., когда Флор Лионский , составивший свой Мартиролог незадолго до Адона, ограничился воспроизведением заметки о Е. Н. из Мартиролога блж. Иеронима. Кард. Цезарь Бароний поместил в Римском Мартирологе под 2 окт. память Е. Н., к-рый назван воином, пострадавшим в Никомидии в начале гонения (303) при имп. Диоклетиане среди проч. христиан, придворных и евнухов, обвиненных в поджоге имп. дворца. По мнению нек-рых исследователей ( Delehaye. Origines. P. 148), рассказ в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского относится к мч. Евефию, к-рый упоминается в Сирийском Мартирологе в числе др. Никомидийских мучеников под 24 февр. (Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. P. 13). Ист.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 321-323; MartRom. P. 430; MartHieron. Comment. P. 538; Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. P. 21. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 632, 686; Gaiffier B., de. Palatins et Eunuques dans quelques documents hagiographiques//AnBoll. 1957. T. 75. P. 17-47; Aubert R. Éleuthère (5)//DHGE. T. 15. Col. 147. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/189729.html

В русском искусстве М. изображалась на минейных иконах, напр. на иконе на март, нач. XVII в. (ЦАК МДА). Она представлена среди избранных святых: напр., на правой створке складня-кузова с вкладной иконой «О Тебе радуется...» (кон. XVIII в., ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ; Сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. Кат. 176); на поле иконы «Не рыдай Мене, Мати» (посл. четв. XVIII в., собрание М. Е. Елизаветина (Де Буара)); на иконе из Спасо-Пробоинской ц. в Ярославле «Св. Иоанн Предтеча, арх. Михаил, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, преподобные Евдокия и Симеон Столпник, мученицы Татиана и Матрона» (1-я треть XVIII в., ЯХМ; см.: Маленькие шедевры больших мастеров: Иконы Ярославля XVI-XIX вв. из собр. ЯХМ. М., 2006. Кат. 27. С. 62-63). В XVIII-XIX вв. встречается народный вариант написания имени святой - Матрёна, напр. на иконе «Избранные святые с Ангелом Хранителем» (1894; см.: Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900. Tüb., 2005. Сат. 83) - в белом плате, с крестом в руке. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) КОНОН ГРАДАРЬ Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта) МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)

http://pravenc.ru/text/2562606.html

388 Манихейство – дуалистическое учение перса Мани (216–277), возникшее на основе маздеизма, гностицизма и христианских ересей. Было распространено его последователями от Рима до Китая; подверглось гонениям уже в царствование Диоклетиана (284–305). Просуществовало в разных странах до VI-IX вв. Биография основателя манихейства, перса Мани, окутана легендами. Персидское предание утверждает, что Мани одно время был христианским пресвитером, около 240 г. проповедовал свою религию при дворе персидского царя, путешествовал на восток до Китая и на юг до Индии, вернулся в Персию ок. 270 г. и ок. 277 г. по проискам магов был распят. По другой версии, Мани взялся совершить чудо – исцелить больного сына персидского шаха, но тот умер, и неудавшийся «чудотворец» был приговорен к казни как обманщик. В учении Мани прослеживаются зороастризм (по другому мнению – гностицизм) с элементами вавилонских религий, христианская идея Мессии и аскетизм, заметно влияние буддизма. Манихеи признавали два противоборствующих царства: света и тьмы, добра и зла, духа и материи, Бога и диавола. Борьба этих двух царств, по их мнению, завершится катастрофой, в которой материя погибнет, а дух освободится. Человек считался творением диавола, а брак, земледелие, торговля – преступлением. Вместо Троицы в манихействе фигурирует седмерица. Роль Мессии Мани брал на себя, Иисусу Христу отводил более скромное место – для спасения людей Бог послал на землю духа солнца, Христа, с призрачной видимостью человека, учение которого завершил сам Мани. Точное изложение его системы невозможно, т. к. от его многочисленных трактатов сохранились только отрывки в сочинениях его противников и сама система подвергалась многим переделкам со стороны его последователей. Навеянные манихейством учения о дуализме добра и зла развивали в Европе павликиане, богомилы, катары, а на Востоке – персидские маздакиты. Манихейство оказало значительное влияние на розенкрейцерство и антропософию. 389 Иеромонах Антоний Булатович (в миру Александр Ксаверьевич Булатович; 1870–1919) – русский военный офицер, исследователь Эфиопии, иеросхимонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

9/22 Мучеников Онисифора и Порфирия (ок. 284–305). Преподобной Матроны (ок. 492). Святителя Нектария, митрополита Пентапольского (1920). Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X). Тропарь мученикам Онисифору и Порфирию, глас 4 Мученицы Твои, Господи... (общий мученикам). Кондак, глас 2 Мученик двоица, пострадавше крепко,/вражию гордыню на землю низложисте,/озарившеся благодатию Несозданныя Троицы,/славнии Онисифоре и Порфирие,/молитеся непрестанно о всех нас. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Онисифоре и Порфирие,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобной Матроне, глас 8 Мужескомудренно утаившися вражиих лукавых путей, Матроно,/к жизни воистину шествовавши несумненною волею/и неуклонное течение Богомудро скончавши,/от Христа прияла еси благодать духовную,/тем и воду цельбам источаеши/любовию притекающим в память твою похвала,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 2 За любовь Господню, преподобная Матроно,/покоя желание возненавидела еси,/пощением дух твой просветивши,/но твоими молитвами и противных шатания разори,/крепко бо звери победила еси. Величание Ублажаем тя,/преподобная мати Матроно,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, глас 4 Преподобнически пожил еси, яко мудрый иерарх,/Нектарие преподобне,/темже Утешителя прославлен силою,/демоны отгониши и болящия исцеляеши,/верою приходящия к Божественным мощем твоим. Кондак, глас 2 Божественный Гром, труба духовная... (общий святителю). Величание Величаем тя,/святителю отче Нектарие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее «Скоропослушница», глас 4 К Богородице притецем сущии в бедах,/и ко святей иконе Ея ныне припадем,/с верою зовуще из глубины души:/скоро наше услыши моление, Дево,/яко Скоропослушница нарекшаяся,/Тебе бо ради раби Твои в нуждах/готовую Помощницу имамы. Кондак, глас 8 В мори житейстем обуреваемии,/треволнению подпадаем страстей и искушений./Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:/радуйся, Всеблагая Скоропослушнице. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святые мученики Сергий и Вакх Святых мучеников Сергия и Вакха император Максимиан (284-305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане. Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением. Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются. Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны. Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. " Отцы и благодетели мои! - сказал он святым, - будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям " . Святые мученики ответили, что для них жизнь - Христос, а смерть за Него - приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 300 г.). Иконописный подлинник Афон. Ок. 1295. Мч. Вакх. Мануил Панселинос. Фреска. Афон (Протат). 1295 г. Константинополь. VI. Мчч. Сергий и Вакх. Икона. Константинополь. VI в. Происходит из монастыря Святой Екатерины на Синае. Привезены еп. Порфирием (Успенским) в музей КДА. Музей Варвары и Богдана Ханенко. Киев. Константинополь. 985. Мчч. Сергий и Вакх. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Византия. XI. Мчч. Сергий и Вакх. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Около середины XI в. ГИМ. Москва. Византия. XIII. Мчч. Сергий и Вакх. Икона. Византия. XIII век. 95 х 62. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет).

http://patriarchia.ru/db/text/912994.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕМИЛИАН ТРЕБИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Емилиан Требийский (+ ок. 300 ), епископ , священномученик . Память 18 августа . Священномученики Емилиан епископ и с ним Иларион , Дионисий и Ермипп родились и жили в Армении . После смерти родителей священномученики Емилиан, Дионисий и Ермипп (они были братьями) и Иларион (их учитель) оставили родину и приехали в Италию , в г. Сполитон . Там святой Емилиан начал проповедовать Евангелие язычникам. Своей строгой, добродетельной жизнью он снискал глубокое уважение христианской общины и был избран епископом г. Требии (архиерейское посвящение принял от Римского епископа Маркеллина ). Переселившись в Требию , святитель Емилиан обратил многих язычников ко Христу, за что был представлен на суд императору Максимиану (284-305). Святитель предложил императору самому убедиться в силе молитвы ко Христу. Был принесен расслабленный с давнего времени человек. Сколько ни старались жрецы исцелить его взыванием к идолам, они ничего не добились. Тогда святитель Емилиан, помолившись Господу, Именем Иисуса Христа повелел расслабленному встать, и он, поднявшись здоровым, радуясь, сам пошел домой. Это чудо было настолько убедительным, что император начал склоняться к признанию истины во Христе, но жрецы внушили ему, что святитель действует волшебством. Он был предан жестоким истязаниям, перед которыми Господь укрепил его, сказав: " Не страшись, Емилиан, Я Сам с тобою " . Мученика привязывали к колесу, бросали в кипящее олово, топили в реке, отдали в цирк на съедение зверям, но он оставался невредимым. При виде таких чудес народ стал кричать: " Велик Бог христианский! Пусть раб Его будет отпущен на свободу! " В тот день уверовали во Христа 1000 человек, и все приняли мученические венцы. В ярости правитель велел убить и зверей, не растерзавших святителя, который благодарил Господа, что и дикие звери принимают смерть за Христа. Святителя Емилиана вместе с братьями и учителем заключили в темницу, и после жестоких истязаний мученики Иларион , Дионисий и Ермипп были усечены мечом. Святителя Емилиана казнили за городом. Когда палач ударил по шее мученика мечом, он стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны святому. Воины упали к его ногам, прося прощения и исповедуя Христа Истинным Богом. Став на колени, святой молился за них и просил Господа удостоить его мученической смерти. Молитва его была услышана: другой палач отсек святому главу. Увидев истекшее из раны молоко, многие язычники уверовали во Христа и с почетом похоронили тело святого (+ ок. 300 ).

http://drevo-info.ru/articles/11234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРЕСТ Мученичество Ореста. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 172) Мученичество Ореста. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 172) [Греч. Ορστης] († нач. IV в.), мч. (пам. 10 нояб.), пострадал в г. Тиана в Каппадокии (ныне пос. Кемерхисар, Турция). Греч. Мученичество О. сохранилось в 2 редакциях: краткой (BHG, N 1384-1385) и пространной (BHG, N 1383). Краткая редакция содержится в 6 рукописях, самая ранняя из к-рых датируется X в. (Vat. gr. 1669. Fol. 172-175) и представляет собой Минологий на нояб. (дни с 1-го по 15-й), самая поздняя - сборник Житий святых на нояб. XVII в., составленный болландистами (Brux. 8155-62. Fol. 26-28v). Вторая редакция сохранилась в единственной рукописи XI в. (Marc. gr. Z. 349. Fol. 125-130). Оба текста изданы в 1925 г. И. Делеэ в «Acta Sanctorum» (ActaSS. Nov. T. 4. P. 393-399). Мученичество Согласно краткой редакции, после того как имп. Диоклетиан (284-305) начал гонения на христиан по всей империи, в пределы Киликии и Каппадокии был отправлен префект Максим. Он пришел в Тиану, где граждане донесли ему, что среди них есть врач-христианин по имени О., к-рый ежедневно произносит проповеди о Христе по всему городу. На допросе О. смело объявил, что с юности является христианином (согласно пространной редакции, на момент ареста О. был юношей, христ. веру он воспринял от своих родителей), и, несмотря на угрозы Максима, отказался принести жертвы идолам. Префект обещал врачу сделать его своим приближенным, но и после этого О. не пожелал подчиниться Максиму. Тогда врача отвели в языческий храм и попытались там принудить к совершению жертвоприношения; он вновь отказался. Максим приказал жестоко избить его: 40 воинов переменились, палки, веревки и воловьи жилы, к-рыми били О., пришли в негодность, внутренности мученика обнажились, но он оставался твердым в вере. Префект приказал жечь спину врача раскаленным железом, возливать на раны уксус и растирать их солью. О. вознес к Богу молитву, затем дунул на идолов, и они тотчас упали и обратились в прах. После того как О. покинул храм, тот рухнул. Максим заключил О. на 7 дней в темницу, где ему не давали никакой пищи. На повторном допросе О. вновь не пожелал принести жертвы идолам, тогда префект приказал вонзить ему в ребра длинные гвозди (согласно пространной редакции, гвозди вонзили и в ноги святого), но и эта пытка не подействовала на О. Наконец, Максим велел привязать О. цепями за руки к необузданному коню и пустить животное галопом за стенами города. Конь протащил мученика по земле ок. 24 миль (ок. 35,5 км), после чего О. испустил дух. Святой скончался 10 нояб.; его тело утопили в р. Фифос (или Вифос), однако вскоре явился ангел Божий в образе блистающего как солнце человека и похоронил останки О. на горе близ Тианы (в пространной редакции говорится, что О. скончался в месте под названием Ватос). Почитание

http://pravenc.ru/text/2581513.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010