Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНОДОР АФИНОДОР [греч. Αθηνδωρος] (ок. 215 - ок. 270), свт., еп. Амасийский (пам. греч. 7 нояб.). Происходил из г. Неокесария, младший брат свт. Григория Чудотворца . Вместе с братом получил образование сначала в Бейруте, затем в школе Оригена в Кесарии Палестинской. Упомянут блж. Иеронимом ( Hieronymus. De vir. illustr. 65). Принимал участие в Антиохийском Соборе против Павла Самосатского 268/69 г. ( Euseb. Hist. eccl. VII 28. 1). А. сначала был поставлен епископом на одну из кафедр Понта (Евсевий называет Григория и А. «пастырями Церквей на Понте»). От его соч. «De hebraismo» (Об иудаизме) сохранилось 3 фрагмента ( Holl K. Fragmente vornicänischer Kirchenväter aus den Sacra Parallela. Leipzig, 1899. S. 101). Визант. словарь Суда цитирует еще 2 его работы - «О воплощении» и «Трактат о вере» (PG. 117. Col. 1267с). В Синаксаре К-польской Церкви X в. (SynCP. Col. 201) и в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 92) содержатся память А. и указание на то, что синаксис в его честь совершается в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе ап. Иакова, брата Господня. В более поздних синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 525)) и в «Великом Синаксаристе» Никодима Святогорца А. ошибочно назван Григорием. Память А. указывается в зап. календарях: в Мартирологе Адона под 9 февр., в Римском мартирологе под 18 окт. Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Νομβριος. Σ. 81). Ист.: ActaSS. Febr. T. 2. P. 288-292; PG. 46. Col. 833-957 [ Григорий Нисский, свт. Житие Григория Чудотворца]; ЖСв. Ноябрь. С. 462-463. Лит.: Disdier M. Th. Athénodore (2), évêque d " Amasée//DHGE. T. 5. Col. 43-44; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 17. М. В. Г. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/77088.html

Велисарий – византийский полководец 66, 76 Велосис (Бела) – венгерский бан 261 Вивиан – отец Адамантия 53 Викентий – пресвитер 18 Вильгельм – см. Гильельм Витон – пресвитер 18 Владимир I (Святой) – великий князь киевский (978–1015) 159, 182,183,186, 215, 217, 235, 236 Владимир II Мономах – великий князь киевский (1113–1125) 246, 252, 261, 270 Владимир (Владимирко) Галицкий – первый князь единого Галицкого княжества (ум. 1153) 252, 260, 261, 266, 275 Владимир Ярославин – русский князь 235 Владислав II Чешский – чешский (богемский) король (1140–1173) 265, 271, 272 Владислав – «тавроскифский династ», один из русских князей 253, 270 Волк (Вук) Неманич – сын жупана Стефана Немяни 290 Володарь Ростиславич – князь звенигородский, затем перемышльский (ум. 1124) 261, 267 Вонос – телохранитель императора Маврикия 105 Всеволод Юрьевич – русский князь (1154–1212) 270 Вусалв – приближенный Февдериха 57 Вышата – русский воевода 235 Гавриил – клирик, византийский посланник к венграм 157 Гадло А. В. 168 Гайна – византийский полководец, гот 25, 34, Галла Плацидия – дочь императора Феодосия I и сестра императоров Гонория и Аркадия 59–63 Галлиен – римский император (253–268) 22 Гарах – арабский военачальник 125 Гардизи – персидский историк 167, 257 Геза (Гейза) – см. Яза Генесий – византийский историк 216 Генрих Дандуло (Энрико Дандоло) – венецианский дож (1192–1205) 291, 303 Генрих – см. Эррик Гентзон (Гензон) – византийский полководец 102, 113 Гентон – гот 56 Георгий (Юрий Долгорукий) – князь ростово-суздальский и великий князь киевский (1190-е–1157) 252, 253, 260, 270 Георгий Акрополит – византийский чиновник, ученый, историк (ок. 1217–1282) 300–302, 304, 305 Георгий Амастридский – святой, архиепископ (род. 750–760, ум. 802–807) 129, 130, 137, 208 Георгий Кедрин – византийский хронист 216 Георгий Маниак – византийский полководец, поднявший мятеж против императора 237 Георгий Монах – византийский хронист 107, 182 Георгий Пахимер – византийский ученый, историк 314 Георгий Победоносец – святой, великомученик 227

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно новейшим исследованиям, самым ранним списком (но не автографом, как считалось ранее; см.: Χατξηγιακουμς. 1980. Σ. 94; Герцман. 1994. С. 704) каталога К. М. является кодекс Athen. Soc. Hist. Ethn. 305 (Fol. 86-87v); текст руководства найден и в др., более поздних муз. рукописях, в к-рых нет существенных отличий в содержании каталога: Bucur. Acad. Romana. 923. Fol. 21v - 23, ок. 1780 г. (изд.: Moisescu. 1985; см. также: Georghi. 2010. P. 144-149), Athen. Univ. K. Psachou. 270. Fol. 16-18v, кон. XVIII в. (см.: Ψχος. 1978. Σ. 113-114. Υποσημ. 60; см. также электр. ресурс: pergamos.lib.uoa.gr/dl/read?pid=uoadl:126538); БАН. РАИК 63. Fol. 19-20v, кон. XVIII - нач. XIX в. (см. описание: Герцман. 1999; изд.: Он же. 1994, в т. ч. факсимиле каталога: С. XCV-XCVII). Каталог представляет собой перечисление в алфавитном порядке (к-рый, однако, не всегда соблюдается) имен учителей муз. искусства кон. XIII - сер. XVIII в. В рукописи Athen. Soc. Hist. Ethn. 305 указано 118 имен (Fol. 86-87v), на последнем листе более поздней рукой добавлено еще 4 имени: «Петр Пелопоннесский, лампадарий Великой церкви, ученик Иоанна протопсалта, Петр Византийский, ныне лампадарий и ученик Петра Пелопоннесского, Иаков, ныне протопсалт и ученик Даниила протопсалта, Лазарь, наш учитель, протопсалт Мега-Ревмы» ( Δυοβουνιτης. 1926. Σ. 280-281; Герцман. 1994. С. 717-718; Καρακατσνης. 2004. Σ. 9-10). Имя Петра Пелопоннесского вписано, а затем зачеркнуто той же рукой в 2 строках после имен Панарета Патзады Прасина и Петра Берекета , откуда с помощью особого знака отсылки «перенесено» после имени Панайотиса Халацоглу (последнего, указанного на букву Π). Очевидно, личность последующего владельца и пользователя этого кодекса, дополнившего его, может быть определена по указанию его учителя - Лазаря, протопсалта Мега-Ревмы (ныне Арнавуткёй в черте Стамбула). Певчий (ψλτης) по имени Лазарь засвидетельствован в ц. Архангелов с. Мега-Ревма в 1792 г. Так, митр. Илиупольский Геннадий (Арамбацоглу) называет его то певцом левого клироса ( Γεννδιος (Αραμπαζγλου). 1949. Σ. 52), то протопсалтом (Ibid. Σ. 57); с 1806 г. в той же церкви служил Никифор Кантуниарис (см.: Πλεμμνου. 2003. Σ. 215-225), очевидно в качестве протопсалта (см.: Γεννδιος (Αραμπαζγλου). 1949. Σ. 51-52).

http://pravenc.ru/text/1840441.html

Кирилл (Константин, 826 или 827 – 869), родом из Фессалоники (Солуни), просветитель славян, один из создателей славянской азбуки, святой – 82, 377,397 Клавдий Готский (Марк Аврелий Готик, 219–270), римский император в 268–270 гг. – 141 Климент Александрийский (ок. 150 – до 215), христианский экзегет, богослов и философ, в сочинениях которого присутствует широкий синтез греко-римской культуры и христианской веры, александрийский пресвитер и основатель александрийской богословской школы – 176 Клинтон X. Л. (Clinton), английский византинист – 92 Кольбер Жан-Батист (Colbert, 1619–1683), министр финансов Франции с 1665 г. (в годы правления Людовика XIV) – 42 Кондаков Никодим Павлович (1844–1925), выдающийся историк византийской и древнерусской культуры, археолог, искусствовед, византинист – 79, 80, 90, 91, 235, 268, 344, 386 Констант I (Флавий Юлий, ок. 320–350), римский император в 337–350 гг., младший сын имп. Константина Великого – 64, 118, 121, 122,  Констант II , византийский император в 641–668 гг. – 266, 298, 301, 303, 305 Константин I Великий (Флавий Валерий, ок. 272–337), римский император в 306–337 гг., единолично правил после 316 г. – 63, 93–98, 100–115, 117, 118, 121, 123, 134, 135, 141, 154, 172, 179, 180, 181, 184, 186, 190, 213, 227, 261, 268, 358 Константин II (Флавий Клавдий, 317–340), римский император в 337–340 гг., сын имп. Константина Великого – 118, 120, 121 Константин III (Констанс II, он же Констант II), сын Константина II, византийский император в 641–668 гг. – 266 Константин IV Погонат , византийский император в 668–685 гг. – 266, 292, 293, 299, 301, 304, 305, 318 Константин V Копроним , византийский император в 741–775 гг. – 317, 321–324, 326, 328, 349, 351–353, 355, 391, 393, 397, 446 Константин VI , византийский император в 780–797 гг. – 317, 322, 357, 358 Константин VII Багрянородный (Порфирогенет, 905–959), византийский император в 913–959 гг., единолично правил после 945 г. – 247, 252, 254, 323, 336, 399, 401, 405, 406, 421, 425, 427, 439, 441, 456, 457, 461, 474, 475, 478

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В 215 или 216 г. в Кесарию переехал Ориген и прожил здесь нек-рое время, пережидая восстание и репрессии в Александрии. Ок. 231 г. Ориген вновь приехал в Кесарию и был возведен в сан пресвитера. Вскоре он окончательно переселился сюда, после того как еп. Димитрий Александрийский отказался признать его рукоположение (Ibid. VI 8, 19, 23, 26). С появлением Оригена в Кесарии начал складываться крупный центр христ. образования и учености. Ориген создал в Кесарии значительную часть трудов, в т. ч. «Гекзаплы», «О молитве», «Призвание к мученичеству», «Против Цельса», возможно трактат «О началах» (Ibid. VI 16, 28, 32, 36). Оставаясь главой кесарийской школы ок. 20 лет, Ориген совершал поездки в Александрию, Афины, к св. местам Палестины, собирал материал для работы над толкованиями ВЗ. Он активно участвовал в жизни Церкви: занимался миссионерством среди бедуинов в Аравии, вел полемику с группами еретиков и присутствовал на 2 Соборах в Бостре Аравийской (Ibid. VI 19, 21, 32-33, 36). Обладая огромным влиянием на культуру христиан своей эпохи, Ориген, по-видимому, не стремился навязывать собеседникам и ученикам собственные взгляды как заранее определенную истину, но старался в основном способствовать их обучению и интеллектуальному росту. Возможно, в силу этого взгляды Оригена не определили вероучения Палестинской и Александрийской Церквей и, несмотря на мн. спорные положения в его трудах, не породили заметных еретических движений среди его современников, а подверглись церковному осуждению лишь спустя столетия после его смерти. Среди его учеников в Кесарии были Кесарийские епископы Феоктист (ок. 216-257) и Домн (ок. 257-259), свт. Григорий (Феодор), принявший крещение в Кесарии и ставший впосл. епископом Неокесарии Понтийской ( ок. 270), и его брат Афинодор (Ibid. VI 30). В переписке с Оригеном состоял ученый Юлий Африкан , 1-й христ. хронист, уроженец Палестины, живший и работавший при имп. дворе в Риме. В кон. 40-х гг. лекции Оригена слушал философ-неоплатоник Порфирий, позднее резко критиковавший его (Ibid. VI 19). В Кесарии главным продолжателем дела Оригена был пресв. Памфил из Берита, возглавивший школу после смерти учителя и собравший здесь одну из лучших б-к Римской империи. В 80-х гг. III в. учеником Памфила стал Евсевий, впосл. еп. Кесарийский (Ibid. VII 32).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Ф Фабри Иоганн 153 Февр Люсьен (1878–1956), французский историк 41, 471 Федор, дьякон 147, 468 Федор Алексеевич, царевич З12, 365, 367, 369 Федоров Анания 159, 203 Федоров Афанасий, крестьянин 217 Федоров Колистрат (упом. 1648–1649), суздальский иконописец 182 Федоров Михаил (упом. 1772), иконописец из Холуя 182 Федотов Георгий Петрович (1886–1951), религиозный философ, историк культуры 13, 50–52, 73, 115, 135, 145, 215, 345, 450, 471 Федор, иконописец; архиепископ Ростовский (XV в.), святой 130 Феодор Стратилат 312, 435 Феодор Студит (759–826), богослов, святой 100 Феодора, императрица 129 Феодосий Печерский (ум. 1074), святой 47 Феодосий Пустынник, святой 134, 137 Феодосий Тотемский (ум. 1568), святой 330 Феодосий Углицкий (ум. 1696), архиепископ Черниговский, святой 221, 241 Феофил, византийский император (829–842) 129 Фесенко Е.П., владелец типографии в Одессе 64, 254, 255 Филарет (Дроздов Василий Михайлович (1783–1867), митрополит Московский 40, 44, 46, 55, 56, 77, 79, 93, 96, 104, 105, 144, 217, 218, 234, 237, 270, 471 Филарет (Романов Федор Никитич, ок. 1554–1633), патриарх Московский и всея Руси (1619–1633) 92, 118 Филатьев Тихон (последняя четверть XVII-haчaлo XVIII в.), иконописец Оружейной палаты 379, 381 Филимонов Георгий Дмитриевич (1828–1898), историк искусства, археолог, один из основателей Общества древнерусского искусства в Москве, хранитель Оружейной палаты 168, 176, 196, 197, 248, 249, 251, 253, 259, 270, 314, 315, 367, 387, 471 Филипп (Колычев Федор Степанович, 1507–1569), митрополит Московский 188, 216, 407 Филипп, старец 124 Филонов Павел Николаевич (1883–1941), художник 444 Филофей, старец (ок. 1465–1542), писатель, монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию и царю Ивану IV 10, 83 Флайер М.С. 273, 471 Флоренский Павел Александрович (1882–1943), богослов, историк искусства, филолог 62, 63, 128, 172, 198, 199, 238, 290, 295, 306, 410, 471 Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979), историк церкви, богослов, профессор Парижского Богословского института 12, 19, 20, 142, 221, 240, 271, 471

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Сретенский Гавриил Григорьевич (? –1890) — выпускник Вифанской Духовной семинарии (1848); протоиерей московской Мало–Вознесенской церкви на Никитской; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.), московский сотрудник Японской православной Духовной миссии — 94, 95, 98, 170, 227, 231, 242, 243, 245, 247–249, 251, 255, 258, 260, 262, 265, 269, 280, 289, 291, 319 Ставиская Анна Александровна (? –1891) — попечительница петербургского института — 90 Сталь Анна Луиза Жермена де (1766–1817) — французская писательница, публицист — 317 Старожилко — см. Стороженко Н. И. Стахеев, благотворитель из Елабуги — 132 Степан, новый петербургский слуга отца Николая после Андрея — 150, 170, 181, 186, 192, 202, 204, 210, 215, 218–219, 226, 241 Стефан Пермский (ок. 1340–1396) — святой; епископ Пермского края (с 1383 г.), миссионер, распространитель христианства среди зырян — 270 Стороженко Николай Ильич (1836–1906) — профессор Московского университета по истории западноевропейских литератур; председатель Общества любителей российской словесности (1894–1901) — 293 Страхов Николай Николаевич (1828–1896)— библиотекарь Императорской Публичной библиотеки; чиновник Комитета иностранной цензуры; публицист и критик — 159, 191 Стрекалова Александра Николаевна (1821–1904) — основательница Московского приюта малолетних осужденных (1864); председательница Московского общества для поощрения трудолюбия, Общества распространения полезных книг и нескольких отделений Попечительства о бедных (см.: Яковлев С. П. Александра Николаевна Стрекалова: (Биографический очерк). М., 1904) — 260,264 Струве Карл Васильевич — в 1850–х гг. состоял при дипломатической миссии в Хиве и Бухаре; чрезвычайный посланник и полномочный министр при императоре Японии, глава миссии в Едо — 157, 173, 196, 217, 221, 246, 326 Струве Карл Николаевич — см. Струве К. В. Струве Марья Николаевна (урожд. Анненкова) — жена К. В. Струве — 227, 247, 282, 290, 294 Струков Дмитрий Михайлович (1828–1899) — художник, археолог, реставратор; в 1849 г. открыл рисовальную школу при Троице–Сергиевой лавре, преобразовавшуюся позже в живописную школу — 270, 272

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Ч Чимабуэ (Ченни ди Пепо, ок. 1240–1302), итальянский художник 33 Чириков Григорий Осипович (1882–1936), иконописец и реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве 169, 185, 186, 188, 195, 213, 275, 459 Чириков Михаил Осипович, иконописец и реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве 169, 185, 186, 188, 195, 213, 275 Чириков Осип Семенович (ум. 1903), иконописец и реставратор из Мстери, основатель иконописной мастерской в Москве 169, 185, 188, 241, 243, 270, 467 Чирин Прокопий Иванов (ум. не позже середины XVII в.), царский иконописец 264, 270, 387, 417 Ш Шакловитый Федор Леонтьевич, государственный деятель, советник царевны Софьи Алексеевны 312 Шампень Филипп де, французский художник 363 Шарапов П.М. 429 Шафранов П.А. 163, 235, 472 Шахов А.Л. (вторая половина XIX в.), иконописец и владелец мастерской в Холуе 170, 181 Шевченко Александр Васильевич (1882–1948), художник 440, 472 Шедер Г. 10, 472 Шереметев Сергий Дмитриевич (1844–1918), граф, историк, председатель Общества любителей древней письменности и Комитета попечительства о русской иконописи 236, 241, 244, 245, 256, 258, 287 Шереметевы, семья 187, 243 Шеффер Ари (1795–1858), французский художник 295 Шибанов Петр Васильевич (1822–1892), собиратель рукописей и старопечатных книг, букинист 40, 215 Ширинский-Шихматов А.А., князь 213 Ширмен Дж., историк искусства 293, 297, 472 Ширский Иннокентий, гравер, с 1697 г. монах Киево-Печерской лавры 312 Шитников Петр (упом. 187З), иконописец 399, 400 Шитов В.О., иконописец и владелец мастерской в Мстере 168 Шитов, иконописец из Мегеры 199 Шишков Александр Семенович (1754–1841), государственный деятель, писатель, адмирал 235 Шишманов Ив. 30, 472 Шнайдер К. 162, 472 Шнорр фон Каррольсфельд, Юлиус (1794–1872), немецкий художник, иллюстратор Библии 261, 295, 307, 308, 310 Штукенберг И.Ф., экономист 167, 472 Щ Щенникова Л.А. 213, 472 Щукин Петр Иванович (1853–1912), московский купец, коллекционер 210, 472 Э Эванс Дж. 155, 472 Эгберт В. 155, 472 Эккартсхаузен Карл фон (1752–1803), немецкий писатель 344

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

261. Inst. mon. I, 1. 262. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 263. Evagnana synaca: Textes in6dits du British Museum et de la Vaticane £dit6s et traduits par J. Muyldermans. (Biblioth 264. О различных порочных помыслах. 25 (Добротолюбие. Т. 1. С. 635). 265. Монах. 12 (Творения... С. 97 и след.; с. 215, примеч. 41). 266. Diaita – уклад, образ жизни, режим (греч.). 267. O.sp.I,11. 268. Лк 10:41–42. 269. Изображение монашеской жизни. 3 (Добротолюбие. Т. 1. С. 591). 270. Там же. 8 (Добротолюбие. Т. 1. С. 595). 271. Монах. 17 (Творения... С. 99). См.: Суд 7: 5–7. 272. К монахам. 102 (Творения... С. 135). 273. Монах. 91 (Творения... С. 110). 274. Увещание к девственнице. 9 (Творения... С. 138). 275. Vita С. 276. Феллахи (араб.) – крестьяне-земледельцы в арабских странах. Имеется в виду, что среди пустынножителей было много простых людей коптского происхождения (то есть уроженцев Египта) – сре- ди них прп. Антоний Великий, при. Макарий Великий и др. Чуже¬странцев (в частности, греков и римлян) среди пустынножителей было сравнительно немного. – Примеч. пер. 277. O.sp.I, 13. 278. Руфин. 27. Об Евагрии. 279. Руфин Аквилейский (ок. 345–410) – пресвитер, церковный писа­тель, переводчик с греческого языка на латынь. Уроженец г. Аквилея (г. Италия). Сподвижник прп. Мелании Старшей; был лично знаком с египетскими пустынножителями, в том числе и с Евагрием. – При­меч. пер. 280. Там же. 281. Мф 12:43. 282. Иов 41: 25 (цит. по Септуагинте); 2 in Ps 7, 5. 283. Ориген (ок. 185–253/254) – церковный писатель, проповедник, один из известнейших богословов раннехристианской эпохи. Оказал влияние на многих отцов Церкви, в том числе на св. Василия Великого и св. Григория Богослова. Влияние Оригена испытал и Евагрий Понтийский. По причине высказывания ряда неортодоксальных взглядов (в частности, о предсуществовании и переселении душ) Ориген подвергся осуждению на V Вселенском Соборе (553); вместе с ним были анафематствованы Евагрий и Дидим Слепец. – Примеч. пер. 284. In Jer. horn. VII, 3,34.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

Лит.: Голышев И. А. Суздальская иконопись: Начало и переход ее в народную промышленность во Владимирском крае//Ежег. Владимирского губ. стат. комитета. 1875. Т. 1. Вып. 1. Стб. 205-237; Георгиевский В. Т. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание. Вязники, 1896; Добронравов В. Г., Березин В. М. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5; Титов А. А. Стат. обозрение г. Мурома (1840)//Памятная кн. Владимирской губ. 1900. Отд. 2. С. 27-56; он же. Ист. обозрение г. Мурома (1833)//Тр. Владимирской УАК. 1902. Прил. С. 1-99; Травчетов Н. П. Город Муром, его достопримечательности: Очерк истории и совр. состояния города. Владимир, 1903; Косаткин В. В., прот. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри; Добрынкин В. Н. Муромский Богородицкий собор. Владимир, 1915 (на обл. 1916); Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. Л., 1950. СПб., 2002р; Масленицын С. И. Муром. М., 1971; Чернышев В. Я. Муромские иконописцы XVII-XVIII вв.//Уваровские чт., 3-и. Муром, 2001. С. 200-205; Мосунова Т. М. Техника личного письма в иконах XVI-XVIII вв. из собр. Муромского музея//Там же, 5-е. Муром, 2003. С. 91-93; она же. Иконы времени Ивана Грозного в Муроме//Антиквариат. 2014. 3(114). С. 6-15; Иконы Мурома. М., 2004; Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004; Скворцов А. И. Наследие земли Владимирской: Монументальная живопись. М., 2004; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси. М., 2004. С. 84-89. Кат. 15. С. 270-274; Сухова О. А. Иконопись Мурома XVII - нач. XX в.//Иконы Мурома. М., 2004; она же. Икона Никола Явленский 1-й четв. XVIII в.- муромский вариант одноименного образа Илариона Башки (ок. 1685 г.- ?)//21-е Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2017. С. 215-228; она же. Чудесное плавание по Волхову, Оке и Неро: К вопросу об одном иконогр. мотиве//ИКРЗ, 2016. Ростов, 2017 (в печати); Иконы Владимира и Суздаля: Кат. М., 2006; Алексий (Новиков), иеродиак. Благовещенский мон-рь в Муроме. М., 2007; Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Петр и Феврония Муромские. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010