Арсений . Даниил , 30 янв. 1492. Матфей , 1499, 1500. Давид , 1502. Матфей , 1510 и 11, февр. Иосиф , 1590. (Сего и Благовещенского Нижегородского). Рафаил , 1597–1602. Гурий , 1621–1634. Моисей определён 6 дек. 1634. Павел , 1643–52. Исаия , 1657–63. Феодосий , 1670–77. Авраамий , 1682–86. Иосиф , 1690–93. Конон , с янв. 1694. Иов , 1697–1705. Тихон определён в июле, из казначеев Владимиро-Рождественского монастыря, 1706–1712. Дионисий , бывший игум. Угрешский, 1712–17. Феодосий , 1717–22, † 5 мая. Павел (игум.) перев. из Владычня, 27 дек. 1722–25, перев. в Волосов. Маркелл (игум.) перев. из Череповецкого, 19 окт. 1727–31. Филарет , казначей, управлял 1731–1734. ( Фаддей , наместник, 1736–41, после игум. Сновицкий). Савватий , 1741–51 (игум. до 1744). Товия , 1754–57. Никон Красовский , администратор при епископе Антонии Грузине, 1757–1759. 202 Амвросий , 1759–61. Авраамий Флоринский 1762 перев. из Виленского Духова, а 1773 – в Ростовский Борисоглебский. Никодим перев. оттуда 1773–77. Дорофей Возмуйлов , 1777–79, перев. в Нежинский. Тихон в 1779 перев. из Нижеломовского, а 1784 – в Голутвин. Арсений Тодорский 1784 перев. из Голутвина, а 30 июня 1788 – в Ростовский Борисоглебский. Евгений Романов в дек. 1789 перев. из Волоколамского Иосифова, а 1794 – в Ростовский Борисоглебский. Виктер , в апр. 1794, из законоучителей Московского университета. Гедеон Замыцкий 27 мая 1794 перев. из Свияжского, а 11 мар. 1800 – в Колязин. Ювеналий Смирнов , бывший игум. Кизичевский, 1802–4; † ... Вениамин , 1804–9, 4 июля перев. в Спасский Евфимиев. Анатолий , 1809–19. Павел Подлипский 15 нояб. 1819 перев. из Юрьевского Архангельского, а 1 мар. 1820 перев. в Переяславский Даниилов. Вениамин , 1820–33. Гедеон , 1833 и 34. Серафим , с 1834 до 1844. 5 Боголюбов (Рождества Богородицы), в 11 вестах от Владимира. Основание его относят к временам великого кн. Андрея Боголюбского (но это сомнительно); в 1687 приписан был к патриаршему дому. Ныне третьеклассный. [III, 378.] Игумены Вениамин , около 1455.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти благоволившего ему патриарха Иоакима (1690) Евфимий был отрешен от Печатного двора и занимался на покое подведением итогов своей переводческой деятельности, иногда вторгаясь в религиозные споры и яростно отстаивая грекофильские взгляды, которые ко времени его смерти в 1705 г. уже безнадежно отстали от жизни и не имели в России никакой перспективы. Поэтическое творчество Евфимия сравнительно невелико – авторская подборка стихотворений насчитывает немногим более 500 строк. Это философские размышления о быстротечности бытия и неизбежности смерти, «непостоянстве сего прелестного века», парафразы библейских и евангельских сюжетов, стихотворные молитвы, подписи под иконы и другие темы, обычные для силлабической поэзии последней четверти XVII в. Вместе с тем в его стихотворениях слыш ны отзвуки религиозных и даже литературных полемик – явление почти исключительное для поэзии XVII в. 906 На звезду великую, явльшуюся 189 году декабря против 15-го числа. – Комета 1680 r., отмеченная мемуаристами и летописцами, вызвала большой интерес: вскоре на русский с немецкого и польского языков были переведены три сочинения о кометах (два поучения и ученый трактат). Морализирование Евфимия в интерпретации появления кометы вполне типично для средневекового сознания, которое неизменно считало кометы бичом Божиим. При этом появление кометы предвещало не только «гнев Божий и казнь людем» за их прегрешения, но и носило ха рактер политических предсказаний, как, впрочем, и другие небесные явления. Печатается по рукописи: ГИМ, Синодальное собр., 369, л. 2 об. 910 Творение отца Евфимия преосвященному Павлу митрополиту. – Митрополит Сарский и Подонский Павел (ум. 9 сентября 1675 г.) был поставлен в митрополиты из архимандрита Чудова монастыря в 1664 г. С 1674 г. он «надзирал» за Епифанием Славинецким и его помощниками (в том числе Евфимием), которым было поручено исправление русского перевода Библии. Был одним из главных обличителей церковного раскола, боролся против протопопа Аввакума, Никиты Пустосвята. Эпитафию митрополиту Павлу написал также Симеон Полоцкий (см. с.111), из которой Евфимий заимствовал почти дословно несколько строк. Печатается по рукописи начала XVIII в.: БАН, собр. Археографической комиссии, 100, л.123–123 об. Два последних стиха добавлены по рукописи ГИМ, Синодальное собр., 483, л.853.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Церковь Ризоположения (Положения ризы Господней в Успенском соборе в Москве) на Донской. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью ·В древности район Калужской заставы и Воробьева поля часто становился ареной боев защитников русской столицы с непрошенными " гостями " , пытавшимися овладеть Первопрестольной. В 1591 году здесь располагался стан русского воинства, противостоявшего ордам Крымского хана Казы-Гирея. В 1612 году в этом направлении отступали от Москвы отряды польского гетмана Хоткевича, разбитые в Замоскворечье ополчением Минина и Пожарского. Но стены Ризоположенского храма помнят одно вражеское нашествие - наполеоновское. Тогда местность за Калужскими воротами, как и многие другие московские окраины, от пожара почти не пострадала. Из сорока шести дворов, числившихся в приходе церкви Ризоположения, сгорело только семь. Но сам храм был осквернен неприятелем. Однако его внутреннее убранство и святыни, вероятнее всего, укрытые от врагов, остались невредимы. После оставления французами Москвы в Екатерининском приделе Ризоположенского храма 22 декабря 1812 года возобновились богослужения. В непосредственной близости от Ризоположенской церкви в 1856-1857 был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод " Красный пролетарий " ). В бывших усадьбах знати обосновались больницы (Голицынская и 1-я Градская). В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Феодоровны и назвал его Александринским, ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук. Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры считалась приписной к храму Ризоположения, как и домовая церковь при Марие-Максимилиановском приюте, освященная в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Впервые (церковь) известна с 1690 г. деревянной. Каменная с 1701 г. В 1708 г. пристроены однобокая трапезная с престолом Екатерины и колокольня. Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 годах в стиле московского барокко. История этого строительства не совсем обычна. Оно началось с возведения придела во имя святой великомученицы Екатерины. Он был заложен 7 октября 1701 года и по завершении работ освящен 18 августа 1705 года. Освящение, по благословению местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворскогого), совершил архиепископ Коломенский и Каширский Антоний. Возведение основного объема храма в честь Положения Ризы Господней растянулось еще на несколько лет и было закончено в 1716 году. Это объясняется тем, что храм строился в нелегкие для России времена. Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией исконных русских земель.

http://sobory.ru/article/?object=03311

К л. 1 об. Верста – мера длины, равная 500 саженям (1,08 км). До XVIII в. для межевания и определения расстояния между населенными пунктами существовала межевая верста, равная 1000 саженям (2,16 км). Вотчина – вид земельной собственности; владение, приобретенное или пожалованное за службу с правом передачи по наследству. Царевич Милитинский – Александр Арчилович Имеретинский (1674–1710), один из сподвижников Петра I, генерал-фельдцехмейстер. Его отец – Арчил Вахтангович, князь Имеретии, перешел под покровительство России и в 1684 г. переехал в Москву, где прошло детство Александра. Будучи ровесником юного царя, он принимал участие в военных играх Петра Алексеевича и снискал его расположение. В 1697 г. A.A. Имеретинский сопровождал Петра I в путешествии по Европе, где изучал артиллерийское дело. После возвращения в Россию был назначен судьей Пушкарского приказа. Командовал артиллерией в войне со Швецией (1700), попал в плен под Нарвой, умер в Стокгольме. Лев Кириллович Нарышкин (1668–1705) – боярин, стольник (1682), дядя Петра I по материнской линии. В 1690–1702 гг. возглавлял Посольский приказ. В 1697 г., когда Петр I уехал с Великим посольством в Европу, был назначен первым после Ф.Ю. Ромодановского членом Совета из четырех бояр, который управлял Россией в отсутствии царя. По воспоминаниям современников, например, князя Б.И. Куракина, Л.К. Нарышкин – человек посредственного ума и гордого нрава, государственными делами не занимался, был склонен к казнокрадству и «невоздержан к питию». Новодевичий монастырь – основан в 1524 г. великим князем Василием III в память о возвращении в состав Русского государства Смоленска (1514). Расположенный на юго-западе Москвы около Девичьего поля, монастырь входил в южное оборонительное полукольцо, состоявшее из Донского, Данилова, Симонова, Новоспасского и Андроникова монастырей и защищавшее столицу от врага со стороны дороги на Смоленск и Литву. В 1571 г. Новодевичий монастырь был сожжен крымским ханом Девлет-Гиреем; в 1591 г. держал оборону во время набега на Москву крымского хана Казы-Гирея. В 1611 г. сгорел в период польско-литовской интервенции, при царе Михаиле Федоровиче был восстановлен и укреплен. В вв. в монастырь постригались женщины из царской семьи и знатных боярских родов (жена царя Федора Иоанновича Ирина, сестра Петра I царевна Софья и др.). К началу XVIII в. монастырь имел значительные земельные наделы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К л. 20. Мыто – пошлина за проезд и провоз товаров. Знак мытной избы – колесо. ...та Белогородка монастырская, Софейского монастыря... – В 1637 г. при митрополите Петре Могиле церковь Святой Софии в Киеве была преобразована в Спасо-Софийский мужской монастырь, имевший свои земельные владения и существовавший до 1787 г. Фастов – известен с 1390 г.; ныне город в Киевской области на Украине. ...полковник Палей... – Семен Филиппович Палий (Гурко) (40-е гг. XVII в. – 1710) – руководитель украинского правобережного казачества и крестьянства в освободительной борьбе против Польши. Был оклеветан Мазепой и в 1705–1708 гг. находился в ссылке в Томске. В 1709 г. принимал участие в Полтавском сражении. К л. 20 об. Мясные заговины – последний день мясоеда, воскресенье перед масленицей. Наволочь – в XVI в. был собственностью основателя Запорожской Сечи Евстафия Дашкевича; до середины XVII в. являлся одним из важнейших городов Украины; ныне это село в Житомирской области. К л. 21. Петровское кружало – кабак на улице Петровка в Москве. Сырная неделя – Сыропустная, Масленая неделя – последняя неделя перед Великим постом, когда запрещается есть мясо, но дозволяется сыр и масло. К л. 21 об. ...разорено да развоевано от крымцов. – Крымцы – крымские татары. Крымское ханство являлось очагом опустошительных вторжений на южные русские и украинские земли. Так, например, в 1692 г. татары разорили окрестности Немирова, Винницы, сожгли десятки местечек и сел на Правобережье, причинили большой ущерб населению Левобережной Украины. Против Крымского ханства были направлены походы русской армии в 1687 и 1689 гг.; в 1690-е годы походы казаков против татар возглавлял фастовский полковник Семен Палий; самый крупный поход украинских казаков в пределы Крымского ханства состоялся в 1694 г., им руководил черниговский полковник Я. Лизогуб. ...город ляцкой Немерово... – Немиров, согласно польским историческим источникам, основан в 1331 г. великим князем Ольгердом, отвоевавшим эту территорию у татар. В XVII в. принадлежал польскому магнату князю Иеремии Вишневецкому; в 1648 г. был разорен уманским полковником Иваном Ганжой; в 1672–1699 гг. находился под властью Турции. Ныне это поселок в Винницкой области на Украине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1690 году бояре Заборовские, владевшие тогда селом, продали Васильевское с деревнями думному дьяку Посольского приказа Емельяну Игнатьевичу Украинцеву (1641-1708) за 6000 рублей; он то и строит здесь каменную церковь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, существующую и поныне. С горы и от реки церковь видна как на ладони на ровном и небольшом (62х50 м) месте; как плывущий корабль-крепость цвета зари, стоит храм. В одну линию, параллельно реке, выстроена была колокольня (ныне утрачена), трапезная и четверик, устремлённый ввысь восьмериком и шлемовидной главой на высокой шее. Сплошная кирпичная ограда толщиной около метра и высотой около 3,5 метра с четырьмя угловыми круглыми башенками и всего одними вратами, объединёнными с колокольней, делает церковь настоящей крепостью. Совсем недавно, у края леса в Васильевском, были обнаружены древние подземные кирпичеобжигательные печи. Рядом с ними найдены залежи красной глины и кирпичи-большемеры. Вероятно, кирпичи для храма изготавливались и обжигались здесь; было налажено местное производство. По переписи 1705 года: " да в селе двор вотчинников, двор скотный, людей в них три человека, всего в селе с двумя деревнями (Агафонова и Мышкина) 57 дворов, крестьянских людей в них 198 человек " . В 1762 году, на основании указа императрицы Екатерины II от 8 августа, село Васильевское перешло на 50 лет - до 1813 года - в вотчинное владение помещиков Яковлевых, генерал-майора Михаила Александровича (1708-1767) и супруги его Марии Петровны. Ближайшие к Васильевскому село Поречье, сельцо Кривошеино, деревни Полушкино, Михалево, Бережки, Воскресёнки, Мышкино, Агафоново также принадлежали им. Воскресенская церковь за время, прошедшее после думного дьяка Емельяна Украинцева, не претерпела изменений. Михаил Яковлев пишет " Доношение " члену Святейшего Синода митрополиту Тимофею от 12 мая 1764 года: " В Звенигородском уезде в вотчине моей в селе Васильевском имеется каменная церковь во имя Обновления Храма Восресения Христова, при которой церкви имеется два священника, а служба Божия совершается в оной одна в зимнее время за неимением тёплой церкви; как священники так и приходящие люди испытывают немалую тягость, а при той церкви при обширности трапезы можно в одной стороне сделать придел. Того ради прошу дозволить мне во упоминаемой трапезе сделать деревянный придел во имя Владимирской Богородицы " . На что и было получено им вскоре дозволение. Всё было устроено и готово к освящению 18 сентября того же года. Благодаря усердию Михаила Александровича, храм обрёл вместе с новым тёплым приделом сразу три летних престольных праздника - во имя Владимирской иконы Богородицы. Яковлевы построили при церкви богадельню.

http://sobory.ru/article/?object=06552

В кон. XVII-XVIII в. самебели активно участвовали в церковной и культурной жизни Грузии. Почти 70 лет (90-е гг. XVII в.- 1760) в юрисдикцию епархии входил монастырь Натлисмцемели ( Какабадзе. 1913. Т. 5. С. 76-77; Исторические документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 413-414). В 90-х гг. XVII в. Самебские епископы Николай (Чолокашвили) и Николай (Мдивнишвили) оказали существенную помощь возрождению монастыря Натлисмцемели и вернули потерянные земли (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 97-98; 2011. Т. 2. С. 734-735). В 1690 г. в постановлениях картлийских и кахетинских архиереев, касавшихся положения дел в Давидгареджийской лавре, настоятелем к-рой был назначен Онуфрий (Мачутадзе), упомянут еп. Николай (Чолокашвили) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 597-598). В 1696 г. еп. Николай (Мдивнишвили) составил «Иммунитетную грамоту кахетинских епископов и вельмож для Давидгареджи» (Там же. С. 605-607). В 1697 г. по его заказу был переписан свод груз. летописей «Картлис Цховреба». Этот вариант получил в историографии наименование «Список самебели Николая» (также «Мцхетский список»). Не позднее 1701 г. самебели Николай получил сан архиепископа (Дарственная грамота архиеп. Самебского Николая мон-рю Натлисмцемели//Исторические док-ты Гереджи. 2008. С. 125). В 1701 г. архиеп. Николай пожертвовал рукопись мон-рю Натлисмцемели. Также известно, что он был участником Собора архиереев Картли и Кахети 1702 г., на к-ром были определены устав и правила для мон-рей пуст. Гареджи (Там же. С. 633-635). В 1705 г. архиеп. Николай на правах арбитра участвовал в имущественном разделе внутри рода князей Чолокашвили (Решение по делу разделения семьи Чолокашвили//ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 5329; ПГП. 1971. Т. 4. С. 213-216). Архиеп. Николай был упомянут также в грамоте пожертвований мон-рю св. Додо, составленной еп. Ниноцминдским Иосифом в 1709 г. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 654-663), в «Решении Акури и Ванта по делу имения Давида» от 1 июня 1710 г. (ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 3175; ПГП. 1971. Т. 4. С. 231-232) и в «Книге самебели Николая к руствели Христофору об уступке крепостного» (1710) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 666). В 1710 г. царь Давид II пожертвовал мон-рю Кацарети и архиеп. Николаю поместья, к-рые принадлежали К. е. с давних времен: земли «Самебской усадьбы» близ Сагареджо, берега реки «под Котмани... дорогу до Иори, у речки Мцарецкали», территории «по эту сторону храма Самеба и по ту сторону Патардзеули», с. Хашми, земли «в Орхеви Батаани и Джораани», виноградник, пожертвованный царем Кахети Леваном «по эту и ту сторону реки Иори в Ахмета», владения в Энисели, Алиабаде, Тасмалури (ныне Тосмало), Сакени и др. ( Жордания. 1903. С. 32-36; ПГП. 1970. Т. 3. С. 205-206).

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Упразднен в 1828 г. III. В Витебской и Могилевской губерниях : 19) Витебский монастырь, устроен в 1690 г. Адамом Киселем в г. Витебске на том месте, где убит Кунцевич. (Витеб. Стар., ч. 92). 20) Полоцкий Софийский, устроен при полоцком кафедральном соборе в самом начале унии. 21) Махировский, в с. Махирове, в 15 верстах от Полоцка. Упразднен. 22) Сиротинский, в слободе Сиротин, в 45 верстах от Полоцка деревянный. Упразднен в 1834 г. 23) Вежрбиловский, в с. Вержбилове, себежского уезда. 24) Тадулинский на берегу озера Тадулина в суражском уезде. 25) Добригорский в лепельском уезде. Упразднен в 1834 г. 26) Ушацкий, в м. Ушаче, лепельского уезда. Упразднен в 1828 г. 27) Повставский, в м. Поставах, дисненского уезда, в 90 верстах от уездного города. Упразднен в 1834 г. 28) Безводицкий, в м. Безводичах, чериковского уезда. Упразднен в 1828 г. 29) Лысковский, в с. Лыске рогачевского уезда. Упразднен в 1834 г. 30) Толочинский, в м. Толочине, копысского уезда. 31) Сирицкий, в м. Сирицы, бабиновецкого уезда. 32) Милашковский, при с. Милашковичи, климовецкого уезда. Упразднен в 1834 г. Маривильский, в с. Маривиле, климовецкого уезда. Упразднен в 1837 г. 34) Белоцерковский, в копысском уезде. 35) Любавецкий, осн. в половине XVIII века, в графстве Любавецком, в оршанском повете. IV. В Минской губернии : 36) Минский Святодуховский, основан настоятелем Минского Вознесенского монастыря Афанасием Пакостой около 1616 г. В нем была униатская семинария, а в конце XVIII века при монастыре учреждена была типография. В 1795 г. он назначен был для пребывания минского православного архиерея, а церковь обращена в кафедральную. 37) Новогрудский Борисоглебский, основан при отнятой у православных Борисоглебской церкви митрополитом Рутским в 1636 г. 38) Вольнянский, в с. Вольне, новогрудского уезда, осн. в 1632 г. новогрудским подстолием Каменским и женой его урожд. Друцкой Горской. (Акт. Вил. Арх. ком. XI 35). В 1834 г. обращен в женский. 39) Мирский, в с. Мире, новогрудского уезда, осн. в 1705 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

102) Соборная церковь Исаакия Далматского в С.-Петербурге, по Высочайшему повелению возобновленная и увеличенная Его И. В. архитектором Августом Монтфераном, королевско-французского Почетного Легиона кавалером. Перевел с франц. В. Анастасевич. Спб. В тип. В. Плавильщикова. 1820. (8) 19 стр. Французский подлинник: Eglise de St. Isaac restaurée et augmentée d’après les ordres de I’Empereur et Roi, par Auguste de Monferrand. St. Pétersb. de I’impr. de Pluchart. 1820. fol. 12 стр. и 21 лист рисунков. 103) Сведение о добывании 36-ти гранитных колонн, назначенных для портиков Исакиевского Собора в С.-Петербурге, представленное комиссии учреждения для окончательной перестройки сего же собора, Е. И. В. архитектором и королевско-французского Почетного Легиона кавалером Августом Монтфера-ном. Перевел с франц. В. Анастасевич. Спб. В тип. В. Плавильщикова. 1820. (4) 16 стр., с 2 таблицами. Французский подлинник под заглавием: Notice sur l’exploitation des trente six colonnes en granite destinées à la construction des portiques de l’église de St. Isaac. St.-Pétersb. de l’imprimerie de P. P. A. Pluchart. 1820. (4) 15 p. 104) Образа, украшающее царские врата главного алтаря Собора Казанския Божия Матери, в С.-Петербурге. Писаны советником Императорской Академии Художеств Вл. Боровиковским. Рисованы на камне и изданы Вл. Погонкиным. Спб. В тип. Плавильщикова. 1819 года. (4) Шесть рисунков, с шестью непомеченными листами объяснительного текста. Петрозаводск. 105) Краткое сказание о Климецком монастыре. Спб. В тип. Деп-та Внешней Торговли. (8) 22 стр. Другое заглавие: Краткое сказание о монастыре преподобного Отца Ионы Климецкого, именуемом Онега, в пределах Олонецких, от г. Петрозаводска в 50 верстах. Говорено в монастыре, в день освящения храма во имя св. праведных Захарии и Елисаветы, 31 марта 1840 г. Подольск. 106) Обновление храма Знамения Пресвятой Богородицы в селе Дубровицах, основанного в 1690 г. и освященного в 1705 году, в присутствии храмоздателя Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича. (А. Вельтмана.) М. В тип. Александра Семена. 1850. (4) 15 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

10 января 1697 года патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690–1700) с собором епископов хиротонисал архимандрита Иоанна во епископа Черниговского в Большом Успенском соборе Московского Кремля. По вступлении в управление епархией епископ Иоанн создал при Черниговской архиерейской кафедре Коллегиум, подобно Киевской академии, который, по мысли святителя, должен был украсить «Чер­ниговские Афины» – школу просвещенного благочестия. Ввиду высокого уровня богословского образования и воспитания, школа святителя Иоанна получила широкую известность. По суще­ству – это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви. Тогда же святитель открыл типографию, в которой он и его пре­емники издали много сочинений духовно-нравственного содержания. Жизнь святителя Иоанна светилась высокими добродетелями, особенно же смирением. Она отобразилась и в его творениях: «Нраво­учительное зерцало» (Чернигов, 1703 и 1707), «Алфавит, рифмами сло­женный» (1705), «Богородице Дева» (1707), «Фиатрон, или позор нра­воучительный» (1708), «Толкование на 50-й псалом» (Чернигов, 1708), «Толкование на “Отче наш” и восемь блаженств евангельских» (1709), «Царский путь Креста Господня» (Чернигов, 1709), «Богомыслие в поль­зу правоверных» (1710–1711). «Синаксарь о победе под Полтавою» (1710), «Путник» (рукопись), «Духовные мысли» (Москва, 1782). В Чернигове в 1714 году святитель впервые издал и свой главный труд, написанный на латинском языке. Особенностью выпускников Киевской школы было то, что свои сочинения они писали на клас­сической латыни. Профессор И. А. Максимович в 1886 году перевел « Илиотропион » на современный русский язык и издал в начале по ча­стям в «Черниговских епархиальных ведомостях», затем отдельной книгой (Киев, 1896). Сокращенный вариант опубликован в «Журнале Московской Патриархии» (1976, в номерах 5, 6). С именем святителя Иоанна связан также «Латино-греко-российский лексикон». Известна связь святителя Иоанна со Святой горой Афон. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010