Карьеры Нижние (Панилово). Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Шатровые храмы Год постройки:1600. В 1908 перебрана. Год утраты:приблизительно 1940 (сгорела) Адрес: Россия, Архангельская область, Холмогорский район, д. Карьеры Нижние Координаты: 64.027214, 41.757807 Проезд:Правый берег Северной Двины, переправа с М-8 в Копачево, далее дорога по правому берегу через Ичково, Ступино, Орлецы. Изменить описание Добавить фотографии Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1910 Карта и ближайшие объекты Добавить статью «Церковь в Панилове, построенная в 1600 г. (по другим сведениям в 1660), — одна из лучших шатровых церквей простейшего типа (восьмерик с двумя прирубами). Перебрана в 1908 г. арх. А.Каретниковым». Источник: С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г. Никольская шатровая церковь вместе с Ильинским зимним храмом с колокольней 1693-95 гг. составляла ансамбль Паниловского погоста. Сгорела в 1940-х гг. Паниловский приход расположен по обоим берегам Сев. Двины, на 95 верст выше г. Архангельска и на 25 г. Холмогор. В состав входят 8 деревень, одна близ храма, остальные в расстоянии 1-10 верст, две на правом берегу вместе с церквами и шесть на левом. Жителей к 1 янв. 1894 г. было 273 муж. пола и 273 жен. В приходе в настоящее время три церкви: две приходских в дер. Панилове и одна приписная в дер. Большой Товре в 8 верстах от приходских. Нынешние приходские церкви: Никольская, устроена в 1600 г. и Ильинская, устроена в 1695 г, при всей своей древности, не первые от основания прихода, начало которого нужно относить к XV в. Первые церкви во имя тех же святых находились на левом берегу р. Двины, где прежде был г. Орлец с крепостью… Эта крепость в 1398 г. разрушена новгородцами, а бывшие в ней две церкви перенесены были в Паниловскую волость, на 3 версты ниже Орлеца по течению Двины, где они сначала подверглись разорению от литовцев, а затем снесены были весеннею водою.

http://sobory.ru/article/?object=24988

Собор апостола Иоанна Богослова (Саранск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Иоанна Богослова — православный храм в Саранске. Памятник архитектуры федерального значения, внесен в реестр постановлением Совета Министров РСФСР в 1960 году. Самое старое сохранившееся здание Мордовии. С 1991 по 2006 год был кафедральным собором Саранской и Мордовской епархии. Содержание История [ править править код ] Построен ориентировочно в 1693 году на дальней западной окраине города, в стиле «нарышкинского барокко». Старейшее сохранившееся здание города Саранска и Мордовии в целом. В 1711 году к основному зданию храма были пристроены трапезная и колокольня. В последующие десятилетия он был дополнен двумя приделами. До настоящего времени здание, к счастью, не претерпело заметных изменений архитектурного облика. В записках священника-краеведа Алексия Масловского об этой церкви сообщается, что в 1873 году при снятии с престола покрова в престольной доске найден антиминс из толстого холста, отмеченного датой 1600 года, без патриаршей подписи, но с указанием наименования храма – Иоанно-Богословский. Кроме того, одна из храмовых икон – образ Благовещения Пресвятой Богородице – был датирован тем же 1600 годом. Из этого следует вывод, что стоявшая неподалеку от этого места более древняя деревянная церковь, в 1824 разобранная и перевезенная в село Маколово, была построенная первопоселенцами в первые годы существования Саранской крепости, и имела то же наименование, что и настоящий храм. Исследователь истории Саранска профессор И.Д. Воронин выдвинул версию, согласно которой на этом месте еще со времен царя Иоанна Грозного в лесу существовало русское поселение, которое называлось Ивановым или Богословским, жители которого и построили самую первую церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. До революции при Иоанно-Богословской церкви имелось 113 десятин пашенной и лесной земли. Богослужения вел один штат церковно- и священнослужителей. Рядом с храмом в собственном доме на улице, в честь храма именовавшейся 1-й Богословской, жил протоиерей Димитрий Иоаннович Охотин.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_апостола...

[Троицк. 1700 (?).] Астраханского Вознесенского: Игум. Сильвестр , 1670, 1671 (1675). – Иоаким , в сент. 1680. – Сергий ; 15 февр. 1790. III, 334. Астраханские четыре. III, 356. Астраханского Благовещенского: Иг-нья Анастасия , 1738 и 39. – Евпраксия , 1840–47. – Аполлинария , 1848–57. – Евгения , 1857–66. III, 412, 614. Болдин. IV, 365. Кизлярский. V, 560. Астраханского Покровского игум. Иннокентий , 1809. VI, 718. Чуркинская пустынь. VI, 1025. Моздокские два. Архим. Никанор Николев произведён 22 авг. 1793 из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры. III, 334. Астраханского Троицкого, учреждённого 1568. VI, 455. (То же и Николаевского) в 1700 приписанного к Троицкой Сергиевой Лавре, после упразднённого: Игумены Кирилл , 1568–75. Иосиф , 22 дек. 1588. Феодосий перев. из Тольгского; упом. 1600, а 1602 хирот. в еписк. Астраханского. Иона , в апр. 1606. Иосиф , 1615 (?) сент. 1618. Рафаил упом. с 1620, а 1632 перев. в Соловецкий. Архимандриты Мисаил , в окт. 1635. Варлаам , в дек. 1637. Гермоген , 1645–48. Иосиф 3 мая 1656 хирот. в архиеп. Астраханского. Никифор определён 30 июля 1659; упом. в апр. 1662; упом. отставленным в мае 1671. Пахомий , бывший в сент. 1672. Варсонофий , 1673–77, мая. Сильвестр , 1677–80, сент. Ефрем , в авг. (sic) 1684. После в Иосифове? Сергий , игум., † в язву в исходе 1692. Рувим , в янв. 1693 (1700). Евфимий , 1700. Строители Феофилакт , в февр. 1705. Иона Сальников , в февр. 1706. После в Спасском Казанском. Георгий Дашков , 8 мар. 1706. После в Троицкой Сергиевой Лавре келарь и архимандрит. Севериан Прилуцкий , строитель, 1743. После в Белопесоцком. VII. Епархия Тобольская Тобольская епархия учреждена в 1620 г. Третья из второклассных. I. Архиепископы Сибирские и Тобольские 1. Киприан хирот. 8 сент. 1620 из архим. Новгородского Хутыня монастыря; с 14 нояб. 1624 митр. Сарский. 2. Макарий Кучин хирот. 16 дек. 1624, из игум. Костромского Богоявленского монастыря; † 24 июля 1635. 3. Нектарий Теляшин хирот. 7 февр. 1636, из строителей Нилова Столбенского монастыря; 7 янв. 1640 уволен туда-же на покой; † 15 янв. 1667.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

183 , и части его стали известны Эразму не ранее 1522 г. Издания гуманиста Дезидерия Эразма (1469–1536) 1516, 1519, 1522, 1527 и 1535 гг., Альдинское в Венеции 1518 г. и Парижское Колинея 1534 г., Стефановские (Robert Estienne, 1503–1559) 1546, 1549, 1550 (это textus receptus в Англии) и 1551 гг., десять Теодора Безы (1519–1605) и лейденских типографов братьев Бонавентуры и Абрама Ельзевиров 1624 и 1633 гг. (европейский textus receptus) 184 . Более критический характер имеют издания в полиглоттах Антверпенской (тома 5–6, 1571 г.), Парижской (том 5, части 1–2,1630–1633 гг.) и Лондонской (том 5,1657 г.) Бриана Валитона (1600–1661), позднее еп. Чес- терского; [издания] арминианина Стефана Курцеллея (de Courcelles, 1586–1659) в Антверпене 1658 г., Оксфордское 1675 г. Иоанна Фелля (1625–1686), другое там же 1707 г. Иоанна Милля (1645–1707), Людольфа Кюстера 1710 г., Гергарда 1711 г., Бенгеля (1687–1752) 1734 г., Веттштейна (1693–1754) 1751–1752 гг., Маттэи (1744–1811) 1782–1788 и 1803–1807 гг., Альтера 1786–1787 гг., Бирха 1788, 1798, 1801 гг. 185 Но собственно критическая разработка новозаветного текста была положена галльским проф. Иоанном Иаковом Грисбахом (1745–1812), который редактировал два издания 1774–1777 гг. и 1796–1807 гг. 186 Примыкая к воззрениям Бенгеля и своего учителя Землера, он первым высказал и научно обосновал критические приемы текстуальной реконструкции. Весь материал сначала был разделен на 5–6 фамилий 187 , но потом сведен к трем группам рецензий: александрийской (у Оригена , в А В С L и египетском переводе), западной (в D, древнелатинском, Вульгате, у латинских отцов) и византийской (19–20 минускулов и почти все прочие авторитеты). Решающими были для него первая и – по согласию с ней – вторая, а третья устранялась совершенно. Эта теория встретила яростную оппозицию со стороны Маттеи, но нашла поддержку в лице римско-католического декана богословия в Боннском университете Иоанна Мартина Августина Шольца (1794–1852), выпустившего Новый Завет в 1830–1836 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

615-620 620-621 ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире 621-622 622-628 ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА лит. форма, характерная для лит-ры Древнего мира, представляющая собой разновидность благословения; узком смысле - общее наименование 8 речений Господних в Нагорной проповеди 628-629 629-630 ЗАПОРОЖСКАЯ И МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ. Учреждена 27 июля 1992 г. на территории Запорожской обл. Украины, отделена от Днепропетровской епархии 630-631 ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ военно-политическое формирование, существовавшее в XVI-XVIII вв., располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского казачества 631-635 635-636 ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист 636-637 638-640 ЗАРА ЯКОБ (1600-1693), эфиоп. мыслитель; считается основоположником философско-религ. свободомыслия на Африканском Роге 640-641 ЗАРЕМБА одно из названий помет в древнерус. музыкально-теоретических трактатах XVII в.- см. Пометы ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви 641-647 648-649 ЗАРИН Дмитрий Иванович (1862? - 1925), учитель пения, хоровой дирижер, автор методических пособий по церковному и светскому пению, общественный деятель 649-650 ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества 650-657 ЗАРНДЖА с. в горной местности (Армения), в к-ром находится храм 30-40-х гг. VII в., памятник арм. средневек. зодчества 657-658 ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник 658-660 ЗАРУЦКИЙ Афанасий Алексеевич (2-я пол. 60-х гг. XVII в. - до 1723), прот., проповедник, автор панегириков 660-661 ЗАСУРСКИЕ ПРЕПОДОБНЫЕ (2-я пол. XIV - нач. XV в. (?)), 3 неизвестных по именам монаха, прославившиеся праведной жизнью

http://pravenc.ru/vol/xix.html

Настоятель : Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. Адрес : 430000, г. Саранск, ул. Советская, 53. Телефон : 48-13-12, 48-19-59. Подробнее... Собор апостола Иоанна Богослова (Саранск) [ править править код ] Иоанно-Богословская церковь является архитектурным памятником федерального значения. Первоначально здание церкви в Стрелецкой слободе было деревянным. Предположительно, церковь Иоанна Богослова существовала с 1600 года, ещё до того, как был основан город. На сегодняшний день церковь является старейшим сохранившимся зданием на территории Республики Мордовии. Каменное здание было возведено в 1693 году. В XVIII веке были обустроены приделы, а в 1810-20-х гг. появились колокольня и трапезная. В начале 1930-х гг. Иоанно-Богословскую церковь закрыли, а в здании расположился архив НКВД. Вновь открылась церковь только в 1944 году, причём первой в республике. Длительное время это был единственный действующий православный храм Саранска. Иоанно-Богословская церковь в период с 1991 по 2006 год была кафедральным собором Саранской и Мордовской епархии. Адрес: г. Саранск, ул. Демократическая, 28. Телефон: (8342) 47-27-46 Подробнее... Свято-Предтеченский храм (Саранск) [ править править код ] От первоначального облика храма, построенного и освященного в 1775 году на окраине старого Саранск, в ремесленной слободе, до настоящего времени не сохранилось почти ничего. Из его истории известно тоже немного. Примечателен тот факт, что в 1822 году храм посетил епископ Пензенский и Саранский Амвросий I, посетивший наш город с пастырским визитом. Владыка отметил чинно ведение службы причтом и высокую набожность и нравственность прихожан. Старая церковь (последним настоятелем которой стал протоиерей Василий Добровольский) была закрыта указом исполкома МАССР в 1938 году (на тот момент она оставалась единственным действующим храмом города), купола и колокольня ее были снесены, а в стенах разместился хлебозавод 4 и СПТУ 7. В скверике с южной стороны церкви был установлен памятник Сталину (снесенный в конце 50-х). улица, названная в честь храма Предтеченской, еще в 1918 году была переименована в Саранскую.

http://azbyka.ru/palomnik/Саранск

7 Лазарь Баранович († 1693 г.) был архиепископом Черниговским с 1657 г. Бывший воспитанник и ректор Киевской академии (1650 — 1656), Лазарь славился проповедованием слова Божия и содействовал Московскому правительству в подчинении Малороссии. Св. Димитрий называл его «великим столпом церковным». 8 До конца XVI ст. в России проповеди редко сказывались изустно: большей частью читались переводные поучения св. отцов или жития святых. Со времени же возникновения училищ в юго-западной России стали появляться образцы собственного проповедования и вместе с тем образовалась особенная должность проповедников, которую отправляли при соборах, монастырях и братствах духовные лица, получившие образование. 9 Новодворский монастырь, основанный для борьбы с унией в 1618 г., находился в Литовских пределах (в нынешнем Пинском уезде) и был подведомствен Виленскому Свято-Духову монастырю. 10 Город Слуцк — Минской губернии. Преображенский монастырь, основанный около 1600 г., принадлежал Слуцкому братству, которое подобно прочим братствам охраняло православие от притеснений католиков и униатов. 11 Иван Самойлович, сын священника, избран в гетманы в 1672 г.; в 1687 г. отрешен от гетманства и умер в Тобольске в 1690 г. 12 Батурин — ныне местечко при реке Сейме, в 27 верстах от уездного города Конотопа — был основан в 1575 г. королем польским Стефаном Баторием, который назвал его своим именем (Баторин). Царь Алексей Михайлович по присоединении Малороссии назначил Батурин гетманской резиденцией. 13 Гетман (предводитель казаков) был главной и самостоятельною властью в Малороссии. 14 Основан в XV ст., разорен крымскими татарами, возобновлен в XVI ст. Монастырь наименован Крупицким от крупиц, падавших близ монастыря во время голода. Предание об этом записано собственною рукой св. Димитрия на престольном Евангелии. 15 Ныне женский единоверческий монастырь, находится в Сосницком уезде, близ города Борзны, на берегу реки Десны. 16 1 сентября 1681 года (Диарий, под 1681 г.). 17 О Ясинском, Могиле и Гизеле — см. в предисловии к этой книге.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatitelya-dim...

XVII в., ВГИАХМЗ), с блгв. князьями Феодором, Давидом и Константином, с прп. Максимом Исповедником - в ц. во имя Д. на Наволоке (80-е гг. XVIII в., ВГИАХМЗ), а также со св. целителями Космой и Дамианом или блаженными Прокопием и Иоанном Устюжскими (иконы XVII в., ВГИАХМЗ); также со святыми, выбор к-рых определен заказчиком,- икона «Избранные святые в молении Св. Троице» 1715 г. работы Л. Г. Туфанова (ВГИАХМЗ, из ц. равноапостольных Константина и Елены), икона Божией Матери «Одигитрия» с предстоящими ап. Андреем Первозванным и св. Иоанном Предтечей, припадающими ап. Иоанном Богословом и Д. (XVII в.?, ВГИАХМЗ). Образ Д. помещен в произведениях декоративно-прикладного искусства XVII в.- на оплечьях фелони, на дробнице митры, на кресте напрестольном из Димитриева Прилуцкого мон-ря (1638), на ладанице (1694), на запрестольном кресте из ц. вмч. Георгия Победоносца в Вологде, также на каменной иконке XVIII в., на эмалевых образках XIX в. (все в собр. ВГИАХМЗ). Черневое изображение святого вырезано на золотой дробнице 1599-1600 гг., к-рая является частью убора оклада, исполненного по заказу царя Бориса Годунова, на икону Св. Троицы Ветхозаветной, написанной прп. Андреем Рублёвым (СПИАХМЗ), а также наряду с др. святыми и праздниками - на серебряных позолоченных дробницах 2-й пол. XVI-XVIII в. к неск. подвесным пеленам 80-х - 90-х гг. XVIII в. к иконам Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК, см.: Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле/ГММК. М., 2003. С. 342-348. Кат. 120-122). Образ Д. имеется также в лицевых рукописях, напр. в Евангелии апракос 1693 г. (БАН. Арх. ком. 339. Л. 828 об.). В монументальном искусстве образ Д. часто встречается в росписях храмов Вологды. В Софийском соборе (1686-1688) поясное изображение преподобного - на юж. стене апсиды диаконника, где находился престол в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, и среди рус. преподобных над чином святителей. В стенописи ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Рощенье 1718 г. Д. представлен в рост, держащим в руке длинные четки, вместе с прп.

http://pravenc.ru/text/178017.html

Источник: сайт Саранской епархии Мордовской митрополии http://sarep.ru/1982 Иоанно-Богословская церковь является важнейшей исторической святыней столицы республики. Сегодня это - одна из древнейших достопримечательностей не только города Саранска, но и всей Мордовии, её ценная и редкая жемчужина. Храм великого евангелиста отсчитывает свою долгую историю предположительно с начала XVII столетия. Датой рождения его нынешнего здания считается 1700 год, а по некоторым версиям - 1693-й. Саранский храм располагается в самом центре этого старинного города, а когда-то здесь была его далёкая западная окраина. Саранск изначально строился как сильная крепость на черте пограничных засек, протянувшихся отсюда до Симбирска. Возведение крепости положило долгожданный конец частым и разорительным набегам на Русь Ногайской орды и крымчаков из соседнего Дикого поля. Именно здесь был положен водораздел войны и мира в этих прежде неспокойных краях. Согласно историческим источникам, первые письменные свидетельства о крещении мордвы относятся к XVI веку, а примерно к середине следующего столетия этот процесс в целом завершился, во многом благодаря появившимся местным православным храмам. Жители Саранска крепки были оружием и верой. Неслучайно первую церковь в честь великого евангелиста выстроили в 1600 году, когда даже крепостных стен ещё не возвели - в соседнем сельце Ивановском. Этим же годом датируется и образ Благовещения Пресвятой Богородицы, бывший одной из храмовых икон церкви. Стоит сказать, что сам факт наличия храма Иоанна Богослова и дата его возведения во многом проясняют историю возникновения самого Саранска, который, очевидно, строился рядом с уже существовавшими поселениями, такими как Ивановское, где к тому времени уже имелась собственная церковь во имя Иоанна Богослова. Эта церковь продолжала оставаться действующей ещё целое столетие с лишним после постройки нового каменного храма, освящённого также во имя Иоанна Богослова. Только в 1824 году она была аккуратно разобрана и с великим тщанием и осторожностью перевезена по брёвнышку в село Маколово. Население в этих краях быстро прибывало: к началу XVIII столетия в одном лишь Саранске оно уже составило четыре тысячи человек, и каждый храм в округе был важен. Предтечей нынешнего каменного храма, который и сегодня в Саранске привычно именуют собором, стала небольшая деревянная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=04452

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛУГЕРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ [болг. Калугеровски манастир], муж., во имя свт. Николая Чудотворца Пловдивской епархии Болгарской Православной Церкви. Расположен в 2 км от с. Калугерово близ г. Пазарджик. Исторические сведения об основании мон-ря не сохранились, но болг. книжник Стефан Захариев в письме рус. вицеконсулу в Пловдиве Н. Герову сообщал, что К. м. существовал еще во время крестоносцев и был разрушен турками в 1419 г. (Из архивата на Н. Геров/Ред.: Т. Панчев. София, 1911. Кн. 1. 1001). Болг. историк Х. Гандев считал, что в обители в XVI-XVII вв. действовал скрипторий. Впервые К. м. упоминается в приписке 1693 г. в Минее, хранящейся в Пловдивской народной б-ке ( Цонев Б. Славянски ръкописи и старопечатни книги на Народната б-ка в Пловдив. София, 1920. С. 28. 42(78)). Пострижеником К. м. был игумен Тетевенского монастыря Христофор, об этом известно из надписи 1767 и 1783 гг. на вост. стене храма Тетевенской обители ( Мутафчиев. 1931. С. 65). Надпись на одной из мраморных плит сообщает, что в апр. 1826 г. на средства хаджи Илии и его сына хаджи Стойно из Панагюриште в мон-ре были проведены строительные работы (вероятно, был устроен колодец; Цончев. 1950. С. 273). В 1860 г. мон-рь был отремонтирован ( Мутафчиев. 1915. С. 65). В сер. XIX в. К. м. имел подворье (метохию) в с. Калугерово ( Захариев. 1870. С. 34). В 70-х гг. XIX в. братия активно помогала болг. революционному движению и сформировала революционный комитет, поэтому при подавлении Апрельского восстания (1876) турки сожгли мон-рь. 28 нояб. 1906 г. усилиями игум. Кирилла завершилось строительство нового монастырского храма. Сейчас в мон-ре проживает монах; действует небольшой исторический музей. Лит.: Захариев С. Географико-историко-статистическо описание на Татар-Пазарджишка-та кааза. Виена, 1870; Мутафчиев П. Стари градища и друмове из долините на Стряма и Тополница. София, 1915; он же. Из нашите старопланински ман-ри. София, 1931; Гандев Х. Фактори на Българското възраждане, 1600-1830. София, 1943; Цончев Д. Манастирът св. Никола при Калугерово//Годишник на Народния археологически музей. Пловдив, 1950. Т. 2. С. 272-273; он же. Археологически паметници по южните склонове на Панагюрска Средна гора. София, 1963; Батаклиев И. Пазарджик и Пазарджишко: Историко-географски преглед. София, 1969; Иречек К. Пътувания по България. София, 1974. Д. Чешмеджиев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1320151.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010