Алессандрия делла Палла — сильно укрепленная крепость на берегу реки Танаро, в Миланском герцогстве. …герцог Альба отправляется во Фландрию. — Кровавый усмиритель Нидерландов Фернандо Альварес Толедский, или герцог Альба, отбыл туда осенью 1567 г. во главе отборного войска из испанских отрядов, расквартированных в Италии. Графы Эгмонт и Горн — вожди оппозиционной испанскому владычеству нидерландской знати, были казнены 5 июня 1568 г. Дьего де Урбина — командир роты, в которой служил Сервантес. Союз с Венецией и Испанией — лига, созданная по почину папы Пия V. После того как турки захватили в 1571 г. остров Кипр, принадлежавший тогда Венеции, и усилилась угроза средиземноморским владениям Венеции и Испании, лига организовала для борьбы с турками объединенный флот. Во главе этого флота был поставлен дон Хуан Австрийский (1547—1578), побочный сын Карла V. 7 октября 1571 г. произошла встреча турецкого и соединенного испано-венецианского флота в Лепантском заливе у берегов Греции, где турецкому флоту был нанесен сокрушительный удар. Доблестным участником Лепантского боя был Сервантес (см. пролог к т. 2). Улудж-Али (1508 — ок. 1580) — родом калабриец, находился на службе у турок. За победу, одержанную им под Мальтой в 1665 г., защита которой от нападения турецкой флотилии была поручена Карлом V мальтийскому ордену, он получил царство Триполитанское. Принимал участие в сражении при Лепанто и руководил операциями турецкого флота при отвоевании Туниса в 1574 г. Мальтийский орден — военно-религиозный орден иоаннитов, или госпитальеров; возник в эпоху крестовых походов. В 1530 г. испанский король Карл V передал во владение этого ордена остров Мальту. Орден вел постоянную борьбу с турецким флотом, стремившимся захватить остров как опорный стратегический пункт в Средиземном море. В 1565 г. остров подвергся осаде турецкого флота под начальством Драгута, а после его смерти — Мустафа-паши, но с честью выдержал осаду. Джованни Андреа — генуэзский военачальник, руководивший в Лепантском сражении правым флангом соединенной эскадры.

http://azbyka.ru/fiction/hitroumnyj-idal...

1514), Беррисе (1542), Маркине (1548), Севилье (1567). Члены общин жен. ветви ордена (2-й орден М.), приняв обеты, продолжали активно трудиться в миру. Также сохранялась орденская ветвь братьев и сестер - помощников (3-й орден М.; см. Терциарии ). С кон. XV в. М. прикладывал усилия к проведению внутренних реформ в ордене. В 1493 г. было запрещено пожизненное командорство. Магистр Бенито Сафон (1522-1535) предписал членам ордена получать теологическую и философскую подготовку, чтобы вести диспуты с мусульм. и иудейскими богословами. В 1536 г. на капитуле в Сарагосе магистр Пере Сорель (1535-1546) принял меры по централизации и систематизации орденских финансовых сборов. Однако, несмотря на проведенные реформы, совр. исследователи отмечают для данного периода спад как интеллектуальной, так и церковной активности в Арагонской пров. ордена ( Taylor. 2000. P. 96-97). В Кастильской пров. реформу возглавил Гаспар де Торрес (ок. 1510-1584), магистр богословия в ун-те Саламанки, исполнявший обязанности провинциала в 1559-1565 гг. Он внес в конституции М. ряд дополнений, учитывавших постановления Тридентского Собора (1545-1563). Под влиянием соборных постановлений магистр Мигель Пуйг (1546-1567) в 1561 г. унифицировал текст орденского бревиария. Исследователи отмечают, что к сер. XVI в. в условиях королевского патроната (patronato real) М. оставались достаточно независимыми от власти монарха; кроме того, сохранялась их тесная связь с органами самоуправления в Испании. В нач. 60-х гг. XVI в. испан. кор. Филипп II (1556-1598) провел реформу, направленную на уменьшение автономии религ. орденов (обзор историографии см.: Ibid. P. 109-113). Первые документы, связанные с королевской реформой М., относятся к 1563 г.; в 1567 г. программа реформ широко обсуждалась с руководителями М. и др. церковными иерархами. Представители короля, осуществлявшие визитации провинций М. и выявлявшие нарушения дисциплины, встретили активное сопротивление со стороны членов ордена. После смерти в 1568 г. магистра Матиаса Папиоля генеральный капитул для выборов нового главы ордена был отложен до конца работы проверяющих комиссий и состоялся лишь в 1574 г.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Феодосий II Новгородский , епископы Крутицкий Савва (Чёрный) , Смоленский Гурий (Заболотский) , Суздальский Трифон (Ступишин) , Акакий Тверской ). По-видимому, отстаивание на Соборе Новгородским архиеп. Феодосием церковного землевладения навлекло на него неудовольствие светских властей и вызвало его отставку в мае 1551 года; вскоре, до 18 июня того же года, оставил свой пост Суздальский еп. Трифон (Ступишин). В мае 1553 года царь Иоанн IV посетил Пешношский монастырь и беседовал с жившим там на покое племянником прп. Иосифа Вассианом (Топорковым). По наблюдениям Зимина, " там, где правительство нуждалось в крутых мерах для подчинения недавно присоединенных территорий, на важнейшие церковные должности назначались постриженики Волоцкого монастыря " . 3 (или 7) февраля 1555 года архиереем на новоучрежденную Казанскую кафедру был поставлен игум. Иосифова монастыря св. Гурий (Руготин) . В помощь архиеп. Гурию были даны волоцкий старец Герман (Ленков) и волоцкий постриженик свт. Герман (Садырев-Полев) , ставший настоятелем Свияжского Успенского монастыря. Преемниками свт. Гурия на Казанской кафедре из числа пострижеников Иосифова монастыря были свт. Герман (Садырев-Полев; 1564-1567), Лаврентий (1568-1574), Тихон (Хворостинин) (1575-1576) и Иеремия (1576-1581). В 1563 году на Полоцкую архиепископскую кафедру был назначен бывш. Суздальский еп. Трифон (Ступишин) . Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась иосифлянами, была Крутицкая (Сарская и Подонская) ; Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного) (1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын) , в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион . Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582). После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп. Герману (Садыреву-Полеву) возглавить Церковь, но тот отказался одобрить опричные порядки и в ноябре 1567 году был убит.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

Ко времени Стоглавого Собора 1551 г. постриженики Волоколамской обители занимали 5 из 10 рус. архиерейских кафедр (Новгородский архиеп. Феодосий, епископы Савва Крутицкий, Гурий Смоленский, Трифон Суздальский, Акакий Тверской). По-видимому, отстаивание на Соборе Новгородским архиеп. Феодосием церковного землевладения навлекло на него неудовольствие светских властей и вызвало его отставку в мае 1551 г.; вскоре, до 18 июня того же года, оставил свой пост Суздальский еп. Трифон (Ступишин). В мае 1553 г. царь Иоанн IV посетил Пешношский мон-рь и беседовал с жившим там на покое племянником прп. Иосифа Вассианом (Топорковым). По наблюдениям Зимина, «там, где правительство нуждалось в крутых мерах для подчинения недавно присоединенных территорий, на важнейшие церковные должности назначались постриженики Волоцкого монастыря» ( Зимин. 1977. С. 307). 3 (или 7) февр. 1555 г. архиереем на новоучрежденную Казанскую кафедру был поставлен игум. Иосифова мон-ря св. Гурий (Руготин) . В помощь архиеп. Гурию были даны волоцкий старец Герман (Ленков) и волоцкий постриженик свт. Герман (Садырев-Полев) , ставший настоятелем Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Преемниками свт. Гурия на Казанской кафедре из числа пострижеников Иосифова мон-ря были свт. Герман (Садырев-Полев; 1564-1567), Лаврентий (1568-1574), Тихон (Хворостинин ; 1575-1576) и Иеремия (1576-1581). В период архиепископства Иеремии произошло обретение Казанской иконы Божией Матери . В 1563 г. на Полоцкую архиепископскую кафедру был назначен бывш. Суздальский еп. Трифон (Ступишин). Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась И., была Крутицкая (Сарская и Подонская); Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного; 1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын), в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион. Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582). После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп.

http://pravenc.ru/text/673717.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРТАН [греч. Καρτνος] Иоанникий (ок. 1500 - после 1567), иером., греч. богослов, писатель. Род. на о-ве Керкира (Корфу) в семье кораблестроителя. Принадлежал к благородному семейству, из которого, вероятно, происходила Нурбану Султан (Кали Картану) (ок. 1525-1583), мать османского султана Мурата III (1574-1595). Известно, что в 1521 г. К. пребывал на о-ве Родос, где был рукоположен во иерея, занимался реставрацией некой рукописи. К. совершал также путешествия на Св. землю, в К-поль, Рим и на о-в Крит. Ок. 1534 г. К. вместе с Антонием Эпархом (1498-1568) отправился в Венецию, к-рой принадлежал о-в Керкира, с особой миссией с целью получения привилегий для местных властей. В Венеции К. вступил в конфликт с греч. ученым и переписчиком рукописей митр. Арсением Монемвасийским (Апостолисом) (ок. 1468-1535), к-рый в 1492 г. переехал в Венецию. Последний в 1506 г. при поддержке венецианцев был поставлен правосл. митрополитом Монемвасии (в Монемвасии, которая, как и Керкира, находилась под властью Венецианской республики, было 2 кафедры: православная, входившая в юрисдикцию К-поля, и католическая). Назначение Арсения и проводимая им политика вызвали сопротивление греч. общины Венеции. Так, в 1509 г. патриарх Пахомий I отлучил Арсения от Церкви, и тот был вынужден уехать на Крит. В 1519 г. папа Лев X пригласил Арсения в Рим преподавать в папской греч. гимназии. Затем он возглавил греч. коллегию во Флоренции, а в 1524 г. опять стал митрополитом Монемвасии, поскольку к тому времени правосл. и католич. кафедры были объединены. В 1534 г. по настоянию папского легата венецианский Совет десяти (Consiglio dei Dieci) назначил митр. Арсения проповедником ц. св. Георгия в Венеции. Попытка Арсения поставить в присутствии викария лат. патриарха 2 униатов пресвитерами в том же храме вызвала ожесточенное сопротивление венецианских греков. Именно митр. Арсений стал причиной того, что К. был заключен местными властями в тюрьму на длительный период.

http://pravenc.ru/text/1681177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСПОМИНАНИЕ ОТЧАСТИ СВЯТЫЯ ГОРЫ АФОНСКИЯ, КАКО НАРЕЧЕНА БЫСТЬ СВЯТАЯ ГОРА И КОИХ ВИН [ДЕЛ] РАДИ ТАКО ПРОЗВАСЯ» предыдущая статья «ВОСПОМИНАНИЕ ОТЧАСТИ СВЯТЫЯ ГОРЫ АФОНСКИЯ, КАКО НАРЕЧЕНА БЫСТЬ СВЯТАЯ ГОРА И КОИХ ВИН [ДЕЛ] РАДИ ТАКО ПРОЗВАСЯ» [греч. Ανμνησις μερικ περ το ρδβλθυοτεΑθω ρους], средневек. сочинение, повествующее об истоках христианства на Афоне и объясняющее, по какой причине это место именуется Св. Горой и «жребием» («уделом») Пресв. Богородицы. Происхождение греч. оригинала памятника предположительно связано с афонским Иверским мон-рем . Не позднее XVI в. «В.» было переведено на просторечный греч. (новогреч.) и слав. языки. Новогреч. версия, известная по неск. рукописям из б-тек афонских обителей, была, по мнению ученого мон. Феодорита Филофеита (XVIII в.), написана неким сербом, плохо знавшим греч. язык ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 2. С. 9-10, 132). Слав. переводы известны в 2 редакциях - в виде отдельной повести и в составе «Сказания о Святой горе Афонской» Стефана Святогорца (ок. 1568-1574). В начале «В.» рассказывается, как Богородица при разделении стран для апостольской проповеди получила по жребию Иверию (Грузию), но по приказу арх. Гавриила осталась в Св. земле. Позднее, во время ее поездки на Кипр к свт. Лазарю , корабль по вышнему промыслу был отнесен бурей к берегам Афона. Богоматерь обратила в христианство жителей и поставила епископом некоего Климента, после чего, помолившись о новом дарованном ей жребии, отплыла на Кипр к Лазарю. Завершается повесть известием о том, что Иверия была просвещена светом веры Христовой в царствование имп. Константина, а также дается краткий рассказ об основании этим императором первых обителей на Св. Горе (см. также ст. Афон //ПЭ. Т. 4. С. 109-110). Степень исторической достоверности «В.» проанализирована (по версии Стефана Святогорца) еп. Порфирием (Успенским) . Опираясь на разыскания Феодорита Филофеита, показавшего, что приводимые в сочинении сведения не находят подтверждения в древних источниках, еп. Порфирий предположил, что сказание было создано греч. монахами Иверского мон-ря между 1568 и 1659 гг. на основе древних преданий о прибытии на Афон иконы Богоматери, принесенной первым крестителем афонитов Иерусалимским еп. Климентом (История Афона. Ч. 2. С. 21).

http://pravenc.ru/text/155354.html

Вознесенский (южный) придел ц. свт. Николая. 1750–1752 гг. Вознесенский (южный) придел ц. свт. Николая. 1750–1752 гг. В 1560-1561 гг. в типографии Н. с. ц. вышла 1-я книга - Четвероевангелие на румын. языке (были использованы переводы, сделанные в свое время священниками Н. с. ц.), в эпилоге к-рого отмечалось, что издание было осуществлено на средства Х. Бенкнера, а типографские работы выполнили «дьякон Кореси от Тырговиште и Тудор дьяк». Учитывая не очень высокий уровень продаж этого издания, в частности в Молдавском и Валашском княжествах, где традиция слав. текстов была особенно сильна, Бенкнер добился в 1562 г. издания в типографии Н. с. ц. Четвероевангелия на церковнослав. языке. Ок. 1561 г. диакон Кореси выпустил на румын. языке «Правила Святых Отцов» (сохр. фрагментарно), представлявшие собой перевод с церковнослав. издания и основанные на Номоканоне патриарха Иоанна Постника . В это же время диакон Кореси издал брошюру катехизического характера (из 14 сохр. 11 листов, без начала и окончания), в к-рой заметно влияние лютеранства: сложно определить, было ли это результатом недостатка богословского образования диакона Кореси или уступкой Бенкнеру. После кончины Бенкнера диакон Кореси вступил в сотрудничество с венг. нобилем Ф. Миклошем. В 1567 г. на румын. языке в одном томе были изданы «Толкования на Евангелия», содержащие смешение правосл. и кальвинист. учений, и сборник кальвинист. песнопений и служб. По мнению исследователей, «Толкования...» были переведены с укр. языка (сохр. 2 укр. варианта «Толкований...»: «Постилла» (от лат. post illa - «после сих»: проповедь, толкование на Евангелие или Апостол) из Теково и «Постилла» из Нягово) ( P curariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 481). Основой 2-й части книги стали богослужебные тексты из публикации кальвинист. проповедника Г. Хелтаи (изд. в Клуже в 1559) и песнопения из «Книги песней» венг. кальвинист. пастыря С. Гергея (изд. в 1562). В 1566 г. диакон Кореси издал на румын. языке Апостол. В течение ряда лет диакон Кореси выпускал книги в основном на церковнославянском языке, имевшие спрос в Валашском и Молдавском княжествах: Служебник (1568), Праздничная Минея в 2 ч. (1569), Октоих в 2 ч. (1574, 1575), 3 издания Псалтири (1573, 1576, 1577), Триодь (1578), 2 издания Четвероевангелия (1579, 1583). В 1577 г. была выпущена славяно-румын. Псалтирь. В эпилогах к большинству изданий были упомянуты валашские господари и Унгро-Влахийские митрополиты ( P curariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 481-482).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

Это отразилось и на положении М. м.: господари, исходя из политических соображений, все чаще вмешивались в процесс избрания и смещения митрополитов. Так, митр. Георгий из мон-ря Бистрица был довольно быстро смещен после восшествия на престол Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568), поскольку вместе с боярами поддерживал другого кандидата на господарский престол. Митр. Григорий II (возможно, до этого игумен Нямецкого мон-ря) был поставлен в кон. 1552 г., в том же году во главе собора из 116 клириков он освятил новооснованный мон-рь Слатина. Сохранился Сборник, переписанный по его указанию иродиак. Иларионом в 1557 г.; в 1562 г. митрополит заплатил за список древнерус. романа «Александрия» (обе рукописи пожертвованы им в Нямецкой мон-рь). В 1561 г. вместе с господарем принимал К-польского патриарха Иоасафа II Великолепного . В том же году Александру III был смещен, за 3 года сменилось 2 господаря. Вернувшись к власти в марте 1563 г., Александру III сместил митр. Григория, не простив ему того, что тот помазывал на царство его противников. Митр. Григорий удалился в Нямецкий мон-рь, где умер после 1579 г. Новым митрополитом господарь поставил Феофана II из мон-ря Рышка, ученика еп. Романского Макария II. Литургическая сцена с митр. Георгием III (Мовилэ). Роспись кафоликона мон-ря Сучевица. Ок. 1596 г. В 1572-1574 гг., когда господарский трон занимал Иоан Водэ Лютый (Грозный), Церковь пережила тяжелые испытания. Митр. Феофан II бежал в Трансильванию, Иоан требовал его выдачи. Летописцы Азарий и Григоре Уреке писали о том, что Лютый сжег в Бистрице бывш. митр. Георгия и «наложил руку на его имущество» (Cronicile slavo-române. 1959. P. 137, 147). Господарь совершал беззакония: хулил иконы и др. святыни, заставлял людей работать в праздники, в т. ч. и воскресные дни, женился во время Великого поста и др.; летописцы называли его вторым Копронимом (визант. император-иконоборец Константин V ). Правление Иоана Лютого закончилось катастрофически: Молдавское княжество было разграблено турками и татарами.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

И. В. м. возглавлял Вавила Диакон, при к-ром мон-рь получил в качестве подушных вкладов вотчины в Рузском и Зубцовском уездах (Там же. 286, 288-291, 293). При настоятеле (1563-1566) игум. Леониде (Протасьеве) мон-рь получил ряд земельных владений в Волоцком (Там же. 305, 313, 319, 324), Дмитровском (Там же. 298), Московском (Там же. 325), Рузском (Там же. 297, 303, 304, 310, 311, 318, 320, 323) и Тверском (Там же. 301, 315) уездах. В дек. 1563 г. царь Иоанн IV выдал И. В. м. жалованную тарханную и несудимую грамоту на всю вотчину (Там же. 302), освобождавшую ее население от уплаты налогов («опричь томги и мыта») и гарантировавшую судебный иммунитет «опричь душегубства одного». Вероятно, выдача грамоты была сопряжена с проверкой документов, удостоверяющих владельческие права мон-ря. В июле 1564 г. царь выдал И. В. м. послушную грамоту на деревни в Волоцком у. «сверх их земель», в февр. 1565 г. пожаловал вотчину опального кн. Дмитрия Немого (Там же. 309, 316). В мае 1565 г. было проведено размежевание земель И. В. м. и владений удельного старицкого кн. Владимира Андреевича. Ок. 1566 г. старицкий князь выдал обители жалованную несудимую грамоту на вотчины в Звенигородском и Дмитровском уездах (Там же. 312, 317). Преемником игум. Леонида в 1566 г. стал Лаврентий, при к-ром И. В. м. получил неск. земельных вкладов в Волоцком (Там же. 327, 329, 330), Московском (Там же. 326) и Тверском (Там же. 328) уездах. В период вторичного игуменства Леонида (1568-1573) мон-рь продолжил получать земельные вклады «по душе» в Волоцком (Там же. 333, 336, 337, 340, 343, 354), Дмитровском (Там же. 344), Рузском (Там же. 334, 335, 338, 339, 342, 346, 351, 355), Тверском (Там же. 341, 345, 348-350) уездах. В июле 1569 г. была составлена опись владений мон-ря в Рузском у. (Там же. 347). С весны 1572 до нач. 1574 г. игуменом был Тихон (Хворостинин), который упоминался в числе соборных старцев еще в 1559 г. (Там же. 275). Сведения о земельных вкладах, полученных И. В. м. при игум. Тихоне, отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/ИОСИФОВ ...

С посл. четв. XVI в. молдав. иконописцы все чаще вдохновлялись иллюминированными кодексами, что отразилось в памятниках стенописи и иконописи, а также характеризует молдав. миниатюру. Различные источники указывают на хождение в М. к. и в соседнем Валашском княжестве ряда известных иллюминированных визант. кодексов (иногда это их южнослав. реплики). Не всегда установлено время появления визант. кодексов в М. к., тем не менее некоторые факты могут указывать на представление о данном явлении. Так, известно о нахождении в М. к. знаменитого Четвероевангелия болгарского царя Иоанна Александра 1356 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 39027 (бывш. Curzon 153)), реплики визант. кодекса XI в. (Paris. gr. 74), выкупленного из залога в нач. XV в. господарем Александру I Добрым. Визант. рукопись Евангелия-Апракос (XII-XIV вв.) в период правления в М. к. господаря Иеремии Мовилэ (1595-1600, 1600-1606) заказчик Глигорча Крэчун украсил окладом и подарил афонскому мон-рю Ватопед; Четвероевангелие (XII-XIII вв.) ок. 1598 г. украсил окладом великий логофет Лупу Строич и передал в дар афонскому мон-рю Дохиар; Четвероевангелие XII в. с окладом Елизавета Мовилэ вложила в афонский мон-рь Кутлумуш. Валашский господарь Мирча Чобан († 1534) украсил окладом Лекционарий XI в. из мон-ря Дионисиат на Афоне (Ath. Dionys. 587). Визант. иллюстрированную книгу Апостол (Rockfeller McCormick NT.- Chicago. Bibl. Univ. 2400) украсил окладом валашский господарь Александру II Мирча (1568-1574), брат молдавского господаря Петру VI Хромого. Известная рукопись IX в., т. н. Sacra Parallela (Paris. gr. 923), Псалтирь XI в. (Ath. Vatop. 760), Типикон монастыря Пантократор на Афоне XII в. (не сохр.) принадлежали б-ке династии Маврокордатов, правивших в Молдавии и Валахии в XVIII - нач. XIX в. ( Costea. 1992. P. 44. Not. 16-17). C 1587 по 1608 г. в М. к. жил Яннакис Симотас, купец из Эпира, тесно связанный с молдав. господарями и высшими сановниками, для к-рых он приобретал в К-поле ценные предметы церковного искусства ( N sturel. 1986. P. 72).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010