крепость Кергедан на Орловском Волоке, в 1568 и 1570 г. несколько острогов на берегах Чусовой и Силвы; приманили к себе многих людей, бродяг и бездомков, обещая богатые плоды трудолюбию и добычу смелости; имели свое войско, свою управу, подобно Князькам Владетельным; берегли северо-восток России ив 1572 году смирили бунт Черемисы, Остяков, Башкирцев, одержав знатную победу над их соединенными толпами и снова взяв с них присягу в верности к Государю. Сии усердные стражи земли Пермской, сии населители пустынь Чусовских, сии купцы-владетели, распространив пределы обитаемости и государства Московского до Каменного Пояса, устремили мысль свою и далее. Кучюм, овладев Сибирью, искал благоволения Иоаннова, когда еще опасался ее жителей, насильно обращаемых им в Магометанскую Веру, и Ногаев, друзей России: но утвердив власть свою над Тобольскою Ордою, перезвав к себе многих степных Киргизов и женив сына, Алея, на дочери Ногайского Князя, Тин-Ахмата, уже не исполнял обязанностей нашего данника, тайно сносился с Черемисою, возбуждал сей народ свирепый к бунту против Государя Московского и под смертною казнию запрещал Остякам, Югорцам, Вогуличам платить древнюю дань России. Встревоженный слухом о Строгановских крепостях, Кучюм (в Июле 1575 года) послал своего племянника, Маметкула, разведать о них и, если можно, истребить все наши заведения в окрестностях Камы. Маметкул явился с войском как неприятель: умертвил несколько верных нам Остяков, пленил их жен, детей и Посла Московского, Третьяка Чебукова, ехавшего в Орду Киргиз-Кайсакскую; но узнав, что в городках Чусовских довольно и ратных людей и пушек, бежал назад. Строгановы не смели гнаться за разбойником без Государева повеления: известили о том Иоанна и просили указа строить крепости в земле Сибирской, чтобы стеснить Кучюма в его собственных владениях и навсегда утвердить безопасность наших. Они не требовали ни полков, ни оружия, ни денег; требовали единственно жалованной грамоты на землю неприятельскую – и получили: 30 Маия 1574 года Иоанн дал им сию грамоту, где сказано, что Яков и Григорий Строгановы могут укрепиться на берегах Тобола и вести войну с изменником Кучюмом для освобождения первобытных жителей Югорских, наших данников, от его ига; могут в возмездие за их добрую службу, выделывать там не только железо, но и медь, олово, свинец, серу для опыта, до некоторого времени; могут свободно и без пошлины торговать с Бухарцами и с Киргизами. – Следственно, Строгановы имели законное право идти с огнем и мечем за Каменный Пояс; но силы, может быть, не ответствовали ревности для такого важного предприятия. Миновало шесть лет, и в течение сего времени Яков с Григорием умерли, оставив свое богатство, ум и деятельность в наследие меньшому брату Семену, который вместе с племянниками Максимом Яковлевым и Никитою Григорьевым счастливо исполнил их славное намерение, заслужив тем сперва гнев Иоанна, а благодарность, его и России, уже после!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Начатое при Богдане III, в 1514 г., строительство новой митрополичьей ц. во имя вмч. Георгия в Сучаве по неизвестным причинам было прервано, когда здание было доведено до уровня выше окон и достроено по образцу Вознесенской ц. Нямецкого мон-ря лишь в 1522 г., при Штефане IV Молодом. Основные изменения происходят в эволюции притвора. В ц. во имя Всех святых в Пэрхэуци (1522) и в Успенской ц. в Бае (1535-1538) притвор был дополнен 2-м этажом, на котором устроены колокольни. В Никольской ц. монастыря Пробота (1530) окна притвора были вытянуты на значительную высоту. В Успенской ц. мон-ря Хумор (1530) притвор стал открытым, вместо зап. стены появились 3 столба, объединенные арками. В мон-ре Молдовица (1532-1537) их стало 4, с 3 арочными проемами. В сходной конструкции Димитриевской ц. в Сучаве (1534-1535) в проемы были вставлены окна, и притвор снова приобрел вид, похожий на притвор церкви в Проботе. При господаре Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568) была построена новая церковь в мон-ре Бистрица по образцу кафоликона Проботы, а также основан монастырь Слатина с церковью, в которой ощущается влияние архитектуры Возрождения. Собор мон-ря Четэцуя близ Ясс. 1669–1672 гг. Собор мон-ря Четэцуя близ Ясс. 1669–1672 гг. С восшествием в 1574 г. на молдав. престол господаря Петру VI Хромого, происходившего из валашской правящей династии, в молдав. церковную архитектуру был внесен ряд элементов, характерных для валашского зодчества. Напр., в кафоликоне мон-ря Галата была возведена 2-я глава над нартексом, фасадная пластика разделена на 2 регистра кирпичным поясом, арочная колоннада отделила неф от усыпальницы. Из валашского зодчества (напр., церковь Ароняну близ Ясс, 1594) был заимствован тип открытого притвора на колоннах, который встречается также в церквах мон-рей Хлинча (1587) и Секу (1602). Однако при строительстве кафоликона мон-ря Сучевица (1582-1586) братьями Мовилэ наблюдался временный возврат к архитектурной концепции молдав. стиля. Особенно в тот период выделяется ц.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Т.Р. Руди Из Амстердама в Москву: И.Ф. Копиевский и один русский перевод символических книг Голландской реформаторской церкви 1842 Л. Ронки Де Микелис 1. Текст «Хотящимъ же к собору церкви приходити достоит знати совершенно сих главизнъ, и исповдати им подобает, и тако их вопрошати, не имют ли таковаго учение и размышление, дабы на такое ихъ сумнение отвт учинит. Естьли кто скажет, что имет, и того подобает от Писания поучати. А есть ли сим доволны, подобает вопрошати, на се ли они себя предают и за милосердие Божие у сего учения пребывати хотят ли, и миръ сей отринути, и новое християнское житие установити; по совершению же, подаютца ли они християнскому опитимии. Сотворивъ же сице, наказати таковых пребывати в миру, любви и соединение о всми человки; и к миротворению, естьли кто от них с ближным какую вражду имети будетъ» 1843 . Этим увещанием о любви к ближнему, великой заповеди, заключающей для христиан все другие 1844 , завершается перевод XVII в. на церковнославянский язык двух самых важных документов европейской реформационной церкви – «Исповедания веры бельгийской» и «Гейдельбергского катехизиса», в которых реформатская Голландская церковь выразила собственное вероисповедание 1845 . Составленное в 1559 г. Ги де Бре 1846 при помощи и при советах лейденского богослова Адриана Саравиа и капеллана Вильгельма Оранского Модета (Mode us) в тщетной попытке явить собственную христианскую веру властям Турне (де Бре всё-таки казнили в 1567 г.), «Исповедание» имело широкое хождение в Нидерландах и в 1561 г. было опубликовано на французском языке в Руане, а в следующем году – на голландском. Представленное в 1562 г. Филиппу II его мятежными подданными (и им отвергнутое), оно в 1566 г. было слегка исправлено, особенно в статье 36, где говорится об отношениях гражданских ведомств с Царством Христовым. Новая формулировка была одобрена в 1568 г. женевскими богословами, и в 1574 г. все голландские реформационные церкви единогласно приняли её. Окончательное утверждение произошло в ходе великого Дордрехтского синода в 1619 г., когда были внимательно рассмотрены латинский, французский и голландский переводы, внесены небольшие изменения (не имевшие теологического значения). Результат был принят в качестве официального исповедания веры реформатских церквей Голландии, Бельгии и Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

узнал о взятии в Ливонии еще 11 городов с разорением края до самой Пруссии, отрядил в Крым Даниила Адашева, разгромившего там весь западный берег, и пожаловал богатым купцам Строгановым в вечное владение Пермские земли до берегов Сылвы и Чусовой в 1559 г.; потеряв Анастасию, удалил Сильвестра, велел судить Адашева и, по выражению летописца, «нача быти ярчи прелюбодействен зело» в 1560 г.; женился вторично (см. 128) и открыл первую эпоху казней в 1561 г.; злобясь на короля Сигизмунда Августа за отказ в руке сестры его (Екатерины), объявил войну Польше в 1562 г.; лично взял Полоцк 15 февраля 1563 г.; получил книгу «Деяния св. Апостол», первую из напечатанных в московской типографии, и уехал со всей семьей в Александрову слободу (ныне уездный город Александров Владимирской губернии) 3 декабря 1564 г.; обнародовал устав опричнины 3-го и открыл вторую эпоху казней 4 февраля 1565 г.; созвал впервые Земскую думу и поставил митрополитом св. Филиппа, игумена соловецкого, в 1566 г.; открыл третью эпоху казней и, выступив лично в польский поход от Ршанского яма (близ Новгорода) возвратился в Александровскую слободу в 1567 г.; велел схватить св. Филиппа, служившего обедню, и сослал его закованным в тверской Отрочь монастырь в 1568 г.; «взял под свою руку» Кучума, царя сибирского, и, овдовев вторично, открыл четвертую эпоху казней, заключившуюся удушением св. Филиппа в 1569 г.; наказал Клин, окровавил Тверь и казнил страшным «погромом» Новгород в 1570 г.; на развалинах Москвы, испепеленной Девлет-Гиреем крымским, отпировал третью свадьбу свою (см. 134) 28 октября, но уже овдовел 13 ноября и немедленно открыл пятую эпоху казней в 1571 г.; исходатайствовал себе соборное разрешение на четвертый брак (см. 25), отпраздновав который, лично опустошил всю Эстонию в 1572 г.; вел переговоры с послом Литовской рады Гарабурдой о возведении себя или сына своего, царевича Ивана (см. 99), на престол польский в 1573 г.; постриг четвертую жену свою в 1574 г.; взял за себя уже без соборного разрешения пятую жену (см. 27), переселился в г. Старицу и открыл шестую эпоху казней, замечательную изобретательностью рода последних, в 1575 г.; вызывал разных художников-иноземцев и принимал в Москве послов Стефана Батория, нового короля польского, в 1576 г.; совершил удачный поход в несчастную Ливонию, ознаменованный тиранством при взятии Вендена, и, отослав в монастырь пятую жену, завел себе шестую, как называют ее современники, «женище» (см. 43), в 1577 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Велможа ж[е] аще и болезнуя бяше от язвы, но обач[е] воста и, с прочими ту мужми зряще сия 1560 , дивляхуся 1561 , и рекоша к себе: «сие образует християнское 1562 знамение быти». И вси надежею Божия помощи радовахуся таково еже 1563 чюдное светоявление. И иная многия л.128. знамения 1564 , и дивная видения, и звону слышания мнози многажды видяху и слышаху. Яко и самому благочестивому царю преж[е] взятия граду Казани, стоящу ему в стану своем, и во вся оконца храмины своея слыша звон во граде Казани, яко Симаковьсково 1565 манастыря болшог[о] колокола звон 1566 . Възвещено 1567 ж[е] быс[ть] и сие видение христолюбивому царю. Боголюбивый же царь со мкозем умилением, и теплыми слезами, и прилежными молитвами помощи у Бога прошаше, Ходатаицу и Молебницу к Нему об. предлагая Пречистую Богородицу, непобедимую надеждю 1568 християнскую, и победоносное оружие Креста Господня силу, и молитвы всех святых, вкупе же и преподобнаг[о] Данила молитвам 1569 надеяшес[я]. И абие желаемаго не погрешил 1570 . И вскоре по сих Божиею помощию съпротивных 1571 одоле, и град Казан[ь] взял, и царя казаньскаго 1572 изыма, и вся непокарюшаяся 1573 враги во граде и вне 1574 града победи и поплени. Тогда же град Казань вскоре повеле от трупия очистити, и Богу освяти, к многы святыя церкви в нем постави, и верными людми л.129. исполни, и пленных 1575 христианства безсчисленное 1576 множество 1577 на свободу возврати. И много множество тогда, и преже того, и потом от неверных во православную веру християнскую обратишася и крестишася во имя Отца и Сына и Святаго Духа 1578 . Богу нашему слава Отца 1579 . Слово о изнеможении преподобнаго Даниила. По рукописи Ундольского 301. [Слово о изнеможении преподобнаго Данила в церквии и о упоучение (sic) брати] 1580 . Преподобному ж отцу нашему Даниилу конечною старостию об.72 л. изнемогшу, яко едва ходити ему возможно, и некогда во святеи церкви на соборном согласном пении толико изнеможе, яко не мощи ему до келил итти 1581 и возва 1582 братию, глаголя: «ведите мя, братия, в келию, се бо изнемогаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУКОВЭЦУЛ ВЕКИ [румын. Bucovul Vechi], муж. общежительный мон-рь Румынской Православной Церкви (Крайовская архиепископия , входящая в Олтенийскую митрополию), расположен в Мофлени в неск. км от г. Крайова (адм. центр жудеца Долж), на левом берегу р. Жиу. Второе, менее распространенное, название мон-ря - Кошуна. Соборный храм посвящен свт. Николаю Мирликийскому. Б. В. возобновлен в 1991 г., в наст. время настоятель - архим. Василий (Прескуре), подвизаются 2 монаха. Открыта ДС архиепископии Крайовы. Б. В. основан, согласно списку церквей 1840 г., в 1483 г. Впервые упоминается в 1571 г. в грамоте валашского господаря Александру II Мирчи (1568-1577). В 1572 г. великий бан Штефан и его сын Пырву полностью перестроили монастырскую церковь в виде триконха. Особую ценность представляют росписи, настенный минологий и т. н. настенная летопись из Буковэца (Cronica mural de la Bucov), помещенная над изображением Александру II (обе датируются 1574 г.). Это хроника - единственный сохранившийся письменный памятник Мунтении XVI в. на слав. языке, в к-ром от первого лица кратко рассказывается о жизни правителя и его семействе. В результате землетрясения в янв. 1838 г. барабан купола обрушился, вскоре монахи покинули обитель, и она пришла в запустение. В 1873 г. храм был возрожден как приходской и расписан заново, что привело к повреждению первоначальных фресок. С 1896 г. Б. В. опять запустел, однако по окончании первой мировой войны мон-рь был взят под охрану Комиссией исторических памятников. В 1929 г. в нем были проведены реставрационные работы. М. Власе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153617.html

Вместе с Богом и в Нем также от вечности существует другое лицо, – это разум (Ratio), премудрость Божия, Которая в деятельности выразилась как Слово, Слово Божие 1563 . Прежде всех век Бог родил из своего чрева Слово 1564 ; это Слово есть перворожденный, единородный Сын Божий, второе после Бога Отца Лицо, Бог от Бога, Дух от Духа, Творец и Производитель всего реального 1565 , существо высочайшее и всемогущее 1566 . Сын Божий равен и единосущен Отцу 1567 , есть совершенный образ Его, истинный Бог 1568 . И как Бог есть Дух, так и Сын есть Дух; подобно тому, как Бог Отец не бестелесен, так и единородный Сын Его имеет тело 1569 . Между Отцом и Сыном существует тесное отношение: Слово всегда пребывало в Отце, никогда от Него не отделялось, не различествовало от Него 1570 . Это, однако ж, не значит, чтобы лицо Сына сливалось с лицом Отца в одно лицо, – Сын отличен от Отца, живет особенною самостоятельною жизнью 1571 ; но – с другой стороны – нельзя и различать эти два лица до такой степени, чтобы Отец и Сын были особыми богами в том смысле, чтобы было два бога; между Ними различие не в сущности, но только в лице 1572 : Сын и Отец – это только два божественные лица одного существа Божия 1573 , лицо Отца – первоосновы и виновника всего 1574 , и лицо Сына – наместника (vicarius) Отца, Который один знает Отца и всецело творит и выполняет Его волю 1575 . Дух Святый исходит от Отца чрез Сына; Он – третье божественное лицо, отличное от Отца и Сына: «иной Отец, иной Сын и иной Дух Святый» 1576 . И как между Отцом и Сыном существует тесное отношение, подобное тому, какое находится между деревом и корнем, ручьем и источником, лучом и солнцем; так и между Отцом, Сыном и Св. Духом существует неразрывное единство, аналогию которого могут представлять корень, дерево и плод, источник, ручей и река, солнце, луч и свет 1577 , – единство троичности (unitas trinitatis) 1578 . Таким образом, единый по существу Бог троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух. Они составляют три – не по достоинству, а по степени, не по сущности, но по образу (бытия), не по власти, но по личным особенностям 1579 ; они составляют едино: один Отец по отношению к Сыну и Святому Духу составляет неточное начало 1580 . Взаимное отношение между лицами Св. Троицы, отношение единства троичности, можно выразить в такой форме: Отец есть всецелая сущность (tota substantia), Сын есть предвечное рождение от Отца (derivatio et portio), Его сущности, Дух Святый – предвечное исхождение от Отца чрез Сына; Сын составляет вторую, Дух Святый – третью степень одного и того же Божества, – троичность в единосущии 1581 . Взаимное отличие одного лица Св. Троицы от другого то, что Отец рождает, Сын рождается, Дух Святый посылается 1582 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

То човек могао само уз било неопходно руководство душа на дугам путу ка Истини могла слободним скренути с пута у промислом он могао поуздано из савршенства у из у и из непотпуног у из у 1568 . он могао испунити себе сваком само уз благодатно – Божанства 1569 . о човеку до грехопада Бог показао на неколико начина. Он човека ради створио настанио га у 1570 , где га сва природа, свим и силама благонаклоно помагала у и растом у човека савршана у меру раста Христове, у човека христолика, ради чега и био саздан по лику 1571 . Бог човека ради засадио усред дрво живота 1572 , од би рода човек, по благодати, остао и телом безболестан и бесмртан. Бог се нашим их непосредних беседио с учио их истини давао им на мудрост на мудрост, благодат на благодат 1573 . Ради човековог у добру и духовног као и ради телесног Бог дао човеку заповест да не са дрвета добра и зла 1574 . ове заповести човек имао да се утврди у послушности као и закону, и тиме занавек практички да призна за закон, идеал и мерило и целокупне животне делатности. 44. о човеку после пада 1 . По великом свом Бог престао да о човеку ни после пада. Шта више, и у казни за грех: смрти, огледа се о палом човеку, се пресеца човеково бесконачно и зла и непрекидно у мучним, тешким и проклетим условима живота, створио грехопад. Законодавац греха, вели свети Кирил и у казни Пошто Он, заповест, са преступавшем заповести смрт, и пошто преступник потпао под ову казну, то Он и удешава тако да сама казна служи на смрт разорава ову животну природу нашу, и на начин, с стране зла, а с друге – човека од болести, га напора и труда, пресеца и бриге, и чини телесним. Ето каквим разблажио саму казну“ 1575 . Сама казна на смрт прелази у вели свети Богослов , смрт (το διακοπνοα την μαρταν), да зло не би постало бесмртно (να μ θνατον ητ κακν). 1576 о палим огледа се у томе што им Бог све што потребно за живота, 1577 што се брине о свима и свакоме, 1578 што 1579 срца, 1580 душе, 1581 трудбеницима, 1582 границе животу и раду свакога човека, 1583 брижно прати живот свакога човека од утробе материне до гроба, 1584 стара се о сваком човеку са више него 1585 располаже свима у животу 1586 чини добра свима без разлике, 1587 нарочито помаже праведнике, 1588 их штитом милости 1589 дакле, да нема ни човека о коме Бог не А ако се Бог и не стара о свима на исти начин, и то велики знак промисла, Он промисао према користи свакога“ 1590 . о палим огледа се нарочито у томе што Господ свакоме човеку га крили и чува, га од зла не слободу се моли Богу за и верно га као сапутник прати кроз живот 1591 . По светих Отаца, „служе Богу у делима божанског промисла“ 1592 . припомажу у добру, вери и побожности, и их на путу 1593 . Xpahumeлie cnacehiя благочестивыхъ Ангели“ 1594 . „Велико душа, свака од од самога има 1595 . Нарочито и то важи о су им у подвигу неопходни као наставници, молитвеници и заступници пред Богом 1596 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Из Послания к Римлянам. Павел пишет римлянам о Спасителе нашем Иисусе Христе, нареченнмъ, – как он говорит, – Сын въ сил, по Духу святыни, изъ отъ мертвыхъ Христа Господа нашего 1566 . Итак, если по причине того, что Он воскрес из мертвых, и что животворящей силой Святого Духа расторжены узы смерти, Христос нарекается истинным Сыном Божиим и таковым мыслится, то не может быть созданием или творением То, чрез Что совершается проявление (πδειξις) Божественной силы, т. е. Дух, дабы Христос не показался некоторым образом получающим помощь от твари, но, скорее, [Он должен мыслиться] пользующимся собственной силой, которая [совершается] чрез Духа. ИНОЕ. И еще говорит Павел: «Желаю бо видти васъ, да нкое подамъ вамъ духовное, ко вашему» 1567 . Если Дух Своими дарованиями утверждает тех, в ком бывает, то должно быть ясно желающим право мыслить, что Он не сопричитается к творениям или рабам. Написано: «Утверждаетъ же праведныя Господь» 1568 . А поставляемое на месте природного господства и способное утверждать, всяко облечено и подобающим Господу достоинством. А сотворенное – в рабском чине, как [не по своей воле приведенное] к возникновению. Итак, Дух не есть творение, ибо предстает Господом, а не рабом. ИНОЕ. Павел, поясняя, какое человеколюбие к нам проявил Владыка всех, говорит: «Любы излияся въ сердца наша Духомъ святымъ даннымъ намъ» 1569 . Итак, если Богъ любы есть 1570 , по слову Иоанна, – и не так, что Он – что-то одно, а то, что в Нем – что-то другое, ибо Он прост и не сложен, – и изливается в сердца наша Духомъ Святымъ, живущимъ въ насъ 1571 то, стадо быть, Дух – это Бог, так как Он в качестве Бога живет в нас, и, так сказать, выползает (ξρπον) из высшей всех [сущностей] Сущности и мыслится [сущим] в Своем [особом] бытии (ν δ πρξει) и [также] из Отца, а твари подается чрез Сына. ИНОЕ, показывающее, что Закон положен Духом как Богом. «Вмъ же 1572 , – говорит [Павел], – бо, яко законъ духовенъ есть» 1573 . Затем, немного спустя, он прибавляет: «Соуслаждаюся бо закону по внутреннему человку» 1574 . И снова: «Законъ бо Духа жизни о Христ свободилъ мя есть отъ закона греховнаго и смерти» 1575 . Вот, назвав Закон духовным, т. е. чрез Духа, он тут же называет его и законом Божиим. Еще откровеннее он следующими затем [словами] показывает, что Дух – это Бог, вопия: «закон Духа жизни», чтобы Дух Святой показался бы не только законодателем, но уже и Духом Жизни. И что же это за Жизнь, если не Христос, глаголющий: «Азъ есмь и животъ» 1576 . Итак, когда законополагает Христос, законополагает и Сам Дух, как в Нем и из Него по природе сущий.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Подобает, далее, также умертвить того ветхого человека 1567 , которого Христос умертвил на Кресте. Пусть никто не ошибается, думая, что он [ветхий человек] может быть убит без Креста. Ибо апостол говорит о Христе: «Мы знаем, что наш ветхий человек был распят вместе с Ним, и Он уничтожил тело греха, так чтобы нам больше не служить [греху]» 1568 . Поэтому следует и божественным умам посредством этого святого и таинственного Креста умертвить тело греха. Возможно, также спросят: почему распинается ум? – Потому что те, кто не умер, те не смогут жить 1569 . Ибо апостол говорит о Христе: «Если мы с Ним страдаем, то с Ним мы и прославимся» ( Рим. 8, 17 ). Но как возможно нам страдать с Ним, если мы не страдаем Его страданиями? И как нам страдать Его страданиями, если мы не претерпеваем Креста? Ибо пишет божественный Варфоломей: «Прославляю таинственный Крест страданий 1570 , и я знаю, что он – первые врата Дома Божиего» 1571 . Ты же, сын мой, когда достигнешь Креста, то не представляй и не думай, что он уже есть предел Дома Божиего, ибо, вот, божественный Варфоломей называет его «вратами» 1572 . Кто войдет в город, если он не подойдет к воротам? Или кто достигнет предела блага? Или придет к Единству без Креста? О Кресте же я скажу, что он есть некая очищающая и омывающая сила, которая посредством мучительных страданий полагает конец страданиям. Знай же, что если бы не падение – не было бы страдания, а не будь страдания – не было бы Креста. И если бы ум сохранил свою сущность, то, возможно, он не имел бы прихода, а если нет прихода, то нет и ухода 1573 . А потому нам дано знать о том, что Крест есть нечто, необходимое не для сущности, но для ее очищения. Итак, для божественных умов видны три креста – то, что было и со Христом – потому что человек состоит из трех сущностей. Очищается же он в трех из них, а потому подобает ему быть очищенным тремя крестами. Знай же, о мой сын, что трое были распяты, но не трое ожили. Ибо один Христос имел жизнь, и с Ним Тит 1574 , который справа от Него, – [так] будет иметь жизнь и ум 1575 . Тот же, кто был слева от Него, был повержен 1576 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010