В композиции «Собор Киево-Печерских святых» И. обычно писали в центральной (княжеской) группе справа, возле чудотворцев Дальних пещер, как правило, 1-й в 3-м ряду напротив вмц. Варвары, с десницей на груди. Изображение ее одежд и головного убора на иконах и эстампах варьируется. Иногда И. показана с непокрытой головой, как на иконе 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); чаще ее голова покрыта платом и увенчана короной: на гравюре В. Белецкого (1751, РГБ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ), на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87). Обычно св. княжна изображена просто в княжеском венце или в небольшой короне: на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на раскрашенных гравюрах 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), в иконописном среднике 2-й пол. XIX в. на 3-створчатом складне с резными праздниками на створках (ЦМиАР), на иконах посл. четв. XIX в. из ризницы СДМ и из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария), на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. находится справа в самом дальнем (последнем) ряду вместе с др. св. женами («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. на овальном эмалевом образе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) - ближе к центру; на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) И.- первая в 5-м ряду правой группы. В поздней тиражной графике, особенно в произведениях мастерской Киево-Печерской лавры, образ И. помещен в левой части композиции среди чудотворцев Ближних пещер (в 3-м ряду), напр. на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. (ГЛМ, РГБ), а также на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра).

http://pravenc.ru/text/1237853.html

Замолодино (ГРМ) . Кроме того, святители П. и Алексий изображались в композиции, иллюстрирующей 11-й кондак Акафиста Пресв. Богородице (роспись Дионисия в Ферапонтовом мон-ре), а также в клеймах на Владимирской иконе Божией Матери, со сказанием (сон Темир-Аксака, видение во время нашествия Махмет-Гирея). Иконография П. в синодальный период в целом повторяла сложившиеся типы и изводы: иконы 90-х гг. XIX в. письма И. С. Чирикова (частное собрание) и 1901 г. М. И. Дикарёва (ГМИР), выходцев из Мстёры, владельцев московских мастерских. Тогда же Дикарёв написал образ П. (в митре, с дикирием и трикирием в руках) в академической манере (1901, ГМИР). В 1890 г. Чириков создал образ святителей Московских П., Алексия, Ионы, Филиппа с равноап. вел. кн. Владимиром (ГИМ; в надписи на обороте иконы сообщается, что она была поднесена кн. В. А. Долгорукову Обществом хоругвеносцев семи кремлевских соборов и мон-рей в память его 25-летнего служения московским генерал-губернатором). Среди 5 Московских святителей образ П. помещен на иконе «Вход Господень в Иерусалим, с избранными иконами Божией Матери и святыми» 1916 г. работы В. П. Гурьянова и мастерской (частное собрание; написана, вероятно, по заказу прмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны). Образ П. вводился в композиции «Собор Московских святых» (напр., 2 иконы кон. XIX - нач. XX в., ЦМиАР), «Образ всех российских чудотворцев» (старообрядческие иконы XVIII-XIX вв., ГМИР, ГТГ, ГИМ, МИИРК). Свт. Петр, митр. Московский, и св. Иоанн Предтеча. Фрагмент иконы «Петровская икона Божией Матери, с избранными святыми». 1837 г. Иконописец И. С. Пешехонов (ЦМиАР) Свт. Петр, митр. Московский, и св. Иоанн Предтеча. Фрагмент иконы «Петровская икона Божией Матери, с избранными святыми». 1837 г. Иконописец И. С. Пешехонов (ЦМиАР) Своеобразный иконографический вариант представлен на иконе 2-й четв. XIX в. (собрание В. М. Федотова), выполненной в живописной манере. П. изображен дважды: пишущим икону Божией Матери в свой келье и изготавливающим себе гроб. Два сюжета из Жития П., вероятно, служили дополнением к единоличной иконе святого, могли располагаться под или над его местным образом в иконостасе храма.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

В произведениях прикладного искусства изображение прп. Сергия у гробов родителей не получило широкого распространения, за исключением сергиевопосадской резьбы и ростовских эмалей (см., напр.: Давыдова Е. В. Образ прп. Сергия Радонежского в произведениях резчиков Сергиева Посада 2-й пол. XIX - нач. XX в.//Прп. Сергий Радонежский: Тезисы докладов. 2013. С. 23-24). Прежде всего этот сюжет появился в резьбе мастеров Сергиевского посада (ныне г. Сергиев Посад), работавших по заказу Троице-Сергиевой лавры. Самое раннее обнаруженное упоминание о нем в монастырских документах относится к 1830 г. (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. 9456. Л. 92), но резные иконы такого извода этого времени неизвестны. На овальной иконке сер. XIX в. (частное собрание) и в среднике 3-створчатого складня 60-х гг. XIX в. (ГИМ; см.: Тысяча лет рус. паломничества. М., 2009. С. 252. Кат. 728) иконография не отличается от изводов произведений, созданных в посл. четв. XIX - нач. ХХ в. (напр., 2 образка и средник складня, ЦМиАР). В среднике одного из 3-створчатых складней 60-х гг. XIX в. (ГМИР; см.: Монастырская резьба по дереву в собр. ГМИР; СПб., 2012. Кат. 41) написаны имена святых («Пр. Ма», «Пр. Ки»). Иногда руки К. и М. вытянуты вдоль туловища и, прикрытые покрывалом, не видны (круглая икона кон. XIX в. и средник складня 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). Судя по плоскостной резьбе, изображены не тела усопших, а их живописные иконы, лежавшие на подлинных гробницах, и покрывавшие их ткани; интерьер храма обозначен массивным столбом, размещенным в центре композиции. В более подробной редакции извода добавлялись образ Спаса Нерукотворного, контурно намеченный рельефом или карандашом, аналой с раскрытой книгой и подсвечник со свечой (средник складня, ЦМиАР). Преподобные Кирилл и Мария Радонежские в житии. Икона. 2008 г. Иконописец Е. Комарова (Покровский собор Хотьковского мон-ря) Преподобные Кирилл и Мария Радонежские в житии. Икона. 2008 г. Иконописец Е. Комарова (Покровский собор Хотьковского мон-ря) При изготовлении ростовских эмалевых образков использовались обе иконографические редакции, краткая и подробная, и те же детали.

http://pravenc.ru/text/1840437.html

и. (в обратном переводе) 1799 г. связаны с именем основателя династии романовских иконописцев-старообрядцев Ф. М. Агапова-Архиповского (ГИМ; Морозова З. П. Иконописцы Романова-Борисоглебска: Иконные образцы XVII - нач. XIX в. из собр. ГИМ. М., 2010. Кат. 56. С. 37. Ил. на с. 120) (ЦМиАР; Чугреева. Почитание Казанского образа. 2010. С. 164-165). В Гуслицах написана почитаемая Губинская К. и. В старообрядческих мастерских изготовлялись многочисленные медные литые К. и., помещавшиеся часто в средниках складней ( Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное худож. литье XI - нач. XX в. из собр. ЦМиАР. М., 2000. 125, 126, 201. Ил. на с. 70, 71, 108). Казанская икона Божией Матери, с избранными святыми. Ок. 1650 г. (ЦМиАР) Казанская икона Божией Матери, с избранными святыми. Ок. 1650 г. (ЦМиАР) В 1855 г., во время Крымской войны, для отправки в действующую армию в Севастополь была написана К. и., освященная Филаретом (Дроздовым), митр. Московским, о чем говорит надпись на обороте иконы (Собрание русских икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) ( Чугреева Н. Н. Севастопольская Казанская икона Богородицы из собр. В. А. Бондаренко//Севастопольская страда (349 дней героической обороны): Буклет выст. (27 июня - 5 сентября 2005 г.)/ГИМ. М., 2005. Вкладыш). Икона исполнена в живописной манере и является редким списком Московской К. и., на нижнем поле к-рого воспроизведены надписи о поновлениях 1687/88 и 1754 гг. В XIX в. К. и. бытовали почти в каждом доме людей разных сословий и состояний. Они помещались в домашних иконостасах, часто в окладах и массивных деревянных резных киотах (История одной вещи. СПб., 2009. Спец. вып.: Правосл. иконы из частных собраний С.-Петербурга. Б/п). К. и. в окладах разного времени хранятся во мн. музейных ( Шитова Л. Русские иконы в драгоценных окладах. Серг. П., С. 227-230, 232, 234-235, 239, 244-246, 249, 255, 260-264 с ил.) и частных собраниях, в т. ч. зарубежных, напр. банка «Интеза» (Италия) ( Рындина А. В. Нек-рые аспекты типологии и стилистики рус.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 189; Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. VII, 25, 33, 71, 80; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24-25; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 158-159; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 22, 65, 93, 137, 141. Е. В. Лопухина Иконография Единоличный образ Е. 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры находится у раки святого в Дальних пещерах. Преподобный показан вполоборота вправо, старцем в черном монашеском одеянии и в куколе, с раздвоенной на конце бородой средней величины с проседью, с правой рукой на груди, в опущенной левой - четки. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик Е. описан т. о.: «Сед, брада Власиева, схима на главе, ризы преподобническия, испод бакан, правая рука к сердцу, левая молебна, длань простерта» (БАН. Строг. 66. Л. 316 об., «левыя страны» 24-й). Прп. Евфимий Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Евфимий Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Е. представлен в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (более 15 вариантов гравюр). Его изображение помещено в 3-м или 5-м ряду крайним справа, оглавно, в куколе, без индивидуальных особенностей: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ) - с наименованием «пре Ефимий» (Киево-Печерский патерик. 2006. С. 63); на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) - дважды, в 3-м и 5-м ряду, в куколе и без него, с надписью: «пр Ефимии сх»; на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) - с надписью: «пре Ефи»; на тонолитографии 1893 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ) - в 3-м ряду 2-м справа, в виде старца, назван «преп. Евфимий схимн.». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) в Соборе святых Дальних пещер помещены 2 святых с одинаковой надписью на нимбе: «преп.

http://pravenc.ru/text/187657.html

Икона происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске, где была приобретена старообрядцем-федосеевцем Н. А. Папулиным и в 1822 г. вывезена оттуда в судиславский скит Преображения Господня (Костромская губ.); после закрытия скита, с 1847 г. находилась в собрании С. Г. Строганова (Москва, С.-Петербург) ( Пивоварова. 2000). По мнению Н. В. Пивоваровой, надпись «Палестинская» появилась на иконе в результате старообрядческой реставрации, произведенной в Судиславле в 1-й четв. XIX в. На это указывает отсутствие в описях Благовещенского собора Сольвычегодска наименования «Палестинская», к-рое впервые фиксируется в конфискационных документах 1846 г.: Костромских описях приказа общественного призрения, Духовной консистории, Ипатиевского мон-ря и в сдаточной С. Г. Строганову. В описях сольвычегодского Благовещенского собора икона значится под названием «Одигитрия» (ср.: Иконы Москвы. 2006. С. 285). По иконографии образу из ГРМ аналогична икона Богоматери с Младенцем без надписи «Палестинская» (ЦМиАР, см.: Поствизантийская живопись. 1995. Кат. 55. С. 214), считающаяся более ранней по времени создания (80-90-е гг. XVI в.). Л. М. Евсеева полагает, что автор иконы из ЦМиАР постарался воспроизвести «местными художественными приемами» особенности образца, восходящего к памятнику итало-критской живописи (Иконы Москвы. 2006. С. 286). Тем не менее в этой иконе хорошо читаются особенности т. н. строгановской школы живописи с ее тяготением к тонкому «каллиграфичному» письму, увлечением формой и проч. (согласно мнению Пивоваровой, икона, поступившая в ЦМиАР из старообрядческой часовни в Вольске, также происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске, подтверждением чему служат конфискационные описи, упоминающие 2 «Палестинские» иконы, близкие по размерам к существующим (соответственно 9×7 вершков и 1 аршин 11/2 вершка × 14 вершков; последняя икона в момент конфискации имела раму) (см.: Пивоварова. 2004. С. 374-375). На истоки иконографии икон этого типа указал Кондаков. На примере образка из собрания Пинакотеки Ватикана, аналогичного упомянутым рус.

http://pravenc.ru/text/2578712.html

Сохранившиеся иконы второй половины XVII - XVIII века свидетельствуют об одновременном существовании двух изводов: Богородица с Младенцем на руках восседает в драгоценном фиале в виде потира, возвышающемся из водоема на фоне традиционного для русской иконы пейзажа в виде горок с лещадками ; Богородица с Младенцем (благословляет обеими ручками) представлена на престоле под сводами белокаменного храма у самого источника вод , как вариант этого типа - изображение Богородицы не на престоле, а на облаках, сходящих в воды купели . По сторонам Богородицы - два ангела на облаках. Вокруг водоема, имеющего, как правило, форму квадрифолия,- фигуры людей (цариц и царей, архиереев, монашествующих, простого люда), черпающих и пьющих воду из источника; их изображения связаны со Сказанием, иногда дополнены комментирующими надписями в картушах. Чудеса в клеймах в основном следуют варианту, предложенному в сб. «Небо Новое», чаще их 16 - по числу описанных, однако чудеса могут идти в разной последовательности, дробиться на несколько клейм, количество которых может достигать 25 (икона из РГИАХМЗ). Как правило, чудеса даны в следующем порядке (по иконе из ЦМиАР): На многих иконах встречаются интересные детали. Так, на иконе из ЦМиАР в клейме " Богоматерь спасает людей во время разрушения храма " Богородица в чаше (тип Оранты с Младенцем) представлена в рост в медальоне (клеймо 9). На иконе из ГВСМЗ в традиционную сюжетную канву включены образы святых целителей и, возможно, небесных покровителей заказчика с надписями возле каждого: свт. Николай Чудотворец, сщмч. Антипа Пергамский, прп. Пелагея, сщмч. Харалампий, преподобные Сергий Радонежский и Паисий Великий; в правой части доски закреплена эмалевая иконка с поясным изображением свт. Димитрия Ростовского, соразмерным прочим фигурам святых. На иконе из РГИАХМЗ на полях дополнительно изображены 13 медальонов, в которых представлены Господь Саваоф (в центре верхнего поля) и 12 апостолов (на боковых полях). На иконе из местного ряда иконостаса церкви арх. Михаила в дворцовом с. Бронничи (ныне г. Бронницы Московской обл.), 1702-1704 гг. (ЦМиАР), работы Кирилла Уланова и Тихона Филатьева, совмещены оба извода: Богоматерь с Младенцем в фиале представлена в центре водоема под сводами главного нефа базиликального сооружения.

http://drevo-info.ru/articles/13675287.h...

Прмч. Галактион и прп. Иосаф Каменский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прмч. Галактион и прп. Иосаф Каменский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Особенности облика Г. сохраняются на неск. иконах Господа Вседержителя с сонмом предстоящих и припадающих Вологодских святых, напр. 2-й пол. XVII в. (под записью XIX в.) из Спасского собора Димитриева Прилуцкого мон-ря; XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. Вологды; 1779 г. письма Д. и И. Сумароковых из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды; 1-й пол. XVIII в. из вологодской Спасо-Болотской ц. (все из собрания ВГИАХМЗ); нач. XIX в. (НКПИКЗ). Образ святого присутствует в произведениях более редкой иконографии, напр. на иконе 1715 г. Л. Г. Туфанова (ВГИАХМЗ; происходит из ц. святых Константина и Елены в Вологде), где 6 Вологодских чудотворцев молятся Св. Троице Ветхозаветной (Г.- справа в верхнем ряду); на иконах «Воскресение Христово - Сошествие во ад» сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) - фигура Г.- на правом поле, «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу с предстоящими святыми» XVIII в. (ВГИАХМЗ) - Г.- справа вверху, во 2-м ряду, рядом с прп. Антонием и прп. Феодосием Киево-Печерскими. Оплечное изображение Г., без куколя, помещено наряду с др. Вологодскими чудотворцами на прориси с иконы «Собор Русских святых» 1814 г. П. Тимофеева ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 455. 227). Др. вариант изображения Г. имеется на иконе нач. ХХ в., подаренной, согласно надписи на обороте, в 1911 г. Антонием (Быстровым) , еп. Вельским, его дяде, прот. ц. Казанской иконы Божией Матери на Торговой пл. Вологды Александру Мальцеву, с супругой. На золотом фоне с тисненным по левкасу орнаментом «на эмалевое дело» - пейзаж с 3-главым храмом классического стиля, на 1-м плане представлены в рост прп. Иоасаф Каменский и Г. в виде седовласого старца с непокрытой головой и окладистой бородой, одетого в монашескую мантию и зеленую епитрахиль, в руке - четки; в верхней части композиции на облаке - образ Божией Матери «Знамение». По-видимому, мастер, исполнивший заказ еп. Антония, работал во владимирских иконописных селах и не был знаком со сложившейся в вологодских землях иконографией святого. На эмалевой иконе сер. XIX в. (ЦМиАР) Г. изображен вместе с прп. Иоасафом Каменским на фоне Спасо-Каменного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/161479.html

— Лопухина Е.В. (Киево-Печерский заповедник). Портрет в барочном интерьере Успенского собора Киево-Печерской лавры. — Хромов О.Р. (НИИ РАХ, НИОР РГБ). Гравюры в рукописных книгах Румянцевского собрания РГБ. К вопросу о составлении сводного каталога гравюр в собрании научно-исследовательского отдела рукописей РГБ. 12 октября. Утреннее заседание. — Комашко Н.И. (ЦМиАР). Об освидетельствовании нижегородских иконописцев в 1723 г. — Пестова А.И. (Пермская государственная художественная галерея). Иконостас Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря и его исторического преемника - Пермского кафедрального собора. — Мохова Г.А. (Кировский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых). Иконописание вятского Успенского Трифонова монастыря XVI-XVIII веков. — Виноградова Л.П. (Ивановский художественный музей). Икона «Богоматерь Иерусалимская» из собрания Юрьевецкого историко-художественного музея в контексте костромской иконописной традиции. — Юрьева Т.В. (Ярославский госуниверситет). Иконостас Свято-Троицкого храма села Горицкое Даниловского района Ярославской области. — Антонова Л.И. (ЦМиАР). Пучежские фрески в собрании ЦМиАР и их место в росписи церкви Воскресения Христова. — Кожух Н.М., Трифонова Н.Я. (Минск, НХМ РБ). Изучение произведений русской иконописи в собрании Национального художественного музея Белоруссии. Дневное заседание. — Сиговский П.Я. (Люблин). Церкви в Корощине и Теребуне на Западном Буге, основанные князями Шуйскими. — Ярошевич А.А. (Минск, НХМ РБ). Житийные иконы преподобного Онуфрия Великого. — Гамлицкий А.В. (НИИ РАХ). Библейские гравюры Питера ван дер Борхта: от Антверпена до Ярославля. — Яворская С. Л. (Домодедовский музей). Образ Распятия. К вопросу об иконографии, типологии и стилистических особенностях большемерных резных распятий второй половины XVII века. — Николаева М.В. (РГАДА). Церковный иконостас: позолотные работы в храмах Москвы и Подмосковья в первой четверти XVIII века. — Власова О.М. (Пермская художественная галерея). Московские традиции в Пермской деревянной скульптуре XVIII века.

http://patriarchia.ru/db/text/150204.htm...

На пядничных (см. Пядница ) иконах 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР, ГИМ), 1-й пол. XVIII в. (ЦАК МДА) преподобный представлен стоящим внутри или около мон-ря – очевидно, воспроизведен вид обители в XVII в.: 2 деревянные шатровые церкви, колокольня и др. постройки; на иконе нач. XVIII в. (ГИМ) в одной из церквей изображена открытая рака с мощами А. О. Во 2-й пол. XVII в. на основе подобных изображений выполнена гравюрная доска (ГИМ). Данный иконографический извод сохранялся и в более позднее время, напр., на иконе 2-й трети XIX в. (ГЭ), где мон-рь изображен каменным, с пятиглавым собором и надвратной церковью. На иконе «Воскресение – Сошествие во ад, с избранными святыми» 2-й пол. XVII в. (АМИИ), иконах с избранными святыми посл. трети XVII в. (ЦМиАР) и XVII в.? (ГЭ), где А. О. изображен с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, его облик соответствует описанию в иконописных подлинниках: «Брада черна, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, надседа. Инде сед, брадою аки Сергий и власы главныя черны, ризы преподобническия, в схиме, руки молебны» (БАН. Строг. 66. Л. 98об., кон. XVIII в.). В произведении онежского иконописца И. И. Богданова-Карбатовского (XVIII в. КИАХМЗ) святой представлен вместе с прп. Кириллом Белозерским. Известна икона А. О. с 16 клеймами жития 2-й пол. XVII в. из г. Кемь (МИИРК), в среднике к-рой преподобный со свитком в руке предстоит Богородице вместе со свт. Николаем Чудотворцем; состав клейм восходит к житию А. О. 1567 г.: явление Богоматери и прп. Кирилла Белозерского матери святого; поступление Алексея в Кирилло-Белозерский мон-рь и пострижение в иночество; основание новой обители; погребение родителей; преставление и посмертные чудеса святого (видение старца Герасима – святой закрывает мантией шатер храма во время пожара; исцеление немого и др.); история составления жития А. О. мон. Феодосием. На иконе поморских писем 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) А. О. представлен в рост, прямолично, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и развернутым свитком; подобное, но поясное изображение – в рукописи службы и жития святого (РНБ.

http://pravenc.ru/text/82048.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010