М., 1850; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 140-141; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путев. по лавре. Серг. П., 1892; Зверинский. Т. 2. С. 399; Родина прп. Сергия. М., 1898; Дробленкова Н. Ф. Житие Сергия Радонежского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 330-336 [Библиогр.]; Чернов С. З. Природа и быт в «Житии Сергия Радонежского»//ГДРЛ. 1989. Сб. 1. С. 333-348; Борисов Н. С. И свеча бы не угасла…: [Ист. портрет Сергия Радонежского]. М., 1990; он же. Сергий Радонежский. М., 2001, 20043. (ЖЗЛ); Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92; Назаров В. Д. К истории «земной жизни» Сергия Радонежского: Биогр. заметки//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Тез. докл. междунар. конф. Серг. П., 1998. С. 8-9; Городилин С. В. Ростовское боярство 1-й трети XIV в.//ИКРЗ. 2002. С. 86-93; Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV-XV вв.: По данным древнерус. синодиков//«Честному и грозному Ивану Васильевичю»: К 70-летию И. В. Левочкина. М., 2004. С. 35-40; Аверьянов К. А. Сергий Радонежский: Личность и эпоха. М., 2006; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Сергий, игум. Радонежский//АиО. 2009. 2(55). С. 139-162; Житие Сергия Радонежского//СККДР. 2012. Вып. 2. Ч. 3. С. 156-166 [Библиогр.]; Крючков Т. О. Прп. Сергий Радонежский и его окружение: Ист. очерк. М., 2012. С. 35-86. А. В. Кузьмин Иконография Рождество Варфоломея. Клеймо иконы «Прп. Сергий Радонежский, в житии». Ок. 1510 г. Иконописец Феодосий (?) (ЦМиАР) Рождество Варфоломея. Клеймо иконы «Прп. Сергий Радонежский, в житии». Ок. 1510 г. Иконописец Феодосий (?) (ЦМиАР) Наиболее ранние изображения К. и М. встречаются на житийных иконах прп. Сергия Радонежского, прежде всего на иконе с 19 клеймами из местного ряда иконостаса Троицкого собора ТСЛ (по мнению исследователей, является произведением Дионисия 80-90-х гг. XV в.; см.: Троицкий образ прп. Сергия Радонежского. М., 2010). В клейме «Рождество Варфоломея», соответствующем подобным композициям, М.

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

XIX в. (ЦМиАР) действие происходит в интерьере с 2 келейными образами троицкого игумена в красном углу, М. склонился к стоящему на коленях прп. Сергию, спрятав лицо в складках мантии, куколь лежит на плечах. Этот же сюжет получил распространение как одно из клейм в житийной иконографии прп. Сергия, начиная с местного образа с 19 клеймами посл. четв. XV в. письма Дионисия из иконостаса Троицкого собора ТСЛ (Троицкий образ прп. Сергия Радонежского. М., 2010. С. 106-107). Образ М. с поднятыми к лицу покровенными руками едва виден в глубине арочного проема палаты за фигурой коленопреклоненного прп. Сергия, его голова не покрыта, персональные черты иконописцем не выявлены. В житийных циклах, восходящих по иконографии к образу из Троицкого собора, в 12-м клейме изображен М. (в остальных клеймах среди учеников образ М. не обозначен), иконы: 80-90-х гг. XV в. (из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); ок. 1510 г. предположительно письма Феодосия, сына Дионисия (из Успенского собора в Дмитрове, ЦМиАР); 1-й трети XVI в. (из ц. Благовещения Богородицы в Чудовом мон-ре, ГММК); 1591 г. и кон. XVI в. работы мон. Евстафия (Головкина) (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; см.: Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015. С. 58-63. Кат. 17); нач. XX в. (ГМИР) и др. На иконе нач. XVI в. (ок. 1512?), предположительно происходящей из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре (СПГИАХМЗ), М. изображен на фоне арки рядом с прп. Сергием; на московской иконе ок. 1586 г. из Троицкого собора в Ипатиевском мон-ре Костромы (КГОИАХМЗ) юный М. написан в проеме палаты еще не упавшим на колени; на иконе кон. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ) - изображен в профиль; на ростовской иконе 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском мон-ре на Устье (ГМЗРК) - М., средовек с небольшой русой бородой, предстоит в молении за прп. Сергием (как прп. Никон в др. иконографическом изводе). О событии рассказано в 2 клеймах на житийных иконах 1-й пол. XVII в. с дополнениями 3-й четв. XVII в. (Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 96-97. 58) и 1-й трети XVIII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ): сначала прп. Сергий молится и предупреждает М. о чудесном посещении, затем оба встречают Пресв. Богородицу с апостолами. На некоторых иконах подписано имя М.; с нач. XVI в., гл. обр. в троицких произведениях, встречаются его изображения с нимбом.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

изображена в красном плаще возлежащей на ложе. Образы К. и М. представлены также в 3-м клейме верхнего ряда «Варфоломей приводит старца-монаха в дом родителей». Композиция безупречно выстроена на фоне здания с полуциркульным сводом: К. и М., показанные средовеками, обращены в полупоклоне навстречу пришедшему. К. изображен в зеленой одежде с округлой, не очень длинной русой бородой, руки протянуты к старцу; за ним - М. в такой же красной одежде, как и в клейме «Рождество Варфоломея». Эти клейма достаточно точно воспроизводятся на др. житийных иконах прп. Сергия, написанных в Москве на основе Жития авторства Пахомия Логофета: кон. XV в. из Успенского собора Московского Кремля (ГММК), 1-й трети XVI в. из ц. Благовещения Пресв. Богородицы Чудова мон-ря (ГММК), ок. 1510 г. (работа сына Дионисия Феодосия) из Успенского собора Дмитрова (ЦМиАР; всего 17 клейм, нет изображения посещения старцем дома родителей), нач. XVI в. из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ (СПГИАХМЗ; всего 18 клейм), 1-й пол. XVI в. с поновлениями XVIII-XIX вв. из собора Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове (ГТГ), сер. XVI в. из старообрядческой молельни в Токмаковом пер. в Москве (ГТГ; см.: 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 75, 341-342. Кат. 93), посл. четв. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ТСЛ (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат./Сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 12), 1586 г. из Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (вклад Д. И. Годунова; ЦИАМ Костромской епархии; см.: Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 475. Кат. 20. Ил. 28). По основному составу клейм к этой группе относятся и 2 иконы работы мон. Евстафия (Головкина) - 1591 г. и кон. XVI в. (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; всего 20 клейм). Одеяния святых, их позы и жесты немного варьируются: напр., на иконе письма Феодосия на голове М. белый плат. Здесь и в 1-м клейме образа прп. Сергия с 12 клеймами жития 1-й трети XVI в. (Собрание рус. икон при поддержке Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного; см.: Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. С. 42, 199. Кат. 17) она изображена с нимбом. Чудо прп. Сергия Радонежского до его рождения. Икона. Кон. XVIII в. (Старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве) Чудо прп. Сергия Радонежского до его рождения. Икона. Кон. XVIII в. (Старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве)

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

Очевидно, что художник такого масштаба и такой известности, как Д., не мог не получать заказы на украшение миниатюрами книг ведущих московских скрипториев. Так, ему возможно приписать миниатюры по крайней мере 2 Четвероевангелий раннего этапа (ГИМ. Увар. собр. 484, кон. 60-х (?) - 70-х гг. XV в.; НБ МГУ. 2 Ag. 78, нач. 70-х гг. XV в.). Остальные следует рассматривать как продукцию его мастерской; первоклассным миниатюристом был Феодосий (Дионисий «живописец пресловущий». 2002. С. 224-251. Кат. 59-68). Дионисий и художники его круга Материалы о художниках, с к-рыми в 1470-1500 гг. сотрудничал Д., более отрывочны, но достаточно красноречивы. Это учитель старец Митрофан (судя по данным кирилловских синодиков, Д. поддерживал отношения с ним до конца жизни), поп Тимофей, Ярец, Коня. Не менее важным для художника было сотрудничество с мастерами из числа волоколамских иноков, например со старцем Паисием , имя к-рого упоминается только в монастырских документах. В числе «учеников» («учениц») Д. в некоторых случаях, по-видимому, подразумеваются также «чада» художника, и наоборот, в др. случаях под «чадами» - ученики (летопись на портале собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря). При этом в описи Иосифова Волоколамского мон-ря 1545 г. лишь изредка употребляется обезличенная форма («иного мастера») и точно именуются исполнители обширного иконного собрания. Сведения описи о характере деятельности мастеров и репертуаре заказных и вкладных икон уникальны своей подробностью и обозначенной ранней датой документа, древнейшего среди сохранившихся. Феодосий Прп. Сергий Радонежский с житием. Икона из Успенского собора г. Дмитрова. Ок. 1510 г. Мастер Феодосий (?) (ЦМиАР) Прп. Сергий Радонежский с житием. Икона из Успенского собора г. Дмитрова. Ок. 1510 г. Мастер Феодосий (?) (ЦМиАР) в отличие от Владимира, как то следует из описи, начал работать в качестве самостоятельного художника (вероятно, «вторым» мастером-помощником в 1467-1476) с 1484-1485 гг. Для основного иконостаса вновь отстроенного Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря, согласно монастырской описи 1545 г., Феодосием были исполнены «деяния» (клейма) написанной монастырским старцем Паисием иконы «Рождество Богородицы» и уже самостоятельно Владимирская икона Божией Матери ( Георгиевский.

http://pravenc.ru/text/178357.html

Введение во храм Прес. Богородицы. Мозаика ц. Успение Богородицы в Дафни. Ок. 1100 г. Введение во храм Прес. Богородицы. Мозаика ц. Успение Богородицы в Дафни. Ок. 1100 г. В настенных минологиях наряду с единоличными изображениями есть сцены «Благовестие Захарии» (ц. св. Апостолов в Пече, Косово и Метохия, 1561) и «Убиение Захарии» (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320; ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1348-1350); на рус. минейной иконе на июнь из комплекса миней московского происхождения (кон. XVI в., КГОИАМЗ) в день празднования Рождества св. Иоанна Предтечи З. изображен сидящим на ступенях у ложа Елисаветы и пишущим на табличке имя Иоанн (см.: Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат. М., 2004. Кат. 27). В рус. иконописи как отдельное изображение встречается «Зачатие св. Иоанна Предтечи», где З. и Елисавета приникают друг к дугу (напр., храмовая икона из церкви дер. Новокотово Тверской обл. (Новгород, 2-я пол.- кон. XV в., ЦМиАР, см.: Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 14. С. 102-105); 2-сторонняя выносная икона «Знамение. Зачатие св. Иоанна Предтечи», Новгород, 2-я пол. XVI в., ГТГ). Как отдельная сцена на новгородской 2-сторонней иконе-таблетке «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и вмц. Евфимия Всехвальная» (1-я пол. XVI в., ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие….»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 54-58) представлено явление арх. Гавриила З.: на фоне белокаменного храма, увенчанного 4 куполами с крестами в навершиях, у престола слева стоит склонившись З., в епитрахили; справа у престола - арх. Гавриил; позади З.- 3 жреца. Именование этой композиции «Зачатие св. Иоанна Предтечи», несмотря на то что ее изображение как «Встреча Захарии и Елисаветы» известно с XV в. (см.: Смирнова, Лаурина, Гордиенко. 1982. С. 298), возможно, продиктовано традицией восприятия благовестия как образа зачатия пророка ( Устинова. 2005. С. 197; см. подобный пример на иконе «Св. Иоанн Предтеча, с житием», 2-я четв.- сер. XVI в., ГВСМЗ). На пелене «Рождество Богоматери, с житием Богоматери» из Воскресенского собора Волоколамска (мастерская кнг. Анны Шуйской, 1510, ГТГ), в сцене, редкой по сюжету, «Моление Захарии о будущей участи двенадцатилетней Марии» (клеймо 10) первосвященник изображен перед престолом коленопреклоненным (см.: Дионисий «живописец пресловущий». М., 2002. Кат. 58. С. 222-223).

http://pravenc.ru/text/182665.html

Евангельские сцены (Земная жизнь Иисуса Христа). Икона. 1-я пол. XV в. (НГОМЗ) Евангельские сцены (Земная жизнь Иисуса Христа). Икона. 1-я пол. XV в. (НГОМЗ) На рубеже XV и XVI вв., знаменовавшем переход к эпохе позднего средневековья, создание новых тем и сюжетов нашло отражение в Ж. и. В XVI в. богатству сюжетов Ж. и., отражающих эсхатологические настроения, заботы о сохранении истинной веры, интерес к мировой и русской истории, во многом способствовало собирание митр. Макарием (1542-1563) агиографического наследия и исторического материала, вошедшего в ВМЧ. В посл. трети XV - нач. XVI в. в московском искусстве интенсивно развивались темы, связанные с прославлением деяний отечественных святых, что особенно ярко проявилось в творчестве Дионисия. Им был выполнен ряд житийных образов для Успенского собора Московского Кремля и крупнейших монастырей. С творчеством мастеров круга Дионисия, очевидно, связано создание иконографической программы первых Ж. и. прп. Сергия Радонежского: для местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (1480-1492), для Успенского собора Московского Кремля (рубеж XV и XVI вв., ГММК), для Успенского собора Дмитрова (ок. 1510, ЦМиАР). Для главного храма Москвы Дионисий в 80-х гг. XV в. написал также парные Ж. и. митрополитов Московских Петра (ГММК) и Алексия (ГТГ). Хотя канонизация свт. Петра Московского произошла достаточно рано и традиция его почитания была устойчива, распространенными оказались лишь единоличные изображения святителя. Помимо традиц. эпизодов Жития и чудес от мощей в его Ж. и. отражена тема созидания Москвы как столицы правосл. гос-ва. Дионисием и мастерами его круга были написаны также Ж. и. «Прп. Кирилл Белозерский, с житием» для местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ГРМ) и образ «Прп. Димитрий Прилуцкий, с житием» для Спасо-Прилуцкого монастыря (ок. 1503, ВГИАХМЗ), иконографическая программа которого стала основой для последующих, часто более расширенных изображений Жития прп. Димитрия (см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотворного образа 3 июня 2003 года. М., 2004).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Интерьер ц. прп. Иосифа Волоцкого. Фотография. 2010 г. Интерьер ц. прп. Иосифа Волоцкого. Фотография. 2010 г. К кон. XVII в. были оформлены пристолпные иконостасы с иконами, написанными также в 1698 г. братьями Потаповыми. В неизменном виде этот целостный комплекс икон, объединенный не только местоположением, но и иконографическим замыслом, находился в соборе вплоть до 1954 г., когда из-за аварийного состояния собора иконы были вывезены в Музей им. Андрея Рублёва в Москве (ЦМиАР), где хранятся в настоящее время. Из состава ансамбля сохранились иконы праздничного цикла («Благовещение», «Рождество Христово», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Воскресение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Господне»), «Спас на престоле», «Достойно есть», «Св. Троица (т. н. новозаветная)» и «Собор архангелов». С письмом братьев Потаповых по стилистическим и технологическим признакам связывают еще одну икону - «Царь Царем», не входящую в состав пристолпных икон. В 1697 г. были оформлены 2 чтимые иконы мон-ря, заключенные в иконописные рамы работы кормового иконописца Григория Антонова. Для образа прп. Иосифа Волоцкого (ок. 1578) была создана рама с 14 клеймами жития основателя обители, для иконы «Успение Пресв. Богородицы» (1591) - с 18 сценами из акафиста Успению. Весь комплекс икон XVII в. неоднократно поновлялся: в 1846 г., при архим. Агапите, «иконостас весь разобран, положено новое основание и потом опять собран и укреплен железными крючьями» ( Нектарий, иером. Ист. описание Иосифова... мон-ря. 1887. С. 28); в 1-м десятилетии XX в. в период масштабных восстановительных работ; в настоящее время иконы отреставрированы. Ок. 1645 г. стал формироваться иконостас еще не освященного придела ц. прп. Иосифа Волоцкого (престол освятили в 1-й пол. XVII в.); интерьер церкви был изменен в 1826 г.; в 1846 и 1884 гг. проводились работы по возобновлению 3-ярусного иконостаса. Л. К. Масиель Санчес, Э. В. Шевченко Церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Успенский собор и колокольня ц. Божией Матери «Одигитрия» (1510-е, 1692–1694). Фотография. XIX в. (ГИМ).

http://pravenc.ru/text/673721.html

Иконография Г. Нового времени повторяет уже сложившиеся схемы. Одним из излюбленных сюжетов, в частности старообрядческого литья XVIII-XIX вв., является «Чудо о змии». Известны памятники краткого (напр., медная икона с рельефной надписью на рамке, XIX в., ЦМиАР) и распространенного (напр., медная икона с эмалевыми вставками, Москва, 2-я пол. XIX в., ЦМиАР) изводов. В XIX в. в старообрядческой среде были широко распространены медные складни с изображением как «Чуда о змии» в среднике (напр., трехстворчатый складень «Чудо вмч. Георгия о змии. Избранные святые», XIX в., ЦМиАР), так и пешего Г.-воина в молении, представленного среди избранных святых в деисусной композиции (как правило, на левой створке крайняя левая фигура, стоящая за фигурами священномучеников Власия и Антипы, напр. трехстворчатый складень, Москва, XIX в., ЦМиАР). Г. остается одним из самых почитаемых святых, его изображение часто включается в число избранных святых: 2-частная икона «Преображение. Чудо вмч. Георгия о змии. Святые Флор, Иоанн, Лавр, Димитрий» (кон. XVII-XVIII в., ГЭ), «Праздники и избранные святые» (кон. XVII-XVIII в., ГЭ), «Избранные святые» (XVII в., ГЭ), медная литая икона XIX в. (ЦМиАР). На иконе «Образ-сказание, каким святым каковые благодати, исцеления от Бога даны» (1-я пол. XIX в., ц. Воскресения Христова в Ульяновской обл.) изображение Г. помещено в клейме 23 с подписью: «от снедения скота зверми ст Георгию под». В кон. XX - нач. XXI в. появилось много работ, в основе к-рых древние визант. и рус. образцы, напр. житийная икона «Чудо вмч. Георгия о змии» (1997, написана в Московском иконописном центре «Русская икона»), ее житийный цикл повторяет московскую иконографию образа из Успенского собора г. Дмитрова (1-я треть XVI в., ЦМиАР), икона «Чудо вмч. Георгия о змии» в окладе (2002) с поясными изображениями святых Власия, Флора и Лавра в композиции средника копирует икону 2-й пол. XVI в. (ПИАМ). Краткий извод «Чуда вмч. Георгия о змии» представлен на иконе-панно, выполненной в технике эмали (автор С. Д. Маценко, 2002), и мн. др.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Иоанну Воину. Житие/Сост.: иером. Карион (Истомин). М., 1695. Л. 45-52). Сохранилось неск. ранних житийных икон И. В. с подробными циклами, включающими более 10 сцен: икона с 18 клеймами (5 утрачены) из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Костромы (1-я треть XVIII в., КГОИАМЗ); икона с 16 клеймами из Никольской ц. Устюженского у. (кон. XVII в.?, УКМ); икона с 12 клеймами (нач. XVIII в., ЦМиАР). Судя по иконам из КГОИАМЗ и ЦМиАР, программы подобных произведений в целом соответствовали Житию, составленному Карионом Истоминым. Так, в них включены изображения И. В., посылаемого имп. Юлианом Отступником для участия в гонениях на христиан, сцены деяний И. В. и его помощи скорбящим. Вместе с тем в циклах представлены отсутствующие в тексте рождество (икона ЦМиАР) и крещение святого (обе иконы). В цикл иконы из КГОИАМЗ входят сцены преставления, посмертных чудес и обретения мощей И. В. (в частности, явление вдове, к-рой святой сообщил свое имя и указал место погребения). На иконе из ЦМиАР показано только преставление И. В., большое внимание уделено эпизодам с участием императора, к-рые не имеют лит. параллелей (И. В. изображен стоящим перед имп. Юлианом, пирующим вместе с ним и получающим от императора меч), и изображениям И. В. в походе (в 3 клеймах он представлен на коне и в шлеме). Эти сюжеты в сочетании с иконографией средника, где изображено много оружия, вероятно, отражают пожелания заказчика, к-рый почитал И. В. прежде всего как св. воина (при этом в составе цикла иконы из ЦМиАР есть 2 клейма, посвященные делам милосердия святого - утешению скорбящих и раздаче милостыни калекам). Пространные циклы, относящиеся к XIX в., иллюстрируют Житие более точно и последовательно. Среди них есть крупные храмовые образы, такие как рама с 12 сценами кон. XIX в. для храмовой иконы московской ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка (Москва православная. 2000. С. 597), и небольшие домашние иконы (палехская икона из собрания Н. П. Лихачёва с 14 сценами, 2 из к-рых в среднике, 1-я пол. XIX в., ГРМ; икона с 12 сценами, рубеж XIX и XX вв., частное собрание). По составу клейм эти памятники почти идентичны.

http://pravenc.ru/text/471095.html

XIX в. (ЦМиАР). В ряду избранных святых на полях образ А.-х. помещен на иконе Божией Матери «Троеручица», с избранными святыми, кон. XVII в. (ГИМ),- поясное изображение, рядом с архангелами Михаилом и Гавриилом; на Владимирской иконе Божией Матери, 2-я пол. XVII в.? (ГИМ),- в рост, правая рука поднята в молении; на иконе Божией Матери «Умиление», с избранными святыми, 60-е гг. XIX в. (ГИМ),- копии с образа С. Ушакова . В росписи юж. и сев. порталов Успенского собора Московского Кремля А.-х. представлен справа от врат сидящим и пишущим на свитке (ср. изображения ангела, записывающего имена входящих в храм); живопись относится ко времени поновлений росписи в XIX и XX вв. В XVIII и особенно в XIX в. встречаются единоличные изображения А.-х. (напр., на прориси с иконы кон. XIX в. (ИРЛИ. ПД) - на его груди медальон с образом Младенца Христа), но наиболее часто образ А.-х. присутствует на «семейных» иконах нередко старообрядческого происхождения, в центре группы святых, соименных заказчикам, где выступает покровителем и хранителем семьи: «Ангел-хранитель и избранные святые» 1829 г. (ЦМиАР); «Ангел-хранитель, равноап. кн. Ольга и мч. Акепсим» мстерского иконописца И. Панкрышева, 1895 г. (ГМИР; поднесена имп. семье в связи с рождением св. блгв. царевны Ольги Николаевны ),- А.-х. представлен с ветвью и мечом; на иконах «Ангел-хранитель и избранные святые», кон. XIX - нач. XX в., мастерской М. О. и Г. О. Чириковых (Частное собрание), и нач. XX в. (ЦМиАР); на эмалевой иконе «Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский, Ангел-хранитель и вмц. Екатерина», 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР). Нередко А.-х. представлен с почитаемыми святыми, как в меднолитом трехстворчатом складне «Деисус с избранными святыми», 1721 г. (ГРМ); на иконе «Ангел-хранитель, мученики Флор и Лавр», кон. XIX в. (ЦМиАР); на полях икон, напротив патронального святого: «Мученики Гурий, Самон и Авив», 2-я пол. XIX в. (ГМИР),- с мц. Антониной; на Владимирской иконе Божией Матери, посл. четв. XIX в., палехской мастерской Белоусовых (Частное собрание.

http://pravenc.ru/text/115106.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010