П. часто изображали в составе сонма преподобных или избранных святых. Напр., он представлен на иконе-трехряднице с Воздвижением Креста, Покровом Пресв. Богородицы и избранными святыми 1565 г. письма Д. И. Усова (ГТГ), на иконе «Вознесение Господне, с избранными святыми» нач. XVII в. (с прописями) строгановского мастера (ЦМиАР). Как покровитель рода Годуновых П. предстает в памятниках с соименными святыми семьи царя Бориса Феодоровича (створки складня с избранными святыми, кон. XVI в., ГТГ; серебряный окладень-кузов, кон. XVI - нач. XVII в., из коллекции Г. А. Покровского, ЦМиАР). В описи 1651 г. ц. прор. Илии в Ярославле значится образ П. вместе с преподобными Александром Свирским и Макарием Калязинским письма государева иконописца Истомы Савина, работавшего по заказам Строгановых. В описи Пафнутиева Боровского мон-ря и его вотчин 1701 г. указан местный «обр[аз] Спасителев, в подножии Сергий и Пафнотий Боров[ский], писаны на красках» в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Русиново (Боровск. 1888. С. 247). Преподобные Иосиф Волоцкий и П. были изображены на полях пядничной иконы Спасителя, находившейся в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 81). Образ П. помещен среди фигур рус. святых, вышитых на вставной полосе XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (НМРТ). На иконе-пяднице посл. четв. XIX в. (ЦМиАР (под записью?)) П. представлен вместе со свт. Николаем Чудотворцем в молении Св. Троице (в сегменте на верхнем поле). Одно из ранних изображений П. в составе минейного цикла имеется на иконе-святцах на май нач. XVII в. из Патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя в Москве (вместе с прор. Иеремией); в более позднее время - на годовой минее с избранными святыми (кон. XVIII - нач. XIX в., с дополнениями 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). В качестве приписного святого П. запечатлен на Владимирской иконе Божией Матери кон. XVI в. (вклад Александра (Булатникова) в Соловецкий мон-рь; ГММК). Ростовой образ П. встречается на списках Колочской иконы Божией Матери (1897, ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Рисунок храма в упрощенном варианте повторялся на иконах, к-рые Соловецкий мон-рь заказывал в большом количестве мастерам из владимирских иконописных сел, в частности из Холуя. Множество паломнических недорогих иконок сохранилось и бытует на Севере, напр. маленький образ кон. XIX - нач. ХХ в. на кипарисовой доске из дер. Усть-Кыма Лешуконского р-на Архангельской обл. (АМИИ), где Е., в монашеском одеянии и в куколе, указывает правой рукой на постройки скита. Тогда же образ святого появился в монументальной живописи Соловецкого мон-ря: на сев. стене в интерьере надвратной Благовещенской ц., вблизи иконостаса, изображены в рост 4 местных святых, среди них - Е. (роспись 2-й пол. XIX в. в масляной технике). Прп. Елеазар с Соловецкими святыми и свт. Стефаном Сурожским. Икона. Кон. XVIII в. (ЦМиАР) Прп. Елеазар с Соловецкими святыми и свт. Стефаном Сурожским. Икона. Кон. XVIII в. (ЦМиАР) Документы зафиксировали образы Е. в иконостасах церквей и часовен Соловецкой обители: в деисусном ряду Благовещенской ц., в местном ряду ц. во имя св. Филиппа, митр. Московского («образ Германа Соловецкого и Елеазара Анзерского на одной доске, а над ними - Святая Троица»), в ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия («образ Пресвятой Богородицы во весь рост, с припадающими преп. Германом и Елеазаром» - ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 160 об., 262 об.). На иконах Е. часто изображали вместе с прп. Германом Соловецким, на графических листах - парным прп. Иринарху Соловецкому . На иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР, см.: Из новых поступлений: Кат. выст./ЦМиАР. М., 1995. С. 37. Кат. 54. Ил. 60) 5 Соловецких святых вместе со свт. Стефаном Сурожским предстоят Спасителю в облаках, Е.- в правой части вверху, напротив прп. Германа, в куколе, с седоватой бородой средней величины, со сложенными на груди ладонями, надпись: «Прп(д)бный Eлeaзapiй Ahзepckiй». Е. вместе с др. Соловецкими чудотворцами почитался старообрядцами Выговской пуст., что отразилось в поморской иконописи, напр. на иконе нач. XIX в. из ц. Сретения Господня дер. Малошуйка Онежского р-на Архангельской обл., где он представлен крайним справа, вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Германом, в куколе и схиме, одетой поверх мантии, с кудрявыми волосами и широкой волнистой бородой.

http://pravenc.ru/text/189679.html

Однофигурные изображения В. известны на иконах XIX - нач. XX в. В святительских, орнаментированных золотом одеждах, высокой митре, именословно благословляющий, с Евангелием в руке, В. стоит фронтально на орлеце, в проеме царских врат, по сторонам массивные колонны (2-я пол. XIX в., ЦМиАР; этой иконой, по надписи на обороте являвшейся «копией с оригинальнаго Образа св. Святителя и Чудотворца Варсонофия», архиеп. Тверской Григорий благословил кимрского купца И. П. Малюгина). В нач. XX в. существовали иконы с поясным изображением именословно благословляющего В. с массивным Евангелием в руке, на золотом канфаренном фоне, с орнаментом на полях, имитирующим цветные эмали. Лик В. исполнен в академической манере с влиянием неорус. стиля (ЦМиАР). В медном литье изображения святителей Гурия и В. в молении помещены на левой створке складней (на правой - Иоанн Предтеча и свт. Николай) со «Спасом Смоленским» или Богоматерью Одигитрией (оба XVIII в., ЦМиАР), Казанской или Страстной Богоматерью в центре (XVIII, XIX вв., ЦМиАР); на отдельных иконках в молении Богоматери «Знамение» (XVIII в., ЦАК МДА). Сохранилась крышка серебряной позолоченной раки, изготовленная в Казани в 1834 г., с рельефным изображением святого в фелони, омофоре и митре (ГОМРТ; фотография (ок. 1941) самой раки, находившейся в Спасо-Преображенском монастыре, также хранится в ГОМРТ). Лит.: Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 222, 287, 314; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. Кат. 98, 99, 108; Пречистому образу Твоему поклоняемся…: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1994. Кат. 166. Ил. на с. 266; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. 60; Завьялова М. К. , Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. ГОМРТ//Древнерус. художественное шитье. Мат-лы и исслед. М., 1995. С. 79. Ил. 9; Опись церковной утвари и ризницы москов. Казанского собора 1771 г./Публ., вступ. ст. С. А. Смирнова//Культура средневек. Москвы, XVII в. М., 1999. С. 390, 398-399, 407; Гнутова С. В. , Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XI - нач. XX в. из собрания ЦМиАР. М., 2000. Кат. 208, 210.

http://pravenc.ru/text/154327.html

в пещере, с книгой, с черепом, с лампадой или со свечой (ГИМ, ЦМиАР). Сцены из Жития прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального. Гравюра мон. Илии. 1660 г. (Патерик, или Отечник Киево-Печерский. К., 1661. Л. 195) (РГБ) Сцены из Жития прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального. Гравюра мон. Илии. 1660 г. (Патерик, или Отечник Киево-Печерский. К., 1661. Л. 195) (РГБ) Икона и рака прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры Икона и рака прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры В киевской деревянной резьбе поясной образ И. (в пещере, со скрещенными руками, с черепом и книгой) включался в ряд сюжетов паломнических икон; в частности, он присутствует в нижней части композиции под престолом на Печерской иконе Божией Матери 2-й пол. XVIII в. (ЦМиАР), 1-й трети XIX в. (Егорьевский историко-художественный музей), 1-й пол. XIX в. (ГИМ), 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), а также на иконах XIX в. с фигурами преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских по сторонам Успенского собора лавры (иногда с избранными святыми). И. представлен погрудно или по пояс внизу, под зданием храма (ГИМ, Егорьевский историко-художественный музей, частные собрания; см.: Давыдова Е. В. Центры миниатюрной резьбы XIX ст. Киев//Светильник: Религ. искусство в прошлом и настоящем. М., 2004. 1(5). С. 105-107. Ил.). Единоличный образ И. традиц. иконографии - с небольшой бородой и волосами на прямой пробор, в пещере, с раскрытой книгой - известен, напр., на резной иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР). В монументальной живописи образ И., трактованный в академической манере, встречается, напр., в росписи интерьера храма Христа Спасителя, рядом с композицией «Крещение киевлян равноап. вел. кн. Владимиром» (70-е гг. XIX в., худож. Д. Н. Мартынов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре И. введен в группу подвижников XII в.

http://pravenc.ru/text/469003.html

Новаторство Дионисия в области Ж. и. проявилось в композиционном решении, напр. в построении архитектурных кулис, имеющих значение в организации пространства клейма и сочетании сюжетов. На Ж. и., созданных этим мастером, часто отсутствует четкое разделение клейм: на верхнем и нижнем полях действие плавно разворачивается, события перетекают одно в другое. Иногда фигура или здание на условном стыке сюжетов объединяют повествование в единое целое. Созданные Дионисием иконографические схемы впосл. варьировались; в зависимости от размеров иконы и ее предназначения эти схемы могли быть сокращены или дополнены за счет более подробного следования тексту Жития и иллюстраций чудес святого, особенно в произведениях, близких по манере и качеству исполнения к миниатюре, как, напр., на иконе «Свт. Петр, с житием» письма Истомы Савина (нач. XVII в., ГТГ). Прп. Сергий Радонежский, с житием. Икона. 1591 г. Иконописец Евстафий Головкин (ТСЛ) Прп. Сергий Радонежский, с житием. Икона. 1591 г. Иконописец Евстафий Головкин (ТСЛ) В первые десятилетия XVI в. учениками Дионисия было написано неск. Ж. и., в т. ч. для церквей Дмитрова: для Успенского собора - упомянутый образ прп. Сергия и «Вмч. Георгий, с житием», а также «Вмч. Георгий, с житием» для Пятницкой ц. (обе - в ЦМиАР). От раннего XVI в. сохранилось еще 2 Ж. и. вмч. Георгия: из ц. св. Георгия на Красной Горке в Москве и из ц. св. Георгия с. Баренцева Ярославской обл. (обе - в ЦМиАР). В среднике всех 4 икон помещено ростовое изображение вмч. Георгия; житийные циклы из 16 клейм различаются лишь последовательностью расположения сюжетов. Вероятно, эти иконы были ориентированы на общий прототип, восходящий к визант. произведениям XIII в. Тяготение к сложным иконографическим программам, отличающее искусство XVI в., оказало влияние на Ж. и. Расширился круг лит. источников. От нач. XVI в. известно 3 иконы «Ап. Иоанн Богослов на Патмосе, с хождением»: из Троицкой единоверческой ц. в Москве, из собрания И. С. Остроухова (обе - в ГТГ), из ц. ап. Иоанна Богослова на р. Тошне (ВГИАХМЗ). Повествовательные циклы этих икон в 16-17 клеймах излагают события Жития ап. Иоанна Богослова, написанного Псевдо-Прохором (V в.). На иконе «Ап. Иоанн Богослов на Патмосе, с хождением» из ц. Иоанна Богослова Борисоглебского мон-ря в Дмитрове (кон. XV в., ЦМиАР, см.: Иконы XIII-XVI вв. в собрании ЦМиАР. М., 2007. С. 132; по мнению автора наст. статьи - 1-я треть XVI в.) в 44 клеймах помимо подробного изложения текста Жития проиллюстрированы также отдельные эпизоды Апокалипсиса ( Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи кон. XV в.//ТОДРЛ. М.; Л., 1966. Т. 22. С. 208-221). Циклы икон 2-й пол. XVI в. на этот сюжет представляют вариации ранних образов.

http://pravenc.ru/text/182315.html

По описанию 1655 г. архидиак. Павла Алеппского , в местном ряду иконостаса ц. Успения Богородицы находилась икона преподобных А. и Феодосия (известна по воспроизведению в меднолитом макете иконостаса, изготовленном по изволению Никона , Патриарха Московского и всея Руси, для устройства иконостаса в Новоиерусалимском мон-ре ( Петров. Вып. 3. С. 32)). Вероятно, ее копией является икона преподобных А. и Феодосия Киево-Печерских (XVI в.? под записью) киевских писем ( Петров. Вып. 2. С. 20), где преподобные изображены в рост, фронтально, в схимнических облачениях, куколях, А. двуперстно благословляет, в левой руке свиток. А. вместе с прп. Феодосием включены в состав ростового преподобнического Деисуса, написанного в сер.- 3-й четв. XVI в. (в игуменство прп. Корнилия ) на алтарной преграде придела во имя Антония и Феодосия Печерских пещерного храма Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря (фрески раскрыты в 1970). По описи 1585-1587 гг., Псково-Печерский мон-рь был исключительно богат иконами с изображением А.; в местном ряду Успенского собора имелись отдельные иконы А. и прп. Феодосия, вложенные в 1583-1584 гг. в числе др. псковской помещицей Пелагеей Пушкиной, и общая икона этих святых «на золоте»; в ц. 40 мучеников Севастийских их изображения входили в состав 13-фигурного Деисуса, а также помещались на общей местной иконе. На колоколах Киево-Печерской лавры, 1719-1720 гг., на укр. иконе нач. XIX в. (НКПикз), на ростовских эмалевых иконах сер. XIX в. и 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) преподобные представлены в молении перед Богородицей с Младенцем, внизу, в центре, изображен Успенский собор. Преподобные также изображаются предстоящими чтимым иконам Божией Матери: Успения Богородицы - на иконе кон. XVIII в. ( Петров . Вып. 3. С. 46. Рис. 24), на деревянных паломнических резных иконках XIX в. (ЦМиАР); Ченстоховской - на иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР); Одигитрии - на литом складне (выговское литье) кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР). Изображение А. в ряду избранных святых помещено в клеймах на полях шитых пелен 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/115866.html

В экспозиции выставлена малая часть сокровищ, привезенных из тверских экспедиций. Музей хранит несколько сотен предметов, которые еще ждут своего изучения. «Тема «Тверской Атлантиды» подводит итог многолетней экспедиционной и исследовательской деятельности музея тех лет, но она еще требует дальнейшего исследования», – заключил сотрудник ЦМИАР. Мария Трубачева, многолетний сотрудник темперного отдела Всероссийского научно-реставрационного центра им. Грабаря, поделилась с «Благовест-инфо» впечатлением о «высочайшем качестве реставрации» экспонируемых памятников. Выставка «Издательская летопись» открылась в день торжества, 21 сентября, и была доступна только в течение этого дня. В экспозиции представлены этапы развития книгоиздания в Музее имени Андрея Рублева, которые неразрывно связаны с историей становления музея, его экспозиционной, научной, выставочной и просветительской деятельностью: выставочные афиши, каталоги, буклеты, сборники научных статей. В ЦМИАР особенно гордятся работой издательского отдела, который, по словам директора М. Миндлина, превратился за последние годы в полноценное издательство; высокий уровень его работы отмечают многие специалисты. Отдельный раздел выставки посвящен публикациям о творчестве Андрея Рублева, в том числе работам 1950–1960-х годов первых научных сотрудников музея И.А. Ивановой и Н.А. Деминой. «Во многом благодаря им имя великого иконописца вернулось в культурный оборот как символ национального искусства», – говорят создатели выставки. Те, кто раньше бывал в ЦМИАР, не могли пройти мимо белокаменных надгробий, сначала – громоздившихся тут и там под открытым небом, потом – собранных под небольшим навесом. Теперь в ЦМИАР есть новое хранение – лапидарий. В павильоне с панорамным остеклением открыта выставка «Архитектурные детали и надгробия конца XIV – XVIII веков». Как рассказала «Благовест-инфо» куратор выставки Светлана Гаркуша, в основе экспозиции – предметы, связанные со Спасо-Андрониковым монастырём и не сохранившимися московскими некрополями: Георгиевского монастыря на Большой Дмитровке и церкви прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Самые ранние экспонаты – детали первоначального убранства Спасского собора начала XV в.: кокошников, орнаментированных поясов, водомётов, колонок и дынек.

http://sedmitza.ru/text/10175704.html

10 октября 2006 г. 09:00 — 13 октября 2006 г. 21:00 С 10 по 13 октября Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и его отдел «Музей русской художественной культуры XVII века — церковь Покрова в Филях» приглашают принять участие в девятой научной конференции по проблемам русской художественной культуры XVII — первой половины XVIII века «Филевские чтения», которая будет проходить в ЦМиАР. Начало утренних заседаний — 10.00, дневных заседаний — 15.00. Регламент докладов — 20 мин. Обсуждение в конце каждого заседания. 10 октября. Утреннее заседание. — Черная Л.А. (МГХИ им. В.И. Сурикова). К вопросу о сущности переходного процесса в русской культуре XVII — начала XVIII вв. — Ковтырева Л.В. (ГТГ). К проблеме личностного начала в русском изобразительном искусстве второй половины XVII века. — Бусева-Давыдова И.Л. (НИИ РАХ). Тема «Моления о народ» в иконописи XVII века. — Борисова Т.С. (Музей-заповедник «Московский Кремль»). Новые архивные сведения о живописце Василии Познанском. — Майорова Н.А. (Тверская картинная галерея). Иконостас 1690-х годов из Спасо-Преображенского собора в Твери. — Басова М.В. (ГМИР). Рама от иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» XVII века из собрания Государственного музея истории религии. — Тарасенко Л.П (ЦМиАР). Икона «Богоматерь Владимирская, с 64-мя клеймами сказания» из Балахны в собрании ЦМиАР. — Звездина Ю.Н. (Музей-заповедник «Московский Кремль»). Икона «Богоматерь Ильинская-Черниговская» 1696 года — дар Петру I в память азовской победы. Дневное заседание. — Пушков В.П. (МГУ), Пушков Л.В. (Главархив г. Москвы). Архив Приказа книгопечатного дела как источник по истории русской книжности второй половины XVII века. — Ковригина В.А. (МГУ). Иноземец Яков Андреевич Гассениус и его вклад в часовое дело Москвы конца XVII — начала XVIII века. — Липатова С.Н. (ЦМиАР). Фрески собора Сретенского монастыря в Москве: история и программа росписи. — Хачумян А.Г. (ГИМ). Икона «Евангелист Иоанн Богослов» Тихона Филатьева из церкви Рождества Богоматери в Голутвине.

http://patriarchia.ru/db/text/150204.htm...

Выставка «Модерн в русской иконе» открылась в Музее им. Андрея Рублева Выставка представляет заявку на серьезное изучение темы модерна в русской иконе МОСКВА. Выставка «Модерн в русской иконе» открылась 27 апреля в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Стиль модерн хорошо изучен в светском искусстве – архитектуре, живописи, скульптуре, графике, но модерн в православной художественной культуре – это пока terra incognita: заявку на серьезное изучение этой темы впервые представляет эта уникальная выставка. В экспозиции представлены разнообразные памятники в стиле модерн: иконы и их оклады, киоты, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Впервые в одном пространстве можно увидеть памятники из собрания ЦМИАР, Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии, Музея русской иконы им. Михаила Абрамова, а также из многочисленных частных коллекций. Большинство из этих произведений посетители увидят впервые, они еще не опубликованы. Благодаря выставке произошли чудесные «встречи» экспонатов: например, рядом оказались явно парные иконы, принадлежащие разным коллекционерам, или три киота, выполненные в одной знаменитой мастерской Оловянишниковых и тоже разбросанные по разным собраниям. Стиль модерн получил распространение в последних десятилетиях XIX – начале ХХ века в разных странах, в том числе и в России, где достиг своей зрелости к началу 1900-х годов, отметил Михаил Миндлин, директор ЦМИАР и один из кураторов выставки. «Время господства русского модерна в религиозном искусстве было недолгим, но ярким настолько, что споры об этом явлении ведутся до сих пор», – сказал он, подчеркнув, что пока не было ни одного фундаментального исследования в этой области, и понятие модерна в религиозном искусстве сегодня «недостаточно внятно артикулировано». По словам Миндлина, стиль модерн «весьма синтетичен»: он интегрировал и творчески переработал элементы предшествующих стилей, начиная с эллинизма, использовал заимствования из древнеегипетского и дальневосточного искусства, многие элементы историзма, неоготики, романтизма, неовизантийского и неорусского стилей.

http://sedmitza.ru/text/10251717.html

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева отмечает 60 лет со дня основания 12 декабря 2007 г. 15:19 Конференция, посвященная 60-летию основания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР), прошла 11 декабря в церкви Архангела Михаила комплекса Спасо-Андроникова монастыря. Во вступительном слове директор музея Геннадий Попов отметил, что для музея Андрея Рублева, который «никогда не будет таким крупным, как, например, Музеи Кремля», важны скорее «специализированные аспекты демонстрации древнерусского искусства, которые здесь достаточно подробно представлены». И, во-вторых, важно «дополнительно усиленное изучение представленных разделов». С докладами на конференции выступили Елена Осташенко («О стиле русской иконописи 2-й четверти — середины XV века»), Энгелина Смирнова («К иконографии святителя Николая Мирликийского; изображения с русскими святыми»), Лилия Евсеева («К вопросу о мастерах иконостаса из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря около 1497 года»), Наталья Комашко (Иконы из собора архангела Михаила в Бронницах 1703-1705 годов в собрании ЦМиАР»), Владимир Чистяков («Применение высоких технологий в исследовании собрания ЦМиАР») и другие. В интервью «Благовест-инфо» Геннадий Попов рассказал, что создание музея Андрея Рублева было «противовесом тенденции» по реконструкции Москвы, предполагавшей «полную пустыню» по отношению ко всем окружающим Кремль кварталам и районам. Один из томов генерального плана реконструкции Москвы вышел в 1947 году, в год празднования 800-летия Москвы. Именно тогда старанием ряда людей, включая Грабаря, Петра Барановского (инициатора обнаружения якобы надгробной доски преподобного Андрея Рублева), было выпущено постановление, которое подписал Сталин. Одновременно здесь, на территории Спасо-Андроникова монастыря, были организованы реставрационные мастерские для сохранения этого архитектурного комплекса. Первым директором музея, много для него сделавшим, был Давид Арсенишвили. В этот период, отметил Геннадий Попов, здесь работало много достойных людей, таких как архитектор Сухов, Наталья Демина, руками которой была собрана хорошая коллекция негативов. С 1954 года в музее появляются «оригинальные» предметы, в частности, иконостас суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, который был «труден в реставрации».

http://patriarchia.ru/db/text/337087.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010