Чудеса из «аравийской» версии: Cair. 712. Fol. 339-347 (XIV в.); Mingana. Chr. syr. 22. Fol. 4-29 (1527); Paris arab. 154. Fol. 38-53 (XVII в.); Mingana. Chr. syr. 562. Fol. 219-218 (1815). Почитание Космы и Дамиана В Византии К VI в. почитание К. и Д. было широко распространено в Месопотамии, Египте, Греции, Галлии и Италии. Частицы их мощей находились в Кирре, К-поле, Эгах, Риме и в Туре. Память К. и Д. отсутствует в древнейшем Сирийском Мартирологе, созданном в Эдессе в 411 г. Самым ранним свидетельством почитания святых является упоминание их имен в 2 письмах Феодорита, еп. Кирского. В 1-м - сказано о некоем месте поклонения К. (PG. 83. Col. 1373-1374), во 2-м письме, датируемом 434 г., упомянута базилика К. и Д. в Кирре, которую пыталась поджечь толпа противников Феодорита ( Theodoret. Ep.// Idem. Correspondance. P., 1998. Vol. 4. P. 262). Вероятно, началом почитания К. и Д. можно считать кон. IV в. Св. бессребреники Косма и Дамиан исцеляют ногу клирика. Фрагмент Алтаря св. Марка. 1438–1440 гг. Худож. Фра Анджелико (Старая пинакотека, Мюнхен) Св. бессребреники Косма и Дамиан исцеляют ногу клирика. Фрагмент Алтаря св. Марка. 1438–1440 гг. Худож. Фра Анджелико (Старая пинакотека, Мюнхен) Под 457 г. в Эдесской хронике говорится о постройке храма (мартирия) во имя К. и Д. в больнице Эдессы (Chronicon Edessenum//ActaSS. T. 7. P. 439). Агиограф VI в. Кирилл Скифопольский сообщает, что прп. Савва (439-532) перестроил свой дом в Муталаске (Каппадокия) в ц. К. и Д. ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 75). Диак. Феодосий (1-я пол. VI в.) упоминает могилу К. и Д. в Кирре, где, по его свидетельству, мученики и пострадали ( Theodos. De situ Terrae sanctae 32. P. 125). О строительстве храмов, посвященных К. и Д., есть свидетельства во мн. др. источниках V-VI вв. Имеются также довольно ранние свидетельства изображения К. и Д. на иконах и их почитания в агиографических произведениях, посвященных другим святым. Так, в Житии прп. Феодора Сикеота († 613) есть рассказ о том, как во сне заболевшему прп. Феодору явились 2 мужа, в которых он узнал К. и Д., изображенных на иконе, висевшей у него в изголовье. Мужи обращались с ним как врачи: проверяли пульс и советовались друг с другом о состоянии больного, находя его очень тяжелым. Но после того как К. и Д. помолились за умирающего, он исцелился ( Георгий (Елевсий), игум. Житие прп. отца нашего Феодора, архим. Сикеонского/Пер. с греч.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. С. 52-53).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан). С XIV в. изображения Е. дополняли атрибутами, свидетельствующими о ее делах милосердия изображениями: хлеба - статуя, ок. 1350 г., собор, Страсбург; корзины или подноса с хлебами - картина «Св. Елизавета Тюрингская, раздающая хлебы нищим» Дж. Б. Питтони (1734, Музей изящных искусств, Будапешт); хлеба и рыбы (в миске) - статуя, сер. XV в., капелла св. Лаврентия в Роттвайле; хлеба и виноградной грозди - скульптура Т. Рименшнейдера, 1510 г. (Национальный музей, Нюрнберг); ключа и черпака (схожесть иконографий Е. и Марфы иногда затрудняет их идентификацию: скульптура в коробе алтаря св. Марии, ок. 1510, Гос. художественное собрание, Веймар) - рельеф XV в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк); кувшина или кружки - картина из мон-ря Оттобойрен, ок. 1460 г. (Баварский национальный музей, Мюнхен); чаши (редко) - резной алтарь работы К. Берга, ц. св. Кнуда в Оденсе, Дания; хлеба и платья, предназначенных для бедных,- фреска XIII в. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули) и витраж 20-30-х гг. XV в. в ц. Богоматери, Обервезель; гребня, к-рым Е. причесывала прокаженных,- картина швабского художника, ок. 1430 г. (частное собрание, Германия). Распространено изображение Е. с розами на коленях или в подоле платья - картина Лоренцо ди Биччи (ок. 1450, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), с розами и лилиями - фреска XIV в. ц. Сан-Франческо в Ареццо; тосканская рукопись Жития Е. (Laurent. 9. Fol. 35, XIII в.); статуя ок. 1470 г. в соборе св. Стефана в Вене. Часто Е. представлена в окружении нищих или прокаженных - триптих Г. Гольбейна Старшего (1516, Старая пинакотека, Мюнхен). В многофигурных композициях чаще всего встречаются ее изображения с мужем, тетей - аббатисой Метхильдой, дядей - еп. Экбертом Бамбергским, деверем - ландгр. Конрадом Тюрингским, с Конрадом Марбургским и его покровителем Иоанном Бриеннским («Елизавета подле матери среди родственников по материнской линии» - Житие св. Гедвиги, 1451. Sign. IV. Fol. 192. Bl. 5r); с вмц.

http://pravenc.ru/text/189793.html

М. Пахер (старая Пинакотека, Мюнхен) I. «Жизнь св. Павла, первого пустынника» (Vita S. Pauli primi eremitae//PL. 23. Col. 17-28; CPL, N 617; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 4. С. 1-12), написано в 375-379 гг. в Антиохии, повествует о прп. Павле Фиваидском (Фивейском), к-рый, согласно И. С., был наставником прп. Антония Великого (см.: Hieron. Vita Paul. Prol.). Лит. прообразом послужила «Жизнь св. Антония» свт. Афанасия Великого в лат. переводе Евагрия Антиохийского. Помимо нее И. С. пользовался устным преданием, исходившим от тогда еще живых учеников прп. Антония Амафа и Макария (Ibidem). Поэтому, хотя в произведении И. С. и содержатся легендарные сказания о кентаврах и сатирах, равно как и романтические представления молодого И. С. о подвижнической жизни, часть приводимых сведений имеет историческую достоверность. Прп. Павел представлен «героем пустыни», образцом строгого пустынножителя, проведшего в пещере 113 лет под тенью пальмы, к-рая доставляла ему пищу и одежду (Ibid. 6-7). «Vita S. Pauli» положила начало новому жанру лат. лит-ры и стала одним из самых известных сочинений И. С., вскоре переведенных на греч., копт., сир. и эфиоп. языки ( Kelly J. 1975. P. 60). II. «Жизнь св. Илариона» (Vita S. Hilarionis//PL. 23. Col. 29-54; Bastiaensen. 1975; CPL, N 618; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 4. С. 12-44), написано в 386 г. ( Nautin. L " activité. 1983. P. 248; Williams. 2006. P. 281; Gryson. 2007. P. 535) или в 390-391 гг. ( Kelly J. 1975. P. 170), рассказывает об ученике прп. Антония Великого и родоначальнике палестинского монашества. Прп. Иларион был духовным наставником свт. Епифания Кипрского, от к-рого И. С. мог получить необходимые сведения для составления Жития (см.: Hieron. Vita Hilar. 1; Schiwietz S. Das morgenländische Mönchtum. Mainz, 1913. Bd. 2. S. 103-126). На «Vita S. Hilarionis» во многом опирался Созомен в «Церковной истории» при описании жизни прп. Илариона ( Sozom. Hist. eccl. III 14; V 10). III. «Жизнь пленного монаха Малха» (Vita Malchi monachi captivi//PL.

http://pravenc.ru/text/293730.html

C. Horstmann. L., 1887. Vol. 1: MS. Laud, 108, in the Bodleian Library. P. 322-340; см.: Wells M. E. The South English Legendary in Its Relation to the Legenda Aurea//Publications of the Modern Language Association of America. 1936. Vol. 51. P. 337-360). Сказание Иакова из Варацце было положено в основу Жития К. в Старом Шведском легендарии, составленном ок. 1300 г., вероятно, в доминиканском мон-ре в Шеннинге (совр. лен Эстергётланд, Швеция) (Ett forn-svenskt legendarium/Utg. G. Stephens. Stockholm, 1847. Bd. 1. S. 346-363; Hofmann. 1997. S. 305-321). Краткие сказания о К. включались в состав церковно-исторических и агиографических сводов, напр., в «Зерцало истории» Винцентия из Бове. Цитируя «Декрет Геласия», Винцентий указывает, что Римская Церковь получила первенство не по решению Соборов, а по воле Самого Христа; далее приведены сведения о преемниках ап. Петра и в первую очередь о К., к-рого апостол назначил на Римскую кафедру. Винцентий подробно пересказывает сюжет «Рекогниций»; позднее, повествуя о событиях истории Церкви в эпоху имп. Домициана, он приводит сведения о К. из Liber Pontificalis и из сочинения блж. Иеронима «О знаменитых мужах», в разделе о правлении имп. Траяна пересказывается Мученичество К. ( Vincentius Bellovacensis. Speculum historiale. IX 22-37; X 12, 52-54// Vincentii Burgundi Bibliotheca mundi, seu Speculum Maius. Duaci, 1624. T. 4. P. 329-336, 373, 386-387). В Хронике Мартина Опавского († 1278) приведено сказание о К., скомпилированное на основе различных источников, в т. ч. Liber Pontificalis, Жития К., составленного Львом Остийским (сведения о перенесении мощей святого из Херсона в Рим), и Лжеисидоровых декреталий (MGH. SS. T. 22. P. 410). Сказание о К. в «Перечне святых и их деяний» Петра Наталиса основано гл. обр. на Мученичестве, использованы также сочинение блж. Иеронима «О знаменитых мужах» и, вероятно, «Золотая легенда» ( Petr. Natal. CatSS. X 98). Сщмч. Климент, еп. Римский, в поклонении Св. Троице. 1737–1738 гг. Худож. Дж. Б. Тьеполо (Старая Пинакотека, Мюнхен) Сщмч.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 гг. Падуя, Италия Амброджо Лоренцетти. Сретение. 1342 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Джироламо Романино. Сретение Господне. 1529 г. Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства Бегство в Египет Наступают трагические события. Царь Ирод, который славился своей жестокостью и жаждой власти, не дождался волхвов и приказал своим солдатам истребить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев младше двух лет. Сцена бегства Святого Семейства в Египет тоже нередка в живописи и иконописи. Адам Эльсхаймер «Бегство в Египет», 1609 год. 31 × 42 см. Старая пинакотека, Мюнхен Немец Адам Эльсхаймер — признанный мастер так называемых ноктюрнов, то есть ночных сцен. Небольшая по размеру картина наполнена светом звезд и луны, здесь даже различима полоса Млечного Пути. Через этот мрак, через эту ночь в тишине следует Иосиф и дева Мария с Младенцем, и они успевают уйти из Вифлеема до начала страшных событий. Да, младенца Христа спасли, но наступает жертвенное время для матерей Вифлеема. Сцены избиения младенцев художники изображали с давних времен. «Избиение младенцев». Миниатюра из Псалтиря королевы Марии, 1310-20 гг., Лондон На средневековой английской рукописи XIV века сам Ирод с мечом восседает на троне и вершит кровопролитие. По сюжету он не убивал лично, но убийца — тот, кто отдает приказ, и в Средневековье Ирода традиционно изображали так. Над ним сам сатана. Это деяние абсолютного зла — тьма обрушивается на землю и погибают тысячи младенцев. Но подрастает Тот, Кто к этой крови прибавит свою великую Жертву. Детство Христа Повествования о детстве Христа в каноническом Евангелии практически нет — никаких подробностей, которые бы говорили, как Он рос и что с Ним происходило. Известно, что вернулся Иосиф с Девой Марией и Христом обратно в Назарет, где они жили, только после смерти царя Ирода. В восточной христианской традиции старались не изображать то, чему не было прямого подтверждения в канонических текстах. Очень часто на эту тему писали западноевропейские мастера, у них более свободный, мечтательный, сказочный язык.

http://pravmir.ru/creative/put-k-velikoj...

на т. н. Мистическом Распятии С. Боттичелли (ок. 1500, Музей Фогга, Кембридж). С XIV в. наряду с покрытой, как у др. св. жен, головой появился и получил распространение вариант извода М. М. с распущенными волосами. Благодаря этой детали она хорошо узнаваема в группе жен, сопровождающих Матерь Божию к Распятию. У художников XIV-XV вв. в трактовке образа М. М. проводилась параллель между разными событиями НЗ с ее участием. Напр., на полотнах Боттичелли «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» М. М. обнимает голову Христа, подобно Пресв. Богородице, а др. жена-мироносица склоняется к ногам Спасителя так, что ее волосы покрывают Его ноги или касаются Их, напоминая о помазании ног в доме Симона фарисея (1495-1500, Музей Польди-Пеццоли, Милан; после 1490, Ст. Пинакотека, Мюнхен). Одним из важнейших сюжетов в искусстве средневековья и Возрождения оставалось явление Христа по воскресении М. М. (Noli me tangere). Образ святой мог сохранять связь с восточнохристианской традицией - М. М. изображалась в одежде мироносицы, в красном плаще, с покрытой головой, как на фреске Джотто в Капелла-дель-Арена в Падуе (1304-1310); в красном платье, с распущенными волосами, как на фресках Фра Беато Анджелико в мон-ре Сан-Марко во Флоренции (1437-1446); с распущенными волосами, покрытыми мафорием, как на рельефе Мюннерштадтского алтаря работы Т. Рименшнайдера (1492, Музейный центр Берлин-Далем). Определяющим в иконографии М. М. является образ кисти флорентийского «мастера Марии Магдалины» (Галерея Академии, Флоренция, ок. 1280-1285). В среднике святая стоит со свитком в левой руке и с поднятой в молении перед грудью правой рукой. Тело ее до стоп покрыто длинными волосами. Верхние 4 клейма Жития (помазание ног, воскрешение Лазаря, явление Христа М. М. и проповедь М. М. марсельским жителям) представляют святую в мафории и платье, в образе, характерном для св. жен. Нижние 4 клейма изображают М. М. в пустыне: вознесение ее ангелами во время молитвы (молитвенная левитация), питание М. М. ангелом, ее причащение и погребение.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

Климент, еп. Римский, в поклонении Св. Троице. 1737–1738 гг. Худож. Дж. Б. Тьеполо (Старая Пинакотека, Мюнхен) К образу К. обращались мн. средневек. проповедники. В проповеди на день его памяти св. Бернард Клервоский объяснял стих «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс 115. 6). Бернард утверждал, что любой христианин мог последовать примеру К. и принять смерть за Христа; если нет возможности претерпеть мученичество, христиане должны усердно соблюдать заповеди и хранить благодать, полученную при крещении ( S. Bernardi Opera/Ed. J. Leclercq, H. Rochais. R., 1968. T. 5. P. 412-417). Гонорий Отёнский в «Зерцале Церкви» (XII в.) в основном пересказывал историю жизни и мученичества К. ( Honor. August. Spec. Eccl.//PL. 172. Col. 1029-1032). Иаков из Варацце, к-рый включил в сборник своих проповедей 2 гомилии на день памяти К., повествует гл. обр. о чудесах святого, подчеркивая, что К. проявил себя как истинный философ, как достойный пастырь и как стойкий христианин ( Iacobi de Voragine Sermones de Sanctis per anni totius circulum. Venetiis, 1602. Fol. 434v - 437v). II. Литургическое почитание. Отсутствие поминовения К. в древнейших рим. календарях, сохранившихся в составе Хронографии 354 г., показывает, что в сер. IV в. почитание святого еще не сложилось. В Иеронимовом Мартирологе, при составлении к-рого, вероятно, был использован рим. календарь 1-й пол. V в., поминовение К. указано под 23 нояб., а также под 21 нояб. (ошибочно) (MartHieron. P. 146; MartHieron. Comment. P. 611-612, 615-616). Память К. значится в Карфагенском календаре (1-я треть VI в.). Богослужебные тексты в день памяти К. включены в самые ранние римские богослужебные книги, состав которых сформировался не позднее VI-VII вв. В Веронском Сакраментарии под 23 нояб. приведены 4 варианта проприя мессы; К. прославляется как ученик ап. Петра, папа Римский и мученик (quem beati apostoli Petri eruditionibus institutum et in pontificatum apostolicae sedis euectum atque in martyrii inclyti finis gloria coronatum - Sacramentarium Leonianum/Ed.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Джейн, английская девочка-подросток, живущая в середине XIX beka, думает, что Россия — загадочная, сказочная страна, которую она никогда не увидит. Но ее отец, военный моряк, отправился на войну, которую мы называем Крымской, а англичане — Восточной. В доме Джейн поселились опасные дальние родственники. Джейн узнала: они готовы сделать так, чтобы отец не вернулся с войны. Джейн сбегает из дома, чтобы предупредить отца, который, как она думает, находится в Балтийском море. Но оказавшись там, узнает, что отец послан на главный театр войны, под Севастополь. И тогда Джейн помогает своему ровеснику — русскому подростку Саше — сбежать из плена. С условием, что он поможет ей проехать всю Россию, от Финляндии до Крыма. С одной стороны, в книге множество познавательных исторических подробностей, от большой политики эпохи до быта матросов на кораблях и защитников бастионов Севастополя. С другой стороны, книга о том, что патриотизм и честность, даже по отношению к тому, кого обстоятельства сделали твоим врагом, — вполне совместимы. КУЛЬТУРА (раздел). — С.74-97 Михаил Кукин . Поклонение волхвов: какие неожиданные повороты делали художники, изображая Рождество. [Вот волхвы были одного возраста, а потом вдруг... один отрастил бороду, а другой и совсем постарел! Вот они выглядели как чужеземцы, а тут вдруг... нарядились как местные, да еще и короны надели! Что же случилось? Ведь евангельский сюжет тот же, а изображения совсем разные. Разбираемся, как и о чем великие художники разговаривали с современными им зрителями через один из самых распространенных сюжетов в европейской живописи — «Поклонение волхвов».] Ил.: Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. Около 1470. Алтарь Монфорте. Картинная галерея, Берлин; Поклонение волхвов. III-IV bb. Греческая капелла, Катакомбы Присциллы, Рим; Рождество Христово. XVI b. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Поклонение волхвов. V b. Фрагмент мозаики церкви Санта-Мария-Маджоре, Рим; Поклонение волхвов. XII b. Фрагмент крышки реликвария с мощами волхвов. Кельнский собор, Германия. Четвертый «волхв» — император Священной Римской империи Оттон IV; Поклонение волхвов. VI b. Фрагмент мозаики церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия; Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423. Алтарный образ церкви Святой Троицы во Флоренции. Галерея Уффици, Флоренция, Италия; Леонардо да Винчи. поклонение волхвов. 1481. Галерея Уффици, Флоренция, Италия; Рогир ван дер Вейден. Поклонение волхвов. Около 1455. Центральная панель алтаря церкви святой Колумбы, Кельн. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия; Иероним Босх. Поклонение волхвов. 1490-1510. Панель триптиха. Прадо, Мадрид, Испания; Диего Веласкес. Поклонение волхвов. 1619. Прадо, Мадрид, Испания//Фома. январь 2023. — С.74-85. — (раздел « Культура »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-237-...

С кон. XIV - нач. XV в. для храмов К. местными живописцами был создан ряд алтарей, их работа отмечена высочайшим мастерством, сложившимся под влиянием произведений из Франции, Фландрии, Бургундии. Позднеготические образы, написанные на золотых фонах, натуралистичны, художественная манера обозначается по названиям лучших произведений. Женские образы наделялись лиричностью, напр., как у Мастера св. Вероники,- алтарный образ «Св. Вероника с платом» (ок. 1420; Ст. Пинакотека, Мюнхен), а также эмоциональностью, трагизмом. В творчестве этих мастеров был популярен иконографический тип Пресв. Девы Марии «Hortus conclusus»: Богородица держит в руках цветущие растения, как в центральной части триптиха «Мадонна с цветком сладкого горошка», написанного Мастером св. Вероники для ц. св. Северина в К. (ок. 1420), или в окружении ангелов пребывает в цветущем райском саду, как на небольшой картине «Мадонна в райском саду» неизвестного мастера, созданной для ц. св. Лаврентия в К. (оба в Музее Вальраф-Рихарц, Кёльн). Традиционные готические приемы - золотой фон, нимбы с тиснеными надписями, изящные пропорции, тонкий рисунок - сочетаются с нежной цветовой гаммой, мягкостью и плавностью письма, натурализмом в изображении предметов и растений. Одним из лучших мастеров К. в период «пламенеющей» готики (сер. XV в.) стал Штефан Лохнер, писавший малые образы и большие алтари. Для церкви городской ратуши предназначался алтарь Покровителей города (ок. 1442, с 1810 благодаря усилиям каноника Ф. Ф. Вальрафа, собирателя, ученого, ректора ун-та, перенесен в собор, находится на вост. стене сев. нефа, в часовне Пресв. Девы Марии). Сюжеты и персонажи связаны с сакральной топографией К.: в центре - «Поклонение волхвов», на левой створке св. Урсула и св. Этерий, сын английского короля, чьи мощи также почитались в городе, на правой - воины Фиванского легиона во главе со св. Гереоном. На золотом фоне фигуры святых написаны пластично и достоверно, в роскошных одеждах с шитьем и мехами. Подобно фламандским мастерам братьям ван Эйк, Лохнер был увлечен воспроизведением предметов, отражающих свет или отражений: золотых корон, украшений св.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Гереона. Ныне существующую ц. св. Урсулы, 3-нефную романскую базилику без трансепта с эмпорами, начали возводить в 30-х гг. XIII в., как и ее западную башню, готический хор - в 1247-1267 гг. В этой церкви до 1827 гг. находился алтарь Пресв. Девы Марии (60-е гг. XV в., неизв. кёльнский мастер; в наст. время его фрагменты хранятся в Ст. Пинакотеке, Мюнхен, и в Национальной картинной галерее, Лондон). В 40-х гг. XIII в. кёльнские мастера переняли из Саксонии распространенный там «зубчатый», или «зигзагообразный», стиль. Фрагменты фресок, написанных в этом стиле, сохранились в куполе и баптистерии ц. св. Гереона (1240-1250), на своде ц. Пресв. Девы Марии в Лискирхене (50-е гг. XIII в.), в криптах церквей св. Гереона (50-е гг. XIII в.) и вмч. Пантелеимона (1260-1275). Основной чертой этого стиля является динамичность, использование острой, нервной линии. Графичность «зубчатого» стиля преодолевает массивность конструкций, одухотворяет романские формы и придает им внутреннюю динамику. Самые ранние фрески «зубчатого стиля» находятся в баптистерии ц. св. Гереона (40-е гг. XIII в.): композиция «Страшный Суд» и стоящие фигуры святых. Плохо сохранившиеся росписи в крипте ц. вмч. Пантелеимона представляют особую ценность из-за отсутствия поновлений; верхнего слоя живописи почти нет, но подготовительный рисунок виден отчетливо. В 4 арках, расположенных по 2 с каждой стороны от алтарной ниши, изображены (с юга на север): «Благовещение», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов» и «Успение Пресв. Богородицы». Композиционные схемы близки к фрескам ц. Пресв. Девы Марии в Лискирхене. В обширной крипте ц. св. Гереона, сооружение которой было завершено к XII в., имеются фрагменты не только фресок, но и напольных мозаик с историей Самсона и царя Давида, а также большой каменный саркофаг святого. Самым поздним сохранившимся памятником кёльнского «зубчатого» стиля считается фреска «Распятие» в ц. св. Куниберта (70-е гг. XIII в.). К числу готических скульптурных памятников относится Распятие (1304) в сев. апсиде ц. Пресв. Девы Марии на Капитолии, к-рое носит название «Чумной Крест». Иконографический тип Христа характерен для XIV в., крест представлен в виде «Древа жизни». В Распятии отражены драматизм и экспрессия, свойственные нем. готике (следы терзаний и предсмертной агонии в трактовке тела Христа). В эпоху поздней готики (кон. XIV-XVI в.) перестроили зап. башню и центральный неф ц. св. Северина.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010