[нем. Ammann] Альберт Мария (1892, Мюнхен - 8.08. 1974), иезуит, специалист по истории правосл. Церкви и правосл. церковного искусства. Род. в католич. семье, с 1911 г. (с перерывом на время первой мировой войны, когда А. служил санитаром на серб., македон. и франц. фронтах), изучал философию и теологию в иезуитских коллегиях в Австрии (Форарльберг), затем в Кракове, где в 1923 г. был рукоположен во священника. Позднее продолжил обучение в немецких ун-тах, прежде всего в Мюнстере, в области правосл. церковной истории, результатом чего явились первые научные публикации А., в т. ч. диссертация о церковно-политической ситуации в Вост. Прибалтике до сер. XIII в. (Kirchenpolitische Wandlungen im Ostbaltikum bis zum Tode Alexander Newski " s: Stud. z. Werden d. russischen Orthodoxie//OCA. R., 1936. Vol. 2), немало послужившая прояснению обстоятельств и характера орденско-шведско-дат. наступления на сев.-зап. рубежах Руси и организующей роли папства в этих процессах. С 1936 г. ординарный профессор по истории слав. Церквей в Папском восточном ин-те (Pontificio Istituto Orientale); в это время им опубликованы монография о богословии свт. Григория Паламы (Die Gottesschau im Palamitischen Hesychasmus. Würzburg, 1938, 19482) и курс истории Русской Церкви (Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Freiburg i. Br., 1944. W., 19522; итал. пер.: Storia della Chiesa Russa e dei paesi limitrofi. Torino, 1947). В 1948 г. А. сменил проф. Г. Жерфаниона на кафедре археологии и восточнохрист. искусства Папского восточного ин-та, где организовал небольшой музей правосл. богослужебной утвари и церковного искусства, а также выпустил книгу о визант. иконописи (La pittura sacra bizantina. R., 1957). Весомым вкладом в изучение истории Русской Церкви до установления автокефалии явилось одно из последних крупных исследований А.- «Untersuchungen zur Geschichte der kirchlichen Kultur und des religiösen Lebens bei den Ostslawen» (Heft 1: Die ostslawische Kirche im jurisdiktionellen Verband der byzantinischen Grosskirche (988-1459). Würzburg, 1955). Вместе с тем при всем объективизме автора, особенно заметном в сравнении с аналогичными трудами его собратьев по ордену М. Таубе и М. Жюжи, оно вызвало и обоснованную критику, напр., в связи с гипотезой А. о первоначальном (до 1039) статусе Киевской кафедры как «миссийной» (Missionsbistum), якобы не находившейся в каноническом подчинении ни К-полю, ни какому бы то ни было др. церковному центру (см. подробную рецензию: M ü ller L.//ZSP. 1957. Bd. 26/1. S. 209-224, а также ответ А.: Gedanken zu einigen neuen Veröffentlichungen aus der frührussischen Kirchengeschichte//OS. 1960. Bd. 9/2-3). В последние годы работал над каталогом визант. икон Ватиканской пинакотеки.

http://pravenc.ru/text/114484.html

Подобный тип изображения сохранился и в произведениях, созданных к северу от Альп, напр. на окладе Золотого кодекса из Эхтернаха (20-30-е гг. XI в., Национальный музей Германии, Нюрнберг); на золотом Базельском алтаре в технике рельефа (ок. 1019, Музей Клюни, Париж) - с тонзурой, босой; на миниатюре из рукописи Устава В. Н. из Нидермюнстера (городская б-ка. Бамберг. Ed. II. Fol. 15, ок. 990) святой восседает на престоле, с посохом и книгой в руках. В искусстве Зап. Европы получает развитие образ В. Н.- создателя монашеского устава, что подчеркивалось как композиционным решением, так и наличием характерных атрибутов святого (книга, посох и др.). Фигура В. Н., подобно евангелистам, вдохновляемого ангелом, с книгой устава, к-рую перед ним держит коленопреклоненный ученик св. Мавр, представлена в скульптуре Большого фонтана в Перудже работы Никколо и Джованни Пизано (1277); в терракотовой пластике мастерской делла Роббиа (1-я пол. XIV в.) в ц. Монте-Оливето Маджоре благословляющий В. Н. с книгой; на картине Спинелло Аретино восседающий на троне В. Н. указывает на раскрытую книгу коленопреклоненным перед ним монахам (кон. XIV - нач. XV в., Национальная галерея, Парма) и др. На миниатюре из Псалтири (Lond. Brit. Mus. Arundel 155. fol. 133, 1-я пол. XI в.) раннее изображение В. Н. среди монахов его ордена; на алтаре работы Яна Полака из мон-ря св. Стефана во Фрайзинге (ок. 1484-1485, Ст. Пинакотека, Мюнхен) В. Н. на троне; на фреске работы Луки Синьорелли и Иль Содомы во дворе аббатства Монте-Оливето Маджоре, близ Сиены (1505-1508), В. Н. изображен раздающим книги. Вместе с сестрой св. Схоластикой он представлен на фреске работы умбрийского мастера XV в. в мон-ре Сакро Спеко в Субиако, близ Рима. с XIV в. в итал. искусстве утвердился образ В. Н. старца с длинной бородой и седыми волосами. На картине Дж. Б. Чима да Конельяно В. Н. предстоит Мадонне и Младенцу, восседающим на троне, рядом с апостолами Петром и Павлом и св. Ромуальдом (ок. 1495-1497, Гос. музеи Берлина); к северу от Альп подобный образ получил распространение лишь в эпоху барокко (XVI-XVII вв.).

http://pravenc.ru/text/150223.html

Худож. Дж. Б. Креспи (Пинакотека Брера, Милан) Портретным считается изображение святой на фреске А. Ванни (1375, капелла св. Екатерины в базилике Сан-Доменико в Сиене): лик аскетичного типа, правильный овал лица, выделенные надбровные дуги, слегка удлиненный нос, тонкие губы и вздернутая верхняя губа. До 1472 г. (интердикт папы Сикста IV об изображении стигматов; отменен папой Урбаном VIII в 1630) Е. С. изображали со стигматами на стопах, ладонях и в области сердца (некровоточивыми), от к-рых исходит сияние (полихромная деревянная статуя Нероччо деи Ланди, ок. 1470, ц. Санта-Катерина ин Фонтебранда, Сиена). Встречаются изображения Е. С. в терновом венце (Дж. Б. Тьеполо, 1746, Музей истории искусств, Вена), в венке из роз (Дж. Б. Креспи «Мадонна с розовым венком со святыми Домиником и Екатериной Сиенской», между 1618 и 1621, Пинакотека Брера, Милан), в окружении славы (фра Анжелико, 1457, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), с нимбом (фреска Веккьетты, 1461, Палаццо Комунале, Сиена), с папским гербом или папской тиарой в руках, а также изображение Е. С., коронованной ангелом (полиптих Л. Бреа, 1488, ц. Санта-Мария делла Мизерикордия, Таджа). Чаще всего Е. С. изображали с книгой (мастер XV в., фреска в ц. Сан-Пьетро, Карпиньяно-Сезия, Италия - с книгой и сердцем) и лилией (Д. Беккафуми «Св. Екатерина получает одежды и ветвь лилии от доминиканцев», пределла алтарного образа, ок. 1514, Национальная пинакотека, Сиена), с распятием (Д. Гирландайо, 1490, Старая пинакотека, Мюнхен), иногда с сердцем (Дж. Дженга «Диспута», между 1516 и 1518, Пинакотека Брера, Милан), с черепом (Содома, нач. XVI в., Академия изящных искусств, Сиена). «Причисление папой Пием II Екатерины Сиенской к лику святых». Фреска кафедрального собора в Сиене. 1505–1507 гг. Худож. Пинтуриккио Об особенностях почитания позволяют судить изображения Е. С. в многофигурных композициях, на к-рых чаще всего ее образу сопутствуют изображения Раймонда Капуанского (картина нач. XVIII в., доминиканский мон-рь в Дисен-ам-Аммерзе - Е.

http://pravenc.ru/text/189615.html

Санта-Мария Новелла во Флоренции, мастер Гонди; 3 рельефа Л. Каппони, кон. XV в., для ц. Сан-Грегорио Маньо и фрески А. Виварини в капелле св. Варвары этой церкви, 1602). Среди сюжетов: отклонение Г. В. предложения занять Папский престол (работа последователей Фра Анджелико , коллекция Р. Джонсона, Филадельфия), обнаружение скрывавшегося в лесу Г. В. по исходящему от него свету, интронизация Г. В. и его преставление (все сцены - в ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции). Г. В. как пастор изображен в неск. сценах, основанных на Житии святого: вечери, устроенной им для 12 бедняков, к-рую посетил Христос, представляемый в виде ангела или паломника (Дж. Вазари, 1540, Пинакотека, Болонья; П. Веронезе, 1572, трапезная Монте-Берико в Виченце); молитвенного заступничества за мон. Юстуса, отлученного аббатом от причастия за спрятанные в келье 3 золотые монеты: Г. В. изображен перед алтарем, позади - объятый пламенем монах, душу к-рого возносят ангелы (Дж. Ф. Барбьери. «Заступничество Григория Великого», 1647, Сан-Паоло Маджоре в Болонье); вызволения души имп. Траяна (иллюстрация из соч. «Speculum historiale» Винцентия из Бове, 1330 или 1350; Я. Аванцо «Освобождение Траяна по молитвам Григория», 1565, Пинакотека, Болонья; фреска 1358 г. в ц. Сан-Доменико в Болонье; М. Пахер, алтарь 4 отцов церкви, ок. 1483, Старая пинакотека, Мюнхен). Согласно Кёльнской хронике 1499 г., совершать молебны за имп. Траяна Г. В. побудили рельефы триумфальной арки Траяна в Риме. Сюжет получил лит. обработку ( Данте. Божественная комедия. «Чистилище» 10. 73-94); как аллегория Справедливости этот сюжет часто соседствует с композициями «Суд царя Соломона» и «Суд прор. Даниила». Со времени Реформации изображение Г. В. нередко встречается в сценах, к-рые касаются пребывания душ в чистилище, реже - в композициях «Святое собеседование» и «Св. Семейство». Распространенными оказались и сюжеты, изложенные в «Золотой легенде» Иакова из Варацце : удостоверение посланника имп. Констанции в подлинности полученной от Г.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [нем. Döllinger] Иоганн Йозеф Игнац фон (28.02.1799, Бамберг - 10.01.1890, Мюнхен), историк Церкви, богослов, один из инициаторов и духовный лидер старокатолич. движения в Германии (см. ст. Старокатолики ). И. фон Дёллингер. Худож. Ф. фон Ленбах. 1884 г. (Новая пинакотека, Мюнхен) И. фон Дёллингер. Худож. Ф. фон Ленбах. 1884 г. (Новая пинакотека, Мюнхен) Род. в семье физиолога и профессора медицины. После 1803 г. вместе с семьей переехал в Вюрцбург, где в 1816 г. поступил в ун-т, в к-ром изучал историю, филологию и естественные науки. С 1817 г. проявлял интерес к изучению истории Церкви и теологии, в 1820 г. продолжил учебу в ДС Бамберга, по окончании к-рой 22 апр. 1822 г. рукоположен во пресвитера и назначен капелланом в Шайнфельде (Ср. Франкония). С 1823 по 1826 г. преподавал церковную историю, теологию и каноническое право в лицее Ашаффенбурга. В 1826 г. защитил докт. дис. «Die Lehre von der Eucharistie in den drei ersten Jahrhunderten» (Учение о Евхаристии в первых 3 веках). В том же году Д. был приглашен в Мюнхенский ун-т в качестве преподавателя канонического права и церковной истории. С кон. 20-х гг. XIX в. активно участвовал в общественно-политических движениях, впосл. стал одним из лидеров «Католического движения», выступавшего против стремления нем. властей подчинить религию и католич. Церковь политическим целям. Принадлежал к кружку Й. Гёрреса и Ф. К. Баадера , отстаивавших независимость католической Церкви от государства и ее приоритет по отношению к протестантизму. В 1845-1847 и 1849-1851 гг. являлся членом баварского парламента, а также членом католической фракции избранного в ходе революции 1848-1849 гг. Франкфуртского национального собрания, где представлял Н. Баварию. Общественно-политическая деятельность Д. и его борьба за права католич. Церкви по отношению к протестант. общинам отражались в антипротестантских полемических и апологетических сочинениях. В трехтомнике «Die Reformation: Ihre innere Entwicklung und ihre Wirkungen im Umfange des Lutherischen Bekenntnisses» (Реформация: Ее внутреннее развитие и воздействие в рамках лютеровского вероисповедания, 1846-1848), а также в трактате «Luther» (Лютер, 1851) Д. отмечал разрыв между историческим и догматическим содержанием протестант. теологии, приводящим к 2 крайностям: углублению в историко-филологические, археологические и др. исследования и пренебрежению историческим содержанием библейского послания ради отвлеченной метафизики. Д. отстаивал истинность католицизма и в публицистике, особенно в статьях для журналов «Historisch-Politischen Blättern» (Историко-политические листки; Д. был одним из основателей журнала) и «Eos» (Эос).

http://pravenc.ru/text/171803.html

1357, мастер Теодорих); на знамени нем. ордена Всадников, захваченном поляками в 1410 г. как трофей в Грюнвальдской битве; во множестве скульптур и на алтарных картинах (скульптура на ратуше в Йютербоге (ок. 1507, ныне в городском музее); деревянный рельеф (ок. 1647) с фигурой святого в доспехах на фасаде церкви, посвященной св. Леодегарию и М., в Люцерне, на алтарной картине с встречей св. Эразма и св. Маврикия работы М. Грюневальда (1517-1523, Ст. Пинакотека, Мюнхен), на створках неск. алтарей работы Л. Кранаха Старшего и мастеров его круга (1520-1525, в Метрополитен-музее; алтарь Пфирша, 1524, Гос. галерея в замке Йоханнисбург в Ашаффенбурге)). Голова М. стала элементом геральдики - герб г. Кобурга, о-ва Корсики. В богатом светском одеянии М. изображен вместе с избранными святыми на створке алтаря работы Спинелло Аретино (Спинелло ди Лука Спинелли) (XIV-XV вв., Ст. Пинакотека, Мюнхен); в бархатном берете и со знаменем - на алтарной картине в паре с первомч. архидиак. Стефаном (XVI в., мастер А. Вёнзам, там же). C иконографией вмч. Георгия Победоносца сближает изображения М., попирающего дракона, статуя высокого алтаря в ц. Санкт-Маурициус в Визентхайде (работы Я. ван дер Ауверы). В паре с вмч. Георгием М. изображен на алтаре Трех королей из городского собора Галле (ок. 1507, Х. Бальдунг Грин, Гос. музеи, Берлин), где он держит знамя с имперским орлом; на этого же святого он более всего походит в горельефе алтаря-складня из церкви дер. Вайсвайль близ Эммендингена (1515/25, сделан в Брайсгау, возможно в круге Бальдунга Грина, ныне в собрании Музея земли Баден, Карлсруэ). М. держит знамя и щит, украшенный 4 фигурами орлов; с таким же знаменем и в одеждах европ. знати в сочетании с воинскими латами того времени М. представлен на витраже Кёльнского собора (1507-1509). Как воин в средневековых доспехах, с мечом он изображен на многочисленных витражах XIX в. в стиле неоготики, исполненных Э. Виолле-ле-Дюком и А. Жерантом для капеллы его имени в базилике Сен-Дени, в церквах Швейцарии, напр.

http://pravenc.ru/text/2561146.html

Августа (нач. I в. по Р. Х.), из ляпис-лазури (художественный музей «Колумба» Кёльнского архиепископства, Кёльн - Ornamenta Ecclesiae. 1985. Bd. 1. S. 134-136, 158-159. [Kat.] В 9). На рубеже XII и XIII вв. в К. создавались ковчеги в виде храмов, напоминающих античные или византийские центрические здания (они могли служить дарохранительницами, артофориями, реликвариями; различаются в деталях, но сходные по плану и принципам декорирования; в настоящее время хранятся в собр. Гос. музеев Берлина, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, отдельные элементы (медные колонки, покрытые эмалью и золоченые медные пластины XIII в.) - в собрании ГЭ). Известны имена некоторых ювелиров, работавших в это время в К.: так, Эйльберт создал переносной алтарь из сокровищницы Вельфов. Св. Вероника с платом. Мастер св. Вероники. (Ст. Пинакотека, Мюнхен). 1400–1420 гг. Св. Вероника с платом. Мастер св. Вероники. (Ст. Пинакотека, Мюнхен). 1400–1420 гг. В готическом стиле создавались произведения в местных мастерских, напр. алтарь из церкви женского францисканского мон-ря св. Клары (ок. 1350/60, с нач. XIX в. хранится в кафедральном соборе, в наст. время находится в юго-зап. части трансепта). Первоначальный облик полиптиха был восстановлен в ходе реставрационных работ 1907-1909 гг. В его живописи повторяются S-oбpaзhыe силуэты, обильно использованы декоративные золотые элементы, в т. ч. фоны; сцены из НЗ вписаны в стрельчатые вимперги-арочки. Среди святых представлен основатель ордена францисканцев католич. св. Франциск Ассизский . К числу редких изображений относится «Чудо во время мессы святого епископа Мартина». Деревянные панели ограды хора в соборе были украшены образами святых, связанных с историей города: императоры - на юж. стороне, предстоятели К.- на северной, последним представлен архиеп. Вальрам фон Юлих (1332-1349), при котором, возможно, был создан памятник. Восточная часть юж. стороны ограды хора представляла сцены из жизни Девы Марии, северная - ап. Петра и святых покровителей собора. Ап. Петр прославляется как глава Римской Церкви: в сцене встречи с ап. Павлом ап. Петр как епископ облачен в орнат. В живописи заимствованы приемы художественных школ Франции, Италии, Англии и Богемии, а их синтез может рассматриваться как начало собственной живописной традиции. Видимо, к освящению соборного хора (ок. 1322) был выполнен серебряный с позолотой и эмалью посох епископа; его верхняя часть в «зубчатом» готическом стиле включает условный образ здания и миниатюрную скульптурную композицию - коленопреклоненный епископ, молящийся Пресв. Богородице с Младенцем (сокровищница собора, Кёльн; см.: Becks, Lauer. 2000. S. 43. N 56). Мадонна в саду. Стефан Лохнер (музей Вальраф-Рихарц в Кёльне). 30-е гг. XV в. Мадонна в саду. Стефан Лохнер (музей Вальраф-Рихарц в Кёльне). 30-е гг. XV в.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Погребение св. бессребреников Космы и Дамиана Аравийских. Фрагмент Алтаря св. Марка. 1438–1440 гг. Худож. Фра Анджелико (Старая пинакотека, Мюнхен) Погребение св. бессребреников Космы и Дамиана Аравийских. Фрагмент Алтаря св. Марка. 1438–1440 гг. Худож. Фра Анджелико (Старая пинакотека, Мюнхен) Вероятно, одной из промежуточных версий сиро-рим. типа можно считать эпизод, который приводит в своей «Хронографии» визант. историк VI в. сириец Иоанн Малала ( Ioan. Malal. Chron. P. 304-306). Согласно историку, имп. Карин был в военном походе против персов; после заключения перемирия, обусловленного наступлением зимы, он отвел войско в местность под названием Киристики. Там Карин заболел: у него искривились шея и лицо. Врачи, к-рые были с ним в походе, не смогли помочь императору, тогда он обратился к местным медикам. Среди всех, кто пытались лечить Карина, преуспели только местные врачи по имени К. и Д. Их молитвы вернули здоровье императору, который в благодарность издал указ о неприкосновенности христиан. Однако коллеги К. и Д., среди которых был и их наставник, позавидовали им. Они заманили братьев в горы и сбросили с обрыва. Рим Малала также не упоминает. Видимо, упоминание Рима появилось позднее - в качестве представления о Риме в сир. лит-ре как о некоем мифическом месте или в связи со строительством папой Феликсом IV базилики во имя К. и Д. в Риме. Впервые Рим встречается в анонимном тексте (BHG, N 373d), в к-ром фигурируют 3 пары святых, хотя излагается «римская» традиция; обратившегося в христианство имп. Карина крестит папа Феликс. Данный текст является источником для переложения Иоанна Ксифилина (XI-XII вв.). Рукопись BHG, N 373d Эсбрук считает древнейшей письменной фиксацией сказания о К. и Д. Др. смешанную версию опубликовал У. Крам ( Crum. 1908. P. 129-136). Это копт. сказание, согласно которому врачи К. и Д., происходившие из Дабармы (Аравия), жили с матерью Феодотой и 3 братьями-монахами. В тексте присутствуют эпизоды с исцелением Палладии, вручением яйца, а также эпизод с говорящим верблюдом. При Диоклетиане К., Д. и их братья были доставлены в Антиохию и предстали перед Лисием. Их пытали и казнили. К сказанию примыкают 7 чудес, включая чудо о крестьянине и змее и чудо о жене Малха. В тексте смешаны «асийские» элементы (эпизод с яйцом, чудо о верблюде) и «аравийские» (5 братьев). Крам отождествляет араб. название сел. Дабарма (копт. ταθαρмα) с греческим названием Феремма (Фереман), локализуемого близ г. Кирр Сирийский.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Стамбул, Турция. Фрагмент Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Общий вид свода Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва Икона. Ярославль. 1560-е гг. Частное собрание Икона. Регион Сольвычегодска. Нач. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Кон. XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник Икона из ц. Василия Блаженного. Чухчерьма. 1-ая треть XVIII в. Музей изобразительных искусств, Архангельск Болгарская икона. 1795 г. Монастырь Иоанна Рыльского, Болгария Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814—1822 гг. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Мастер жития Марии. Деталь алтарь Девы Марии. 1460—1465 гг. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия Мастер алтаря Реглера. Алтарь Девы Марии; левая створка внутри. 3-ая четв. XV в. Старая Пинакотека, Мюнхен Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Таддео Гадди. Фреска капеллы Барончелли в базилике Санта-Кроче. 1328—1330 гг. Флоренция, Италия Паоло Уччелло. Фреска из собора в Прато. 1433—1434 гг. Прато, Италия Чима да Конельяно. Ок.1497—1500 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция, Италия Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент Якопо Тинторетто. Фреска церкви Санта Мария дель Орто. 1555 г. Венеция, Италия Эсташ Лесюэр. Ок.1640—1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРОНИКА Исцеление кровоточивой жены. Фрагмент христ. саркофага. IV в. (Латеранский музей. Рим) Исцеление кровоточивой жены. Фрагмент христ. саркофага. IV в. (Латеранский музей. Рим) [Верника, Вереника; греч. Βερονκη; лат. Veronica] (I в.), св. (пам. греч. 12 июля, пам. зап. 4 февр.). Отождествляется христ. Преданием с неназванной в Евангелиях по имени кровоточивой женой, получившей исцеление, прикоснувшись к одеждам Спасителя (Мф 9. 20-22; Мк 5. 25-34; Лк 8. 43-48), и благочестивой жительницей Иерусалима, отершей платом лик Спасителя во время Крестного пути на Голгофу. Кровоточивая жена, согласно Оригену (1-я четв. III в.), в учении гностиков-валентиниан выступала как одно из олицетворений Мудрости (Προυνικν σοφαν - Orig. Contra Cels. VI 35). Впервые имя В. появляется в «Актах Пилата» (III-IV в.), вошедших впосл. в качестве составной части в апокрифическое Евангелие от Никодима (IV-V вв.): во время суда над Христом В. свидетельствовала, что 12 лет страдала кровотечением и исцелилась от одного прикосновения к краю одежды Спасителя (Гл. 7). Евсевий Кесарийский сообщает, что исцеленная Спасителем кровоточивая жена происходила из Кесарии Филипповой (Панеады) на севере Палестины ( Euseb. Hist. eccl. VII 18) и рядом с ее домом находилась бронзовая скульптурная композиция, изображавшая Иисуса и кровоточивую, из каменного пьедестала к-рой росла целебная трава, излечивавшая различные недуги. Эта скульптура была уничтожена при имп. Юлиане Отступнике. ( Sozom. Hist. eccl. V 21). Рассказ Евсевия повторяется и варьируется мн. восточнохрист. и западнохрист. авторами. Имя В. и рассказ о панеадской статуе соединены в сер. VI в. в тексте Хроники Иоанна Малалы ( Ioan. Malal. Chron. P. 237). Св. Вероника. Икона. Ок. 1420 г. Мастер «Св. Вероники» (Старая Пинакотека. Мюнхен) Св. Вероника. Икона. Ок. 1420 г. Мастер «Св. Вероники» (Старая Пинакотека. Мюнхен) В Псевдо-Климентовых гомилиях имя В. носит дочь хананеянки ( Clem. Rom. Hom. 3. 73), об исцелении к-рой Спасителем говорится в Евангелии (Мф 15. 22-28).

http://pravenc.ru/text/150445.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010