Дюбуа заключил, что кости принадлежали одному индивидууму. Строение бедра дало основания Дюбуа заключить, как передвигался индивидуум, зубы показали ему, какова была его пища, и наконец, из устройства черепа открывалось строение и развитие его мозга, а в месте с тем и его духовное развитие. Дюбуа заключил, – что в плейстоценовую эпоху жил на земле род существ двуногий, представлявший нечто среднее между известными антропоморфными обезьянами и человеком и происшедший по всей вероятности путем эволюции от рода Hylobates (гиббоны) и он окрестил новый род именем Pithecanthropus erectus. Свои соображения, снимки с костей и точное их описание и измерение он сообщил в Европу, и здесь антропологи деятельно занялись обсуждением открытия. 2062 Они разошлись между собою в его оценке. Вполне согласился с Дюбуа Мануврьэ. По мнению Мануврьэ, бедро вполне человеческое и, судя по его размерам, должно было принадлежать индивидууму ростом около 1,657 метра (немного выше среднего человеческого). Зуб (3-й коренной верхний), исследованный Мануврьэ, очень велик и имеет чрезвычайно расходящиеся корни. Мануврьэ затрудняется признать его принадлежащим человеку. Вместимость тринильского черепа по вычислению Дюбуа, принимаемому Мануврьэ, можно положить приблизительно в 900–1000 кубических сантиметров. Вместимость черепа европейца —113— равняется 1500 кубических сантиметров, вместимость черепа гориллы – 531 к. см. Таким образом емкость тринильского черепа есть как бы средняя арифметическая между емкостью черепов европейца и гориллы. Форма тринильского черепа также представляет собою много особенностей, отдаляющих его от нормальных человеческих черепов и приближающих к обезьяньим. Черепной свод его чрезвычайно низок, развитие набровных дуг очень значительно, затылочное отверстие отодвинуто к заду и т. д. Совокупность всех этих черт даст основание Мануврьэ, как и Дюбуа, заключит, что индивидуум, кости которого исследуются, принадлежал к исчезнувшему ныне роду существ, представлявших промежуточное звено между обезьянами и человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С этими моделями мы провели свыше 2000 проверок и получили свыше 1500 положительных реакций. Ни одна из моделей не получила больше положительных реакций, чем остальные, и мы пришли к твердому убеждению, что детали окраски не играют для самцов никакой роли – во всяком случае, как первоначальный стимул. Впрочем, мы ничего другого и не ожидали, так как разрешающая способность глаз такого типа, каким обладают бархатницы, в условиях наших опытов вряд ли позволяла самцам различать какие бы то ни было детали. Тем не менее мы проделали эти опыты, желая точно удостовериться, что мы можем пользоваться простой бумажной бабочкой в качестве оптимальной стандартной модели, с которой затем будут сравниваться все остальные. Затем мы проверили воздействие цвета , предлагая модели одинаковой формы, но пяти разных цветов – красную, желтую, зеленую, синюю и коричневую (стандартный цвет), а также совершенно белую и черную. Вырезались все модели из цветной стандартизированной херинговой бумаги, причем мы замерили характеристики её спектра отражения. Всего в двенадцати сериях мы получили свыше 6000 реакций, и, к нашему изумлению, никакой значимой разницы между цветами не обнаружилось: стандартный цвет был так же эффективен, как красный, и почти не отличался от черного, зеленого, синего и желтого . Только белый цвет оказался заметно менее эффективным. Пожалуй, более темные модели в среднем вызывали чуть больше реакций, но этим всё и исчерпывалось. Это мы проверили в двух отдельных сериях, в которых сравнивали черную и белую модели с двумя промежуточными серыми. Свыше 1000 реакций, полученных с этими моделями, распределились следующим образом: самый высокий процент положительных реакций пришелся на черные модели ( 52% ), серая бумага (темно-серая) дала 50% , серая – 47% , а белая 42% . Следовательно, в отношении цветов и их оттенков можно было сделать вывод, что наиболее сильную реакцию у самца вызывает наиболее темная самка любого цвета. Опыты с цветом показали, что черная модель была даже чуть более эффективной, чем модель нормальной окраски.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Как всегда с заносчивостью всезнайки из деревни наука и здесь сделала «открытие». Ученые психологи, совершенно невежественные в аскетике, которую им следовало бы изучать по долгу, хоть в качестве «отрицательной» литературы (говорю с их точки зрения), и нимало не подозревающие, что все их «новые» теории или давным-давно известны, или опровергнуты (что чаще бывает) уже 1000–1500 лет тому назад, недавно с важностью поведали миру, что, оказывается, действительно бывает мышление «без слов и образов». Две тысячи лет ученые всего мира хвалятся изучением души человеческой и до сих пор не приметили крыловского «слона»!.. Без лишних слов приведу выдержки об этом «открытии» ученых, хотя и приходится краснеть, слушая, как вам с таинственным видом сообщают, как нечто новое, таблицу умножения... «Несмотря на свою важность и обширность, этот вид мышления стал известен в психологии лишь в самое недавнее время – менее десяти лет назад 633 , – преподносит читателю проф. Сикорский. – Природа новых фактов еще далеко не выяснена и не поддается краткой формулировке... Все психологи (Marbe, Messer, Buhler, Watt, Erdmann), занимавшиеся вопросом, единогласно утверждают, что высшее мышление совершается без посредства «слов» и «образов» – это мышление бессловное и почти бесплотное (безматериальное); оно также не сопровождается процессом ассоциаций...» 634 . Таким образом, столь поздно открытая новая сторона в рассудочной деятельности человека с первых же дней своего существования начинает уже колебать устои государственности в материалистически поставленной за последнее время науке. Ученым вместо материи приходится признавать существование «бесплотного» духа, «не поддающегося», как говорил – на этот раз совершенно верно – ученый профессор, «психометрическим расчетам и, вероятно, стоящего вне границ их» 635 . А кто не хочет этого признавать, автоматически зачисляется в ряды отсталых и ограниченных. [Писано это давно, в молодости, и потому приношу извинения читателю за резкость выражений. То, о чем говорит проф. Сикорский и все эти Messer " ы, Watt " ы и tutti quanti, 636 ) – конечно, только один из аспектов поставленной проблемы, и притом не касающийся самого существа ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   Тогда получит известное освещение и цифра 52, которой обозначает Корнилий число экзоркистов, остиариев и чтецов. Экзоркисты произносили заклинательные молитвы, например, При крещении. Нельзя думать, чтобы экзоркистов, чтецов и остиариев было поровну. Несомненно, что для каждого богослужебного места требовалось по чтецу и по остиарию — привратнику. В то время христиане должны были жить осторожно: возглас — «возлюбим друг друга» — и тогда даже формулировали так: «смотрите друг на друга и признавайте друг друга» (предосторожность против не-христиан); в то время совершать богослужение, не имея остиария, было бы неосторожно. Необходим был и чтец, так же, как остиарий. Но на 40 базилик невозможно было из 52 лиц получить по одному чтецу и остиарию. Следовательно, базилик было меньше. Легко предположить, что оставалось по 14 чтецов и по 14 привратников или остиариев, а может быть, чтецов было и больше — по 2 чтеца при одном богослужебном собрании, откуда 28 чтецов † 14 остиариев † 10 экзоркистов ­­ 52. Следовательно, весьма возможно, что в это время в каждом regio было только по одному месту для богослужебных собраний, куда собирались для богослужения в большие праздники.    Но остается сделать расчет, как много людей могла вместить подобная частная базилика? К сожалению, точных данных не имеется, приблизительный же расчет возможен. Древние христиане при богослужении сидели, а сидящий человек занимает 0,4 кв. метра, следовательно, 10 человек занимают 4 кв. метра и требуется очень большая зала, чтобы вместить 1000 человек (примерно 5 саж. в ширину и 20 саж. в длину). Разумеется, римские христиане были не так богаты, чтобы у них было много зал, вмещавших такое количество человек. Поэтому мы должны предположить, что к богослужению собирались далеко не все, а по очереди. Мы можем начать с цифры 14—15 тысяч верующих. Удвоить эту цифру будет уже очень смело (30 тысяч вероятно maximum).    Далее, у нас есть сведение о 1 12 тысячах чел. вдов вместе с нуждающимися в помощи. Трудно решить, как от количества лиц, нуждающихся в помощи, заключать к определенной цифре христиан вообще. Иоанн Златоуст в одной проповеди высказывает, что в состав антиохийского населения входила 110 часть богатых и 110 часть бедных, таким образом он определяет суммарно бедных 110 частью населения. Но в сущности далеко не все бедные нуждались в постоянной церковной помощи. Иные из них пользовались помощью лишь от времени до времени. Таким образом, цифра: 110 часть целого ­­ бедные — несколько рискованна. Если взять это отношение, то от 1500 человек бедняков придется заключить к общей цифре христиан в 15 тыс., но эта цифра подавляюще большая. По переписи 1880 г. в г. Париже зарегистрировано 130 тыс. лиц, признанных совершенно бедными, и 1 бедняк приходится на 18 жителей. На основании этого можно допустить, что среди римских христиан 1 нуждающийся приходился даже на 20 человек; и тогда общая цифра будет 30000 христиан в половине III века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Кампредон так распределял 60000 червонных, назначенных русским вельможам за союзный договор между Россиею и Франциею: гратификации публичные: канцлеру графу Головкину, графу Толстому и барону Остерману – по 3000, Степанову – 1500, секретарям и другим чиновникам – 1000; гратификации секретные: Меншикову – 5000, Толстому, Апраксину и Остерману – по 6000, Голицыну – 4000, Долгорукому – 3000, Макарову – 4000, Ягужинскому – 2000, Бассевичу – 6000, Рагузинскому – 6000. Приближенным к императрице дамам, Олсуфьевой и Вильбуа, подарки на 1000 червонных. Но Кампредона не столько беспокоили горячность Ягужинского, упорство Головкина, крайняя осмотрительность и осторожность Долгорукого, сколько двусмысленное поведение Остермана, могущественное влияние которого при решении вопросов внешней политики не было тайною для иностранных дипломатов и который не проговаривался ни пред живыми, ни пред мертвыми. Кампредон начал подозревать, что Остерман не очень расположен к Франции и Англии. В самом начале царствования Екатерины приверженцы ее подозрительно смотрели на Австрию, которой не могло быть приятно отстранение от престола великого князя Петра, племянника цесаревны, и эти отношения, естественно, заставляли склоняться к французскому союзу; но с течением времени дела переменились: обнаружилась неодолимая трудность заключения союза с Франциею, потому что Россия, имея прежде всего в виду Турцию, с которою ежеминутно можно было ожидать разрыва по делам персидским, требовала, чтоб Франция обеспечивала русские интересы относительно этой державы; но Франция, охотно желая иметь на северо-востоке Европы сильную союзницу, которая заменила бы ей обессилевшую Швецию, не могла, однако, пожертвовать своею старинною союзницею – Турциею. «Всему свету известно, – говорил Морвиль Куракину, – как Франции полезна дружба султанова; с какою бы европейской державою Франция ни находилась в союзе, союз ее с Турциею должен быть ненарушим; надобно вспомнить, какие выгоды получили мы в прошлые годы от Турции против Австрийского дома; кроме того, треть королевства Французского получает свое благосостояние от торговли, производящейся во владениях султана; король не может согласиться ни на какое условие, которое могло бы дать хотя малейшее подозрение Порте».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Из этого списка видно, что ожидавшиеся к поступлению доходы от 13 епархий Грузии предполагалось распределить следующим образом: по Тифлисскому уезду – Мцхетская епархия (9560 руб. годового дохода): начальствующему над духовенством с причтом 5000 руб., на дикастерию 1500 руб., на учреждение гимназии 1500 руб., на достроение при Сионской церкви колокольни на 3 года по 1000 руб., на содержание церкви 560 руб., итого 9560 руб.; по достроенип колокольни 1000 руб. обратить в казну Его Императорского Величества для богоугодных заведений. Тифлисская епархия, в коей Сионский собор, с 2500 руб. годового дохода: Тифлисскому митрополиту Арсению по смерть пенсии 1000 руб., на сооружение колокольни при Сионской церкви на 3 года, в каждый по 1000 руб., на содержание церкви 500 руб., итого 2500 руб.; по смерти митрополита назначенные ему 1000 руб. обратятся в казну, равно и назначенные на построение колокольни чрез 3 года 1000 руб. для употребления на богоугодные заведения. По Горийскому уезду: Самтаврская при 500 руб. годового дохода – на достроение церкви в городе Гори 500 руб., по достроении же обратить их на содержание оной и на украшение; Руисская при 1500 руб. годового дохода: на церковь 500 руб., на гимназию 1000 руб., итого 1500 руб.; Цилканская при 1000 руб. дохода: доходы сии отдать архиерею Гервасию с тем, чтобы он жил в Гори и пользовался оными; Самтависская 600 р. дохода: на церковь 300 руб. и на училище 300 руб., итого 600 руб.; Урбиисская при 900 руб. годового дохода: преосвященному Иустину по смерть, а после смерти его на украшение церкви и содержание церковнослужителей 500 руб. и на училище 400 руб.; Никозская 300 руб. дохода: по смерть архиерею Афанасию, а по смерти обратить оные на училище. По Телавскому уезду: Алавердская при 5600 руб., годового дохода архиерею Иоанну Бодбели с причтом 2500 руб., на училище 700 руб., на гимназию 900 руб., на церковь 500 руб., в казну Его Императорского Величества для богоугодных заведений 1000 руб., итого 5600 руб.; Ниноцминдская 1500 руб. дохода: архиерею Стефану по смерть 1000 руб., на церковь 500 руб., итого 1500 руб., а после смерти архиерея 1000 руб. поступают в казну для богоугодных заведений; Руставская при 1200 руб. дохода: на устроение церкви в Марткопи на 3 года, в каждый по 800 руб. и на училище 400 руб., итого 1200 р., по прошествии же трех лет из назначенных на достроение церкви 800 руб. обратить на гимназию 300 руб., а 500 руб. на содержание церкви; Некресская при 1200 руб. дохода: архиерею Амвросию по смерть 1000 руб., на училище 200 руб., итого 1200 руб., по смерти же архиерея на училище из 1000 руб. 400 руб. и на гимназию 600 руб. Акты кавказской археографической комиссии т. IV, стр. 161–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 65-й том продолжает публикацию статей на букву «С». Открывает издание статья о выдающемся педагоге Дмитрии Николаевиче Соловьеве и завершает публикации 65-го тома материал о ставротеке, ковчеге-хранилище для частиц Животворящего Креста Господнего. 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. 66-й том открывает статья о деятельности настоятеля Богоявленского Елоховского собора Матфея Стаднюка и завершает материал о Суздальском Александровском мужском монастыре. 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. В 67 томе завершается публикация статей на букву «С» и начинается публикацию статей на букву " Т " . Открывает настоящее издание статья о Суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре и завершает том статья о текстологии библейской.  1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. В томе продолжается публикация статей на букву «Т». Открывает настоящее издание статья о выдающемся католическом богослове и естествоиспытателе Тейяре де Шардене и завершает том статья о Томской области. 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. Том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву " Т " и начинает публикацию статей на букву " У " 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. Том продолжает публикацию статей на букву «У». Его открывает статья об Угрешском Николаевском мужском монастыре, основание которого традиционно связывают с Куликовской битвой. Благоверному князю Дмитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца, а на обратном пути князь приказал воздвигнуть в этом месте монастырь. Завершает 70-й том статья о Феодоре, святителе Суздальском, 1-м епископе Ростовском. 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. Том продолжает публикацию статей на букву «Ф». Открывает настоящее издание статья об архиепископе Феодоре (племяннике преподобного Сергия Радонежского), основателе Московского Симонова монастыря и завершает 71-го том подробный материал о великом православном святом Феофане Затворнике, духовном писателе и богослове.

http://pravenc.ru/shop/

Поэтому первой мерой к восстановлению нормальной жизни в приходах должно быть полное материальное обеспечение клира. Размер этого обеспечения, сообразно современным условиям жизни, должен равняться до 1500 рублей в год для сельских священников и 2500 руб. в год для священников в городах... При таких условиях ряды духовенства могли бы пополняться лучшими людьми, которые, не будучи давимы нуждою и будучи свободны от занятий по хозяйству, могли бы действительно послужить Церкви» 280 . Епископ Калужский Вениамин (Муратовский), например, считал, что годовой оклад казенного жалованья для сельского священника должен составлять 1200 руб., диакона – 800, псаломщика – 400. В городах, где траты значительнее, соответственно: 1500, 1000 и 500 руб. в год. Преосвященный Тихон (Троицкий-Донебин), архиепископ Иркутский, сообщал, что одной из проблем церковной жизни является частый переход духовенства из прихода в приход, поэтому необходимо уравнять доходность приходов за счет содержания. «В сельских приходах священник получает 1500 руб., диакон – 900 руб. и псаломщик – 600; в городах, где жизнь дороже, священник получает 2000 руб., диакон – 1200 руб. и псаломщик – 800 руб.» 281 По мнению архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) , доход священника на селе должен быть не меньше 1200 руб., диакона – 1000 руб., псаломщика – 800 руб. 282 Епископ Рязанский Аркадий (Карпинский) предлагал установить жалованье священникам в размере 900 руб. при оставлении церковной причтовой земли 283 . Преосвященный Димитрий (Самбикин) , архиепископ Казанский, предлагал 1000 руб. жалованья на причт в селах при оставлении земель, угодий, арендных статей, казенного жалованья 284 . Епископ Псковский Арсений (Стадницкий) не исключал, основываясь на мнении Псковского епархиального съезда, возможности обеспечения от государства «священников – 900 руб. и псаломщиков – 300 руб. в год при условии соблюдения за ними земельных наделов, а в случае отнятия земли (за исключением 4–6 десятин для усадьбы), – чего духовенство очень желает, – для священника – 1200 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Близ города Козьма основал две библиотеки: в Сан-Франческо дель-Боско и в Сан-Бартоломео близ Фиезоле, и учредил ряд библиотек при монастырях св. Марка и др. Он платил по 250 и 400 дукатов за отдельные рукописи, которые приобретал в Сиене, Лукке и Греции, Лоренцо Медичи нарочно посылал И.Ласкариса к султану Баязету II, чтобы он дозволил ему объехать Грецию и купить книг. Никколо Никколи сам имел до 800 рукописей, которые потом вошли в состав библиотеки св. Марка 413 . Король неаполитанский Альфонс первый установил награды и пенсии для ученых и первый открыл литературную академию 414 . Папа Николай V основал классическую библиотеку в Ватикане, для которой приобрел 5000 рукописей, а впоследствии отправил разных лиц в Германию, Францию, Англию и Грецию для открытия затерявшихся книг. Николай V постоянно переписывался с реформаторами своего времени и покровительствовал переводчикам, чтобы доставить публике возможность ознакомиться с греческими авторами. Так, Поджио получил вознаграждение за перевод Диодора, Лоренцо Вала – 500 золотых скуди за Фукидида, Гварино – 1500 за Страбона, Перотти – 1000 дукатов за Полибия. Кроме того, были переведены: Ксенофонт (Киропедия), Геродот, Аппиан, Птоломей, Платон, Феофраст, Гомер (Илиада) и настоящий Аристотель. Сикст IV следовал примеру Николая V и открыл Ватиканскую библиотеку для публики. В Мантуе Викторин ди-Фильтре, под покровительством фамилии Гонзаго, открыл ученое общество. Кардинал Виссарион, в благодарность Венецианской республике за помощь, оказываемую греческим эмигрантам, подарил ей свою библиотеку, которая стоила ему 30 тыс. золот. скуди 415 . Тогда предпринимали нарочные поиски за рукописями по всей Европе; а какого труда стоила их переписка, можно судить из письма Петрарки, который, открыв в Люттихе две речи Цицерона, едва достал несколько чернил, да и те были «совершенно шафранного цвета». Но и в этом отношении в Италии много было сделано типографщиками, между которыми особенно известен Альд Мануций, открывший типографию в 1494 г. в Венеции и потерявший все свое состояние на это предприятие, не смотря на помощь фамилии Пик-ди-Мирандола. В период времени от 1470–1500 г. в одной Италии напечатано, по крайней мере, 5400 сочинений; из этого числа в первое десятилетие (1470–1480) только до 1300, в последующие же десятилетия печатание возрастало в значительной степени. Во всей Европе до 1500 г. насчитывают более 10000 изданий книг и брошюр, причем на Италию приходится половина всех изданий 416 . § II

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Класс Прихожан Число церквей мужского пола Городских сельских от 2000 до 3000 душ от 1500 до 2000 « от 1000 до 1500 » от 700 до 1000 « от 400 до 700 " от 300 до 400 " от 100 до 300 " менее 100 " Итого: Таким образом, приходы с числом от 100 до менее 700 душ мужского пола составляли 75,59% от общего количества приходских церквей: по городским – 63,7%, а по сельским – 76%. Если же считать с бесприходными, то, соответственно, 78,7%: по городским – 67,9% и по сельским – 79,2% 412 . Итак, округленно 79% всех приходов малочисленны, а количество прихожан – один из существенных факторов, когда речь идет о доходах. Но никто не станет отрицать, что важное значение имеет и компактность прихода. С этой точки зрения мы рассмотрим те же приходы с численностью до 700 душ мужского пола. Оказывается, по 9 губерниям насчитывалось только 1707 приходов, протяженностью в длину не более 5 верст и с таким же расстоянием до ближайших церквей 413 . Прихожан мужского пола сельские церкви городские церкви от 400 до 700 душ от 300 до 400 душ от 100 до 300 душ менее 100 душ Бесприходных Следовательно, при том, что 3/4 приходов – малочисленные, только в 20% из них дома прихожан располагаются в относительной – не более 5 верст – близости от церкви. Это значит, что в большие праздники священники и дьячок просто физически не могли посетить всех и собрать пожертвования. На Покров, Рождество, Крещение по понятным причинам удавалось посещать еще меньше. Остается добавить: приходы в 400–7 00 душ по штатам 1846 г. содержали священника, дьячка и пономаря, остальные – священника и дьячка 414 . Тупик, в который государство загнало себя неумной политикой в отношении официальной Церкви, как нельзя кстати пришелся на руку «польской партии». Затруднениями пытались пользоваться помещики – католики и Католическая Церковь . Деятельность их особенно усилилась в конце 1850-х – нач. 1860-х годов. Занятое освобождением крестьян от крепостной зависимости, правительство неоднократно предостерегало духовенство от вмешательства в течение реформы на местах, опасаясь, что неправильные толкования Манифеста 19 февраля «пьяными дьячками» вызовут массовые волнения. В этих условиях всякие попытки сближения с прихожанами – крестьянами для причтов стали чреваты еще и крупными неприятностями, поскольку паны старались представить их общение с паствой в превратном смысле, жалуясь архиереям, полиции, властям, что духовенство настраивает селян против них, подталкивает к неповиновению. Если учесть, что среди чиновников всех уровней большинство принадлежало к тем же полякам-католикам, то нетрудно понять всю сложность положения, в которое попало духовенство. Подольский архиерей даже был вынужден сообщить Синоду, что «в последнее время каждый шаг духовенства заподозрен в корыстных видах, для отклонения чего священники стали робко смотреть на свою обязанность и не посещают домов прихожан без приглашения, не бывая в них даже в величайшие христианские праздники Св. Пасхи и Рождества Христова» 415 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010