Ересь жидовствующих тотчас по ее открытии подверглась административному преследованию со стороны правительства 2342 , которое, однако, до собора 1504 г., не смотря на все настояния новгородского архиеп. Геннадия, не предпринимало окончательных, решительных мер. 2343 Причиной этого было прежде всего то, что на стороне еретиков стоял влиятельный в Москве кружок книжных людей, симпатизировавший еретикам и привлекший на свою сторону даже невестку великого князя Uoahha III Елену 2344 ; московский же митрополит Геронтий молчал или по нерадению или из боязни «Деръжавнаго» 2345 , а, быть может, и из вражды к Геннадию, примкнувшему к великому князю во время спора митрополита с последним о хождении «посолонь». 2346 Но энергичные представления архиепископа Геннадия, не устававшего указывать на необходимость —520— созыва собора для осуждения еретиков 2347 , побудили великого князя созвать последний в 1490 г. 2348 Собор этот был спустя двадцать дней 2349 после избрания на митрополичий престол Симоновского архимандрита Зосимы, которого, как тайного последователя ереси, выдвинула сочувствовавшая ей партия. 2350 Собор самою строгою мерою наказания для еретиков положил заточение, хотя большинство присутствовавших на нем требовало сожжения, следуя наставлению архиеп. Геннадия не плодить с еретиками о вере никаких речей, «а токмо того для учинити собор, что их казнити – жечи да вешати». 2351 Татищевская летопись такой результат собора 1490 г. объясняет исключительно влиянием митрополита Зосимы: когда речь зашла о гражданской казни еретиков, то «вси реша, яко вся сожжещи достоит, егда же дойде до Зосимы митрополита, той рече: достоит я проклятию предати и сослати в Новгород на покаяние под стражу, занеже мы от Бога не поставлены на смерть осужати, но грешныя обращати к покаянию». 2352 Но бесспорно митрополит Зосима был в настоящем случае выразителем не одного только своего мнения: слишком невероятна такая решительность, идущая наперекор требованию всего собора. Естественнее всего предположить существование у митрополита сторонников, среди которых, без сомнения, были уважаемые старцы Паисий Ярославов и преп. Нил Сорский : дальнейшая история вопроса об отношении к еретикам показывает, какой энергичный протест против смертной казни вышел из среды ближайших последователей преп. Нила Сорского еще при его жизни. 2353 Положение жидовствующих мало изменилось после собора 1490 г., хотя защитник и негласный сторонник их митрополит Зосима и был низложен. Преемник его Симон, как уже известно, не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Московский Собор 1490 г. на еретиков-жидовствующих. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 2 я пол. XVI в. (РНБ. ОР. F.IV.232. Л. 438) Как следует из «Поучения всему православному христианству» митр. Зосимы, написанного на основании соборного приговора против Ж. в 1490 г., инициаторами осуждения еретиков выступили архиереи. Они изгнали из Архангельского собора Дениса и принудили митрополита созвать 17 окт. Собор (Там же. 1955. С. 384). В Соборе под председательством митрополита приняли участие Ростовский архиеп. Тихон , епископы Суздальский Нифонт, Сарский Прохор, Рязанский Симеон , Тверской Вассиан , Пермский Филофей , архимандриты и игумены, в т. ч. игум. Троице-Сергиева мон-ря Афанасий, старцы Паисий (Ярославов) и Нил Сорский, представители белого духовенства (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 528; Т. 6. Вып. 2. С. 328-329; Т. 24. С. 207). Вел. князя на Соборе представляли бояре кн. Иван Юрьевич Патрикеев, Юрий Захарьич, Борис Васильевич и дьяк Андрей Майко (Источники. 1955. С. 385). В качестве обвинений в адрес еретиков на Соборе фигурировали присланные из Новгорода Геннадием «подлинники» следственных дел и показания свидетелей, собранные в Москве. Судя по соборному приговору, еретикам вменялись в вину поругание икон, хулы на Иисуса Христа, Богоматерь, святых, отрицание авторитета семи Вселенских Соборов, нарушение постов, почитание субботы более воскресенья, неверие в Воскресение и Вознесение Христа (Там же. С. 383). Все обвинения были охарактеризованы как «жидовский обычай». В «Поучении...» митр. Зосимы еретики обвинялись в держании отреченных книг, почитании исключительно ВЗ, хвалении «жидовской веры», хулении Христа и Богородицы, иконоборчестве, хулении святителей Петра и Алексия Московских, Леонтия Ростовского, прп. Сергия Радонежского и др. святых (Там же. С. 385). Сохранился фрагмент «покаяния» Дениса, в к-ром тот признается в «невоздержании языка» (Там же. С. 388). На Соборе было осуждено 9 чел., почти все - новгородцы: мон. Захар, священники Гавриил, Максим, Денис, Василий, диак. Макар, дьяки Гридя, Васюк и Самуха (Там же. С. 383, 385). Еретики-священнослужители были извергнуты из сана, все еретики отлучены от Церкви и разосланы в заточение (Там же. С. 376). Ж., осужденным Собором 1490 г., была провозглашена анафема, в текст к-рой позднее было добавлено имя И. Максимова, осужденного на Соборе 1504 г. ( Бегунов. 1957. С. 214-224). Часть осужденных была отправлена для наказания в Новгород. За 40 верст от города их посадили на лошадей лицом к хвосту в вывернутой наизнанку одежде, на головы надели берестяные шлемы с мочальными хвостами и венки из соломы, на каждом осужденном была табличка с надписью: «Се есть сатанино воинство». В таком виде еретики были проведены по Новгороду, а затем шлемы были сожжены на их головах (Источники. 1955. С. 472, 482).

http://pravenc.ru/text/182289.html

и наказаны публично кнутом на торгу, но не все виновные понесли наказание. Новгородский архиепископ добивался новых мер и искал поддержки у людей, которые ранее, как и он, были советниками И. В.,- у старца Паисия и архиеп. Иоасафа. В окт. 1490 г. Собор для осуждения еретиков был созван, но одновременно свт. Геннадию был закрыт въезд в Москву и новый митр. Зосима (Брадатый) потребовал от архиепископа исповедание веры. На состоявшемся в окт. 1490 г. Соборе вместе с духовенством присутствовали бояре вел. князя, затем на Собор прибыл И. В. Вел. князь, ознакомившись с результатами публичного расследования, велел митрополиту «възрети в святыя правила о их ересех» (Там же. С. 385). Доставленные на Собор жидовствующие были осуждены и посланы для наказания в Вел. Новгород, но об осуждении Курицына и связанных с ним еретиков, на котором настаивал архиеп. Геннадий, речи не было; Новгородскому архиерею был запрещен въезд в Москву, на обедневший дом Св. Софии была возложена треть расходов по строительству Новгородского кремля. Отношение И. В. к церковному землевладению на протяжении его правления изменялось. В отличие от своего отца И. В. был скуп на земельные пожалования духовным учреждениям. Он неоднократно нарушал установленные нормы, отказывался передавать в мон-ри земли, завещанные князьями - его родственниками. Так, в 1481 г. его брат Андрей завещал передать Троице-Сергиеву мон-рю 40 волостных деревень на р. Сяме, но земли эти в монастырь не попали. Принимались и отдельные меры, направленные на ограничение роста церковного землевладения. В грамоте ярославскому в честь Преображения Господня мон-рю , выданной после присоединения Ярославского княжества, обители предписывалось приобретать земли после доклада вел. князю. С кон. 80-х гг. источники позволяют говорить о применении комплекса мер, характеризующих политику И. В. по отношению к Церкви. 19 нояб. 1490 г. датируется жалованная грамота вел. князя Пермскому еп. Филофею на владения Пермской кафедры. В грамоте читается длинный перечень земель, озер и рек, которые, по утверждению И.

http://pravenc.ru/text/469780.html

И вот, идя по дороге, дошла она до монастырского села, именуемого Клементьево, и когда выходила оттуда в долину, уже совсем рядом с обителью, внезапно совершенно ясно увидела идущего ей навстречу благолепного священноинока с младенцем на руках. По облику его она поняла, что это Преподобный Сергий. Он приблизился к великой княгине – и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим. Она же от такого необычного видения затрепетала, и силы стали оставлять ее, так что она едва не упала. Бывшие с великой княгиней жены вельмож подхватили ее, сильно испугавшись и не понимая, что с ней случилось. Она села и стала руками искать у себя за пазухой брошенного туда младенца, но не нашла и догадалась, что это было посещение великого чудотворца Сергия. Тогда княгиня твердо встала на ноги и, исполненная надежды, благополучно добралась до монастыря. Она долго молилась и целовала с любовью цельбоносные мощи Преподобного Сергия, с умилением припадая к честной раке его в надежде получить то, что просила, а для братии устроила богатую трапезу. И с радостью возвратилась туда, откуда пришла. После того чудесного явления она зачала во чреве дарованного Богом наследника русского престола. И когда пришло время, родился долгожданный сын, великий князь Василий, 25 марта, в самый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в первый час ночи». 4 апреля же, в Вербное воскресенье, княжич Василий Иванович был крещен в церкви в обители Святой Троицы. 1482 год – начало игуменства Иоакима (1482–1483). 1483 год – начало игуменства Макария (1483–1488, по Горскому – до 1487 года). 1488 год – начало игуменства Афанасия 1-го (1488–1490, по Горскому – 1487–1489). 1490 год – начало игуменства Симона (Чижа; 1490–1495), впоследствии Митрополита всея Руси. 9 апреля 1495 года – кончина в Троицком монастыре старца Сергия, бывшего в 1483–1484 годах архиепископом Новгородским, автора «Успенского летописца», в котором подробно повествуется о строительстве Успенского собора в Московском Кремле, о строительстве Духовской церкви в Троицком монастыре, о пленении в Троицкой обители Василия II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– епископам Прохору Сарскому и Нифонту Суздальскому, архиепископу Иоасафу, бывшему Ростовскому митрополиту Зосиме и собору епископов; а также грамота Геннадия «о пасхалии на осьмую тысячу лет» и предисловие к пасхалии – 1492 г.; трактат Дмитрия Траханиота «О летах седьмой тысячи» – 1489 г.; сочинение доминиканца Вениамина «Събрание от божественного писания, от Ветхаго и Новаго, на лихоимцев»), осуществлены переводы ряда богословских и полемических трактатов (так, Вениамин перевел итальянское религиозно-нравственное сочинение XII в. «Флорес дарованиям и злобам», Дмитрий Герасимов перевел с латинского антииудейское сочинение Николая де Лиры и Самуила Евреина). Составлен первый в России и среди славянских народов вообще полный свод книг Священного Писания в переводе на славянский язык («Геннадьевская Библия», 1499). Умер в 1505 г. в опале 2, 2:145–146]. 35 Зосима Брадатый – предстоятель Русской Православной Церкви с 1490 по 1494 г. Сразу после поставления в митрополита всея Руси возглавил церковный собор (1490), отцы которого осудили и отлучили от Церкви нескольких еретиков. Однако вскоре сам был заподозрен в еретичестве и отправлен на покой. Зосима считается автором двух литературных памятников – «Соборного приговора и поучения против еретиков» (1490) и «Изложения пасхалии» (1492). Им обоснована теория о перемещении центра Православия из Константинополя в Москву, в XVI в. переработанная русскими писателями в теорию «Москва – третий Рим» 2, 1:364–367]. 36 Прозвище «Черный» указывает здесь на принадлежность его носителя к монашеству. Вероятно, имеется в виду русский еретик XIII в. По сообщению Софийской первой летописи, в Ярославле в 1262 г. был убит некий «Зосима преступник», посол татарского царя Кутлубея, за то, что он, прикрываясь обликом монаха, явил себя «сосудом» сатаны, «пьяницей», «студословцем и празднословцем», «кощюнником», отвергшимся от Христа и вступившим «в прелесть» ложного «пророка Махмета», «бесерменином», поносившим крест и «святыя церкви» 37 Захар – игумен Успенского Немчинова монастыря в Псковской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

А коли, господине, бил есми челом великому князю на Москве о том, чтобы послал по городом, да еретиков обыскал, и князь великий молвил: «Пошлю, деи, часа того, да того обыщу; а толко, деи, яз не пошлю, да не попекуся о том, ино, деи, кому то зло искоренити?». И яз чаял – тогдыже государь пошлет; ино уже тому другой год от велика дни настал, а он государь не посылывал, а еретиков умножилося по всем городом, а христианство православное гинет от их ересей. И только бы государь восхотел их искоренити, ин бы вскоре искоренил, поимав дву или трех еретиков, а оне всех скажут. А ныне, господине, на тобе то дело лежит, занеже ты государю отец духовной. И ты, господине, подщися вседушно государю подокучити, оставив вся дела; занеже божие дело всех нужнее. А толко, господине, ты о том деле не попечешься, ни донесешь до великого князя, ино, господине, на тобе того Бог взыщет. «Страшно бо есть еже впасти в руце Бога жива» ( Евр.10:31 )! А толко, господине, попечешся всею силою, и ты государя ползуешь, а от Господа Бога и Пречистые Богородици милость приимешь. Да каково, господине, будет о том государское попечение, и ты бы, господине, ко мне пожаловал отписал, и яз тобе, господину моему, челом бью. «Послание Митрофану» печатается в настоящем издании по списку БИЛ, Ротожск. 530 (Я); разночтения и исправления – по списку ГПБ, F. I. 229 (Г) 1 Печатается по изданию: Памятники старинной русской литературы, издаваемые Графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Выпуск четвертый: Повести религиознаго содержания, древния поучения и послания, извлеченныя из рукописей Николаем Костомаровым . – СПб, 1862. – с. 208–209. 6 В дальнейшем вся аргументация в пользу первоначальности краткой редакции принадлежит А. А. Зимину (стр. 421–423 и примечания на этих стр.); вся аргументация в пользу противоположной точки зрения – Я. С. Лурье (последний абзац стр. 423, стр. 424 и соответствующие примечания). 9 Вряд ли оно могло быть составлено в сентябре-октябре 1490 г. при Зосиме, до собора 1490 г.: Иосиф Санин не знал, конечно, какую линию поведения изберет Зосима. Открыто обращаться к Нифонту, минуя его, было бы нелепо. В 1490 г. именно к Зосиме написал послание учитель Иосифа Санина Геннадий

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

– Московско-новгородская ересь, возникшая в Новгороде в 1470–1471 гг., широко распространилась в среде духовенства и мирян, проникнув и в великокняжескую среду. Еретики выражали сомнение в существовании загробной жизни и отвергали главную функцию монахов как молитвенников за умерших. По свидетельству Соборного приговора 1490 г., многие еретики «ругалися образу Христову и Пречистые образу, написанным на иконах... а инии... святыми иконами и кресты о землю били и грязь на них метали». Обнаруживший ересь новгородский архиепископ Геннадий учинил розыск и направил дело в Москву. На церковном соборе 1490 г. еретики были преданы проклятию. Относительно мягкий приговор объяснялся сочувственным отношением к еретикам Ивана III, заинтересованного в ликвидации монастырского землевладения, и его невестки Елены Волошанки. Иосиф Волоцкий отстаивал наиболее радикальный способ борьбы с ересью – полное физическое уничтожение «жидовствующих»: убить еретика – «руку освятити», жалость к ним преступна; чтобы искоренить «еретическое семя», нужны «рать и нож». В Послании Ивану III о еретике Кленове Иосиф убеждает великого князя: «...они, государь, почели каитися мук деля, а не Бога ради». Иосифу Волоцкому было необходимо доказать вынужденный характер покаяния еретиков, потому что смертной казни могли подвергаться лишь нераскаявшиеся еретики. Рассказ Волоколамского патерика о ложно раскаявшемся попе-еретике восходит к событиям 1490 г. и развивает в сюжетной форме мысль Иосифа, что еретики – вероотступники и их покаяние недействительно. См. текст Слова об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого, а также комментарии к нему, входящие в наст. т. Окончательный разгром московско-новгородской ереси относится к 1504 г., когда по решению церковного собора предводители движения были казнены, а остальные еретики заточены в монастыри. Вторая половина 80-х–90-е гг. – время активного сотрудничества Досифея, автора патерика, и Феодосия, рассказавшего Иосифу Волоцкому о «страшном чуде». 36 ...и потырь имя въ руку своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. Псевдо-Иосиф В рукописи XVI века, принадлежащей Московской синодальной библиотеке – «Диоптра инока Филиппа, с иными статьями» 255 рядом с статьею неизвестного автора, где от имени св. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, написаны возражения против монастырского владения селами, помещено, не без цели, подложное прошение Иосифа под таким заглавием: «Извет преподобнаго отца нашего Иосифа Волоколамскаго новаго чудотворца Осипова монастыря, повелением вышняго к Московским великим князем како им одолети уделних великих руских князей... и соединити во благоденство под себя вся руская земля и распространити всюду и всюду». Извет этот напечатан полным в Описании слав. рукописей Моск. Синод. библиотеки. Горский и Невоструев указывают на связь его с предыдущей статьей, написанной от имени Сергия и Германа и называют его подложным. Судя по содержанию и самому языку «извета», нет ни малейшего сомнения, что он подложный. Но для нас любопытно то, что подобного содержания статья приписана Иосифу Волоцкому : так последующими поколениями не было забыто его политическое направление. Е. Перечень неизвестных памятников письменности, свидетельства о которых приведены в предлагаемом сочинении Около 1460 Послание старцев Боровской обители к Марине Саниной Весн. 1477 Грамоты Тверские к преп. Пафнутию Боровскому– Грамота Ивана III, привезенная ему же из Москвы Федей Викентьевичем.– Послание ему же от вел. кн. Софии Фоминичны. После 1479 Грамота князя Ивана Васильевича Хованского монастырю Иосифа Послание архиепископа Геннадия к Дмитрию Толмачу Подлинные списки Геннадия, или следственное дело о еретиках Псалмы, переложенные на жидовские обычаи XVII и 110 1488–1490 Книги еретика Ивана Черного Лето 1490 Грамота вел. князя Ивана III Геннадию о чернеце Захаре Осень 1490 Грамота вел. князя Ивана III Геннадию с требованием его согласия на поставление Коломенского владыки Около 1493 Грамота Нифонта, епископа Суздальского к Иосифу После 1504 Послание княгини Марии Голениной к       Иосифу Речи еретические, написанные Семеном Кленовым

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Несмотря на состоявшееся под давлением архиереев осуждение еретиков-новгородцев, З. продолжал, по свидетельству прп. Иосифа, оказывать покровительство членам московского кружка жидовствующих, укреплял их влияние в столице, преследовал борцов с ересью: «...овех убо от Божественнаго причащениа отлучаеть, елици же священици или диакони сих от священьства отлучаеть» (Там же. С. 474), клеветал на них вел. князю. Помимо «Сказания о новоявившейся ереси» данная ситуация нашла отражение в др. сочинениях прп. Иосифа: Послании Суздальскому еп. Нифонту (традиционно датируется 1490-1494, возможно написано не ранее 1502-1504; см.: Там же. С. 419-433) и в 12-м Слове «Просветителя». В 2 последних трудах обсуждается вопрос, сохраняет ли архиерей-еретик власть «вязать и разрешать», и опровергается мнение о том, что проклятие архиерея-еретика является действенным (о др. обвинениях прп. Иосифа в адрес З. см. ниже). З. возглавил неск. архиерейских хиротоний выходцев из Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря , насельники к-рого, как и насельники Симонова мон-ря, были подсудны вел. князю во всех делах, кроме духовных (АСЭИ. Т. 2. 315. С. 280). 18 нояб. 1490 г. митрополит возглавил хиротонию игум. Николо-Угрешского мон-ря Авраамия во епископа Коломенского. На поставление Авраамия не дал повольной грамоты архиеп. Геннадий, т. к. в послании митрополита к свт. Геннадию с требованием о присылке повольной грамоты не было названо имя поставляемого. 4 мая 1493 г. З. возглавил хиротонию игум. Николо-Угрешского мон-ря Силуана во епископа Сарского и Подонского. Благоволил З. и к Троице-Сергиеву монастырю, которому 17 окт. 1490 г. выдал жалованную грамоту, освобождавшую монастырские церкви в Переславском у. от пошлин и суда десятинника (РИБ. Т. 32. 60. Стб. 82-83). В февр. 1492 г. митрополит «по повелению» Иоанна III (ПСРЛ. Т. 25. С. 333) передал в ведение Пермского еп. Филофея «из своея митрополиа на Вологде, в городе и на посаде, все свои церкви» (Там же. Т. 24. С. 209; Т. 6. Вып. 2. С. 332; Т. 26. С. 287-288; см. ст.: Вологодская и Великоустюжская епархия ). Пермской кафедре также была передана часть территории Новгородской епархии (что следует расценивать как меру, направленную против Новгородского архиеп. Геннадия).

http://pravenc.ru/text/200033.html

Василий (упом. в 431); Вигилянций (до 449 - после 458); Прокл (?-531); Стефан (531); Ахиллий (535-?); Иоанн (упом. в 592 и 597); Константин (упом. в 865); Евфимий (упом. в 870); Василий (упом. в 879); Иоанн (?-886; впосл. митрополит Синадский); Иаков (кон. IX или нач. X в.); Филипп (при К-польском патриархе Николае I Мистике - 901-907 и 912-925); Стилиан (упом. в 997); Стефан (нач. XI в.); Лев (упом. в 1032); Василий (упом. в 1084 и 1092); Георгий (упом. в 1107); Георгий (не позднее 1144 - после 1157); Иоанн (упом. в 1166); Василий (2-я пол. XII в.); Калоспит (1212/13 - после 1222; ранее митрополит Левкадский); Фома (упом. в 1264); Никандр (упом. в 1280 и 1285); свт. Киприан (1318-1332/33); Антоний (1333 - после 1363); Нил (упом. в 1367 и 1372/73); Иоасаф (1387-1401); Симеон (упом. в 1393/94); Галактион (XV в.); Неофит (упом. в 1486); Феодосий (упом. ок. 1490); Виссарион (ок. 1490-1499; ранее епископ Димитриадский); Дионисий (?-1510); свт. Марк (1510-1520; ранее епископ Триккский); свт. Виссарион (1520-1541; ранее епископ Стагийский); Неофит (1541-1565; племянник предыдущего); Феофан (упом. в 1569); Иеремия Транос (ок. 1568 или 1570-1572; впосл. патриарх К-польский Иеремия II); Даниил (1573-1575 или 1581); Димитрий (1575-1578); Иоасаф (1581 - кон. 1592 - нач. 1593); Неофит (упом. в 1584?); Пахомий (?); Дионисий Скилософ (кон. 1592 - нач. 1593-1601); Феона (1601-1603); Леонтий (1604-1609); Тимофей (1609-1616); Григорий (ранее 1619-1645/46); Паисий (1645/46-1652; ранее митрополит Эфесский, впосл. патриарх К-польский); Дионисий Вардалис (1652-1662; впосл. патриарх К-польский Дионисий III); Дионисий Серогланис (1662-1671; впосл. патриарх К-польский Дионисий IV); Иаков (1672 или 1674-1679; впосл. патриарх К-польский); Анфим (1679); Макарий (1680-1687/88); Парфений (1687/88-1713?); Дионисий (1688-1700); Мелетий (1702 или 1721); Парфений (упом. в 1707); Гавриил (1721 или 1722-1732); Иаков (1732-1749); Мелетий (1750-1768; впосл. патриарх К-польский); Макарий (1768); Мелетий (ранее 1788 или 1792); Дионисий Каллиархис (1792-1803; впосл. митрополит Эфесский); Рафаил (1803-1804); Порфирий (1808?); Гавриил Кангас (1806-1811); Поликарп Бификукис (1811-1818); Кирилл Вогасарис (1819-1820); Поликарп (1820-1821); Феодосий (1821); Мелетий (1832-1835); Анфим (1835-1837); Анания (1837-1853); Стефан (1860-1870); Иоаким (Крусулидис; 1870-1875; впосл. патриарх К-польский Иоаким IV); Неофит (Петридис; 1875-1896). Епископы Ларисские и Платамонские

http://pravenc.ru/text/2463131.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010