С т. зр. последовательности рассматриваемых событий священной истории 1-е место занимает «Exameron» (Шестоднев, между 378 и 390) в 6 книгах, представляющий собой, подобно одноименному творению свт. Василия Великого, изъяснение библейского повествования о творении мира и происхождении человека, т. е. первых стихов кн. Бытия. Наиболее ранним по времени создания считается творение «De paradiso» (О рае, до 378), посвященное толкованию библейского свидетельства о рае, о поселении в нем человека, наречении имен животным, сотворении жены, о древе жизни и древе познания добра и зла , искусителе и искушении , о следствиях грехопадения . Трактат «De Noe et arca» (О Ное и ковчеге, ок. 377) излагает историю праведного Ноя с подробным описанием и объяснением Ноева ковчега , в нем говорится о всемирном потопе , о заключении завета с Богом и последующих судьбах ветхозаветного патриарха. Этот трактат открывает целый ряд сочинений о ветхозаветных сюжетах: «De Cain et Abel» (О Каине и Авеле, ок. 377/78), «De Abraham» (Об Аврааме, ок. 378), «De Iacob et vita beata» (Об Иакове и блаженной жизни, 386), с нравственной проблематикой, «De bono mortis» (О благе смерти, ок. 387-389), имеющее отчасти догматическое содержание, «De interpellatione Iob et David» (О жалобе Иова и Давида, ок. 388), «De Ioseph» (Об Иосифе, ок. 388), «De Helia et ieiunio» (Об Илии и посте, ок. 389), «De Tobia» (О Товии, ок. 389), 2 трактата в оправдание проступков царя Давида : «De apologia prophetae David» (Об апологии Давида пророка, 390); «Apologia David altera» (Другая апология Давида, сент. 390; принадлежность ее А. оспаривается), «De Isaac vel anima» (Об Исааке или душе, 391), «De patriarchis» (О патриархах, ок. 391), «De fuga saeculi» (О бегстве от мира, ок. 394), относимое также к нравственным сочинениям. Ревность А., направленная к искоренению бесчувственности и черствости, проявилась в его слове «De Nabuthae» (О Навуфее, ок. 389). Напоминая страницы священной истории о несправедливо обиженном нечестивым царем Ахавом виноградаре (3 Цар 21), А. говорит: «Природа не знает богатых, она всех рождает бедными, пускает на свет нагими; нагих воспринимает и земля» (De Nabuth. 1. 2).

http://pravenc.ru/text/114346.html

22.Празднование иконе Божия Матери Казанския (в память избавления Москвы и России в 1612 г.). Равноапостольнаго Аверкия, епископа Иерапольскаго, чудотворца (ок. 167). Седми отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250). Преподобных Феодора (1409) и Павла (после 1409), Ростовских. Мучеников Александра епископа, Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии. Иконы Божия Матери Андрониковския. 23.Святаго апостола Иакова, по плоти брата Господня (ок. 63). Преподобнаго Иакова Боровичскаго, Новгородскаго чудотворца (ок. 1540). Святителя Игнатия, патриарха Константинопольскаго (877–878). 24. Празднование иконе Божия Матери «Всех скорбящих Радосте» (1688). Мученика Арефы, с ним 4229 мучеников (523). Преподобнаго Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII– XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Блаженнаго Елезвоя, царя Ефиопскаго (ок. 553–555). Мученицы Синклитикии и двух дщерей ея (VI). Святителя Афанасия, патриарха Цареградскаго (1311). 25. Святых мучеников Маркиана и Мартирия (ок. 355). Преподобных Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мученика Анастасия (III). Праведныя Тавифы (I). 26. Святаго великомученика Димитрия Солунскаго, мироточца (ок. 306). Преподобнаго Феофила Печерскаго, епископа Новгородскаго, в Дальних пещерах (1482). Святителя Антония, епископа Вологодскаго (1588). Мученика Луппа (ок. 306). Преподобнаго Афанасия Мидикийскаго (ок. 814). Преподобнаго Димитрия Басарбовскаго, болгарскаго (1685). 27. Святаго мученика Нестора Солунскаго (ок. 306). Преподобнаго Нестора, Летописца Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1114). Благовернаго князя Андрея Смоленскаго (обретение мощей в Переславле-Залесском, 1540). Преподобнаго Нестора некнижнаго, Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Мучениц Капитолины и Еротииды (304). Мученика Марка и иже с ним. 28. Святыя мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы (III). Преставление святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго (1709). Мучеников Терентия и Неониллы и чад их: Сарвила, Фота, Феодулы, Иеракса, Нита, Вила и Евникии. Преподобнаго Стефана Савваита, творца канонов (IX). Святителя Арсения, архиепископа Сербскаго (1266). Преподобнаго Иова, игумена Почаевскаго (1651). Мучеников Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Священномученика Кириака, патриарха Иерусалимскаго (363). Преподобнаго Иоанна Хозевита, епископа Кесарийскаго (VI). Священномученика Неофита, епископа Урбнисскаго (VII) (груз.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Армия спасения (территориальное подразделение Замбии и Малави) имеет 15 тыс. верующих и 90 общин. Адвентисты седьмого дня (АСД) принадлежат к Замбийской объединенной конференции, входящей в состав дивизиона Юж. Африки и Индийского океана Генеральной конференции АСД и имеющей 1704 общины, в которые объединены более 546,4 тыс. верующих. Также существует независимая группа - Евангельская церковь седьмого дня Замбии, отколовшаяся от АСД и насчитывающая 9 тыс. адептов в 20 общинах. Пятидесятничество в З. представлено такими традиц. орг-циями, как Ассамблеи Бога (ок. 150 тыс. верующих, ок. 330 общин), Божия церковь полного Евангелия (80 тыс. верующих, 353 общины), Пятидесятническая ассоциация святости (45 тыс. верующих, 270 общин), основанная миссионерами нем. Фельбертской миссии, Апостольская миссия веры в Замбии (18 тыс. верующих, 180 общин), Апостольская церковь в Замбии, основанная дат. миссионерами международной Апостольской церкви (4,5 тыс. верующих, 24 общины), учрежденная канад. миссионерами Апостольская церковь Пятидесятницы (3 тыс. верующих, 20 общин), Церковь Бога пророчеств (ок. 1,2 тыс. верующих, 13 общин), Международная церковь четырехстороннего (четырехугольного) Евангелия (100 верующих, 1 община), а также рядом независимых африканских организаций пятидесятнического толка, таких как т. н. Апостольская церковь веры (ок. 18,2 тыс. верующих, 180 общин), Апостольская церковь веры Св. Евангелия (ок. 45 тыс. верующих, 130 общин), Апостольская церковь Христа (ок. 1 тыс. верующих, 9 общин), Церковь апостолов в Сионе (ок. 20 тыс. верующих, 20 общин), Апостольская церковь веры и дел (ок. 4 тыс. чел., 7 общин), Церковь Бога в Замбии (ок. 6 тыс. верующих, 33 общины), Пятидесятнические свободные церкви (2 тыс. верующих, 5 общин). Ок. 100 тыс. чел. являются членами более мелких групп пятидесятнического толка. Религиозное об-во друзей ( квакеры ) имеет 2 общины, ок. 300 верующих. Различные церкви Христа объединяют 120 тыс. чел. в 950 общинах. Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе насчитывает 800 тыс. верующих в 440 общинах.

http://pravenc.ru/text/182545.html

Грузии (Прошение на Е И В имя//Там же. С. 387). Во время восстания 1804 г. еп. Амвросий был направлен в Мтиулети для переговоров с горцами (Рапорт кн. Волконского кн. Цицианову от 26 июля 1804 г., 146//Там же. 1868. Т. 2. С. 324-325). После упразднения автокефалии ГПЦ Н. е. вошла в состав Кахетинско-Алавердской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. В XIX в. Гагмамхари не раз страдал от карательных экспедиций правительственных войск и набегов лезгин. По свидетельству очевидцев, «...башни и Церковь Некреского монастыря... за чертой Кордонной линии, следовательно, в руках хищных Лезгин... Впрочем, туда идут на Богомолье в год раз в праздник Рождества Прес. Богородицы, вооруженными, и только в этот шумный день, торжественный для Храма, оставляется это место постоянными его жителями - Лезгинами» ( Иоселиани. 1846. С. 110). После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. исторические территории Н. е., а также Алавердской и Харчашнийской епархий были включены в Алавердскую епархию ( Анания (Джапаридзе). 2012. С. 102). Н. е. была восстановлена на XIII Поместном Соборе ГПЦ в 1995 г. В нее вошли Кварельский и Лагодехский районы, а также церкви груз. исторической пров. Саингило; кафедры определялись в Некреси и Кварели, резиденции - в Кварели и Лагодехи (Там же. С. 158). Положением Синода ГПЦ от 17 окт. 2002 г. епархия переименована в Некресско-Эретскую, в 2009 г. ей возвращено старое название. С 1997 г. Н. е. управляет митр. Сергий (Чекуришвили). Архиереи сщмч. Авив Некресский (30-60-е гг. VI в.); Василий (ок. 1556-1560); Климент (ок. 1561-1584); Иосиф (ок. 1589); архиеп. Захария (ок. 1605); Роман (ок. 1613); Арсений (ок. 1637-1640); Никифор (ок. 1673); Николай (ок. 1709); Авив (Русисшвили; ок. 1724); Иоанн (Джорджадзе; 1739/40-1751); Досифей (Черкезишвили; 1751 (?) - 1789); Иоанн (Диасамидзе; ок. 1789); Амвросий (Микадзе; 1794-1811, с перерывом); Григорий (Нодаришвили; ок. 1799); Сергий (Чекуришвили; с 1997). Монастыри Некреси, в честь Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, муниципалитет Кварели, мужской, основан в VI в., возобновлен в 2000, настоятель - игум. Антоний (Павлиашвили)); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, муниципалитет Кварели, мужской, основан в 1565 царем Кахети Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999, настоятель - иером. Иоанн (Балиашвили)); Кварельский (Дуби), в честь Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, женский, основан в 2000, настоятель - прот. Бадри Арчуадзе); лагодехский, во имя св. Варвары (г. Лагодехи, женский, основан в 2000, настоятель - прот. Феодор Хуцишвили); лагодехский, в честь Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, женский, основан в 2002, настоятель - иерей Арсений Кереселидзе).

http://pravenc.ru/text/2564852.html

50 тыс. чел.; в П. с 1967), Церкви Бога (Кливленд) (Iglesia de Dios E. C. Panamá; 295 общин, 112 миссий, 21 тыс. чел.; в П. с 1935), Международной церкви четырехугольного Евангелия (Iglesia del Evangelio Cuadrangular; более 30 тыс. чел. (2005); в П. с 1928), Церкви Бога пророчеств (Iglesia de Dios la Profecía; ок. 1,5 тыс. чел. (нач. XXI в.); в П. с 1962). Пятидесятники- унитарии представлены Объединенной пятидесятнической церковью в Панаме (Iglesia Pentecostal Unida de Panamá; ок. 2 тыс. чел. (нач. XXI в.); существует с 1980). В П. действуют также независимые латиноамер. пятидесятнические организации (статистические данные на нач. XXI в.): Национальная пятидесятническая апостолическая церковь (Iglesia Apostólica Pentecostal Nacional; ок. 3 тыс. чел.), Пятидесятническая евангелическая церковь (Iglesia Evangélica Pentecostal; ок. 3 тыс. чел.), Евангелическая церковь (Iglesia Evangélica; ок. 1,6 тыс. чел.). Евангелики представлены Международной миссионерской орг-цией «Ethnos 360» (основана в 1942 под названием «New Tribes Mission», в П. с 1952; в нач. XXI в. насчитывала ок. 4 тыс. приверженцев) и Евангелической миссией Панамы (Misión Evangélica de Panamá; на нач. XXI в. ок. 700 чел.; основана в 1958). Харизматы входят в орг-цию «Icthus Inmernacional» (возникла в 1964 в Гватемале), появившуюся в П. в 1983 г. и насчитывавшую в нач. XXI в. ок. 850 приверженцев. К Церквам Христа (см. Ученики Христа ) в нач. XXI в. относились ок. 5 тыс. верующих (гл. обр. граждане США, работавшие в г. Панаме). Новоапостольская церковь (с центром в Цюрихе) в нач. XXI в. насчитывала в П. ок. 600 последователей. Иеговы свидетели , по данным самой орг-ции, имели в П. 17,7 тыс. приверженцев в 321 общине (2018). Межденоминационная Центральноамериканская миссия (Central American Mission), созданная в 1890 г. в США для проповеди среди жителей стран Центр. Америки и существующая в П. с 1944 г., в нач. XXI в. насчитывала ок. 1,2 тыс. приверженцев. Межденоминационные англоговорящие общины (Union Churches), изначально возникшие в зоне Панамского канала, в нач.

http://pravenc.ru/text/2578790.html

религии Британской Гвианы. Глава гайанских англикан - епископ Г. Гайанская епархия входит в состав пров. Вест-Индия и состоит из 3 округов, 150 приходов, к-рые объединяют ок. 78 тыс. чел. Пресвитериане представлены в Г. 2 орг-циями: Пресвитерианской Церковью Гайаны (44 прихода, 3 тыс. верующих) и Пресвитерией Гайаны (40 приходов, ок. 5800 верующих). Баптисты относятся к 3 орг-циям: Баптистской кооперативной конвенции, Баптистским «мид-мишнз» (Baptist Mid-Missions) и т. н. Баптистам седьмого дня. Имеют ок. 30 приходов, в к-рых не более 2700 чел. Методистская церковь Америки и Карибских о-вов представлена в Г. одним округом из 46 приходов, объединяющих 9 тыс. чел. Африканская методистская Епископальная Церковь и Африканская методистская Епископальная Церковь Сион, популярные среди темнокожего населения Г., имеют ок. 15 общин с общим числом прихожан ок. 2 тыс. чел. У Адвентистов седьмого дня - более 85 общин, к к-рым принадлежат более 23 тыс. гайанцев. Сообщество конгрегационистов Гайаны насчитывает 44 общины и ок. 8 тыс. верующих. «Движение святости» представлено в Г. Церковью Назареев (45 общин и ок. 4 тыс. верующих), Уэслианской церковью (38 приходов, 2500 приверженцев), т. н. Библейской миссионерской Церковью (3 общины, ок. 500 верующих). Церковь Бога, основанная Андерсоном, имеет 52 прихода и 6 тыс. верующих. Моравская церковь объединяет 8 приходов и 1200 чел. Пятидесятники принадлежат к церкви Ассамблеи Бога (ок. 200 общин и ок. 60 тыс. верующих), к Новозаветной церкви Бога с центром в Кливленде (США) (40 общин, 3500 верующих), к Церкви Бога пророчеств (7 общин, ок. 600 верующих), к Пятидесятнической церкви Элим (21 община, 7 тыс. верующих). Армия спасения имеет 23 общины с общим числом адептов 1500 чел. Новоапостольская церковь, подчиняющаяся центру в Цюрихе (Швейцария), насчитывает 10 общин, объединяющих 1300 верующих. Свидетели Иеговы имеют в Г. 30 общин, 4720 адептов. Более 6 тыс. гайанцев, считающих себя христианами, не принадлежат ни к одной из церквей. Индуизм

http://pravenc.ru/text/161461.html

36% населения Л.- протестанты, ок. 20% - католики, 18,6% - православные, 3,5% - старообрядцы. Представители других конфессий малочисленны. Ок. 20% жителей Л. не причисляют себя ни к какой религ. группе. Всего, по данным на 2011 г., в Л. было зарегистрировано 36 конфессий и религиозных орг-ций. Православие Действуют 125 приходов Латвийской Православной Церкви . На 2015 г. насчитывалось ок. 370 тыс. православных. Старообрядчество Старообрядцев в Л., по разным оценкам, от 50 до 70 тыс. чел., в основном они входят в беспоповские общины поморского согласия . Римско-католическая Церковь Римско-католическая Церковь представлена архиепископством-митрополией Рига (епископства-суффраганы: Елгава, Лиепая, Резекне-Аглона). По данным 2015 г., насчитывается 266 приходов, в к-рых служат 162 священника. Численность католиков составляет 407 тыс. чел. Католицизм гл. обр. распространен среди жителей Латгале, а также суйтов - небольшой (ок. 3 тыс. чел.) этнической группы Алсунгского края в Курземе. Протестантские церкви, деноминации и секты В нач. XXI в. крупнейшей протестант. орг-цией в Л. является Латвийская евангелическо-лютеранская Церковь (719 тыс. чел., 294 общины). Среди др. протестант. деноминаций: баптисты (ок. 6,7 тыс. чел., 94 общины), пятидесятники (ок. 3,3 тыс. чел., 52 общины), неопятидесятники (церковь «Новое Поколение», ок. 3 тыс. чел., 18 общин), адвентисты седьмого дня (ок. 4,1 тыс. чел., 51 община), христиане-евангелисты (ок. 3,2 тыс. чел., 13 общин) и др. Общая численность протестантов - ок. 740 тыс. чел. Нехалкидонские восточные Церкви Действует община Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви На нач. XXI в. в Л. насчитывалось ок. 2,7 тыс. армян. Иудаизм По офиц. данным на 2013 г., зарегистрировано 11 иудейских общин (327 иудеев). Ислам На 2013 г. зарегистрировано 17 мусульм. общин (преимущественно сунниты). Религиозное законодательство По Конституции Л. (гл. VIII, ст. 99), «каждый имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Церковь отделена от государства».

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Четвертая Пахомиевская редакция Жития прп. Сергия Радонежского. Автограф Пахомия Лагофета. Нач. 40-х гг. XV в. (РНБ. Соф. 1248. Л. 329) Клосс датировал каждую выделенную им редакцию и указал причины их появления ( Клосс. 1998. Т. 1). Первая, по его мнению, была создана в 1438 г. и объявляла преемником прп. Сергия прп. Никона Радонежского вместо прп. Саввы Сторожевского, что могло быть связано с готовившейся канонизацией прп. Никона и, возможно, с борьбой вел. кн. Василия II с звенигородско-галицким кн. Юрием Дмитриевичем. Вторая редакция, по мнению исследователя, была написана П. Л. ок. 1440 г. (между 1437 и 1440, во время правления митр. Исидора) специально для Симоновского монастыря и дополнена вставками из Житий святых Афанасия Афонского и Феодора Эдесского. Первая и Вторая редакции являлись сокращением епифаниевского текста, доводя повествование до кончины прп. Сергия. Третью редакцию П. Л. составил ок. 1442 г., когда произошло примирение Василия II Васильевича Тёмного с Дмитрием Шемякой. Текст был дополнен похвалой святому в рассказе о преставлении прп. Сергия (похвала заимствована из Жития прп. Афанасия Афонского; кроме того, появились вставки из этого Жития в др. главах), рассказом об обретении мощей прп. Сергия в 1422 г. и сказанием о его посмертных чудесах, а также переработанными главами из Епифаниевской редакции Жития, опущенными в Первой и во Второй редакциях. Третья редакция, по мнению Клосса, стала источником последующих редакций: Четвертой (согласно датировке старшего списка, создана ок. 1443-1445 как сокращение Третьей редакции), Пятой (создана ок. 1459 на основе протографа Четвертой редакции с дополнениями из Третьей и из Жития прп. Никона Радонежского), Проложной (является сокращенным вариантом Четвертой редакции) и предположительно принадлежащей П. Л. Редакции с записью Чудес 1449 г. (создана на основе протографа Четвертой редакции с дополнениями из Третьей и с записью Чудес 1449 г.). Предположения Клосса вызвали критику (см.: Бобров, Прохоров, Семячко. 2003. С. 440-442; Кучкин. 2003. 4(14). С. 116-117).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

н. франц. скульптура Е., ок. 1470, ц. св. Елизаветы, Марбург-ан-дер-Лан); в чепце и платье горожанки (скульптура алтаря Т. Рименшнейдера, 1492, ц. св. Марии Магдалины, Мюннерштадт; картина Михаэля Вольгемута, 1508, ц. ап. Иоанна и св. Мартина Турского, Швабах); как монахиню в подпоясанной бечевой коричневой рясе, в сером плаще, с белым платом на голове. Встречаются образы Е. с короной на голове (рельеф саркофага ок. 1300, ц. св. Елизаветы, Марбург-ан-дер-Лан; фигура Е. в скульптурном убранстве Карлова моста в Праге, 1707 г., мастер Ф. М. Брокофф). Корона может быть изображена дважды или трижды, напр., в памятниках Рейнской обл. и Нидерландов в XV в.: с 2 коронами - на «Реликварии с короной», 1236 г. (Исторический музей, Стокгольм), на скульптуре XVIII в. (Граве, Нидерланды); с 3 коронами (на голове, в руке, на книге) - на картине Яна ван Эйка, ок. 1435 г. (собрание Г. К. Фрика, Нью-Йорк). Согласно Цезарию Гейстербахскому (1236), последнее может быть истолковано как свидетельство святости Е. в девичестве, замужестве и вдовстве. На витраже (сер. XIII в.) ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан святую увенчивает ангел. Корона у ее стоп (картина XV в., Картинная галерея замка Лихтенштейн, Вена) или возложенная перед Распятием (фреска, ок. 1490, кафедральный собор, Иберлинген) символизируют отречение Е. от мира. Чудо с розами. Роспись ц. Санта-Элизабетта делла Конка в Перужде. 1330-1340 гг. Неизв. мастер (Национальная галерея Умбрии, Перужда) Чудо с розами. Роспись ц. Санта-Элизабетта делла Конка в Перужде. 1330-1340 гг. Неизв. мастер (Национальная галерея Умбрии, Перужда) На ранних изображениях Е. (статуя в капелле сев.-зап. башни Наумбургского собора, ок. 1235) она представлена без атрибутов, которыми в дальнейшем стали: раскрытая книга (скульптура Наумбургского собора (ок. 1240) и алтаря (ок. 1290) ц. во имя Елизаветы, Марбург-ан-дер-Лан; картина Дж. Кариани «Богоматерь со св. Елизаветой» (1524-1528, Национальная галерея, Рим); модель ее храма в Марбурге-ан-дер-Лан (рельеф кафедры (1397) в ц.

http://pravenc.ru/text/189793.html

31 янв. 1465 г. в Бирштанах М. добился от кор. Казимира IV Ягеллончика возвращения в состав владений Смоленской епископии ее старинного имения Прости ( Rutkowska G. Itinerarium króla Kazimierza Jagielloczyka 1440-1492. S. 202), к-рое между 28 сент. 1395 г. и нач. 1396 г. литов. вел. кн. Витовт, «розгневався на первого владыку» (т. е. свт. Михаила ), отнял у нее и позднее отдавал в держание местным боярам и местичам, а «в казну и в посребничого деи не давали» (Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 3 (1440-1498). Urašymu kn. 3/Par.: L. Anuyte ir A. Baliulis. Vilnius, 1998. С. 43-44). После несостоявшейся унии в ВКЛ митр. Григорий в февр. 1467 г. получил грамоту от К-польского патриарха Дионисия I , признавшего его единственным законным митрополитом на Руси, а в 1469 г. добился благословения от К-польского патриарха Симеона I . Это мешало планам римской курии и кор. Казимира IV Ягеллончика о подчинении правосл. епархий и их архиереев папской власти ( Chodynicki. 1934. S. 65). В 1470 г. впервые за 20 лет из Вильно через Полоцк и Витебск король приехал в Смоленск ( Rutkowska G. Itinerarium króla Kazimierza Jagielloñczyka, 1440-1492.//Itineraria Jagiellonóv. Warsz., 2014. S. 227). Возможно, что здесь Казимир IV провел переговоры с М., как с буд. преемником митр. Григория. В историографии иногда неточно относят время занятия М. Киевской кафедры к 1474 г. ( Строев. Списки иерархов. 34. Стб. 3; 14. Стб. 589), ко времени до 1476 г. ( Chodynicki. 1934. S. 66) или к 1476 г. ( Mironowicz. 2001. S. 320; 2003. S. 192, 291). Но вполне вероятно, что Смоленский архиерей занял ее почти сразу после смерти зимой 1472/73 г. Киевского митр. Григория. В Москве, по-видимому, учитывая поведение М. в 60-х гг. XV в., всерьез даже не рассматривали его кандидатуру после смерти митр. Московского Филиппа I , когда еще в 1472 г. наметилось новое сближение между папским двором, кор. Казимиром IV Ягеллончиком и вел. кн. Иоанном III. В апр. 1473 г. в Москве Собором рус. архиереев новым митрополитом Московским и всея Руси был избран свт. Геронтий . В это же время в Вильно состоялась встреча правосл. архиереев ВКЛ с папским легатом еп. Аяччо Антонио Бонумбре, возвращавшимся из Москвы в Рим после свадьбы (12 нояб. 1472) вел. кн. Иоанна III и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог . С легатом епископы и представители разных слоев правосл. знати отправили свое «писание», обращенное к папе Римскому Сиксту IV ( Chodynicki. 1934. S. 65-66).

http://pravenc.ru/text/2563368.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010