Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ХРИСАФ [Греч. Μανουλ Δοκας Χρυσφης], лампадарий и маистор, визант. мелург, муз. теоретик и писец, расцвет деятельности к-рого пришелся на период ок. 1439 - ок. 1469 г. Исходя из наличия муз. произведений М. Х. в рукописи Hieros. Patr. gr. 31, основная часть к-рых датируется 1439/40 г., можно определить, что он род. между 1410 и 1420 гг. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1901, 1915). О месте его рождения и родословной сообщается в надписании песнопения в рукописях Ath. Iver. 977 (кон. XV - нач. XVI в.) и 964 (1562 г.): «Другой анаграмматизм, составленный кир Григорием иеромонахом Силиврийским; этот Григорий - дед кир Мануила Хрисафа» ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1936). По мнению Г. Статиса , эти данные позволяют заключить, что М. Х. родился в Силиврии (Вост. Фракия) ( Στθης. 1994-1995). Судя по надписаниям песнопений в рукописях XV в., в т. ч. в автографах М. Х., мелург жил и работал в К-поле, а после захвата города турками отправился в Мистру, Сербию и на Крит, избрав типичный маршрут эмиграции грека-интеллектуала, связанного с имп. окружением ( Στθης. 1994-1995; Γιαννπουλος. 2006). Порядок его путешествий после 1453 г. трудно установить, но вероятно, что сначала он отправился в Сербию и Мистру, а затем продолжительное время до самой смерти жил на Крите. Мистра была центром деятельности имп. семьи во 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в.; провозглашение императором Константина XI Палеолога состоялось в Мистре после неожиданной смерти Иоанна VIII Палеолога в 1448 г. Подобным образом Сербия, особенно Смедерево - город на Дунае в 900 км от К-поля, была местом поселения греч. беженцев из К-поля, к-рые селились группами возле членов имп. семьи - Ирины Кантакузины, матери Лазаря, еп. Смедерева, и Елены Палеолог ( Jakovljevi . 1988). Смедерево оставалось независимым от турок до 1459 г., Мистра - до 1460 г. Часто местом поселения представителей К-польского Патриархата становился Крит, до 1669 г. бывший венецианской колонией с преобладавшим греч. населением: в частности, здесь жили церковные музыканты, такие как Иоанн Ласкарь и Мануил Газис , к-рые не только обучали церковному пению правосл. греков на Крите, но и, что было важнее, укрепляли связи между Критом и К-польской Церковью, особенно на фоне лат. (венецианского) влияния с учетом запрета на учреждение на острове греч. православной епископии ( Μαρκπουλος. 2008). М. Х. провел последние годы жизни на Крите в среде греков-изгнанников, к-рые ранее были связаны с имп. семьей.

http://pravenc.ru/text/2561926.html

[нем. Biel] Габриель (до 1410 или ок. 1415, Шпайер - 7.12. 1495, Айнзидель), нем. теолог и философ, один из крупнейших представителей номинализма в поздней европ. схоластике. Учился в Гейдельбергском ун-те с 1432 г., здесь же с 1438 г., став магистром философии, преподавал эту дисциплину. В 1442-1443 и 1451 гг. изучал теологию в Эрфуртском ун-те, особенно интересовался номинализмом У. Оккама , а в 1453 г.- в Кёльнском ун-те, где преподавание теологии опиралось на труды Фомы Аквинского и Альберта Великого . В 1448 г. началась деятельность Б. как проповедника, в т. ч. в 1457-1465 гг. в качестве проповедника при кафедральном соборе в Майнце. К этому времени относится большинство дошедших до нас его проповедей годового цикла и специально посвященных Деве Марии и святым (Sermones de sanctis. Tüb., 1499, 1500. 4 vol.). В XVI - нач. XVII в. эти проповеди 6 раз переиздавались в Германии, Австрии и Швейцарии. Во время пребывания в Майнце Б. присоединился к движению devotio moderna. В 1463-1482 гг. он руководил основанием и деятельностью 7 домов общины «братьев общей жизни» и неск. раз переселялся из одного в др. в Рейнской обл. и Вюртемберге. С 1484 по 1492 г. он был профессором теологии в открывшемся в 1477 г. Тюбингенском ун-те, дважды избирался его ректором, а в последние годы жизни, оставив преподавание, возглавил новооснованную небольшую общину «братьев общей жизни» в местности Шёнбух. В Тюбингене Б. написал свои главные сочинения: первые 3 кн. комментариев к «Сентенциям» Петра Ломбардского (1486-1488) и лекции о каноне мессы (Sacri canonis misse exposito brevis et interlinearis. Tüb., 1500), в к-рых подробно проанализировал текст, действия и смысл евхаристического богослужения. Комментарий к 4-й кн. «Сентенций» закончил его ученик Венделин Штайнбах, издавший все книги уже после смерти Б. (Gabriel super primo sententia[rum]. Tüb., 1501). В XVI в. комментарий выдержал 7 переизданий, в т. ч. во Франции; лекции о каноне мессы были переизданы 17 раз (XV-XVI вв.). Хотя Б. долгое время считался прежде всего последователем Оккама, в своих сочинениях он пытался соединить идеи Оккама и Иоанна Дунса Скота , склоняясь то к одному, то к др. в зависимости от исследуемой темы. Работы Б. оказали влияние на М. Лютера , изучавшего их в молодости, а также на отцов Тридентского Собора и католич. ун-ты Саламанки (Испания) и Коимбры (Португалия). Кроме трудов по теологии и литургике Б. написал важное для истории экономической мысли в Германии «Сочинение о действии и пользе монет» (Opusculum de potestate et utilitate monetarum. Openheym, 1516), в к-ром развивал идеи «справедливых налогов» и контроля за ценами.

http://pravenc.ru/text/149199.html

Тверская Учреждена в 1271 году Тверская Кафедра в Твери Симеон (первый) епископ, свт., бывший еп. Полоцкий † 3.02.1289 с 1289 по 1315 † неизвест. Варсонофий епископ, упоминается с 1315 по 1328 Феодор I епископ, рукоположен †1342 (1341) Феодор II епископ, свт., рукоположен с 1342 по 1360 на покое; † 20.03.1367 Василий епископ, рукоположен Евфимий (Вислен) епископ, рукоположен с 9.03.1374 по 1386 оставил кафедру; в 1390 лишен сана; † 1392 Арсений епископ, свт., рукоположен с 19.08.1390 † 2.03.1410 Антоний епископ, рукоположен со 2.02.1411 по 1434 † неизвест. Илия епископ, рукоположен с 1434 (1435) † 30.12.1457 Моисей епископ, рукоположен с 28.01.1453 по 1460 лишен сана и заключен † неизвест. Геннадий (Кожин) епископ, рукоположен с 25.03.1461 † апрель 1477 Вассиан (Стригин-Оболенский) епископ, рукоположен с 6.12.1477 (1478) † 23.05.1508 Нил епископ, рукоположен с 24(20).08.1509 † 3.04.1521 Тверская и Кашинская Акакий епископ, рукоположен с 30.03.1522 † 14.01.1567 Варсонофий епископ, свт., рукоположен с 1565 (1567) по 1570 на покое; † 11.04.1576 Савва епископ, рукоположен с 1570 по 1573 † неизвест. Феодорит епископ, рукоположен с 1573 до 1578 † неизвест. с 1578 архиепископ с мая 1589 Александр епископ, упоминается † 20.08.1592 Феоктист архиепископ, сщмч., рукоположен с 15.01.1603 † 1609 (убит) Около пяти лет оставалась свободной. Арсений (Апостол) архиепископ, свт., бывший архиеп. Елассонский (Архангельский) без кафедры с 1613 по 1615 архиеп. Суздальский и Тарусский Пафнутий архиепископ, рукоположен с 17.02.1620 Евфимий архиепископ, рукоположен с 26.10.1628 † ок. 1643 Иона архиепископ, рукоположен с 24.12.1642 Лаврентий архиепископ, рукоположен с 16.04.1654 по 26.07.1657 (с марта по декабрь 1655 временно управлял Смоленской епархией) митр. Казанский и Свияжский Иоасаф архиепископ, рукоположен Симеон II архиепископ, рукоположен с 16.04.1676 † июль 1681 Варсонофий (Чертков- Еропкин), митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 6.09.1681 по декабрь 1681 митр. Сарский и Подонский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ КАМАРИОТ [Греч. Ματθαος Καμαριτης] (ок. 1410 - дек. 1490, К-поль), визант. писатель. Происходил из семьи священника. Возможно, М. К. род. в Фессалонике и вместе с семьей переехал в К-поль в 1430 г. ( Παπαδκης. 2000. Σ. 25-28). По др. версии, М. К. род. в К-поле, поскольку его семья, происходившая из Фессалоники, переехала в столицу на рубеже XIV и XV вв. ( Χατζημιχαλ. 2002. Σ. 40-42). В 30-х гг. XV в. М. К. учился у Геннадия II Схолария . В письме к М. К., написанном между 1444 и 1450 гг., Схоларий называл его «лучшим и любимейшим» учеником и «самым серьезным собеседником». По просьбе М. К. Схоларий комментировал свой перевод соч. «De ente et essentia» Фомы Аквинского. Вероятно, в момент написания комментария и письма М. К. уже окончил учебу и открыл собственную школу. Ко 2-й пол. 40-х гг. XV в. относятся первые сочинения М. К. Отец и брат М. К. были убиты во время осады К-поля в 1453 г., трое его племянников обратились в мусульманство, а сам он был захвачен в плен, но вскоре сумел освободиться. Мать, сестра и еще один племянник М. К. попали в рабство к туркам, но позже их удалось выкупить. Об этих событиях известно из наполненного автобиографическими деталями «Плача» М. К. о падении К-поля (PG. 160. Col. 1060-1069). М. К. вернулся в К-поль не раньше весны 1455 г. Вплоть до сер. XX в. считалось, что по возвращении он стал главой Патриаршей школы, однако позже у исследователей возникли сомнения в достоверности этих данных ( Astruc. 1955. P. 248; Χατζημιχαλ. 2002. Σ. 60-67). М. К. преподавал риторику и философию, собрал обширную б-ку, занимался копированием сочинений античных авторов (Арриана, Прокла, Иоанна Филопона, Аристотеля), вел переписку и обменивался рукописями с итальянским гуманистом Дж. Валлой. В 1466-1467 гг. М. К. посетил Фессалонику. В 1485 г. он потерял зрение, но продолжил занятия наукой и преподавание. М. К. принадлежит множество сочинений разных жанров, значительная часть к-рых остается неизданной.

http://pravenc.ru/text/2562690.html

пиастров ( P curariu. 1997. Vol. 3. P. 117). 22 янв. 1862 г. в Бухаресте было создано единое правительство и созвано Представительное собрание (Парламент), что заложило основы для создания единого национального гос-ва, получившего офиц. название Румыния. 18 июня 1863 г. была произведена инвентаризация ценностей и документов преклоненных мон-рей. Не использовавшиеся во время богослужения ценные предметы утвари следовало сдать на хранение в мон-рь Голия в Яссах под военную охрану. В авг. того же года представитель Румынии в К-поле подал Порте проект решения вопроса о секуляризации земель преклоненных мон-рей. Согласно проекту, св. места должны были получить компенсацию в размере 80 млн тур. пиастров, из них изымался накопившийся долг (ок. 29 млн). Кроме этого, Румынское гос-во предоставляло 10 млн тур. пиастров на основание светской школы и госпиталя в К-поле. Однако представители св. мест отвергли это предложение. 13 дек. 1863 г. была самопровозглашена автокефалия Румынской Православной Церкви, М. м. вышла из юрисдикции К-польской Патриархии и с тем же названием вошла в юрисдикцию новообразованной национальной Церкви (см. в ст. Молдовы и Буковины митрополия ). Митрополиты М. м. Иосиф (ок. 1387-1388 - ок. 1415), не принятые в княжестве - Феодосий (после 1388 - до 1392/93) и Иеремия (1392/93 - ок. 1410), Макарий, Григорий, Дамиан (1437-1447), Иоанникий (1447-1453), Феоктист I (1453-1478), Георгий I (1478-1508), Феоктист II (1508-1528), Каллистрат (1528-1530), Феофан I (1530-1546), Григорий I (Рошка) (1546-1551), Георгий II Бистрицкий (1551-1552), Григорий II Нямецкий (1552-1563), Феофан II (1563-1572, 1578-1579, 1582-1588), Анастасий (1572-1577), местоблюститель митрополичьего престола, епископ Романский Никанор (1579-1582, митрополит в 1591-1594), Георгий III (Мовилэ) (1588-1591, 1595 - май 1600, сент. 1600-1605), Митрофан (1594-1595), Мардарий (1595), Дионисий (Ралли-Палеолог) (май-сент. 1600), Феодосий (Барбовский) (1605-1608), Анастасий (Кримка) (1608-1617, 1619-1629), Феофан III (1617-1619), Афанасий (1629-1632), свт. Варлаам (1632-1653), Гедеон (1653-1659, 1664-1671), Савва (1659-1664), свт. Досифей (Барилэ) (1671-1674, 1675-1686), Феодосий из Брази (1674-1675), Каллистрат (Вартик) - местоблюститель (1686-1689), Савва Романский (1689-1701/02), Мисаил (1701/02-1708), Гедеон (1708-1722), Георгий IV (1722-1729), Антоний (1730-1739), Никифор (1739/40-1750), свт. Иаков I Путнянский (1750-1760), Гавриил (Каллимаки) (1760-1786), Лев (Леон) (Геукэ) (1786-1788), Иаков II (Стамати) (1792-1803), Вениамин (Костаки) (1803-1808, 1812-1821, 1823-1842), Мелетий (Лефтер) (1844-1848), Софроний (Миклеску) (1851-1860). Архитектура и искусство М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Мы уже говорили про общение патриарха с монашеским посольством в Константинополе и про вполне доверительные между ними отношения. Более того, вопросы синаитов в немалой степени касались их конфликтов с иерархией и недоверием к ней. Почему же Геннадий оказывается для синаитов «хорошим» патриархом? Скорее всего, тут сыграли роль определенные личные контакты или какие-то особые связи. Автором вопросов к Схоларию являлся монах Максим Софианос, и не исключено, что Схоларий мог состоять с ним в родстве, так как нам известен племянник патриарха Феодор Софианос. Однако главным тут могло оказаться другое: по указанию «Просопографического лексикона...» 24 , старец монах Иоаким, глава синайского посольства в Константинополь и адресат второго синайского письма патриарха, появляется несколькими годами раньше, в середине 40-х гг., как адресат св. Марка Эфесского ! Само по себе это незначительное указание, однако оно свидетельствует об определенной «групповой» общности Схолария и некоторых из синайских отцов, а также общности их обоих с традицией св. Марка Эфесского . Можно считать, что после 1453 г. именно это направление, возглавляемое ранее Эфесским святителем, в лице патриарха Геннадия заняло ключевые позиции в Константинопольском патриархате. Монашество (как мы видим на примере синайских отцов) оказалось одной из его опор. Однако гораздо важнее вопрос о том, кем были предшественники этой «партии». В первую очередь, это можно выяснить по тем «авторитетам», на которые они ссылаются. В посланиях синайским монахам указано два таких имени: Константинопольские патриархи Матфей I (1397–1402 и 1403–1410) и Евфимий II (1410–1416). Помимо того, что Схоларий (род. ок. 1405 г.) мог их лично помнить, патриарх Матфей был важен для него как настоятель и составитель типикона Харсианитского монастыря в Константинополе, где Схоларий принял постриг. Патриарх Евфимий был преемником Матфея. Сведений о нем не так уж много: сохранилось несколько его писем, известен он и как почитатель св. Григория Паламы . Оба эти патриарха должны были иметь определенный авторитет и для синайских монахов, если Схоларий может в своих посланиях апеллировать к их опыту. Проблема преемства Схолария от св. Марка и других значительных людей церкви первой половины XV в. не может, конечно же, быть выяснена лишь по сочинениям патриаршего периода. Однако это – одна из основных проблем всей истории византийской церкви XV столетия, так как ее разрешение может по-новому осветить все вопросы, связанные с заключением и дальнейшим разрывом Флорентийской унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

2865 Боровск – в настоящее время уездный город Калужской губернии. О месте села Кудинова ныне напоминает часовня. 2866 Высокий-Покровский монастырь находился при р. Протве, в 1 версте от Боровска. Основан в 1410 г. В 1618 г. монастырь был приписан к Пафнутиеву Боровскому, в 1764 г. упразднен. Название «Высокий» получил по месту, которое занимал: местность эта господствует над всею окрестностью. Теперь на месте этой обители находится подгородная слобода Высоцкая. 2867 Преподобный Никита был игуменом Высоцкого Серпуховского монастыря, преемником преп. Афанасия Младшего с 1395 г. После 19-летнего управления обителью, состарившись и страдая болезнью глаз, преп. Никита семь лет жил на покое в Высоком Боровском монастыре. Оставив этот монастырь (ок. 1421 г.), преп. Никита ушел на север и основал в Костроме Богоявленский монастырь (ок. 1426 г), существующий до сих пор (с 1864 г. – женский). Здесь подвижник скончался и погребен 2868 Князь Симеон Боровский был сын Владимира Андреевича Серпуховского, скончался от моровой язвы в 1426 г. иноком с именем Саввы и положен в Троице-Сергиевом монастыре. – св. митрополит Фотий (память его празднуется 2 июля) управлял Русскою Церковью с 1408 по 1431 г. Отсюда следует, что преп. Пафнутий стал игуменом не позднее 1426 г. 2870 Василий Ярославич, князь Боровский, сын кн. Ярослава (Афанасия) Владимировича, скончался в 1483 г. 2871 Мамотяк – сын царя Ординского Могомета, царь Казанский. Нашествие, о котором здесь речь, было в 1445 г. В таком порядке события рассказаны в древнем житии преп. Пафнутия. Но происшествие это было ранее освящения храма (ок. 1448 г.) и официального открытия обители. 2874 Труд Досифея, написанный не ранее 1546 г., представляет собою нечто в роде Патерика – ряд кратких рассказов, слышанных от преп. Пафнутия, преп. Иосифа и других подвижников Волоколамского монастыря. Досифею принадлежит еще надгробное слово преп. Иосифу. 16 Иоанн Калита, сын св. кн. Даниила Александровича, был великим князем с 1328 по 1340 г. 2876 Здесь разумеется князь Димитрий Георгиевич Шемяка, отравленный в 1453 г. в Великом Новгороде. Отраву дал князю его боярин и любимец Иоанн Котов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Первой признанной арм. епархией на румын. землях стала епархия в Молдавском княжестве с центром в г. Сучава, деятельность к-рой ратифицировал 30 июля 1401 г. молдав. господарь Александру I Добрый (документ хранится в музее арм. кафедрального собора Успения Пресв. Богородицы во Львове; текст опубл.: Panaitescu P. P. Hrisovul lui Alexandru cel Bun pentru episcopia armean din Suceava. Bucur., 1935. P. 4-5); 1-м правящим архиереем был поставлен Ованнес (считается, что речь идет о епископе Лемберга). 26 июня 1410 г. католикос Акоб III Сисеци (1404-1411) подтвердил его на кафедре Лемберга (Львова), в его ведении в то время находились Лемберг, Сирет, Сучава, Камениц (Каменец), Луцк, Аккерман, земля влахов, Видин и др. ( Alian. 1896. P. 221-224). В нач. XV в. по приглашению господаря Александру I (8 окт. 1407) в Молдавское княжество (Сучава, Сирет, Чернэуци (Черновцы)) из Лемберга перебрались мн. армянские (ок. 700 семей) и немецкие купцы, к-рым господарь предоставил привилегии (освобождение от таможенных пошлин и др.). Под 1415 и 1445 гг. упоминается 3-й арм. епископ Лемберга и Сучавы - Аветик ( Petriceicu-Hasdeu. 1868. P. 67-68; Alian. 1896. P. 134). В 1418 г. господарь Александру I разместил ок. 3 тыс. семей арм. мигрантов в 7 молдав. городах (по мнению историков, это Сучава, Четатя-Албэ (или, возможно, Яссы), Галац, Васлуй, Ботошани, Дорохой и Хотин), где армяне построили церкви ( Xenopol. 1879. P. 251; Papadopol-Calimache. 1887. P. 10). После падения К-поля (1453) в румын. княжества вновь переселились арм. мигранты ( Iorga. 1913. P. 26). В 1457 г. арм. католикос Аристакес II Аторакал (с 1448 сопредстоятель, 1465/66-1469/70) поставил на кафедру Лемберга, Сирета, Сучавы, Аккермана и Ботошани еп. Хачадура, ставшего последним архиереем, юрисдикция которого распространялась и на Польское королевство, и на Молдавское княжество. С 1506 до 1676 г. арм. молдавские архиереи постоянно жили в Сучаве или иногда в Яссах. Молдавский господарь св. Стефан III Великий (1457-1504), вступив на престол, также обратился к арм. купцам с хартией, приглашая их в Сучаву и обещая торговые привилегии и защиту. Новая миграция армян в Молдавское княжество произошла после 1475 г. (завоевание Каффы Османской империей) - источники указывают общее число арм. семей, проживающих в Молдавском княжестве на тот момент,- свыше 3 тыс. Св. Стефан III разместил прибывших в Сучаве, Яссах, Ботошани, Фокшани и Романе ( Wickenhauzer. 1862. S. 68; Iorga. 1906. P. 297, 311). В 1484 г. турки взяли Четатя-Албэ и Килию, что вызвало новую массовую миграцию армян,- по свидетельству итальянца Донато да Лецце, в этих городах жило армян больше, чем в Сучаве, Сирете, Хотине, Яссах, Романе, Васлуе и Ботошани вместе взятых ( Iorga. 1913. P. 26). В 1497 г., когда польск. кор. Ян I Ольбрахт (1492-1501) осадил Сучаву, ок. 700 арм. семей бежали из Молдавского княжества в Венгерское королевство, Трансильванию и Галицию.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Ричарда Скропа, близкого друга Арундела, архиепископ К. поддержал короля перед папой Римским Иннокентием VII , к-рый отлучил от Церкви всех виновных в пролитии крови прелата. В 1407-1410 гг. Арундел исполнял обязанности канцлера королевства, играл важную роль в управлении гос-вом (особенно во время болезни короля). В 1413 г. новый кор. Генрих V лишил его гос. должностей. Проповедь архиеп. Томаса Арундела. Миниатюра из рукописи: Jean Creton. La Prinse et mort du roy Richard (Lond. Brit. Lib. Harley. 1319. Fol. 12). Ок. 1401–1405 г. Проповедь архиеп. Томаса Арундела. Миниатюра из рукописи: Jean Creton. La Prinse et mort du roy Richard (Lond. Brit. Lib. Harley. 1319. Fol. 12). Ок. 1401–1405 г. Преемник Арундела на Кентерберийской кафедре Генри Чичели также был верным слугой англ. короля, активным гос. деятелем. Разделяя амбициозные планы Генриха V по покорению Франции (см. ст. Столетняя война (1337-1453)), архиепископ собирал с духовенства денежные субсидии королю, организовывал молебны во всех приходах архиеп-ства. Во многом благодаря его стараниям как покровитель Английского королевства стал почитаться вмч. Георгий Победоносец; архиепископ К. способствовал развитию почитания других святых, с помощью к-рых англичане одержали те или иные военные победы, напр. св. Иоанна из Беверли, еп. Йоркского (в день его памяти, 25 окт. 1415, произошла битва при Азенкуре, когда французская армия, несмотря на численное превосходство, потерпела сокрушительное поражение, понеся значительные потери). Основанный архиеп. Г. Чичели в 1436 г. в Оксфорде колледж Олл Соулс (Всех душ) стал памятником англичанам, погибшим во франц. кампаниях. К. был одним из центров распространения в Англии гуманизма . Архиеп. Джон Мортон (1486-1500, с 1493 кардинал), один из ближайших советников кор. Генриха VII Тюдора (1485-1509), покровитель и наставник юного Т. Мора , содействовал развитию книгопечатания. Видным ученым-гуманистом был Уильям Селлинг, приор капитула К. в 1472-1494 гг. Он неоднократно посещал Италию, собирал лат.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

В борьбе за наследство Тимура победил Шахрух (1405-1447). Распределив между сыновьями важнейшие тимуридские уделы, он с трудом поддерживал их единство с опорой на чиновничество и улемов, заслужив репутацию идеального государя. Однако он во многом обязан сыну и фактическому соправителю Байсункар-мирзе, усилиями которого был восстановлен Исфахан. К 1410 г. Кара-Коюнлу вытеснили Джалаиридов из Азербайджана и Курдистана и утвердили свою столицу в Тебризе. Благодаря энергии Кара-Юсуфа (1410-1420) и Кара-Искандера (1420-1438) они сбросили верховное владычество Тимуридов. Джахан-шах (1437-1467), воспользовавшись смутами в Хорасане после смерти Шахруха, провозгласил себя султаном и в 1453-1457 гг. отвоевал Ирак Персидский, Хузестан, Фарс и Керман, при этом особенно пострадали Султания и Исфахан. В 1459 г. Джахан-шах заключил с Тимуридом Абу Саидом (1451-1469) договор, по к-рому владения 2 династий разграничивались по Сефидруду, пустыням Деште-Лут и Деште-Кевир и хребту Поште-Кух. Многочисленные казни вельмож и опора на крайних шиитов вызвали яростное противодействие суннитских улемов. После гибели Джахан-шаха в сражении с Ак-Коюнлу (1467) остатки рассеянных племен «Чернобаранных» влились в состав нового союза. Его предводитель Узун-Хасан, захвативший в 1468 г. Азербайджан с Тебризом, столкнулся со своим бывш. союзником Абу Саидом и, одержав победу, казнил его (1469). Тимуридский султанат распался на 2 части - Ср. Азию со столицей в Самарканде и Хорасан (куда входили также Систан, Мазендеран, Горган с Астрабадом) со столицей в Герате. Курдистан, оба Ирака, Хузестан, Фарс и Керман достались Хасану, поддержкой к-рого против Османов и Джучидов стремились заручиться Венецианская республика и Великое княжество Московское. Однако поражение Узун-Хасана в 1473 г. от Мехмеда II положило конец притязаниям туркмен на господство в М. Азии. В XV в. И. переживал экономический упадок. Торгово-ремесленные центры переместились на юг, где Йезд, Шираз, Ормуз были связаны с внешней торговлей шелком. Ок. 1500 г. гос-во Ак-Коюнлу разделилось на 2 удела: один, с центром в Тебризе, включал часть Армении, Курдистан и Азербайджан, а второй, с центром в Исфахане,- Ирак Персидский, от к-рого лишь номинально зависели Фарс, Керман и Йезд, перешедшие под власть династии Ак-Коюнлу. В Абаркухе, Кашане, Семнане и Систане распоряжались независимые правители. Гилян разделился на шиитские эмираты Биепиш (столица - Лахиджан) и Биепас (столица - Решт), а Мазендеран - на неск. самостоятельных владений. В Хузестане восстание крайних шиитов под началом Мухаммада Мушаша, провозгласившего себя предтечей грядущего Махди аль-Мунтазара, завершилось к 1465 г. созданием небольшого наследственного имамата в районе Ховейзе.

http://pravenc.ru/text/673877.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010