В XI–XV веках Святой Иосиф – неизменный персонаж канонических композиций «Рождество Христово», «Сон Иосифа», «Сретение», «Бегство в Египет» монументальной византийской живописи храмов (Рождество Христово. Начало XI в. Мозаика. Монастырь Осиос-Лукас, Дельфы, Греция; Принесение во храм. Начало XI в. Мозаика. Монастырь Осиос-Лукас, Дельфы, Греция; Сон Иосифа. XI в. Фреска. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Атени Сиони, Грузия; Рождество Христово. 1100 г. Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни, Греция; Рождество Христово. 1143–1151. Мозаика. Церковь Марторана, Палермо, Сицилия; Рождество Христово. 1143–1150. Мозаика. Палатинская капелла, Палермо; Сон Иосифа. Бегство в Египет. 1143-1150. Мозаика. Палатинская капелла, Палермо; Сретение. XII в. Фреска. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Псков; Путешествие в Вифлеем. 1316–1321. Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул, Турция; Рождество Христово. 1316–1321.Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул; Сон Иосифа. 1316-1321.Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул, Турция; Рождество Христово. 1497. Икона. Кирилло-Белозерский художественный музей-заповедник, Кириллов). Из этого круга росписей и мозаик хотелось бы выделить фреску XII века из новгородской церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах), в которой отразилась во всей полноте сама суть Святого Иосифа. Источником торжественно-возвышенной композиции «Иосиф ведет Марию в свой дом» (1189 г. Фреска. Церковь Благовещения в Аркажах, Новгород), достаточно редко встречающейся в живописи, могли послужить не дошедшие до нас иллюминированные рукописи Константинополя X–XI веков или специально созданные книги образцов фресок Статная фигура Иосифа значительно выше по росту и крупнее по формам, чем детская фигурка юной Марии. Он представлен не молодым, но и не старым. Убеленный сединами, умудренный годами и опытом человек, с суровым выражением аскетического лица, властным решительным жестом берет за руку робкую и покорную Марию, увлекая ее за собой. Таким образом, выразительным языком поз и жестов подчеркивается значительность фигуры Иосифа в евангельской истории и важность его роли, как хранителя и защитника Девы Марии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Общение Ирины Хумнены и Феолипта не только заполняет лакуну в изучении института духовного руководства в Византии, но и являет собой один из немногочисленных примеров, когда в качестве наставника выступает мужчина, а в качестве ученицы – женщина. Эта уникальность пробуждает больший интерес к исследованию дошедших до нас материалов, связанных с этими личностями. Дела епархии, сопряженные с нашествием турок, требовали от митрополита пребывания в Филадельфии. К тому же суровый патриарх Афанасий И (1303–1310) настаивал на постоянном местожительстве архиереев в своих диоцезах 9 . Поэтому сразу после обретения духовной дочери Феолипт вынужден был уехать. В дальнейшем их общение проходило главным образом посредством писем. Несмотря на то что митрополит Филадельфии вел переписку с довольно широким кругом лиц (туда входили Никифор Григора, Михаил Габр, позднее Никифор Хумн), послания которых к нему сохранились, из принадлежащих руке митрополита мы имеем только 5 писем, адресованных Евлогии. Первое было написано, по всей вероятности, еще в Константинополе 10 . А. Хироу относит его к поздней весне 1307 г. 11 Далее следует десятилетний период молчания (возможно, что письма просто не дошли до нас). С сентября 1317 по август 1318 12 или по февраль 1319 13 Феолипт Филадельфийский был в Константинополе по служебным делам и читал проповеди в монастыре ΦιλνθρωποςΣωτρ. Евлогия в это время наслаждалась не только письменными руководствами, но и беседами с ним. Другая такая возможность ей представилась только в апреле 1321 г., когда Феолипт приезжал в Константинополь, с тем чтобы выступить посредником в споре за императорский престол между двумя Андрониками, но уже к ноябрю 1321 г. он возвратился к себе и накануне Рождества 1321 г. написал (и чуть позже отправил) своей наставнице второе послание 14 . Далее следует наиболее интенсивный период их переписки: третья эпистола Феолилта датируется концом зимы – началом весны 1322 г. 15 , четвертая – апрелем 1322 г. 16 и последняя из дошедших до нас написана незадолго до смерти наставника не позднее ноября 1322 г. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Моисею» (Исх 3. 2), «Видение Лествицы Иакову» (Быт 28.12), «Толкование снов царя Навуходоносора прор. Даниилом» (Дан 2. 31-45), «Ложе царя Соломона» (Песн 3. 7), «Пир Премудрости» (Притч 9. 1-11). Выбор библейских сюжетов обусловлен чтениями паремий на Богородичные праздники. На связь этих сюжетов с Богородицей прямо указывают небольшие круглые клейма с образом Девы Марии, помещенные в композициях на всех изображениях, символизирующих чудесное воплощение Спасителя: на купине, горе, храме, ложе. На своде нартекса изображена теофаническая композиция «Ангел Великого совета Иисус Христос с пророками Иезекиилем и Аввакумом», иконография к-рой восходит к миниатюрам гомилий свт. Григория Богослова (Слово на Св. Пасху; напр., в ркп. Sinait. gr. 339. Fol. 9v, 1136-1155 гг.). Мастерами Михаилом и Евтихием были расписаны также церкви Богородицы Левишки, св. Никиты под Скопье (до 1316), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), где художники оставили свои подписи, и, по мнению В. Джурича, маленькая ц. святых Иоакима и Анны (Кралева) в мон-ре Студеница. Успение Богородицы. Мозаика мон-р Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Успение Богородицы. Мозаика мон-р Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Выдающимся памятником являются мозаики мон-ря Хора в К-поле (Кахрие-джами), созданные в 1316-1321 гг. по заказу Феодора Метохита - блестяще образованного вельможи, философа, математика, историка и поэта, воплотившего в росписи эстетические и богословские идеалы эпохи. Характеру росписи более всего отвечает название соч. Феодора Метохита «О математическом виде философии и особенно о виде ее, связанном с гармонией», поскольку гармония является основной категорией живописного убранства этого памятника. От мозаичной росписи сохранилось неск. фрагментов в наосе, в т. ч. композиция «Успение» на зап. стене, и достаточно полный ансамбль внешнего и внутреннего нартексов. В больших зонтичных куполах представлены образы Христа Пантократора в окружении праотцев и Богоматери с Младенцем в окружении пророков.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Н. Г. участвовал в реконструкции мон-ря Хора под рук. Метохита (1316-1321) ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 1045-1046) и преподавал его сыну и дочери христианскую и языческую философию (Ibid. Vol. 1. P. 309). В 20-х гг. XIV в. Н. Г. уже был известен как ученый и пользовался покровительством Андроника II Палеолога, к-рому его представили в 1321 г. Вскоре Н. Г. был рекомендован на пост хартофилакса храма Св. Софии, но он отверг это предложение, сославшись на юный возраст и на то, что хочет полностью посвятить себя науке. В 1324 г. он выступил с проектом календарной реформы, предложив новые методы вычисления пасхалии, но проект не был принят (Ibid. P. 364-371). Несмотря на то что в 1326 г. Н. Г. участвовал в посольстве к кор. Сербии Стефану Урошу III, он не стремился к карьере ни при дворе, ни в ведомстве Великой ц. Вместо этого Н. Г. посвятил себя научным трудам и преподаванию, став во главе кружка интеллектуалов, сформировавшегося при монастыре Хора в К-поле. Положение Н. Г. и Метохита пошатнулось, когда в гражданской войне 1321-1328 гг. одержал победу Андроник III Палеолог. Покровитель Н. Г. Андроник II лишился влияния, Метохит был отправлен на 2 года в ссылку, а Н. Г. остался без имущества. Примерно в это же время скончался дядя Н. Г. Иоанн (Ibid. P. 428-429). При этом Н. Г. позволили проживать в мон-ре Хора (по словам самого Н. Г., в связи с тем, что все знали о его принципиальном нежелании вмешиваться в политику). По поручению учителя он принял на себя заботу об обширной б-ке Метохита, к-рая была передана мон-рю. Об отношениях Н. Г. с его учителем в этот момент свидетельствует поэма Метохита «Советы мудрому Никифору Григоре, и О [моих] собственных сочинениях» ( Š ev enko I., Featherstone J. Two Poems by Theodore Metochites//GOTR. 1981. Vol. 26. P. 1-46). Н. Г. сохранил привязанность к Метохиту и в последние годы его жизни, когда тот вернулся в К-поль, лишенный прежней славы и влияния, и принял постриг с именем Феолипт. Н. Г. тяжело переживал кончину учителя (13 марта 1332) и занимался посмертным изданием его трудов.

http://pravenc.ru/text/2565528.html

Rigo, Antonio. “Il Rapporto dei metropoliti ad Anna Paleologa e altri eventi dell’anno 1346.” Byzantion 85 (2015): 285–339. Rigo, Antonio. “Le Mont Athos entre le Patriarche Jean XIV Calécas et Grégoire Palamas (1344–1346).” In ΠΕΡΙΒΟΛΟΣ. Vol. 1: Mélanges offerts а Mirjana ivojinovi, 259–284. Edited by Dejan Delebdi and Bojan Miljkovi. Belgrade: Institut d’études byzantines de l’Académie serbe des sciences et des arts, 2015. 6 . Перевод приложения 1 из работы М. Митреа Приложение 1: Хронология жизни и сочинений свт. Филофея(Коккина) 455 Филофей (Коккин) Современные события Ок. 1295–1300 Рождение в Фессалонике (с именем Фока) Ок. 1296 Образование в Фессалонике у Фомы Магистра Ок. 1307 † Никодим Младший 1320-е 1321–1328 Гражданская война Ок. 1328–1331 Монах в Ватопеде под руководством Саввы Нового Ок. 1328 Савва Новый возвращается в Ватопед после 20 лет удивительных аскетических подвигов Ок. 1331–1341/2 Монах в Великой Лавре Ок. 1336 † Герман Марулис Подписывает Святогорский томос в качестве иеромонаха Палама составляет Святогорский томос 1340/1–1342 – Игумен в монастыре Филокаллес – пишет житие прп. Никодима Нового – составляет энкомий прпмц. Анисии Исихастский собор в Константинополе 1341–1347 Гражданская война 1342–1345 – Игумен в Великой Лавре – пишет Диатаксис Божественной Литургии 1342–1350 Восстание зилотов в Фессалонике 1345–1347 – аскеза и исихия на Афоне – пишет 2 догматических слова против Григория Акиндина – составляет житие прмц. Февронии Исихастский собор в Константинополе 1347–1353 1347–1350 Период правления патриарха Исидора I Вухира 1347–1354 Правление Иоанна VI Кантакузина † Савва Новый † Исидор I Вухир – пишет житие прп. Саввы Нового 1350–1353 Период правления патриарха Каллиста I – составляет Соборный томос 1351 г. – пишет Исповедание веры – отправлет письмо жителям Ираклеи после падения города – пишет Историческое слово 457 – составляет первые 3 антирретика против Григоры – Исихастский собор в Константинополе – захват Ираклеи генуэзцами 1353–1354/5

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

С . 125–126 – Глава 3.1 – Nikodemos the Younger ( прп . Никодим Новый). Прп. Никодим родился ок. 1267 г. в македонском г. Веррия. О его семье, детстве и образовании сведений не сохранилось. Вероятно, в Веррии он принял монашество и стал бродячим аскетом. В возрасте ок. 40 лет прп. Никодим пришел в Фессалонику, где стал жить в монастыре Филокалла. Вероятно, ок. 1307 г. он был убит местными жителями якобы за постыдное поведение 166 . Местное почитание прп. Никодима началось, когда рядом с монастырем Филокалла были обнаружены его нетленные мощи. Позже они были положены в церкви, построенной в честь преподобного на средства императора Андроника II. В кафоликоне афонского монастыря Хиландар сохранилось фресковое изображение этого святого, написанное в 1321 г. Житие свт. Филофея (Коккина) является единственным источником сведений о жизни прп. Никодима Нового. С. 126 – Глава 3.2 – Sabas Tziskos (прп. Савва Дзискос). Прп. Савва родился ок. 1283 г. в Фессалонике в знатной семье Дзискосов, и крещен был с именем Стефан. Стефан образование получил в Фессалонике, а потом, ок. 1301 г., пришел на Афон и принял монашеские обеты. Ок. 1308 г. на Афон напали каталонцы, из-за чего прп. Савва вынужден был спасаться бегством: покинув Афон, он отправился на Святую Землю. За 20 лет скитаний прп. Савва стал известным аскетом. Вернувшись на Афон, он поселился в Ватопедском монастыре, где пребывал до марта 1342 г., когда в составе афонского посольства отправился в Константинополь для ведения переговоров об окончании гражданской войны. После переговоров, которые прошли неудачно, прп. Савва остался в столице, в монастыре Хора. В нач. 1347 г. имп. Иоанн VI Кантакузин предлагал ему занять патриарший престол, но преподобный отказался. Умер он, вероятнее всего, примерно год спустя, т.е. ок. 1348 г. Сведения о жизни прп. Саввы сохранились не только в житии свт. Филофея, но и в Истории имп. Иоанна VI Кантакузина (ссылку на источник см. в прим. 520 на С. 126). С . 126–127 – Глава 3.3 – Isidore Boucheir ( свт . Исидор (Вухир)).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Князь Давид Феодорович передал эту икону в 1321 году младшему своему сыну Михаилу вместе с уделом на Мологе. Михаил Давидович, внук Феодора Черного, стал первым мологским князем, успешно союзничал с Москвой и даже сопровождал великого князя Дмитрия Иоанновича (впоследствии Донского) в поездке в Орду к хану Амурату в 1362 году. От князя Михаила Тихвинская икона перешла к его сыну Феодору. Феодор Михайлович участвовал во многих походах в составе московских войск. В 1380 году на Куликовом поле мологская дружина билась на левом фланге под знаменами Дмитрия Донского. Семейную реликвию – икону Тихвинской Божией Матери – князь Феодор Михайлович пожертвовал около 1370 года (в иных источниках называется 1377 год) в древний Афанасьевский монастырь, а позднее и сам принял здесь постриг с именем Феодорита и был погребен в Мологской соборной церкви в 1408 году. Икона Тихвинской Божией Матери служила с того времени покровом и питательницею обители, а с 1770 года прославилась как чудотворная. «Я, грешный, родился и вырос под покровом сей святой иконы Богоматери», – пишет о. Павел. С этой исчезнувшей иконой (в январе 1930 г. она была увезена из разгромленного Афанасьевского монастыря в Мологский музей, а оттуда изъята по распоряжению начальника ОГПУ – где она теперь? что с нею? – следы ее отец Павел искал всю свою жизнь) связано много тайн и чудес, начиная с самого ее происхождения. Исследователи утверждают, что икона написана во горой половине XIII века, когда князь Феодор Черный супругой Анной, дочерью татарского хана, вернулся из золотой Орды. Тихвинскою же называется она только по сходству изображения ликов Богоматери и Спасителя, но никак не могла быть копиею с той Тихвинской, что мнилась над водами Ладожского озера в 1383 году и остановилась в Тихвине, так как в Афанасьевской обители находится с 1370-го (1377) года. По сказанию, сама Тихвинская икона Богородицы написана св. апостолом Лукою, впоследствии перенесена в Иерусалим, а затем во Влахернский храм Константинополя, откуда и скрылась н 1383 году и явилась в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Но с другой стороны Никоновское четвероевангелие не представляет совершенно точной, последовательной копии Чудовского списка. В сем последнем, помимо общих обоим спискам мест, содержится много других особенностей, только ему одному свойственных и не разделяемых Евангелием преп. Никона, которое в этих случаях или удерживает древние чтения или имеет новые, частию принятые, частию не принятые в нынешнюю печатную Библию . См. мою заметку о Никоновском Евангелии в отношении к Чудовской рукописи – в Богосл. Вестнике, 1892, июль, стр. 167–173. В2 Четвероевангелие, Импер. Публ. библ. О. п. I. 1, из собр. гр. Ф. А. Толстова, пис. на хорошем пергамине, в 8-ку (З 1 / 2 в. длиною и 2 1 / 2 в. шир.), в один столбец, по 24–25 строк, на 191 л. тщательным мелким уставом XIV в. Обложено малиновым бархатом полинявшим. Надстрочных значков и буквенных титл немного. Правописание русское. После Евангелия Иоанна помещены указатель Ев. чтений и краткий месяцеслов; славянских памятей нет. На двух последних листах написан позднейшею рукою столп еванг. и апостольских чтений. – Текст евангельский в сей рукописи совершенно такой же, как в Никоновском четвероевангелии (В1).   IV. Четвертой редакции Г Четвероевангелие, Моск. Синод, библ. 26–742, пис. на пергам., в 4-ку, в один столбец, на 282 л., мелким полууставом, в 1383 г. в Константинополе, как значится в записи на 281 л.: Написахъ стое блговстие. в л е. . ч. (6891–1383). мца маиа въ бгоспсаеммъ и славнмъ град цртм костнтинополи. Правописание русское. Л. 270–276 месяцеслов под заглавием: вление мцем. в нихже елико имуть. праздникы. стхъ памти. имже еуали суть. 24 июля: стхъ двою брат кн великы. рсьскы праведны романа, и двда. иже преже зовомии борисъ и глбъ . Горск. и Невостр. Опис. Синод. слав. рукоп. I, стр. 224–227. Срезневский, Др. пам. р. п. и яз., 2-е изд., стр. 249–250. Снимок у архиеп. Саввы. – Сие четвероевангелие 1383 г. принято нами основным списком четвертой редакции евангельского текста. В Библии 1499 г. и в множестве бумажных рукописей Евангелия XV–XVI вв. – этот же самый текст, большею частию однообразный, древний в своей основе, но значительно исправленный на юге славянском. Древние варианты и перевод в сих списках четвертой редакции иногда еще удерживаются, но по большей части древние чтения в них исправлены и в таком виде приняты в нынешний печатный текст, так что списки Евангелия этой редакции составляют как бы переход от древнего перевода к нынешнему, современному. Они были положены в основание и при Острожском издании Библии 1581 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Серебряный золоченый оклад запрестольной Пименовской иконы Божией Матери (XIV в.) с Благовещением на обороте (XVI в.) и дароносный ковчег (1670) с резными изображениями, к-рые близки лицевым изображениям «царского места», сохранились частично. Ковчег-мощевик Суздальского архиеп. Дионисия. 1383 г. Ковчег-мощевик Суздальского архиеп. Дионисия. 1383 г. К числу наиболее известных святынь, находившихся в ризнице Б. с., принадлежат серебряный ковчег в форме квадрифолия, заключающий реликвии Страстей Христовых и мощи мн. святых, исполненный в 1383 г. повелением архиеп. Дионисия Суздальского; крест с частью Животворящего Древа и камнем от Гроба Господня, изготовленный в 1621 г. (известен как «ковчег кн. Ивана Хворостинина»). Ковчег Дионисия Суздальского был обретен в Суздале в 1401 г., принесен в Москву и стал святыней Московского гос-ва. Ковчег кн. Ивана Хворостинина, вставленный в кипарисную доску и киот, по принципу древних визант. ставротек, также получил статус гос. святыни и, возможно, использовался в чине венчания на царство. В XVII в. этот ковчег под названием «крест» упоминался первым в списке крестов и рак, использовавшихся в чине омовения мощей и водосвятия в Великую пятницу. Позднее его место занимает ковчег с мощами прп. Параскевы-Петки Сербской и мц. Гликерии, к-рый выносили на поклонение в дни их памяти (14 и 22 окт.). В XVII в. убор главного престола дополняли пелены, восходящие к драгоценным визант. антепендиумам, расшитые жемчугом, драгоценными цветными камнями, серебряными дробницами с черневыми и резными изображениями праздников и святых. Особый интерес представляет пелена сер. XVI в. с серебряными золочеными дробницами с чернью, на к-рых проиллюстрировано сказание о Лиддской иконе Божией Матери. В XVIII в. убор престола был дополнен серебряной золоченой дарохранительницей в форме голубя - символа Св. Духа. Подобный элемент утвари, известный с глубокой древности, в России появился в XVII в. Сохранилось неск. памятников, среди к-рых дарохранительница из Б.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Гавриил Дионисий упом.1205 Матфей, грек 1209–1220 Кирилл II 1224–1233 Иосиф I, грек прибыл в 1237 Кирилл III, грек 1249–1281 Максим, грек 1283–1305 Петр, русский, св. 1308–1326 Феогност, св. Грек 1328–1353 Алексий Плещеев, св. 1354–1378 Пимен, грек хир. 1380, удален в 1380, возвр. 1382, низлож. 1388 Киприан, св., серб 1381–1383, 1390–1406 Дионисий, св. 1383–1385 Фотий, св., грек. 1408–1431 Исидор, болгарин 1437–1441 Uoha I Одноушев, св. 1448–1461 Митрополиты в Киеве и Галиче: Феодорит хир. 1345, в Киев приб. 1352, ум. 1354 Роман 1354–1362 Киприан, св. 1375–1381 1383–1390 В Вильне: Григорий I Цамблак, серб. 1415–1419 В Смоленске: Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея России: Григорий II, Болгарин 1458–1473 Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой 1474–1480 Спиридон Сатана не принят и отлучен в 1476 Киевские, Галицкие и всея России: Симеон 1481–1488 Uoha II Глезна 1492–1494 Макарий I, св. (Чорт) 1495–1497 Иосиф II Болгаринович 1450–1503 Uoha III 1503–1507 Иосиф III Солтан 1509–1521 Иосиф UV Русин 1523–1534 Макарий II Москвитянин 1535–1556 Сильверст Белькевич 1556–1567 Иона Протасевич-Островский 1568–1577 Илия Куча 1577–1579 Онисифор Петрович-Девочка 1582–1588 Михаил Рогоза с 1588 в 1596 году отпал в унию Экзархи Константинопольского Патриарха (в Киеве): Иов Борецкий 1620–1631 Исайя Борисович-Копинский 1631–1633 (Копыстенский) Петр Могила 1633–1647 Сильверст Коссов 1649–1657 Дионисий Балабан 1658–1663 Иосиф Нелюбович-Тукальский 1663–1676 Антоний Винницкий 1676–1679 Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Малыя России: Гедеон Святополк, князь Четвертинский 1685–1690 Варлаам Ясинский 1690–1707 Иоасаф Краковский 1708–1718 Варлаам Вонатович, архиеп. 1722–1730 Рафаил Заборовский 1731–1747 до 1743 года архиепископ Тимофей Щербацкий 1748–1757 Арсений Могилянский 1757–1770 Киевские и Галицкие (с 1767 года): Гавриил Кременецкий 1770–1783 Самуил Ниславский 1783–1796 Иерофей Малицкий 1796–1799 Гавриил Бонулеско-Бодони 1799–1803 Серапион Александровский 1803–1822 Евгений Болоховитинов 1822–1837

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010