О каждом из подобных феноменов и о каждой из этих структур, а к ним относится знак, недопустимо сказать «existiert», но допустимо «es gibt». Позже, в сочинениях «Трехчастного труда» (ок. 1313) с его главной формулой: «Deus est esse», «Esse est deus» 235 , экхартовская «метафизика сущности» по не вполне ясным причинам уступила место фомистской «метафизике бытия». Однако и позже она неоднократно обнаруживала себя в немецкоязычных трактатах и проповедях рейнского Мастера 236 , составляя их порой с трудом уловимую за чужой записью суть. 2.История создания И. Экхарт преподавал в Парижском университете несколько раз: в 1293–1294 гг. в качестве лектора «Сентенций» Петра Ломбардского; в 1302–1303 и 1311–1313 гг., оба последних раза в должности магистра «actu regens» (отсюда и прозвище «Майстер»), т. е. ординарного профессора, занимающего вакантное место, специально отведенное для представителей нищенствующих орденов (доминиканцев и францисканцев) нефранцузского происхождения. До него двукратного приглашения удостаивался только Фома, что косвенно указывает на статус Экхарта как философа и богослова. Проживает Экхарт в доминиканском конвенте св. Иакова (Сент-Жак), находящемся в непосредственной близости от университета. Настоятелем конвента был некто Вильем Парижский, принявший участие в инквизиционном процессе против автора «Зерцала простых душ» (Miroir des simples ames) француженки Маргариты Порете, сожженной 31 мая 1310 г. на Гревской площади в Париже. «Зерцало» оказало исключительно сильное влияние на зрелое и позднее творчество Экхарта 237 . Парижские диспутации И. Экхарта относятся к 1302–1303 и 1311–1313 гг., т. е. к периоду его 1-го и 2-го «магистериума» в Парижском университете. Всего диспутаций пять: «Тождественны ли в Боге бытие и познание?», «Является ли познание ангела, ибо оно означает деятельность, его бытием?» и «Благородней ли хвала Богу на небесах, чем любовь к Нему на земле?»; далее: «Заключает ли [утверждение, что] некоторое движение не имеет предела, какое-либо противоречие?» и «Сохранились ли формы элементов в теле Христовом после Его крестной смерти?» 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

1310 Произведения великого польского поэта эпохи Возрождения Яна Кохановского (1530–1584) входили в круг обязательного чтения русских поэтов XVII в. – он был самым читаемым польским (и вообще европейским) поэтом. Между тем в русской силлабической поэзии прямых отзвуков его творчества почти нет. За исключением «Псалтыри Давида» (1579), оказавшей определенное влияние на «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого (1680), публикуемые стихотворения – единственные переводы XVII в. из поэзии Кохановского, которого и в России на зывали poeta polonicus primus. 1313 На младость. – Неизвестный переводчик (это был кто-то из литераторов московского Печатного двора – Мардарий Ханыков или М.И.Родостамов) перевел эти три фрашки в начале 1680-х гг. из сборника эпиграмм Я.Кохановского «Фрашки» (1584). Печатается по принад лежавшей М.И.Родостамову рукописи XVII в.: ГИМ, собр. Барсова, 1531, л.11 об.–12. 1315 «Почто мир суетней славе работает...». – Стихотворение представляет собой перевод анонимного латинского стихотворения XIII в. о суете мира, авторство которого приписывается итальянскому поэту Якопоне да Тоди (ок.1230–1306). Перевод выполнен Симеоном Полоцким , вероятно, в 1660-е гг. Автограф: РГАДА, ф.381, 1800, л.139. Печатается по беловой копии: ГИМ, Синодальное собр., 731, л. 65 об.–66. На этом же листе помещен и перевод стихотворения на польский язык, выполненный Симеоном Полоцким . В 1680-х гг. появился второй перевод этого латинского стихотворения, на этот раз ано нимный. Он встречается в целом ряде рукописных песенников XVII–XVIII вв., а в первой трети XVIII в. был опубликован на гравюре M. Н. Нехорошевского, изображавшей колесо Фортуны. Ниже приводится текст этого перевода по рукописному песеннику 1680-х гг. Почто мир гордится во временной славе, Егоже блаженство мимо ходит яве? Тако бо вся слава его увядает, Яко сосуд скуделен скоро ся скрушает. Повеждь, где Соломон некогда премудрый? Или Самсон от всех вождь непреборимый? Или Лвесалом лицем бысть прекрасный? Или Ионафан врагом си ужасный?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смысл, поэтому, сих слов будет такой: если бы брак был грехом, то он не совершался бы с литургией, и брачующиеся не приобщались бы тела и крови Христовой, как это делалось в древности, и, что видно из вышеприведенного нами свидетельства Тертуллианова. Вслед за Климентом Александрийским , и Ориген больше занимался разъяснением и определением нравственной значимости, самого по себе, брака, ввиду еретических, ложных о нем мнений, чем, сколько касался его внешней церковнобогослужебной стороны, сообщавшей ему характер святости и нерасторжимости. Возвышая пред жизнью брачной девство, как, более отвечающее требованиям, созданной по образу и подобию Божию, человеческой природы и облегчающее ей возможность достижения нравственного совершенства 1307 , Ориген , тем не менее, весьма уважительно относился и к брачной, Самим Богом установленной, жизни, почему, всячески порицал тех, которые «запрещали вступать в брак и, под тем предлогом, что это полезно, принуждали (других) к неумеренной чистоте 1308 . Только ко второму браку он относился с гораздо меньшим уважением, выражая, впрочем, в сем случае, не одно свое личное, а и общее древнецерковное мнение. Но, при этом, он совершенно чужд был того заблуждения, будто бы, второбрачные не спасутся и погибнут, а, напротив, прямо и решительно утверждал, что они спасутся, во имя Господа Иисуса Христа, но, что только, по его мнению, «не увенчаются и не будут иметь участия в царстве Божием», наподобие того, как и в видимой Церкви приобретению церковных должностей препятствуют не только блуд, но и вторые браки; поскольку ни епископ, ни пресвитер, ни диакон не могут быть двубрачными» 1309 . На брак же, как священнодействие, в котором брачующимся подается особая благодать Божия, Ориген , можно полагать, делает указание в следующем месте, где, касаясь того, что Сам Бог брачующихся сочетавает и союз их делает нерасторжимым, он говорит: «Бог есть Тот, Кто сочетал двоих в одно... А поскольку сочетал Бог, то, в силу этого, в сочетанных Богом присутствует дарование» 1310 . Дарование же это поставляется здесь наряду с тем даром, который, по словам Оригена , «подаваем был Богом» обрекающим себя на безбрачие, «по молитвам» 1311 , как должно полагать, Церкви, подтверждением чему может служить то, что в древности, некоторые, посвящение в монашество поставляли даже между таинствами Церкви 1312 . А отсюда должно заключать, что и то дарование благодати, которое сообщалось брачующимся, преподавалось им в Церкви и по молитвам Церкви.Святой же Зенон Веронский (ум. ок. 260 г.) то церковное священнодействие, которое через супружескую любовь сочетавает двух людей в плоть едину, прямо называет «достоуважаемым таинством» 1313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В. с учеником прп. Феодором на сев. стене хайкаля (алтарного придела) св. Марка, мон-рь Абу-Макар (XI-XII вв.), фигура на сев. стене среди др. егип. отцов - церковь мон-ря прп. Антония Великого (XIII в.). Седым старцем с остроконечной бородой, с непокрытой головой, с волосами на прямой пробор он изображен в монастырских храмах Византии: в мозаиках углового юго-зап. компартимента в кафоликоне Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), в нартексе на юж. арке в кафоликоне Неа-Мони на о-ве Хиос, в виме пещерной кельи Енклистры мон-ря прп. Неофита близ Пафоса (ок. 1183). Борода святого средней длины и заостренная, состоит из неск. прядей, окружающих выраженный подбородок. Внешние черты П. В. на мозаике в Осиос Лукас почти идентичны облику др. великих аскетов христ. Египта, напр. прп. Макария Великого. П. В. облачен в охристый хитон, черные аналав и мантию, в руке он держит крест; в Енклистре прп. Неофита - хитон желто-коричневый, мантия красноватая. Образ П. В. помещали в крупных храмах, напр. на мозаике в кафедральном соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале на о-ве Сицилия (1180-1190) - в сев.-вост. часовне, где П. В. представлен рядом с преподобными Арсением Великим и Саввой Освященным. Как правило, его изображали среди преподобных, в рост, на стенах и сводах (Осиос Лукас) или в медальонах (Неа-Мони, Монреале). Прп. Пахомий Великий. Роспись ц. Богородицы Левишки в Призрене. 1310–1313 гг. Фото: В. Заварицкая Прп. Пахомий Великий. Роспись ц. Богородицы Левишки в Призрене. 1310–1313 гг. Фото: В. Заварицкая На Балканах П. В. могли помещать рядом с местночтимым преподобным, как на фресках Никольской ц. в Бояне (1259),- в паре с прп. Иоанном Рильским (юго-вост. часть нартекса, в аркосолии). Среди святых на зап. стене или прилегающих к ней стенах в наосе, в нартексе он представлен в ц. Богородицы Перивлепты (Климента) в Охриде (ок. 1295), в ц. Богородицы Левишки в Призрене (1310-1313), в мон-ре Добрун (ок. 1343). На фресках Вознесенской ц. мон-ря Раваница (ок. 1387) на сев. стене, в простенке окон (рядом с преподобными Варлаамом и Иоасафом), голова святого покрыта синим, украшенным 3 белыми крестами куколем; таков же облик П.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

В Пизе Л. закончил «Всеобщее и последнее искусство» (Ars generalis ultima, 1308). Затем он вернулся к преподавательской деятельности в Париже. В этот период жизни часть его трудов получила офиц. признание: в декларации парижского прево от 10 февр. 1310 г. сообщалось, что 40 магистров и бакалавров Парижского ун-та прослушали курс лекций Л. по логике, содержавший изложение «Краткого искусства нахождения истины» (Ars compendiosa inveniendi veritatem, ок. 1274), и не нашли в излагаемом им учении ничего, что противоречило бы католич. вере; грамотой от 2 авг. 1310 г. кор. Филипп IV Красивый признал магистра Л. достойным уважения всех католиков; в письме канцлера Парижского ун-та Франческо Караччоли от 9 сент. 1311 г. сообщалось о правоверности сочинений Л. Л. присутствовал на Вьеннском Соборе (1311-1312). В прошении, с к-рым он обратился к Собору, Л. настаивал на запрете преподавания аверроистских доктрин в ун-тах, говорил о необходимости учреждения кафедр вост. языков, выступал с предложением нового крестового похода на Св. землю, провести к-рый он планировал объединенными силами духовно-рыцарских орденов. Собор постановил основать кафедры араб., греч., евр. и халдейского языков в ун-тах в Париже, Оксфорде, Болонье и Саламанке. В 1312-1313 гг. Л. написал соч. «О беседе ангелов» (De locutione angelorum), составил сборник из 150 проповедей, создал 3 апологетических произведения и подготовил пособие по гомилетике. Главный его труд этого периода - «О разделении христиан и сарацин» (De participatione Christianorum et Sarracenorum). В нем Л. обращается к королю Сицилии Федерико (1296-1337) с предложением начать переговоры с королем Туниса о созыве межрелигиозного Собора, на к-ром христиане могли бы дискутировать с мусульманами по вопросам веры. Л. провел при сицилийском дворе в Мессине год (май 1313 - май 1314), за это время им было написано 38 богословских сочинений. В апр. 1313 г. Л. составил завещание: с его сочинений на лат. и каталан. языках, к-рые были написаны после Вьеннского Собора, следовало сделать копии и отправить их в мон-рь картузианцев в Вовере (близ Парижа) и в Геную; часть книг Л. завещал также своему зятю, Пере де Сенменату. Предположительно летом 1314 г. он вернулся на Мальорку. В сент. Л. вновь отправился в Сев. Африку и вскоре прибыл в Тунис, завершив там работу над соч. «Искусство совета» (Ars consilii, июль 1315), написанном на араб. языке и адресованном мусульм. правителям.

http://pravenc.ru/text/2110887.html

Индивидуальный стиль Д. сформировался под влиянием искусства Чимабуэ, у к-рого, согласно Л. Гиберти и Дж. Вазари, он учился, а также в результате знакомства с произведениями рим. мастеров кон. XII в., гл. обр. Пьетро Каваллини, изучения античности, романской пластики и работ совр. ему скульпторов Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио. Заказчиками Д. были папская курия и францисканский орден (работы в Ассизи, Римини, Падуе), купцы Барди и Перуцци, ростовщик Энрико Скровеньи, городские коммуны Флоренции и Падуи, неаполитанский кор. Роберт I Анжуйский. Д. возглавлял крупнейшую в Италии мастерскую, его ученики и помощники принимали участие в большинстве выходивших из нее заказов, что затрудняет атрибуцию мн. произведений. Отсутствие документальных источников также оставляет мн. спорных вопросов, особенно в отношении раннего периода творчества Д. Ряд из них прояснила научная реставрация последних десятилетий. Мадонна на троне. Икона. Ок. 1310 г. (Галерея Уффици, Флоренция) Мадонна на троне. Икона. Ок. 1310 г. (Галерея Уффици, Флоренция) Д. работал в Ассизи с 1292 г., участвуя почти во всех настенных росписях Верхней ц. Сан-Франческо. Он считается автором отдельных сцен из ВЗ и НЗ в верхних ярусах стен, начатых по инициативе папы Николая IV между 1288 и 1292 гг., сочетающих выразительную драматургию Чимабуэ с композиционными и пространственными находками Каваллини, а также сцен из истории праотца Исаака и композиций из цикла земной жизни Христа («Снятие с креста», «Воскресение»). В 1296-1298 гг. по заказу генерала ордена францисканцев Джованни ди Мурро Д. и его мастерская написали в нижнем ярусе Верхней ц. Сан-Франческо 28 сцен из житийного цикла св. Франциска, разработав иконографию на основе текста «Legenda major de S. Francisci» (Большое житие св. Франциска) св. Бонавентуры . Уравновешенность масс, пространственная определенность, ясные, гармоничные формы позволили добиться цельности художественного решения, воплощенного силами обширной мастерской, доверительной интонации живого рассказа, ее искреннего и просветленного переживания («Св. Франциск проповедует птицам», «Изгнание бесов из Ареццо»), сочетающегося с героикой эпической драмы. С именем Д. связывают также росписи в Нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи (капелла св. Магдалины в сев. крыле трансепта (1313-1314), своды над алтарем (ок. 1334)).

http://pravenc.ru/text/171859.html

Фрагменты фресок начала XIV века содержат ряд особенностей и отражают процесс осмысления новой иконографической программы росписи храма. В куполе, следуя византийской традиции, принесенной в Сербию святителем Саввой, было представлено «Вознесение Господне». По указанию святителя Саввы под куполом были изображены (и поновлены в начале XIV века) сцены, связанные с событиями в Сионской горнице «Тайная вечеря», «Послание апостолов на проповедь », «Уверение Фомы» и «Сошествие Святого Духа на апостолов». Эти сцены символизировали для первого Сербского архиепископа образ основанной Христом Церкви, Матери всех Церквей, которую символически обновила Сербская Церковь . Той же идее следуют изображения апостолов в нижнем поясе наоса и архиереев Константинополя и Иерусалима на фресках-иконах в апсиде. Создатели фресок в Жичской обители принадлежали к числу выдающихся мастеров своего времени, писавших в стиле так называемого раннепалеологовского ренессанса. Один из них в 1313 году работал в наосе кафоликона монастыря Ватопед на Афоне. Эти же или близкие к ним по манере живописцы создали и другие фрески в Сербии: в западной травее церкви святых Апостолов в Пече (ок. 1300) и в церкви Богородицы Левишки в Призрене (1310–1313). Иконографическая программа декорации собора в Жичском монастыре послужила образцом для других церквей области Рашка, например в Пече, сохранность которых могла способствовать воссозданию убранства Жичской обители. К востоку от собора расположена церковь святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата. Это перекрытое полуцилиндрическим сводом небольшое здание середины XIV века с широкой полукруглой апсидой (вторая половина XVIII – начало XIX века) построено из кирпича и больших каменных блоков. Сохранились остатки фресок на фасаде и в люнете над входом (лики святых Феодоров). Еще один храм находится к югу от соборного. Это небольшое здание с широким куполом, западный фасад которого соединен переходом с корпусом келий. Согласно археологическим данным, Жичская обитель была обнесена стенами с башнями. Частично сохранились западные ворота монастыря с поствизантийскими фресками. При реставрации 1925–1932 годов монастырь был вновь обнесен невысокой каменной оградой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Духа на апостолов». Эти сцены символизировали для 1-го Сербского архиепископа образ основанной Христом Церкви, Матери всех Церквей, которую символически обновила Сербская Церковь. Той же идее следуют изображения апостолов в нижнем поясе наоса и архиереев К-поля и Иерусалима на фресках-иконах в апсиде. Создатели фресок в Ж. принадлежали к числу выдающихся мастеров своего времени, писавших в стиле т. н. раннепалеологовского ренессанса. Один из них в 1313 г. работал в наосе кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне (что может указывать на его происхождение из Фессалоники). Эти же или близкие к ним по манере живописцы создали др. фрески в Сербии: в зап. травее ц. св. Апостолов в Пече (ок. 1300) и в ц. Богородицы Левишки в Призрене (1310-1313). Иконографическая программа декорации собора в Ж. послужила образцом для др. церквей обл. Рашка, напр. в Пече, сохранность к-рых могла способствовать воссозданию убранства Ж. Лит.: В. Жича и Студеница: Путописна црта из Cpбuje. Земун, 1896; В. Р. Манастир Жича: Xucmopuja. Београд, 1911; он же. Спасова црква у Жичи: Архитектура и живопис. Београд, 1912; М. Жича и Лазарица: Cmyдuje из српске уметности века. Београд, 1928; Малеш Б. Жича: Пабирци о манастиру, народу и околини. Београд, 1928; Г. Жича. Београд, 1960; С. Старо српско сликарство. Београд, 1966. С. 38-39, 96-98; Кашанин М. Жича: Ucmopuja, архитектура, сликарство. Београд, 1969; В. Рад jeдhe скупине мajcmopa у Paшkoj у XIII в.//ГСАН. Од. ист. наука. 1983. 4. С. 21-35; Б. Жича: [Цртежи фресака]. Београд, 1985; Еп. Joahukuje и обнова 1856 г. манастира Жиче: Поводом 130-годишнице обнове. 1987; Б. Иконографска жичких фресака XIII Републичког завода за заштиту споменика културе. Београд, 1990/1991. 22/23. С. 25-39; он же. Српско сликарство у доба Милутина. Београд, 1998; М. Архитектура жичке Спасове цркве и Републичког завода за заштиту споменика културе. Београд, 1992. 24. С. 7-49; она же. и обнова манастира Жича: [Господар Васин конак, 17 авг.- 10 сент. 1995]. 1995; она же. Архитектура прве пол.

http://pravenc.ru/text/182327.html

В 1299 г. Д. был призван папой Бонифацием VIII в Рим для росписи ц. Сан-Джованни ин Латерано, где он выполнил фреску «Бонифаций VIII объявляет Юбилей» (сохр. частично). 1300 г. датируют фрагментарно сохранившуюся мозаику «Христос, шествующий по водам» (Navicella) для атриума раннехрист. собора св. Петра (Рим, Ватиканские гроты), изображающую Христа и ладью со святыми - символ спасительной миссии Церкви. Ч. Ньюди датирует мозаику более поздним временем - 1312-1313 гг. ( Gnudi). Шедевром Д. являются фрески Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе, выполненные между 1304 и 1310 гг. по заказу Энрико Скровеньи,- уникальный по целостности художественный ансамбль, включающий более 70 сцен из цикла земной жизни Христа и Богоматери. Помимо художественных достоинств (мастерства в передаче пространственной глубины за счет чередования планов, пластической определенности объемов, выразительности фигурных групп, тонкого колорита) фрески обладают чертами эпической драмы, созданной для возвышения, поучения и предостережения. Жизнь и Страдания Христа представлены в них как нравственный пример, а Христос - как идеальное воплощение всепобеждающей силы любви и добра. В Падуе Д. участвовал в украшении ц. Сант-Антонио и расписывал Палаццо делла Раджоне (фрески не сохр.). Ок. 1310 г. он написал для ц. Оньиссанти (Всех святых) во Флоренции большой алтарный образ «Мадонна на троне» (Галерея Уффици, Флоренция), стилистически близкий к фрескам Капеллы дельи Скровеньи. Распространению влияния искусства Д. в поздний период способствовали многочисленные заказы из Флоренции, Римини, Милана, Неаполя. Особое место среди произведений этого времени занимают фрески Капеллы Барди и Капеллы Перуцци во францисканской ц. Санта-Кроче во Флоренции, оказавшие большое влияние на формирование местной художественной школы, в т. ч. на творчество Мазаччо и Микеланджело . Росписи Капеллы Перуцци посвящены ап. Иоанну Богослову и св. Иоанну Крестителю, более поздние фрески Капеллы Барди - истории св. Франциска. Проработка архитектурных фонов позволяет выявить глубину пространства, акцентированная светотеневая моделировка форм и смягчение контуров придают убедительности фигурам, отмеченным естественностью поз и свободой движений, портретностью лиц. В сценах из Жития св. Франциска Д. достиг искренности переживания и эмоциональной достоверности рассказа.

http://pravenc.ru/text/171859.html

Рождество св. Иоанна Предтечи. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология. 1063 г. (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об.) Рождество св. Иоанна Предтечи. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология. 1063 г. (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об.) В XI-XV вв. изобразительный цикл И. П. развивался в странах визант. мира. По составу и количеству сцен сохранившиеся памятники условно делятся на неск. групп. Так, краткий цикл И. П. включал от 2 до 4 сцен, к-рые представляли наиболее важные вехи Жития святого: обычно это были «Рождество Иоанна Предтечи», «Крещение Господне», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», реже - «Зачатие Иоанна Предтечи», «Проповедь Иоанна Предтечи», «Пир Ирода» и др. (миниатюры из Минологиев (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об., 1063 г.; Paris. gr. 1528. Fol. 197r, 216r, сер. XI в.); клейма синайской иконы «Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития» (кон. XII в.); росписи церквей св. Димитрия в дер. Платанос в Лаконии (кон. XII - нач. XIII в.); Спасителя в Мегаре, Греция (1260-1280); парекклисиона св. Иоанна Предтечи в ц. Св. Софии в Охриде (1347-1350); св. Иоанна Предтечи в Иванове, Болгария (1331-1371); св. Иоанна Предтечи в монастыре св. девы Хрисафы в Мистре, Греция (1367-1368); св. Иоанна Предтечи в Анойе, епархия Милопотамос, ном Ретимно, Крит (кон. XIV - нач. XV в.); Спасителя в Гарденице в Лаконии (нач. XV в.) и мн. др.). Более пространные циклы, включавшие до 10-12 эпизодов, в соответствии с доиконоборческой традицией могли составляться тематически. Напр., циклы детства И. П. помещены в баптистерии св. Иоанна Предтечи на о-ве Кос, Греция (нач. XIII в.); в росписях ц. Св. Софии в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция; ок. 1250); в ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1295-1296). Страстные циклы представлены в росписях ц. Епископи на о-ве Санторин (Тира) (ок. 1181); в парекклисионе св. Иоанна Предтечи ц. св. Василия в Ираклио (1284); в ц. Панагии в Фоделе, Крит (1321); в храме Спаса в Цаленджихе, Грузия (1384-1396); в ц. И. П. на о-ве Родос (сер. XV в.). Т. н. проповеднические циклы, посвященные общественному служению И. П., сохраняются в декорации церквей: Пресв. Богородицы Левишки, в Призрене, Сербия (1310-1313); в Старой Митрополии в Верии, Греция (XIV в.); в экзонартексе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в кафоликоне монастыря Хиландар на Афоне (1317-1321, запись 1803-1804); в экзонартексе ц. Благовещения в мон-ре Грачаниц à , Сербия (ок. 1320); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Матейче, Македония (сер. XIV в.), и др.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010