Будьте, умоляю вас, снисходительны ко мне, потому что слово мое не с тою целию содержит в себе вполне явное обличение, чтобы уязвить или опечалить вас, но чтобы удалить от стада все чуждое ему... И недорогое платье может быть наряднее того, которое обшито золотом. В самом деле, когда платье имеет слишком яркий цвет, и когда оно с особенною заботливостью прикреплено поясом около груди, и образует множество складок, – то ужели оно не гораздо больше может прельстить, чем всевозможные шелковые платья?... Убоимся возлюбленные, чтобы и нам не услышать того же, что пророк говорил еврейским женщинам, которые заботились о наружном украшении: вместо пояса ужем препояшешися, и вместо украшения главы твоей плешь имети будеши (ср.: Ис. 3:23 ). Минь. Т. XI. С. 541 Творения Т. XI. С. 673, 674, 675 1295. Забота родителей о детях с юности; венцы брачные только для достойных Беседа IX . Отцы, воспитывайте детей своих в наставлении и поучении Господнем с великим тщанием. Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках. Только при таких усилиях возможно обуздать ее... Если вначале и с первого возраста поставим для нее надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим же им делать того, что приятно и вместе вредно, не будем угождать им, потому что они дети; но преимущественно будем сохранять их в целомудрии, – тут более всего возможен вред юности. Об этом мы особенно должны заботиться, к этому мы особенно должны быть внимательны. Скорее будем брать для них жен, чтобы они, имея чистое и нерастленное тело, соединялись с невестами. Такая любовь особенно бывает пламенна. Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется таким после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое. Сир. 23:23 . Для того и возлагаются на головы венцы, – в знак победы, что они, не будучи побеждены, вступают в брачный чертог, – что они не были одолены похотью. Если же кто увлеченный сладострастием, предался блудницам, то для чего после этого он имеет и венец на главе, когда он побежден? Это будем им внушать, этим будем их вразумлять, устрашать, угрожать, делая то одно, то другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Сторонники поздней датировки И. считают, что Раамсес, упоминаемый в Исх 1. 11,- это егип. г. Пер-Рамсес, построенный Рамессидами, и И. произошел при фараоне Рамсесе II, в XIII в. до Р. Х. (1260 г. до Р. Х.) ( Kitchen. 1996. P. 12). Если угнетение и И. все же связывать со временем правления династии Рамессидов и учитывать библейский текст, то И. не мог произойти ранее 1215 г. до Р. Х. (80 лет после начала правления основателя династии Рамсеса I, к-рое приходится на 1295 г. до Р. Х.; новая датировка - 1306/05 г. до Р. Х. в принципе ничего в аргументации не меняет). В этом случае приход евреев в Ханаан датируется приблизительно 1175 г. до Р. Х., однако эта датировка противоречит сообщению важного егип. источника, стелы Мернептаха, о присутствии евреев в Ханаане в 1208 г. до Р. Х. Время между угнетением и И. не укладывается в 67-летний период правления Рамсеса II (1279-1212). Поэтому гипотеза, согласно которой угнетение и И. описываются в Библии в современных этим событиям терминах, заставляет отказаться от букв. понимания ряда библейских текстов и искать их символический смысл ( Wood. 2005. P. 478). Существует неск. вариантов идентификации Пер-Рамсеса. У. М. Питри в 1905-1906 гг. обнаружил в долине Вади-Тумилат (на северо-востоке Дельты) на Телль-эр-Ретаба артефакты, связанные с именем Рамсеса II ( Petrie W. M. F. Hyksos and Israelite Cities. L., 1906), и предположил, что это место и есть библейский Раамсес ( Hoffmeier. 2008. P. 52). Найденные артефакты были связаны с сиро-палестинской культурой периода средней бронзы II (1800-1650) и могли указывать на присутствие здесь евреев ( Bimson, Livingston. 1987). Впосл. нек-рые исследователи идентифицировали это место как Пифом ( Rainey, Notley. 2006. P. 119). В 1928 г. П. Монте проводил раскопки на Телль-Сан-эль-Хагар (также в долине Вади-Тумилат) и обнаружил множество стел, статуй и обелисков с надписями, относящимися к правлению Рамсеса II. Мн. исследователи отождествили именно это место с библейским Раамсесом, поскольку арабское название Телль-Сан-эль-Хагар сохранило древнеегип. Джанет и евр.   (  ) ( Hoffmeier. 2008. P. 52). Поздний топоним Цоан как название земли проживания евреев в Египте до И. известен из Пс 77. 12, 43. Долгое время идентификация этого места как библейского Раамсеса была широко распространена.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

18:3 И ли: щеки. 1287 18:10 Или: проводя через огонь. 1288 18:13 Друг. возм. пер.: будьте непорочны пред Господом. 1289 18:15 Букв.: из братьев ваших. 1290 18:18 Или: явлю – тот же глагол, что и в ст. 15 . 1291 19:4 Букв.: вчера и позавчера; то же в ст. 6 . 1292 19:5 Букв.: ближним. 1293 20:5 Букв.: не освятил его; возможно, имеется в виду некий торжественный обряд. 1294 21:8 Или: восстанови, Господи, нарушенное грехом единение ( с Тобой) народа Твоего; здесь используется евр. кафар – см. примеч. «б» к Лев 1:4. 1295 21:12 П редъявляемое к пленнице требование остричь голову, как и остальные требования, возможно, было знаком того, что она порывает с прошлой жизнью и обычаями, готовясь быть сопричисленной к народу Господнему. Уже одно это может говорить о том, что город, где она жила, находился за пределами земли ханаанской и не относился к числу тех городов, жители которых подпадали под заклятие, т. е. истребление (см. 20:15). 1296 21:22 И ли: на столбе; то же в ст. 23. 1297 21:23 Букв.: проклятие Божье ( на всяком) … – Вероятно, имеется в виду, что не одно лишь повешение было следствием проклятия – оно, как и потеря права на жизнь, лежит на каждом нарушителе Закона Божьего. По мнению некоторых комментаторов, слова «проклятие Божье» могут пониматься как «оскорбление Бога», наносимое Ему всякий раз, когда обезображенное тело человека, созданного по образу Божьему, выставляли всем напоказ. Такое унижение (хотя бы и преступника) имело свои пределы. Тело требовалось захоронить, чтобы приостановить осквернение всего того, что его окружало. И дело здесь главным образом не в том, что оно разлагается, а в том, что оно, продолжая напоминать о преступлении и наказании, символически переносит это и на всю страну. 1298 22:9 Букв.: станет святыней ( весь урожай), т. е. будет отобран у тебя в пользу Святилища. 1299 22:12 Е вр. цици т – пучок из нитей, кисть; кисти эти пришивались на углах сшитого из одного куска ткани одеяния. 1300 22:18 Здесь, как и в 21:18, говорится о физическом наказании, хотя ограничение количества ударов до «сорока без одного», вероятно, было учреждено в более поздние времена. 1301

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Камни не столь же совершенные, которые и означали людей грешных, в башне не полагались; их откладывали, а некоторые рассекали и отбрасывали далеко от башни 1295 . Были камни белые и круглые, которые, однако, не шли в строение 1296 . Это те, которые имеют веру, но имеют и богатства века сего. Они будут угодны Господу только тогда, когда обсечены будут богатства их 1297 . В здание башни берутся только совершенные камни. Таким образом, когда идет речь о Церкви, то Ерм из всех ее качеств особенно подчеркивает ее святость. Но эта речь о святости не мешает ему же быть преимущественным проповедником покаяния 1298 . Учение «Пастыря» о покаянии весьма замечательно. Ерм видел камни, приносимые из земли, которые были откладываемы 1299 . Ерм спросил сопровождавшую его старицу: «А кто те камни, которые были откладываемы и полагались возле башни?» Она говорит ему: «Это те, которые согрешили и желают покаяться; потому они брошены невдалеке от башни, что будут годны в здание, если покаются. Посему желающие покаяться, если покаются, будут тверды в вере, если покаются теперь, когда строится башня. Когда строение окончится, то они уже не будут иметь места, но будут отвержены: будут только лежать около башни» 1300 . Здесь ясно говорится о возможности покаяния для человека согрешившего. Покаяние невозможно только по окончании созидания Церкви, то есть когда окончится земное бытие Церкви. В другом месте самое здание башни-Церкви представляется в ином виде. Именно представляется, что некоторые камни, положенные в здание, не делались светлыми, а такими и оставались, какими клались. Эти камни были безобразны в здании башни. Камни эти были вынуты и возвращены на то место, откуда были взяты 1301 . Но и после этого, перед самым окончанием постройки, делается остановка в строении. Должен прийти Господин башни и испытать строение, чтобы, если окажутся в нем некоторые камни негодными, заменить их 1302 . Дальше и описывается это испытание строения Господином. Каждый камень испытывал Господин; по каждому камню Он ударял трижды тростью, которую держал в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Христианская позиция – «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» ( Ин. 10:8 ) – честнее и уважительнее теософской «терпимости». Уважительнее – по отношению к людям. Ибо она по крайней мере поясняет людям, что им предстоит сделать выбор. Теософы же запутывают человека медитациями на тему «что воля, что не воля – все равно», и обращают его в каббало-буддизм так, что он даже и не замечает, что по сути отрекся от Христа 1295 . Если мы говорим, об исключительности Христа и утверждаем, что «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Филип. 2:9–10 ), – то мы по крайней мере честно и во всеуслышание говорим о том, к какому Имени мы призываем. Теософы же называют множество имен. Но при этом лукаво подмигивают: мол, нашего Владыку хоть Христом, хоть Анаксагором назови – все равно на деле вы будете молиться нашему «Кут Хуми» 1296 . Да, теософы зайдут в христианский храм и будут публично призывать там имя Христа. Но для них это будет всего лишь формой продолжения их ночного контакта с духом по имени Кут Хуми. И однажды они откроют обвороженному неофиту, что старое имя можно забыть: Кут Хуми пришел уже под своим настоящим именем. И звать его нынешним именем, а еще лучше – завтрашним: «Майтрейя-Мошиах»! Кстати, в рериховской мифологии отсутствует столь значимый для христианской традиции персонаж, как антихрист. На пределе человеческой истории рерихианство не видит подмены; иудейского «мессию» рериховцы примут и лишь наградят его еще одним титулом: «Майтрейя!». Предложенный теософами путь исцеления и примирения религий – это их мутация в теософию. Поскольку же нет ни одной исторической религии, которая была полностью идентична конструкции Блаватской, остается только отвергнуть их все. И потому в теософской литературе столь естественны нападки на все религии вообще: «Религии запугали человечество судом и лишили дерзаний» (Знаки Агни Йоги, 245). «Всякая обособленная, ограниченная и упадочная религия есть опиум, злейший яд разъединения и разложения. То же можно сказать о невежественной науке» 1297 . «История Церкви истинно самая мрачная и кровавая страница в истории человечества!» 1298 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

В 1292 году пришли шведы в числе 800 человек: 400 пошли на корелу, 400 - на ижору; но ижора перебила своих, а корела - своих. Это были покушения неважные; но в 1293 году шведы обнаружили намерение стать твердою ногою в новгородских владениях и построили город на Корельской земле; небольшое новгородское войско со смоленским князем Романом Глебовичем подошло к городу, но должно было отступить от него по причине оттепели и недостатка в конском корме; в 1295 году шведы построили другой город на Корельской же земле, но этот город новгородцы раскопали, истребивши гарнизон шведский. Шведы, однако, не отстали от своего намерения и в 1300 году вошли в Неву с большою силою, привели мастеров из своей земли и из Италии и поставили город при устье Охты, утвердили его твердостию несказанною, по словам летописца, поставили в нем пороки и назвали в похвальбу Венцом земли (Ландскрона); маршал Торкель Кнутсон, правивший Швециею в малолетство короля Биргера, сам присутствовал при постройке Ландскроны и оставил в нем сильный гарнизон с воеводою Стеном. Против такой опасности нужно было вооружиться всеми силами, и вот в следующем году сам великий князь Андрей с полками низовыми и новгородскими подступил к Ландскроне: город был взят, раскопан, гарнизон частию истреблен, частию отведен в неволю, шведам не удалось утвердиться в новгородских владениях; также неудачна была и попытка датчан из Ревеля поставить город на русской стороне Наровы в 1294 году: новгородцы пожгли город, и в 1302 году заключен был мир, за которым новгородские послы ездили в Данию. Псков продолжал бороться с Ливонским орденом. В 1298 году Довмонт в другой раз отбил от него немцев; это был последний его подвиг, в 1299 году он умер, много пострадавши (потрудившись) за св. Софию и за св. Троицу (т. е. за Новгород и за Псков) - лучшая похвала князю от летописца: литовский выходец сравнялся ею с Мономахом. Летописец прибавляет, что Довмонт был милостив безмерно, священников любил, церкви украшал, нищих миловал, все праздники честно проводил, за сирот, вдов и всяких обиженных заступался.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Следуя терминологии Боэция, 1-й элемент Гильберт называл subsistens (субсистирующее), 2-й - subsistentia (субсистенция). Согласно Гильберту, бытие всякого сущего определяется не только тем, чем именно является это сущее, но и всей совокупностью факторов, влияющих на его конкретное существование, к-рые и придают этому существованию единство и своеобразие. По мнению Гильберта, всякая вещь (id quod est) единична, поскольку она сформирована уникальным сочетанием задающих ее факторов (id quo est). При этом каждое id quo est также единично, так что в результате множественность единичных субсистенций, соединенных одним субсистентом, превращается в единую вещь (см.: Nielsen. Theology and Philosophy in the 12th Century. P. 59). Именно такая вещь, т. е. неповторимое единство id qoud est и id quo est является И. При этом уникальность сочетания id quo est отличает одного И. от другого: «Платон от Цицерона отличается тем, что ни один из них не есть [именно такой] благодаря тому, благодаря чему [именно таким] является другой, да и вообще нет ничего такого, что было бы [именно таким] благодаря тому, благодаря чему [именно таким] является любой из них» ( Gilbertus Porretae. Commentaria in Librum De Trinitate//PL. 64. Col. 1295). Как и Боэций, Гильберт отмечал, что в формальном смысле понятия «индивид» и «личность» совпадают, так что все И. суть личности. Однако, также следуя Боэцию, он замечал, что термин «личность» в философском языке используется преимущественно по отношению к разумным существам, и одобрял такое сужение понятия. В целом определенного и строгого решения этого вопроса Гильберт не предложил: он соглашался с тем, что формально можно называть личностью животное или дерево (см.: Ibidem), хотя замечал, что философское понятие «личность» применимо лишь к таким И., «полная форма» к-рых при соединении с др. формами не образует новой формы, т. е. нового И. Так, из деревьев можно построить дом, но найти форму, соединяющую 2 людей (т. е. две человеческие личности) в одну индивидуальную вещь невозможно (см.: Nielsen.

http://pravenc.ru/text/389563.html

Личность временного владыки Вавилона,-Меродах Валадана (или Баладана),-очень интересна. Он очень хорошо изображен Роулинсоном в его „Истории восточных монархий“, Assyria, ch. IX; еще полнее очерчена его деятельность Ленорманом в особой статье под назв. „Un patriote Babylonien du VIII Siecle av. J. Chr. (dans les Premières Civilisations). Настоящая форма имени Меродах Баладана есть: „Мардук-бел-иддина“, т. е. Мардук даровал сына“ 1295 . Отец его носил имя Улулаи, которое занесено в так называемый Птоломеев канон, под именем Ilulaeus; он был владетельным князем маленького царства, лежавшего на юго-востоке от Вавилона близь Персидского залива. Сын его Меродах Баладан восстает против власти Ассирии в то время, говорит Ленорман 1296 , когда после смерти Салманассара, до восшествия первого царя новой династии Саргона, в Ниневии и царстве было несколько месяцев смут и междуусобий. И надписи Саргона и канон Птоломея, – как говорит Ленорман, – сходятся в том, что (между 721 и 709 год. до Р. Хр.) – в течение двенадцати лет Вавилон был подчинен Меродах Баладану и Ассирия по бессилию ничего не могла предпринять против этого царька, овладевшего Вавилоном и перенесшего туда свою столицу. К этому времени и относят Ассириологи посольство его к царю Езекии 1297 . Очевидно, что он ищет союзников посреди царств передней Азии. Это – время начала царствования в Ассирии Саргона; но мы имеем указания, что изгнанный из Вавилона при Саргоне, Меродах Баладан, царствовал второй раз в Вавилоне, уже во время царствования в Ассирии Сеннахериба, сына Саргона 1298 . Он был, впрочем, опять скоро изгнан, и, судя по Ассирийским надписям, второе его царствование не продолжалось более шести месяцев. Очевидно, что это время было слишком кратко, чтобы к нему отнести посольство к Езекии и надо отнести его к двенадцати годам его власти. Если мы сравним с указаниями Ассириологов хронологию, принятую Отцом Михаилом Богословским , то получаются следующие указания. Царствование Меродах Баладана, первое, должно было иметь место между 721 и 709 года до Р. Хр. Первый указанный год соответствует восьмому году царствования Езекии, и к этому приблизительно времени, или годом позже, послы должны были быть в Иерусалиме. Заметим здесь, что стих 2Пар. 32нисколько не противоречит этому взгляду. В нем говорится, что после гибели армии Сеннахерима „Многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогия вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах народов“. Это величие Езекии, после спасения Иерусалима, очень понятно, но оно не имеет ничего общего с посольством Меродаха Баладана за много лет тому назад, и о нем и не говорится ни слова. А говорится о послах вавилонских в 31 стихе не в связи с нашествием Сеннахерима, а только с указанием на грех, совершенный Езекией.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Силоам Всё владение – пещера в скале с примыкающей к ней овчарней – расположено в деревне Силоам в её северной части. Оно известно под названием «Пещера с поясом или карнизом». Окружена с четырёх сторон стеной, возведённой учредителем на его личные средства. Границы: Границы владения таковы: на юге, на холме – стена, а также улица, которая отделяет упомянутую пещеру от детского кладбища жителей деревни Силоам. На востоке – общественная дорога, ведущая к деревне Силоам. На севере – ещё одна пещера, с террасой, которой владеет учредитель. На западе – тоже стена, где находится вход в названную пещеру, которая куплена им на основании официальной купчей, заверенной судом 19 Шаабана 1290 и подписанной вышеупомянутым представителем судьи (в то время) Эль-Саедом Мохамедом Тахером-эль Халди и скреплённой его печатью. Упомянутая вторая пещера с террасой имеет следующие границы: на юге – первая вышеупомянутая пещера, на востоке – общественная дорога, на севере – дом Адэ Неджди и иже с ним и на западе – стена, приобретённая (Антонином), на основании отдельного документа, датированного 1295 месяц Реджеб. Иерихон Все деревья, постройки и стены большого участка земли, находящегося в Иерихоне и являющегося частью фискальной собственности учредителя на юге, в которую входят: различные деревья, стена, построенная из материала «под мрамор» и камней, которая окружает данный участок земли с восточной и западной сторон, большой дом, находящийся на северо-восточной стороне и имеющий сводчатые комнаты в нижнем этаже и спальни в верхнем, цистерну и другие хозяйственные постройки, три помещения вне указанного дома на западной стороне, предназначенных для прислуги и два резервуара для воды, расположенных напротив вышеупомянутых трёх помещений; на всё это учредитель имеет законные права. Границы: Границы названного участка, включая всё, что на нём находится, таковы: на юге – русло реки Вади-Кельт, а также расположенный там сад Хамдана, сына Халифе, сына Назиля. На востоке – та же река, на берегу которой находится крепость Иерихон, известная под названием «эль-Бурдж», и улица, ведущая к ней. На севере – общественная дорога. На западе – сады, принадлежащие греческим монахам из Иерусалима, и два сада, принадлежащие упомянутому Хамдану Халифе и его братьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

II Другой аспект моих рассуждений о преемственности и разрыве тесно связан с византийским богослужением, и я намерен в качестве отправной точки рассмотреть литургическую ситуацию времен Юстиниана. Попытки связать формы и характер богослужения той поры с христологическими спорами, о которых только что шла речь, представляются мне безуспешными 1295 . За исключением некоторых песнопений (наподобие « μονογενς υις " 1296 ) – и некоторых особых обрядов (таких как ζον 1297 ), богословские дебаты мало влияли на народное благочестие как халкидонитов, так и нехалкидонитов. Сама же литургия, как и отношение к ней со стороны народа, претерпевает заметные изменения с IV в., и эпоха Юстиниана во многом стала кульминацией этого процесса. Эти изменения, с одной стороны, определялись внешними факторами: основные литургические формы христианских таинств (например, Крещения и Евхаристии) восходят к доконстантиновой эпохе, когда христианство было религией меньшинства, а богослужение совершалось в относительно небольших общинах. Для сравнения заметим, что в константинопольском храме Святой Софии собирались по праздникам десятки тысяч богомольцев. За отсутствием в те времена звукоусилительных устройств слово молитвы (или проповеди) не могло удержать внимания столь огромных масс, и потому общину объединяло уже не столько слово, сколько ритуальное действо. Молитва евхаристической анафоры,/– которая по самому ее смыслу и назначению произносится лишь от первого лица множественного числа, объединяя предстоятеля и паству вокруг общей трапезы, – практически перестала быть слышна, особенно в устах престарелых патриархов. Поэтому ее стали читать «про себя», за исключением отдельных, громко произносимых фраз («возгласов»), в то время как певцы или диаконы побуждали народ к молитве в песнопениях и прошениях менее сложных и порой больше ориентированных на эстетическое восприятие. Что касается предстоятеля, то он находился теперь в алтаре, отделенном от мирян особой преградой, и молящиеся видели его благословляющие жесты и обрядовые действия, которые все больше и больше утрачивали свой самоочевидный смысл и требовали уже символического истолкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010