156 Марко Поло не было в это время с ними. Он отправился с ними, как увидим ниже, уже впоследствии во второе их путешествие: поэтому первые приключения Ннколо и Маттео он рассказывает не как очевидец. 157 Путешествие Марко Поло, русск. пер. стр. 33. кн. 1 гл. 1 Чтения в общ. ист. и древ. 1861, кн. 4. 177 Кублай умер в 1294 г. Преемником его был его внук Тимур, называемый в китайских летописях Гинг-Тсунгом (1295 – 1307). Преемниками Тимура были: Ву-Тсунг (1308 – 1311), Динь-Тсунг (1312 – 1320), Ион-Тсунг (1321 – 1323), Танг-Тинг (1324 – 1328), Вен-Тсунг (1329 – 1332) и наконец Шун-ти (1333 – 1367), при котором татарское владычество в Китае кончилось. 208 Тимур посылал к западным христианам два посольства, одно пред началом войны с Баязетом, другое после. В первый раз он посылал армянского монаха униата по имени Соатру, который возвратился с письмами от короля французского и всячески превозносил пред Тамерланом могущество западных государей и их дружественные чувства по отношению к нему. Миссионеры, пользуясь общею враждою против турок, европейских государей и монголов для того, чтобы более обеспечить себе уважение среди татар, «не оставили завоевателя в неизвестности на счет храбрости французов, которые сражались с Баязетом при Никополе» (Henr. I. р. 244). В другой раз в 1403 г. после победы над Баязетом Тамерлан послал к королю французскому Карлу VI доминиканца, епископа Султании Иоанна (Ibid. р. 245). Христианские государи со своей стороны были очень рады иметь Тимура своим союзником и старались льстить его тщеславию посольствами, Так еще 1393 г. Энрик, III король кастильский, отправил к его двору двоих послов, которые присутствовали при сражении Тимура с Баязетом и возвратились с послами первого. В ответ на это посольство послано было новое под начальством Руи Гонзалеса Клавиго, который подробно описал свои приключения (см. в чт. общ. ист. и древ. 1864 г. кн. 2 Среднев. пут. стр. 212 и след.). См. Dict. des miss. t I p. 564. Мы уже прежде встречали подобные известия о невероятно-блестящих результатах деятельности латинских миссионеров среди татар при самых ие благоприятных, повидимому, обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Им дал он свободу и полномочие на поставление священников, посвящение епископов и разрешение грехов, сколько сам может. Также вручил им дорогие подарки и в числе их разные прекрасные сосуды из хрусталя, которые они должны были передать хану от его имени и с его благословением 166 . Прибыв в Армению, папские послы узнали, что здесь во всей силе военные неустройства, по случаю вторжения египетского султана Бибарса. «Оба монаха перепугались и в страхе за свою жизнь положили не ходить дальше. Они передали венецианам письма и подарки, вверенные им папою, а сами отдались под защиту начальника храмовников и тотчас же вернулись... Но Николо Маттео и Марко бесстрашно пошли на встречу опасностей и препятствий, к которым давно привыкли 167 . Через три с половиной года они снова прибыли ко двору Кублая. «Великий хан принял их с почетом и милостию в полном собрании татарских князей и госпож; приблизившись к нему, они, в знак своего почтения, при входе поклонились ему в ноги. Он тотчас же велел им встать и рассказывать ему подробности своего путешествия и все, случившееся во время их бесед с его святейшеством. Они рассказали происшествия в добром порядке. Царь слушал их с особенным вниманием. Пред ним разложены были письма и подарки папы Григория: прочитав письма, он хвалил верность, усердие и старание его послов; а приняв с должным почтением масло от св. гроба, он приказал хранить его с благоговейным старанием 168 . Таким образом, не смотря на благоприятные обстоятельства, основание латинской миссии на этот раз не состоялось. Пробыв еще несколько лет при дворе Кублая, и «накопив себе много богатства в драгоценных камнях и золоте, венецианцы почувствовали большое стремление воротиться на родину. Хан так полюбил их, что долго не соглашался отпустить их, но наконец им удалось почти обманом вынудить у него позволение. Отпуская их, Кублай уполномочил их в качестве своих послов на переговоры с папою и королями французским и испанским 169 . В 1295 г. они прибыли на родину, чтобы, больше уже не возвращаться в Кублаю, и потому не имели побуждения выполнять его поручения, тем более, что в это время папы помимо их иным путем вступили уже в сношения с Кублаем и миссионеры действовали уже в восточной Татарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Почему совершеннодействующий дар и благодать священного богорождения и осуществляются в божественнейших свершениях мира. Поэтому, как я думаю, иерарх, крестообразными взмахами вливая миро 1285 в очищающий баптистерий, и являет 1286 зрению созерцающих, очей Иисуса, нашего ради богопорождения совершенно повергающего 1287 с помощью креста саму смерть самим этим божественным и неудержимым 1288 нисхождением и благолепным образом вытаскивающего нас, согласно сокровенному Речению, в Его смерть 1289 из древней поглощенности тлетворной смертью и обновляющего для божественного вечного существования (см. Рим.6:3–5 ). 11 . Но и самому совершившему священнейшее свершение богорождения, явление богоначального Духа, даруется совершенствующее помазание миром, чем, как я думаю, священное образописание символов намекает на Самого ради нас Освященного богоначальным Духом соответствующим людям образом 1290 , по неизменному свойству присущей Ему божественности доставляющего божественнейший 1291 Дух нам. 12 . Но и вот что иерархически помысли, – что и священное освящение божественного жертвенника 1292 , основоположение святейших свершений, совершеннодействуется всесвятыми возлияниями святейшего мира. А это ведь – сверхнебесное и сверхсущественное богодействие, начало, сущность и совершенствующая сила всякого нашего богодейственного освящения. Ведь если наш божественнейший жертвенник – Иисус 1293 , то богоначальное освящение божественных умов, при котором, согласно Речению, освящаемые и таинственно «всесожигаемые» 1294 (см. Пс.50:21 ), мы имеем доступ к тому, чтобы надмирными очами увидеть Сам божественнейший Жертвенник, на Котором совершаемое совершается и освящается, самим Божественнейшим Миром совершаемое. Ибо всесвятейший Иисус Сам Себя превыше нас освящает и нас исполняет всяческим освящением того, что на Нем домостроительно освящается, а в нас как богорожденных затем благодетельно переходит. Поэтому, как я думаю, божественные руководители нашей иерархии в соответствии с иерархическим умом богопреданно называют это всечтимое священнодействие совершения мира 1295 – по в действительности совершаемому, можно сказать, – таинством совершения Бога, для каждого ума воспевая Его божественное совершеннодействие. Ибо это – Его совершение, и Он ради нас человеколепно освящается, чтобы все 1296 совершить и освятить совершаемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Сему научился я из законоположений Писания, которыми был напитан еще прежде, нежели собрался с собственным своим умом. 1260. Так действовал я на граждан и на сторонних и стал уже одним из богатых земледелателей, хотя жатва моя не вся вдруг готова была к сбору. И некоторые из терний только что перестали быть дикими, а иные выравнивались, в другие влагалось только семя, 1265. иные были еще в молоке, у иных едва показывался из земли росток, другие дали зелень, у других обвязался стебель, другие набухали, а иные побелели к жатве, иные были на гумне, другие лежали в кучах, одни вывевались, другие стали чистой пшеницей, 1270. а иные и хлебом, что составляет конец земледелия. Но этот хлеб питает теперь не трудившегося земледелателя, а тех, которые не пролили и капли пота. Здесь желал бы я закончить свое слово и ничего не говорить о том, что недостойно слова. 1275. Но теперь не дозволяет мне сего дальнейший ход дел, из которых иные текли для меня успешно, а о других не знаю, что и сказать, к какому причислить их разряду и кого похвалить. Таково было мое положение, 1280. как внезапно прибывает из Македонии самодержец 24 , после того как он остановил тучу варваров, которых воодушевляли и надежда на свою многочисленность, и дерзость. Государь, что касалось до веры в Бога, не был зломыслен, мог удерживать в должных пределах души более простые, сам усердно чтил Троицу 1285. (говорю это от искреннего сердца, а то же подтверждают и все, безопасно утвердившиеся на прочном основании), но у него не было такой горячности духа, чтобы настоящее уравнять с прошедшим, 1290. самому времени предоставив отразить удары времени. Или, может быть, имел он и горячность духа, но ей не равнялась (как это назвать, научите сами) отважность или дерзость. А, может быть, лучше наименовать сие предусмотрительностью, потому что и сам признаю законным не принуждать, но убеждать, 1295. и нахожу сие более полезным как для нас самих, так и для тех, кого приводим к Богу. Невольное, сдерживаемое силой, как стрела, остановленная тетивой и могучей рукой, или ручей, отовсюду прегражденный в своем течении, при первом удобном случае презирает сдерживающую силу. 1300. А добровольное навсегда твердо, потому что связано неразрешимыми узами любви. С такой мыслью, как полагаю, и царь не давал пока места страху, всех привлекал кротостью, желая лучше, чтобы действовали свободно, а не из повиновения только писаному закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

В частности, исторические данные, которые относятся непосредственно ко времени царствования Феодосия, представляют немало затруднений для исследователя вопроса о состоянии нравственности общества. Дело в том, что показания современников эпохи Феодосия В. в данном случае отличаются, с одной стороны, неопределенностью и даже неполнотою 1291 , а с другой – удивительной противоречивостью. Так ритор Дрепаний Пакат, искусный панегирист, составивший себе своими дифирамбами прочную карьеру, авторитетно заявляет, что в нравственном отношении при Феодосии все обстояло прекрасно, что нравственность общества как бы росла не по дням, а по часам 1292 . Напротив, темными красками рисуют состояние нравственности Зосим и Аммиан Марцеллин. По свидетельству Зосима 1293 , нравственность общества шла на убыль: все было распущенно, и каждый старался превзойти другого роскошью и необузданностью, а украшение в добродетели не находило себе никакой похвалы. Пагубное увлечение артистами и артистками вместе с жаждою удовольствий еще более способствовали экономическому и нравственному краху общества. Подобными чертами описывает Аммиан Марцеллин 1294 нравственный уровень высших классов общества. Последние теперь измеряли, по замечанию Аммиана Марцеллина, величие своего положения и свое значение вышиною своих колесниц и тяжестью своих великолепных убранств. По своему нравственному облику аристократы приближались к типу людей, способных на все, лишь бы достать денег для удовлетворения своих разнузданных прихотей. Само собою понятно, что чернь стремилась не отставать в развращенности от знати, чему много способствовала почти бесплатная раздача хлеба и вина, разжигавшая незаметно дурные инстинкты толпы. Такой же отрицательный взгляд на нравственность общества IV в. проводят в своих сочинениях «великие художники римских нравов» 1295 : Григорий Б. 1296 , Иоанн Златоуст 1297 , Иероним 1298 . И только один язычник Симмах 1299 в своих письмах способен отмечать не только дурные, но и хорошие стороны жизни. Римлянин по духу и плоти, глубоко еще веровавший в вечность империи, Симмах откровенно признается во многих недостатках жизни, но в то же время спешит найти и нечто доброе, что могло оправдать его веру в процветание «вечной» империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—105— имже трудится под солнцем ( Екк.1:23 ), сказал другой мудрец, – преходит образ сего ( 1Кор.7:31 ), возвещал сосуд богоизбранный. Зная, что и другие священные писания возвещают подобное этому, и вместе с тем принимая во внимание изречение, которое мы узнали от одного из прославленных внешних (языческих) философов: «лучше вести простую жизнь, чем обладать величайшею властью, если не имеешь совершить ничего достойного», – я презрел настоящую славу, как исчезающую подобно театральной сцене. Тогда я немедленно же обратился к исследованию самого себя, и посему, с помощью Божиею, отказался от этой должности, удалился из царского дворца и от городского шума и поселился на вершине одной отдаленной приморской горы, утесистой и едва доступной. Таким образом я удалился от столицы на несколько стадий около Пропонтиды и здесь старался устроить свою жизнь, как мог, предаваясь уединению, ибо к нему-то я больше всего и стремился, и мною обладала столь сильная любовь к уединению и спокойствию, что я решил встретить конец жизни не в другом каком месте, как здесь. Но ведь невозможно, чтобы всё происходило согласно нашим намерениям, и бывают случаи, где господствует необходимость и где предприятия получают тот исход, коего хочет Бог. Это именно и случилось со мной. Я не достиг того, что предполагал. Не знаю, для каких целей (кои ведает Соизволивший и Попустивший это Бог), я был отторгнут от любезного мне уединения и приведен снова в царский дворец, свидетель в этом Бог, определением и решением занимавших тогда —106— царский трон 1295 , общего церковного священного собрания и сената. Вот они-то (так как в то время уже пременил жизнь предстоятель столицы 1296 , как человек, заплативший долг человеческий), с непоколебимою и неумолимою властью и возвели меня на священный сей трон, хотя я сильно не желал и отказывался, так что дело сие было устроено скорее принуждением, чем по согласию. Итак, поскольку я подъял иго сие против желания и принял на себя заботы о душах недостойно, – не так, как подобает любви, – то я боялся прежде всего разнообразных и хитросплетенных козней изобретателя зла и нападения злых и невидимых духов, чтобы они, застав меня беззащитным и не вооруженным доспехами добродетели (ибо они знали меня за человека еще неопытного в духовном и божественном, или видели меня упражняющимся и подвизающимся в борьбе с ними) и нанося раны стрелами греха, не начали разгонять богоизбранное стадо Церкви и приводить в беспорядок ее благоустроенные ряды, издеваясь над поражением невежественного и неискусного военачальника. А потом, увидав и неприязненность начальства и враждебность ненавистников, я стал замечать коварство и злокозненность тех, кои весьма старательно следят за нашими делами, хорошо или нет обстоящими. Не видя в своих глазах бревен и не желая очищать с них гной, но усердно занимаясь чужими сучцами, они ради дел совершенно ничтожных, пустых, не стоящих никакого внимания, нечестиво вооружают свои языки против пред-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1288 . Изложение прения, бывшего в секретном помещении дворца между господином аввою Максимом и его учениками (с одной стороны) и начальниками (с другой). Relatio motionis factae inter domnum abbatem Maximum et socium ejus atque principes in secretario (=Acta I). C. 50–83. PG 90, 109–129. BHG 1231. 1289 . Святого аввы Максима к Анастасию монаху. Sancti Maximi abbatis ad Anastasium monachum. C. 85–89. PG 90, 132–133. BHG 1232. 1290 . Святого отца нашего и исповедника Максима, о деяниях (актах) в первой его ссылке, то есть в Визии: прения, бывшие между Феодосием епископом Кесарии Вифинской и им (Том второй). Gesta in primo exilio seu dialogue Maximi cum Theodosio episcopo Caesareae in Bithynia (=Acta II). C. 90–152. PG 90, 136–172. BHG 1233. 1291 . [Житие] (продолжение). С. 153–171. PG 90, 104–109. BHG 1233m, 1234. 1292 . Окончание жития, (пер. с грузинского) 336 . С. 171 –176. По груз, тексту, изданному прот. К. Кекелидзе в: Труды КДА. Ноябрь. С. 481–484. 1293 . Окончание письма св. Анастасия. С. 176 –183. PG 90, 174 –180 337 (лат.). BHG 1233d. 1294 . Примечание. Scholium 338 . С. 183–184. PG 90, 178–180 (лат.). 1295 . Предисловие к нижеследующим священным свидетельствам. С. 184–185. 1296 . Святого Ипполита, епископа порта или гавани Римской и мученика истины. Против Верона и Илика еретиков о богословии и воплощении отрывков]. С. 186–197. PG 90, 180–188. 1297 . Рассуждения о вышеизложенных богомудрых свидетельствах и других – того же святого Анастасия. Syllogismi de suppositis divinitus sapientibus testimoniis, et aliis ejusdemque sancti Anastasii. C. 197–208. PG 90, 187–194. 1298 . Примечание или воспоминание. Scholium sive Hypomnesticum 339 . C. 209–205 340 . PG 90, 193–202 (лат.). 1299 . На Константинопольцев за святого отца нашего Максима поношение, сочиненное одним монахом от огорчения сердечного. Pro sancto patre nostro Maximo, invectiva a quodam monacho, diri facinoris execratione amaro corde conscripta. C. 231–233. PG 90, 201–205. 1300 . Служба Преподобному Максиму. Служба 1. С. 234–257. PG 90, 205–213.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

1288 Пространная глава действительно начинается с краткого сообщения о венгерском нападении на Германию в начале X в., в правление короля Конрада I. 1289 Рассказ о путешествии гамбургского архиепископа Унни основан на «Хронике» Адама Бременского (Adam I, 58–60). 1290 Буквальное, хотя и сильно сокращенное, воспроизведение части главы I, 60 из «Хроники» Адама Бременского (см. 22/1 и комментарий). 1291 В основе – Adam I, 26. Ссылкой на Адама Бременского Хельмольд заменил ссылку самого Адама на датского короля Свена Эстридсена как своего информатора. Названные епископы (кроме Маркона, который был епископом в Шлезвиге) – первые после основания епископии для ободритов в Ольденбурге-Старгарде, вероятно, ок. 972 г. Эцикон вынужден был покинуть кафедру ок. 990 г. в результате языческой реставрации у ободритов. 1293 Дословное воспроизведение второй части одной из схолий «Хроники» Адама (Adam II, 35, schol. 24). Хельмольд только уточняет: «по ту сторону Одера», но делает это неудачно. Под пером немецкого хрониста «по ту сторону» может значить только «на восточном берегу Одера», тогда как Адам имеет в виду, несомненно, славян вне собственно польских пределов (см. 22/3 и комментарий). Не вполне удачно выбран и контекст, в который Хельмольд поместил схолию: завоевания польского князя Болеслава I приходятся на первую четверть XI в., тогда как языческая реакция у ободритов и в Дании при Свене Вилобородом наступила ок. 990 г. 1294 Мстиславе, князе ободритов на рубеже X–XI вв., дочь которого была замужем за датским королем Харальдом Синезубым. 1295 Сведения о преследованиях Мстиславом мекленбургского монастыря – оригинальное добавление Хельмольда; у Адама их нет. 1297 Рассказ Хельмольда о Свене Вилобородом основан на «Хронике» Адама Бременского (Adam II, 27–29, 31–32). 1298 В 1157 г. датский король Свен III погиб в битве с Вальдемаром I, сыном Кнута Лаварда и Ингиборг, дочери киевского князя Мстислава Владимировича Великого. 1301 Первоначально Любек был основан гольштейнским графом Адольфом II в 1143 г., после того как Генрих Лев дал ему в лен Вагрию (см. примеч. 1303). Удобное расположение быстро сделало из Любека успешного торгового конкурента герцогскому Бардовику (в низовьях Эльбы, близ Люнебурга). В результате Генрих в 1156 г. решился на запрещение торга в Любеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Конституционный суд Турции не принял иск Киликийского Католикоса о возврате своего имущества 30.04.2015 15:12 Пресс-конференция в Вашингтоне с участием международных юристов по иску в Конституционный суд Турции Ереван, 30 апреля, Благовест-инфо. Поданный 28 апреля армянским Киликийским Католикосом Арамом I в Конституционный суд Турции иск не принят высшей судебной инстанцией этой страны. Арам I намерен обратиться к Европейскому суду по правам человека в Страсбурге. «Мы пока не можем с уверенностью сказать примет или все таки нет Конституционный суд Турции наш иск. Но прошло два дня и мы не получили пока никакого ответа из Турции», пояснили «Благовест-инфо» в Киликийском Католикосате. Юристы Католикосата провели сегодня в Вашингтоне пресс-конференцию, на которой рассказали о ходе подготовки документов по иску в Конституционный суд. В дело вовлечены международные юристы, в том числе и специалисты по законодательству Турции.  По их мнению, вся документация соответствует турецкому законодательству и может быть отклонена Конституционным судом лишь по политическим мотивам, что, в свою очередь, даст повод армянской стороне обосновать  жалобу в Европейский суд по правам человека. Город Сис Католикос Арам I по возвращении в Ливан из Армении , где принимал участие в церемонии канонизации жертв геноцида армян в Османской империи, подал иск в Конституционный суд Турции, требуя возвращения исторических угодий и имущества Католикосата Великого Дома Киликийского в Сисе. Ныне эта бывшая столица армянского Киликийского королевства  находится в составе Турецкой Республики и называется Козан. Киликийский Католикосат Армянской Апостольской Церкви - административно независим от Первопрестольного Эчмиадзина. В период с 1295 по 1921 года Киликийский Католикосат находился в Сисе. В годы геноцида армян правительство Османской Турции дало ровно два дня тогдашнему Католикосу Сааку II (Хапаян) на то, чтобы собраться и уехать из Сиса, что и было сделано.  Католикос с немногочисленной свитой смог увезти с собой некоторые древние рукописи, ритуальные принадлежности, в том числе котел для мироварения. Вначале Католикос переехал в Иерусалим, потом в сирийские Аллеппо и Дамаск, на Кипр и только в 1930 году обосновался в Ливане в местечке Антилиас в пригороде Бейрута, где по сей день находится резиденция Киликийских Католикосов Армянской Апостольской Церкви. Наринэ Киракосян Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

1291 . С равной энергией продолжалось османское завоевание севера Балканского полуострова. Уже в 1393 г. было окончательно подчинено болгарское царство. Царская столица Тырново пала 17 июля после жестокой осады и стала жертвой жажды завоевателей к уничтожению. После этого остальные земли быстро подпали под власть турок 1292 . На пятьсот последующих лет Болгария стала провинцией османской державы. Более тяжелое противостояние ожидало турок в борьбе с валашским князем Мирней Старым, который пользовался сильной поддержкой Венгрии. На равнине Ровине 17 мая 1395 г. дело дошло до кровавой битвы. На стороне осман во исполнение своего вассального долга сражались сербские князья Стефан Лазаревич, сын и наследник косовского героя, сын Вукашина Марко, владевший маленькой областью вокруг Прилепа, и тесть Мануила II Константин Драгаш, правивший в Восточной Македонии. Король Марко и Константин Драгаш нашли в этой битве свою смерть. С военной точки зрения Мирча, казалось, одержал победу, однако он тоже был вынужден покориться власти султана и обязался платить дань 1293 . Добруджа, бывшая в последние десятилетия болгарским удельным государством и незадолго до этого подчинившаяся власти Мирчи, оказалась теперь во владении осман, а переправы через Дунай были заняты турецкими гарнизонами. Последние успехи осман произвели на Западе огромное впечатление. После подчинения Болгарии Венгрия почувствовала непосредственную угрозу, а латинские княжества в Греции смогли близко познакомиться с мощью наступательного порыва турок. Если до сих пор византийские призывы о помощи и папские увещания оставались неуслышанными, то теперь на Западе стали осознавать необходимость совместного, выступления христианских народов против турецкой опасности. На призыв венгерского короля Сигизмунда откликнулось рыцарство нескольких европейских стран, и прежде всего легко загоравшиеся идеей крестового похода французские рыцари. Венеция после долгих колебаний также примкнула к коалиции и отправила в Дарданеллы небольшую эскадру, которая должна была наблюдать за проливами и поддерживать связь между Византией и собравшимся в Венгрии крестоносным войском. Однако это перспективное предприятие потерпело полный крах. В битве при Никополе 25 сентября 1396 г. сильное, но слишком пестрое воинство потерпело от турок сокрушительное поражение из-за недостаточной координации между венгерскими и французскими войсками 1294 . Король Сигизмунд лишь бегством смог спастись от плена и в сопровождении великого магистра иоаннитов и нескольких немецких рыцарей на корабле прибыл в Константинополь, чтобы оттуда кружным путем через Эгейское и Адриатическое море прибыть домой. Его плавание через Дарданеллы сопровождалось горестными криками христианских пленников, которых султан приказал выставить на берегах пролива для унижения побежденного короля 1295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010