Собор армянских епископов в Вагаршапате осудил Халкидонский Собор. Начало отделения Армянской Церкви от православной Церкви. Кон. V- нач. VI в. 491–518 Имп. Анастасий I Дикор. 495–511 Македонии II, натр. Константинопольский. 511–518 Тимофей I, патр. Константинопольский. 518–520 Иоанн II Каппадокиец, патр. Константинопольский. 518–527 Имп. Юстин I. 520–535 Епифаний, патр. Константинопольский. 527–545 Святой Юстиниан I, имп. 535–536 Анфим I, патр. Константинопольский. 536–552 Святой Мина, патр. Константинопольский. Освящение храма святой Софии в Константинополе. Имп. Юстиниан I завоевал Абхазию и начал здесь распространение христианства. 552–565 Святой Евтихий, патр. Константинопольский. 565–577 Иоанн III Схоластик, патр. Константинопольский. 565–578 Имп. Юстин II. 577–582 Святой Евтихий, патр. Константинопольский (вторично). 578–582 Имп. Тиверий I. 582–595 582–602 Имп. Маврикий. 596–606 Кириак, патр. Константинопольский. 607–610 Имп. Фока. 607–610 Святой Фома I, патр. Константинопольский. 610–638 Святой Сергий. I, патр. Константинопольский. 610–641 Имп. Ираклий. 610–638 Пирр, патр. Константинопольский. 610–641 Павел II, патр. Константинопольский. 638–641 Имп. Константин III. 641–668 Имп. Констант II. Святитель Мартин, папа Римский, за исповедание православия отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где скончался. Пирр, патр. Константинопольский (вторично). 654–666 Петр, патр. Константинопольский. 667–669 Фома II, патр. Константинопольский. 668–685 Имп. Константин IV. 669–675 Святой Иоанн V, патр. Константинопольский. 675–677 Константин I, патр. Константинопольский. 677–679 Святой Феодор I, патр. Константинопольский. 679–686 Святой Георгий I, патр. Константинопольский. Шестой Вселенский Собор в Константинополе, осудивший ересь монофелитов. 686–687 Святой Феодор I, патр. Константинопольский (вторично). 685–595 Имп. Юстиниан II. 688–693 Павел III, патр. Константинопольский. 693–705 Святой Каллиник I, патр. Константинопольский. 695–698 Имп. Леонтий. 698–705 Имп. Тиверий II.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сергия в игумены в 1354-м году, отношу это поставление к гораздо более раннему времени. Основания, по которым я отношу поставление преп. Сергия в игумены не к 1354-му году, а к гораздо более раннему времени, суть следующие. Во-первых, мы имеем тот несомненный факт, что преп. Сергий ввел в своем монастыре общежитие по грамоте патр. Филофея. Патр. Филофей занимал кафедру два раза: в первый раз очень недолгое время с мая 1354-го года по начало следующего 1355-го года; во второй раз с конца 1364-го года по конец 1375-го года. Относить введшие общежития ко второму патриаршеству значило бы относить его к слишком позднему времени, против которого говорят и простые соображения и имеющаяся у нас положительные данные и указания, о чем см. в моей книге, стр. 90, прим. 28. Но, если введение преп. Сергием в своем монастыре общежития со всею вероятности нужно относить не ко второму патриаршеству Филофея, а к первому или к 1354-му году: то из сего будет следовать, что поставление преп. Сергия в игумены нужно относить к значительно более раннему времени, ибо между его поставлением в игумены и между введением им в своем монастыре общежития должен быть полагаем значительный промежуток времени. Во-вторых, если бы принимать, что преп. Серий поставлен был в игумены в 1354-м году, то нужно было бы принимать, что монастырь его оставался без игумена около 12-ти лет (как это и принимают те, которые относят поставление преп. Сергия в игумены к 1354-му году; см. напр., житие преп. Сергия, принадлежащее о. Никону, 2-го изд. стр. 76). Но принимать это я нахожу решительно невероятным. Епифаний ясно дает знать, что до поставления преп. Сергия в игумены не было в монастыре иеромонаха и что первым иеромонахом монастыря был именно сам преп. Сергий, который одновременно с тем, как быть поставлену в игумены, был посвящен и в иеромонахи. Но чтобы целым 12-ть лет преп. Серий и братия его монастыря не находили неудобным призывать к себе для совершения литургии какого-либо игумена-старца (иеромонаха) или приходского священника, это вовсе не может быть принято. С другой стороны, игумены в древнее время были не совсем то, что ныне: они были обязательными духовниками братии, к которым братия приходили с своими гре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Осень 1350 Смерть патриарха Исидора 05.1351–06.1351 Константинопольский собор 1351 г. После 06.1351 Снова намеревается уйти в отставку, но его отговаривают братья Влаты. 15.08.1351 Торжественное провозглашение Соборного томоса 1351 г. в Святой Софии 25.10.1351 Захват Ираклеи генуэзцами 06.05.1352 Мир между византийцами и генуэзцами. Завершение оккупации Ираклеи. Кон. 03.1352 – нач. 04.1352 Посольство Ирины Кантакузины со свт. Филофеем Ираклейским и Митрофаном Мелникским в Дидимотик 27.07.1352 Свт. Филофей возвращается в Ираклею Лето 1352 Иоанн V Палеолог осаждает Адрианополь Нач. 1353 Иоанн V покинул Фракию и обосновался на о. Тенедос 03.1353 Иоанн V пытается овладеть Константинополем После 03.1353 Патриарх Каллист отказывается короновать Матфея Кантакузина и добровольно уходит с патриаршего престола 04.1353 Прекращение церковного поминовения Иоанна V 14.08.1353 Постановление синода о низложении патриарха Каллиста Нач. 09.1353 Свт. Филофей восходит на патриарший престол 02.03.1354 Землетрясение и захват Галлипольского полуострова турками После 02.03.1354 Матфея Кантакузина коронуют как соправителя 30.06.1354 Митрополитом Киевским избирается Алексий 22/29.11.1354 03.12.1354 Кон. 01.1355 Каллист возвращается на патриарший престол 15.12.1355 Послание Иоанна V Палеолога папе римскому, в котором он обещает свой переход в католичество 11.1354 – 08.10.1364 Свт. Филофей проживает в монастыре Акаталипт в Константинополе 09.1364 Смерть патриарха Каллиста 08.10.1364 Возвращение свт. Филофея на патриарший престол 1364/1367 Прохор выражает свои проварлаамитские взгляды в Великой Лавре Кон. 1365 – нач. 1366 Письма Иакова Триканы свт. Филофею относительно Прохора Кидониса Зима 1365/1366 Иоанн V в Венгрии 06.1366 Переговоры в Риме с папой об объединении Кон. лета 1366 Иоанн V находится в окружении в г. Видин 26.08.1366 Амедей Савойский отвоевал Галлипольский полуостров в пользу византийцев 10.1366 Амедей Савойский направился воевать с болгарами Кон. 1366/1367 Свт. Филофей посылает в Великую Лавру анафематизмы против Варлаама и Акиндина

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В февр. 1354 г. Матфей Кантакузин был коронован в храме Успения Богородицы во Влахернах (К-поль) И. К. и патриархом Филофеем Коккином. Переломным для экспансии Османов в Европу стал 1354 год, когда они захватили покинутый населением в результате землетрясения г. Галлиполи, заселили его и превратили в свой опорный пункт. В 1354 г. в плен к османам попал митр. Фессалоникийский свт. Григорий Палама, к-рый должен был посредничать на переговорах между И. К. и Иоанном V. Патриарх Филофей Коккин подробно сообщает, почему у И. К. не было денег на выкуп свт. Григория ( Θιλοθ ου Κοκκνου Αγιολογικ ργα/Εκδ. Δ. Μ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1985. Σ. 552). Отречение И. К. в 1354 г. помешало осуществлению этих планов; свт. Григорий Палама был выкуплен сербами в июле 1355 г. 22 нояб. 1354 г. Иоанн V с помощью генуэзского корсара Франческо Гаттилузи проник в К-поль с небольшим отрядом, что вызвало народное восстание против Кантакузинов. И. К. послал за помощью к своему сыну Матфею, туркам и Андронику Асану. Сам И. К. с отрядом наемников-каталонцев был блокирован во дворце. 24 нояб. состоялось новое соглашение между императорами о продолжении совместного правления, разделе доходов казны и назначении Матфея Кантакузина правителем Адрианополя и Родоп с неограниченной властью. 27 нояб. наемники-каталонцы сговорились покинуть И. К. Всеобщая ненависть населения, раздраженного непомерными налогами, сделала невозможным дальнейшее пребывание И. К. императором. 4 или 10 дек. 1354 г. И. К. отрекся от престола, принял постриг с именем Иоасаф и удалился в к-польский мон-рь Манганы. Иоанн V запретил И. К. отъезд в мон-рь Ватопед на Афоне, несмотря на значительные вклады в мон-ри Св. Горы, сделанные матерью И. К. и им самим. Патриарх Филофей Коккин бежал из столицы, и на Патриарший престол вернулся Каллист. Несмотря на уход И. К. от власти, Иоанн V нуждался в опыте и связях, которыми располагал его тесть, поэтому и после отречения политический вес И. К. был огромным. После отречения Матфей Кантакузин продолжил гражданскую войну при поддержке Орхана, но в 1356 г. попал в сербский плен и был выдан Иоанну V. Чтобы спасти жизнь сыну, И. К. посоветовал ему отречься от престола и принести клятву верности Иоанну V. В дек. 1357 г. отречением Матфея война Палеологов и Кантакузинов закончилась. Матфей был отослан в Мистру к своему младшему брату Мануилу, верному стороннику Иоанна V. Между братьями вскоре возник конфликт, улаживать который был вынужден И. К., отправившийся в Мистру в 1361 или в 1362 г.

http://pravenc.ru/text/471274.html

Виднейшим представителем «монашеской партии» в Византии был император Иоанн VI Кантакузин , один из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Тем не менее его симпатии всегда принадлежали «монашеской партии». Это показывает, что совсем не верно считать ее собранием полуграмотных фанатиков. До 1341 г. Кантакузин был великим доместиком (т.е. премьер-министром) императора Андроника III Палеолога и его названым братом. С 1341 по 1347 г. он принимал участие в гражданской войне против правительства патриарха Иоанна Калеки. С 1347 по 1354 г. он был правящим императором. В 1354 г. его подросший зять Иоанн V вынудил его уйти в отставку. Иоанн Кантакузин ушел в монастырь и принял постриг под именем Иоасаф. В этом качестве он прожил еще почти тридцать лет, оставаясь самым уважаемым политическим деятелем Империи. Он написал знаменитую «Историю», являющуюся одним из главных источников по описываемому периоду, и ряд богословских работ в защиту исихастов. Кроме того, ценя его мудрость и богатый жизненный опыт, император неоднократно призывал его в гущу политических событий для совета во всех главных вопросах. Ни с кем не сравнимое влияние монаха Иоасафа окончилось лишь с его смертью: он скончался в Пелопоннесе в 1383 г. Вторым известным представителем «монашеской партии» того времени являлся Филофей Коккин, патриарх Константинопольский (1354-1355; 1364-1376). По происхождению он был иудеем из Салоник, сознательно обратившимся в христианство. До того как стать патриархом Константинопольским, он был митрополитом Гераклейским (это косвенно доказывает, что в его время перевод епископа с одной кафедры на другую - уже достаточно распространенное явление). Он был известным политическим деятелем и писателем, сыгравшим весьма важную роль как в византийской, так и русской истории. Именно по его настоянию на Русь был отправлен болгарин Киприан, ставший митрополитом Московским и одним из самых прославленных святых иерархов на Руси. Кроме того, Филофей был известным агиографом. Именно он канонизировал своего учителя и друга св. Григория Паламу и составил ему службу и житие.

http://sedmitza.ru/lib/text/434823/

Несмотря на строгое предостережение Патриарха Иоанна XIV Калеки (1334-1347), В. К. продолжил полемику со свт. Григорием Паламой в Фессалонике и начал писать сочинения против монахов-исихастов, к-рых иронично называл «пуподушниками» (μφαλψυχοι). После того как Палама издал 1-ю из своих «Триад» (1338), В. К. сочинил опровержение. В полемику были втянуты мн. визант. интеллектуалы. Против В. К. агитировал Исидор Вухир, в переписке с ним находились Нил Триклиний, Игнатий Исихаст, Давид Дисипат , Иосиф Калофет . Двое последних вместе с буд. Патриархом Филофеем Коккиным и Момицилой Неофитом опубликовали в 1341 г. сочинения против В. К. В 1339 г. В. К. по поручению имп. Андроника III Палеолог совершил поездку в Зап. Европу. Он посетил королевские дворы Роберта I Анжуйского в Неаполе, Филиппа VI Валуа в Париже, а также папу Бенедикта XII в Авиньоне, к-рого пытался склонить к провозглашению крестового похода против турок, предлагая свой проект унии Церквей ( Giannelli. 1946). В Авиньоне он познакомился с Ф. Петраркой . По возвращении в К-поль (осень 1339) В. К. ответил на появившуюся 2-ю «Триаду» Паламы переработанным соч. «Против мессалиан» (Κατ Μασσαλιανν). Однако в то время его ссора с монахами-исихастами не имела политического значения, и он по-прежнему пользовался расположением Иоанна Кантакузина и Патриарха. Самой влиятельной фигурой в исихастской партии в нач. 1341 г. был Григорий Акиндин , к-рого поддерживала Евлогия Хумнена-Палеологина. Именно он содействовал укреплению рядов сторонников исихазма приглашением в столицу Давида Дисипата, ставшего влиятельным при дворе. Характерно при этом, что Акиндин считается если не учеником, то единомышленником В. К. в богословской полемике со свт. Григорием Паламой ( Constantinides-Hero. 1983). Собор в К-поле 10 июня 1341 г., на к-ром присутствовал имп. Андроник III, был настроен примирить сторонников и противников исихазма. На нем рассматривалось 2 вопроса: божественность Фаворского света (обвинение в двоебожии) и благочестивость молитвы Иисусовой (обвинение в ереси богомилов и мессалиан). Синодальный томос полностью оправдал монахов-исихастов, однако и В. К. не был предан анафеме, получив прощение при условии отказа от своих взглядов. Всем его сторонникам рекомендовалось предать огню его сочинения против монахов. Мягкое решение в отношении В. К. объясняется поддержкой Иоанна Кантакузина ( Weiss. 1969). Томос был опубликован только в июле-авг., когда политическая ситуация радикально изменилась из-за смерти Андроника III (15 июня 1341). Следует отметить, что Собор, хотя и затрагивал, но не рассматривал подробно богословские вопросы и не вынес никакого решения по поводу разделения сущности и энергии Божией - ключевой проблемы паламистского учения, против к-рого позднее выступали Акиндин и Григора. В сент. 1341 г. учение Паламы поддержал Иоанн Кантакузин ( Weiss. 1969), вскоре начавший борьбу за имп. престол. С этого времени В. К. становится в Византии нежелательной персоной.

http://pravenc.ru/text/Варлаам ...

и «ревнител быв великаго Божественному житию» (904 об.); святые Феофан и Феодор пишут и отправляют послание М. (Л. 906 об.), он им отвечает (л. 907) - М. представлен сидящим в пещере перед столиком, на котором развернут свиток, левой рукой святой придерживает свиток, правой пишет в нем; мучения М. (Л. 907 об.; «…сокрушеном челюстем и весь иный понес мучный образ») - к сидящему в пещере святому приближаются 2 мужа с дубинами; имп. Феофил через чтение книг прозревает свое неразумие (Л. 911 об.) - внизу образом обличения в нечестивых деяниях императора представлен заключенный в пещеру М.; освобождение М. (Л. 912 об.) - посланник императора, указывая перстом на фигуру имп. Феофила (в верхней части), выводит святого из пещеры; М. в К-поле сидит перед императором и беседует с ним (Л. 913). События, связанные с восстановлением иконопочитания, изложены в контексте обретения имп. Феофилом прощения от Господа, фигура М. представлена в следующих сценах: возведение на патриарший престол (Л. 919 об.) - М. стоит с кодексом в руке перед храмовым престолом; беседа преподобных Иоанникия Великого, Исаии Никомедийского и Арсакия с М. (Л. 920 об.); М. с сонмом архиепископов, священников и монахов уверяются в благочестии имп. Феодоры (Л. 920-921 об.); имп. Феодора просит патриарха молиться за имп. Феофила (Л. 922); М. собирает духовенство и монахов «по всей области греческой» в Великую церковь (Л. 922 об.); М. с собором духовных лиц в присутствии имп. Феодоры совершает моление о имп. Феофиле (Л. 923); в сновидении имп. Феодоры М. с собором изображены как просители за имп. Феофила, представшего перед Спасителем (Л. 924); имп. Феодора рассказывает сон патриарху, М. пишет имена еретиков и имп. Феофила в свиток и кладет его «под святою трапезою» (Л. 925); ангел возвещает в храме М., что его молитва услышана Господом и имп. Феофил помилован (Л. 925 об.); М. берет свиток с именами из-под престола (слева) и сообщает имп. Феодоре, что имя Феофила «заглажено от Бога» (справа) (Л. 926); второе удостоверение М.

http://pravenc.ru/text/2563128.html

Оценка места наследия Л. И. в истории правосл. богословия зависит от датировки его жизни и деятельности, относительно к-рой мнения расходятся. Согласно наиболее распространенной версии, по к-рой Л. И.- богослов 1-й пол. VI в., он внес важнейший вклад в формирование правосл. богословия, сформулированного V Вселенским Собором, был (наряду со свт. Ефремом Антиохийским и Леонтием Византийским) одним из нескольких богословов-неохалкидонитов, оказавших решающее влияние на имп. Юстиниана (о понятии «неохалкидонизм» см.: Moeller. 1951. Р. 678-680; Meyendorff. 1975. Р. 30-31). Если же, как утверждает Краусмюллер ( Krausm ü ller. 2001), Л. И. был богословом кон. VI - 1-й трети VII в., то он не мог оказать влияние на имп. Юстиниана, но был старшим современником свт. Софрония Иерусалимского и прп. Максима Исповедника. Этот вопрос требует дальнейшего исследования. По мнению Грея, влияние Л. И. на имп. Юстиниана проявилось не сразу, но явно сказалось на эдикте «О правой вере» ( Gray. 1979. P. 154-163). Дж. Макдоналд, подробно разобравший возможное влияние Л. И. на имп. Юстиниана, отчасти оспорил мнение Грея, отчасти дополнил его. Он обнаружил многочисленные сходства между сочинениями имп. Юстиниана и Л. И., в частности между «Посланием александрийским монахам» (539-542) имп. Юстиниана и сочинением Л. И. «Против монофизитов». Макдоналд утверждает, что последнее было главным источником для имп. Юстиниана, в особенности по части дифизитского флорилегия ( Macdonald. 1995. Р. 37). Автор считает, что наблюдавшееся др. исследователями сходство между сочинениями имп. Юстиниана и Леонтия Византийского и свт. Ефрема Антиохийского легче всего объяснить не прямой зависимостью от них, а восприятием имп. Юстинианом богословия Л. И. (Ibid. P. 38). Кроме того, этот исследователь отметил сходство между сочинением Л. И. «Против несториан» и изложением как несторианской, так и правосл. позиций в сочинении имп. Юстиниана «Беседа с Павлом Нисибинским». Сходство с трактатом Л. И., по его мнению, может быть объяснено 2 способами в зависимости от датировки беседы имп. Юстиниана с Павлом, несторианским епископом из Нисибина. Если сочинение имп. Юстиниана основано на беседе, имевшей место в 561 г., то сходство может происходить от влияния Л. И. на имп. Юстиниана. Но если беседа имела место в 532 г., то сходство между трактатом Л. И. «Против несториан» и «Беседой с Павлом Нисибинским» может происходить от того, что Л. И. использовал материалы реальной беседы для написания отдельных мест соч. «Против несториан» (Ibid. Р. 293). С этим сочинением имп. Юстиниана содержательно пересекается и эдикт «О правой вере».

http://pravenc.ru/text/2463547.html

Ульрих II, гр. орламюндский (ум. в 1112 г.) 231, 231 Унни, архиеп. гамбургско-бременский (918–936) 123, 123, 150, 150, 270, 270 Урбан II, п. римский (1088–1099) 163, 208–209, 209, 328, 328, 337 Урош I, жупан сербский (ок. 1110 – после 1131) V, 367 Фатимиды, династия арабских халифов в Сев. Африке (X – третья четв. XII в.) 37 Фелиция (?), ж. венгерского кор. Кальмана, д. сицилийского великого гр. Роджера I V Феодора, вторая ж. византийского имп. Uoahha I Цимисхия, д. византийского имп. Константина VII Багрянородного VIII Феодора, д. византийского имп. Константина VIII, правительница Византийской империи (1055–1056) VIII, 73 Феодора, д. византийского имп. Алексея I Комнина VIII Феодосий, б. византийского имп. Константа II 327 Феодосий, византийский имп. в IX в. (ошибочно) 348, 354 Феодосий, митр, халкидонский, посол византийского имп. Феофила 18 Феодосий Печерский , св., один из основателей Киево-Печерского м-ря (ум. в 1074 г.) 51, 69 Феофан, византийский хронист (рубеж VIII–IX вв.) 23, 27 Феофан, посол византийского имп. Феофила 18 Феофано, вторая ж. византийского имп. Романа II, затем – византийского имп. Никифора II Фоки VIII Феофано, ж. германского имп. Оттона II, племянница византийского имп. Uoahha I Цимисхия (ум. в 991 г.) II, VIII, 116, 116–117 Феофано Музалонисса, ж. черниговского кн. Олега Святославича IXa, 198 Феофил, имп. византийский (829–842) VIII, 18–20, 19–20 Фив, св., ученик св. Климента Римского 104, 104 Филипп Швабский, кор. германский (1198–1208) II, III, VIII, 309, 346–347 Филипп I, кор. французский (1060–1108) II, 102, 111, 137, 137, 153 Филипп II Август, кор. французский (1180–1223) II, 343, 343 Флоренций Вустерский, английский хронист (ум. в 1118 г.) 133 Флоровский А. В. 33, 202, 220, 252, 263–264, 286 Флоря Б. Н. 28 Фольк, сторонник претендента на венгерский престол Бориса (Кальмана) 368 Фортинский Ф. Я. 65 Франклин С., см. Franklin S. Фридрих I Барбаросса, кор. германский (1152–1190, имп. с 1155 г.) II, III, 234, 237–238, 241, 249–252, 258, 259, 260–261, 266, 273, 282–284, 283–284, 309, 314–316, 316, 342, 342, 347

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

783 . Joasaph (Joasaph-Johannes) Athonita Mönch (als Kaiser Johannes VI. Kantakuzenos)//LCI 7. 69. Биографии Иоанна Кантакузина 784 . Keselopoulos Α. Βος το ατοκρτορος ωννου ΣΤ το Καντακουζηνο ( ωσαφ Μοναχο) (1295–1383)// Θεολογα. 1975. 46. 573–610. 785 . Nicol D. The doctor-philosopher John Comnen of Bucharest and his biography of the Emperor John Kantakouzenos//RESEE 1971. 9. 511–526. же://Id. Collected Studies. 2. L 1986. 8. 786 . Nicol D. M. The reluctant emperor: a biography of John Cantacuzene, Byzantine emperor and monk, c. 1295–1383. Cambridge 1996. XIII, 203. Rentel A.//SVTQ 1997.41(4). 383–385. 787 . Parisot V. Cantacuzène homme d’état et historien, ou examen critique des Mémoires de l’Empereur Jean Cantacuzène et des sources contemporaines et notamment des 30 livres dont 14 inédits de l’Histoire Byzantine de Nicéphore Gregoras qui controlent les Mémoires de Cantacuzène. P. 1845. 788 . Voordeckers E. La «Vie de Jean Cantacuzène» par Jean-Hiérothée Commene//JÖB 1971. 20. 163–169. 789 . Weiss G. Johannes Kantakuzenos – Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch – in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jahrhundert. Wiesbaden 1969. 174. (Schriften zur Geistesgeschichte des östlichen Europas. 4). Vlachos Th.//OCP 1971. 37. 527–528; Meyendorff J.//BZ 1971. 64. 116; Barker J. W.//Spec 1971 (Oct.). 46:4. 751; Zs. für Geschichtswissenschaft. 1970. 18:11. 1529. Исторические вопросы 790 . Флоринский Т. Андроник Младший и Иоанн Кантакузин . Очерк истории Византии во второй четверти XIV века (1328–1355)//ЖМНП 1879. 204. Отд. 2. 87–143, 219–251; 205. 1–48; 1880. 208. 327–334. Отд. изд.: Пг. Б. г. 57. 791 . Nicol D. М. The abdication of John VI Cantacuzene//ByzForsch. 1967. 2. 269–283. 792 . Voordeckers E. Un empereur palamite à Mistraen 1370//RESEE 1971. 9. 607–615. 793 . ivojnovi M. Jovan Paleolog i Jovan Kantakuzin od 1351 do 1354 godine//ZRVI 1982. 21. 127–141. Хронология царствования 794 . Failler A. Note sur la chronologie du règne de Jean Cantacuzène//REB 1971. 29. 293–302.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010