О почитании святых в ранний период свидетельствуют фрески в капелле Феодота рим. ц. Санта-Мария-Антиква: на слое 1-й пол. VIII в. И. изображена с крестом и венцом на покровенной руке, К. в отроческом облике в позе оранта ( Grueneisen W., de. Sainte-Marie-Antique. R., 1911. Tf. 35); на слое сер. VIII в. И.- в позе оранты, К.- с крестом и венцом. Почитание святых, ознаменованное изображениями их самих и сцен их мучений, присутствует в христ. культуре обширного ареала - от Пиренеев до Эфиопии. Местоположение их в росписи храмов XI-XV вв. определяется программными особенностями, часто они размещаются среди св. жен или рядом со св. целителями, т. к. им молились о здравии детей. В средневизант. период изображения святых встречаются в росписях мн. храмов в Каппадокии: в ц. св. Стефана монастыря Кешлик (VII-IX вв.), в Хаджи-Исмаил-Дере в Мустафа-паше (Синасосе), IX в.(?); в Кёй-Энсеси-килисеси в Гёкче (Мамасуне) (нач. X в.); в Кылычлар-килисеси (кон. X в.); в капелле 13 в Гёреме (1-я пол. XI в.); в ц. св. Феодора в Тагаре (XI в.); в ц. на ул. Али-Реис в Ортахисаре (нач. XIII в., см.: Jolivet-L é vy. 1991. P. 52, 117, 139, 190, 199, 213-214, 290). В соборе мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) они изображены в 2 медальонах на вост. стене сев.-зап. капеллы, служившей для погребальных служб; между ними образ основателя мон-ря, прославившегося исцелениями,- прп. Луки Элладского (Стириота). В соборе Св. Софии в Охриде (40-е гг. XI в.) - в нартексе среди св. жен; в ц. вмч. Георгия Диасорита на Наксосе (XI в.) - на зап. стене; их образы есть в росписи ц. св. Бессребреников в Кастории (рубеж XI и XII вв.), в соборе в Монреале на Сицилии (между 1183 и 1189) - в юж. части трансепта, рядом со святыми Маргаритой (Мариной) и Радегундой ( Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. P. 327), в ц. Иисуса Христа в Гераки (ок. 1200); в ц. св. Созонта в Гераки (XIII в.); на Балканах - в мон-ре Дечаны, в соборе вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), в ц. арх. Михаила в Леснове (сер. XIV в.). В Грузии образы святых можно видеть - в росписях на вост. стене ц. Ананаури в пещерном комплексе Вардзиа (росписи нач. XIII и XV вв.), на темплоне ц. св. Архангелов в Ипрари (1096), в ц. Ивлитты и Квирике близ с. Хе (1122) (см.: Thierry N. Notes d " un voyage archéologique en Haute-Svanétie (Géorgie)//Bedi Kartlisa. P., 1979. T. 37. P. 150, 155). В критских церквах XIII-XIV вв. они представлены около входа в алтарь: в ц. Пресв. Богородицы в Ламбини, в ц. Пресв. Богородицы Керы в Крице ( Gallas K., Wessel K., Borboudakis M. Byzantinisches Kreta. Münich, 1983. P. 351, 432-433). В лицевых рукописях святых изображали вместе, как в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 121), маленький К. изображен перед И. в движении: тянущимся левой ручкой к кресту в ее правой руке, левая рука И. лежит на его плече.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Епископ А. присутствовал уже на Всел. I Соборе ( Fedalto. Hierarchia. P. 1016). В 636 г. А. заняли арабы, но евреи и христиане продолжали там жить, в 940 г. была разрушена ц. Богородицы Виридской (St. Maria Viridis) и епископ А. был вынужден бежать в Рамлу. Крестоносцы не могли взять город до 1153 г. В 1187 г. A. сдался Салах ад-Дину , но в 1191 г. Ричард I Львиное Сердце отвоевал разрушенный мусульманами город. Частично отстроенный Ричардом, А. был в конце концов снесен согласно договору с Салах ад-Дином. Замок, воздвигнутый в 1240 г. на руинах герц. Корнуэлльским Ричардом, в 1270 г. уничтожил мамлюкский султан Байбарс. Окрестности А. стали вновь застраиваться израильтянами только после арабо-израильской войны 1948 г. Городище А. (ныне Национальный археологический парк им. И. Ядина) сохранило остатки ок. 20 поселений, к-рые датируются временем от эпохи неолита (сер. IV тыс. до Р. Х.) до сер. II тыс. по Р. Х. Первый успех принесли исследования 1920-1922 гг. (Дж. Гарстанг, У. Фидиан-Адамс). С 1985 г. начат новый этап раскопок, до сих пор не завершенный (под рук. Л. Стейджера и др.). При раскопках в А. последовательно обнаружены слои и укрепления ханаанской, филистимской, эллинистической, рим., визант., мусульм. эпох и времени крестоносцев. Руины ц. Богородицы Виридской. Ок. 400 г. Руины ц. Богородицы Виридской. Ок. 400 г. А. среднего бронзового века (ок. 2000-1550 до Р. Х.) оказался укрепленным портовым городом хананеев, одним из крупнейших в ту эпоху. Его стены с башнями и воротами перестраивались четырежды только в эпоху бронзы, они охватывали полукольцом стоявший на приморском холме город (видимо, тот самый, к-рый упоминают «тексты проклятий») с населением ок. 15 тыс. чел. Предполагается, что город был уничтожен египтянами. Для реконструкции идолопоклонства у хананеев и предыстории культа «золотого тельца» важна находка посеребренной статуэтки теленка (символа божества Эла или Ваала), помещенная в глиняную модель святилища (до 1550 до Р. Х.). Раскопки филистимского А. периода раннего железа (ок. 1200-586 до Р. Х.) дали сведения о времени и характере появления в Палестине «народов моря». По размеру город не уступал своему предшественнику эпохи хананеев, а его укрепления, построенные ок. 1150 г., включали башни из сырца и валы. По мнению Л. Стейджера, в А. обнаружено производство ранней монохромной керамики, близкой к микенской и свойственной «народам моря», в эпоху ок. 1175 г. до Р. Х. и более позднюю (ок. 1150), а также смена ее бихромной расписной (черно-красной) «филистимской» посудой, впитавшей местные (ханаанские, егип. и др.) мотивы в Юж. Палестине. Развитие ранних филистимских поселений, т. о., приходится на третью четверть XII в. до Р. Х. Обнаружение в А. глиняных привесок для прядения шерсти определенного типа, к-рый характерен только для Эгейского бассейна (о. Кипр), подтверждает их принадлежность носителям микенской культуры.

http://pravenc.ru/text/76616.html

Руины дворца в Гае Руины дворца в Гае Эт-Телль датируется эпохой бронзового века: в течение этого периода маленький сельский поселок вырос в город площадью более 10 га, с мощной оборонительной стеной, каменными домами и храмом на вершине холма. В 1-й четв. III тыс. до Р. Х. город был разрушен (возможно, землетрясением), потом восстановлен. В новом Г. очень заметно влияние егип. культуры. Повторно Г. был разрушен в сер. III тыс. до Р. Х., на этот раз врагами, вторгшимися с севера, что определяется по типам принесенных ими артефактов. Вновь восстановленные укрепления были очень массивными: толщина каменной стены достигла 8 м. Перестроенный храм получил 3-частный план, характерный для древних святилищ Израиля. По-видимому, это свидетельствует о проникновении местных влияний в егип. традицию культовой архитектуры. Ок. 2200 г. до Р. Х. город погиб, возможно, был разрушен египтянами. В железном веке (ок. 1200 г. до Р. Х.) на его месте возникла маленькая деревня, окончательно исчезнувшая ок. 1100 г. до Р. Х., после чего холм был полностью заброшен. В 60-70-х гг. XX в. экспедиция Каллауэя в поисках Г. обследовала еще 3 холма в окрестностях Эт-Телля. На Хирбет-Хайяне (1964, 1969 ) обнаружены поселения эпохи Израильского царства и визант. периода, на Хирбет-Худрии (1966, 1968) - эпохи эллинизма. Только на Хирбет-Раддане (1969-1974) открыты остатки поселка эпохи раннего железного века, синхронного поселку на Эт-Телле (ок. 1200 - ок. 1050) ( Callaway. Sanctuary. P. 22-26; idem. Citadel and Lower City. P. 7-18). В итоге археологические свидетельства не подтвердили захвата Эт-Телля в период заселения Ханаана и не дали следов обживания города ни ок. 1400 г. до Р. Х. (как предполагал Гарстанг), ни в 1250-1230-х гг. до Р. Х. (согласно Олбрайту). Каллауэй идентифицирует библейский Г. с одним из поселков на холмах, к-рые возникали и исчезали в 1200-1100-х гг. до Р. Х. Упоминание в ВЗ о значении Г. и его мощи можно объяснить воспоминаниями о том могуществе, каким обладал точно не установленный по названию город на Эт-Телле в период бронзового века.

http://pravenc.ru/text/161457.html

Л. хорошо известен также по внебиблейским источникам. Он упомянут в Амарнских письмах XIV в. до Р. Х. (ЕА, N 328, 329, 330-332; послание Ябни-илу и Зимриды, правителей Л., к фараону с заверением в преданности; донос на Зимриду с обвинением его в переходе на сторону племен хапиру; сообщение правителя Иерусалима фараону, что жители Л., Гезера и Аскалона снабжают хапиру продовольствием). Археология Еще в XIX в. на рельефах Ниневии (Куюнджик) было найдено изображение сцен осады Л. ассир. армией. Открытием стало обнаружение т. н. «Лахишских писем» - серии остраконов с черновиками или копиями переписки между осажденными городами Израиля. Руины дворца-цитадели в Лахише. Ок. сер. IX в. до Р. Х. Руины дворца-цитадели в Лахише. Ок. сер. IX в. до Р. Х. Телль-эд-Дувайр (идентифицирован как Л. в 1929 У. Олбрайтом ) расположен в 40 км к юго-западу от Иерусалима, в предгорьях Шефелы, вблизи главной дороги от приморской равнины к холмам Хеврона. Площадь основания телля ок. 37 кв. км; почти прямоугольная вершина - более 22 кв. км. Холм обеспечивался водой из колодцев (один из них, в сев.-вост. углу города, был изучен) и был неприступным со всех сторон, кроме юго-зап. угла, где находились мощные ворота. Раскопки Тель-Лахиша (Дж. Л. Старки, О. Тафнелл, Дж. Л. Хардинг, 1932-1938; Й. Ахарони, 1966-1968; Д. Усишкин, 1973-1981) стали ключевыми для археологии Сиро-Палестинского региона III-I тыс. до Р. Х. После гибели Старки (1938) работу над отчетом продолжила Тафнелл, опубликовавшая его в 1958 г. Особенно важны для изучения Л. раскопки Усишкина, сочетавшего горизонтальные расчистки для изучения архитектурных сооружений с вертикальными стратиграфическими разрезами, уделявшего особое внимание смене форм керамики, сохранившего значительные части слоев для буд. контрольных раскопок и введшего ряд технических новинок (экранирующие тенты над раскопами, выкладка краев раскопок мешками с песком и др.), которые широко применяются в археологии Ближ. Востока. На телле выделены 7 уровней обживания и слои 5 пожаров, уничтоживших город: ок. 1200, ок. 1130, ок. 925, в 701 и 588/6 гг. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2463195.html

Е.; здесь представлены уникальные для Е. и характерные для позднеантичной христ. архитектуры формы - тетраконх, октагональный баптистерий, атрий, крипта с гробницей. «Причащение, или благославение, Авраама Мелхиседеком». Роспись церкви мон-ря Римлян в Вади-эн-Натрун. Ок. 1200 г. «Причащение, или благославение, Авраама Мелхиседеком». Роспись церкви мон-ря Римлян в Вади-эн-Натрун. Ок. 1200 г. В VI-VII вв. архитектура христ. Е. сочетает ранее усвоенные общеимперские черты с местными особенностями. Строители придерживаются традиц., большей частью базиликальных планов. Ведущим типом для этого времени стала 3-нефная базилика с престолом, расположенным перед алтарной апсидой, и пространством бемы, окруженным низкой преградой. Полуциркульная апсида вписана в прямоугольник внешних стен, вход в одно из боковых помещений, имевших разное предназначение, всегда из наоса. Базилики обычно строились с 4-сторонним обходом и нартексом. Примеры храмов без нартекса обнаружены в результате раскопок в Мединет-Абу (мухафаза Луксор, кон. VI в.), Ком-Намруде (мухафаза Эль-Минья, сер.- 2-я пол. VI в.) и др. В главной церкви мон-ря св. Иеремии в Саккаре (мухафаза Эль-Гиза, сер. VII в.), сохранившейся до уровня оснований стен и колонн, вост. обход открывался в неф колоннадой с 3 проемами (трибелоном); более узкий трибелон соединял наос с нартексом. Лестницы из боковых компартиментов алтаря вели в 2 обширных подземных помещения. Храм в Саккаре - крупнейшая (39×20 м) постройка своего времени - сложен из прекрасно обработанных блоков известняка вторичного использования, капители и базы колонн сделаны местными мастерами из проконнесского мрамора, колонны наоса у зап. входа - из розового гранита, у южного - из белого мрамора. Пилястры на внешних стенах соответствуют расположению колонн наоса. Ряд храмов Верхнего Е. испытал влияние архитектурных форм собора мон-ря св. Шенуды. В т. н. Верхней ц. мон-ря св. Бане (Дейр-Абу-Фана, мухафаза Эль-Минья, нач. VII в.) повторены структура Г-образных боковых помещений и украшение центральной апсиды колоннадой.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Б.-М. бронзового века сгорел при пожаре ок. 1225 г. до Р. Х. Олбрайт связывал пожар с вторжением древних евреев и соотносил это событие с падением Лахиша , к-рое в наст. время датируют ок. 1150 г. до Р. Х. Вскоре после разрушения часть города отстроили (ранний железный век, ок. 1200-900 гг. до Р. Х.). 3 его последующие фазы развития (B1-B2-B3) Олбрайт считал эталонными для Палестины. Фазу B1 (1225-1175 гг. до Р. Х.) он понимал как временное поселение, принадлежащее др. евреям, эпохи перехода к железному веку. Слой B2 (ок. 1175-1020 гг. до Р. Х.) оставили филистимляне , слой B3 (ок. 1020-920 гг. до Р. Х.) - опять древние евреи при вторичном заселении города. Эта схема слишком прямолинейно связала изменения небольших количеств керамики (филистимской и красно-черной евр.) с библейским текстом и была пересмотрена в итоговой работе Олбрайта, а позже P. Гринбергом (1987). В появлении первых филистимских сосудов сейчас видят признак связей с побережьем, а не смены населения. Б.-М. сер.- кон. Х в. до Р. Х., когда по линии старых укреплений возводится казематная стена (шириной 4-4,5 м), рассматривают как одно из мн. поселений евреев. В кон. Х в. город был вновь разрушен, возможно, фараоном Шешонком, но его развитие в период Разделенных царств (918-587 гг. до Р. Х.) не прекратилось. Последний слой (A2) показал, что стены быстро починили, город плотно застроили, в основном следуя прежнему плану. Близко к центру возвели большое общественное здание, пристроили много вырубленных в скале цистерн и прессов для масла. Олбрайт считал, что Б.-М. железного века пережил разрушение при нашествии Синаххериба 701 г. и был окончательно уничтожен в 587 г. до Р. Х. вавилонянами. В своих выводах он опирался на синхронное, как полагали, разрушение Лахиша III и на находку печати «Елиакима, слуги Иеукина», в к-ром Олбрайт видел Иехонию , царя Иудеи. Позже Й. Ахарони и Д. Усишкин доказали, что окончательная гибель и Б.-М., и Лахиша III связана с нашествием Синаххериба, а все «позднеиудейские» уровни моложе примерно на век.

http://pravenc.ru/text/77834.html

К 1-й фазе среднебронзового века (XIX-XVIII вв. до Р. Х.) относятся мощные укрепления, до сих пор придающие городу вид крепости, стены к-рой состояли из твердого ядра и земляных откосов по обеим сторонам; основание насыпи достигает в ширину 50 м. Отличительная черта крепости - т. н. 3-арочные ворота в юго-вост. части вала - единственный пример сохранившихся сырцовых ворот с арочным проходом на всем Ближ. Востоке. Кладка выполнена из высушенного сырца (до 47 рядов) на растворе извести с внешней обмазкой. Каменные лестницы ведут к воротам с востока и запада, со стороны города. Ворота (раскопана сев. половина) состоят из 2 башен (каждая шириной ок. 5,15 м, сохр. в высоту до 7 м), поставленных с востока и запада от уступчатого арочного прохода шириной 5,15 м. Внутри ворота разделены 4-метровой стеной в направлении с севера на юг с арочным проемом (2 др. арки - на внутреннем и внешнем фасадах башен). Анализ обнаруженной здесь керамики показывает, что ворота построены в сер. XVIII в. до Р. Х., чему отвечает и конструкция валов. Стены и башни служили недолго, видимо, из-за конструктивных просчетов; вскоре на стенах появились укрепляющие накладки, затем проход и отсеки засыпали утрамбованной землей; въезд в город был перенесен в др. место (известны остатки ворот в юж. части города). В XIX-XVIII вв. до Р. Х. город занимал площадь 30 акров, в каменных гробницах и погребениях были найдены большие открытые кубки, кувшины и др. керамические формы 2-3-й фаз среднебронзового века, они подтверждают, что город был богат. На контакты с Египтом указывают выполненные из красного гранита погребальные статуэтки в виде сидящих мужчин (XIX династия, ок. XIV в. до Р. Х.), однако они обнаружены вне слоя средней бронзы, причем одна несет вторичную надпись эпохи Птолемеев. В 2 раскопах открыты толстые слои пожарных разрушений, что указывает на гибель города в конце этого периода. Эпоха поздней бронзы (ок. 1550-1200 гг. до Р. Х.) представлена большим зданием с каменными стенами, при раскопках к-рого была найдена головка жен. керамической фигурки (маска?). Археологический материал этого времени обнаружен по всему холму, что свидетельствует о богатстве и широких торговых и политических связях Д. с соседними регионами. В 1969 г. в Д. была открыта богатейшая из гробниц эпохи поздней бронзы в Израиле - т. н. Микенская гробница (1550-1200 гг. до Р. Х.) из грубого базальта, к-рая содержала 440 предметов, в т. ч. 95 керамических сосудов (особо выделяется целый амфоровидный кипрский кратер с изображением колесничего), изделия из камня, кости, бронзы, украшения из золота и серебра.

http://pravenc.ru/text/168792.html

Clm. 14000, ок. 870). История Сусанны. «Хрусталь Лотаря». 855–869 гг. (Британский музей, Лондон) История Сусанны. «Хрусталь Лотаря». 855–869 гг. (Британский музей, Лондон) К предметам литургического обихода можно отнести золотой переносной алтарь с киворием из Реймса, принадлежавший кор. Арнульфу Каринтийскому (сокровищница Мюнхенской резиденции, 870-890). Несколько проще устроен переносной алтарь из Фульды (порфировая плита, обрамленная серебряным листом с чеканкой; Музей Клюни, Париж, 70-е гг. IX в.). Среди первых образцов статуй-реликвариев можно назвать сильно переделанную впосл. статую св. Веры из Конка (сокровищница аббатства Конк, кон. IX-X в.), при изготовлении к-рой использовались в т. ч. монтированные на деревянное основание фрагменты золотой статуи имп. Диоклетиана, античные геммы и камеи. Во 2-ю группу входят произведения, представляющие собой вариации на тему древнерим. памятников, связанных в первую очередь с имп. культом. Таков миниатюрный бронзовый позолоченный конный памятник Карлу Великому, образцом которого, возможно, стала перевезенная из Равенны в Ахен статуя остгот. кор. Теодориха Великого (2-я пол. IX в., Лувр, Париж). В своеобразной антикизирующей форме реликвария была выполнена миниатюрная серебряная триумфальная арка, украшенная изображениями ангелов и св. воинов в основании; она была подарена Эйнгардом церкви в Маастрихте (не сохр.). К позднеримским и раннехристианским образцам резьбы по камню восходят памятники резьбы по горному хрусталю - вклады поздних Каролингов в монастырские сокровищницы: хрустальный эллипс с изображением Распятия, переданный Карлом Лысым в сокровищницу аббатства Сен-Дени (Британский музей, Лондон, 50-70-е гг. IX в.), и принадлежавший кор. Лотарю II хрустальный шар с 8 сценами истории Сусанны , расположенными по окружности и снабженными, как в книжной миниатюре, noдnucямu-mimuli (Британский музей, Лондон, сер. IX в.). Хрустальная гемма с портретом Лотаря II вошла в т. н. крест Лотаря, изготовленный ок. 1000 г. Лит.: Schlosser J., von. Schriftquellen zur Geschichte der karolingischen Kunst. W., 1892; Krautheimer R. The Carolingian Revival of Early Christian Architecture//The Art Bull. N. Y., 1942. Vol. 24. N 1. P. 2-38; Grabar А., Nordenfalk С. Le haut Moyen Âge du IVe au XIe siècle. Lausanne, 1957; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture, 800-1200. Baltimore etc., 1959; Hubert J., Porcher J., Volbach W. F. L " Empire carolingien. P., 1968; Dodwell C. R. Painting in Europe, 800-1200. Harmondsworth, 1971; Beckwith J. Early Medieval Art: Carolingian, Ottonian, Romanesque. N. Y., 1974; Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада/Пер.: А. Г. Габричевский. М., 1998. С. 42-51; Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. СПб., 2000.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

К средней фазе доклассического периода (1200-400 гг. до Р. Х.) относят формирование и развитие на юж. побережье Мексиканского зал. т. н. культуры ольмеков, за к-рой в научной лит-ре закрепилось устойчивое определение «материнская культура» (первые исследователи в сер. XX в. полагали, что именно ольмеки создали основу для всех последующих культур Мезоамерики). Ольмеки известны по археологическим находкам мегалитических каменных изваяний: гигантских каменных голов, алтарей и скульптур. Они начали строить первые в Америке земляные насыпи (маунды) ритуального назначения. Среди ряда археологических памятников ольмеков выделяют Сан-Лоренсо и Ла-Венту, к-рые являлись наиболее крупными политико-ритуальными центрами ольмеков в период между 1200 и 400 гг. до Р. Х. Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице. VI–XI вв. Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице. VI–XI вв. В VIII в. до Р. Х.- IX в. по Р. Х. в Южной М. доминировала высокоразвитая культура сапотеков. К сер. I тыс. до Р. Х. у сапотеков возникли межобщинные политические объединения, на основе которых ок. V в. до Р. Х. появилось 1-е гос-во в Мезоамерике с религиозным и политическим центром в г. Монте-Альбан, построенном на экономически невыгодном, но важном с религиозной и оборонной точки зрения месте. Возникновение Монте-Альбана положило начало «городской революции» в Мезоамерике, в результате к-рой с рубежа эр основой развития цивилизации стали крупные городские центры. Сапотеки впервые в Мезоамерике стали использовать иероглифическое письмо, к-рое остается недешифрованным. Сфера применения письма была достаточно широка - от кратких подписей к изображаемым на рельефах персонажам до весьма пространных текстов с записями имен, топонимов и календарных дат на каменных монументах. Сапотеки разработали календарную систему, впосл. заимствованную многими культурами и использовавшуюся вплоть до испан. завоевания. В классическую эпоху (III-IX вв. по Р. Х.) мезоамериканская цивилизация достигла наивысшего подъема, с которым связаны расцвет культуры индейцев майя и становление самого могущественного государства в регионе - Теотиуаканской державы.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

К 1756 г. в К. е. входило 39 деканатов (вместе с Овручским официалатом), из них в юж. части: Барашовский, Бердичевский, Богуславский, Брагинский, Чудновский, Чигиринский, Дымерский, Фастовский, Каневский, Корсунский, Любарский, Мошенский, Овручский, Паволочский, Брацлавский, Браиловский, Чечельницкий, Грановский, Уманский, Ямпольский, Кальницкий, Комаргородский, Красенский, Немировский, Винницкий. Литовско-белорус. часть К. е. была разделена на 13 деканатов: Несвижский, Гродненский, Лидский, Ошмянский, Слонимский, Волковысский, Криновский, Минский, Долгиновский, Блонский, Бобруйский, Мидзеленский, Логойский. В 1772-1773 гг. территория униатской К. е. составляла 264 200 кв. км (юж. часть - ок. 150 тыс. кв. км), некоторые территории были спорными (Мозырский деканат оспаривался между К. е. и Пинско-Туровской епархией). По сведениям В. Колбука, в 1772 г. в сев. части униат. К. е. насчитывалось 625 приходов, в юж. части - 2091 приход (в 1746 укр. часть архиепархии насчитывала ок. 1200 приходов). По данным С. Набиванца, в 1771-1772 гг. для униат. К. е. были поставлены 38 священников. До сер. XVIII в. униат. митрополиты жили в литовско-белорус. части К. е. В 1694-1708 гг. митрополичью кафедру занимал Лев Заленский, в 1710-1713 гг.- Юрий Винницкий, в 1713-1728 гг.- Лев Кишка, в 1729-1746 гг.- Афанасий Шептицкий. Митр. Флориан Гребницкий (1748-1762) перенес резиденцию в Радомысль в Житомирском старостве Киевского воеводства. Причины переноса резиденции не вполне понятны. Возможно, переезд униат. митрополитов был вызван тем, что Радомысль расположен недалеко от Киева; по-видимому, здесь было незначительным влияние тех, с кем униат. митрополиты находились в конфликте: василиан и православных. Временем офиц. перехода церквей Житомирского староства в унию можно считать 1726 г., когда митр. Лев собрал в городе местное духовенство и объявил ему постановления Замойского Собора. В 1729 г. во владение Радомыслем вступил номинант и администратор Киевской митрополии еп. Афанасий Шептицкий (в том же году возведенный в сан митрополита).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010