1190 Если первое требование достигается, по Иринею, реальной связью плоти Христа с плотью Марии, почему «Слово Божие было человек от корня Иессеева и сын Авраама (3, 9, 3), то второе требование осуществляется всей жизнью Христа, которая была не что иное, как сплошной подвиг «послушания» Богу, противоположный «непослушанию» первого Адама. Эта идея о Христе, как совершеннейшем заменителе непослушного Адама и его потомков у Иринея развивается в стройную теорию т. н. «возглавления» (recapitulatio) в личности и жизни Христа всех основных моментов жизни как Адама, так и всего человечества. 1195 Duncker. Die Christologie d. hl. Irenäus. 1843. Göttingen. 206 s. Нет надобности пояснять, что этот своеобразный докетизм Иринея, являющийся лишь бессознательным отзвуком его общей мистико-реалистической концепции учения о Христе, парализуется ясно выраженным учением о полном и истинном составе Его человеческой природы. 1196 Si sermo ex transfiguratione et demutatione substantiae caro factus, una jam erit substantia Jesus ex duabus ex carne et spiritu mixtura quaedam, ut electrum ex auro et argento. Adv. Prax. 27 c. Migne s. 1, 2, 191 c. Cfr. Harnack. Lehrbuch d. Dogmengeschichte 1, 556 s. 1197 Sic homo cum Deo, dum caro hominis cum spiritu Dei. Caro sine semine ex homine, spiritus cum semine ex Deo. De carne Chrsiti 18 c. Migne 2, 783 s. Настойчиво утверждая, что Христос имел carnem sanguine suffusam, ossibus structam, nervis intextam, venis implexam, quae nasci et mori novit (ib. 5 c. Μ. 2, 761 c.), Тертуллиан подчеркивает, что понятие о подлинной человеческой природе даже и в прославленном на небе Христе является необходимым основанием для нашей веры в наше собственное прославление на небесах. Securi estote caro et sanguis; usurpastis et coelum et regnum Dei in Christo. Aut si negent vos in Christo, hegent et in caelo Christum, qui vobis coelum negaverunt. De resurr. carnis 51 c. Μ. 2, 869 c. 1198 Videmus duplicem statum non confusum, sed conjunctum in una persona, Deum et hominem Iesum. Et adeo salva est utriusque proprietas substantiae, ut et spiritus res suas egerit in illo, id est, virtutes et opera et signa, et caro passiones suas functa sit. Adv. Prax. 27 c. Μ. 2, 191–2 c.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

497 Это житие без чудес в Милют. ч. мин, февр. л. 1177; полный список в нашей поморской рукописи, л. 301. Нач.: «Сей убо раб Божии родися близь Студенаго моря на Онеге реце в Турчасовском селе». 498 Солов, рукоп. нового письма в каз. дух. ак. 1195, л. 37: говоря о пустынниках, уединявшихся на острове около 1632 г., повествователь замечает «Слышахом же о них от старых соловецких жителей, изряднее же от монаха некоего Илариона, жившаго в Александровой пустыни, что близь Дамиановых пустынь». 500 Список жития нашли мы только в рукоп. Унд. XVII в. 273 с службой на обретение мощей. Нач.: «Бысть некий черноризец, рекомый Бестуж». Место погребения Адриана оставалось неизвестным до 1625 г. В описании жизни читаем: «Не имамы поведати в та временна, где его скуташа и скрыта», легко заметить здесь поправку. Предсмертное показание Ионы о месте погребения Адриана, упоминаемое в слове о мощах, сохранилось и почти дословно сходно с рассказом слова об этом: по-видимому, слово писано тем же иг. Лаврентием, которому Иона дал это показание (А. Ист. III, 14). 501 Сб. XVII в. гр. Уварова. 415 (по катал. Царского. 118), а 28–206. Нач.: «Бысть некий юноша именем Аммос». Арх. Филарет, ссылаясь на этот список, говорит, что кончина Ферапонта в нем помечена 1591 годом. Но: 1) ему, вероятно, доставлена была неточная копия с списка, вследствие чего он переделал по-своему и другие черты жития; 2) поправкой он не устраняет противоречий последнего. 504 Два списка жития в Синод, сб. XVII в. 850, л. 289 и 815 с стилистическими и фактическими вариантами, первый с припиской о времени составления жития. Записка там же, л. 928. 505 Милют. ч. мин., июнь, л. 728 без предисловия; другой сп. в сб. XVII в.. Больш. в моск. публ. муз. 422 не полон. Чудеса относятся к 1569–1649 гг.; последнее – «нынешняго 157 г.». 506 В старопеч. библ. Унд. 588 и 598. Нач. «Все человеческое естество многоразличными образы суете повинуся». 507 Она в синод рукоп. XVII в. 620 и в нашем поморском сб., л. 55, без предисловия и повести о свидетельстве мощей; посмертных чудес в первом сп. 8, во втором 3, в печатных изданиях 18 или 19. Предположение архиеп. Филарета в Обзоре дух. лит. 1, стр. 332 ни на чем не основано.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Arhiva Mitropolitul de Kaluga Climent a condus consftuirea online cu efii departamentelor eparhiale editoriale 25 decembrie 2020 10:12 23 декабря состоялось онлайн-совещание председателя  Издательского Совета  Русской Православной Церкви  митрополита Калужского и Боровского Климента с руководителями епархиальных издательских отделов по итогам деятельности епархий в сфере книгоиздания в 2020 году. В рамках совещания были затронуты вопросы реализации общецерковных и епархиальных просветительских программ, направленных на развитие книжной культуры. В мероприятии приняли участие сотрудники Издательского Совета и представители епархий. Открывая совещание, митрополит Климент рассказал, как работал Издательский Совет в 2020 году в условиях сложной эпидемиологической ситуации. Владыка отметил, что многие мероприятия теперь проводятся с использованием онлайн-форматов. Архиерей предложил издателям искать новые возможности для развития книгораспространения в условиях ограничения социальной активности. Владыка также предложил готовить больше рецензий на православную литературу и размещать этот контент на разных информационных ресурсах, в том числе епархиальных порталах и сайтах приходов. Митрополит Климент отметил, что священники могут в своих проповедях упоминать интересные книжные новинки. Глава Издательского Совета также рассказал о запланированных мероприятиях по книгораспространению в регионах Дальнего Востока и подчеркнул особую значимость книг, посвященных духовному краеведению. И.о. руководителя Секретариата рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета Олег Костишак сделал краткий отчет о работе Коллегии по рецензированию в 2020 году. Он напомнил, что в настоящее время все материалы принимаются в электронном формате. С 1 января в Издательский Совет поступило на экспертизу 1195 изданий, состоялось 22 заседания Коллегии. Помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров) рассказал об итогах XV сезона конкурса «Просвещение через книгу». Священник отметил, что в этом году среди соискателей и финалистов заметно увеличилось число епархиальных изданий. Они представляют Костромскую , Смоленскую , Нижегородскую , Пензенскую , Мелекесскую и другие епархии. Иеромонах Макарий также кратко рассказал о таких проектах Издательского Совета, как конкурсы «Новая библиотека» и «Лето Господне».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5740420...

Мы закончили изложение учения блж. Августина о сущности красоты. Следующие понятия служат определением прекрасного. Для того чтобы сменяющие друг друга движения или сосуществующие формы могли производить эстетическое впечатление, необходимо, чтобы между ними было некоторое соотношение и соответствие (congruentia, convenientia). 1194 Это соответствие состоит в подобии и пропорциональности (similitudo, gradatio) 1195 , которые, в свою очередь, сводятся к более общим понятиям равенства и единства (aequalitas, unitas). 1196 Так как красота состоит в соответствии, подобии, пропорциональности, равенстве и единстве частей, то она, естественно, связана с формой. Все перечисленные эстетические понятия блж. Августин сводит в конечном результате к числу. Все, что мы находим в прекрасном, характеризует собой именно число. В последнем есть и единство, и равенство, и подобие, и порядок. 1197 В частности, форма имеет ближайшее отношение к единству, потому что давать форму значит сводить к единству. 1198 Отсюда и формой всякой красоты служит именно единство. 1199 Разуму нравится красота, в красоте – формы, в формах – соразмерность, в соразмерности – числа. 1200 Поэтому форма, утрачивая числа, превращается в ничто. 1201 «Поищи, что возбуждает удовольствие в пляске, – говорит Августин, – число ответит тебе это я. Посмотри на красоту тела, имеющего форму, – это числа, содержащиеся в пространстве. Обрати внимание на красоту движения в теле, – это числа, обращающиеся во времени». 1202 Зная, в чем состоит сущность прекрасного, мы можем понять, на чем основывается его разумная оценка и чем руководится разумное художественное творчество. Хотя всякая красота сводится к единству и равенству, однако ни то, ни другое не осуществляется вполне ни в движениях, ни в вещах. Идеал красоты требует безусловной равномерности в движениях, но кто же может утверждать, что такая строгая равномерность соблюдается в действительных движениях, раз наше чувство лишь до известного предела может следить за точностью интервалов, а потом перестает уже улавливать их легкое отклонение от математического равенства? 1203 Высшего подобия и равенства не может быть в телах, во-первых, потому, что их части располагаются в различных пунктах пространства, а во-вторых, потому, что вещи находятся в постоянном и непрекращающемся изменении, или теряя одну форму и приобретая другую, или передвигаясь с места на место.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Что понятие свободы действительно оказалось на Западе извращено, давно понятно многим. Один из ученых-медиевистов прошлого столетия, Вернон Баурк, отмечая, что в современном мире свобода является весьма ценимым указывает, что при этом молчаливо предполагается, будто все в самом деле знают, что же такое есть свобода... Не так обстояло дело со средневековыми мыслителями, остро дискутировавшими даже вопрос о том, следует ли ее связывать с волей или разумом... В результате тонкого анализа Баурк демонстрирует, что лишь в переходный период между средневековым и новоевропейским мышлением свобода человека стала все более отождествляться с отсутствием внешних ограничений ( " came to be more and more identified with an absence of external restraint " ), тогда как в раннем средневековье она означала «присутствие свойственной человеку силы самоопределения и даже (как в понятии libertas у Ансельма) наличие сверхчеловеческого определения воли человека к вечной справедливости и Нет сомнений, что прослушанный Филаретом урок нравственного богословия опирался на западные источники, а сам термин самоуважение - есть калька с немецкого Selbstachtung, - понятия, ставшего для западной мысли своего рода итогом сложной интеллектуальной борьбы (не в последнюю очередь вокруг понятия свобода), нюансы которой из Москвы не всегда было легко разглядеть... Поэтому, дабы найти рельефную точку опоры, обратимся к эпохе средних веков. Будущий Папа Иннокентий III, вдохновитель IV Крестового похода, в своем трактате «О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния», написанном около 1195 г., очевидно, руководствуясь пастырскими соображениями и желая как можно убедительнее призвать пасомых к покаянию, самыми мрачными красками рисует состояние человеческой природы, не оставляя для самоуважения ровно никаких предпосылок. «Сотворен человек, - пишет он, - из пыли, из грязи, из пепла, а также из отвратительного семени - что еще более нич­тожно. Зачатый в зудящей похоти, в опьянении страсти, в разнузданном зловонии и - что еще хуже - в позоре греха, человек рожден для трудов, для скорбей, для страха и, наконец, что ужаснее всего, для смерти. Он делает дурное, чем оскорбляет Бога, вредит ближнему, вредит самому себе; он делает позорное, чем пятнает славу, пятнает совесть, пятнает се­бя самого; он делает бесполезное, из-за чего пренебрегает важным, прене­брегает полезным, пренебрегает

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

43 . P. Joannou, Fonti. Discipline générale antique (IVe- IXes.), fasc. IX, (Grottaferrata-Rome 1962), t. I, 2, 89. Английскийперевод Кормчей (Pedalion)Д .Каммингса (Chicago 1957), 523. 44 .См . Tenšek, L’ascetismo 17-28.9 45 . Joannou, Discipline 91; The Rudder 524. 46 . Tenšek, L’ascetismo 28. 47 . Joannou, Discipline 94; The Rudder 527. 48 .Оболее позднем развитии понятия о ритуальной нечистоте вВизантиисм . P. Viscuso, „Purity and Sexual Defilement in Late Byzantine Theology,” Orientalia Christiana Periodica 57 (1991) 399-408. 49 . Cf. H. Hunger, “Christliches und Nichtchristliches im byzantinischen Eherecht,“ Österreichisches Archiv für Kirchenrecht 3 (1967) 305-325. 50 . C. L. Feltoe (ed.), The Letters and Other Remains of Dionysius of Alexandria (Cambridge 1904), 102- 103. Поповодудатыиподлинностисм . P. Joannou, Discipline générale antique (IVe- IXes.) 1-2 (Grottaferratta-Rom 1962), 2, 12. Перевод адаптирован по Кормчей 718. 51 . Патриарх Павел, “ Может ли женщина всегда посещать храм” 24. 52 . R. F . Taft, A History of the Liturgy of St. John Chrysostom, Volume VI. The Communion, Thanksgiving, and Concluding Rites, Rome 2008 (OCA 281), 204-207, 216. 53 . См. комментарий Феодора Вальсамона ( ca. 1130/40- post 1195) на это правило: In epist. S. Dionysii Alexandrini ad Basilidem episcopum, can. 2, PG 138: 465C-468A. 54 . Can. 8, Rallis— Potlis II, 133. 55 . Английский перевод Кормчей 719. Зонару дословно цитирует патриарх Павел в “Может ли женщина всегда посещать храм” 25.11 56 . Klutschewsky, “ Frauenrollen” 174. 57. См. Вопросы-ответы о.Максима Козлова на сайте храма мц.Татианы в Москве: www.st-tatiana.ru/index.html?did=389 . 58. CPG 244; Joannou, Discipline II, 243-244, 264. 59. W. Riedel, Die Kirchenrechtsquellen des Patriarchats Alexandrien (Leipzig 1900), 209. See English translation in P. Bradshaw (ed.), The Canons of Hippolytus, English trans. by C. Bebawi (Bramcote 1987), 20. 60. P. Browe, Beiträge zur Sexualethik des Mittelalters, Breslauer Studien zur historischen Theologie XXIII (Breslau 1932). О развитии понятия ритуальной нечистоты на Западе в связи с целибатом священства см. H. Brodersen, Der Spender der Kommunion im Altertum und Mittelalter. Ein Beitrag zur Geschichte der Frömmigkeitshaltung, UMI Dissertation Services, (Ann Arbor 1994), 23-25, 132.12

http://pravmir.ru/o-ritualnoj-nechistote...

W. 1984. P. 11-14). В 1195 г. имя Н. встречается в документах папы Римского Целестина III (1191-1198), где он упоминается в качестве «судьи-делегата» (judex delegatus), т. е. судьи из числа местного духовенства, которому папа Римский делегировал свои полномочия решать споры по делам, подведомственным Римской курии. Обязанности судьи-делегата Н. исполнял и при папе Римском Иннокентии III (1198-1216). В его письме, датированном 8 мая 1203 г., Н. упоминается как «магистр Александр из Сент-Олбанса, каноник Сайренсестера» (magister Alexander de Sancto Albano, canonicus Cirecesteriae); тем самым подтверждается, что Н. стал членом капитула аббатства в Сайренсестере не позднее 1203 г. (см.: Sayers J. E. Papal Judges Delegate in the Province of Canterbury, 1198-1254. Oxf., 1971. P. 49-51, 121; The Letters of Pope Innocent III (1198-1216) Concerning England and Wales/Ed. C. R. Cheney, M. G. Cheney. Oxf., 1967. P. 77. N 471). Во время интердикта 1208-1213 гг., наложенного папой Римским Иннокентием III на Англию из-за разногласий с англ. кор. Иоанном Безземельным (1199-1216), Н. сохранял верность королю и исполнял его поручения. В частности, в 1212-1213 гг. Н. по приказу короля исследовал дела, касавшиеся королевских прав на церковные владения (см.: Hunt R. W. 1984. P. 13). В 1213 г. Н. был избран аббатом Сайренсестера; по мнению нек-рых исследователей, это было наградой за лояльность к королю, однако возможно и более естественное объяснение: каноники избрали Н. без к.-л. влияния извне как наиболее образованного и пользующегося всеобщим уважением члена капитула (см.: Russel. 1932. P. 263; Hunt R. W. 1984. P. 14). Картулярий аббатства свидетельствует, что Н. ответственно исполнял обязанности аббата, заботясь не только о духовном окормлении братии, но и о финансовом благополучии аббатства. Среди прочего он добился права проводить ежегодную осеннюю ярмарку, к-рая впосл. служила хорошим источником доходов для аббатства (картулярий опубл.: The Cartulary of Cirencester Abbey, Gloucestershire/Ed.

http://pravenc.ru/text/2564842.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Свет и тени Первой мировой Беседа с составителями сборника «Свет и тени Великой войны. Первая мировая в документах эпохи» 15.06.2015 1195 Время на чтение 13 минут В 1914 году началась Первая мировая война. Это была война невиданных до той поры масштабов. Она унесла миллионы жизней и кардинально перекроила политическую карту европейского континента - распались Германская, Австро-Венгерская, Османская и Российские империи. Россия не хотела войны и старалась удержать другие страны от рокового шага. Но ее не услышали, «партии войны» взяли вверх. Спустя сто лет, историки все еще спорят о ее причинах, оценивают итоги и пытаются извлечь из нее уроки. В 2014 году вышло более 100 изданий, посвященных Первой мировой: монографии, сборники документов, мемуары, дневники, воспоминания участников той войны и др. Среди них выделяются книги, выпущенные издательством «Политическая энциклопедия» (РОССПЭН). Это трехтомная энциклопедия «Россия в Первой мировой войне. 1914-1918» , издание в 4 томах «Первая мировая война в оценке современников: власть и российское общество. 1914-1918» , альбом «Россия в Великой войне 1914-1918 годов в образах и текстах» и сборник «Свет и тени Великой войны. Первая мировая в документах эпохи» . О том, как создавался сборник «Свет и тени Великой войны» и в чем его отличие от других изданий мы говорим с составителями этой книги доктором исторических наук Александром Репниковым и доктором исторических наук Андреем Ивановым. Чем ваша книга отличается от других изданий, какие цели и задачи вы преследовали? А. Репников: Мы пошли по пути комбинированного издания, которое может быть интересно не только историкам и ученым-исследователям, но также широкому читателю. Во-первых в издание включены тексты современников, посвященные событиям Первой мировой войны; во-вторых документы Российского государственного архива социально-политической истории, связанные с войной; в-третьих статьи современных историков; а также богатый иллюстративный материал: фотографии, карикатуры, плакаты, фотокопии документов. Основная цель нашего издания - показать не столько войну на фронте, в окопах, сколько реакцию на эти события разных слоев общества.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/16/...

498 Это житие без чудес в Милют. ч. мин, февр, л. 1177; полный список в нашей поморской рукописи, л. 301. Нач.: «Сей убо раб Божии родися близь Студеиаго моря на Онеге реце в Турчасовском селе». 499 Солов, рукоп. нового письма в Каз. дух. ак. N° 1195, л. 37: говоря о пустынниках, уединявшихся на острове около 1632 года, повествователь замечает «Слышахом же о них от старых соловецких жителей, изряднее же от монаха некоего Илариона, жившаго в Александровой пустыни, что близь Дамиановых пустынь». 501 Список жития нашли мы только в рукоп. Унд XVII века. N° 273 с службой на обретение мощей. Нач.: «Бысть некий черноризец, рекомый Бестуж» Место погребения Адриана оставалось неизвестным до 1625 годя В описании жизни читаем: «Не имамы поведати в та временна, где его скуташа и скрыта», легко заметить здесь поправку. Предсмертное показание Ионы о месте погребения Адриана, упоминаемое в слове о мощах, сохранилось и почти дословно сходно с рассказом слова об этом: по-видимому, слово писано тем же иг. Лаврентием, которому Иона дал это показание (А. Ист. III, N° 14). 502 Сб. XVII века гр. Уварова. N° 415 (по катал. Царского. 118), а 28–206. Нач.: «Бысть некии юноша именем Аммос». Арх. Филарет, ссылаясь на этот список, говорит, что кончина Феранонта в нем помечена 1591 годом. Но: 1) ему, вероятно, доставлена была неточная копия с списка, вследствие чего он переделал по-своему и другие черты жития; 2) поправкой он не устраняет противоречий последнего. 505 Два списка жития в Синод, сб. XVII века. 850, л. 289 и 815 с стилистическими и фактическими вариантами, первый с припиской о времени составления жития. Записка там же, л. 928. 506 Милют. ч. мин., июнь, л. 728 без предисловия; другой сп. в сб. XVII века. Большак, в Моск. публ. муз. N° 422 не полон. Чудеса относятся к 1569– 1649 годам; последнее – «нынешняго 157 года». 507 В старопеч. библ. Унд. 588 и 598. Нач. «Все человеческое естество многоразличными образы суете повинуся». 508 Она в синод рукоп. XVII века. 620 и в нашем поморском сб., л. 55, без предисловия и повести о свидетельстве мощей; посмертных чудес в нервом сп. – 8, во втором-3, в печатных изданиях –18 или 19. Предположение архиеп. Филарета в Обзоре дух. лит. 1, стр. 332 ни на чем не основано.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Великим торговым путем Северо-Восточной равнины был водный путь из Балтийского моря в Черное, отсюда самыми важными торговыми городами на Руси должны были явиться города, находившиеся на двух концах этого пути - Новгород, складка товаров северных, и Киев, складка товаров южных. Новгородские купцы сами производили заграничную торговлю со странами, лежащими по берегам Балтийского моря: так, мы видели, что в 1142 году шведы напали на гостей, возвращавшихся из-за моря, то же самое доказывается и свидетельствами иностранными; иностранные купцы, с другой стороны, жили постоянно в Новгороде; до нас дошел договор новгородцев с немцами и готландцами, заключенный при князе Ярославе Владимировиче около 1195 года. Из этого договора, равно как из некоторых других иностранных известий, можно иметь довольно подробное понятие об иностранной торговле в Новгороде. Немецкие купцы, приезжавшие торговать сюда, разделялись на гильдию морских и гильдию сухопутных купцов; на это разделение указывает и наша летопись, говоря, что варяги приходили и горою (сухим путем, 1201 г.). Как те, так и другие делились еще на зимних и летних, зимние приезжали осенью, вероятно, по последнему пути, и зимовали в Новгороде; весною они отъезжали за море, и на смену им приезжали летние. По упомянутому договору, если убьют новгородского посла, заложника или попа за морем и немецкого в Новгороде, то 20 гривен серебра за голову; если же убьют купца, - то 10 гривен. Если мужа свяжут без вины, то 12 гривен за бесчестье старыми кунами. Если ударят мужа оружием или колом, то 6 гривен за рану старыми кунами. Если ударят жену или дочь мужа, то князю 40 гривен старыми кунами и столько же обиженной. Если кто сорвет с чужой жены или дочери головной убор и явится простоволосая, то 6 гривен старых за бесчестье. Если будет тяжба без крови, сойдутся свидетели, русь и немцы, то бросать жребий: кому вынется, те идут к присяге и свою правду возьмут. Если варяг на русине или русин на варяге станет искать денег и должник запрется, то при 12 свидетелях идет к присяге и возьмет свое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010