Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католические святые АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.) АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня)

http://pravenc.ru/rubrics/122368_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Организация и внутренняя жизнь Католической Церкви АНТОНЕЛЛИ Джакомо (1806-1876), кардинал (с 1847), католич. церковно-политич. деятель периода объединения Италии АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня) АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии

http://pravenc.ru/rubrics/130118_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Католицизм «ANNUS SANCTUS» год в Римско-католич. Церкви, в кот. даруется полное отпущение грехов при условии совершения паломничества к святыням калотич. Церкви АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса АНТОНЕЛЛИ Джакомо (1806-1876), кардинал (с 1847), католич. церковно-политич. деятель периода объединения Италии АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня) АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии АУТОДАФЕ термин, обозначающий церемонию публичного оглашения приговора трибунала инквизиции католической Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122076_4.html

12 нач., cfr Poдocлob стр. 117, а в северо-восточном углу области нишавской границу Сербии от Болгарии составлял городок Равный, находящийся на Тимоке, верстах в 70 на северо-восток от Ниша и верстах в 10–15 на север от Княжевца, см. написанное Стефаном первовенч. житие Немани в Памятн. Шафар. стр. 29). 19) Стефан Первовенчанный, старший сын Стефана Немани. Был посажен отцом на свое место в 1195 г. (см. житие Немани, написанное Саввой, в Памятн. Шафар. стр. 4sqq); спустя семь лет в 1202 г. был согнан с престола младшим братом Волканом, получившим помощь от короля венгерского (см. ниже в отделе о сношениях сербских государей с папами), но потом в 1206 или 1207 г. снова возвратил его (из письма Стефана к Савве, в котором он просит сего последнего принести с Афона в Сербию мощи отца, следует заключать, что он возвратил престол незадолго перед тем, но письмо писано в 1207 г., потому что мощи принесены Саввой через восемь лет после смерти Немани 19 Февраля 1208 г., см. житие Немани, написанное Саввой, в Памяти. Шафар. стр. 13); в 1220 г. был коронован от Св. Саввы принесенным из Рима королевским венцом (о сем ниже), почему как первый сербский король и назван первовенчанным. Когда умер, неизвестно точным образом; принимают, что в 1227 или 1228 г., а во всяком случае не ранее года 1224 или 1223 г. 20) Стефан Родослав 268 , старший сын Стефана Первовенчанного. Наследовав отцу, правил неизвестное, или довольно, или даже очень непродолжительное время; в 1230 или 1231 г. был согнан с престола своим братом Владиславом 269 . 21) Стефан Владислав, второй сын Стефана Первовенчанного. Отняв престол у старшего брата в 1240 – 42 году, был согнан с него младшим братом Стефаном Урошем; неизвестно когда после 1243 г. снова заняв его, в 1252 г. во второй раз и окончательно должен был уступить его тому же Урошу 270 . 22) Стефан Урош 1-й (Стефан Храпавый, Драгослав), младший сын Стефана Первовенчанного. Заняв престол под братом сначала в 1240–42, потом окончательно в 1252 г., правил до 1272 г., после чего согнан был с престола своим сыном (см. жития королей и архиепископов сербских, составленные архиепископом Даниилом, или так-называемый сербский Родословник, в издании Даничича под названием «Животи кральева и архиепископа српских», Загреб, 1866, стр. 7 sqq; что согнан был именно в 1272 г., см. Фeccлepa Geschichmevon Ungarn, изд. 2-го ч. 1, стр. 421). У сербских панигиристов называется «великим королем» (Poдocл. ibid. стр. 7), но не видно за что именно; о деятельности его, так же как и троих предшествующих, кроме нескольких бесплодных войн с греками, ничего неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Рождеств.-Богор.-Пафнутиев, II, 1038. Рождеств.-Богор.-Перемышл., II, 1030. Рождеств.-Богор.-Порховский, II, 1134. Рождеств.-Богор.-Пурдышевский, Пенз. г., II, 1099. Рождеств.-Богор.-Ростовский, II, 1125. Рождеств.-Богород. – Саввин-Сторожевский, Моск. г., II, 1140. Рождеств. – Богород. – Свириколуцкий, Смол. г., I, 413. Рождеств.-Богород.-Снетогорский, Пск. г., I, 435. Рождеств.-Богор.-Солотчинский, Ряз. г., II, 1153. Рождеств.-Богород.-Сямский, Волог. г., II, 1214. Рождеств.-Богород.-Тобольский, I, 585. Рождеств.-Богород.-Томский, II, 1124. Рождеств.-Болховский, I, 408. Рождеств.-Вондаж., Волог. г., II, 1115. Рождеств.-Енисейский, II, 1347. Рождеств.-Изборский, Пск. г., II, 1117. Рождеств.-Иоанно-Предтеч.-Торопецкий, I, 222. Рождеств.-Косинск., Новг. г., II, 886. Рождеств.-Кузнецкий, II, 1120. Рождеств.-Лежневск., Влад. г., II, 1126. Рождеств.-Новгородский, II, 1345. Рождеств.-Новоторжский, II, 1118. Рождеств.-Новый – Михаиловский, Ряз. г., II, 1018. Рождеств.-Новый-Серпуховск., II, 1112. Рождеств.-Перетин., Новг. г., II, 1127. Рождеств. на Рву или на Трубе-Московский, II, 1128. Рождеств.-Солигаличский, II, 1116. Рождеств.-Сылвенск., Перм. г., 1198. Рождеств.-Тверской, II, 1346. Рождеств.-Ферапонтов, Новг. г., I, 556. Рождеств.-Шандажск., Вол. г., 1115. Розважский-Николаев.-Новгор., I, 328. Розважский-Никол.-Перекомск., Новг. г., I, 588. Ройская-Златоуст., Яросл. г., II, 807. Рославльский-Спасо-Преобр. или Спасский, I, 455. Росткин-Новгородский, II, 1135. Ростовская-Спасская, II, 1178. Ростовский-Авраам.-Богоявл., II, 596. Ростовский-Борисоглебский на Устье, II, 675. Ростовский-Варницкий, II, 1281. Ростовский-Петров. на Поле, II, 1045. Ростовский-Рожд.-Богор., II, 1125. Ростовский-Спасо-Яков.-Димитриевский, I, 465. Ростовский-Спасский на Песках-Княгинин, II, 1195. Рощинский-Преобр., Олон. г., II, 607. Рубежская-Троиц., Олон. г., II, 1231. Ругойская-Троиц., Новг. г., II, 1232. Рыльский-Николаев.-Волынск., II, 978. Рыльский-Пречист.-Казан., II, 1098. Рыхловский, Черниг. г., II, 1136.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1181 Contra Nest, et Eutych. с. 1230C, 1281С, 1309A, 1344D, 1345В, 1368C, Advers. arg. Sev. с. 1924В и др. 1193 “Этот мудрый и великий, по отзыву своих последователей, Феодор восстает и дерзает против самой славы Св. Духа, исключая писания и выделяя их из богоучрежденного числа св. книг» ( κ το θεοκρτου τν ερν ββλων ριθμο) Contra Nestor, et Eutych. с. 1365В; ср. Advers Nestor, с. 1628В и др. 1195 С обстоятольным изложением этой истории можно познакомиться по цитованной нами книге проф. А. Спасского: «Исторические судьбы сочинений Аполлинария Лаодикийского», стр. 95 – 130. 1200 Opera Leonis Magni, ed. Balleriniis, Venet. 1793, p. 740 741. A. Спасский, цит, сочин. «Историч. судьба сочинений Аполлинария Лаодикийск.»,стр. 99. 1208 Текст этого послания приводится у Л.Муратория in Anecdotis Graecis, а у Миня опущен см. Contra Monoph. с. 1868A и примеч. 23; De sectis c. 1125A. 1219 Данный апокриф еще раз повторяется Леонтием несколько ниже (с. 1873В) с измененною надписью, именно: « κ το περ τς ν Χριστ νσεως», и с пропуском одной небольшой фразы в самом тексте. Что означает такое повторение, трудно сказать: скорее всего это нужно отнести к необработанности данного сочинения, как и повторение, имеющееся во 2-м фрагменте (с. 2012BCD). 1229 Вероятно, от этого самого Иовия сохранилось маленькое сочинений, озаглавленное: «Почему сын воплотился, а не Отец и Св. Дух», в конце коего приложено и данное исповедание, (Migne, t. 86, II, c. 3313 – 3320). Этот автор Иовий здесь называется просто монахом, а не епископом. Ему приписываются и другие, недошедшие до нас сочинения, как-то: οκονομικ πραγματεα, κατ Σεβρου и др. 1231 Несомненно, что этот Полемий тожествен с Полемоном, о котором говорилось в Contra Monoph. C. 1864B. 1243 Проф. А. Спасский, (в цит. сочин.: Исторические судьбы сочинений Аполлин. Лаодик., стр. 231), высказывается за то, что это есть Дионисий, еп. Ринокурусский (в Египте). Точно можно утверждать только одно, что он был епископом, а не пресвитером, как сообщает Иустиниан, ибо в «Доктрине», где имеется выдержка из данного послания Юлия, в заголовке прибавлено слово: συνλειτουργ, указывающее на одинаковое служебное положение адресата с автором письма, т. е. с Юлием, еп. Римским.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Основателем второго нищенствующего ордена был испанский монах св. Доминик (1160–1221). Целью его ордена было проповедничество и борьба с ересями. Доминиканцы приняли близкое участие в борьбе с Альбигойцами и многие из них стали инквизиторами. Из святых этой эпохи необходимо назвать св. Антония Падуанского (1195–1231), который является одним из самых почитаемых святых на Западе. Среди защитников веры и выдающихся своим благочестием людей этого времени надо упомянуть французского короля Людовика Святого (1215–1270), жизнь которого во многом сходна с жизнью св. Александра Невского. Он является образцом христианского монарха, положившего «душу свою за други своя». Он не только мудро правил своим королевством, но устроил два крестовых похода, был взят в плен неверными и умер в Карфагене. 12 и 13 века связаны на Западе с необыкновенным расцветом богословской науки, которой дается обычно название схоластической (от слеша скола – школа, ученье). Первым схоластиком можно считать Ансельма Кентерберийского, который ввел логику и диалектику в богословие и которому принадлежит изречение «верю, но хочу понять». В 12 веке богословие и философия процветали и в городских и в монастырских школах. Из первых самой знаменитой является школа в Шартре, из монастырских – школа св. Виктора в Париже. Наиболее знаменитыми богословами этого века являются: Гюйом де Шампо, Петр Абеляр, который с 1179 года преподавал на горе св. Женевьевы в Париже, св. Бернар, Петр Ломбард и три богослова школы св. Виктора (Юг, Ришар и Годефруа). В начале 13 века были открыты университеты. Из богословских факультетов самыми знаменитыми считались Парижский и Оксфордский. Первый сделался вскоре мировым центром, где преподавали все великие богословы и философы. В 13 веке были созданы большие богословско-философские системы и написаны так называемые «Соммы» (полные курсы богословия). Самыми знаменитыми богословами 14 века были: кардинал Иоанн Бонавентура (1221–1274), Альберт, епископ регенсбургский, прозванный Великим (1206–1280) и Фома Аквинат, из знаменитого рода графов Аквинских (1225–1274), авторитет которого до последнего времени исключительно велик на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Первый основатель сего монастыря, Великий Князь Всеволод, снабдил оный многими вотчинами и угодьями; а при составлении Духовных Штатов 1764 года считалось за оным крестьян мужского пола 7.899 душ. О начале Игуменства и Архимандрии Из Никоновой летописи, Татищевой Истории и жизнеописания Князя Георгия видно, что сначала в сем монастыре Настоятелями были Игумены; но между 1226 и 1330 годами начались быть Архимандриты, как то из нижеследующего списка явствует: Список Настоятелей Владимиро-Рождественского монастыря Игумены 1. ИОВ. 3. ЕВФИМИЙ. 4. HUKUФOP I. 5. ГЕРМАН. 6. ФЕОДУЛ упоминается в 1195 году. 7. СИМОН святой. В 1315 году хиротонисан в Епископа Суздальского. 8. МИТРОФАН с 1319 по 1336 годы. Потом хиротонисан в Епископа Суздальского. 9. UГHATUЙ I. 10. ИСААКИЙ. 11. АВРААМИЙ. 12. ФЕОГНОСТ. Архимандриты 13 KUPUЛЛ I. В 1231 году хиротонисан в Епископа Ростовского. 14. ПАХОМИЙ. Убит вместе со всей братией от Батыя в 1237 году. 15. ДИОНИСИЙ упоминается в 1239 году на принесении тела Князя Георгия из Ростова во Владимир. 16. NABEЛ I в 1388 году хиротонисан в Епископа Коломенского. 17. ГЕННАДИЙ в 1517 году хиротонисан в Епископа Суздальского. 18. EBФUMUЙ II. 19. UГHATUЙ II. 20. МАТФЕЙ. 21. ГЕРАСИМ. 22. ЗАКХЕЙ упоминается на поставлении Гурия, Архиепископа Казанского, в 1555 году. 23. ЕЛЕВФЕРИЙ. 24. ПАФНУТИЙ. 25. ЕВСТРАТИЙ. 26. EBФUMUЙ III. 27. AФAHACUЙ I. 28. ИОАКИМ упоминается в 1581 году. 29. КИРИЛЛ II. Наконец был Епископом Ростовским с 1606 года. 30. NOPФUPUЙ I. 31. ГЕРМАН. 32. UCAUЯ I. 33. ЕЛИАЗАР упоминается на короновании Царя Бориса Годунова. 34. ЕВСТАФИЙ. 35. UCAUЯ II. 36. NOPФUPUЙ II. 37. AФAHACUЙ II. 38. ИОНА. 39. ВАРСОНОФИЙ. 40. UOCUФ I. 41. ИОАСАФ был по 1656 год. 42. HUKUФOP II. 43. ФИЛАРЕТ упоминается с 1667 по 1673 годы; а потом был Митрополитом Нижегородским. 44. ВИКЕНТИЙ. В 1675 году переведён Архимандритом в Троицкий Сергиев монастырь. 45. ВАРНАВА определён из Архимандритов Чудовских. 46. UOCUФ II Шахнов, а по другим Салков, определён из Игуменов Угрешского монастыря, упоминается в 1690 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

п. – 9) Rupert, аббат Дейцский († 1155), автор многочисленных комментариев. 724 – 10) Hugues de Saint Victor, умерший в Париже в аббатстве св. Виктора в 1145 г., оставивший De scripturis et scriptoribus sacris praenotatiunculae и Annotationes elucidatoriae in Pentateuchum. – 11) Ланфранк (в 1005–1089), архиепископ кентерберийский, который имел учеником Анзельма, в аббатстве Бекском, и комментировал послания св. Павла. – 12) Анзельм Кентерберийский (1033–1109), замечательнейший муж своего века, преемник Ланфранка по его Беккской кафедре и архиепископскому трону. – 13) Бернард (1091–1153), писания которого представляют лишь свод мест св. Писания. 725 – 14) Gilbert de la Porree, епископ пуатьесский (в 1070–1154), истолкователь Апокалипсиса и Псалмов. – 15) Нопоге d’Autun, плодовитый писатель в XI и XII веке, составивший Elucidatio Psalterii. – 16) Петр de Blois (в 1130–1200), автор Compendium in Job. – 17) Петр Ломбард, епископ парижский († 1160) изъяснивший Псалмы, Евангелия и послания. – 18) Ричард де Сен Виктор, шотландец, ставший приором монастыря св. Виктора в Париже († в 1173), комментировал аллегорически Псалмы и составил изъяснение храма Иезекииля. – 19) Петр Коместор († 1178 или 1198), занимавший кафедру богословия в парижском Нотр-Дам, автор Scolastica historia super Vetus et Novum Testamentum cum additionibus atque incidentiis, 726 работы, которая была считаема в течение трех веков совершеннейшею в своем роде и получила название схоластики, 727 по причине употребления ее в школах, и т. п. Схоластические комментаторы Знаменитейшие схоластические учители изучали св. Писание, наравне с философией и богословием. 1) Альберт Великий, епископ регенсбургский (1205–1280), комментировал пророков и евангелистов. – 2) Александр Галес, неутомимый учитель († 1245), составил постиллы 728 на всю Библию. – 3) Антоний Падуанский (1195–1231), названный Григорием IX Ковчегом Завета, написал Exposition morale de la Bible и Cinq Livres de concordances morales sur la Bible. – 4) Бонавентура (1221–1274) изъяснил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010