8. Служба святому Виктору Исповеднику (Officium de st. Vic­tore Confessore, PL 183, 775–780), включает молитвы, гимны, антифоны, чтения и 2 проповеди на рождество святого Виктора (PL 183, 371–376). 9. О крещении и других вопросах (De baptismo aliisque quaes­tionibus; далее Крещен.), или Письмо CLXXXII (PL 182, 1031–1046), написано ок. 1136–1140 гг. в ответ на запрос Гуго Сен-Викторского по поводу следующих 5 вопросов, поставленных неизвестным богословом: 1) обязательно ли для всех крещение на основании слов Ин 3:5; 2) обязательно ли крещение или мученичество для спасения; 3) имели ли ветхозаветные праведники столь же ясное представление о Воплощении, что и христиане; 4) есть ли грех по неведению; 5) было ли сокрыто таинство Воплощения от Ангелов до дня Благовещения. В целом, за исключением последнего, Бернард дает отрицательные ответы на эти вопросы. 10. Слово, или Книга об обращении к клирикам (De con­versione, PL 182, 834–856), произнесено 1140 г. во время визита Бернарда в Париж, когда епископ Стефан Сенлийский попросил его обратиться с проповедью к школьной молодежи. Основные темы — обращение к Богу, предваряемое призывом со стороны Самого Бога; осознание и отвращение от греха; превосходство небесных благ над мирскими; наконец, в гл. 19–22 Бернард резко критикует злоупотребления современных ему священнослужителей и говорит об обязанностях настоящих священнослужителей (в частности, об учительстве и стойкости в гонениях). 11. Против некоторых Глав из заблуждений Абеляра (Contra quaedam capitula errorum Abaelardi; далее Против Абеляра), или Письмо CXC (PL 182, 1053–1072), написано в 1140 г. к папе Иннокентию II; содержит критику учения Абеляра о вере и знании, о Святой Троице, о грехе. К этому трактату присоединяется также 14 Глав из ересей Петра Абеляра (Capitula haeresum Petri Abaelardi, PL 182, 1049–1054; далее Ереси Абеляра), содержащие основные пункты его заблуждений. 12. О акривии и икономии (или О предписании и устроении; De praecepto et dispensatione, PL 182, 860–894, до 1143 г.), написан по запросу монахов монастыря Сен-Пьера Шартрского; посвящен вопросам необходимости строго соблюдения монастырских правил и их различных нарушений.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь Руси - икона Владимирской Богоматери, перевезённая сюда в 1395 году из Владимира. В тот год взяв Елец, полчища Тамерлана двинулись на Москву, и небыло спасения царствующему граду... Тогда из Владимира в Москву была доставлена икона Владимирской Богоматери, и в тот же день " Темир Аксак царь убояся и устрашися... и к Руси тыл показующи, аки некими гонимы быша " . По преданию, икона Владимирской Богоматери была написана св. евангелистом Лукой и принесена из Царьграда в дар князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому (ум. 1174). Южный портал собора украшают врата работы балканских мастеров 14 века, перевезённые в 1401 году из суздальского Рождественского монастыря. На медных пластинах ворот золотой наводкой изображены сюжеты на библейские темы. Каждая эпоха оставляла свои следы в Успенском соборе. В 1551 году, во времена Ивана Васильевича Грозного (1530-1584), резчики по дереву изготовили и установили в храме узорочное " царское место " , или, как его стали называть, " Мономахов трон " . Ножками трона служат четыре вырезанных из дерева зверя, а стенки трона покрыты барельефами, изображающими получение Владимиром Всеволодовичем Мономахом (1053-1125) царских регалий в Константинополе. Над троном возвышается резной шатёр на фигурных столбиках. Рассказывают, что когда при подготовке к коронации Екатерины I (1684-1727) этот трон хотели убрать из собора, то Пётр I Алексеевич (1672-1725) сказал: Я сиё место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские государи, на нём сидели " . В алтаре Успенского собора находились три больших креста, называемых Корсунскими. По преданию, их привёз из Корсуни в Киев св. равноапостольный князь Владимир Святославович (ок. 960-1015), откуда они попали во Владимир, а затем в Москву. В ризнице собора хранился яшмовый сосуд для драгоценного мира, которым русских царей помазывали при венчании на царство - так называемая Августова Крабия. Этот сосуд, по преданию, принадлежал ещё римскому императору Августу. Из Рима он попал в Византию, а оттуда был прислан в дар императором Алексеем Комнином Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Среди утвари собора выделялись два потира, привезённые Иваном Васильевичем Грозным из Новгорода. По преданию, они принадлежали св. Антонию Римлянину и были привезены им из Рима.

http://sobory.ru/article/?object=03386

митр. Киевский Иларион справедливо возглашал: «                                          » ( Иларион, митр. Слово о законе и благодати/Сост., вступ. ст., пер.: В. Я. Дерягин; реконстр. древнерус. текста: Л. П. Жуковская. М., 2011. С. 100). В соборе проходили торжественные гос. церемонии. При нем был основан центр книгописания, здесь находилась и большая б-ка. Своды Софийского собора. 1037 г. Фотография 2013 г. Своды Софийского собора. 1037 г. Фотография 2013 г. Ансамбль Софийского собора - нового центра Русской митрополии - дополняли 3 больших храма, которые словно полукругом охватывали с запада Софийский собор: вмч. Георгия Победоносца, мц. Ирины (небесные патроны княжеской четы) и неизвестного посвящения (угол улиц Владимирской и Ирининской) с каменным дворцовым сооружением. По типу они были близки к Софийскому собору: 5-нефные (или 3-нефные с галереями), 3-апсидные, крестово-купольные, вероятно с лестничными башнями. Усадьба Софийского собора ограждалась каменной стеной. В 1998 г. рядом обнаружена еще одна каменная стена неясного предназначения. В ограде собора находилась каменная (кирпичная) баня, что вполне соответствовало визант. традиции. Храмы вмч. Георгия и мц. Ирины фланкировали часть главной улицы, ведущей от Золотых ворот к Софийскому собору. Это свидетельствует в пользу единовременного композиционного замысла всего ансамбля «города Ярослава» и строительства этих 3 монументальных сооружений после планировки новой части К. Историческая топонимика храмов указывала на подчеркнутую наследственность нового киевского града от К-поля. Церковь вмч. Георгия Победоносца. Ок. 1051–1053 гг. Реконструкция В. Шелягова, Я. Е. Бровского, М. А. Сагайдака Во 2-й пол. XI в. начала застраиваться та часть «города Ярослава», которая позднее получила название Михайловская гора (верхнее плато совр. Владимирской горки). Она представляла собой почти изолированный останец над Днепром и Крещатицким яром и лишь в районе Михайловской пл. соединялась с частью Старокиевской горы. Топографические особенности горы, а также конфигурация укреплений Верхнего города в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Сухумский. 1906 – еп. Орловский и Севский. 1908 – еп. Кишиневский и Хотинский, 1912 – архиеп. 1914 – архиеп. Тверской и Кашинский. Осенью 1917 по требованию епарх. съезда отправлен на покой. Член Собора 19171918 гг. по должности. 1918 – митр. Варшавский, выехать для управления епархией не смог в связи с отказом польских властей выдать въездную визу. 19211928 – аресты и ссылки. 19281933 – митр. Ленинградский и Гдовский. 19331937 – на покое. Расстрелян в поселке Бутово Московской обл. Канонизирован в 1997 (Обзор I. 373374). 1019 Лукьянов Сергей Михайлович (23.08.185502.09.1935). В 1879 окончил Медико-хирургическую академию. 1883 – д-р мед., приват-доц. Военно-медицинской академии. 1886 – проф. 1894 – директор Института экспериментальной медицины. 1905 – сенатор. 1906 – член Государственного совета. 19091911 – обер-прокурор Синода. С 1918 препод. института усовершенствования врачей. 1919 – проф. пединститута дошкольного образования. 1919 – арестован. 1920 – освобожден; проф. Государственного клинического института усовершенствования врачей. С 1930 – академик, пенсионер (Кривошеева. Дума. 483) 1028 Нил (Исакович ; 179921.06.1874). Окончил Могилевскую ДС, в 1825 – Петербургскую духовную академию, иеромонах, инсп. Черниговской ДС. 1828 – бакалавр, инсп. КДА. 1830 – архимандрит, ректор Ярославской ДС. 1835 – еп. Вятский и Слободской. За два года присоединил к Православной Церкви более 6 тыс. старообрядцев. 1838 – еп. Иркутский и Нерчинский. Активно занимался миссионерской деятельностью, перевел на монгольский язык Евангелие (частично), Служебник, Часослов, чинопоследования литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко св. причащению. 1840 – архиеп. В 1845 основал Нилову мужскую пустынь. 1853 – архиеп. Ярославский и Ростовский (Русское православие). 1049 Лапин Павел Дмитриевич (ок. 1878?). 1902 – окончил КазДА. 1903 – препод. Курской ДС. 1905 – препод. Казанской ДС. 1910 – магистр богосл. 1911 – доц. КазДА. 1914 –экстраорд. проф. Член Собора 19171918 гг. по избранию от КазДА. Избран в члены ВЦС (Обзор I. 319). 1053 Полянский Иван Васильевич (1898/991956/57). С 1921 в органах ВЧК. 19261930 – пом. нач. 6 отделения секретного отдела ОГПУ, ведавшего церковными вопросами; 19301935 – нач. отделения (с 1931 – 3 отделение СО ОГПУ, с 1934 – НКВД). 19351944 – в управлении НКВД по Ленинградской обл. 19441956 – пред. Совета по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров (с 1946 – Совете министров) СССР. 1947 – уволен в действ. резерв органов госбезопасности (Одинцов. 519; Демидова). Читать далее Источник: Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом)/Александр Кравецкий. - Москва : Культурный центр " Духовная б-ка " , cop. 2012. - 711 с. (Серия: Церковные реформы). (Дискуссии в Православной российской Церкви начала XX века. Поместный собор 1917-1918 гг. и предсоборный период). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

(пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/159104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ ЛИСИЙ [греч. Κλαδιος Λυσας; лат. Claudius Lysias], рим. военачальник, упомянутый в кн. " Деяния св. апостолов " , к-рый спас ап. Павла от гнева рассерженной толпы иудеев во время проповеди в Иерусалиме (Деян 21-23). К. Л. командовал рим. гарнизоном (когортой), расположенным в Антониевой башне , на северо-западе от храма. В задачу гарнизона входило поддержание порядка в храме и в городе. К. Л. именуется «тысяченачальником» (χιλαρχος), этот греч. титул - аналог лат. tribunus militum (трибун воинов - Fitzmyer. 1998. P. 699). Его родовое имя указывает на то, что К. Л. был по происхождению не римлянином, а скорее греком; возможно, он взял имя Клавдий в честь императора при покупке рим. гражданства (Деян 22. 28; Barrett. 1998. P. 1082-1083). Когда ап. Павел и его спутники находились в Иерусалимском храме для ритуального очищения, иудеи из М. Азии спровоцировали толпу, чтобы учинить над ними расправу, обвинив апостола в кощунстве. Стремясь предотвратить самосуд, К. Л. приказал воинам арестовать ап. Павла и доставить в Антониеву башню (Деян 21. 27-36). По всей видимости, К. Л. полагал, что Павел был одним из т. н. египтян (т. е. сикариев) - последователей егип. лжепророка, чье учение спровоцировало восстание, жестоко подавленное прокуратором Иудеи Антонием Феликсом (ок. 52-59) (Деян 21. 38; Ios. Flav. De bell. II 13. 5 Приняв ап. Павла за раба, К. Л. обратился к весьма изуверскому способу дознания его вины - приказал бить его плетьми, однако остановил наказание, испугавшись заявления Павла, что он рим. гражданин (Деян 22. 24-29). К. Л. знал, что за бичевание (лат. verberatio; нередко приводило к тяжелым травмам - Fitzmyer. 1998. P. 711) рим. гражданина (civis romanus) без суда он сам может стать обвиняемым (Деян 22. 27-29). На следующий день К. Л. передал апостола на суд синедриона для предварительного расследования его вины (Деян 22. 30-23. 10). Возможность военного трибуна по своему приказу созвать синедрион заставляет некоторых библейских критиков усомниться в историчности этого отрывка ( Barrett. 1998. P. 1053-1054), однако использовать синедрион К. Л. мог исключительно как совещательный орган, без реальных судебных полномочий, что позволяет рассматривать этот рассказ как достоверный ( Fitzmyer. 1998. P. 716). После речи ап. Павла произошла ссора между саддукеями и фарисеями, и К. Л. был вынужден под защитой стражи забрать его обратно в крепость, оградив тем самым от ярости толпы (Деян 23. 10).

http://pravenc.ru/text/1841223.html

Виктор II, папа Римский. Раскрашенная гравюра (Shedel H. Liber chronicarum. 1493) (РГБ) (ок. 1020, Германия - 28.07.1057, Ареццо, Италия; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055). Сын гр. Хартвига Швабского, родственник римско-герм. имп. Генриха III . Учился в соборной школе в Регенсбурге. В 1042 г., несмотря на юный возраст В., Генрих III назначил его епископом Айхштетта (Германия). В период 1042-1054 гг. был ближайшим советником императора. Противник норманнской политики папы Льва IX , под влиянием В. Генрих III отказался помочь папе в борьбе с норманнами (1053). После смерти папы Льва IX, по прямому указанию императора Гебхард был избран папой (сент. 1054), что укрепляло позиции Генриха III в Италии, где к этому времени возросла власть его противника Готфрида Лотарингского (вслед. династического брака с маркграфиней Матильдой Тосканской). Однако В. согласился вступить на папский престол лишь в марте 1055 г. Торжества интронизации В. проходили в Риме с 13 по 16 апр. 1055 г. В. занимал активную позицию по реформированию Римской Церкви в духе клюнийской реформы , с этой целью на Пятидесятницу 1055 г. созвал во Флоренции Собор (4 июня 1055), на к-ром были повторены осуждения симонии и требование обязательного целибата для духовенства. Также на Соборе за нарушение канонических требований были лишены сана ряд епископов. Подобную политику В. проводил в Юж. Франции (Соборы в Лионе (1055) и Тулузе (1056)). В 1055 г. Генрих III даровал В. герцогство Сполето и графство Фермо. При посредничестве В. состоялось примирение императора и Готфрида Лотарингского, договор между к-рыми был подписан в присутствии папы. После смерти Генриха III (5 окт. 1056) Готфрид оказывал В. помощь в отражении набегов норманнов из Юж. Италии. Для укрепления союза с Готфридом В. сделал его брата Фридриха (буд. папу Стефана X ) аббатом мон-ря Монте-Кассино и возвел в достоинство кардинала-пресвитера. В. активно участвовал в прекращении борьбы за трон в Германии, поддерживая несовершеннолетнего Генриха IV и регентство имп. Агнессы. После коронации Генриха IV в Ахене папа вернулся в Италию, где созвал Собор в Латеране (18 апр. 1057). В. скоропостижно скончался во время одной из поездок по Италии. Согласно его завещанию, останки должны были быть перевезены в Айхштетт, однако он был похоронен в Равенне в ц. Санта-Мария делла Ротонда. После смерти В. прервалась череда т. н. нем. пап; вместе с тем Римско-Германская империя потеряла ведущую роль в проведении церковных реформ.

http://pravenc.ru/text/158556.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВИБЕРТ НОЖАНСКИЙ [лат. Guibertus de Novigento; франц. Guibert de Nogent] (15.05.1053 или 1055, Катенуа, близ Клермона, Франция - ок. 1125, Ножан, Франция), монах-бенедиктинец, средневек. писатель. Происходил из знатного рода. Его мать, женщина благочестивая и строгая, отличавшаяся религ. рвением, еще при рождении определила сына на церковное служение, растила его отдельно от сверстников. В 12 лет Г. Н. был отдан в мон-рь Сен-Жерме-де-Фли (еп-ство Бове), где получил образование и духовное воспитание под рук. Ансельма Бекского. В 1104 г. был избран настоятелем аббатства Девы Марии в Ножане (еп-ство Лан). Он уделял достаточно времени занятиям лит-рой и историей, поездкам и встречам с влиятельными духовными и политическими деятелями (в т. ч. с папой Римским Пасхалием II ). По заданию своего наставника Ансельма Бекского он изучал соч. свт. Григория I Великого «Моральное толкование на книгу Иова» (Moralia in Job) и написал пространный комментарий на кн. Бытия (Moralia Geneseos). В небольшом предисловии Г. Н. изложил правила построения проповеди (Quo ordine sermo fieri debeat). Согласно традиции, различал 4 уровня смыслообразования при толковании Свящ. Писания, делая акцент на аллегорическом и моральном толкованиях. Среди сочинений Г. Н. есть комментарии на Иеремию и малых пророков (кроме книг Аггея и Малахии), трактаты «De virginitate» (О девстве), «De laude S. Mariae» (О похвале Деве Марии). В ходе полемики о таинстве Евхаристии выступил против учения Беренгара Турского , написав «Epistola de buccella Judae data et de veritate dominici Corporis» (Послание о куске пищи для Иуды и об истинности Тела Господня). По просьбе духовенства Суасона между 1104 и 1121 гг. Г. Н. написал трактат «De incarnatione contra Iudeos» (О Боговоплощении против иудеев). В трактате сочетается критика иудаизма с помощью библейских цитат (для этого в средние века существовали специальные сборники цитат - testimonia) с попытками рационального осмысления проблемы взаимоотношения религий. Даже на фоне расцвета религ. нетерпимости в Европе в эпоху первых крестовых походов Г. Н. отличался почти маниакальной ненавистью к иудеям, что тем не менее не мешало ему присутствовать на диспутах с представителями этой религии и участвовать в богословских спорах. Полемический трактат Г. Н., как и большинство сочинений жанра «contra Judae» (против иудеев), часто написанных в форме диалога, хотя и не передавал реальных дискуссий (ответы оппонентов также сочинялись), в целом отразил непримиримость религ. настроений западнохрист. общества.

http://pravenc.ru/text/161780.html

   Иоанн III 987—1010.    Макарий 1011—1012.    Елевферий 1013—1024.    Николай 1024—1029.    Вдовство 1029—1033.    Илия 1033—1034.    Феодор 1034—1042.    Василий 1043—1052.    Петр 1053-1057.    Феодор (Феодосий) 1057—1076.    Эмилиан 1078.    Никифор Маврос 1080—1092.    Иоанн IV 1092—1098.    Феодосий.    Аристарх.    UoahhV † 1140.    Сотирих 1155—1156.    Афанасий 1156—1170.    Симеон 1178.    Феодор Валсамон 1186—1203.    Иоаким I.    Иерофей.    Симеон.    Неизвестный 1232.    Евфнмий I 1254—1260.    Феодосий Приниепс 1261—1283    Арсений 1283—1286.    Кирилл II.    Дионисий I.    Кирилл III.    Дионисий II.    Софроний II.    Иоанн VI.    Марк I.    Игнатий II 1344—1351.    Вдовство до 1359. Пахомий 11359—1366.    Вдовство 1367—1368.    Михаил I 1369—1374.    Вдовство 1374—1376.    Марк II † 1378.    Вдовство 1379—1385.    Пахомий вторично или II 1386—1387.    Нил 1387—1395.    Михаил II 1395—1400.    Вдовство 1400—1412.    Пахомий II с 1 июня 1413 но 9 окт. 1414.    Иоаким II † 1425.    Марк III 1427-1430.    Дорофей I 1435—1452, † 8 сент.    Михаил III 1452.    Марк.    Иоаким III.    Григорий.    Дорофей II Сапонис 1484.    Михаил IV Мавердис 1523, † 1540.    Дорофей III 1541.    Иоанн IV Джума 1543—1576.    Макарий II Хилал антипатриарх его.    Михаил V 1576—1582.    Иоаким V Дов антипатриарх.    Михаил VI 1582. 1585.    Иоаким VI 1586—1587.    Иоаким III 1593.    Дороаей IV 1608.    Афанасий с 1618.    Игнатий III с 1628. 1630.    Кирил IV.    Евфимий II 1636.    Евтихий.    Макарий 1648—1672.    Кирилл V 1672...    Неофит.    Кирилл вторично.    Афанасий с 1686, одновременно с Кириллом, который † 1721 или после 1723.    Афанасий один † 1724-(или 1728).    Силвеетр 1724—1766.    Кирилл VI антипатриарх его.    Филимон 1766.    Даниил 1767. ...    ... ... ... …    Серафим в начале 19 века.    Мефодий † ок. 1850.    Иерофей с 1851 доныне. Патриархи иерусалимские    По Ле-Кьену и по Истории Иерусалима Григория Паламы 1864 года.    Св. Иаков I 33—61 или 62.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Memorialis Sanctorum. 10//PL. 115. Col. 777-792). Поездка диак. Георгия может указывать на связи, которые Церковь К. в это время еще сохраняла с Церквами Ближ. Востока. В кон. X в. Церковь К. пыталась укрепить отношения с Римом. Известно, что в 990 г. в Рим прибыл Иаков, кандидат на утверждение на кафедре К., т. к. в это время во всей Африке не нашлось 3 епископов для его канонического рукоположения. Папа Иоанн XV похвалил чистоту веры Иакова и рукоположил его во архиепископа К. Из переписки папы Льва IX известно, что в 1053 г. в Африке еще оставалось 5 епископских кафедр во главе с К. ( Leo IX, papa. Ep. 83//PL. 143. Col. 728-731). В одном из посланий папа подтвердил особые права и первенство К. в Африке. Церковь К. в XI в. была еще способна поддерживать в своей среде довольно высокий уровень образования, на что указывает судьба ученого-медика Константина Африканского , выходца из К., поселившегося в Италии ок. 1069 г. и занимавшегося переводами медицинских трактатов с арабского на латынь. Последним папой, который поддерживал контакты с К., был Григорий VII. Сохранились 5 его посланий по африкан. делам, написанных между 1073 и 1076 гг., в т. ч. архиеп. Кириаку и правителю Сев. Африки Аназиру (ан-Насиру) из династии Хаммадидов ( Greg. VII, papa. Ep. I 22-23; III 19-21//PL. 148. Col. 305-308, 449-452). Письма Григория VII показывают, что обстановка в Африке ухудшилась. Из 5 епархий осталось только 2, в т. ч. К., поэтому папа задумывался об учреждении новых, но этим планам не суждено было сбыться. После 1076 г. сведения о кафедре К. теряются. Папская «Liber censuum» 1192 г. рассматривает К. как кафедру в юрисдикции Римско-католической Церкви и наделяет занимающего ее иерарха титулом примаса Африки. Однако скорее всего кафедра К. была уже лишь титулярной. Тем не менее присутствие христиан в Африке отмечается еще в течение неск. столетий. Ибн Хальдун в кон. XIV в. свидетельствовал о наличии в регионе отдельных деревень, населенных христианами, которые платили подати харадж и джизью.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010