С. 2). Сохранились 4 серебряных гравированных клейма с изображением сюжетов жития А. П. от раки святого, кон. XVIII в. (ПЗИХМЗ), в частности «Шествие из града Смоленска в град Переславль-Залесский», «Обретение мощей». На основе иконографии XVII-XVIII вв. иконописцами кон. XX в. создана икона А. П. для местного ряда иконостаса Благовещенской ц. Никольского мон-ря. Лит: Сергиевский Ф. , свящ. Сказание о жизни, подвигах и обретении мощей св. Андрея, блгв. кн. Смоленского, Переславского чудотворца. М., 1890; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 80-81; Т. 2. С. 50-51. Т. Л. Попова Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/115302.html

1108). Св. Юстиниан при этом неоднократно говорит о сложности Ипостаси Иисуса Христа (PG. 86. Col. 1009, 1011, 1015, 1067). Св. Юстиниан, во многом опирающийся на труды своих старших современников Иоанна Кесарийского , Леонтия Византийского и др., выгодно отличается от них: его богословие основывается на Свящ. Писании и огромном материале святоотеческих творений, ему чужд рационально-схоластический характер, в центре его внимания - сотериологический и сакраментальный смысл Боговоплощения. В конечном счете несториане не правы потому, что отрицают совершенное Христом спасение человека, отрицая ипостасное единство Бога и человека во Христе. «Чьи Тело и Кровь мнят они принимать, облагодетельствованного или облагодетельствовавшего?» - вопрошает св. Юстиниан (Ibid. 1053). Будучи заблуждением разума, несторианство, считает он, открывается прежде всего как заблуждение религ.- «человекопоклонство» (Ibidem). Важное место в системе доказательств св. Юстиниана занимают исторические аргументы. Он обличает как истинного отца несторианства Феодора Мопсуестийского, показывает, что Халкидонский Собор одобрил 12 анафематизмов свт. Кирилла Александрийского, осудив, и притом посмертно, Домна Антиохийского, предлагавшего предать их умолчанию, утверждает на основании этого и др. прецедентов возможность посмертного осуждения Феодора, к тому же уже вычеркнутого из диптиха Церкви Мопсуестии, напоминает, что погрешившие своей полемикой против свт. Кирилла Феодорит Кирский и Ива Эдесский были приняты в общение IV Вселенским Собором как кающиеся. Собором был затронут вопрос об Оригене. В IV в. представителями оригенизма явились Дидим Слепец (ум. ок. 398) и Евагрий Понтийский (ум. 399). В век св. Юстиниана оригенизм был распространен среди монашеской интеллектуальной элиты. Оригенизм пронизывал все области богословия, проявляясь в триадологии, христологии, антропологии, космологии и эсхатологии. В триадологии Ориген ввел субординационизм (PG. 86. Col. 947, 949, 983). Оригеновская христология тесно связана с его учением о мире и человеке.

http://pravenc.ru/text/155498.html

549 Бурхард был настоятелем не кафедрального собора, как можно было бы подумать, а соборной церкви монастыря св. Симеона в Трире. 550 Речь идет об Оде, второй жене Святослава Ярославича, двоюродной племяннице германского короля Генриха IV 63, примеч. 1821); таким образом Бурхард сам приходился племянником последнему. Подробнее см.: Назаренко 2001а. С. 506–522 (здесь и о политическом контексте брака); ДР. С. 367–370 (IV, 5.2). 551 Маркграф Нижнелужицкой, или Саксонской восточной, марки Деди был отчимом Кунигунды, жены Ярополка Изяславича 45, примеч. 1053), т. е. Изяслав Ярославич и Деди приходились друг другу свояками. Похоже, что матримониальная политика Изяслава среди восточносаксонской знати конкурировала с аналогичными усилиями Святослава в период краткого второго киевского княжения Изяслава в 1069–1073 гг. Действительно, жена Святослава Ода была сестрой майсенского маркграфа Экберта II, который был женат на сестре Кунигунды. Святослав пытался тем самым нейтрализовать польского союзника Изяслава, а Изяслав – противодействовать этим попыткам (Назаренко 2001а. С. 524–528). 552 Опускаем, оставляя без пересказа большую часть первой половины крайне обширной статьи 1075 г., посвященной главным образом обстоятельствам саксонского восстания против Генриха IV. 554 Под тем же 1075 г. это немецкое посольство к киевскому князю Святославу Ярославину отмечено и «Повестью временных лет» (ПСРЛ 1. Стб. 198–199; 2. Стб. 189–190), что само по себе замечательно, поскольку летопись практически не фиксирует иностранных посольств. 555 Сказочное богатство русских князей и русских княжон-невест – довольно распространенный мотив западной литературы – не только историографии, но и эпоса. Сообщение Ламперта дает, кроме всего прочего, редкую возможность оценить скорость, с которой совершались посольские поездки в средневековье. Если Бурхард двинулся на Русь от берегов Рейна, из Майнца, после некоторой подготовки, в феврале, не слишком задерживался в Киеве, а в июле уже снова был на Рейне (в Вормсе), то выходит, что путь в 3000 км по прямой (а, стало быть, фактически ок. 4000–4500 км) трирский настоятель проделал за пять месяцев. Таким образом, в сутки он продвигался в среднем примерно на 30 км – обычная скорость купеческого обоза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

у гробницы Г. А. (из гроба князя вышло пламя, опалившее татар, пытавшихся отодвинуть крышку). Икона «Все святые российские великие князья, княгини и княжны рода царского» 2-й пол. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) включает клеймо с изображением юного Г. А. (правая рука на груди, в левой - княжеская шапка) и блгв. кн. Андрея Боголюбского с иконой. Изображения Г. А. присутствуют в составе композиций «Собор Владимирских чудотворцев» («Собор святых града Владимира и области его» кон. 50-х гг. XX в., вклад еп. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор во Владимире к 800-летию его возведения), «Собор русских святых» - иконы письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. и нач. 50-х гг. XX в. в ризнице ТСЛ ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 229, 231-239). Лит.: Из коллекций акад. Н. П. Лихачёва: Кат. выст./ГРМ. СПб., 1993. С. 189-190. 423; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. закл. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 77; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 85; Самойлова Т. Е. Св. рус. князья в росписи Архангельского собора//Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002. С. 208; она же. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 189, 193; Скворцов А. И. Наследие земли Владимирской: Монументальная живопись. М., 2004. С. 200, 214, 219, 248; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2005 (в печати). Кат. 120. А. С. Преображенский Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/165101.html

В нач. 40-х гг. XI в. М. П. женился на представительнице очень знатного рода, возможно Аргиров. Дочь от этого брака умерла в 9 лет в нач. 50-х гг. После ее смерти М. П. удочерил некую девочку, к-рую в 1053 г. выдал замуж за Елпидия Кенхри ( Любарский. 2001. С. 222). Однако их брак оказался неудачным, и в авг. 1056 г. М. П. принял участие в судебной тяжбе против своего зятя, который по неизвестным причинам впал в немилость М. П. и должен был развестись с его приемной дочерью. Вскоре после начала правления имп. Константина IX Мономаха (1042-1055) М. П. был введен в состав синклита, получил должность протасикрита и вошел в состав правительства, будучи посвящен во все гос. тайны ( Mich. Psell. Chron. P. 113). Константин Мономах благоволил к ритору и часто советовался с ним по различным вопросам; М. П. сопровождал его даже в военных кампаниях. В этот период М. П. весьма влиятельный вельможа, получивший звание ипертима, а также вестарха (суть его обязанностей не вполне ясна). В сер. 40-х гг. XI в. была проведена реформа высшей к-польской школы (иногда называется ун-том), были образованы 2 отд-ния - юридическое и философское. Ок. 1045 г. М. П. был назначен ипатом философов, главой философского отд-ния, главой юридического отд-ния стал Иоанн Ксифилин (К-польский патриарх Иоанн VIII Ксифилин с янв. 1064 по 1075) ( Mich. Psell. Encomium ad Ioanni Xiphilini//Bibliotheca graeca medii aevi/Ed. C. Sathas. Athenai; P., 1874-1876. T. 4. P. 433; Novella constitutio saec. XI medii/Ed. R. Salac. Pragae, 1954. N 6; Mich. Attal. Hist. 1853. P. 27). Это назначение поставило М. П. в ранг главного ученого и ритора империи, что явилось признанием его научных и лит. заслуг и его успешной придворной деятельности. В то же время благодаря дружбе с имп. Константином IX М. П. превратился в крупного землевладельца. Специальными хрисовулами император подарил ему дом в К-поле, пожаловал во владение василикат Мадит (близ Авидоса), даровал права харистикария мон-рей на Олимпе Вифинском (Келлийского, Кафарского и Мидикийского). В последующие десятилетия состояние М. П. лишь увеличивалось. Он был харистикарием мон-рей в обл. Волерон на Балканах, имел право сбора податей с Трапезийского мон-ря в феме Опсикий (Вифиния), владел рядом др. земельных участков и пользовался финансовыми привилегиями. Т. о., успешная придворная карьера М. П. обеспечила ему и высокое положение в научных кругах, и богатство.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

Лат. практика совершения Е. на опресноках, а не на квасном хлебе, в XI в. и последующих, напротив, стала одним из основных предметов критики в адрес латинян со стороны визант. богословов. К этому времени употребление опресноков в лат. традиции воспринималось как очень древний и самоочевидный обычай. Поэтому на начальном этапе полемики лат. богословы не предлагали подробных обоснований этой практики. Вместе с тем лат. полемисты усматривали в визант. символических толкованиях закваски символическое понимание Св. Даров, а следов., угрозу учению об их сущностном изменении (т. е. они противились не наличию закваски и не тому или другому ее истолкованию, но ставили под вопрос правомерность такого рассуждения о Св. Дарах). Самое раннее полемическое лат. сочинение об опресноках - «Диалог», составленный в опровержение письма архиеп. Льва Охридского кард. Гумбертом в кон. 1053 - нач. 1054 г. ( Humbertus Silvae Candidae. [Dialogus] adversus Graecorum calumnias//PL. 143. Col. 929-974; Will. 1861. P. 92-126; позже это сочинение использовал Петр Диакон ( 1159) при составлении «Спора о Римской Церкви с неким греком»). Во время пребывания в К-поле в 1054 г. Гумбертом был также написан ответ на сочинение Никиты Стифата «Слово об опресноках...» (Responsio sive Contradictio adv. Nicetae Pectorati libellum//PL. 143. Col. 983-1000; Will. 1861. P. 136-150). К этому времени относится и анонимный фрагмент соч. «О споре с греками». Тогда же или неск. позже Доминик, патриарх Градский, изложил аргументы, оправдывающие употребление опресноков, в послании Петру, патриарху Антиохийскому (послание сохранилось только в греч. переводе). Важное значение в истории этой полемики имело послание Лайка из Амальфи аббату Сергию «О защите опресноков против греков», написанное в 1070 г. и послужившее основой для «Аргумента о жертвоприношении опресноков к монаху Льву» Бруно из Сеньи († 1123) (PL. 165. Col. 1085-1090). Об опресноках говорится в «Норманнском анониме», написанном ок. 1100 г. Ансельм Кентерберийский († 1109) посвятил данной теме соч. «Послание о жертвоприношении опресноков и квасных хлебов».

http://pravenc.ru/text/351651.html

ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых)

http://pravenc.ru/text/81755.html

История М. м. также реконструируется фрагментарно. В 922 г. по приказу имп. Романа I Лакапина из М. м. в мон-рь Мирелейон в К-поле были перенесены 3 саркофага с останками имп. Маврикия и его родственников ( Const. Porphyr. De cerem. 1829. P. 646-647). В это время район Маманта приобрел иной облик. Согласно договорам Византии с Русью 907 и 944 гг., порт Маманта был единственным местом, где имели право жить легально рус. купцы. Отсюда им позволяли ездить на основные рынки К-поля группами не более 50 чел., без оружия, и торговать беспошлинно (ПВЛ. 1996. С. 17, 24, 153, 160-161). К кон. X в. мон-рь находился в упадке; его возрождение началось после того, как общину возглавил св. Симеон Новый Богослов . Он поступил в М. м. в кон. 70-х гг. X в., в 980 г. был здесь рукоположен во пресвитера. Спустя нек-рое время патриарх Николай II Хрисоверг (979-991) утвердил его в сане игумена М. м. Св. Симеон предпринял масштабную реконструкцию монастыря: приказал освободить храм от старых саркофагов, выстлал пол мраморными плитами, украсил новыми иконами и лампадами. Ок. 996-998 гг. группа монахов воспротивилась игуменству Симеона, жаловалась на него патриарху св. Сисинию II (996-998), но Симеон вскоре изгнал их из мон-ря. Из-за сложных отношений св. Симеона с церковными властями он вынужден был в 1009 г. покинуть М. м. Симеон умер в основанном им монастыре св. Марина в Хрисополе близ К-поля в 1022 г.; его мощи были перенесены в М. м. в 1053 г. ( Nicet. Pector. Vita Sym.//OrChr. 1928. Vol. 12). К сер. XII в. мон-рь вновь пришел в упадок, т. к. ранее был передан в частное владение неким феодалам в качестве харистикия . В 1147 г. его взял под свое покровительство придворный мистик Георгий Каппадокиец, который еще раз перестроил мон-рь, получив финансовую поддержку от патриархов Космы II Аттика (1146-1147) и Николая IV Музалона (1147-1151). Соборный храм был вновь украшен золотом и иконами. Монастырь располагал теперь большими владениями, получил независимый статус с правами самоуправления общины; игуменом стал Афанасий, прежде бывший экономом к-польского мон-ря Христа Филантропа. В конце жизни Георгий принял монашество в М. м. с именем Григорий. В 1158 г. игум. Афанасий составил Типикон, который сохранился до наст. времени. Община в то время состояла из 29 монахов, их подписи стоят под Типиконом. Он включал 48 глав и в основном опирался на Евергетидский Типикон (2-я пол. XI в.) ( Дмитриевский. 1895; Εστρατιδης. 1928). В 1164 г. Типикон получил апробацию и был одобрен комиссией имп. секретаря Иоанна Дифера, состоявшей из настоятеля Студийского монастыря Феофилакта, студийских монахов и нек-рых придворных. Вероятно, М. м. считался связанным со Студием и в ряде вопросов подчинялся этой столичной обители.

http://pravenc.ru/text/2561782.html

Апостолов от 70-ти: Патрова, Ерма , Лина, Гаия, Филолога (I). Святителя Григория, архиепископа Александрийскаго (IX). 6. Святителя Павла, архиепископа Константина града, исповедника (350). Преставление преподобнаго Варлаама Хутынскаго, Новгородскаго чудотворца (1192). Преподобнаго Луки, иконома Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Святителя Германа, архиепископа Казанскаго (1567). Преподобнаго Варлаама Керетскаго (XVI). Мучениц Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Преподобнаго Луки Тавроменийскаго (800–820). 7. Святых мучеников иже в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфия, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Преподобнаго Лазаря Галисийскаго (1053). Преподобнаго Зосимы Ворбозомскаго. Преподобнаго Кирилла Новоезерскаго, Новгородскаго (обретение мощей, 1649). Мученика Феодота корчемника (303). Мучеников Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии. 8. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Величание: Величаем вас, Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа. 9. Святых мучеников Онисифора и Порфирия (III – IV). Преподобныя Матроны (ок. 492). Преподобныя Феоктисты (881). Преподобнаго Онисифора Печерскаго, в Ближних пещерах (1148). Мученика Александра Солунскаго (IV). Мученика Антония. Преподобнаго Иоанна Колова (V). Преподобных Евстолии (610) и Сосипатры (625). Святителя Нектария, митрополита Пентапольскаго (1920). Иконы Божия Матери, именуемыя «Скоропослушница». 10. Святых апостолов от 70-ти: Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Мученика Ореста врача (304). Священномученика Милия, епископа Персидскаго, и двух учеников его (341). Преподобнаго Феостирикта, иже в Символех. Мученика Константина, князя Грузинскаго (842). Колесование великомученика Георгия (груз.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прежде всего, конечно, хочу поклониться торопчанам, создателям за дань глубокого уважения к нелегкому извечно труду: миссии учителей народа! Но и… простите за личный штришок: Торопец – родовое гнездо матери моего отца Екатерины Николаевны Харинской (? – 1941). Она – племянница четыр ех сест ер Харински х, «которых в Торопце безо всякой иронии прозвали " женами-мироносицами " . В отличие от чеховских героинь, сестры не рвались в Москву. Сдав выпускные экзамены, они решили заняться преподаванием, и трое из них открыли в своем домике частную начальную школу». «Открылась школа где-то в 80-х годах XIX столетия, – писала Людмила Синицына в очерке «Окольный город », – просуществовала не менее сорока лет, а закрыли ее в 1919 году, когда частные школы ликвидировали». «Плата взималась в зависимости от материальной обеспеченности родителей и, кроме того, несколько человек обучались бесплатно, – рассказывает в своих записках Леонид Иванович Харинский, племянник " жен-мироносиц " , двоюродный брат моей бабушки , – Большого заработка от школы тетки не имели, так как всегда вели удивительно скромную жизнь. Им даже приходилось часть ягод, получаемых со своего сада, продавать на сторону, чтобы покрыть непредвиденные расходы. Все они относились к детям ласково, заботливо, с любовью, что создавало обстановку близкую к семейной и влекло туда детей. Неудивительно, что желающих отдать своих детей в ту школу было так много, что из-за недостатка помещения приходилось многим отказывать в приеме. Сестры посвятили свою жизнь школе, и, кажется, других интересов, захватывающих их так, как школа, не имели. На всю жизнь они остались безбрачными, и в том, вероятно, виновато было любимое дело, ради которого они отказались " от личной жизни " ». Преподаванию в школах, в вузах, воспитанию достойных людей, специалистов отдали многие десятилетия своей жизни мой дед – супруг Екатерины Николаевны, их сын – мой отец, пришлось и мне… Александр Ярославич Невский (1221 - 1263), князь из правящего рода Рюриковичей, среди прямых предков его были Владимир Креститель (Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко ; 958 или около 956 - 1015 ), Ярослав Мудрый (ок. 978 - 1054) и Владимир Мономах (1053 - 1125 ).

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/17/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010