Эти люди, «знающие-как-надо», себя полагающими «лучшими представителями человечества» 1046 , а свои собственные кружки – «высшими центрами планеты» 1047 , – хотят «нашу волю народам дать» 1048 и взять власть над всем миром. Когда Рерихи говорят о «мировой диктатуре Культуры» 1049 , то всегда стоит помнить, что под «Культурой» (с большой буквы) они неизменно имеют в виду самих себя и «махатм», свою волю и свои интересы, а последние распространяются на все сферы человеческой жизни – в том числе и на политику, и на экономику. «Правильно ли я вижу, что Лига Наций сменится лигою Культуры под Знаменем Мира»? – Да, именно» 1050 . Как видим, теософы вполне готовы взять на себя функции Лиги наций (ООН, мирового правительства) и стать такой инстанцией, которая назначает провинциальных светских начальников (например, «начальника Камчатки» 1051 ). Вкус к политическим авантюрам был и у Блаватской, и у Рерихов. «В будущем, если мой план осуществится, – пишет Блаватская единоверцу, – мы встанем во главе движения и поведем мир по пути истины» 1052 . «Махатмы» намерены поставить Рериха то главой русской эмиграции – «Хотел немедленно назначить Фуяму главою всех зарубежных русских» 1053 . То лидером России: «Рерих, люби русских – тебе суждено руководить Россией» 1054 . «Скажу тайно: решено поставить вас во главе России» 1055 . «Россия была бы спасена, если бы Рерих стал ее Вождем» 1056 . Но были и более глобальные замыслы: Рерихам предстояло создать некое новое государство – «Союз Востока» или «Штатов Азии» 1057 (во главе с Монголией, чьи орды подчинились Тамерлану-Рериху), причем «только семь лет будет Союз Востока, чтоб обратиться в Союз Мира» (столица его будет на той самой алтайской горе Белуха, которая махатмам кажется радиоактивной) 1058 . Для достижения этих целей махатмы разрешают заигрывать с кем угодно. От коммунистов до фашистов, от буддистов до сионистов. «Усмотрите пользу посылки картины Ватикану. Так самыми антиподами распространяем Знамя» 1059 . Елена Рерих от имени «махатм» пишет инструкции президенту США Рузвельту («Я послал луч Уоллесу, чтобы Рузвельт принял совет Фуямы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

(Ann. Saxo 1844. Р. 684) 18. В лето Г[осподне] 1062-е. (...) [Смерть майсенского маркграфа Вильгельма 1044 .] Марку получил его брат Оттон из Орламюнде (Otto de Orlagemunde) 1045 . У них, то есть Вильгельма (Willehelmus) и Оттона, был брат Поппон (Роро) 1046 , у которого был сын Ульрих (Odalricus) 1047 , женившийся на сестре венгерского (Ungaria) короля Ласло (Ladizlaus) 1048 , которая родила ему Ульриха-младшего 1049 , который женился на дочери Людвига (Lodowicus), графа Тюрингии (Thuringia) 1050 . (...) У него (Оттона. – Сост.) была жена Адела из Брабанта (Adhela de Brabantia), из замка под названием Лувен (Lovene) 1051 , которая родила ему трех дочерей: Оду (Oda), Кунигунду (Cunigunda) и Адельхайду (Adelheida). Оду взял в жены маркграф Экберт-младший из Брауншвайга (Ecbertus de Bruneswic) 1052 , она умерла бездетной. Кунигунда вышла за короля Руси (Ruzi) 1053 и родила дочь, на которой женился некто из тюрингенской знати по имени Гюнтер (Gunterus) и родил от нее графа Сиццо (Sizzo) 1054 . После его (короля Руси. – Сост.) смерти она вернулась на родину и вышла замуж за Куно (Сопо), графа из Байхлингена (Bichlingge) 1055 , сына герцога Оттона из Нортхайма (Otto de Northeim) 1056 , и родила ему четырех дочерей. После же его смерти ее третьим мужем стал Викперт-старший (Wipertus) 1057 . Адельхайда же вышла за Адальберта (Adalbertus), графа из Балленштедта (Ballenstide) 1058 .(...) (Ann. Saxo 1844. Р. 693) 19. В лето Г[осподне] 1068-е. (...) [Германский король Генрих IV посылает с посольством на Русь своего приближенного, вызвавшего его неудовольствие, с просьбой казнить его там 1059 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 696) 20. В лето Г[осподне] 1082-е. (...) [Смерть саксонского маркграфа Удона Старшего 1060 . В связи с этим автор повествует о происхождении его матери Оды, больше говоря, однако, о потомстве матери Оды – Рихенцы от ее другого брака с Оттоном Нортхаймским 1061 , т. е. сводных братьях и сестрах Оды.] Итак, после смерти Удона (Udo) Старшего ему наследовал сын его маркграф Генрих (Heinricus) 1062 . Женой его была Евпраксия (Eupraccia), дочь короля Руси (Ruscia) 1063 , которую на нашем языке звали Адельхайдой (Adelheid) 1064 ; на ней впоследствии женился император Генрих 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 704, 705 1050. Благоговение при мысли о Троичности Божества Диавол иногда действует в уме, как беспокойный совопросник о непостижимом, как дерзкий посягатель на неприступные тайны Трех Лиц Божества, на Их взаимные отношения. С благоговением и крайне осторожно нужно мыслить о Троичности Божества. Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 726 1051. К молитве понуждать себя Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя. Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 726 1052. Наша пища – Христос, посему не жалеть ее для других Един живот и истинная сладость моя, пища и питие мое – Христос. Так говори врагу, прельщающему тебя сладостью брашен, и жалеющему их для других. По святому Макарию, нужно радоваться, что они истребляются другими: чрез это меньше бремени на душе и легче восходить ей на небо. Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 728 1053. Как имя Бог произносить Научись вспоминать и произносить имя Бог всегда с великой верой, благоговением, любовью и благодарным сердцем. Никогда не произноси его легкомысленно. Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 735 1054. Пресыщение есть лишение веры и молитвы Пресыщение есть лишение веры, сердечного умиления и молитвы, источник хулы на Бога и святых, ненасытимая жажда большего, недовольство тем, что имеешь, – лживость сердца: «да не насыщься ложь буду» ( Притч. 30:9 ). Если бы вы спросили: отчего много людей неверующих, не молящихся, не живущих по-христиански, преданных всяким порокам? Ответ готов: от служения чреву-богу. Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 738 1055. Будь смел и решителен на всякое добро, о Христе Будь смел, решителен на всякое добро, особенно на слова ласки, нежности, участия, тем более на дела сострадания и взаимной помощи. Считай за мечту – уныние, отчаяние в каком бы то ни было добром деле. Вся могу, говори, о укрепляющем мя Иисусе (Ср.: Флп. 4:13 ), хотя я и первый из грешников. Вся возможна верующему ( Мк. 9:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Это были все серьезные, талантливые люди, стоящие головою выше своих современников, проповедовавшие глубокие философские идеи. Но ефесянам, привыкшим к вольной и беспечной жизни, было чуждо и ненавистно серьезное занятие наукой 1050 . Благодаря своей живости, подвижности и восприимчивости, они любили послушать наставников, любили и поспорить 1051 . А в наставниках в Ефесе не было недостатка. Здесь были представители учений всех стран – и далекой Индии, и Александрии с Египтом, и Греции, и Рима. Здесь были Иудейские заклинатели злых духов, семеро сыновей Иудейского первосвященника Скевы 1052 . В Ефесе проповедовал Аполлоний Тианский 1053 и многие другие чародеи, обманывавшие народ подобно Иамврию и Ианнию, египетским волхвам 1054 . φσια γρματα (Ефесские письмена) – известны 1055 . Это чародейские формулы, написанные на папирусе или на пергамине; они носились в качестве предохранительных амулетов на руках, на шее, на голове и т. п. 1056 . Ефесян легко было воспламенить и утишить 1057 . В этом отношении Апостол сравнивает их даже с младенцами, увлекающимися всяким ветром учения 1058 . Но они не любили тех, кто проповедовал им новые идеи, расшатывал старые исконные устои жизни, предлагал новое жизнепонимание и новое жизнеустроение. Перерождение они считали делом трудным и неприятным. Поэтому одних из таких проповедников они изгоняли, а другим угрожали смертью 1059 . Как живой и впечатлительный народ, Ефесяне, кажется, более сочувствовали магам, чародеям, стекавшимся сюда со всех концов мира, чем учителям – философам 1060 . Те и другие небольших усилий требовали от своих поклонников, врачуя их духовные и телесные недуги. Легко доставался им мир и покой, и земное счастье. – На жизнь древнего ефесянина неотразимое влияние еще оказывал культ богини Дианы или Артемиды. Знаменитый храм Дианы Ефесской составлял славу и гордость Ефеса. Эту грандиозную постройку сооружали в течение многих лет; вполне она была окончена спустя 220 лет после её начала 1061 . Все цари Малой Азии в количестве ста двадцати семи человек приняли участие в пожертвованиях на эту постройку.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

1044. Слав. от тебе соотв. π σου — в ват., text. recept, а в алекс., син., XII нет. 1045. Апис – телец, считавшийся воплощением египетского божества. 1046. Παρλυσεν — отвязал; лат. subvermim­cлab. разруши. 1047. Πλθος — слав. множество. Значит также: толпа, куча, народ. 1048. λληνικς — по евр. — губительного. 1049. Καλσατε τ νομα, т. е. зовите на помощь, взывайте к нему, кричите громко, и т. п. 1050. Слав. смятение преведе время, соотн. вульг. tumultum adduxit tempus: по греч. Σαν σβ μωδ — без перевода еврейския слова оставлены, которыя нынешние толковники переводят так: „смущение: пропущено время!“ и понимают так: по причине смущения и растерянности в Египетских войсках и военачальниках пропущено нужное для нападения время (Якимов). А некоторые толковники видят в этом загадочном выражении даже намек на значение имени фараона Офри (44, 30): его погибель будет соответствовать его имени (Kautzch. Heil. Schrift. Tüb. 1909 г. 701 s.) 1051. Слав. Фавор соотв. Θαβρ в лук. спп., у Θеодорита и в компл. изд., а обычно ταβριον. 1052. Т. е. несомненно Навуходоносор придет в Египетскую землю. 1053. Σκεη ποικισμου — слав. сосуды пленения. Пользуемся более ясным рус. синод. переводом. 1054. Κληθσεται οα — т. е. в знак того, что постигнут его бедствия и горе. Θеодор. 1055. Слав. оскобл. избранна соотв. в 22, 36, 48, 96 минуск. спп. καλ, в др. нет, в вульг. elegans. 1056. Слав. живущии соотв. в вульг. qui versabantur, по гр. нет. 1057. Слав. не могоша стати соотв. в вульг. nec stare potuerunt, а по гр. οκ στησαν — не устояли. 1058. Слав. их соотв. в вульг. eorum, по гр. нет. 1059. Слав. с силою соотв. в вульг. cum exercitu, по гр. ν μμ – в песке, может быть враги многочисленны будут, как песок морской (ср. Быт. 13:16). 1060. Вражеское войско. 1061. Ея, т. е. дочери Египта. Под Аммоном, сыном Египетской земли, толковники здесь разумеют ВерхнеЕгипетское божество, называвшееся Аммоном. Яким. 1062. Слав. поживут соотв. κατοικισθσεται в text. recept., κατασκηνσει — в XII, mg, а у Фильда, в alex. char. min. ρεμσει — будет спокоен; в ват. и алекс. (по Свиту и Баберу) нет 26 стиха.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

1048. Krumbacher К. Geschichte derumbacher К. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des oströmischen Reiches. 2. Aufl. München, 1897. S. 289.yzantinischen Literatur von Justinianumbacher К. Geschichte derumbacher К. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des oströmischen Reiches. 2. Aufl. München, 1897. S. 289.yzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des oströmischen Reiches. 2. Aufl. München, 1897. S. 289.is zum Ende des oströmischen Reiches. 2. Aufl. München, 1897. S. 289. 1049. Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur dernger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. S. 452-453.yzantiner. S. 452-453. 1050. Cp.: Ibid. S. 448-449. 1051. Mango C.ngo C. Byzantine Literature as a Distorting Mirror. Oxford, 1975. P. 5-6.yzantine Literature as a Distorting Mirror. Oxford, 1975. P. 5-6. 1052. Amphilochia 92//PG. 101, 585 A; 111, 653 D. 1053. Bibliotheca 107bliotheca 107 b, cod. 165 (речь идет о Гимерии)., cod. 165 (речь идет о Гимерии). 1054. Ibid., cod. 172—174. Cp.: Kustas G. L. Studies inid., cod. 172—174. Cp.: Kustas G. L. Studies in Buzantine rhetoric… P. 62.uzantine rhetoric… P. 62. 1055. Bibliotheca 126 a, cod. 181. 1056. Ibid. 126 ab, cod. 181. 1057. Ibid. 156id. 156 b, cod. 192 (A)., cod. 192 (A). 1058. Ibid. 156id. 156 b—157 a, cod. 192 (A). —157 a, cod. 192 (A). 1059. Ibid. 157 a, cod. 192 (A). 1060. Cp.: Аееринцев С. С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда//Новое в современной классической филологии. М., 1979. С. 41—81, особенно с. 61—67. 1061. Об этом нам приходилось говорить дважды — в кн.: Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973. С. 98—106; и в статье: Аееринцев С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения//Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 142—154. 1062. См.: Podskalsky G. Tbeologie und Philosophie in.: Podskalsky G. Tbeologie und Philosophie in Byzanz.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

1051 б) Репродукция представлений . Очень распространенный взгляд в сумме того, что наполняет наше сознание, различает общие созерцания, которыми наш дух обладает a priori, от других, которыми он обязан опыту. Хотя и первые, как это было уже отмечено выше, не врождены в готовом виде, но имеют свою историю развития образуются постепенно под воздействием опыта, тем не менее, они ближе стоят к существу души, поскольку выражают смысл некоторых общих приемов действия, которым мы вынуждены следовать в сочетании и соотнесении всех впечатлений, каково бы ни было их специальное содержание. Эти общие созерцания или формы познания независимы от содержания впечатлений, к которым они относятся, имея общее для всех них значение, независимы от смены в ходе представлений, независимы, наконец, и от воздействия внешнего мира – пусть они этим воздействием и вызываются в сознание, однако с прекращением его, не исчезают из души: отсюда Лотце не считает необходимым для них и содействие телесных органов. Иное дело – созерцания частные или отдельные представления: в них душа стоит в некоторой зависимости от инородной природы предмета, от специального содержания впечатлений и от их изменчивости. Вот для этих-то отдельных созерцаний и может быть необходимо, по Лотце, содействие телесных органов: при порождении из них общих представлений, ослабляется ясность этих созерцаний, и такое ослабление, может быть, требует, в виде противовеса, содействия телесных органов, благодаря которому содержание их всегда сызнова восстановляется в душе – аналогично тому, как это бывает в момент действительная ощущения. 1052 Нужным является такое же содействие, можно думать, и в других случаях потемнения чувственных представлений, напр., при вызове в сознание слабого впечатления, 1053 или для придачи живости нашим представлениям, приближающей их до некоторой степени к ощущениям, напр., представлениям о прежде испытанных радостных и печальных чувствах, 1054 или представлениям о звуках: звуки гораздо живее представляем мы себе, чем цвета потому, что воспоминание о первых сопровождается незаметным говором или пением и соответствующим возбуждением мускульного чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Однако это свидетельство, имеющее прямое отношение к Софийскому собору, не упоминает митрополита и не связано непосредственно с его кафедрой. То, что в записи в качестве свидетелей названы только соборные попы, выводит сам акт церковного утверждения из-под юрисдикции митрополита и переводит его в ведение соборного клироса, организации городского духовенства, чему посвящен в этой работе особый раздел в гл. III. Таким образом, юрисдикция новгородского архиепископа, охватившая в XIV—XV вв. и дела о земельных куплях-продажах и спорах, оказывается явлением местной республиканской новгородской истории, не имеющей, насколько известно, древних корней XI— XII вв. 6. Семейное и брачное право в ведении церкви Церковная юрисдикция на Руси складывалась и развивалась в несколько этапов. Первый из них охватывает время с официального принятия христианства и создания церковной организации и до середины XI в. Это время княжения Владимира и Ярослава; итоги ее развития были зафиксированы в первоначальном тексте Устава князя Ярослава, составленного совместно с митрополитом Иларионом (1051 —1054 гг.). Формирование нового для Руси социально-политического института, церковной организации, потребовало отнести к ведению суда епископов нарушающие общественные и христианские нормы поступки самих священно- и церковнослужителей, т. е. имевших священство попов и дьяконов с их семьями («поп, попадья, поповичи», «дьякон, дьяконовая» в старших текстах Устава Владимира) и причетников, помогающих в церковной службе («проскурница (просфирня), пономарь» и «вси причет -ницы церковные»). Появление монастырей также потребовало отнесения к церковному суду поступков монашества («игумен, игуменья, чернец, черница»). Поскольку христианское духовенство призвано было прививать русскому обществу новые нормы и быть учителем, для поддержания его авторитета судебное разбирательство поступков церковников должно было идти при закрытых дверях. Устав Владимира предписывает: «Аще их кто внидет в вину, судити тех, митрополиту и епискупом опрочи мирян» (или: «а мирян не припущая, аще и верни суть»).

http://sedmitza.ru/lib/text/438147/

темже не презрит и гласа твоего. Премудра Софиа Алексиевна, Богу любезна велия царевна, О немже его имаши молити, даст ти в славу си удобь исполнити. Того премудрой ти выну желаю, Академии привилей вручаю, Иже любезна ти брата создан есть повелением, чинно написан есть, Мудра и щедра Феодора царя, Богом даннаго царству государя. О источниче, Христе, премудрости, ради твоея к России благости Возлюбленною от тя царевною, премудростию ти одаренною, Тщащеюся тя выну прославляти, яко Творца си весьма восхваляти, Благоволи нам свет наук явити и наданием 1049 в век ся утвердити! Да оною зде мудрость утвердится, при твоей славе и ея хвалится Имя, от тебе, Царя, преизбранной, на славу твою и хвалу созданной. Подаждь убо ей, о том тщательнице, благочестия охранительнице, Премудрой Софии царевне, прославляющей тя государыне, То дело начав ей и совершити, и якоже леть есть и утвердити. Да не якоже прежде разрушится, но мощию ти безвредно хранится. Аще бо о сем ты благоволиши, то сердце ея на се укрепиши. В твоей бо руце оно содержиши, аможе хощешь, тамо уклониши 1050 . Уклони, Христе, ей в се и укрепи, от всех препятных случаев 1051 заступи. Сотвори с нею знамение во благо, постыдна яви в том ей противнаго, Да вси познают в том ей помощь твою, прославляющу ю, избранну свою. Подаждь ей вскоре то дело начати, яко премудрой о том прилежати. На земли же лет много здраво жити, славу имени ти распространити, Идеже солнце лучи разсыпает, воды океан своя разливает. А по довольство многих лет с тобою жити ей в небе радостью благою. Мудрой, премудрость ти в век созерцати, оною присно ся увеселяти. Того светлости ти весьма желаю ко стопам твоим главу приклоняю. Чая щедротством ти хранимый быти, богомолец ваш, Дóндеже ми жити. Вашего царскаго великаго милосердия пресветлой и богатой щедрости всякаго блага времяннаго и вечнаго истинно усердный желатель, недостойный монах, грешный Сильвестр Медведев рукою моею. Карион Истомин Домострой 1052 1053 Сию книжицу возми в десницу, Чти 1054 и помни стихи словни,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юлиан, прибыв в Константинополь 11 декабря 361 года, и оставил его в половине следующего мая. В конце июня 362 года он достиг Антиохии и оставался там до 5 марта 363 года, когда он выступил в свою роковую экспедицию в Персию. Таким образом, большая часть его короткого царствования была проведена в двух городах, особенно неблагоприятных его религии, потому что Константинополь никогда до этого времени не был оскверняем публичными жертвоприношениями, а в Антиохии, хотя жители ее были вообще слишком преданы распутству и роскоши, и страстно любили всякие легкомысленные развлечения, христианство было общим исповеданием, так что там было только несколько престарелых лиц, которые с сожалением оглядывались назад на то время, когда язычество было национальной религией. О крайнем упадке старой религии в Сирийской столице можно отчасти судить по рассказу, который передается самим императором, что когда, по восстановлении храма Дафны, близ города, он отправился в него в день великого местного праздника, то нашел, что вместо великолепного церемониала и массы богомольцев, как он ожидал, там присутствовал только один старый жрец, приносивший в жертву лишь одного гуся, которого бедняку притом пришлось купить на свой собственный счет 1050 . Язычество Юлиана было совершенно отлично от древней политической религии Рима, оно было эклектической, философски восторженной системой, более похожей на гностицизм, чем даже на богословие древних греков. Он веровал в одного верховного Бога, которого отождествлял с Митрой или солнечным богом восточного культа. Под главенством этого божества он признавал других покровителей народов, наук и т. п. Он веровал, что мир вечен, и из разнообразия национальных характеров извлекал довод против общего происхождения человечества 1051 . Поклонение иконам было запрещено им на философских основаниях, весьма далеких от народного верования 1052 . Ревность этого обращенца к старой религии далеко превосходила ревность ее наследственных исповедников. Языческий историк того времени описывает его скорее суеверным, чем в собственном смысле религиозным 1053 , и его языческие подданные в общем относились с изумлением и неуважением к щедрости его дорогих жертв и к тому участию, которое он принимал в них, исполняя даже самые грубые и часто отвратительные должности 1054 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010